Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей "профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста". Неправильная осанка может привести к различным заболеваниям

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Афанасьева Дина Анатольевна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с НОДА

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Формирование правильной осанки одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем. При неправильной осанке особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание, (оно становится поверхностным), снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более частым заболеваниям дыхательных путей.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание - эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

Для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям даются рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

    воспитывать сознательное отношение к занятиям;

    усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;

    обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;

    обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;

    обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

    Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).

    Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).

    Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).

    Направленные на развитие физических качеств.

    Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка, которая располагается в виде змейки. у детей дошкольного возраста . Болезни позвоночника - одна из...

  • Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по специальности среднего профессионального образования (спо) 050144 «Дошкольное образование» (углубленной подготовки) заочное.

    Методические указания

    Привести к атрофированию. Формирование правильной осанки . Нарушение осанки , степени и профилактика нарушений . Известно, что для хорошего... живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встреча­ется довольно часто, так...

  • С учетом специфики программы развития детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, личностных качеств и уровня профессиональной квалификации воспитателей, специфики семейного воспитания и т д. Психологическая служба

    Документ

    Оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста :Практическое пособие- М.: АРКТИ, 2006. О.Н.Моргунова Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ...

  • Система использования дыхательных упражнений на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей дошкольного возраста

    Документ

    И музыкально – ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно–двигательного аппарата и заболеваний органов... конечностей, улучшение осанки , качества выполнения основных и танцевальных движений. Для детей дошкольного возраста Упражнений 1. ...

  • Состояние осанки — показатель, характеризующий состояние здоровье ребенка и подростка. Нарушения осанки у ребенка служат предпосылкой для развития некоторых функциональных и морфологических нарушений жизнедеятельности, отрицательно влияют на многие заболевания.

    Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Под хорошей осанкой подразумеваются стройность человеческого тела, плавность в движениях.

    Формирование правильной осанки требует терпения и настойчивости не столько от ребенка, сколько и от родителей, с помощью врача-педиатра.

    Критерии правильной осанки следующие

    • Прямое положение головы.
    • Симметричные линии шеи.
    • Симметричное положение надплечий и ключиц.
    • Обе лопатки — на одном уровне и прижаты к грудной клетке.
    • Волнообразно-равномерные физиологические изгибы позвоночника.
    • Гребни подвздошных костей — на горизонтальном уровне, т.е. прямое положение таза.
    • Треугольники талии (образуются между боковыми поверхностями туловища и опущенными руками) симметричны и равны.
    • Правильно сформированные своды стоп и отсутствие дефектов развития стоп.
    • Симметричность скелетных мышц и их нормальный тонус.

    Осанку определяет состояние и взаимодействие отдельных составляющих опорно-двигательной системы ребеночка. Это кости, связки, суставы, мышцы, работа которых регулируется нервной системой. Возможности позвоночника выполнять разные движения во многом определяется образующимися за период роста и развития ребеночка физиологическими изгибами в передне-заднем направлении.

    Любое отклонение от нормы называют нарушением осанки, распространенность которого в разных возрастных группах — от 30 до 100%.

    Риск развития нарушения осанки у ребенка увеличивается в те возрастные периоды, когда ребенок интенсивно растет. Это периоды первого (в 5-6 лет) и второго (13-15 лет) ростового сдвига, они называются критическими в формировании осанки.

    Причины нарушения осанки у ребенка

    • Наследственная предрасположенность (так называемый анатомо-конституциональный тип строения позвоночника).
    • Отсутствие регулярных физических тренировок.
    • и слуха.
    • Неудовлетворительное питание.
    • Не соблюдение гигиенических и режимных норм (например, неправильная организация рабочего места ребенка).
    • Гормональные нарушения и сопутствующие болезни.

    Среди причин дефектов осанки — привычка ходить, опустив голову привычка стоять, опираясь больше на одну ногу или неровно сидеть за столом и др. В скелете у дошкольника много хрящевых частей, кости мягче, податливее, чем у взрослых, легко искривляются.

    Забота об осанке с первых дней

    Забота об осанке должна присутствовать в обращении за ребеночком с 1-х дней его жизни. Новорожденные рефлекторно реагируют на свет, звук, цвет, запахи. Кроватку новорожденного устанавливают так, чтобы был подход к ней с любой стороны. После кормлений, в период бодрствования на руках родителям следует чаще перекладывать малыша с одной руки на другую, поддерживая вдоль позвоночника).

    При вскармливании грудью нужно обеспечить попадание ребеночку в ротик не только соска, но и околососкового кружка (ареолы). Положение мамы в процессе кормления должно быть сидячим, а стул — с высокой и твердой спинкой. При этом ребенка нужно освободить от стесняющей одежды, держать на руках под углом 45-60° от горизонтальной плоскости. Примером может служить великолепная картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

    Пеленание, особенно тугое, противопоказано новорожденному. Правильная одежда — та, которая позволяет свободные движения в суставах рук и ног, не ограничивает подвижность позвоночника. Игрушки подвешивают над кроваткой таким образом, чтобы ребенку не пришлось постоянно поворачивать голову в одну сторону. Позднее при игре малышу предлагают брать предметы поочередно в правую и левую руку. Не следует активно учить ребенка самостоятельно сидеть, стоять и ходить, ускоряя физиологические сроки приобретения этих навыков.

    На улице, во время прогулки, не рекомендуется всегда брать малыша за одну руку, создавая наклон тела в одну сторону, следует поддерживать ребеночка за обе руки; пока ходьба детей раннего возраста неуверенная, можно использовать специальные приспособления (вожжи). У прогулочной коляски сидение и спинка нужны жесткие.


    Профилактика нарушения осанки у ребенка

    Статико-динамический режим

    Чередование вертикальных статических нагрузок с отдыхом. Отдых после длительных статических нагрузок. Выполнение части учебных заданий в положении лежа на животе.

    Формирование правильной позы

    • Поза стоя . Стоять свободно, без напряжений, с равными нагрузками на обе ноги.
    • Поза во время ходьбы . Голову располагать прямо, надплечья — на одинаковом уровне, грудную клетку расправить, живот втянуть.
    • Рабочая поза . Промежуток между столом и грудью — 1,5 см, оптимальное расстояние от глаз ребенка, сидящего за столом до его поверхности — 30 см, угол между бедрами и голенями — 90°, длина сиденья должна примерно равняться длине бедра.
    • Рекомендуется ношение ранца. Если это портфель — чередование рук, соответствие веса ранца возрасту ребенка.

    Подбор правильной одежды и обуви

    Нагрузка одежды должна симметрично распространяться на плечи. Обувь для ежедневного ношения нужно выбирать с твердой подошвой и прямыми, нескошенными носками, высота каблука 3-4 см.

    Рациональное физическое воспитание

    Рекомендованы ходьба на лыжах, прогулки, подвижные игры, физическая зарядка, легкие гантели, танцы, спорт: плавание, бег, волейбол, баскетбол, бокс. Конкретный вид спорта должен соответствовать возрасту ребенка. Специальные физические упражнения и массаж.

    Нарушения осанки у ребенка Профилактика

    Правильно подобранные физические упражнения — хороший метод предотвращения и исправления нарушения осанки у ребенка.

    При кифозе (круглой спине, сужении грудной клетки, плечах выдвинутых вперед и опущенных вниз) детишки не могут постоять ровно даже на протяжении нескольких минут. Для профилактики кифоза ребенок должен без подушки спать на спине, на жестком матрасе. Ограничивается подъём и ношение тяжестей, время проводимое в положении сидя. Рекомендуется дыхательная гимнастика. Подняться на носочки, одновременно делая вдох носом, надувая живот, затем выдохнуть, втянуть живот, опуститься на пятки, спину держать прямо. При кифозе полезно плавание.

    Лордоз — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, с дугой, обращенной вперед. Для его профилактики также нужны физические упражнения, хорошо укрепляющие мышечный корсет.

    Сколиоз

    Боковые искривления позвоночника — сколиозы — бывают 2х форм.

    Истинный сколиоз — анатомический дефект скелета. Деткам с таким сколиозом нужно специальное ортопедическое лечение.

    У деток с гибким позвоночником и слабой скелетной мускулатурой возможно развитие сколиозной позы , когда одно плечо выше другого. Исправить это нарушение можно с помощью корригирующей гимнастики, а лучше — плавания.

    Эффективны для формирования хорошей осанки и предотвращения ее нарушения — гимнастические упражнения с предметами (мячом, обручем, палкой).

    Детей с нарушениями осанки не следует освобождать от занятий физкультурой. Рекомендуют включать их в основную группу без ограничений физической нагрузки и разрешают участвовать в соревнованиях.

    Это всё про нарушения осанки у ребенка. Желаю Вам здоровья!

    Трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидности. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся еще в детском возрасте . Совершено, очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активно устранение.

    Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.



    К чему приводит неправильная осанка:

    Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников . Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике , которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области .

    Причины нарушения осанки

    Поскольку осанка нарушается еще в детстве, то причины этого связаны с тем, насколько правильно родители организовали развитие ребенка. Причины нарушения осанки:


    • сидячий образ жизни без физической активности ребенка;

    • неправильные положения спины при ходьбе, сидении за столом, стояние на одной ноге с отставленной другой, сутулость, таскание тяжестей, тяжелых ранцев на одном плече - все это приводит к ассиметрии тела

    • слишком мягкий матрац, который способствует неправильному положению позвоночника во время сна. Матрац должен быть твердым, желательно ортопедическим

    • лишний вес, создающий дополнительную нагрузку на позвоночник

    • врожденные болезни (вывих тазобедренного сустава)

    Лечение и профилактика

    При подозрении на нарушение осанки, искривление позвоночника, нужно обратиться к врачу для более подробной диагностики. Как правило, все поправимо, хотя и стоит немалых усилий. Это и массаж , и лечебная физкультура, и различные физические нагрузки для развития мышечного корсета.

    Для профилактики с детства стоит обратить внимание на осанку ребенка и успеть предупредить искривление позвоночника путем организации чада в различные спортивные секции.

    Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

    Ирина Пузикова
    Профилактика нарушений осанки у детей

    Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной осанкой .

    При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках. Кроме того правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии) . При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов : ребенок более подвержен частым респираторным заболеваниям.

    Формирование осанки происходит в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных изгиба позвоночника : шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Лучше всего можно определить осанку , поставив ребенка в профиль . В таком положении хорошо заметны естественные физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника свидетельствует о неправильной осанке , что влечет за собой нарушение функций позвоночника и другие неприятные последствия.

    Даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

    Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку первый раз скажут : «Не бегай! Сиди спокойно!» для того, чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ребенку труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и ой же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает» , вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки . Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора и компьютера, ежедневная физкультура) – необходимое условие нормального развития опорного – двигательного аппарата.

    В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована , поэтому неблагоприятные факторы наиболее влияют сильно влияют на детей в период бурного роста (6 – 7 лет) . И наша задача – предупредить заболевание опорно – двигательного аппарата. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей искривленный позвоночник. Просто дети очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

    Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении и стоянии. В связи с этим следует уделять большое внимание детской мебели.

    Стол и стулья должны соответствовать росту ребенка.

    Кровать должна быть ровной с жестким основание и мягким матрасом, с невысокой, желательно ортопедической подушкой. Желательно приучать ребенка спать на боку или спине.

    А что ещё можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника?

    Дети должны полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, витаминов, что содержится во вкусной и здоровой пище.

    Нельзя носить сумку, даже лёгкую на плече.

    Ребенку необходимо больше двигаться и хотя бы по 20 – 30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки – это здорово, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы. Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки , необходима мотивация. Как её обеспечить : уговорами, террором, системой премий и штрафов, - решайте сами. Дети – существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у детей не будет .

    Советы родителям по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста

    По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей , значительное количество детей (от 60 до 80%) имеют нарушения осанки , а так же выявляется функциональная недостаточность стоп (67, 2 – 67, 3%) (Шарманова С. Б., Федоров А. И.) Осанка - привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и помогает избегать поздних нарушений , опасных для здоровья. Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и существенным критерием гармоничности развития ребенка. С целью предупреждения нарушений осанки у детей рекомендаций :

    1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

    2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

    3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

    4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

    5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

    6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

    7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник) .

    Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный суточный режим жизнедеятельности (полноценный сон, регулярное питание, правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на свежем воздухе и т. п.)

    Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.

    Одним из признаков плоскостопия является уплощение стоп. Уплощение стоп сопровождается слабостью мышц и ухудшением эластических свойств связок, быстрой утомляемостью мышц голени, тяжестью в ногах, болевыми ощущениями в различных отделах стопы, в икроножных мышцах, снижением физической работоспособности, следствие этого является - нарушение осанки . В связи с вышеизложенным, профилактика плоскостопия у детей имеет важное значение.

    С целью предупреждения плоскостопия у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций :

    1. Предупреждению деформации стоп способствует рациональная обувь : не рантовая, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Не рекомендуется ношение обуви с плоской подошвой, например, мягких тапочек, сланцев, валенок.

    2. Полезно чаще ходить босиком, в теплое время года, на открытом воздухе – по траве, песку, а в холодное время года, в помещении – по ковру, полу. Босохождение позволяет сочетать укрепление мышц и связок стоп с их локальным закаливанием.

    3. Во время ходьбы детей необходимо обращать внимание на правильную постановку шагающей ноги на опору : пяткой с последующим перекатом на всю стопу, а не плашмя, всей стопой; не допускать шарканья и шлепанья стоп, не разводить носки.

    5. Большое значение в профилактике функциональной недостаточности стоп имеет систематическое укрепление мускулатуры ног с помощью физических упражнений : различных видов ходьбы (по ребристой поверхности, массажным коврикам, на носках, на наружных краях стоп , с поворотом стоп носками вовнутрь и т. п., подскоков, прыжков и бега на носках, приседаний на носках, сгибаний и разгибаний пальцев стоп из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, стоя, катания стопами гимнастической палки, мяча, захватывания и перемещения пальцами ног различных мелких предметов и др.

    Осанка – это привычная поза прямо стоящего человека в спокойном состоянии в положении стоя, когда спина и голова удерживаются ровно. Но почему же некоторых малышей то и дело приходится одергивать словами «выпрямись» , «приосанься » ? Можно ли избежать явления серьезных нарушений осанки у детей ?

    Читайте в этой статье :

    Причины нарушения осанки .

    Советы родителям.

    Ребенок появляется на свет с прямым позвоночником. С каждым месяцем в процессе роста и развития костей и скелетной мускулатуры формируются специфические изгибы позвоночника и осанка . Если осанка правильная , родителям можно поставить «зачет» . Значит, им было не лень заниматься с ребенком физическими упражнениями и обеспечить с рождения полноценным питанием!

    Причины нарушения осанки .

    Существует целый ряд причин, из-за которых могут произойти нарушения осанки у ребенка . В грудном и младшем возрасте это : - перенесенные болезни (малокровье, рахит, хронические заболевания верхних дыхательных путей) ;

    Неправильное питание;

    Недостаточное пребывание на свежем воздухе;

    Недосыпание;

    Отсутствие физических упражнений и закаливания.

    У детей , которые начинают посещать детский сад и школу, ко всему перечисленному прибавятся также :

    Неправильное положение за письменным столом или партой;

    Повышенная физическая нагрузка на одни и те же мышцы (в школе ребенок больше сидит, чем ходит) ;

    Ношение портфеля (ранца, спортивной сумки) постоянно в одной руке. Например, правши в основном носят портфель в правой руке и не меняют ее.

    Профилактика нарушений осанки . Советы родителям.

    Суть всех рекомендаций для родителей, которые желают избежать любых нарушений осанки у детей , состоит в следующем. В младшем и дошкольном возрасте нужно уделять огромное внимание физическому развитию отпрыска, чтобы у малыша сформировался прочный «корсет» из мышц, а позвоночник приобрел естественные изгибы (лордозы и кифозы) правильных допустимых размеров. Причем слова и действия мамы и папы должны быть достаточно убедительными. И только в этом случае в школьном возрасте, когда ребенок чувствует себя «почти взрослым» , он без чьего-то напоминания сам начнет следить за осанкой .

    Неправильная осанка чаще всего формируется в период активного роста ребенка с семи до пятнадцати лет. Поэтому профилактические мероприятия рациональнее начинать с раннего детства. Вот, так и получится забота о правильной осанке у малыша . Ведь вы хотите предотвратить проблему, а не бороться с ней почти безуспешно, не так ли?

    Советы родителям детей до 1 года .

    Не нужно укладывать малыша на мягкие перины. Лучше, чтоб детская постель была ровной, матрас не очень мягким, в идеале ортопедическим.

    Не пробуйте усаживать младенца преждевременно, до полугода. Да, это очень удобно устроить ребенка на диванчике или в кресле, обкладывая подушками для безопасности. Но какой будет результат? Безопасность безопасностью, а позвоночнику у ребенка 4-5 месяцев большие нагрузки противопоказаны! Лучше дождитесь, пока малыш сможет садиться самостоятельно. Обычно это хорошо получается у деток, которые активно пробуют ползать.

    Начиная с трех месяцев, как можно чаще укладывайте ребенка на животик. Постарайтесь не носить малыша все время на одной и той же руке, а также не водить за одну и ту же руку, когда дитя будет учиться ходить. До девяти месяцев не ставьте ребенка на ножки, если он не захочет этого сам. Когда ребенок пойдет самостоятельно, можно заняться физзарядкой вместе. А маленькие пробежки очень повеселят и малютку, и родителей!

    Советы родителям детей старше 1 года .

    С момента введения прикормов и «взрослой» пищи следите за тем, чтоб меню малыша содержало качественные и полезные продукты. В вашем повседневном меню должны быть яйца, мясо, рыба, каши, фрукты, овощи.

    Избежать рахита, частых простудных заболеваний поможет грудное вскармливание. Кормите ребенка грудью как можно дольше! Пусть даже выход на работу из декрета до срока не станет причиной раннего отлучения от груди. Вы же мечтаете, чтобы ребенок вырос здоровым и сильным?

    Приучите ребенка спать ровно на животике или на спине. Если он постоянно сворачивается калачиком, мягко поправляйте позу.

    Ежедневно гуляйте с малышом на свежем воздухе. На улице обязательно играйте в подвижные игры – в мяч, в догонялки. Приучайте ребенка лазать по турникам, подтягиваться. По возможности, ходите с раннего возраста на массаж и в бассейн.

    Особое внимание обратите на обувь. И тапочки, и сапоги, и кроссовки, и босоножки покупайте по размеру! Любая обувь не должна быть слишком тесна или слишком свободна. Хорошо, если имеется небольшой каблучок. Не берите у знакомых обувь старших детей , чтобы ваш ребенок ее доносил! В самом идеальном состоянии обувь уже приобретает форму ноги того человека, который в ней ходил.

    На формирование неправильной осанки влияет неправильное сидение на стуле. Не разрешайте ребенку сидеть на краю стула или подложив под себя ногу. В такой позе очень страдает поясничный отдел позвоночника. Дошкольника научите самостоятельно контролировать свою осанку во время сидения или лежания. В будущем для школьных книжек и тетрадок лучше приобрести рюкзак или ранец, который можно носить на спине.

    Пусть ребенок больше двигается, плавает, бегает и меньше засиживается за компьютером.

    Рекомендаций и советов, как не допустить развитие нарушений осанки у детей , очень много. Никогда не окажется лишним сходить вместе с ребенком на консультацию к врачу ортопеду или специалисту по физвоспитанию в детском садике. Проявите личную инициативу! Кстати, а как сейчас сидит ваш малыш за мультиками – ровно или кривит спинку?

    подготовила - Пузикова И. М.

    инструктор по физической культуре

    Екатерина Жаровских
    Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей

    Профилактика нарушения осанки

    у детей дошкольного возраста .

    Составитель : Жаровских Екатерина Геннадьевна

    Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте . Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

    Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

    Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

    При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

    Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

    Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

    Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к

    6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

    У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

    Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

    Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений , должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

    Важное значение имеют :

    Своевременное правильное питание;

    Свежий воздух;

    Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

    Оптимальная освещённость;

    Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

    Привычка правильно сидеть за столом;

    Расслаблять мышцы тела;

    Следить за собственной походкой.

    Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание .

    Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет . С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки : при сидении на стуле и за столом.

    Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.

    Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

    Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий :

    Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

    Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения : отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений : напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

    Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся : ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

    Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании : стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

    Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке .

    Следует проводить и профилактику плоскостопия , так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног , что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

    Публикации по теме:

    Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. Не держать руки в карманах,.

    Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

    Консультация для родителей «Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки» Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки. 1. Постель ребёнка должна быть полужёсткой, ровной, ус.

    Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.

    Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

    Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

    Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей» Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».С каждым годом увеличивается количество детей, которые.

    НОД «По волшебным дорожкам!» (профилактика плоскостопия и нарушений осанки) Конспект НОД по физической культуре для детей старшей группы. «По волшебным дорожкам!» Задачи: 1. Оздоровительные: Профилактика плоскостопия.

    Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

    Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Здоровье для человека является главной ценностью.

    Библиотека изображений: