Что нужно чтоб ощущать себя чаще счастливым. Что нужно человеку чтобы быть счастливым? Законы счастливой жизни

Прежде всего - простота в строительстве,
серьезность в целом;
благородство без высокомерия,
величие без показной роскоши…
Из инструкций короля Филиппа архитектору Толедо

Как добраться

много итальянских и испанских живописцев. Босха и его учеников здесь даже больше, чем в Прадо.

В отличие от Прадо, где все сопровождающие полотна надписи на испанском, в Эскориале к каждому залу прилагается стендик с информацией.

В какой-то момент картины заканчиваются и по указателям мы выходим в знаменитый «Зал сражений», или, как его еще называют «Зал алебард».

«…я, ступив четыре шага, оказался на широкой галерее: потолок и стены ее были украшены фресками, изображавшими батальные сцены, а из меблировки имелись только письменный стол с чернильным прибором на нем и кресло. Девять окон, выходивших во внутренний двор, давали достаточно света, чтобы я мог разглядеть висевшее на дальней стене полотно, запечатлевшее схватку христианских рыцарей старых времен с маврами, причем все детали вооружения и сбруи выписаны были в мельчайших подробностях. Тогда, впервые оказавшись в так называемой «Галерее Сражений», я не в силах был себе представить, до какой степени эти картины, прославляющие былые триумфы Испании - громкие победы при Игуруэле, Сен Кантене и Терсере, - равно как и весь остальной дворец, станут мне привычны и знакомы».

Кроме галереи Сражений, где мы рассматривали полотно не менее получаса, можно зависнуть еще и в зале карт, рассматривая карты известного тогда мира, на которых, например, еще нет Франции, но есть Фландрия и Бургундия. Да, и Россия тоже на кое-каких картах имеется.

Хорош также зал, где висят портреты Габсбургов – даже если не знать, что это всё сплошь представители одной семьи, это заметно сразу: фирменные выпученные глазки и оттопыренная нижняя губка – многочисленные родственные браки на пользу потомкам не пошли. В приемной зале привлекают внимание двери из семнадцати сортов дерева, подаренные испанскому королю Максимилианом Австрийским в 1567 году.

Уникальная работа - потому и защищены бронебойным стеклом. Из спальни Филиппа II и прилегающих комнат очень красивые виды на сады Эскориала.

«А сады, и вправду поражая воображение, складывались в диковинные фигуры, причудливыми лабиринтами огибали десяток фонтанов, где лепетала вода. Защищенные от порывов северного ветра фасадом самого дворца монастыря, по стенам которого на шпалерах вились жасмин и шиповник, они прелестными террасами уходили к южному крылу, открывая взгляду пруд, где плавали утки и лебеди. С юга и запада зеленовато серо синими громадами подступали горы, а на востоке далеко, до самого Мадрида, тянулись необозримые пастбища и королевские леса».

Часто пишут, что спальня короля, где он и умер, поражает аскетизмом. Ну не знаю, сколько мне довелось в своей жизни посетить замков и дворцов, везде личные покои вельмож и королей были гораздо скромнее парадных залов, блещущих золотом, росписями, мрамором или чем-то еще. Спальня как спальня, прямо скажем, не келья. Зато прямо из нее король мог пройти прямо в церковь, а когда был уже не в силах вставать с постели, кровать придвинули к окошку, через которое монарх мог присутствовать на всех службах.

В зале карт находится еще солнечная линия – металлическая полоса на паркете, которая проходит к окну, и на конце ее изображен герб и буква F. Это специальный дивайс: когда-то в стене комнаты была специальная дырочка, через которую в комнату проникало солнце, в полдень солнце было ровно на этой линии, и таким образом во дворце проверяли часы. Буковка F обозначает короля Фердинанда VI, при котором эту штуку сделали.

Пантеон королей (Pantheon de los Reyes)

Выглядит усыпальница королей Испании, начиная с Карла V, императора Священной Римской империи, как 26 золоченых мраморно-яшмовых саркофагов, поставленных в 4 ряда. Построена она точно под алтарем базилики.

Здесь не были погребены только Филипп V, который похоронен в Сеговии, Фердинанд VI, чья могила находится в Мадриде, и Амадео Савойский, нашедший покой в Турине. Последним здесь был погребен король Альфонсо XIII. С королями рядом лежат жены, ставшие матерями королей. Прочие жены похоронены в пантеоне принцев (инфантов). Исключение составляет единственная королева со времен Филиппа II – Изабелла II, которая похоронена вместе со своим мужем Francis Asis de Bourbon, принцем-консортом, ставшим отцом короля; второе исключение – королева Изабелла де Бурбон, не ставшая матерью короля, но погребенная здесь потому, что ее сын, наследник престола, умер гораздо позже ее.

«Королева у нас была красавица. И француженка. Приходилась дочерью великому Генриху IV, имела от роду двадцать три года, белую кожу, ямочку на подбородке. Хоть величие ее величества и умерялось природным умом и тонкостью, однако всякий бы сразу сказал, что она рождена царствовать: эта чужестранка уселась на испанском престоле так же непринужденно и уютно, как ее свойственница Анна Австрийская, сестра Филиппа Четвертого и жена Людовика Тринадцатого - на престоле французском. Когда же неумолимый ход событий привел к схватке дряхлого испанского льва с молодым галльским волком - решалось, кому быть повелителем Европы, - обе королевы, воспитанные в строжайших понятиях о долге и чести, определяемых голубой кровью, без раздумий и колебаний поддержали своих августейших мужей, а интересы новых отечеств восприняли как свои собственные. Так что суровые времена, которые наступить не замедлили, породили любопытный парадокс: мы, испанцы, которыми правила француженка, резались с французами, которыми правила испанка. Вот, черт возьми, какие неожиданные коленца откалывают политика и война».

Прочитав заранее, что здесь же похоронен со своей женой, доньей Марией (Doña María de las Mercedes), отец нынешнего короля, дон Хуан де Бурбон (Juan de Borbón), отрекшийся от престола в пользу сына, я долго и безуспешно искала его усыпальницу, но тщетно. Только углубившись в источники по данному вопросу, стало ясно, что похоронен он вроде бы и в пантеоне, но в то же время пока и не в нем самом: смежной комнатой с пантеоном является комнатка, по-испански называемая pudridero, или по-нашему, «комната разложения» (как ни жутко это звучит): там, в специальных свинцовых урнах, хранятся в течение 50 лет останки последнего умершего короля и его супруги, считается, по прошествии именно этого срока тела полностью разлагаются и потом можно их переместить в парадные гробницы. Таких «комнат разложения» 2 – для королей и для пантеона принцев. Доступ в них имеют только монахи монастыря, который в Эскориале до сих пор действует.

Дон Хуан с супругой будут помещены в пантеон королей, хотя фактически королем и королевой они никогда не были – из-за революции в Испании, Второй республики и изгнания Альфонсо XIII из Испании. Тем не менее, действующий король принял решение пойти против традиций, и похоронить отца среди королей, и испанский народ его поддержал – всем и так ясно, что де-юре дон Хуан все же был королем Испании, хотя от престола отказался. Третья урна в «комнате разложения» - это прах Виктории Евгении фон Баттенберг (Victoria Eugenie fon Battenberg), матери дона Хуана и бабушки нынешнего короля, жены изгнанного короля Альфонсо XIII. Хотя она, строго говоря, так и не стала матерью короля, она также будет погребена в пантеоне королей – как мать дона Хуана, признанного королем. Именно для них троих и предназначены три оставшиеся пустыми гробницы в королевском пантеоне. Вопрос, где будут погребены ныне здравствующие члены королевской семьи, до сих пор остается открытым. Видимо, испанцы, что посетили пантеон одновременно с нами, именно обсуждением этого вопроса и занимались – весьма громко и непочтительно.

Дальше туристам предлагают посетить так называемый Пантеон инфантов. Погребены там не только дети королей, но и те самые жены, чьи дети не стали королями. Пример, когда королева была матерью наследника, и похоронена была в королевском пантеоне, но в итоге ее сын королем так и не стал, рассмотрен выше – прах Изабеллы де Бурбон решили не трогать. Интересно, если королева умерла, и ее сын внезапно стал королем, потому что все прочие наследники тоже погибли от разных напастей – совершили бы перезахоронение?

Усыпальниц в этом пантеоне много больше, чем в королевском, что понятно – королев было много, мать короля – одна (к примеру, Фердинанд VII имел, судя по гробницам, 3 жен, и 2 из них похоронены в пантеоне инфантов, рядом), да и детская смертность в те времена была высока. Пожалуй, сильнее всего запомнился огромный тортообразный мраморный мавзолей для принцев и принцесс, умерших до совершеннолетия.

Невольно мы вспомнили усыпальницу Габсбургов в Вене в Капуцинерскирхе, где в подземелье, где гулко звучат твои шаги, печально стоят вычурные и пыльные супницы-гробницы. Там чувствуется, что все это – прошлое, история, а в усыпальнице Эскориала как-то чувствуется, что захоронения здесь еще будут, и от этого немного жутко.

Базилика San Lorenzo el Real

В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым,
таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии
и подавленным несгибаемой силой,
что молитва кажется полностью бесполезной.

Теофил Готье

Базилика Сан-Лоренцо-эль-Реаль имеет форму не латинского креста, как было задумано изначально, а форму греческого – где все стороны креста равны по длине. Купол базилики делался по образу и подобию купола собора Святого Петра в Риме (Хуан Батиста де Толедо был учеником Микеланджело), но если Сан-Пьетро весь – торжество Ренессанса, то базилика, созданная по заказу сурового короля, сурова, аскетична, величественна. Богато украшено только заалтарное пространство, ретабло по-испански,высотой 28 метров: позолота, трехъярусная роспись, бронзовые скульптуры работы Leone Leoni. Обратите внимание на коленопреклоенные статуи Карла V, его сына Филиппа II и их семей за молитвой, также работы Леони. Вот именно это великолепие король и мог наблюдать прямо из своиз покоев, не вставая с ложа. Кстати, по задумке короля, росписи должны были делать Микеланджело и Тициан, но обоим мастерам к тому времени было уже за 80, и Микеланджело умер в 1564 году, через год после начала строительства дворца, а Тициан отговорился слабым здоровьем и отказался приехать. Поэтому росписи на потолке и за алтарем выполнили менее маститые европейские мастера.
http://www.wga.hu/art/c/coello/sagradaf.jpg

Кроме искусства светского, украшением базилики и монастыря являются сокровища церковные, а именно около 7,5 тысяч реликвий в 570 ковчежцах, выполненных как самим Хуаном де Эррерой, так и его помощником Хуаном де Арф Виллафаном (Juan de Arfe Villafañe). «…1515 рак и ковчегов стояло там, в них хранились 10 целых скелетов, принадлежавших святым и мученикам, 144 черепа, 366 берцовых и лучевых костей, 1427 отдельных пальцев». Лион Фейхтвангер

Из базилики можно выйти в так называемый «Дворик евангелистов» (Patio de los Evangelistas), украшенный скульптурными изображениями евангелистов.

Библиотека

На закуску осматривающим дворец – библиотека дворца, уступающая только Ватиканской. Однако сначала обращаешь внимание на яркую роспись потолка и торцевых стен, которая была выполнена мастером Тибальди и его дочерью. Аллегорические изображения наук и искусств символизируют риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку и грамматику, теологии и философии посвящены торцевые стены.

Вдоль стен стоят большие застекленные шкафы, где хранятся уникальные книги – от арабских манускриптов V века и собрания марокканского султана Zidan Abu Maali (1603-1627) до работ по картографии, истории, медицине, церковной литературы, издаваемых в Средние века. Говорят, что в библиотеке хранится ок. 40 тысяч книг и ок. 3 тысяч рукописей. Вы, безусловно, обратите внимание, что книги стоят корешками к стене – так своеобразно берегли украшения переплетов. Интересно, как тогда искали нужную книгу – вытаскивая за страницы все подряд? Даже если предположить, что у библиотекарей были каталоги и описания, что где стоит, сей процесс был трудоемким и громоздким. Впрочем, можно предположить, что короли не читали, а только собирали книги, тогда все упрощается. В свое время Папа Григорий XIII издал буллу, где писал, что каждый укравший отсюда книгу будет автоматически отлучен от церкви. В центре комнаты стоят глобусы и астрономические инструменты – верно, кто-то из королей баловался изучением звездного неба, или их перенесли из классных комнат, где инфантов обучали разным наукам.

Покинув дворец, мы вышли на залитую солцем площадь, называемую лонха (lonja), на которой активно веселились ребятишки, обучающиеся в школе при здешнем монастыре. Если встать лицом ко входу к школе и монастырю, то с правой стороны будет отличный вид на Эскориал.

Этим видом на дело рук своих любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (Jardin de los Frailes), где можно увидеть прогуливающихся монахов. А нашей целью было найти знаменитое «кресло Филиппа», где король наблюдал за постройкой дворца.

Кресло Филиппа

Напротив входа во дворец, где расположены кассы, в глубине городских кварталов расположено турбюро. Карту города мы взяли, хотя интересно нам было другое – как пройти до Кресла. Тетенька в турбюро вопросу туристов удивилась, быстро поняла, чего от нее требуется, и стала быстро-быстро черкать по карте, объясняя как идти. По-английски сие место они именуют Chair, по-испански – Sella (ну вдруг вас тоже туда понесет). Мы вернулись к колледжу и монастырю, спустились мимо садов дворца вниз и, ориентируясь на указатель, потопали вдоль шоссе. Минут через 15 стало ясно, что идем мы куда-то не туда: кругом наблюдались одни коттеджи, и следов того, как в нашем представлении выглядит это самое кресло, не было вовсе.

Сразу скажу, что в моем понимании место, с которого король наблюдал за строительством дворца, и которое называют «кресло короля», выглядело как башня со смотровой площадкой на вершине, не больше и не меньше. Вот ее и высматривали. Почуяв неладное (ну то есть что идем совсем не туда), мы подскочили к благообразному сеньору и осторожно спросили, владеет ли он великим и могучим английским. В тот день нам везло: английским владели решительно все опрошенные испанцы, и сеньор утвердительно закивал. Узнав о цели нашего путешествия, предложил немного проводить до места, по пути ведя с нами светскую беседу о России, о том, как нам нравится Испания, о необычно холодной зиме (на улице было примерно +16). Собственно, после того, как мы спустились от площади перед дворцом, не нужно было идти ни на какое шоссе, а нужно было идти в направлении полей для гольфа. Через парковую зону от указателя идет дорожка, вот по ней нам и нужно было топать. Сеньор до этой дорожки нас довел, объяснил, что идти еще минут 10 пешком, до «зоно траффико», то бишь оживленной дороги, и оттуда типа уже видно, куда идти.

«Зона траффико», которую я представляла как минимум МКАДом, оказалась действительно шоссейной дорогой, по которой примерно раз в 15 минут проносилась машина. Перейдя шоссе, мы углубились в лес. По пути справа у вас будет серая церковка, напротив нее – столики-скамеечки и каменный фонтан.

Рядом стоит плакат, вот за этим плакатом нужно углубляться в лес. Пешеходных троп и указателей не предусмотрено, шли мы наобум, под ногами был исключительно мох и каменюки, хрустели ветки. Смеркалось. Начались каменюки побольше, еще побольше, настоящие валуны, на которые мы стали взбираться. Отчего-то вспомнилось начало фильма «Братство волка», когда тетка удирает от этого самого волка, активно хомячившего пейзан. Когда за спиной что-то хрустнуло, я птицей взлетела на ближайший валун и настороженно осмотрелась. И о чудо – с этого самого валуна было отлично видно Эскориал.

Родилась мысль – а что если король не построил башню, с которой смотрел на дворец, а воспользовался тем, что из этого леса и с большущих каменюк, стоящих на холме, было прекрасно видно все строительство?

Тогда наша задача менялась – нам нужно было найти самый высокий камень на этой горе и проверить его на предмет возможности забирания туда короля. Минут через 20 стало ясно, что мы нашли то, ради чего полезли в этот лес – перед нами было нагромождение валунов, а один из них действительно имел в середине выемку, как раз удобно поставить креслице для короля. Что место непростое, подтверждали несколько банок из-под кока-колы, засунутые в расщелину между камнями, в то время как в лесу было очень чисто. Значит, здесь бывают люди… А виды отсюда на горы, окружающий лес и дворец и правда исключительные! Так и представляю, как король, посиживая на валуне на складном креслице, посматривал в подзорную трубу на строящийся дворец.

Темнеть стало уже нешуточно, и мы решили попрыгать до станции. Забредя по пути еще и на расположенную неподалеку конеферму и обнаружив, что она – частное владение, мы достигли шоссе и пошли не по левой дороге, которая привела бы нас к дворцу, а по правой – так, по нашему мнению, было быстрее до станции. Расспрашивая по пути аборигенов, вывезших на местные пустоши выгуливать своих бульдогов и догов, мы вышли к шлагбауму, повернули за ним вправо, потом влево, прошли вперед и примерно километра через полтора вышли на ту самую дорожку, освещенную фонарями, которая и ведет от дворца через парк до железнодорожной станции. Очень понравилось общение с одним доном, который, видимо, давно не практиковался в английском, но объяснил нам куда идти, он довольно толково, так вот, когда он по нашим мордашкам понял, что мы его поняли, аж высунул кончик языка от удовольствия и зажмурился – помог! Кстати, публика в Эскориале проживает сплошь почтенная, приличная, эмигрантов не видно вовсе. Наверное, элитный район, частная застройка.

И уже садясь в поезд и глядя в окно на башни Эскориала, освещенные фонарями, я подумала, что, наверное, Эскориал – самый яркий памятник некогда могущественной Испании, властительницы полумира, империи, над которой никогда не заходило солнце…

«Мы тогда еще не до конца впали в ничтожество, еще держались некоторое время на плаву, еще не перевелись у нас солдаты и побрякивали в казне последние медяки. Голландия нас ненавидела, Англия - опасалась, Оттоманская Порта - остерегалась, Франция скрежетала зубами в бессильной злобе, Святой Престол с большим почетом принимал наших послов, облаченных в черное, облеченных особыми полномочиями и преисполненных сознания собственной значительности, а вся прочая Европа, чуть заслышав тяжелую поступь пехотных наших полков - во всем мире не было в ту пору им равных, - содрогалась от ужаса, словно сам сатана бил в барабан, под который шли они. И вы уж поверьте человеку, пережившему и эти годы, и те, что за ними последовали: вровень с нами тогдашними некого поставить».

В рассказе об Эскориале использованы фрагменты из книги Артуро Перес-Реверте «Кавалер в желтом колете».

Включение 1984 (8 сессия)

Координаты : 40°35′21″ с. ш. 4°08′52″ з. д.  /  40.589167° с. ш. 4.147778° з. д. (G) (O) 40.589167 , -4.147778

* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО

Монастырь Эскориáл - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II . Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама . Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света» , и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром» .

Строительство

История Эскориала начинается 10 августа 1557 года , когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии . Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo ), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V - создание династического пантеона , а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма . Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.

Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима . Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством - всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень был заложен в 1563 году . Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо , ученик Микеланджело , а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере , которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу - помещения монастыря, к северу - дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.

Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.

Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле , мрамор привезён из Арасены , скульптурные работы были заказаны в Милане , бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо , Сарагосе , Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо , Ф. Кастелло и др.

И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана , Эль Греко , Сурбарана , Риберы , Тинторетто , Коэльо .

Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены - это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.

Архитектура

Потолочная живопись во дворце Эскориал

Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы. Внутренние дворы с зеленью как бы разрежают камень и впускают горный свет в покои. Недаром Филипп II так любил своё детище. Сюда он приказал перевезти его при приближении смерти. Эскориал стал образцом дворцовых комплексов, которому подражали или от которого отталкивались последующие испанские короли.

Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым.

Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая лонха (исп. lonja ), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes ), где монахи отдыхали после своих трудов. Справа от сада находится галерея для выздоравливающих.

Музеи

В Эскориале находятся два больших Новых музея . В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV-XVII веков начиная от Босха до Веронезе , Тинторетто и Ван Дейка , а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан , придворный художник Карла V .

Пантеон

Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V , чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V , который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии , и Фердинанда VI , чья могила находится в Мадриде . Королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, также захоронены здесь. Напротив находится возведённый в XIX веке Пантеон принцев , где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон . Его сын и нынешний король Хуан Карлос I , да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Собор

В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».

Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.

Библиотека

Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина , Альфонсо Мудрого и св. Терезы . Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов , иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг - копии оригиналов.

Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.

Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.

В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде .

Эль-Эскориал

Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль . Численность населения по данным на 2011 год составляет около 19 тыс. человек.

Литература

Ссылки

«Восьмое чудо света» или «архитектурный кошмар» находится недалеко от . Если вы еще не догадались, то речь идет об Эскориале - монастыре-дворце короля Филиппа II. Чтобы попасть в этот знаменитый монастырь нужно приехать в городок с созвучным названием Эль-Эскориал. Давайте вместе подробнее познакомимся с этим величественным и очень интересным местом.

Достопримечательности Эскориала

Многие туристы едут в Мадрид лишь для того, чтобы посетить этот великолепный дворец, в котором собралось огромное количество исторических ценностей.

  1. Гробницы. В мавзолее Эскориала можно увидеть останки очень известных исторических личностей. К ним относятся: все короли Испании, начиная с самого КарлаV (исключение составляет лишь Филипп V), королевы – матери наследников, а также принцы и принцессы XIXвека, чьи дети не смогли унаследовать трон. В мавзолее Эскориала можно найти даже захоронение Дона Хуана Бурбона, отца короля Испании Хуана КарлосаI.
  2. Главный собор монастыря. Эти залы стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть искусно расписанный потолок и мастерски нанесенные фрески. В соборе имеется 43 алтаря, для украшения которых, приложили руку многие испанские и итальянские мастера. Такие шедевры искусства, как находящиеся возле этих алтарей нельзя увидеть больше нигде! Рассказывая о соборе, очень хочется добавить слова Теофиля Готье, который сказал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной ».
  3. Библиотека. Содержание местной библиотеке позволяет сравнивать е с Ватиканом. Больше нигде на земле нет таких мест, где собралось бы такое огромное количество книжных редкостей. Тут хранятся рукописи Св. Августина, Альфонса Мудрого, Св. Терезы, а также множество арабских рукописей и работ по картографии, датируемых еще Средневековьем. Кстати, для того, чтобы сохранить украшения на переплетах, в этой библиотеке многие из книг стоят корешками внутрь. А Папа Григорий XIII дал распоряжение о том, чтобы каждого, кто осмелится украсть книгу из этой библиотеки, отлучали от церкви. Кроме находящихся тут книг, также стоит взглянуть и на оформление помещение, а конкретнее, на потолок. Росписью этого потолка занимался Тибальди и его дочь. Они сделали потолок, который символизировал бы семь наук: диалектику, риторику, грамматику, астрономию, арифметику, музыку и геометрию. А для теологии и философии были полностью посвящены торцевые стены библиотеки.
  4. «Вышка Филиппа». Когда то именно с этого места король наблюдал за строительством Эскориала. Подняться туда стоит и туристам, ведь именно отсюда заметно, что дворец выполнен в форме решетки, на которой был сожжен Св. мученик Лаврентий, считающийся покровителем всего Эскориала.
  5. Музей. Не обошлось без него и во дворце Эскориала. Тут их расположено сразу два. В одном из них можно вплотную познакомиться с историей строительства Эскориала. Увидеть наброски, рисунки, чертежи и графики. А вот второй музей полностью отдан под работы великих и известных мастеров XV-XVII веков. Среди полотен можно встретить работы Босха, Тициана, Веронезе и многих других уникальных личностей.

Режим работы Эскориала

Чтобы попасть в это интересное место и не приехать впустую, хотим сообщить вам часы работы Эскориала. Он открыт для посетителей с 10 утра, до 5 часов вечера, 6 дней в неделю, за исключением понедельника. Вход стоит около 5 евро. Рассчитывая время для поездки, учтите размеры данного места, и настройте себя на то, что на эту экскурсию вы потратите не меньше 3 часов.

Недалеко от Мадрида находится один из известнейших монастырско-дворцовый комплекс Эскориал. Про него часто можно услышать определения «мрачный, серый, угрюмый», и не просто так.

Эскориал был построен во время правления короля Филиппа II. Громадный комплекс из серых гранитных плит включает в себя королевский дворец, пантеон, монастырь, дома известных личностей, базилику и одну из лучших библиотек того времени и эпохи Возрождения в целом. Масштаб Эскориала поражает, потому что до него Испания не знала столь масштабных строек. Внешне комплекс Эскориала чем-то похож на тюрьму, но история у него совсем другая.

Эскориал начали строить по приказу короля в 1563 году и закончили в 1584. Филипп II сам выбрал место для монастыря, 1028 метров над уровнем моря, и лично следил за ходом реализации проекта. Комплекс должен был стать резиденцией испанских монархов и пантеоном испанских королей, прах которых Филипп приказал перевести из разных уголков Испании. Кстати, идея пантеона принадлежала отцу Филиппа – Карлу V. Задача Эскориала была показать силу Испании и ее династии, поэтому строительство активно развернулось. Из истории известно, что испанцы в битве против французов нечаянно разрушили монастырь Св. Лаврентия, которого Филипп очень почитал. Этот святой принял смерть весьма изощрённым способом – был живьем зажарен на решетке, поэтому Эскориал, если смотреть сверху, напоминает решетку.

Архитектором проекта был ученик Микилианджело Хуан Баутиста де Толедо, задача которого была сделать проект, всячески показывающий европейское настоящее Испании. Для отделки комплекса привозилось все самое лучшее со всей страны, включая уникальные картины того времени (которые, кстати, и сейчас выставлены в залах дворца).

На территории Эскориала довольно много достопримечательностей, поэтому на посещение надо отвести не менее половины дня.

Как добраться до Эскориала самостоятельно

До Эскориала из Мадрида можно добраться двумя способами: на автобусе или на поезде.

На поезде в Эскориал

Поезда в Эскориал отправляются с Центрального вокзала Мадрида – Atocha.

Сайт железных дорог Испании: http://www.renfe.es/

В форме на главной странице вводите название станций и дату.

Madrid Atocha Cercanias – Центральный вокзал Мадрида. Вокзал Мадрида знаменит шикарной оранжерей с черепашками, однако происхождение этого зеленого оазиса на территории вокзала совсем не радужное. Не так давно в Мадриде был совершен теракт на вокзале Аточа, погибло много людей. В связи с этим была организована оранжерея и усилены меры безопасности. На входе работает контроль наподобие аэропорта, поэтому закладывайте время на его прохождения, приезжать за 10 мин до поезда не стоит.

Станция в Эскориале называется El Escorial.

От вокзала до Эскориала надо будет пройти минут 15 пешком в гору, а лучше сесть на местный автобус и доехать до дворца.

На автобусе в Эскориал

Автобусы №661 и 664 в Эскориал отправляются с мадридского вокзала Монклоа (Moncloa), в пути около часа. В Мадриде Moncloa находится на конечной станции желтой линии (№3), пересекающейся с серой линией, севернее от центра города.

От автобусной станции в Эскориале до дворца надо будет пройти всего 200 метров.

С точки зрения близости к дворцу, из Мадрида в Эскориал все же удобнее добираться на автобусе.

Адрес Эскориала : Calle don Juan de Borb?n y Battemberg s/n 28200 San Lorenzo de El Escorial, Madrid (Madrid).

Официальный сайт
Часы работы: с Октября по Март с 10-00 до 18-00, с Апреля по Сентябрь с 10-00 до 20-00. Выходной в понедельник.

Стоимость посещения Эскориала: 10 евро взрослые, 5 евро дети, буклет 7 евро, аудиогид 4 евро, брошюра 1 евро. Есть билеты на определенное количество часов и дней, думаю, для однодневного посещения это не актуально.

Музеи и другие достопримечательности Эскориала

На территории дворцового комплекса находится достаточно много интересных объектов, на осмотр которых вам потребуется не мене половины дня. Расскажу кратко о каждом из них.

Музеи Эскориала

Музей архитектуры расположен в подвале, под Апартаментами Бурбонов. Музейная экспозиция посвящена строительству Эскориала, вы увидите макеты, чертежи, схемы. А второй музей в девяти залах хранит полотна знаменитых художников (Босх, Ван Дейк, Тициан, Эль Греко и другие) из личной коллекции королевской семьи.

Монастырь и Собор Эскориала

Зайти следует обязательно, потому что убранство Собора, действительно, поражает. Базилика имеет форму греческого креста и содержит 45 алтарей.

Библиотека Эскориала

Определенно, библиотека является очень интересным музеем, потому что ее масштаб уступает лишь библиотеке Ватикана. Примечательно, что книги в библиотеке стоят корешками внутрь, потому что считается, что так книги лучше сохраняются.

Пантеон королей Испании

В мавзолее хранится прах всех королей Испании (начиная с Карла V, кроме Филиппа V и Фердинанда VI). Отдельно выделены склепы королей и королев, которые родили наследников испанского престола. Внебрачные дети, принцы и женщины, не родившие мальчика, находятся на другой стороне пантеона.

Дворец Филиппа II (Palacio de Felipe II)

Дворец Филиппа II включает в себя палаты, используемого королем во время пребывания в Эль Эскориал. Можно посмотреть спальню, где Филипп II умер в 1598 году, и другие личные предметы.

Дворец Бурбонов

В 18 веке, во времена царствования Карлоса III, все части здания был перестроены для размещения королевских апартаментов Бурбонов. Здесь выставлена прекрасная коллекция гобеленов, сделанных на Королевской фабрике Санта-Барбара, сотканных из карикатур Гойи.

Эскориал - это самое большое и самое красивое здание во всем Мадриде, которое за свою долгую историю уже успело побывать дворцом, монастырем и резиденцией монарха Испании Филиппа II. Этот памятник архитектуры всегда вызывал в умах и сердцах многих людей противоречивые оценки и до сих пор не существует однозначного мнения людей по этому поводу, некоторые считают это здание «восьмым чудом света», а другие называют Эскориал «архитектурным кошмаром».

Общая информация об Эскориал

Архитектурный комплекс Эскориал, его полное название Сан Лоренсо де Эль Эскориал расположен на территории автономии Мадрида, возле реки Мансанарес, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама и всего в часе езды от Мадрида. В данный момент Эскориал считают самым главным музеем Мадрида. Это не просто архитектурный комплекс, а также библиотека, национальный архив и крупнейший музей.

История Эскориала

Его история начинается еще в августе 1557 года когда войска испанского короля Филиппа II полностью разбили французские войска в битве при Сент-Кантене во Фландрии. Эта битва произошла как раз в день Святого Лоренцо, именно поэтому Филипп II принял решение построить монастырь в честь святого. Данный дворцовый комплекс должен был олицетворять мощь и силу испанской монархии, а также испанского оружия и будет напоминать победу испанских войск в битве при Сент-Кантене. Со временем планы строительства все больше разрастались, так же как и значимость сооружения. В строительстве Эскориала было решено воплотить завет Карла V - создать огромный династический пантеон и объединить в одно целое королевский дворец с монастырем. А в камне сооружения выразить политическую доктрину абсолютизма Испании. Король Филипп II послал двух ученых, двух лучших архитекторов, а также двух каменотесов найти место для строительства монастыря, да так, чтобы это место не было слишком холодным, слишком жарким и не далеко от новой столицы. После года утомительных поисков они нашли как раз то место, где сейчас расположен Эскориал.

Кроме пристрастия к Святому Лоренсо король Испании отличался от других правителей своей меланхоличностью, погруженностью в себя, большой религиозностью и слабым здоровьем. Он долго искал место, в котором мог бы отдохнуть от королевский проблем и забот самой могущественной империи во всем мире. Ему хотелось жить в окружении монахов, а не своих придворных. Эскориал должен был стать не только королевской резиденцией, но и в первую очередь монастырем для ордена Святого Иеронима. Он говорил что, хотел бы возвести «Дворец для Бога и маленькую лачугу для короля Испании». Филипп не хотел, чтобы при жизни составляли его биографию, он решил написать ее сам и сделал это в камне. Победы империи и ее поражения, последовательность трагедий и смертей, одержимость испанского короля искусством, учением и молитвами, управление страной - все это отразилось в Эскориале. Центральное положение архитектурного памятника символизирует веру Филиппа в то, что в политических действиях необходимо руководствоваться религиозными соображениями.

Первый камень в строительстве Эскориала был заложен в начале 1563 года, его строительство длилось на протяжении 21 года. архитектором данного проекта был Хуан Баутиста де Толедо, который ранее был учеником Микеланджело, а в 1569 году после его смерти, строительство завершил Хуан де Эррера, который как раз и занимался окончательной отделкой. Комплекс представляет собой почти квадратное здание, в его центре находится церковь, в южной части - помещения монастыря, в северной части - дворец, для был предусмотрен большой двор.

Филипп II тщательно следил за проектированием Эскориала и за его строительством. С концептуальной точки зрения большое значение имел выбор стиля архитектуры. Филипп II хотел подчеркнуть разрыв от средневекового прошлого, а также европейское значение своей страны. Данному требованию больше всего отвечает стиль ренессансной архаизированной архитектуры.

Для внутреннего убранства Эскориала были использованы самые лучшие материалы и кроме того было собрано самых лучших мастеров и строителей на всем полуострове и с других стран. Резьба по дереву была выполнена в Авиле и Куэнке, скульптурные работы заказали в Милане, мрамор привезли из Арасены, изделия из бронзы и серебра изготовили в Толедо, Фландрии, Сарагосе. В 1584 году был уложен последний камень в строительстве, после чего начали работать декораторы и художники, среди которых были известные итальянцы Л.Камбьязо, П.Тибальдини, Ф.Кастелло и др.

После того как строительство был окончено испанский король не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь было собрано много работ европейских и испанских живописцев, кроме того здесь хранились ценные рукописи и книги. Даже после смерти испанского короля его коллекцию все время пополняли его наследники. И теперь здесь хранятся работы Эль Греко, Тициана, Риберы, Сурбарана, Коэльо, Тинторетто.

В противоположность роскоши убранства Эскориала, покои короля были отделаны очень просто. Гладкие беленые стены, кирпичные полы и было выдержано в традиционном стиле испанских жилищ.

Культурное значение Эскориала

Еще со времен правления Филиппа II Эскориал считают воплощением христианских традиций. Для жителей Испании он стал тем, чем был храм Соломона, для людей, которые почитали Ветхий Завет. Внешний вид Эскориала считался в стране смелым новаторством архитекторов. Современники восхищаются умением и мастерством талантливого архитектора, который сумел уловить дух своего времени и глубоко осмыслить его идеалы.

Хуан де Эррера - это талантливый зодчий, вдумчивый математик, который сочетал в себе строгую военную дисциплину с бесстрастностью и выдержкой придворного, эти качества наложили свой отпечаток на сооруженный им целый ансамбль.

Творчество этого архитектора определило возникновение стилевого направления в искусстве Испании: популярная манера «безорнаментальности» (десорноментадо), по другому называется по имени создателя стиля эрререско.

Архитектор нашел удачное соотношение между угловыми башнями и куполом собора. Необычно выразительны стены фасадов - плоские, гладкие и словно уходят в бесконечность.

Все постройки данного ансамбля были выдержаны в одном монументально стиле. Все детали и формы сведены к обычным геометрическим телам - кубу и шару и благодаря этому люди думают об Эскориале как о музыке, которая застыла и одновременно звучит гордо, по-испански.

Текущее состояние Эскориала

Эскориал - довольно сложный комплекс, в который входит монастырь, дворец, собор и богословская школа. Некоторые представления об огромнейших масштабах могут дать такие сухие цифры: 86 лестниц, более чем 16 внутренних двориков, 1500 обращенных внутрь и 1000 обращенных наружу окон, в периметре Эскориал достигает 700 метров. Стены данного ансамбля были построены из больших блоков серого гранита, которые придают сооружению немного мрачный, но, в тот, же момент величественный вид.

Внешняя строгость строения искупается шикарным убранством внутренних комнат и других помещений, стены которых украшены фресками и картинами, антикварными редкостями и скульптурами. К оформлению Эскориала Филипп привлек «варягов» из Италии, а также известных испанских художников.

В целом все строение Эскориала совсем не изменилось с времен правления Филиппа II. Но его несколько раз реставрировали после сильных пожаров в 1671, 1731, 1763, 1825 годах. Большая реконструкция данного комплекса была произведена в 1953 году. В середине 1963 года к королевскому крылу замка пристроили музей, из такого же гранита и он был выдержан в таком же архитектурном стиле. Эскориал и сейчас функционирует как монастырь. Ранее здесь проживали монахи ордена Св. Иеронима, а после 1885 года им на смену пришли августинцы.

Где находится Эскориал и что можно посмотреть рядом с ним

Эскориал - это небольшой городок, который расположен всего в 50-ти километрах к северо-западу от столицы Испании - Мадрида. А известен он стал многим туристам благодаря известному во всем мире старинному монастырю, который также называется Эскориал а официально его называют монастырем Святого Лаврентия.

Недалеко от Эскориала и всего в 60 километрах от Мадрида находится не менее известное место в Испании, монументальный комплекс - Долина Павших. Комплекс был сооружен в 1940 году по указанию правителя Испании, Франциско Франко, как памятник погибшим солдатам в гражданской войне. При его строительстве местные власти использовали низкооплачиваемый труд заключенных, которые изъявили добровольное желание принимать участие в работах.

Все элементы данного монументального комплекса имеют просто гигантские размеры, а особенно базилика, которая была вырублена в скале. За огромной скалой находится монастырь бенедиктинцев.

Недалеко от въездных ворот начинается горная дорога, которая ведет к подножию Святого Креста в Долине Павших, заканчивается дорога на большой экспланаде общей площадью в 30600 квадратных метров.

Королевский дворец Пардо, расположен недалеко от Мадрида. Его построили в 16 веке на огромном холме Пардо посреди королевских охотничьих угодий, и получил свое название от холма. В первое время он был обычным охотничьим домиком, но со временем он начал расширятся и получил современный вид в начале 18 века. Во времена правления диктатора Франциско Франко, дворец был его резиденцией. А после его кончины Королевский дворец стал музеем. В наше время он стал резиденцией, которая принимает особо важных гостей.

Парк Ретиро создали в XVII веке специально для прогулок вей королевской семьи. Ретиро - это самый красивый парк во всем Мадриде. Во времена правлении Габсбургов в парк пускали только дворян. В наше время парк считается любимым местом для жителей Мадрида и многочисленных туристов. Парк Ретиро занимает общую площадь в 150 гектаров. В центре парка находится живописное озеро, на которое открывается удивительной красоты вид мавзолея Альфонсо XII и живописный Египетский фонтан.

В парке находится самая заметная достопримечательность, единственная во всем мире скульптура, которая была посвящена дьяволу и имеет название «падший ангел».

Как добраться до Эскориала

От столицы Испании до Эскориала ехать всего 50 километров. До Эскориала можно добраться на линии электрички С-8. Пригородные поезда в этой стране называют cercanias, которые ходят довольно часто, приблизительно каждые 20 минут. Билеты на поезд продаются только в день отправления специальной кассе на железнодорожном вокзале. Все путешествие займет примерно около одного часа. Можно также поехать на автобусе, который каждые 15 минут отправляется с автовокзала.

Эскориал - это достояние Испании и одно из самых красивейших достопримечательностей страны, который успел за свое долгое существование побывать дворцом, монастырем и резиденцией испанского монарха Филиппа II. Архитектурный комплекс Эскориал взывает у всех людей различные чувства, его называют «архитектурным кошмаром» и «восьмым чудом света».