Нод подготовительная группа зима. Конспект НОД " Зима" план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Ритмическое упражнение «Прохлопай свое имя»

Конспект НОД на тему «Зима» в рамках образовательных областей «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы.

Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Описание : занятие предназначено для воспитателей детских садов. В ходе занятия в игровой форме дети закрепляют знания о признаках зимы, знакомятся с особенностями зимы своего региона, идет обогащение словаря. В занятии используются стихи, загадки, новая интересная сказка. На протяжении всего занятия дети разрешают проблемные ситуации.
Цель: формирование представлений детей о зиме.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года. Закрепить характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Учить устанавливать связи между тем, как птицы, животные и человек приспосабливаются к особенностям времени года. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать логическое мышление, память. Способствовать воспитанию любви к природе, желанию оказать помощь нуждающимся.
Материал и оборудование : игрушка ежик; магнитная доска; набор карточек с признаками зимы; карточки, соответствующие по цвету временам года; пиктограммы «весело», «грустно»; д.м. «Птицы»; несколько снежинок.
Раздаточный материал: белая бумага, блестки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: дети, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.
- Какие времена года вы знаете?
(Зима, весна, лето, осень).
-Каждому времени соответствует определенный цвет.
Задание: на магнитной доске выставить карточки с «временами года», подобрать к ним карточки соответствующего цвета (белую, зеленую, разноцветную, желтую).
-Сколько же времен года существует в природе? (четыре).
-А вот мой знакомый еж утверждает, что их три, почему?
(Еж зимой находится в спячке, и он не знает зимы).
- А вы хотите доказать ежу, что зима существует?
(На доске воспитатель оставляет только карточку белого цвета).
Словесная игра «Зимние слова».
(За каждое правильно названное слово можно дать снежинку, победит тот, у кого снежинок будет больше).
-Назовите «зимние слова». Я называю слово «зима», а вы?
(Снег, метель, вьюга, мороз, лед, пороша, гололед, снеговик, Снегурочка, сани, иней, снегоход, поземка и другие).
В конце игры воспитатель подводит итоги.
А что вы можете сказать о зиме в наших краях, какая она?
(Мягкая, теплая, пасмурная, сырая, дождливая…)
От какой погоды у вас хорошее, радостное настроение?
(Когда солнце, мороз, снег, можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).
- Какую пиктограмму мы выставим? «Весело»
- А от какой погоды вам грустно?
(Холодно, колючий ветер, сыро, вместо снега пошел дождь…)
(Выставляют пиктограмму «грустно»).
- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, или белоснежная, волшебная.
За ее красоту люди придумали ей ласковые красивые названия:

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка – зима!
П.Вяземский.
- А, вы, какие красивые названия знаете?
(Гостья – зима, чародейка, зима – волшебница, рукодельница…)
- Наш ежик спрашивает, как узнать о том, что зима наступила?
Дидактическая игра «Наступила зима».
(По схеме «паучок».) Используется набор карточек о приметах
зимы и карточка белого цвета – модель зимы. Модель выставляется
посредине, остальные карточки ставятся по ходу работы).
- Почему летом тепло, а зимой холодно?
(Солнце плохо греет, дает мало тепла, говорят: «Солнце светит, но не греет»).
- Какая земля зимой?
(Мерзлая, вся покрыта снегом).
- А реки?
(Скованы льдом).
- Что вы видите на этой карточке?
(Отлет птиц).
- Почему птицы на зиму улетают в теплые края?
(Зимой холодно и голодно).
- А тем птицам, которые остаются зимовать, мы должны помочь пережить холодную зиму. Как?
(Сделать кормушки, подкармливать птиц).
- Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какие птицы прилетели к моей кормушке?
Загадка:
«Положила я в птичью кормушку веточку сухой рябины и хлебные крошки.
Прилетела стайка маленьких сереньких птичек в коричневых сюртучках, хлеб склевали, а рябину не тронули. Кто это был?»
(Воробьи. Воспитатель выставляет карточку с изображением воробья).
«…смотрю, сели на кормушку другие: грудка у них красная, концы крыльев и голова синего цвета, а на крыльях по белой полоске. Ягод рябины в кормушке не осталось». Кто прилетал?
(Снегири).
«…прилетели птички с желтыми грудками».
- Кто это был?
(Синички).
- Наш милый ежик интересуется, а животные зимой тоже отправляются в теплые края?
(Звери приспосабливаются к зиме: одни залегают в спячку, другие готовят запасы на зиму, линяют, меняют летние шубки на зимние).
- Ежик спрашивает, а люди зимой тоже впадают в спячку?
(Люди тепло одеваются, отапливают дома, занимаются спортом, закаляются,принимают витамины).
- Послушайте сказку «Снежинка».
«В снежном лесу, в ледяной избушке жила волшебница Зима. У нее была любимая внучка Снежинка. Она очень любила танцевать и кружиться в воздухе. Снежинка была очень маленькая, поэтому бабушка зима когда уходила в лес рассыпать снег, крепко – накрепко запирала двери. Снежинка очень скучала, когда оставалась одна дома.
Однажды она вырвалась на волю через открытую форточку. Летит, а навстречу ей Волк: «Снежинка, Снежинка, я тебя съем»! А Снежинка отвечает: « Не ешь меня, я тебе станцую». И, оттолкнувшись пушистыми ножками от земли, легко подпрыгнула и начала весело кружиться в воздухе.
Она так легко и красиво танцевала, что Волк невольно засмотрелся на нее.
Ему так понравился танец снежинки, что он от удовольствия даже открыл рот. Снежинка кружилась, кружилась и случайно коснулась горячего языка Волка. Вмиг она превратилась в капельку воды и упала на волчью лапу. Волк
очень расстроился и горько заплакал…»
- Как вы думаете, каким образом капелька снова сможет превратиться в снежинку?
Правильно, ей сможет помочь только мороз. Слушайте дальше.
«…Вовремя появилась бабушка Зима, она подняла капельку высоко в небо.
К ней прикоснулся Мороз своим волшебным посохом, и снова превратилась она в снежинку. Так у нее появился день рождения. А Солнце, поздравляя ее, засияло множеством красок. Эти краски засверкали на Снежинке
разноцветными блестками, и она улетела. И одному только Волку было грустно, и он до сих пор воет в лесу. Бедный Волк».
- Вам жалко Волка? Давайте сделаем ему подарок. Вырежем из бумаги снежинки, обсыпим их блестками, а наш знакомый еж передаст их Волку.
Продуктивная деятельность «Снежинка ».
Подведение итогов занятия.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе "Зимние забавы"

Данный материал будет полезен коллегам при проведении НОД и развлечений в старших и подготовительных группах детского сада.

Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи и
двигательной сфере, субъективно-ценностному отношению к своему здоровью.
Программные задачи:
Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях.
Уточнять знания о зимних праздниках, забавах.
Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематическое восприятие.
Совершенствовать навыки связной речи; учить согласовывать речь с движениями.
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам; толерантное отношение к ответам детей.

Ход занятия

«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети и взрослые.
- Посмотрите на экран
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
В тех санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
-Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: зима.
-Правильно. На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Тише, ребята, тише.
Что за музыку я слышу?
Вот хозяюшка сама, идет зимушка-зима.
Разнаряженная, разукрашенная.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках.
В зал входит зима. Дети исполняют хоровод
«Уж, ты зимушка зима» (рус. нар.песня)

Воспитатель
Здравствуй русская молодка,
Раскрасавица душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй матушка-зима.
Зима:
Знаю, вы меня все ждали
Шубы, шапки одевали.
Я волшебною иголкой
На ковре рисую елки,
Заметаю их снежком
Вся земля как белый дом.
Воспитатель
Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких снегах тонуть.
А метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному
Потому, что она У –У –У да У –У –У
-Но мы пурги и мороза не боимся
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь» «Про коньки».
Упражнение «Зимняя зарядка».

Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит нам и вам.

Носом вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже, а потом
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!

Мы теперь метатели,
Бьём по неприятелю.
Размахнись, рукой бросок.
Прямо в цель летит снежок.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

На пенёк мы дружно сядем,
Отдохнём и снова встанем.
Мы похлопаем в ладоши,
Не боимся мы пороши.

Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Марш на месте не спеша.
Как погода хороша!

Зима: Я рада, что вы ждете и любите меня.
-Да, Зимушка! Сейчас наши ребята расскажут тебе, как они проводят зимние деньки.
Речевая игра «Что нам нравится зимой».
Дети:
Нам морозы - не беда
Не страшны нам холода
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель : А потом?
Дети:
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель : А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель : А еще?
Дети:
А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель : А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети:
А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)

Зима: Смелые вы и веселые ребята. Но мне пора. У меня остались последние зимние денёчки.
(Уходит под музыку)

Воспитатель. Что за причудливые узоры оставила нам наша гостья?
Не рисовала ни я, ни вы
Откуда же эти цветы?
Ответы детей
ЛОГОРИТМИКА «Художник – невидимка»
Художник-невидимка
Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.
Всех за нос ущипнет.
Щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал,
Идут на цыпочках друг за другом.
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.
-Друзья, а можем ли мы увидеть весной или летом такие цветы на своих окнах? Тогда расскажите, что еще приносит зима с собой (Дети называют признаки зимы.)
-Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас попробуйте отгадать мою загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик).
-Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.
Пальчиковая гимнастика.
Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком
Кати по снегу свой снежок – и катят его от себя.
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине
круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам,
изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными
Пальцами глаза, ладонью – шляпу,
кулачком правой руки – нос и
воображаемую метлу.
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки
в стороны, затем садятся на корточки,
закрывая голову руками.
Воспитатель: Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.
Воспитатель (раздаю всем по снежинке)
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Вот одна упала и к вам на ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).
Воспитатель: Смотрите, снег идёт. Какой снегопад!
Зрительная гимнастика «Снежинки»
Закружились, завертелись «Фонарики»
Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть на них
Вверх взлетели белой стаей
Лёгкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга. Медленно опустить руки и проследить
Улеглись повсюду. За ними взглядом
Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки в стороны и
Все дивятся чуду. Проследить за ними
Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «ножницы»
белые подружки.
Заспешили на прогулку Шаг на месте
Дети и старушки.
Воспитатель: Молодцы, теперь мы отдохнём. Присядем на стулья.
Ребята, в старину в России на праздниках не обходились без весёлых скоморохов, нарядного Петрушки, а так же на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идёт.
-Кто к нам пожаловал? (Медведь).
-Здравствуй, Мишка - медведь!
Медведь: Здравствуйте! Я пришёл к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет).
- Ребята, я уже поняла, что вам нравится зима. А сейчас я предлагаю вам показать Мишке, что же вам нравится зимой.
Игра «Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать «горку»).
Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской Имитировать копание снега лопатой.
Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.). Прыжки.
Медведь: Ох, меня вы рассмешили
И не мало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора! (Медведь уходит).

Воспитатель : Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Релаксация: Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети, встаньте, потянитесь и мне улыбнитесь!
С гостями мы прощаемся и в группу отправляемся.

Программное содержание:
— обобщить знания детей о зиме; активизировать словарный запас; закрепить вычитание в пределах 10;
— развивать связную монологическую речь; развивать логическое мышление; развивать мелкую моторику рук; внимание;
— воспитывать любовь к природе; любознательность; чувство эмпатии к окружающему миру.
Активизация словаря: зима, снег, снежинка, зимние забавы.
Развивающая среда: иллюстрации времен года; модели-схемы; карточки для индивидуальной работы; образец снежинки; цветная бумага 10х10 см.; кисточки; клейстер; ножницы; салфетки; подкладные доски; простой карандаш.
Методические приемы:
1. Загадывание загадки
2. Постановка проблемы
3. Рассматривание, рассказывание по схемам-моделям
4. Имитация (снежинки)
5. Индивидуальная работа по карточкам
6. Решение логической задачи
7. Пальчиковая гимнастика
8. Объяснение приемов выполнения снежинки
9. Коллективная работа

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
ДЕТИ: — Зимой
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, ребята. Посмотрите на эти картинки. Какие времена года здесь изображены?
ДЕТИ: — Весна, лето, осень.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Какого времени года не хватает?
ДЕТИ: — Зимы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — А сейчас мы на минуту представим, что зимы совсем нет. Чтобы тогда было бы с природой?
ДЕТИ: — (варианты ответов)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мы сейчас выясним нужна ли нам зима. Для начала вспомним какие зимние забавы бывают?
ДЕТИ: — Игра в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика и т.д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! Посмотрите на эти схемы-модели. Что на них изображено?
ДЕТИ: — Снег идет, горка, сани, дети.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Эти модели не простые, они помогут нам составить всем вместе рассказ «Зимние забавы». Начну я, продолжите вы. «Был прекрасный, зимний день».
ДЕТИ: – (составляют рассказ)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! У нас получился и интересный рассказ. Значит нужна нам зима? Почему?
ДЕТИ: — Зимой можно играть в интересные игры.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Верно. Наши снежинки оказались такими озорными, что перелетели на наши листочки. Посмотрите. (раздаю карточки для индивидуальной работы). Среди них есть одинаковые, соедините их линиями. (Дети выполняют задание). Сколько всего нарисовано снежинок? Ребята, одна снежинка слетела с листочка. Сколько осталось?
А теперь мы сами превратимся в снежинки. (Дети встают, окружаться, идут к ковру).
Посмотрите, мы прилетели в лес. Но смотрите, здесь какие-то странные цифры и буквы, давайте их отделим в разные стороны. Какое слово получилось?

ДЕТИ: — Снег
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно. А зачем нам нужен снег зимой?
ДЕТИ: — Снег защищает растения от сильных морозов, а деревья зимой отдыхают.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы, ребята. Слышите, подул ветер. Снежинки закружились и вернулись на места.(Дети садятся за столы)
Ребята, как вы думаете снежинки одной скучно?
ДЕТИ: — Да, скучно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чтобы она не скучала мы сделаем целую гирлянду из снежинок, но для этого нам надо взобраться на снежное облако по лестнице. (Пальчиковая гимнастика «Лесенка»). А сейчас возьмите лист бумаги, сложите из него треугольник, потом сложите его пополам. Теперь, берем ножницы и начинаем вырезать разные фигуры: ромбики, треугольники, квадраты, круги.
Затем, разворачиваем и получаем снежинку. С помощью клейстера соединяем их между собой, и у нас появилась гирлянда.
ДЕТИ: — (выполняют задание)
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы, ребята! Получилось очень красиво. И все же нужна нам зима или нет? Почему нужна?
ДЕТИ: — Зимой растения отдыхают, снег защищает землю от морозов. Зимой есть много интересных игр: катание на коньках, лыжах, лепка снеговика и т. д. Зимой очень красиво!
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Молодцы! (Добавляем к временам года четвертую картинку).

Картинки к НОД

Конспект НОД в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий и средств ИКТ. Тема: «Зима во всей красе»

Цель: Способствовать разностороннему развитию личности ребенка, укреплению его психического и физического здоровья. Обобщить и закрепить знания детей о зиме, о ее природных явлениях через эмоциональное восприятие произведений искусства.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательно развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое развитие.

Задачи

Образовательные:

Формировать представления детей о таких видах искусства, как живопись, поэзия, музыка. Закрепить знания о видах ударных музыкальных инструментов, навыков способов извлечения на них. Способствовать формированию словаря, звуковой культуры речи. Создать условия для формирования социально – коммуникативных навыков, через умение общаться со сверстниками, с взрослыми в процессе игровой, творческой деятельности.

Развивающие:

Развивать психические процессы. Способствовать развитию музыкально – эстетического, художественного восприятия, музыкально – сенсорных способностей, певческих навыков детей, мелкой моторики рук, творческих способностей в умении самостоятельно воплощать свой творческий замысел в игре на музыкальных инструментах, танцевальной импровизации, художественной деятельности.Продолжать развивать в девочках и мальчиках качества, свойственные их полу.

Воспитывающие задачи:

Продолжать приобщать к музыкальной культуре. Создать условия для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений живописи, поэзии, классической музыки, интереса к музыкально – художественной деятельности, физической культуре. Обогащать музыкальные впечатления детей слушанием новых музыкальных произведений.

Оборудование и материал. Средства ИКТ. Музыкальные инструменты – трещотка, погремушки, коробочка, бубенцы, колокольчики; султанчики новогодние; смайлики с одной стороны – веселое, а с другой – грустное изображение, вырезанные снежинки в середине, которых точками изображены коньки, лыжи, клюшки; витамин «Аскорбиновая кислота» в драже по количеству детей.

(Дети заходят в зал под музыку Г. Свиридова «Вальс», останавливаются в кругу).

Муз. рук. (Поет) Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Я знаю, что вы все добрые, умные ребята, любите музыку и приглашаю вас в сказочное музыкальное путешествие. Но, сначала, мы с вами выполним упражнение. Покажите свою ладошку. Сейчас каждый из вас вместе со мной прохлопает свое имя.

Ритмическое упражнение «Прохлопай свое имя».

Муз. рук. Открывайте шире глазки, отправляемся мы в сказку.

Однажды прекрасным, зимним днем на землю прилетела необычная снежинка. Надоело ей просто лежать, захотелось отправиться в зимнее путешествие.

И где, вы думаете, она оказалась?

Дети (…).

Муз. Рук. В детском саду.

(На экране слайд – изображение снежинки на фоне зимнего пейзажа.

Снежинка: Я, волшебная Снежинка, с музыкою я дружу,
От Зимы привет вам шлю, в путешествие зову!

Муз.рук. Поднимите ладошку, положите на нее снежинку, сделали короткий вдох через нос, выдуваем через ротик трубочкой на снежинку и полетели (Снежинка улетает).

Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку» .

( Слайд изображение картины В. М. Васнецова «Зимний сон» и изображение Снежинки на фоне внизу экрана . Звучит волшебная музыка).

Муз. рук. Ребята, снежинка перенесла нас на зимние просторы. Давайте полюбуемся зимушкой. Свое восхищение красотой зимней природы, выразили в искусстве художники, композиторы, поэты. Ребята, перед вами изображение картины В. М. Васнецова «Зимний сон». Что вы видите на ней?

Дети (Ответы).

Муз.рук. Зимний лес. Все вокруг укутано зимним одеялом. Природа застыла. Как будто, спит. Не зря, картина называется «Зимний сон» (Звучит голос Снежинки).

Снежинка Ребята, а давайте оживим эту картину с помощью вашего голоса и музыкальных инструментов.

Фонопедическое упражнение «Оживи картину» с элементами музицирования

Муз. рук. Зимний лес спит. Вдруг, поднялась и разыгралась метель. (У – у – у – у). Веточки деревьев затрещали (Цокают в «улыбке», звучит трещотка ) и с них посыпался пушистый снег (Ш – ш – ш, играют на погремушках ). В поисках пищи по сугробам прошелся гордый лось. (Сжимают пальцы на звук «Х»). Застучал старательно по дереву дятел. («Клювиком» стучат по ладошке на слово «тук», звучит «Коробочка»). Нарушив зимний покой леса, проехала лошадка (цокают, играют на ложках ), звеня бубенцами (произносят «Динь» и играют на бубенцах, колокольчиках) и скрипя санями (шуршат ладошками). Снова воцарилась тишина.

Муз. рук. Молодцы! Вот мы и оживили картину «Зимний сон».

Ребята, а сейчас мы послушаем, какой изобразил зиму итальянский композитор
А. Вивальди в музыке. Музыка, мы знаем, бывает классическая, современная, народная. Сейчас прозвучит классическая музыка – вторая часть музыкального произведения «Зима» из цикла «Времена года» в исполнении оркестра. Подумайте, какая музыка по характеру и что можно представить, слушая эту музыку (Слушают).

(Предполагаемые ответы – светлая, спокойная, нежная, ласковая, протяжная, прозрачная).

Муз.рук. Бескрайние зимние поля. Вокруг белым-бело. Светит солнышко. Снежинки искрятся от солнечных лучей (Слайд – портрет А.С. Пушкина).

Муз. рук. Послушайте, какая часть стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина подходит по настроению к музыкальному произведению «Зима» А. Вивальди.

Первая: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела –

Или вторая : Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Муз. рук. Вот мы и полюбовались красотой зимней природой, выраженной в живописи, музыке и поэзии (Звучит голос Снежинки).

Снежинка Ребята, а вы знаете пословицы о зиме?

Дети (Ответы).

Муз.рук. В народе говорят: «Февраль и теплом приласкает и морозом ударит». «Февраль солнце на лето поворачивает». «Вьюги да метели под февраль налетели».

Муз. рук. Молодцы, ребята! Давайте поиграем. Изобразим «Метель» с помощью султанчиков и движений под классическую музыку (Слайд- портрет П.И. Чайковского) великого русского композитора П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» к балету «Щелкунчик». Когда зазвучит громкая волнительная часть отрывка из этого музыкального произведения, будут двигаться мальчики, а когда более тихая, плавная часть музыки – девочки.

Танцевально-игровое творчество «Метелица».

Снежинка: Ребята, отгадайте загадку:
Замечательный художник у окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята кто окно разрисовал? (Мороз)

Муз. рук. Давайте и мы украсим снежными узорами полянку.

(Звучит «Танец феи Драже». Дети раскладывают султанчики в форме узоров).

Упражнение на релаксацию и творчество «Зимние узоры».

(Дети возвращаются на ковер).

Снежинка: А теперь нам в путь пора в санки сядьте, детвора!

(Дети перемещаются на стулья перед фортепьяно, имитируя движение «Санки»).

(Слайд – изображение Снежинки на фоне детского двора).

Муз.рук. Зима нас радует не только своею красотой, но и зимними забавами. Послушайте стихотворение башкирского поэта (Звучит голос Снежинки).

Снежинка: Предлагаю вам, ребята, покататься с горки.

Муз. рук. А вы катались когда-нибудь с горки с помощью своего голоса? Я вас научу, но сначала, потренируем ваше дыхание.

Прием на дыхание «Дирижер».

Муз. рук . Чтоб красиво петь, надо прямо всем сидеть!
Ножки подружили, ручки положили, смотрим на меня. Какая красота

(Слайд – изображение Снежинки на верхней части горки.)

Упражнение с элементами вокалотерапии «Катание на горке»

(Слайд – Снежинка скатывается с горки, дети поют «Ух», «Ах»).

Муз. рук. Ребята, для вас я сочинила песенку «Зимние забавы».

Послушайте и определите с помощью веселых и грустных смайликов, какая она по характеру и о чем поется в песне.

(Слушание песни; показ характерного смайлика; подбор подходящего по характеру звучания музыкального инструмента; беседа о содержании песни с использованием слайдов и подобранных детьми жестов, передающих ее содержание).

Я еще раз исполню песню, а вы мне помогайте, показывайте то, о чем поется в песне.

(Повторное исполнение).

Давайте выучим слова запева.

Прием «Волшебный микрофон» (Рук. говорит, дети повторяют в микрофон).

Снежинка А чтобы вы еще лучше научились петь, я позвала на помощь своих подружек.

Упражнение «Ритмические снежинки» (Слайд – снежинки большие, маленькие, изображающие ритмический рисунок припева. Дети повторяют на слог «Та», «Ти»).

(Звучит «Ветер», снежинки улетают с экрана).

Муз. рук. Дети, снежинки прилетели к вам под стульчики!Они не простые, с сюрпризом. Соедините карандашом точки и увидите картинку (Дети выполняют задание).

Муз. рук. Покажите, что у вас получилось на картинках (Дети показывают).

Снежинка: Дети, чтобы расти здоровыми, надо не только играть, но и заниматься спортом!

Муз.рук. Заберите картинки домой, и разрисуйте их с родителями.

Ой, как много у нас снежинок! А давайте слепим снежную Бабу. Положите снежинки на стульчики, выходите в кружок.

Логоритмическое упражнение «Снежная Баба» (Слайд – снежная Баба с ведром).

Снежная Баба: Потрудились, вы на славу! Постарались вы не зря!
Бабу снежную слепили, полюбуйтесь. Это – я!
Здесь для вас в ведерке витамины от гриппа и ангины.
Глазки дружно закрывайте, витамины получайте (Слайд – снежная Баба без ведра).

(Муз. рук. передает витамины воспитателю.)

Муз. рук. Спасибо, снежная баба! А еще, чтобы не болеть зимой, мы любим танцевать и выполнять оздоровительный массаж (Дети встают на коврик).

Танцевальное творчество с элементами оздоровительного массажа «А на улице мороз»

Муз. рук . А где же наша снежинка? (Слайд – Снежинка).

Снежинка: Ребята, мне очень понравилось наше зимнее, музыкальное путешествие.

(Дует ветер). Ой, мне пора улетать, а то я скоро растаю. До свидания!

Муз. рук. Дети, а вам понравилось наше путешествие? Что понравилось? Что научились делать и что нового узнали? Вы оказались внимательными слушателями, способными исполнителями и любителями музыки.А сейчас ложимся на коврик и отдыхаем.

(Звучит музыка). Упражнение на релаксацию «Отдохнем».

Мы играли, мы играли. И немножечко устали.
Глазки дружно закрываем и тихонько засыпаем.
Ровно, ровно дышим, что вокруг – не слышим.
Потянулись, встали, славно отдыхали!
В группу вам идти пора, до свидания, детвора!

(Берут снежинки, уходят из зала).

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Ибатуллина Любовь Семёновна
Должность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.

Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:

Глава первая.

Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.

Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой .
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.


Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)