Как спорт влияет на ум и тело. Спорт и мозг. Как физическая активность влияет на интеллектуальную деятельность. Влияние спорта и физической активности на мозг

Шведские ученые уверены, что хорошие футболисты умнее тех, кто в футбол не играет, и что количество забитых мячей и результативных передач в футболе напрямую зависит от когнитивных способностей. Это открытие удивило многих, поскольку не секрет, что слова «спорт» и «интеллект» – понятия пусть и не противоположные, но и синонимами их назвать нельзя. По крайней мере, так считалось много лет. И, похоже, напрасно, потому что занятия спортом благотворно влияют на мозг человека.

Ученые не имеют однозначного мнения о том, способствуют ли развивающие игры повышению интеллекта. Однако есть и другой способ увеличения IQ. Сейчас доказано, что физическая культура позволяет человеку стать умнее.

Бегать полезнее, чем думать

Неврологи и физиологи более десятилетия собирали данные о взаимосвязи между упражнениями и умом. Исследования показывают, что это крепкая связь. Сложные технологии, позволяющие проверить работу как отдельных нейронов, так и всего мозга в целом, доказали, что физические упражнения усиливают мозг и повышают познавательные способности. Упражнения благотворнее влияют на процесс мышления, чем само мышление.

Как всегда, опыты проводились на животных. Давно известно, что «обогащенное» окружение, к примеру, дома, наполненные игрушками, и новые задачи повышают интеллект лабораторных животных. В большинстве экспериментов «обогащенное» окружение заключает в себе бег в колесе. Однако до последнего времени никто не пытался выяснить, отличается ли воздействие бега на ум грызунов от воздействия новых игрушек?

В прошлом году группа ученых во главе с Джастином Родсом , профессором физиологии университета Иллинойса, решила прояснить этот вопрос. В исследовании участвовали четыре группы мышей, которые вели разную жизнь. Первых кормили до отвала мышиными деликатесами: орехами, фруктами и сырами, которые обильно запивались ароматизированными жидкостями. Жили они в пластмассовых разноцветных жилищах, стоящих в углу клетки. Все остальное пространство было заполнено игрушками: разноцветными шариками, кубиками, зеркалами и т.д.

У второй группы этот мышиный рай дополнялся беговым колесом. Члены третьей группы не имели никаких излишеств и жили в спартанских условиях. В том числе и в смысле питания. В клетках четвертой группы имелось одно излишество – беговое колесо.

Перед началом эксперимента все участники сдали когнитивные тесты. Затем мышам ввели вещество, позволяющее следить за изменениями мозга. Следующие несколько месяцев они бегали в колесе, играли или, как третья группа, просто бездельничали.

После окончания эксперимента участники вновь сдали тесты. Оказалось, что игрушки и просто еда независимо от того, какой бы вкусной и питательной она ни была, на интеллекте мышей никак не отразились.

«Изменения произошли только у тех грызунов, – рассказывает Джастин Родс, – в чьих клетках имелись беговые колеса».

Животные, занимавшиеся «спортом», показали более высокие результаты при сдаче когнитивных тестов. Не поумнели не только мыши-бездельницы, но и те, у кого было много игрушек, но не было колеса.

Во всем виноват нейрогенез

Почему физические упражнения влияют на развитие интеллекта благотворнее процесса мышления? Дело в том, что мозг так же, как остальные мышцы и органы, является тканью и, следовательно, его возможности снижаются с возрастом и если им не пользоваться. С приближением к тридцати люди пользуются лишь 1% объема гиппокампа, отвечающего за память и определенные познавательные способности. Физические упражнения замедляют или даже поворачивают вспять старение мозга так же, как со всеми остальными мышцами.

Давно известно, что люди рождаются с определенным количеством клеток мозга и что оно не увеличивается с годами. Однако в 90-е годы прошлого века, научившись метить новые клетки, ученые пришли к выводу, что у взрослых людей есть и новые нейроны. Причем особенно много их именно в гиппокампе. То есть нейрогенез, процесс рождения нейронов, происходит именно там.

Примерно в то же время было установлено, что физические упражнения дают толчок нейрогенезу. Мыши и крысы, бегавшие несколько недель в колесе, имели почти вдвое больше новых нейронов по сравнению с мышами, которые вели лежачий образ жизни.

Широкая специализация

Но самым интересным было то, что упражнения не просто способствуют рождению нейронов, но и еще и благотворно на них действуют. Клетки мозга могут улучшить интеллект лишь в том случае, если они вливаются в нейронную сеть. Большинство же новых нейронов бесцельно блуждают по мозгу и через какое-то время погибают.

Для того чтобы вовлечь нейроны в сеть, можно что-нибудь выучить. В исследовании 2007 года новые клетки мозга мышей вливались в сеть, когда им приходилось учиться пробираться в водном лабиринте, то есть выполнять задачу, сложную в когнитивном, но не в физическом плане. Однако у этих нейронов оказалась узкая специализация. Новые клетки начинали работать только в том случае, если грызунам вновь приходилось пробираться по водному лабиринту. При выполнении же других когнитивных задач они в работу не включались.

Физические упражнения делают клетки как бы проворнее. Когда мышей заставляли бегать, количество новых нейронов, вступавших в нейронную сеть, значительно увеличивалось. Но позднее они включались в работу не только в тех случаях, когда мышам приходилось бегать, но и, скажем, при попадании в незнакомую обстановку. У бегунов новые клетки мозга имели широкую специализацию и были работоспособнее, чем у сородичей, развивавших когнитивные способности.

Почему это происходит, ученые пока не знают. Возможно, упражнения усиливают выработку организмом нейротрофического фактора головного мозга (НФГМ), вещества, которое укрепляет клетки и аксоны, связи между нейронами и вызывает нейрогенез.

Ученые не могут напрямую изучать схожие процессы в мозгах людей, но уже известно, что после выполнения физических упражнений у большинства людей уровень НФГМ в крови повышается.

Ученым предстоит ответить еще на множество вопросов. Например, все ли виды упражнений оказывают на мозг такое же благотворное воздействие, как бег? Или – как влияет на результат продолжительность и интенсивность выполнения упражнений?

Так получилось, что практически во всех исследованиях присутствует бег или аэробные упражнения. Что же касается других упражнений, то с ними еще предстоит разбираться.

Пару лет назад ученые наблюдали за группой пожилых людей, занимавшихся исключительно с отягощениями. Через год оказалось, что их когнитивные способности повысились.

Можно предположить, что для эффективного воздействия на мозг упражнения не должны обязательно быть интенсивными. 120 пожилых мужчин и женщин, разделенных на две группы, весь прошлый год занимались прогулками и упражнениями на растяжку и гибкость. У «ходоков» гиппокамп увеличился в объеме и вернулся к размерам двухлетней давности, а вот у «растяжечников» – уменьшился. У тех, кто занимался ходьбой, вырос и НФГМ в крови, а также повысились когнитивные способности.

Чтобы накачать мышцы, нужно тягать железо. Йога развивает гибкость и помогает расслабиться. Бег избавляет от лишних сантиметров на талии и является одним из самых быстрых способов подтянуть тело и похудеть. Различные фитнес-направления помогают нам стать здоровыми и сосредоточенными, создать идеальное тело. Они являются чем-то вроде энергетической бомбы и поднимают настроение.

Благодаря последним исследованиям мы можем развивать мозг в желаемом направлении так же, как и тело. Различные физические упражнения по-разному влияют не только на тело, но и на мозг: каждое из них активизирует конкретный участок.

Физическая активность делает нас более сообразительными, отсрочивает приближение старческого слабоумия, помогает бороться с и болезнью Паркинсона. Это происходит благодаря тому, что кровь, насыщенная кислородом, гормонами и питательными веществами, быстрее поступает к мозгу. Всё это делает его таким же здоровым, эффективным и сильным, как сердце и лёгкие.

Учёные решили выяснить, на какие именно зоны мозга оказывают влияние высокоинтенсивные интервальные, аэробные и силовые тренировки, йога, а также другие комплексы упражнений.

Есть ли смысл ускоряться или, наоборот, лучше замедлиться? Идти в зал на силовые тренировки или заниматься йогой? Всё зависит от цели, которую вы преследуете: стать более сосредоточенным перед экзаменом или сложной работой, расслабиться или бросить курить.

Consciouslifenews.com

Влияние упражнений на память и исполнительные функции

Аэробные нагрузки

Догадки о влиянии конкретных типов упражнений на мозг появились 15 лет назад благодаря опытам на грызунах. Учёные выяснили, что у мышей, которые активно крутили колесо, формировались новые нейроны в гиппокампе - области мозга, отвечающей за память. Упражнения заставляли нейроны гиппокампа выкачивать особый белок - мозговой нейротрофический фактор (BDNF), способствующий образованию новых нейронов. У подопытных мышей в ходе эксперимента улучшилась память, что позволяло им проще ориентироваться в лабиринте.

Вскоре это исследование было перенесено на человека.

У пожилых людей, которые выполняли аэробные упражнения три раза в неделю в течение года, улучшилась память. В их крови был более высокий уровень белка BDNF, а в области гиппокампа наблюдалось более активное образование новых нейронов.

Вывод о том, что бег и аэробная активность помогают бороться со старческим слабоумием и являются профилактикой болезни Альцгеймера, стал приятной новостью. Поиск других методов лечения и профилактики многих когнитивных нарушений продвигался довольно медленно, а существующие лекарства имели неприятные побочные эффекты.

Силовые упражнения

Тереза Лю-Амброз (Teresa Liu-Ambrose) из Университета Британской Колумбии (Канада) решила пойти дальше и раскрыть эту тему более подробно. Она захотела выяснить, на какие именно участки мозга воздействуют определённые упражнения, и искала способы замедлить развитие слабоумия у людей с когнитивными нарушениями. В процессе работы Тереза Лю-Амброз особо заинтересовалась влиянием силовых тренировок.

Чтобы проверить свою идею, Тереза Лю-Амброз провела исследование с участием 86 женщин с умеренными когнитивными нарушениями и сравнила эффект от аэробных упражнений с силовыми тренировками. Тереза оценила их влияние на память и исполнительные функции, которые включают в себя сложные мыслительные процессы (рассуждение, планирование, решение проблем и многозадачность).

Одна группа испытуемых дважды в неделю в течение часа занималась силовыми тренировками, в то время как вторая группа гуляла быстрым шагом, что давало достаточную нагрузку. Контрольная группа занималась только стретчингом.

После шести месяцев тренировок у членов групп, которые занимались силовыми тренировками и быстрой ходьбой, наблюдалось улучшение пространственной памяти - способности запоминать окружающую обстановку и своё место в ней.

Каждое упражнение имело свои положительные эффекты.

У членов группы, которая занималась силовыми тренировками, наблюдались значительные улучшения исполнительных функций. Также они показали лучшие результаты в тестах на ассоциативную память, которая обычно используется для связи представлений и обстоятельств друг с другом.

Люди, выполнявшие аэробные упражнения, значительно улучшили свою вербальную память, способность запоминать и находить нужные слова.

Испытуемые, которые занимались исключительно стретчингом, не показали улучшений в развитии памяти и исполнительных функций.

Совмещение разных типов активности

Если преимущества от силовых тренировок и аэробных упражнений различаются, что будет, если их объединить?

Для решения этой проблемы Уильям Бозерс (Willem Bossers) из Университета Гронингена (Нидерланды) разделил 109 человек со слабоумием на три группы. Одна группа выходила на 30-минутные прогулки быстрым шагом четыре раза в неделю. Комбинационная группа совершала получасовые пешие прогулки дважды в неделю. Кроме того, два раза в неделю люди из этой группы приходили на силовые тренировки. У контрольной группы тренировок не было.

Через девять недель Бозерс провёл комплексное тестирование, которое позволило измерить способность участников эксперимента решать проблемы, ингибирование (торможение) и скорость обработки данных. После обработки результатов он выяснил, что комбинационная группа показала лучшие результаты по сравнению с аэробной и контрольной группами.

Из результатов исследования можно сделать вывод, что для улучшения когнитивного здоровья пожилым людям недостаточно просто выходить на прогулку. Им нужно добавить в своё расписание парочку силовых тренировок.

Улучшение концентрации внимания

Положительные эффекты от тренировок распространяются не только на тех, у кого есть проблемы, но и на здоровых взрослых. После годового эксперимента со здоровыми пожилыми женщинами Тереза Лю-Амброз обнаружила, что силовая тренировка хотя бы раз в неделю приводит к значительным улучшениям исполнительных функций. и просто тонизирующие упражнения не давали такого эффекта.

Комбинация силовых тренировок с аэробными является идеальным вариантом, так как работа с весом высвобождает инсулиноподобный фактор роста - 1 (IGF-1) - гормон роста, который вырабатывается в печени. Он известен своим влиянием на связь между клетками мозга и способствует образованию новых нейронов.

Кроме того, аэробные упражнения повышают выработку белка BDNF, а силовые тренировки снижают уровень гомоцистеина - аминокислоты, количество которой возрастает в мозге пожилых людей, страдающих слабоумием.

Объединяя силовые и аэробные тренировки, вы получаете мощный нейробиологический коктейль. К сожалению, пока исследования не определили продолжительность целительного эффекта тренировок, но достаточно чётко указывают на то, что для поддержания умственного здоровья пожилые люди должны тренироваться.

Другие исследования показывают, каким образом различные упражнения влияют на развитие и способности ребёнка. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок сосредоточился хотя бы на час, лучше всего позволить ему пробежать пару кругов. Двадцатиминутная ходьба оказывает моментальный положительный эффект на детское внимание и исполнительные функции. Бег и танцы имеют примерно такое же влияние. Также прогулка быстрым шагом помогает сосредоточиться на задании гиперактивным детям с дефицитом внимания.

Упражнения, которые нацелены на развитие каких-либо определённых навыков (к примеру, координация движений), ухудшают внимание. Большое количество правил и специальных упражнений может быть слишком трудным для детей, особенно перед тестами или в ситуациях, которые требуют сосредоточенности. Однако эти упражнения положительно влияют на развитие концентрации в перспективе.

Мария Кьяра Джалотта (Maria Chiara Gallotta) из Римского университета (Италия) выяснила, что такие игры со сложной координацией движений, как баскетбол или волейбол, помогают детям лучше сдавать тесты, требующие сосредоточенности.

Мозжечок - отдел головного мозга, который не только отвечает за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Он также принимает участие в концентрации внимания. Отработка сложных движений активирует мозжечок, который, взаимодействуя с лобной долей, повышает внимание.

Более того, у детей, занимающихся спортом, гиппокамп и базальные ганглии большего размера, чем у неактивных детей. Эти дети более внимательны. Базальные ганглии представляют собой группу структур, которые играют важную роль в движениях и целенаправленном поведении (превращении мыслей в действия). Они взаимодействуют с префронтальной корой и влияют на внимание, торможение и исполнительный контроль, помогая людям переключаться между двумя заданиями.

Взрослые также могут извлечь пользу из выполнения сложных спортивных задач. Исследования, проведённые в Германии, показали увеличение базального объёма ганглиев после таких упражнений на координацию, как удержание баланса, синхронизация движений рук и ног. Такой же эффект наблюдался и при работе с верёвками и шарами.

Упражнения на синхронизацию улучшают зрительно-пространственную обработку информации, которая необходима для определения расстояния в уме. К примеру, это может быть оценка времени на переход дороги до того, как загорится красный свет.

Другое объяснение сформулировано в исследованиях, проведённых Трейси Аллоуэй (Tracy Alloway) и Роуз Аллоуэй (Ross Alloway) в Университете Северной Флориды (США).

Учёные выяснили, что пара часов такой активности, как лазанье по деревьям, балансировка на перекладине или бег босиком, оказывают значительное влияние на оперативную память.

Оперативная память отвечает за способность удерживать информацию в голове и одновременно манипулировать ею. Она обрабатывает информацию и решает, что важно, игнорируя то, что не относится к работе, которую вы выполняете в данный момент. Оперативная память влияет практически на все ваши действия.

Что же особенного в лазанье по деревьям или балансировке на перекладине? Исследователи обнаружили, что только комбинация двух разных активностей даёт положительные результаты. Оба варианта в этом случае включают чувство проприоцепции (ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Должен также присутствовать ещё один элемент - расчёт расстояния до следующей точки, навигация или перемещение в пространстве. Положительный эффект даст то упражнение, в котором нужно одновременно двигаться и соображать, куда и как это делать.

Контроль аппетита

Один из последних модных спортивных трендов - (HIIT), которые включают в себя чередование упражнений с высокой и низкой интенсивностью нагрузки. Эти короткие тренировки дают такие же преимущества, как и более привычные длительные занятия.

У интервальной тренировки есть своё преимущество: короткие всплески активности снижают чувство голода.

Чтобы протестировать влияние интервальных тренировок на аппетит, учёные из Университета Западной Австралии пригласили мужчин с избыточным весом поучаствовать в эксперименте. Учёные попросили испытуемых в течение трёх дней кататься на велосипеде по 30 минут. Интенсивность тренировки должна была быть каждый раз разной. На четвёртый день испытуемые отдыхали.

Выяснилось, что после самой интенсивной тренировки и в течение оставшегося времени до сна мужчины ели меньше обычного. Более того, их аппетит в последующие несколько дней был в два раза меньше по сравнению с днями после тренировок с умеренной интенсивностью и после дня отдыха.

Одним из объяснений данного явления может быть то, что физические упражнения понижают уровень грелина - гормона голода. Он отвечает за сообщение с гипоталамусом - той частью мозга, которая регулирует ощущение сытости и сообщает, когда желудок пуст. Как только желудок наполняется, выработка грелина прекращается, чувство голода исчезает. После высокоинтенсивных тренировок уровень грелина в организме был самым низким.

Итоги

Итак, что стоит запомнить из этой массы исследований тем, кто хочет прокачать мозг при помощи физических упражнений?

  • Бег и аэробная активность помогают бороться со старческим слабоумием и предотвратить болезнь Альцгеймера, улучшают вербальную память, способность запоминать и находить нужные слова.
  • Силовые тренировки положительно влияют на исполнительные функции мозга, то есть планирование и регуляцию сознательных действий.
  • Игры со сложной координацией движений помогают детям лучше концентрироваться.
  • Интервальные тренировки позволяют контролировать аппетит.
  • Наибольшего положительного эффекта для мозга можно добиться, комбинируя разные виды активности, например аэробные и силовые нагрузки.

Добрый день! Все еще ищите мотивацию заняться спортом. Я тоже). Нашла массу полезной, обоснованной научно и проверенной информации о том, как спорт влияет на мозг. Думаю после прочтения статьи и просмотра предложенных видео, вы точно займетесь спортом хотя бы в течение месяца.

Многие люди имеют столь же распространенное, сколь и ошибочное мнение о том, что хорошая физическая подготовка и пристрастие человека к спорту и физической активности негативным образом влияют на его мыслительные способности. В основном такое мнение складывается благодаря распространенному клише «глупого качка», явственным примером которого в масс-медиа служит тот же Кузя из телесериала «Универ».

В настоящем мире, оторванном от телеэкрана, все выглядит совсем иначе. Многочисленные исследования ученых всего мира доказывают и подтверждают тот факт, что физическая активность напротив, только улучшает работу мозга – в том числе и те ее аспекты, которые связаны с долговременной памятью.

Занятный эксперимент

Истоками научных исследований в данном ключе стал один выдающийся факт, совершенно случайно попавший на глаза ученых. Одна из школ штата Иллинойс по необъяснимым причинам имела существенно более высокие средние показатели успеваемости и здоровья учащихся, нежели другие учебные заведения Соединенных Штатов. Так как это происходило еще в семидесятых годах, ученые далеко не сразу поняли, по какой причине возник данный феномен.

На деле все оказалось достаточно просто. Уроки физической подготовки проходили у учащихся ежедневно, до начала основных занятий. Таким образом, дети с самого утра успевали проснуться и разогреться. Помимо высокой средней успеваемости, школа на время исследований имела крайне низкий процент учеников, обладающих излишним весом – всего 3% от общего числа учащихся, что даже по тем временам для США было крайне хорошим показателем.

Позже ученые смогли научно обосновать полученные данные и доказать, что именно ежедневные уроки физической культуры дали такой интересный, неожиданный и мощный результат.

Почему спорт положительно влияет на мозг?

Почему же спорт оказывает исключительно положительное влияние на головной мозг человека? Физическая подготовка, как и любая другая активность человеческого организма, провоцирует в нем различные электрохимические процессы. Именно благодаря им физическая активность укрепляет не только мышечные и хрящевые ткани, но и улучшает мыслительные и когнитивные способности человеческого мозга.

Усиление нейронных связей

Первая причина, по которой физическая активность человека благотворно сказывается на головном мозге – это усиление нейронных связей в тканях головного мозга. Каким образом это работает?

Для этого вам придется понять схему работы нейронных связей, благодаря которым и происходит передача данных по нервной системе. Нейроны связаны между собой не физически, а химически – и связь между ними осуществляется посредством специальных гормонов, играющих роль нейротрансмиттеров – допамина (дофамина), серотонина и норепинефрина.

А дофамин — один из мощнейших медиаторов мотивации. Наше стремление что-то делать, выполнять какие-то задачи и даже просто браться за них во многом завязано именно на дофамин. Так что, если вам нужна мотивация что-то делать для достижения поставленной цели занимайтесь спортом.

Физическая активность организма увеличивает темпы выработки этих гормонов, благодаря чему механизм работы нашего головного мозга существенно ускоряется. При этом головной мозг работает более продуктивно.

Кроме того, физическая активность позволяет более рационально использовать запас накопленных в организме, но еще не усвоенных белков. Наращивается не только мышечная масса, но и «тела» нервных клеток. Нейрон представляет собой вытянутую в длину древовидную структуру с большим количеством отростков, каждый из которых может быть использован для создания новых нейронных связей. Специальная группа протеинов под названием BDNF (Brain-Derived Neurotrophic Factor) используется головным мозгом для увеличения «ветвистости» нейронов – благодаря чему мозг становится производительнее в долгосрочной перспективе.

Подготовка к обучению

Как следствие выработки гормонов серотонина (гормон радости), допамина (гормон удовольствия) и норепинефрина (гормона концентрации внимания), занимающийся спортом человек постоянно находится в приподнятом настроении. Совсем не зря многие психологи советуют использовать физическую активность как средство борьбы с тревожными мыслями, депрессивными настроениями и прочими состояниями сознания, пагубно влияющими на работу мозга.

Таким образом, спорт позволяет привести голову в порядок, избавив вас от лишних негативных мыслей. Физическая активность помогает сосредоточиться на конкретной задаче – обучении – и достичь в ней немалых успехов.

Улучшение нейрогенезиса

Следует также отметить, что заявления о невосполнимости нервных клеток – это дезинформация. Как и другие ткани человеческого организма, нервные клетки могут воспроизводить сами себя методом банального деления. Однако существует одна важная тонкость: далеко не все появляющиеся в нашем организме нервные клетки включаются в работу нервной системы; и если такая «отключенная» от работы клетка существует в таком состоянии достаточно долго (две-три недели), то она необратимо погибает.

Физическая активность позволяет более эффективно встраивать новые нервные клетки в нервную систему, увеличивая тем самым число нейронных связей и улучшая когнитивные функции головного мозга. Это было выявлено при простейшем опыте над двумя контрольными группами лабораторных крыс: группа, которая имела возможность повышать свою физическую активность с помощью разных игрушек (вроде бегового колеса), имела существенно более развитую нервную систему, чем группа сородичей, лишенная таких благ.

Необходимое послесловие

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что спорт – это не только здоровое, красивое, сильное и выносливое тело, но и работающий лучше нормы головной мозг.
Спорт в долгосрочной перспективе позволяет сделать нервную систему более сложной, тем самым увеличив количество нейронных связей и обеспечив мозг необходимым количеством веществ-нейротрансмиттеров. Простая разминка или пробежка перед необходимым вам заучиванием конспекта придаст вам более высокий уровень концентрации и добавит позитивных эмоций, необходимых для лучшего усвоения информации.

Разумеется, под спортом подразумевается простая физическая активность, в процессе которой ваше тело не получает прямого или косвенного ущерба. Разумеется, если вы решите заняться в этих целях боксом, то эффект будет несколько иным – в основном, из-за нередких ударов, направленных в голову.

Что вы думаете по поводу проведенных экспериментов? Я не думаю, пошла приседать. Буду рада вашим комментариям и замечаниям, а также вашим мотивашкам для занятий спортом.

Очевидно, что мы можем нарастить мышечную массу, постоянно тренируясь и увеличивая выносливость. Но можно ли стать умнее, действуя подобным образом?

Значимость данного вопроса не поддаётся сомнению. Одно из универсальных последствий старения, которое ощущают все, - снижение когнитивных способностей.

Область мозга, имеющая ключевое значение для работы памяти, уменьшается на 1–2% ежегодно начиная с 55 лет.

Неудивительно, что люди так настойчиво обращают своё внимание на всевозможные препараты «для ума», витамины и лекарства, обещающие сохранить нормальное функционирование мозга даже в старости.

Сама мысль о том, что можно развивать свои умственные способности, кажется соблазнительной и оптимистичной. В конце концов, мозг не прекращает учиться и меняться на протяжении всей жизни. Такое свойство, как нейропластичность, помогает ему подстраиваться под влияние внешних раздражителей. Может быть, мы должны использовать это, чтобы развивать собственные когнитивные навыки?

Игры и задачи не работают

Несколько лет назад BBC и Кембриджский университет провели масштабное исследование, направленное на изучение возможности тренировки мозга. Вопрос, который их интересовал, касался гимнастики для ума: действительно ли она может сделать вас умнее?

Для испытания отобрали около 11 тысяч человек, которые занимались решением задач на протяжении шести недель, каждый день по 10 минут. Испытуемых разделили на три группы: первая тренировала логику и кризисное мышление; вторая - кратковременную память, внимание и математические способности; третья группа была контрольной и занималась тем, что искала ответы на сложные вопросы.

Lauren/Flickr.com

Перед тем как начать тренировку и по завершении шести недель занятий все участники эксперимента прошли своего рода IQ-тест. Результаты показали: те, кто занимался развитием конкретных навыков, действительно улучшили свою способность к решению подобных типовых задач. Однако общий уровень интеллекта участников групп практически не изменился. Так что полагаться на всякого рода , обещающие развивать ваш мозг, особо не стоит.

Спорт сделает вас умнее

Выяснив, что гимнастика для ума никак не развивает ваши интеллектуальные способности, не стоит погружаться в панику или расстройство. Существуют другие способы, которые помогут улучшить когнитивные навыки и работу мозга. Оказывается, работает эффективнее, помогая увеличить количество нейронов.

Мыши, которые регулярно бегают в колесе на протяжении 45 дней, показывают удивительный результат: в их гиппокампе (области мозга, отвечающей за консолидацию памяти) появляется больше нейронов, чем у тех животных, которые не «тренируются».

Исследуя влияние спорта на человека, учёные провели эксперимент . Изучали группу пожилых людей с умеренными когнитивными нарушениями. Участников поделили на три команды. Первая занималась силовыми тренировками, вторая - аэробными упражнениями, у третьей были и те и другие нагрузки. Исследователи обнаружили, что все испытуемые смогли улучшить пространственную память, просто тренируясь согласно предписаниям.


Jeffrey Zeldman/Flickr.com

Другой эксперимент показал, что у девушек, регулярно занимающихся тяжёлой атлетикой дважды в неделю на протяжении одного года, мозг уменьшается медленнее, чем у тех, кто выполняет упражнения раз в неделю. Однако до сих пор неясно, как именно это влияет на умственные способности.

Почему физическая активность улучшает работу мозга? Одно из предположений говорит о том, что в организме увеличивается уровень белка BDNF - нейротрофического фактора мозга. Он отвечает за стимуляцию и развитие нейронов. Именно поэтому упражнения влияют на увеличение гиппокампа, а значит, улучшают память.

С другой стороны, неблагоприятные и негативные события, например сильная , могут снижать уровень нейротрофического фактора, стать причиной уменьшения гиппокампа и спровоцировать когнитивные нарушения. Потому антидепрессанты не только повышают настроение, но и блокируют состояния, вызванные падением уровня BDNF. В отдельных случаях такие препараты можно считать нейропротекторами.

Не доверяйте стимуляторам

Но, конечно, заниматься спортом довольно трудно. Нужны способности к самодисциплине, желание работать, не сдаваться и не опускать руки. Несомненно, вы бы хотели знать, существует ли волшебная таблетка, которая сделала бы всё за вас сама? Такие препараты называют стимуляторами, и они очень популярны среди студентов.

Однозначных свидетельств того, что стимуляторы помогают улучшить работу мозга, нет. Единственное, в чём они действительно полезны, - это укрепление способности быстро вспоминать ранее известную информацию.

Все остальные мифы о том, что стимуляторы помогают в творчестве, развивают мышление и память, не подтверждаются. Скорее, эти препараты блокируют нормальный ход психических процессов, но зато вызывают ощущение беспокойства и озабоченности.

Проводилось исследование, участниками которого были молодые здоровые подростки. Стимуляторы выдали случайно выбранным добровольцам, остальным же досталось плацебо. После приёма препарата подросткам предложили пройти тест на творческое мышление, состоящий из четырёх модулей. Оказалось, что стимулятор помог улучшить результат только для теста, где ребятам предлагали составить части картинки так, чтобы она снова стала целой.

Вывод очевиден: вы можете развить свои умственные способности. Что более важно, вы способны использовать свой природный потенциал на полную и сохранить его в старости. Поглядывать в сторону стимуляторов и таблеток не нужно. Надевайте шорты, кроссовки и идите заниматься спортом.

Мозг, так же как и другие мышцы, нуждается в тренировках. По мнению учёных, такие виды физических нагрузок, как бег, аэробика и танцы, положительно влияют на работу «серых клеточек». Суть в том, что кардиотренировки активируют процесс создания новых нейронов в гиппокампе - участке мозга, отвечающем за память, обучаемость и эмоции. Так что имейте в виду: чем чаще вы тренируетесь, тем легче вам усвоить и запомнить новую информацию.

Немецкие учёные выяснили, что прогулки и езда на велосипеде помогают быстрее запоминать иностранные слова.

Внимание

«Люди, которые регулярно тренируются, более продуктивные и внимательные работники», - утверждает Тодд Эсторино, помощник профессора кинезиологии Калифорнийского университета. Физические нагрузки помогают мозгу сформировать так называемые исполнительные функции: последовательность, рабочую память, умение расставлять приоритеты. Причём чтобы стать мечтой работодателя, необязательно быть олимпийским чемпионом - подойдут даже 30-минутные прогулки четыре раза в неделю. А чтобы закрепить и усилить эффект, учёные рекомендуют заняться балетом или гимнастикой - такими нагрузками, где особое внимание уделяется положению тела в пространстве.

Творчество и IQ

Тренировки способствуют выработке серотонина и увеличивают приток кислорода к головному мозгу, что, в свою очередь, влияет на способность мыслить ясно и творчески. Интересно, что творческий подъём появляется сразу после тренировки и длится ещё несколько часов. Кроме того, физически активные люди способны предлагать более интересные идеи, чем их малоактивные коллеги (исследование «Влияние физических упражнений на дивергентное мышление» Лоренцы Кольцато и Жюстин Паннекок).

Физическая активность и здоровая сердечно-сосудистая система повышают интеллект - к такому выводу пришли шведские учёные, исследовав более миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет.

Настроение

Регулярные тренировки повышают болевой порог и реорганизуют структуру мозга, помогая ему бороться со стрессом и усталостью. Люди, которые активно занимаются спортом, склонны считать себя более счастливыми, чем те, кто предпочитает сидячий образ жизни. Кроме того, тренировки - прямой путь к эмоциональной стабильности, уменьшению тревожности и формированию когнитивной гибкости.

Вопреки распространённому заблуждению, нервные клетки всё же восстанавливаются. А способствуют их восстановлению регулярные физические нагрузки.