Душевный мир индивидуума. О мире душевном и как состояние души влияет на здоровье человека. «Не судите, да не судимы будете»

Энциклопедический словарь

1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь

мир - I а; мн. миры/, о/в; м. см. тж. мировой, мирок, мирской 1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2) Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры … Словарь многих выражений

Душа, нутряк, душевный мир Словарь русских синонимов. внутренний мир сущ., кол во синонимов: 4 душа (59) … Словарь синонимов

внутренний мир человека - ▲ отображение индивидуальный, окружающий мир внутренний мир человека индивидуальное отражение внешнего мира; круг субъективных представлений; каждый человек живет в своем внутреннем мире. душевный мир. духовный мир. мирок. духовная сфера.… … Идеографический словарь русского языка

Дух, сердце, грудь. Дух бодр, плоть же немощна. Стеснилась грудь ее тоской. Пушк. И щемит, и ноет, болит ретивое. Кольц. . Ср … Словарь синонимов

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с жизнью вообще, а также все многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от всех иных форм сущего и живущего.… … Современный философский словарь

- — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

- (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

- (Creangă) (1837 1889), румынский и молдавский писатель. Окрашенные народным юмором сказки и рассказы, автобиографическая повесть «Воспоминания детства» (ч. 1 3, 1880 83), рисующие душевный мир крестьянина и высмеивающие власть имущих. * * *… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Беседа о молитве. Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты , Монах Константин. Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же втом случае, когда человек по…
  • Как сохранить душевный мир , Авдеев Дмитрий. Дмитрий Александрович Авдеев - московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор Института проблем формирования…
В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей.

Если задуматься над тем, почему даже в православных семьях иной раз возникают проблемы с детьми и конфликты между супругами, то нетрудно прийти к выводу: люди просто не умеют обуздывать свои эмоции. Излишняя, неконтролируемая эмоциональность весьма отрицательно сказывается на семейных отношениях. Насколько важно для христианина сохранение душевного мира, видно из слов старца Алексия Зосимовского, которые были адресованы одной паре только что поженившихся супругов: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».

О причинах раздражительности и потери мира душевного так писал владыка Арсений (Жадановский): «Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод - и твое настроение испортилось. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательством к ним. Тоска, уныние, угнетенное состояние духа вызываются предшествующими греховными помыслами, чувствами, делами. Благодать Божия, как утренняя роса, прогоняет все это, освежая сердце и все внутреннее существо человека. Счастлив тот, кто умеет или, лучше сказать, способен быстро привлекать к себе эту благодать Божию: тот легко освобождается от тех душевных страданий, о которых мы говорим». Верующему не стоит забывать, что «раздражительность есть проявление оскорбленного самолюбия».

Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир собственно душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих. В чем заключается в последнем случае умение или искусство жить мирно? На это ответ дает Спаситель: “Придите ко Мне… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11: 28-29)… Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни».

Именно такой благодатный мир стяжал преподобный Антоний Великий. Обратимся к его житию, записанному святителем Афанасием Великим: «Около двадцати лет провел так Антоний, подвизаясь в уединении, никуда не выходя и все это время никем не видимый. После же, поскольку многие домогались и желали подражать его подвижнической жизни, какие-то знакомые его пришли и силою разломали и отворили дверь. Исходит Антоний, как таинник и богоносец из некоего святилища, и приходящим к нему показывается в первый раз из своей ограды. И они, увидев Антония, исполняются удивления, что тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таким же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была чистота нрава; не был он скорбию подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать, но пребыл равнодушным, потому что управлял им разум, и ничто не могло вывести его из обыкновенного естественного состояния».

К сожалению, для простых мирян мир духовный (по сути, это бесстрастие) - состояние, практически недостижимое. Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.

Андрей Сигутин: Моя учительница русского языка говорила, что эмоции следует отличать от чувств, ибо последние характеризуются глубиной и устойчивостью. Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются - вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Поэтому мы и говорим о чувстве любви, а не об эмоции. Екатерина Николаевна, с точки зрения психологии, ощущения, чувства, эмоции - что это такое?

Эти понятия очень часто путают, может быть даже намеренно, поэтому я считаю необходимым дать точное определение каждому из них.

Ощущение - это та информация, которую человек получает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечно-суставное чувство, определяющее положение тела в пространстве.

Эмоции - это ярко выраженные субъективные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей индивида. Эмоции могут возникать самопроизвольно, но поддаются контролю.

Чувства - высокодифференцированные эмоциональные переживания, имеющие отчетливо выраженный предметный характер, которые человек может контролировать.

А.С.: То есть чувства, в отличие от эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться?

Е.К.: Да. Страсти же - это чрезвычайно насыщенные, бурные переживания, которые субъективно оцениваются как исключительные, неподвластные самоконтролю, подавляющие волю человека.

А.С.: Неудивительно, что в мирском, обыденном понимании страсть как состояние человека имеет даже положительную окраску: нередко страстью называют любовь. В Православии же страстью называется страдание, порок, греховный навык.

Е.К.: Как видно из определений, основным критерием отличия чувств от эмоций и страстей является воля человека. Безусловно, свободное волеизъявление, в том числе осознанное подчинение своего внутреннего устроения морально-этическим нормам, является отличительной чертой здорового, независимого человека. Так, человек, подверженный страсти табакокурения, зависим от табака; подверженный сексуальной страсти (намеренно не называю это любовью) зависим от объекта влечения; подверженный азартной страсти - от игровых автоматов, казино; гордый человек зависим от чужого мнения и т.д. Характерно, что страсти всегда бесперспективны, у них нет будущего, только настоящее, которое отнимает у человека все силы, чувства, здоровье, а взамен ничего не дает, кроме кратковременной эйфории. Напротив, чувства, глубокие переживания обогащают человека не только информационно, но и подводят его к новой ступени развития, к самосовершенствованию. Наиболее яркий пример противопоставления страсти и чувства в литературе дан в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Страсть Анны и Вронского, неподвластная им, в итоге привела к опустошению, потерям, профанации счастья, завела в тупик. В противовес им Китти и Левин сохранили свои чувства, несмотря на препятствия; благодаря любви, они обогатились новыми добродетелями, создали основу для дальнейшего роста своих личностей. И все это происходило при полном самоконтроле с их стороны.

Напомню, что святые отцы Церкви настоятельно рекомендовали избавляться от страстей, но не от чувств.

А.С.: Надо ли бороться со своей эмоциональностью?

Е.К.: Человек, живущий среди людей, не может не реагировать на хамство, на чужие страдания; нельзя оставаться равнодушным и к чужой радости. Любой человек, а тем более православный, должен уметь сорадоваться и сострадать ближнему. Но свои эмоции надо уметь контролировать, в противном случае они будут управлять человеком. Как сказал мудрый Соломон, «…владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32). Бороться же надо со страстями, имеющими внешнее эмоциональное проявление: гневом (проявляется раздражительностью, нетерпимостью к чужим недостаткам), унынием (проявляется отчаянием, депрессией), блудом (проявляется сексуальной распущенностью) и т.д.

А.С.: Оптинский старец Никон говорил: «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?». Но как сохранять спокойствие? Екатерина Николаевна, дайте, пожалуйста, практические рекомендации.

Е.К.: Чтобы сохранять спокойствие, надо приучить себя соотносить серьезность события и глубину эмоциональной реакции. Например, разбитая чашка или случайная двойка в дневнике ребенка не стоят того, чтобы тратить на них свои нервы, а вот лень или ложь, грозящие сформировать греховный навык, заслуживают яркого проявления эмоций, но в воспитательных целях. Если в этой ситуации оставаться спокойным, то у ребенка может возникнуть ложное представление о вседозволенности. Кроме того,эмоции не должны продолжаться дольше самой ситуации. Традиционный этикет требует не демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, подавлять, загонять их вглубь себя. Более современный подход рекомендует, наоборот, давать волю чувствам, чтобы сберечь нервную систему. Оба эти мнения я считаю ошибочными. Надо рассматривать конкретную ситуацию в каждом отдельном случае.

В жизни любого человека могут возникнуть обстоятельства, когда спокойствие превращается в преступное равнодушие, а проявление эмоций становится оправданным. Вспомним, ведь Господь выгонял бичом торгующих из храма, но принял крестную смерть и за них тоже. А святитель Николай? Как он спешил известить о невиновности осужденного! Как он, горя ревностью о чистоте веры, ударил Ария и, осужденный людьми, был оправдан Господом! Поэтому, отвечая на вопрос, надо или не надо эмоционально реагировать на то или иное событие, определите для себя: будет ли какая-либо польза от ваших эмоций, или это будет пустое сотрясание воздуха, тягостное и для вас, и для окружающих.

А.С.: Игорь Константинович, есть ли у вас какие-то рецепты, как выработать в себе спокойствие?

К спокойствию приводит борьба с раздражительностью. Совет один - только терпеть! Терпение бывает двух видов. Первый - когда терпим чисто психологически. Приведу пример, чтобы было понятно. Боксер на ринге; идет бой. Спортсмен один удар пропустил - упал, другой - снова лежит, как будто в нокауте. Кажется, он уже не поднимется. Но нет, опять встает… То есть поверженный боксер за счет сверхнапряжения всех своих сил и максимального усилия воли поднимается и, превозмогая себя, пытается продолжать поединок Но это не означает, что бойца наполняет терпение; в нем теперь осталось место лишь для нетерпения… Он свое напряжение не переработал, не трансформировал. Раздражительность, злость и негодование проигрывающего присутствует в душе у боксера. Психологи рекомендуют, чтобы снять раздражение, переключаться на иную деятельность: например, когда тебе плохо, ты принимаешься писать картины или колоть дрова, как это делал герой А. Челентано в известном фильме. Терпение православного человека - это особое состояние. Ведь православная аскетика имеет своей целью преображение. Верующий терпит не ради себя или культуры, не ради даже чувства такта, а ради Бога. Если же ты терпишь ради Христа, чтобы выполнить Его заповеди, то Господь подает тебе помощь, и ты как бы переплавляешь свое внутреннее «я». Особенно, если при этом используешь благодатные средства - покаяние, причастие. Однажды один духовный человек мне посоветовал: не можешь терпеть - кайся, что не можешь терпеть. Покаешься - и Господь даст силы. Причастишься - укрепит. Вот я по натуре человек «взрывной», очень эмоциональный. Но у меня этот способ борьбы с раздражительностью, слава Богу, «работает».

А.С.: Внешне вы очень спокойный.

И.Л.: На самом деле я весьма вспыльчивый. И мне эта школа терпения нелегко дается. Каждый день хочется вскипятиться. Но, опять-таки, когда моих душевных сил уже не хватает и думаешь: «Все, невозможно больше сдерживаться…», то Господь дает терпение, укрепляет. Это знаю по опыту. Жизнь-то христианская - благодатная. Вот это самое главное. Не мы все делаем, а Господь все делает с помощью нас, подавая благодатные силы. И поэтому получается преображение. Сегодня ты не стерпел, а завтра уже стерпишь - потихоньку, помаленьку. Других средств победить свой внутренний разлад нет. А то, первое, психологическое, терпение всегда заканчивается взрывом: рано или поздно чаша переполняется. Каким будет взрыв, зависит от человека: полезет ли он при этом в драку, как-то еще выплескивать из себя негатив станет, скандал ли устроит. Русские мужики, как правило, топят негатив в вине. Это обыденное, бытовое терпение - безблагодатное, оно не преображает человека. Можно всю жизнь так терпеть и внутренне не измениться. А христианское терпение преображает, и из вспыльчивого человека ты превращаешься в более спокойного, терпеливого. Весь вопрос в том, насколько у верующего есть рвение к этому, насколько он осознал необходимость борьбы со страстями. Неслучайно покаяние, по-гречески метанойя , переводится как «изменение» - изменение сознания, ума. А так как в аскетических трудах написано, откуда появляется раздражение, то, зная причины, надо их устранять с Божией помощью.

Правда, сейчас очень много внешних факторов для раздражительности. Психология учит, что источник раздражения надо убирать. А это неверно, с точки зрения православной аскетики. Если меня раздражает мой любимый человек, я что, должен с ним развестись? Или отправить его в длительную командировку? Нет, наоборот. Надо быть еще более плотным в общении с ним, преодолевая свое раздражение.

А.С.: Игорь Константинович, как вы воспитываете в себе смелость, спокойствие, уверенность, самообладание?

И.Л.: Стараюсь выполнять заповеди. Много читал книг по аскетике, поэтому знаю, как необходимо поступать в соответствии с церковной традицией.

А.С.: То есть уповаете на волю Божию…

И.Л.: Я стараюсь делать все то, что должен исполнять православный христианин, для того, чтобы получить спасение. Больше этого я ничего не делаю. Господь милостив ко мне. Я давно убедился, что община «Спас», в которой нахожусь, - это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. Всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Также ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность и прочее.

А.С.: Значит, все-таки воспитываете в себе эти качества?

И.Л.: Да. Но это происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике - это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над своей душой. Ведь Господь всеми управляет, именно Он воспитывает. Бог дает тебе возможность каждый раз обратить внимание: сегодня - на одно, завтра - на другое. То есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. Это очень важно. Понимаете, часто верующий начинает подвизаться не в меру и не по разуму. В своем духовном развитии он нередко упирается во что-то и… начинает буксовать. А все же на самом деле просто: живи внимательно, и увидишь, как сама жизнь заставит тебя воспитывать себя. К тому же, воспитание - процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают.

А.С.: В Православии особо не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему?

И.Л.: Обязательно. Святой Феофан Затворник пишет об этом. У апостола Иакова также написано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8), на такого человека надеяться невозможно - он сам на себя опереться не может. А философ Иван Ильин вообще выработал чеканную формулировку: христианин должен быть именно уверен в себе, каждый его шаг должен носить религиозное обоснование. Если же твой шаг, как Ильин говорит, религиозно оправдан, то появляется уверенность. Это тот самый стержень, который дает тебе возможность смело обращаться к Богу с дерзновением и говорить: «Вот я перед Тобой, Господи». Любое наше действие, даже малозначащее, нужно переводить в религиозную плоскость - мы к этому призваны. Тогда будем тверды, и у нас появится четкий и ясный внутренний критерий выбора: «да» или «нет», - основанный на понимании: нравственно или безнравственно что-либо. У нравственности есть только две категории, третьей не дано.

Конечно, надо быть уверенным, но это не самоуверенность. Это уверенность в правоте своих деяний. Некоторые люди свою уверенность черпают не из религиозного, а из самостного источника, то есть они действуют по принципу: «Я сказал!..». И тогда это очень плохо и губительно для души, потому что человек становится самодуром.

А.С.: В Священном Писании сказано: «Благоразумный хладнокровен» (Притч. 17: 27). Излишняя, неконтролируемая эмоциональность ведь отрицательно сказывается и на семейных отношениях?

И.Л.: Конечно. Человек, как правило, просто не может обуздывать себя, сдерживать, управлять собой. Вот в чем дело. Ведь вообще к каждому человеку нужно относиться бережно и в то же время быть с ним предельно осторожным, как с огнем, - один старец давал именно такой совет. Бережно, чтобы не погасло пламя, а осторожно - чтобы не обожгло. А в семейной жизни придерживаться сего принципа, думаю, наиболее важно. Между эмоциональной, будем так называть, сферой и телесной - очень тесная связь. Как ты можешь иметь телесные отношения с женщиной, если вы с ней в ссоре? Здесь сразу же возникает первая проблема. А если нарушаются супружеские взаимоотношения, играющие немаловажную роль в браке, то этот негатив сразу же распространяется на бытовую сторону семейной жизни. В этом случае происходит разделение на два постоянно противоборствующих лагеря: женщина - потребленческая сторона, потому что она как хранительница очага подсознательно отождествляет себя с семьей: все, что надо ей, - нужно семье, и мужчина - снабжающая сторона (то есть муж как охотник). И соответственно, отношения складываются примитивные: охотник пришел, а сколько добычи принес? Если принес мало добычи, значит, охотник - плохой, а если плохой охотник, значит - негодный мужчина. Отношения складываются весьма тривиальные. Их может преобразить лишь устремленность супругов ко Христу и взаимопонимание друг друга.

А.С.: Я имел в виду несколько иную эмоциональность, когда человека так допекают, что его уже как бы «несет».

И.Л.: Ну, склонность к истерии и подобному присуща, в основном, женщинам, среди них это достаточно распространенное явление. На то она и представительница слабого пола, чтобы ее «несло». Нельзя ей ставить это в вину. Просто у нее природа такая. А мужчина должен как бы «структурировать ее», ему необходимо постепенно гасить в ней эту нездоровую эмоциональность, всячески успокаивать жену. Каким образом? Это уже искусство семейной жизни.

А.С.: Но для этого сначала мужчине надо научиться быть спокойным.

И.Л.: Конечно. Эмоции необходимо контролировать. Что такое эмоции? Это ответная реакция на что-либо, отрицательная или положительная. И даже если положительные эмоции «зашкаливают», это тоже плохо. Здесь тоже нужно идти «срединным путем».

А.С.: Екатерина Николаевна, что такое душевный мир с позиции православного врача?

Е.К.: В этом вопросе мнение православного врача ничем не отличается от мнения любого православного человека. Это единство эмоций, воли и разума вкупе с чистой совестью. Кому-то это может показаться недостижимым, но на самом деле надо лишь следовать одной мудрой молитве: «Господи! Дай мне сил, чтобы сделать то, что я могу сделать; дай мне смирения перед тем, что я не могу сделать; и дай мне мудрости, чтобы отличить первое от второго!».

Долги появляются потому, что человеку не хватает денег. И он вынужден брать в долг, правильно? От бедности и недостатка средств появляются долги, а потом долг усугубляет ситуацию. И долги растут, делая его ещё беднее. Это обычное объяснение, но не все так просто. Иногда долгами обременён человек вполне обеспеченный, казалось бы. Не бедный. Но постепенно его благополучие тает и пожирается долгами, которые накапливаются и накапливаются. И душевное равновесие исчезает, ведь долги требуют вернуть. Напоминают, угрожают, портят нервы и кровь…

Зачем благополучный и не бедный человек влезает в долги? Зачем меняет двухкомнатную квартиру на четырехкомнатную и берет огромный невыгодный кредит? Зачем покупает новую машину, ведь старая ещё нормально ездит? Или вот - не платит вовремя по счётам и накапливает огромный долг, который трудно выплатить? Или вообще происходят события, которые требуют вложения средств. Вроде бы помимо воли самого человека происходят, но он снова в долгах, - пришлось занимать или брать кредит. И паутина все крепче держит, а пауки высасывают все соки…

Винить надо только себя, так говорят. Но есть вещи, которые лежат вне нашего сознания. Например, никто не хочет упасть и ушибиться. Но падает иногда, если испытывает подсознательно желание себя наказать, причинить себе боль. Или в аварию попадает. Или попадает в долговые тенеты... А иногда это может быть связано с негативным влиянием другого человека. Образ того, кто желает нам зла, превращается в автономную силу, по выражению Юнга, и изо всех сил «толкает» нас или подводит к месту, где с крыши падают кирпичи…

Долги появляются у вполне благополучных и адекватных людей из-за того, что они считают себя должными - подсознательно. Их мучает какой-то долг или ложное представление о том, что они кому-то задолжали очень. И эта подсознательная программа заставляет человека разрушать своё благополучие и влезать в реальные долги; это наложенное на себя наказание, проклятие вечного долга. Есть такая гипотеза.

Вот пример: одна женщина оказалась в ужасных долгах. Как-то исподволь, незаметно накопились платежи, потом она потеряла бизнес и ещё больше стала должна. Приходилось платить ипотеку за большую квартиру, платить стало нечем, а за квартплату приходили большие счета. Она взяла ещё один кредит, а потом заболела и понадобились деньги на лечение… Все это происходило исподволь, постепенно, она не сразу оказалась в паутине. Но с каждым долгом, который должен был решить проблемы хоть на время, ее положение становилось все хуже и хуже. Взятые в долг деньги не решали проблемы, а притягивали новые.

У этой женщины была очень сложная мама, отношения были плохими. Мама с детства внушала дочери мысль, что та должна. Должна уже за то, что на свет родилась. Должна маме! И мама напоминала о долге всегда, такие были отношения. Потом дочь дистанцировалась от матери, помогала материально, но общаться было невозможно. Вроде бы все правильно сделала, но долги стали душить и убивать. Мама в подсознании твердила: «ты должна! Должна!», - и дочь покорно выполняла эту команду-приказ. Иногда долги - это следствие того, что человеку внушают мысль - он должник. Должник, и точка! Или сам человек внушает себе эту мысль, чувствуя себя виноватым и обязанным. Он может это не осознавать, но долги копятся и копятся, а жизнь превращается в ад. Благополучие уходит.

Надо сесть спокойно поздним вечером, когда контроль сознания чуть ниже, и на листочке написать людей, которым вы должны. Нет, не деньги. И объективно вы вообще можете быть ничего не должны. Надо написать имена людей, которые могут думать, что вы им должны, понимаете? Они могут так считать - вы им должны. Или общество может так считать, социум. Или родственники этих «кредиторов» из подсознания. Скажем, вам пришлось прекратить содержать родственника, который не желал нормально работать, а привык жить за ваш счёт. Или вы редко навещаете токсичного родителя, который считает, что вы должны круглосуточно терпеть его выходки и претензии… Или вы ещё в школе взяли в долг на билет в кино и не отдали долг однокласснику. Он забыл. Но подсознание все считает и учитывает, почище коллекторов. И вы материализуете ситуацию, «полицейского из библиотеки», как в повести Кинга, который преследует вас и отравляет жизнь. Надо честно и скрупулезно написать на бумаге все предполагаемые «долги», которые вы можете вспомнить.

А теперь поговорите мысленно с каждым «кредитором». Если не можете отдать копеечный долг - прошло много времени!, - попросите прощения. Скажите, что помните и просите простить долг. А если долг выдуманный и вам его навязали, «поставили на счётчик», шантажируют и вымогают, скажите, что вы ничего не должны. Что желаете здоровья и благополучия кредитору, но вы ничего не должны. И приведите доказательства, можно их записать. А потом зачеркните поочередно свои долги. Главное, сделать все честно и искренне. Вот оставшиеся реальные долги - с ними придётся рассчитываться и разбираться. Но теперь дело пойдёт легче, потому что вы обнаружили негативную программу в подсознании и начали с ней работать. Осознавать - это работа.

Попробуйте этот метод избавления от программы «вечного должника». Он не имеет противопоказаний, но часто даёт удивительные результаты. Кому мы должны и кто считает нас должниками? Кто транслирует нам программу должника? Почему мы наказываем себя долгами? Это одна из причин долгов. Их много, этих причин. Но эта психотехника даёт хорошие результаты в определённых случаях.

Анна Кирьянова

Publisher: Gaya - сентября 22, 2019

,

«Не воспринимайте жизнь слишком серьёзно. Вам всё равно не удастся выйти из неё живыми».

Эта фраза принадлежит Элберту Хаббарду. Она является глубокой истиной.

Многие люди терзают себя даже по самому незначительному поводу. Они беспокоятся о ежедневных взаимодействиях с людьми и впечатлении, которое они производят на других. А иногда даже расстраиваются из-за одного слова в простом электронном письме.

«Люди склонны воспринимать всё слишком серьёзно. Особенно себя. Да. И это, вероятно, то, что заставляет их бояться и испытывать боль большую часть времени. Жизнь слишком серьёзна, чтобы воспринимать её всерьёз», – говорит Том Роббинс.

Иногда серьёзность включается, когда мы рассматриваем всё как свидетельство наших способностей, ценностей, этики. Когда вы сомневаетесь, спросите себя, пытаетесь ли вы что-то доказать.

У каждого есть обязанности и цели. Есть, вероятно, бесчисленное количество вещей, которые вы должны делать, и так много людей зависит от вас.

Серьёзность должна присутствовать в количестве, соответствующем ситуации. И только вы можете определить вес каждой проблемы или препятствия, которое вы должны преодолеть.

Чрезмерный акцент на серьёзности в жизни приводит к узкому пониманию того, что стоит вашего времени и внимания. Это может даже сделать вас менее продуктивными, заставив нервничать по поводу одной конкретной вещи.

Вы также можете неверно оценить реакцию других людей, если вы слишком серьёзно относитесь ко всему. Серьёзный подход усложняет взаимодействие с другими людьми. Когда вы перестаёте воспринимать всё слишком серьёзно, вы формируете более искренние связи, которые могут оказать положительное влияние на вашу жизнь. Расслабленная личность – это не признак того, что вы безответственны.

Проблема слишком серьёзного отношения к себе заключается в том, что мы предпочитаем искать одобрение — страх быть отверженными мешает нам жить наилучшим образом. Мы позволяем людям стать нашими судьями.

Боязнь насмешек заставляет нас чрезмерно всё анализировать. Потребность в угождении и совершенствовании поглощает нас.

Когда вы ошибочно убеждаете себя, что мир – это сцена, вы становитесь актёром, который должен давать представление, чтобы угодить. Такой образ мышления может сделать всю оставшуюся жизнь несчастной. Жить, давая бесконечные представления, утомительно — нам всегда приходится играть какую-то роль.

Часто люди, которые воспринимают всё слишком серьёзно, являются перфекционистами и не способны терпеть несовершенство и уязвимость.

Но вот в чём суть: вы начинаете жить по-настоящему, когда не слишком беспокоитесь и не поглощены в каждый потенциальный сценарий «А что, если?». Стресс и беспокойство не являются способом решения жизненных проблем.

В то время как вы заняты беспокойством обо всём на свете, вы упускаете возможность наслаждаться мелочами, которые имеют значение. Вы упускаете моменты значимости, которые могут сделать вас счастливыми и реализованными в жизни. Вы упускаете возможность общения с людьми на более глубоком уровне.

Представьте себе мир, где каждый уделял бы первоочерёдное внимание заботе о себе и собственном благополучии, вместо того чтобы делать акцент на всём плохом, что происходит в жизни.

Вот глубокая истина: хотя всё далеко не идеально, солнце по-прежнему встаёт и садится каждый день. Небо не падает. И не упадёт. Эволюция и трансформация всего, что нас окружает, продолжится даже тогда, когда нас не станет.

Вы, вероятно, можете увидеть это в собственной жизни. Вы меняетесь, но вы слишком заняты, чтобы замечать это или наслаждаться процессом.

Перестаньте жить в своей голове. Всё это бесполезное беспокойство стоит вам здравомыслия. Постарайтесь перестать воспринимать всё так серьезно, чтобы увидеть перемены, которые происходят в вашей жизни. Переключитесь на то, что вы всегда хотели, но убедитесь, что процесс приносит вам удовольствие.

Стройте и улучшайте свою карьеру, но не превращайте её в свою жизнь. Это не одно и то же. Конечно, нужно планировать свои финансы, но не жалеть о каждой копейке, которую вы тратите на кофе. Проводите время с семьёй, друзьями и коллегами, не слишком беспокоясь о том, что они думают о вас.

Правда в том, что никто не думает о вас и не судит вас так, как судите себя вы.

Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью

Здравомыслие возвращается, когда вы сосредотачиваетесь на том, что под рукой, стараетесь изо всех сил и продолжаете двигаться вперёд. Цените свой путь так же, как и цель, которую вы преследуете. Никто не совершенен и не знает всех ответов. Я просто выжимаю максимум из каждого дня.

Просто дивите. Или ещё лучше – учитесь жить, с нетерпением ожидая сегодняшних возможностей.

Вещи могут казаться слишком важными. Это вызывает напряжение. Когда жизнь становится чересчур серьёзной, вы перестаёте жить. Не нужно беспокоиться обо всём, что, как вам кажется, вы должны сделать. Следите за тем, что вы говорите себе, чтобы начать ценить то, что вам удаётся.

Используйте простые вопросы, чтобы держать фокус. Когда вы почувствуете, что внутри вас начинает бурлить напряжённая серьёзность, задайте себе следующие вопросы:

Стоит ли из-за этого расстраиваться?

Неужели это так важно прямо сейчас?

Неужели ситуация настолько плоха, что её невозможно исправить?

У вас нет контроля над многими вещами. Нет ничего, что вы можете контролировать, кроме текущего момента.

Выйдете из порочного круга, настроившись на более яркую и лёгкую версию себя. Добавьте больше юмора в свою жизнь – окружите себя положительными людьми, перестаньте смотреть новости, включите вместо них комедию. Уязвимость – это нормально. Переключите своё внимание на возможности.

Научившись привносить в свою жизнь лёгкость, вы сможете перестать быть слишком серьёзным и проводить больше времени, наслаждаясь жизнью.

Нет, не всегда будет легко. Но жизнь по-прежнему хороша – смейтесь, веселитесь, будьте открыты и свободны. Улыбайтесь – это бесплатной лекарство. Просто живите!

Publisher: Gaya - сентября 22, 2019

Стоиков зачастую воспринимают людьми суровыми, готовыми, стиснув зубы, терпеть все жизненные трудности. Но суть их философии вовсе не в этом. И нет, они не унылые зануды.

Вы, наверное, наслышаны о стоиках, однако большая часть ваших познаний не имеет ничего общего с истиной. И нет, это не унылые зануды. Древние стоики были в числе первых, кто предложил, как можно улучшить жизнь.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоики очень интересовались психологией человека и были вовсе не чужды к использованию психологических приемов для преодоления определенных аспектов человеческой психологии – вроде негативных эмоций».

1. Что худшее может произойти?

Вы уже задавались этим вопросом? Что ж, тогда вы тоже стоик. Дело в том, что «негативная визуализация» является важнейшим инструментом стоицизма.

По иронии, реальные размышления о том, насколько все может быть плохо, часто заставляют нас понять, что все не так уж и плохо.

Стоики называют это «преднамеренностью» – умиротворение разума во многом достигается с помощью тщательных, детальных и сознательных размышлений относительно того, насколько плохо все могло бы быть. В большинстве случаев вы поймете, что ваша тревожность и страхи преувеличены.

Да, мысли приятными не назовешь, но не заставляют ли они начать ценить все это еще больше? Всего несколько секунд размышлений о наихудшем способны существенно усилить ваше чувство признательности.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Возьмите за правило в свободную минуту представлять себе потерю чего-то ценного. Это может заставить вас осознать, пускай и ненадолго, насколько вы счастливы и за что должны быть благодарны, несмотря на текущие обстоятельства…»

Научно доказано, что именно благодарность лежит в основе единственной и действительно эффективной техники повышения уровня счастья. И хотя сознательные размышления о возможной утрате кажутся странными, но факт остается фактом – они приводят к появлению сильных мотивирующих эмоций.

Признательность – это отказ принимать вещи как должное. В итоге вы остаетесь счастливыми даже после того, как вещи перестают восприниматься вами как новые. С помощью признательности вы поддерживаете существование своей любви.

2. Как будто

Стоики высоко ценили спокойствие, а гнев рассматривали как время, потраченное впустую. Но что делать, если ваша кровь закипает в жилах? Просто улыбнитесь и говорите спокойно. Сенека утверждал, что если сохранять спокойствие в поступках, то человек и сам становится спокойнее.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «В момент гнева Сенека советует постараться «переключить все показатели злости». Мы должны заставить себя расслабить лицо, смягчить голос и сбавить темп ходьбы. Сделав это, наше внутренне состояние быстро наладит внешнее, а гнев, по словам Сенеки, рассеется».

Но срабатывает ли такая подделка спокойствия на практике? Да, и этому есть научные доказательства: исследователи просто попросили людей больше улыбаться, и те действительно почувствовали себя более счастливыми.

Вы желаете спокойствия и мира душевного. Но никак не можете его достигнуть. О! это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного… А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь, прежде Крестной смерти Своей, много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем, и нам оставил Собой образ, да последуем стопам Его… еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы – духовные воины – должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т.е. победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и пр., тогда и этого дара удостоимся – мира душевного (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Божией благодати за труды, подвиги и понесение искушений… а ты что понесла, а ищешь награды? Смиряйся и считай себя недостойной этого. И напомню от старцев духовных: «Кто ищет покоя, он бежит от него, а кто предает себя на крест смиренным мудрованием, обретает покой» (прп. Макарий, 20).

* * *

Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? – не всегдашний ли плен? (прп. Макарий, 20).

* * *

Немирство наше происходит от нашего неустроения, а не от чужих страстей: они своими пороками не влагают в наши сердца немирства, но только обличают и показуют нам, что в нас есть и какой залог мы имеем в себе (прп. Макарий, 20).

* * *

Мы, согрешая перед Богом, теряем мир, а покаянием он возвращается – милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим этот пламень, то водворяется и мир (прп. Макарий, 20).

* * *

Я писал к вам, дабы не был самонадеян ваш мир, но поставьте стражу: любовь и смирение. Любовь не падает, а смирение еще более не допустит и укрепит, но тут нужна работа, а не слова (прп. Макарий, 20).

* * *

Вопрос твой на евангельские слова: и на земле мир (), – «где же мир?» – не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиной, что лишаемся его; исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей их требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвой и мира не имели, оным (пришествием) примирены с Отцом (прп. Макарий, 20).

* * *

Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием (прп. Моисей, 23).

* * *

Отчего нет мира в костях наших (), в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас (прп. Антоний, 20).

* * *

Избави Боже вас от особых партий, и чтобы одна другой не знала; это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (), а когда ее нет, то чьи же будут ученики?

Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: (). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: на всяком месте владычество Его (см. ), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души (прп. Амвросий, 1).

* * *

Не вотще сказано в псалмах: ищи мира и стремись к нему (), т.е. всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние, и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать (прп. Амвросий, 1).

* * *

Пишешь... что согласна бы жить в N., если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: В мире будете иметь скорбь (). Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других (прп. Амвросий, 1).

* * *

Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, это будет прочнее. Одни царственные особы ради умиротворения уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению. Благоразумному разбойнику и голени перебили – он ради получения обещанного Господом Царствия Небесного все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от которого усиливаются все твои душевные брани и ты лишаешься мира (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т.е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Сказано: любящим Бога… все содействует ко благу (). И в другом месте: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (). А если нет мира в костях наших(см. ), то явно, что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее (прп. Амвросий, 5).

* * *

Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдохновенный пророк Давид, глаголя: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (). Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить Закон Божий и постараться исполнять евангельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея от начала 5 главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного (прп. Амвросий, 15).

* * *

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна и будешь мирна! (прп. Амвросий, 14).

* * *

Иисус Христос родился для того, чтобы на земле поселить мир. А потому, если желаешь иметь мир, то имей Иисуса, если не в сердце, то хоть в устах (прп. Анатолий, 18).

* * *

Когда душа скорбями, терпением посильным и смирением поочистится от страстей и особенно демонской гордости, обрящет мир, тогда она и сподобляется Богоявления, т.е. Бог Сам видим бывает душой и живет в ней. И было в мире место Его . А следующие слова: и жилище Его в Сионе (). Это от вас еще далеко. Много надо ума и подвигов, чтобы вознестись до этого. А мир вы можете найти сначала в своей душе, а потом с сестрами, а потом и с Богом. Тогда и будет у нас Богоявление. А потому и старайтесь снискать мир вожделенный. Конечно, сами не можете, а попросите Бога, и даст вам мир, всяк ум превос ходящий () (прп. Анатолий, 18).

* * *

Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем их имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели: тогда прощай, мир душевный (прп. Анатолий, 18).

* * *

Что на душе мир и со всеми покойна, то Бога благодари и всеми силами сей мир хранить старайся, ибо он Бога вводит в душу (прп. Иосиф, 19).

* * *

При разных неудачах [прп. Нектарий] советовал говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», – и так повторять, пока не почувствуешьмирвдуше(прп.Нектарий,20).