Пьер после плена война и мир. История персонажа. Пьер Безухов в плену

Одним из главных персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является Пьер Безухов. Его образ ярко выделяется среди других героев эпопеи. В лице Безухова автор изображает представителей передовой интеллигенции начала XIX века, для которых характерны духовные искания, поскольку они не могли больше жить в среде загнивающей системы самодержавия.

В ходе повествования образ Пьера меняется, как меняется смысл его жизни, когда он, наконец, приходит к высшим идеалам.

Мы знакомимся с Безуховым на вечере у Анны Павловны Шерер: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. Внешняя характеристика героя не представляет ничего интересного и вызывает лишь ироническую улыбку.

Безухов – чужой в этом обществе, ведь наряду с его нелепой внешностью у него “умный и вместе с тем робкий, наблюдательный и естественный взгляд”, который не видит в великосветском салоне ни одной живой души, кроме “механических” гостей хозяйки салона.

Получив огромное наследство, Пьер все равно остается в этом обществе, даже, напротив, он еще больше погрязает в нем, женившись на холодной красавице Элен Курагиной.

Однако все в нем противится светскому обществу. Главная черта характера Пьера - его доброта. На первых страницах романа герой простодушен и доверчив, в своих поступках он руководствуется зовом сердца, поэтому порой бывает импульсивным и горячим, но в целом отличается щедростью души и пылкой любовью. Первым жизненным испытанием становится для героя измена Элен и дуэль Пьера с Долоховым. В жизни Безухова наступает глубокий духовный кризис. Герой принимает решение вступить в масонскую ложу, ему кажется, что идея всеобщего братства, непрерывная работа над внутренним миром – в этом и есть смысл жизни. Но постепенно Пьер разочаровывается и в масонстве, ведь дальше анализа собственного душевного состояния дело не идет. Однако Пьер продолжает искать смысл жизни, желая быть полезным миру.

Огромное влияние на взгляды героя оказала встреча во французском плену с Платоном Каратаевым, простым солдатом. Присказки и поговорки, которыми насыщена речь Каратаева, значат для Безухова больше, чем отстраненные премудрости масонов.

За время плена Пьер Безухов становится терпеливым, он стойко переносит жизненные тяготы и невзгоды, а также начинает переоценивать все события, происшедшие с ним до этого: “Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”.

После плена Пьер чувствует себя духовно свободным, меняется его характер. Изменилось и отношение к людям: он желает понять людей, в каждом увидеть что-то хорошее.

По-настоящему счастливым становится Пьер в браке с Наташей Ростовой. В эпилоге романа Безухов предстает перед нами как счастливый семьянин, отец четверых детей. Герой обрел свое счастье, душевный покой и радость. Конечно, Безухова интересуют общественные вопросы, которые касаются не только его личного счастья. Своими мыслями он делится с Николаем Ростовым, братом жены. Но политическая деятельность Пьера остается за кадром, мы прощаемся с героем на позитивной ноте, оставляя его в кругу семьи, где он чувствует себя совершенно счастливым.

Любимый герой

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Тест по произведению

В романе "Война и мир" Толстого более пятисот персонажей. Одна из главных и ярких мужских ролей досталась Пьеру Безухову. В процессе создания своего творения автор сначала планировал его посветить судьбе дворян, участников восстании 1825 года, но в дальнейшем решил вернуться к повествованию более раннего этапа развития России, к периоду юности его персонажей, развитее и становления их. В произведении Толстой выбирает себе любимчиков, и Пьер входит в их число. Образ Безухова самый необыкновенный мужской образ романа, ерой постоянно крутиться в гуще событий. Пьер играет огромную роль в развитии действий романа.

Как одного из любимых героев, Толстой начинает повествование о Пьере с самого начала становления и его развития как личность. По юности Безухов был представлен очень мягким и не отличался сильным характером, но в дальнейшем смог стать организатором сообщества против царя. Героя Пьера автор ввел в произведения в момент властвования в обществе фальши, лести и невежества. Он кардинально отличался от других, он был открытым и прямолинейным человеком. Он был добрым, очень искреннем образом, а данном обществе это было очень не естественно. Люди побаивались Пьера он мог нарушить эту сложившуюся обстановку.

Впервые юного Пьера Безухова читателю представляет Толстой в салоне Анны Павловны Шерер, его демонстрирует как нарушителя общественного спокойствия и порядка, а также спокойного течения вечера. Он не похож на других присутствием умного и наблюдательного взгляда. Люди приветствуют Пьера поклоном, который относиться к низшему сословию. Он незаконно рожденный сын вельможи при Екатерине, графа Безухова, а в дальнейшем и незаконный наследник. В дальнейшем на страницах романа он становиться владельцем тысячи душ и миллионов. И становиться уже желанным и дорогим гостем всех салонов и домов. Толстой не скрывает своей симпатии к Пьеру Безухову и представляет его завидным женихов двух столиц. И женит его на дурном и невежественном существе, петербургской красотке Элене Курагиной.

С помощью образа Пьера Безухова Толстой проносит через весь роман идею постоянного совершенствования и становления.

В характере Пьера есть место еще и бесконечной доброте. Герой молод и поэтому мечта о славе не оставляет его. Он даже участвует и стреляется в дуэли. Он еще готов к непредсказуемым и разрушительным поступкам, по молодости лет. Безухов принял способность поддаваться спокойному течению времени, способность слышать и слушать. В этом его помог Платон Каратаев, учитель праведной жизни.

Толстой дарит Пьеру возможность в полной мере постичь простое человеческое счастье и поженил его уже второй раз на Наталье Ростовой. В дальнейшем в строках романа Пьер опытный семьянин, отец четверых детей. Салоны, встречи масонов, мысли о высоком предназначении остались в прошлом.

В этом и есть его истинное счастье, покой и становление герой. Но останавливаться он не собирается, он смотрит вдаль и строит более грандиозные планы политической деятельности. Но Толстой не показывает этого читателю, оставляя его в семейном, тихом, гармоничном семейном кругу, зная, что именно в этом идеал его жизни.

Вариант 2

В романе «Война и мир» присутствует около 500 персонажей. Среди них особо выделяется Пьер Безухов. Свой великий роман Толстой решил посетить периоду восстания простого народа против государственного правления.

Пьер Безухов является самым любимым героем автора. Герой стал центром всего романа. В качестве главного героя, Толстой описал жизнь и характер Безухова с юного возраста. В книге образ героя меняется несколько раз. В молодом возрасте был слабохарактерным парнем, который не мог проявлять никакого мужества. Внешне герой был толстым молодым человеком, носящим очки. Всегда ходил во фраке и в светлых панталонах. Он часто посещал элитный салон Анны Павловны Шерер и всегда чувствовал себя чужим. В этом обществе всегда царила фальшь, люди из высшего общества говорили друг другу лестные слова, чтобы получить желаемое.

Его положение резко выросло после получения большого наследства. Пьер посещал светские мероприятия, где собиралась только светская элита. Так он познакомился с Элен Курагиной и вскоре женился на ней. Вскоре он разочаровался, узнав, что Элен вышла замуж из – за богатства. В браке она изменяла ему с Дороховым. Он был простодушным человеком и жил только по велению сердца. Пьер отличался безмерной добротой, горячим и импульсивным характером и щедростью души. Такие положительные качества мешали Безухову находить общий язык с влиятельными людьми. После разочарования окружающим обществом, Безухов вступил в масонскую ложу. Данное сообщество поддерживало идею всеобщего братства. Масон Баздеев стал наставником Безухова. Вступив в ложу, герой жертвует крупную сумму денег. Он пишет дневник, в котором пишет свои наблюдения. Безухов хотел найти смысл жизни и обрести смысл жизни.

Встреча и знакомство с солдатом Каратаевым имела важное значение на Безухова. Речь солдата оказала решительное влияние на мировоззрение Пьера. В плену у французской армии Пьер приобрел новые личностные качества как терпение к невзгодам жизни. Он уже не испытывал ненависти к французам и стал по – иному смотреть на жизнь.

По выходу из плена, Безухов изменил свое отношение к людям. Он стремился понять каждого человека и всегда искал положительные черты характера у окружающих. Теперь он мог легко отказывать людям в финансовой помощи. Полное счастье Безухов приобрел после встречи с Наташей Ростовой. Он стал счастливым семьянином и хорошим отцом 4 детей. После женитьбы он оставил масонскую ложу и разгульный образ жизни. Он забыл про Кулагина и Дорохова. С появлением Наташи он обрел новый смысл жизни. Герой обрел счастье и радость, также долгожданный душевный покой. Он решил не останавливаться на достигнутом счастье. Безухов принял решение заняться политической деятельностью. Свои будущие планы он обсудил с братом Наташи Николаем Ростовым.

В конце романа главный герой Пьер Безухов полностью изменился и проявил только свои лучшие качества. Серьезные жизненные трудности сделали из Безухова зрелого человека и счастливого семьянина.

Сочинение Харктеристика и образ Безухова

У меня сложилось такое впечатление, что Пьера Толстой частично пишет с себя. И Пьер, и Толстой пытаются найти истину и смысл жизни. И у Пьера, и отчасти у Толстого несчастные браки. Пьеру хватило силы воли и характера на то, чтобы круто изменить свою жизнь. Толстой тоже протестует – он просто уходит из дома.

Пьер вступает в масонскую ложу. Толстой «ударяется» в религию. Но ни одному, ни другому это не приносит счастья и облегчения. Толстой не видит выхода из сложившегося положения, поэтому, шарахается из стороны в сторону. Извечная беда русской интеллигенции.

Пьер хочет сделать что-нибудь весомое для общества, для страны. То хочет, чтобы была республика, уже видит себя вторым Наполеоном. То, наоборот, хочет победить его. Многие хотели поймать Бонапарта и отвести к царю.

Пьер за свои деньги собирает и экипирует целый полк. Его не останавливает тот факт, что он ничего не соображает в военном деле. Он решает, что именно на него возложена великая миссия – освободить страну от ненавистного Наполеона. Утопическая идея с треском проваливается, а сам Пьер попадает в плен.

Простой русский солдат своими разговорами меняет его взгляды на жизнь. Он прозревает, спадают с глаз розовые очки, очищается ум от ненужных мыслей. В жизни ничего не бывает просто так, значит, нужен ему был этот плен, чтобы освободиться от ошибочных мыслей. Понять своё истинное предназначение.

То, что он искал, лежит буквально на поверхности, у него под носом. А он копался в философских трактатах да масонских ложах. В жизни всё просто – живи сам, наслаждайся жизнью и не мешай жить остальным людям. По злой иронии именно война разрубает этот «гордиев» узел, который завязал на своей шее Пьер.

Толстой тоже освобождается от ошибочных мыслей. Теперь он понимает, в чём, а точнее, в ком смысл жизни.

Жизнь делает Пьеру великолепный подарок. Он женится на Наташе Ростовой, в которую был всю жизнь влюблён, но не мог дать воли чувствам, так как был женат. Он купается в море человеческого счастья. Он любит и любим. Прекрасная жена подарила ему четверых прекрасных деток. Она любит и боготворит его. Вот и вся философия.

Самое главное в жизни любого человека во все времена – это семья. А потом уже работа, друзья, хобби и всё остальное. Семья даёт силу и уверенность в завтрашнем дне. Когда знаешь, что тебя ждут любимые люди – можно горы свернуть.

А можно и на царя замахнуться. Ведь образ Пьера был задуман, как образ будущего декабриста.

Вариант 4

Он не затерялся среди множества остальных героев романа. Можно сказать, что он тоже любимый герой Толстого. Вместе с автором можно увидеть процесс становления человека. От мягкотелого бесхребетного, из которого «верёвки вьют», до человека, замахнувшегося на самого царя.

Впервые мы видим его в салоне Анны Шерер. Что он из себя представлял? Стриженый толстяк в очках, в жабо и панталонах. Ему явно там не место, окружающие изподтишка смеются над ним. Он простодушный и доверчивый и похож то ли на медвежонка, то ли на большого ребёнка. Такой наивный, не знающий жизни, что его можно запросто обмануть.

Когда он получает огромное наследство и становится одним из самых богатых женихов Санкт-Петербурга, насмешки прекращаются. Хитрые и хищные дамы пытаются заполучить богатого жениха в свои сети. И холодной, эгоистичной «кукле» Элен Курагиной этой удаётся.

Но ему приходится снять розовые очки и столкнуться с реалиями настоящей жизни. Его жена ему изменяет, а любовник вызывает на дуэль. Эти события подталкивают его к вступлению в масонскую ложу, где все люди – братья. Так он думает.

Но членство в этой организации не приносит ему ни счастья, ни душевного покоя. А вот простой русский солдат Платон Каратаев своими крестьянскими шутками-прибаутками вылечивает его исстрадавшуюся душу. О, это русское терпение и смирение (до поры, до времени), толерантность к французским солдатам, всепрощение друзей и близких.

После плена Пьер как-будто снова на свет родился. Он терпимее относится к людям, пытается в каждом плохом человеке находить и положительные качества.

Толстой не зря сводит вместе двух своих любимых героев – Наташу и Пьера. Да, Пьер не красавец князь Андрей Болконский, не гусар Долохов, он простоват, полный, в очках. Он красив внутренней красотой. Он великодушен. Достаточно вспомнить, как он уговаривал князя Андрея простить Наташу: «Падшую женщину можно простить». Но князь не простил.

Они просто созданы друг для друга. Они нужны друг другу. Настрадавшись, они достойны простого человеческого счастья. Наташа расцветает от настоящей любви любимого человека. Создают прекрасную семью. Пьер не чает души в своей жене и своих четверых детках.

Описывая семью Пьера и Наташи, возможно, Толстой хотел видеть такой свою семью. Но его жена, увы, не Наташа Ростова. Она изводила его своими придирками.

  • Тема любви в романе Преступление и наказание Достоевского

    Тема любви в романе Федора Михайловича Достоевского является одной из важнейших. Но любовь по Достоевскому, это не то привычное для нас, состояние влюбленных людей в других произведениях.

  • Критика о повести Очарованный странник Лескова

    По поводу произведения Лескова Очарованный странник было высказано много суждений и разного рода всевозможных мнений. Например, критик Михайловский в журнале Русское богатство писал

  • Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.

    Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

    Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей.

    Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н. К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

    Однако образ жизни Пьера здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» — это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему... приложить»;

    Следующий этап нравственных исканий Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением.

    Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно — это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки.

    Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

    Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

    Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

    Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

    Здесь в романе возникает мотив разочарованного героя, «лишнего человека», мотив Обломова. Однако у Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у Пушкина или Гончарова. Человек у Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев», выявляя в их душах все лучшее и подлинное, пробуждая к жизни богатый внутренний потенциал. Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто... способен откликнуться на ее величие...».

    И действительно, 1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

    Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

    Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

    Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», — пишет В. Ермилов.

    И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями».

    Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». С. Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны — идея «круга противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого».

    Однако Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через «каратаевскую закругленность». «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы.

    Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии». Думается, это было необходимо Пьеру в данный период, в нем говорил инстинкт самосохранения, причем не столько физического, сколько инстинкт самосохранения духовного. Жизнь порой сама подсказывает «выход», а благодарное подсознание принимает его, помогая человеку выжить в невозможной для него ситуации.

    Французский плен и стал для Пьера такой «невозможной ситуацией». В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству. Именно поэтому он проникается философией Платона Каратаева.

    Однако потом герой отходит от нее. И причина этого — в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, мира, чувство соборности — положительные черты «каратаевщины». Оборотная же сторона ее — это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру. Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, ...ни на минуту не огорчился бы разлукой С ним».

    Как замечает С. Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера — это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни. Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.

    В конце романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

    Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.

    >Характеристики героев Война и мир

    Характеристика героя Пьер Безухов

    Пьер Безухов - один из главных героев романа "Война и мир". Пьер незаконнорождённый сын богатого и влиятельного графа Безухова, от которого титул и наследство он получил только после его смерти. Молодой граф до 20 лет жил за границей, где получил блестящее образование. Приехав в Санкт-Петербург, он почти сразу стал одним из самых богатых молодых людей, и очень растерялся, потому что не был готов к такой большой ответственности и не умел управлять имениями и распоряжаться крепостными. Пьер очень отличался своей нелепостью и естественностью от людей высшего общества, и некоторые воспользовались его доверчивостью. Князь Курагин , одержимый идеей завладеть состоянием Пьера, женил его на своей дочери Элен . Безухов скоро понимает, что совсем не любит свою жену, что она холодная, распутная и расчётливая женщина, и пытается с ней расстаться. Дуэль с Долоховым и разрыв с женой приводят Пьера к сильному разочарованию в людях и жизни. Он уезжает из города и по пути встречает масона Баздеева, а так как Пьер имел склонность к философским рассуждениям и легко поддавался чужому влиянию, то он вступил в масонское общество, чтобы найти смысл жизни и изменить общество в лучшую сторону. Из-за своей непрактичности у него не получается переустроить и облегчить жизнь своих крестьян, хотя он очень старался и видел своё счастье в заботе о других.

    С началом войны Пьер меняет мнение о Наполеоне , ведь он считал его своим кумиром, а после того, как русские оставляют Москву, Безухов остаётся в городе, чтобы убить Наполеона. Пьер стремится к единению с народом, он понимает, что светская жизнь очень тяготит его. Он помогает солдатам в Бородинском сражении, и чувствует при этом, что нужен на поле боя. А попав в плен, наслаждается тем, что вместе со всеми переносит все страдания. После встречи с Платоном Каратаевым , Пьер начинает задумываться о том, что у каждого человека своё предназначение в жизни. По своей натуре Безухов очень эмоциональный человек и из-за этого ему трудно воспринимать тяжёлую действительность.