Как выглядит болезнь лайма. Симптомы, лечение и последствия болезни лайма. Боррелиоз – лечение антибиотиками

Для многих нейропсихологов, в том числе и для меня, научное исследование - работа для души, а клиническая работа - хлеб с маслом. Традиционно клинический вклад нейропсихологии был большей частью диагностическим, предлагая пациентам очень мало в плане лечения. Нейропсихология - не единственная клиническая дисциплина, которая годами предавалась бессильному . Всем дисциплинам, занимающимся когнитивными расстройствами, свойственно это смиренное положение. Психиатр, лечащий пациента с шизофренией или пациента с депрессией, находится в аналогичной позиции. У врача есть богатый набор фармакологических средств для лечения психоза или аффективных расстройств, но очень мало средств для лечения когнитивных расстройств. Психиатры все больше осознают, что когнитивное ухудшение часто является более катастрофическим для их пациентов, чем психоз или расстройства настроения, но тем не менее традиционно очень мало прямых усилий направлялось на улучшение когнитивной деятельности.

У невролога, лечащего пациента, выздоравливающего после черепно-мозговой травмы, дело обстоит не намного лучшим образом. У него есть адекватные средства для контроля судорог пациента, но не его когнитивных нарушений, несмотря на тот факт, что когнитивное ухудшение обычно более катастрофично, чем нечастые эпилептические приступы. Общество настолько озабочено спасением жизни, лечением галлюцинаций, контролем судорог и снятием депрессии, что когнитивная деятельность ( , планирование, решение проблем) большей частью игнорируется. Безусловно, различные нейролептики, противосудорожные средства, антидепрессанты, седативные средства и стимуляторы воздействуют на когнитивную деятельность, но это побочный эффект воздействия препарата, созданного для лечения чего-то другого.

Болезнь Альцгеймера и другие деменции пробудили общество. В Соединенных Штатах, в самой богатой стране в самый благополучный период ее истории, ум человека распадается быстрее, чем его тело, что бросает резкий вызов распространенному негласному убеждению в том, что «тело бренно, а душа вечна». Это дало толчок развитию совершенно нового класса лекарств, которые можно обозначить общим термином «когнотропные» лекарства. Их главная и непосредственная задача - улучшение когнитивной деятельности.

Так как медицинская и общественная озабоченность проблемами деменции сконцентрирована на памяти, большая часть фармакологических усилий направлена на ее улучшение. В то время, как пишется эта книга, небольшое количество лекарств, известных как «лекарства от болезни Альцгеймера» или «усилители памяти», были одобрены правительственным ведомством США по контролю над лекарствами и пищевыми продуктами. Фактически оба обозначения несколько неточны. Рассматриваемые лекарства являются антихолинестеразами. Они созданы для того, чтобы препятствовать образованию фермента, необходимого для разрушения нейротрансмиттера ацетилхолина в синапсе и, таким образом, продлить действие этого нейротрансмиттера после его попадания в . Ацетилхолин является нейротрансмиттером, который играет важную роль для памяти, а также для других когнитивных функций. Биохимические процессы, включающие ацетилхолин («холинергическая передача»), ухудшаются при болезни Альцгеймера, но они также ухудшаются при многих других расстройствах.

Фактически мое первое знакомство с этим классом лекарств произошло в конце 1970-х годов и было связано с физостигмином (Antilirium), антихолинестеразой первого поколения, который теперь уже не используется в качестве когнитивного усилителя. Мы давали его пациенту, выздоравливавшему после тяжелой травмы головы. Проблема с физостигмином заключалась в том, что продолжительность его действия была столь короткой, что нереально было ожидать стойкого терапевтического эффекта. В лучшем случае могла быть надежда на краткосрочное, быстро преходящее улучшение. Чтобы зафиксировать это быстро преходящее улучшение, мои коллеги и я создали набор нейропсихологических тестов, которые мои ассистенты-исследователи Боб Билдер и Карл Сирио давали с точностью часового механизма, чтобы использовать тщательно рассчитанные, очень короткие фазы, в течение которых могло бы проявиться позитивное действие лекарства. И хотя позитивный эффект был проходящим (а иногда потом была и жестокая диарея), явно присутствовало легкое улучшение памяти. Это давало основание надеяться, что по мере усовершенствования этот класс препаратов может однажды стать действительно полезным в клинике.

Спустя несколько лет на рынке появился такрин (Cognex ), а вслед за ним донепезил (Aricept). Эти лекарства также относились к антихолинестеразам, но намного более длительного действия и более значимого терапевтического эффекта. Их не следует считать исключительно «лекарствами от Альцгеймера», так как их применимость не ограничена болезнью Альцгеймера. Я наблюдал значительное, хотя и преходящее терапевтическое воздействие этих лекарств на когнитивную деятельность у пациентов с синдромом Паркинсона и с повреждением в результате гипоксии.

Хотя их воздействие все еще было преходящим и нестойким, появление антихолинэстеразных лекарств второго и третьего поколения открыло новую главу в фармакологии, введя в обиход когнотропные лекарства. В ближайшие несколько лет мы несомненно будем наблюдать бум в когнотропной фармакологии, воздействующей на различные биохимические системы. Для этого потребуется много дальнейших исследований, и некоторые разногласия неизбежны, но сама идея когнотропных лекарств - явление стимулирующее и своевременное.

Интересная работа в области когнотропной фармакологии ведется также в Европе. Оригинальная программа исследования нейроанатомически специфических эффектов различных лекарств некоторое время реализуется в России. Ученые в Институте нейрохирургии им. Бурденко в Москве, где я стажировался в лаборатории 30 лет назад, сообщили о ряде специфических терапевтических эффектов. Согласно их данным, леводопа (L- dopa), предшественник нейротрансмиттера дофамина, улучшает функции, которые мы обычно ассоциируем с задним отделом левой лобной доли: последовательность движений, инициирование речи, речевая . Если изложить это в технических терминах, русские ученые считают, что леводопа уменьшает симптомы динамической , транскортикальной моторной афазии и афазии Брока. Но при этом похоже, что леводопа ухудшает функции, обычно ассоциируемые с теменными долями (пространственная ориентация и пространственное конструирование). L-глутаминовая кислота, аналог нейротрансмиттера глутамата, улучшает, согласно российским ученым, и другие функции, ассоциируемые с . Она улучшает понимание собственного заболевания (уменьшает симптомы анозогнозии), улучшает чувство , чувство времени и организацию временной последовательности процессов. L-глутаминовая кислота также улучшает функции, обычно ассоциируемые с теменными долями. L-триптофан, предшественник нейротрансмиттера серотонина, улучшает функции теменной доли. В то же самое время, L-триптофан ухудшает функции лобных долей, в частности левой лобной доли. Америдин, антихолинестераза, не очень широко известная в Соединенных Штатах, вероятно, улучшает функции теменных долей, в частности левой теменной доли. Он улучшает понимание грамматики и снижает симптомы «семантической афазии». Эти находки российских ученых, ассоциирующие различные нейроактивные лекарства со специфическими корковыми функциями, более специфичны и, в некотором смысле, более амбициозны, чем большинство западных исследований такого рода. Они требуют тщательного анализа и воспроизведения, но вызывают крайний .

Но как вписываются в эту картину префронтальная кора и управляющие функции? Дефицит управляющих функций столь же распространен и катастрофичен, как и ухудшение памяти, и поэтому должно быть такое же сильное общественное давление для развития когнотропной фармакологии лобных долей. Здесь также развитие находится в начальной стадии, но некоторые будущие шаги очевидны. Мы обсуждали роль дофамина в функции лобных долей, поэтому не удивительно, что фармакология, стимулирующая дофамин, принесла некоторые обещающие результаты.

Дофаминовая система сложна и включает много разных . Чтобы быть действительно эффективной, дофаминовая фармакология должна быть рецепторно-специфической. По мере того, как мы получаем все больше знаний о многообразии дофаминовых рецепторов, мы изучаем рецепторно-специфическое воздействие дофамино-усиливающей фармакологии. Было показано, что бромокриптин (Ergoset или Parlodel), агонист D2-рецептора дофамина, улучшает у нормальных взрослых людей рабочую память, функцию, тесно связанную с лобными долями. Эффективность двух недавно разработанных агонистов D2-рецептора, ропинорола (Requip) и прамиксола (Mirapex), еще предстоит установить.

В настоящее время существует значительный интерес к определению специфических дофаминовых рецепторов и развитию рецепторно-специфической фармакологии. Но толчком к этим исследованиям было лечение шизофрении, которое требует дофаминовых рецепторно-специфических антагонистов. Чтобы функции лобных долей, могут потребоваться дофаминовые агонисты, совместимые с различными дофаминовыми рецепторами, включая D1и D4. Это бросает новый вызов фармакологической промышленности и исследованиям.

Когнотропная фармакология лобных долей особенно перспективна в случае тех расстройств, где имеется дисфункция лобных долей, не сопровождаемая их массивным структурным повреждением. При таких заболеваниях сами нейротрансмиттерные рецепторы большей частью не затронуты, что делает фармакологическое вмешательство более обещающим. Легкая черепно-мозговая травма является таким заболеванием. Это особенно трагическое заболевание, потому что оно затрагивает молодых людей, часто в хорошей физической форме, продолжительность жизни которых не уменьшилась в результате травмы. Распространенные результаты черепно-мозговой травмы - проблемы с рабочей памятью, с принятием решений, с вниманием, с , с контролем влечений. Бромокриптин помогает улучшению этих функций у пациентов с ранениями головы. Так же действует и амантадин (Symmetrel), лекарство, которое, как предполагается, облегчает высвобождение дофамина и задерживает его устранение из синапса.

Появление этих лекарств сигнализирует о начале «когнотропной фармакологии лобных долей», и я надеюсь, что появятся многие новые лекарства. Но подлинный прорыв наступит при сочетании новейшей фармакологии с новейшей нейропсихологией, когда тонкие когнитивные измерения будут использованы для того, чтобы направлять когнотропную фармакологию точными, специализированными способами. Нейропсихологические тесты вышеописанного субъективного типа, которые оказались исключительно чувствительными к различным вариантам дисфункции лобных долей, могут стать особенно полезными для индивидуализации когнотропно-фармакологической терапии лобных долей.

Устройство организма у всех людей одинаковое, чего нельзя сказать об умственных способностях. Один человек буквально схватывает все «на лету», и способен хранить в своей памяти огромное количество информации, другому же это не удаётся. Причина заключается в работе мозга, а точнее в его когнитивных функциях. Рассмотрим, что это такое, под влиянием каких факторов возникают нарушения и в чем они выражаются.

В буквальном переводе с латыни cognitio - «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.

К этим функциям относят:

  1. Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы. Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
  2. Внимание. Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей. Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.
  3. Память. Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.
  4. Исполнительные способности. Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.
  5. Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли. В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.

Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.

Причины нарушений функций головного мозга

Нарушение когнитивных функций считается верным симптомом того, что произошли расстройства в деятельности мозга. Они могут быть функциональными, когда такое явление временное, и органическими, характеризующимися необратимыми процессами.

К первой категории относятся нарушения, спровоцированные такими факторами:

  • переутомлением;
  • сильным или продолжительным стрессом;
  • эмоциональными и умственными перегрузками.

Органические расстройства возникают на фоне различных заболеваний, когда «сбивается» процесс передачи импульсов в мозге.

Такое нарушение может быть спровоцировано:

  • сахарным диабетом;
  • расстройствами в метаболизме и процессах гомеостаза;
  • гипотиреозом;
  • гипертонией;
  • нарушениями циркуляции крови в мозге;
  • инфарктом миокарда;
  • черепно-мозговыми повреждениями;
  • заболеванием Альцгеймера или Паркинсона;
  • ожирением;
  • употреблением в больших дозах алкоголя или наркотических веществ.

Расстройства когнитивного функционирования подразделяют по степени тяжести. Они могут быть:

  1. Лёгкими. В таком случае отклонения незначительны, у человека наблюдаются проблемы с памятью и вниманием, а также быстрая утомляемость.
  2. Умеренными. Примерно десятая часть таких расстройств постепенно перетекает в болезнь Альцгеймера. Со временем симптомы нарастают, наблюдается ухудшение способности мыслить и запоминать, а также развиваются проблемы с речью.
  3. Тяжелыми. Как правило, эти нарушения возникают в старческом возрасте и характеризуются психическими расстройствами. Признаком такого состояния является дезориентация в пространстве, когда человек постепенно превращается в ребёнка, утрачивая элементарные навыки.

Внимание! В последнем случае больные нуждаются в уходе и постоянном приеме поддерживающих средств. Обслуживать себя самостоятельно они уже не способны.

Как улучшить умственные способности

Улучшению познавательных функций человека способствуют такие занятия, как физические тренировки и обучение, когда он регулярно приобретает какие-либо новые знания и умения. А также на деятельность мозга влияет питание и соблюдение распорядка дня. Кроме того, нужны полноценный отдых и общение, связанное с позитивными эмоциями. А еще существует ряд препаратов, способных улучшить когнитивную деятельность.

Рыбий жир

О пользе этого продукта каждый знает с детства, несмотря на популярную поговорку о том, что «ничто так не пугает мир, как ненавистный рыбий жир». Присутствующие в нём полиненасыщенные жирные кислоты, такие как докозагексаеновая и эйкозапентаеновая, благотворно воздействуют на сердце, сосуды и нервную систему. А также они позволяют уравновесить давление и предотвратить образование тромбов. Кроме того, эти ферменты способны влиять на баланс триглицеридов, повышенное содержание которых влечет за собой развитие диабета.

Прием средств на основе рыбьего жира принесёт пользу в любом возрасте. Для недоношенного младенца или маленького ребёнка позитивное влияние заключается в улучшении остроты зрения, повышении познавательных способностей и нормальном развитии мозга. У пожилых пациентов приём рыбьего жира и иных составов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, снижает риск возникновения старческого слабоумия.

Комплекс витаминов группы В

Формулировка «витамины группы B» объединяет ряд элементов, оказывающих позитивное воздействие на человеческий организм. Без этих ферментов нормальное функционирование его невозможно. В результате приёма комплексов возникает ряд положительных эффектов, которые обеспечиваются указанными микроэлементами.

Узнаем об этом больше:

  • улучшается память за счет повышения уровня тиамина (В1) в крови;
  • восстанавливаются показатели артериального давления, нормализуется свертываемость крови за счёт содержания в витаминных комплексах пиридоксина (В6);
  • нормализуется холестериновый и триглицеридовый балансы, активизируется выработка кислот омега-3, снижается риск сосудистых заболеваний благодаря ниацину (В3);
  • замедляются деградационные процессы и снижается выраженность нарушений памяти благодаря кобаламину (B12);
  • уменьшается количество гомоцистеина в крови — это белок, повышенное содержание которого влечет за собой атеросклероз и сердечно-сосудистые заболевания, а также расстройства памяти, такой эффект обеспечивает фолиевая кислота (В9).

Лецитин и холин

Многие ошибочно считают лецитин и холин одним и тем же веществом. На самом деле это ферменты близкородственные, оказывающие влияние на состояние печени и нервной системы.

Лецитин является жировым соединением, которое вырабатывается человеческим организмом. Но можно получить этот фермент и из продуктов питания, животных и растительных. Его содержат печень, яйца, соевые изделия, арахис и пшеничные зародыши. А еще этот компонент встречается в составе мороженого, майонезных соусов, шоколада и маргарина.

Холином называют компонент ацетилхолина, который присутствует в головном мозге. Он необходим для адекватного функционирования памяти и мышечной активности. Получить этот фермент из продуктов питания можно, употребляя в пищу печень, яичные желтки, сою, виноградный сок, капусту и арахис.

Лецитин и холин входят в состав многих витаминных комплексов, как группы В, так и иных многокомпонентных добавок.

Растительные экстракты

Среди средств на основе растительных экстрактов, помогающих улучшить функциональность головного мозга, выделяются следующие:

  1. Готу Кола. Это растение содержит множество соединений, помогающих защитить сердце, сосуды и вещество мозга. Препараты на его основе способствуют улучшению эмоционального состояния человека, нормализации внутричерепного давления, усилению памяти, внимания и интеллектуальных возможностей.
  2. Гинкго Билоба. Этот растительный компонент используется в медицине в процессе терапии различных заболеваний, связанных с функциями сосудов и головного мозга. Препараты на его основе помогают улучшить память и мышление даже у пациентов с болезнью Альцгеймера. А также с помощью этих средств можно предотвратить ряд расстройств, влияющих на когнитивные функции.
  3. Экстракт приморской сосны или Пикногенол. Это соединение является мощным антиоксидантом, а также предупреждает склеивание белков. Его применяют для защиты мозгового вещества, еще он благотворно влияет на нервные клетки, способствует предотвращению инсульта. Приём подобных препаратов помогает нормализовать умственную активность, повысить память и устранить забывчивость.

Важно осознавать, что врождённые способности улучшить невозможно даже с помощью высокоэффективных препаратов. Описанные средства лишь помогут им раскрыться в полной мере, а также уберегут от расстройств, негативно влияющих на когнитивные функции.

Полезная информация, которая научит вас правильно повышать когнитивные функции вашего мозга и улучшать умственные способности в моменты, когда вам это просто жизненно необходимо. Читаем.

Пейте кофе

Конечно, постоянный недосып и чрезмерное потребление кофе ещё никому не шли на пользу, но кратковременный положительный эффект кофеина вновь подтвердили недавние исследования: кофе не просто повышает тонус, он помогает сосредоточиться на трудоёмких задачах и улучшает практически все показатели интеллекта, такие как логические мышление или время реакции.
Учёные подчёркивают - не надо думать, что кофеин делает вас умнее, он просто заставляет мозг работать в более эффективном «аварийном» режиме, но постоянные перегрузки обязательно аукнутся быстрой утомляемостью в будущем.

Позволяйте себе немного вина

Человечество за многолетнюю историю пития открыло для себя множество как положительных, так и отрицательных эффектов алкоголя. Недавние эксперименты норвежских учёных доказывают, что люди, регулярно употребляющие вино (в умеренных количествах) в среднем выказывают в тестах лучшие показатели когнитивных функций, чем те, кто воздерживается от алкоголя, особенно ярко эта закономерность проявилась у женщин.
Большинство исследователей в последнее время говорят о благотворном воздействии небольшого количества вина на мышление, связность речи, внимание и другие высшие психические процессы. Как считается, в перебродившем виноградном соке содержатся антиоксиданты, препятствующие старению мозга, так что, как говорили наши предки, in vino veritas!

«Заряжайтесь» от Солнца

Избыток солнечного света вреден для кожи, но не стоит полностью избегать солнечных лучей - витамин D полезен для мозга.
Учёные поставили эксперимент и выяснили, что любители солнечных ванн лучше справились с тестовыми заданиями, чем добровольцы с пониженным уровнем витамина D.
Как предполагают некоторые исследователи, витамин D имеет свойство замедлять процесс старения мозга, поэтому если вы не вампир, можете смело «подзаряжаться» солнечными лучами. Но помните: во всём хороша мера, иначе вы рискуете получить солнечный ожог.

Позвольте мысли «растечься»

Чтобы голова работала с максимальной результативностью, необходимо уметь сосредоточится на конкретной задаче: мозг наиболее эффективен, когда занят решением одной-единственной проблемы, если вы, конечно не Юлий Цезарь.
Но, как выяснилось в ходе недавних исследований, иногда лучше действительно «отпустить» свои мысли и поразмыслить о чём-то отвлечённом - такая небольшая «перемена» позволит затем лучше выполнять задачи, требующие участия памяти и повысить общую производительность мышления. Постоянная же сосредоточенность на одной или нескольких вещах замедляет процесс обработки информации и «утомляет» мозг.

Поговорив с самим собой, можно найти «пропавший» дома предмет

Когда человек начинает общаться сам с собой, многие обычно крутят пальцем у виска, подозревая неполадки с головой. Изучив этот феномен, учёные пришли к выводу - мысли вслух действительно улучшают сообразительность.
Участниками эксперимента требовалось найти какой-либо предмет, при этом фиксировалось влияние их реплик на эффективность поиска. Добровольцы, произносившие вслух описание цели поиска, справились с заданием быстрее тех, кто молчал. Причём, высказывания, не связанные с искомым объектом, не давали выраженного эффекта, то есть, нет смысла громко повторять «холодильник», если никак не можете найти дома ключи.

Мозг человека – удивительный орган. Он – самое доступное и одновременно самое сложное «устройство» во Вселенной.

Предлагаем вам несколько приемов, которые помогут «прокачать» мозг.

Тренировки

  • Аэробные упражнения. Это упражнения, где кислород – главный источник энергии. Аэробные тренировки укрепляют мышцы, нормализуют кровообращение, снимают стресс. А недавнее исследование Иллинойсского университета показало также, что «кислородные» упражнения благотворно влияют и на мозг. Всего 30 минут тренировок в день, и работа когнитивных функций улучшается на 5-10%.
  • Силовые упражнения. Качки тупые? Как бы не так! Поднятие тяжестей не только наращивает мышцы, но и способно увеличить уровень, так называемого, нейротрофического фактора мозга, то есть белка, ответственного за защиту нейронов головного мозга.
  • Музыка. Другое исследование установило, что мозг начинает лучше работать, если во время тренировки слушать любимую музыку. Так что и вперед к гениальности.
  • Танцы. Это отличный способ поддерживать себя в форме, улучшить пластичность и координацию. Более того, по мнению доктора медицины, нейрофизиолога и нейропсихиатра, автора книги «Великолепный мозг в любом возрасте» Дэниэла Дж.Амена, танцы – это еще и великолепный тренажер мышления. Ведь, танцуя, мы задействуем различные отделы головного мозга.
  • Гольф. Его не даром называют интеллектуальной игрой: просчитать силу удара и траекторию полета мяча – не так просто, как кажется на первый взгляд. Кроме того, медики полагают, что гольф стимулирует работу сенсорного отдела коры головного мозга.
  • Йога. Древняя индийская духовно-физическая практика, оказывается, не просто благотворно влияет на здоровье, но и улучшает память, способности к самоконтролю и длительной концентрации внимания. По крайней мере, к таким выводам пришли ученые из Университета Иллинойса во главе с Нехой Готе (Neha Gothe).

Питание

  • Вода. Организм на 80% состоит из воды. Она необходима каждому органу, но мозгу в особенности. В ходе очередного научного эксперимента установили, что люди, испытывающие жажду, хуже справляются с логическими задачками, чем те, кто выпил пол-литра воды перед тестированием.
  • Омега-3. Ненасыщенные жирные кислоты суперполезны. В том числе для мозга и нервной системы. Они обеспечивают быстрый приток энергии, необходимый для передачи импульсов от клетки к клетке, что, в свою очередь, повышает мыслительные способности и помогает быстро извлекать из «резервуаров» памяти нужную информацию. Много Омега-3 в рыбе, грецких орехах и льняном масле.
  • Зелень. Шпинат и другая зелень содержат фолиевую кислоту, витамины Е и К. Эти вещества препятствуют развитию деменции (слабоумия). Кроме того, содержащиеся в зелени антиоксиданты защищают мозг от инсульта, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
  • Яблоки. В них содержится кверцетин – вещество, обладающее спазмолитическим, противовоспалительным и другими полезными действиями. Но для нас главное, что кверцетин защищает клетки мозга от повреждения, а следовательно, препятствует нарушению его когнитивных свойств. Больше всего его в яблочной кожуре.
  • Орехи. Они богаты белком, а белок снабжает мозг энергией. Кроме того, орехи богаты лецитином, недостаток которого в организме может вызвать рассеянный склероз и другие нервные заболевания.
  • Витамины. В9 (цитрусовые, хлеб, бобы, мед) и В12 (печень, яйца, рыба) – без этих веществ нормальное функционирование организма невозможно. Первое необходимо для создания и поддержания в здоровом состоянии новых клеток, а второе уменьшает симптомы старческого слабоумия и спутанности мышления.
  • Яйца. Что было раньше: курица или яйцо? Возможно, вы найдете ответ на этот философский вопрос, если будете есть и то и другое. Ведь куриный желток – это источник холина, а он помогает развивать когнитивные функции мозга, то есть способности понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать.
  • Молоко. Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Ведь молоко – это кальций, укрепляющий кости. Кроме того, ученые выяснили , что стакан молока в день улучшает память и другие умственные способности.
  • Кофе. Это не шутка. Научные изыскания установили , что кофеин может улучшить внимание и кратковременную память. Ну и конечно, добавит бодрости.
  • Шоколад. Идешь на экзамен – съешь шоколадку. Все так делают, но мало, кто знает, зачем. Вернее, мало кто знает, каким образом шоколад делает нас умнее . Все дело в глюкозе и флавонолах. Сахар ускоряет реакцию и улучшает память, а флавонолы стимулируют другие когнитивные навыки.

Распорядок дня

  • Крепкий сон. Мы уже рассказывали о том, как важен сон для нормальной жизнедеятельности. Повторим только – чтобы извилины шевелились, нужно спать не менее семи часов в сутки.
  • Дремота. Дремать – полезно. Это неоспоримый факт. Вопрос в том, сколько? Идеальная продолжительность послеобеденного сна – 10-20 минут. Человек не успевает крепко заснуть и ему проще проснуться. Но с другой стороны, по мнению ученых, лучше всего влияет на мозг 90-минутная дрема (улучшается память, появляются креативные идеи). Более подробно о том, .
  • Привычный уклад. Сломайте его! Да, да, на один день разрушьте годами устоявшийся порядок – выпейте кофе в другом кафе и не в 9, а 11 часов, езжайте на работу новым маршрутом, перекроите дела в ежедневнике. Подобные «встряски» очень полезны – они помогают мозгу быть в тонусе.
  • Органы чувств. Еще одной интересной тренировкой для мозга является обострение отдельных органов чувств. Например, слуха. Для этого завяжите глаза и попробуйте пройтись по комнате, ориентируясь только на окружающие звуки.
  • Рабочее место. На столе черт ногу сломит? Тогда и в голове тоже. Захламленное рабочее место – не только некрасиво, но и существенно влияет на производительность. Отрицательно влияет. Наведите порядок на своем рабочем месте, и вы удивитесь, насколько шустрее начнет работать мозг.
  • Наброски. Если вам трудно сосредоточиться на какой-либо задаче (а очень нужно), попробуйте взять ручку, бумагу и нарисовать ее. Схемы, таблицы и другие наброски помогут сконцентрироваться и, возможно, откроют новое видение проблемы.
  • Заметки. От руки полезно не только рисовать, но и писать. Гаджеты почти вытеснили бумагу из нашей жизни, отчего мы вряд ли станем умнее. Ведь создание рукописного текста развивает высшие мозговые функции, такие как память, внимание, психомоторную координацию и другие. Неслучайно, иностранное слово, записанное от руки, запоминается лучше, чем введенное на клавиатуре.
  • Полет мыслей. Всем знаком хоровод мыслей. Это когда нужно думать над проектом, в голове тысяча и одна идея, но ни одной нужной. В такие моменты мы стараемся «обуздать» беспорядочно скачущие мысли и, наконец, заняться делом. И напрасно. Исследования ученых показывают, что, отпуская мысли в свободный полет, мы стимулируем творческую активность мозга. Так что расслабьтесь и позвольте себе просто помечтать.

Обучение

  • Новизна. Новая, более сложная деятельность, стимулирует выброс дофамина, что способствует росту нейронов. Идите вверх по интеллектуальной лестнице. Каждый раз усложняйте себе задачу – решайте более трудные головоломки, читайте умные книжки.
  • Ориентирование. Плохо знаете свой город или даже район? Отлично! С точки зрения тренировки умственных способностей. Освоение новых маршрутов развивает память, внимание и другие когнитивные функции.
  • Музицирование. У музыкантов хорошо развита теменная доля головного мозга, отвечающая за слух, двигательные и зрительно-пространственные навыки. Если хотите «прокачать» эти качества, попробуйте научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
  • Иностранные языки. Освоение второго или третьего языка способствует улучшению памяти, расширению кругозора, а также защищает организм от болезни Альцгеймера.
  • Устная речь. Если проговаривать что-либо вслух, то это лучше запоминается. Доказанный научный факт .
  • Позитивное мышление. Специалисты по позитивной психологии неумолимы и единогласны: думайте о хорошем и станете умнее .

Отдых

  • Медитация. Мы уже писали о том, . Напомним лишь, что регулярная медитативная практика помогает избавиться от внезапного ощущения беспокойства, адекватнее реагировать на физическое недомогание, а также лучше понимать других людей.
  • Компьютерные игры. По телевизору кричат, что дети тупеют от компьютерных игр, что подростки, проводящие много времени за Xbox’ом, деградируют. А вот профессор из Рочестерского университета утверждает – геймерство совершенствует многозадачность и пространственное мышление. Кроме того, логические компьютерные игры никак не назовешь «отупляющими».

Отношения

  • Разговоры. «Привет, как дела?» – ненавидите эту фразу? Жалко время на «пустой» треп? Предпочитаете вести диалог строго по делу? С одной стороны похвально, но с другой, даже пустяковые беседы, «ни о чем», развивают когнитивные функции – речь, внимание и контроль.
  • Секс. Это приятное во всех отношениях занятие повышает уровень серотонина в крови («гормон счастья», который, помимо прочего, повышает творческий потенциал) и уровень окситоцина («гормон доверия» – помогает человеку думать в новых направлениях и принимать смелые решения).
  • Предки. В престижном журнале, посвященном социальной психологии, было опубликовано . Согласно ему, люди, которые думали о своих предках перед выполнением тестов на память, мышление и внимание, получали лучшие результаты, чем те, кто не вспоминал о бабушках и дедушках. Сложно сказать, насколько объективны доводы ученых, но знать свою генеалогию точно полезно.

А как вы тренируете мозг?