Как улучшить когнитивные способности. Стимуляторы цнс и когнитивных функций мозга. Улучшение связей нервных клеток

Электрофорез нашел широкое применение в различных областях медицины. Метод используют для терапии патологий сердечно-сосудистой системы, при гипертонической болезни, грыжах любого отдела позвоночника, артритах, воспалениях ЛОР-органов, гинекологических заболеваниях и др. Побочные эффекты электрофореза у взрослых встречаются редко, главным образом при несоблюдении рекомендаций врача и в случае индивидуальной реакции на препарат.

Преимущества физиолечения

Электрофорез назначается не только взрослым, но и новорожденным для лечения многих патологических состояний. Его терапевтическое действие многогранно:

  • анальгезирующий эффект;
  • ингибирование воспалительного процесса;
  • уменьшение отечности;
  • нормализация кровообращения;
  • стабилизация нервной системы;
  • улучшение обменных процессов.

Введение лекарств в организм физиотерапевтическим способом обладает рядом преимуществ по сравнению с инъекциями или пероральным приемом. Плюсы физиопроцедуры:

  • создается концентрация необходимого вещества в месте введения, с образованием «подкожного депо»;
  • локальное воздействие;
  • доставка лекарственного средства в активной форме;
  • безболезненность и неинвазивность процедуры.

Понятие аллергии на электрофорез неверно. Побочные эффекты в виде покраснения, зуда, сыпи являются следствием аллергической реакции на конкретный медикаментозный препарат. Снизить риск возникновения подобных осложнений можно, тщательно учитывая абсолютные и относительные противопоказания к конкретной процедуре. В противном случае симптомы могут усилиться, высыпания могут чесаться. Без адекватной терапии влияние электролечения будет отрицательным.

При электротерапии в месте соприкосновения прокладок с лекарством не должно быть ссадин, царапин, порезов, высыпаний, родинок и родимых пятен. При их наличии врач-физиотерапевт подберет методику таким образом, чтобы избежать воздействия на эти зоны.

Правила проведения электролечения

Перед началом курса терапии нужно убедиться в отсутствии у пациента аллергии на лекарственный препарат. Кроме того, он должен хорошо переносить воздействие гальванического тока.
Суть метода заключается в поступлении необходимых медикаментов через кожу, минуя желудочно-кишечный тракт. Перечень средств, разрешенных к применению во время электрофореза:

  • антибиотики пенициллинового ряда;
  • витамины;
  • лидокаин, новокаин;
  • химические вещества (калий, медь, йод, цинк).

В зависимости от очага поражения электрофорез накладывают на область поясницы, сустава (нога, рука), живот. Если после электрофореза болит низ живота, скорее всего, сеанс проводили при обострении заболевания. Красные пятна после электрофореза свидетельствуют об аллергической реакции на препарат.

Для эффективного действия достаточно минимальных концентраций лекарственных веществ. Растворы готовят непосредственно перед использованием. Допускается их хранение до 7 суток. Концентрации растворов:

  • йод, кальций, калий – 1-10%;
  • медь, цинк – 0,1%;
  • новокаин – 1г растворить в 100 мл 0,5% раствора соды.

При превышении допустимых значений может возникнуть ожог после электрофореза.

Показания к электрофорезу у новорожденных

Малышу физиопроцедура может быть назначена при костно-мышечных патологиях, расстройствах неврологического характера, болезнях пищеварительного тракта, стоматитах, родовых травмах, для ускорения реабилитации после оперативного вмешательства. Подобная методика более безопасна для здоровья ребенка, чем постановка инъекций препаратов. В зависимости от локализации патологического процесса и места прикрепления электрода сыпь после электрофореза у грудничка может появиться на шее, пояснице, груди, в области суставов.

Чтобы раздражение после электрофореза не возникало, необходимо учитывать противопоказания:

  • почечная или сердечная недостаточность;
  • нарушение свертываемости крови;
  • наличие в истории болезни аллергии любого характера;
  • высыпания на коже;
  • острый инфекционный процесс.

Красные пятна после электрофореза у грудничка являются реакцией кожных покровов. Если они появились через время после процедуры, необходима консультация врача. В таком случае метод введения лекарств нужно заменить на другой.

На выбор лекарственного средства влияет диагноз ребенка. Чаще всего врачи назначают:

  • эуфиллин при дисплазии суставов, мышечном гипертонусе;
  • кальций при переломах и частых кровотечениях, гингивитах;
  • магнезию для терапии патологий дыхательных путей, при болевом синдроме и желтухе;
  • папаверин, чтобы устранить спазмы различного характера;
  • дибазол при неврологических нарушениях;
  • лидазу в случае заболеваний органов зрения.

Стоит отметить, что препарат и его концентрацию определяет только врач.

Боли после электрофореза могут возникать при внутритканевом способе введения препарата из-за инъекций. Во время проведения процедуры и после нее нужно наблюдать за ребенком, чтобы не было нежелательных реакций: высыпаний и раздражений. Также может появиться одышка или приступ кашля. Такой побочный эффект, как красные пятна, иногда возникает из-за большой подвижности ребенка.

Аллергическая реакция на препараты может быть мгновенной или проявиться через время. Ее основными симптомами являются сыпь в виде пузырей по всему телу, крапивница, учащение сердцебиения. В таком случае лечение прекращают.

Виды лекарственной физиотерапии

Электрофорез с карипаином назначают для лечения грыжи межпозвонковых дисков и искривлений позвоночника. Эффект от процедуры обезболивающий и противоотечный. После прохождения курса физиолечения повышается прочность и упругость межпозвонкового диска. Физиопроцедура переносится хорошо, не вызывает нежелательных реакций.

Чтобы избежать отрицательных последствий, во время первого сеанса дозировка должна быть минимальной.

Противопоказания к проведению:

  • онкологические образования;
  • нарушение целостности кожи;
  • болезни сердца и почек.

Иногда в конце процедуры пациент может ощутить дискомфорт и боль, эти явления являются кратковременными, их лечить не нужно. С особой осторожностью следует проводить электрофорез дома. Длительные боли после электрофореза говорят о непереносимости препарата.
Электролечение с димексидом показано при следующих заболеваниях:

  • болевой синдром при остеохондрозе;
  • «защемление» нервов.

Процедура используется при невозможности традиционного медикаментозного лечения из-за язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Чтобы избежать появления раздражения после электрофореза и других побочных эффектов, его не проводят в ряде случаев:

  • при аллергии на димексид;
  • в третьем триместре беременности;
  • при соматических заболеваниях в стадии декомпенсации;
  • в пожилом возрасте;
  • при наличии ран на поверхности кожи.

Слабая концентрация вещества (5-10%) обеспечивает безопасность физиопроцедуры. По отзывам пациентов, она безболезненна и побочные эффекты появляются крайне редко.

Физиотерапевтическое лечение может использоваться в качестве основной и вспомогательной процедуры, в зависимости от показаний к применению. Если врач назначил курс электрофореза, не пропускайте сеансы и соблюдайте рекомендации для ускорения выздоровления.

Изобретение относится к экспериментальной медицине и может быть использовано для улучшения работы функциональных управляющих систем, отвечающих за когнитивные функции мозга человека. Осуществляют барокамерное воздействие на субъект. Причем на субъект оказывают гипоксическое воздействие при давлении воздуха, эквивалентном высоте 5000 м над уровнем моря, продолжительностью 2 ч с интервалом 24 ч в течение 3-х дней. При этом снижение давления от нормального до предельного, соответствующее «подъему», и повышение давления в обратном направлении - «спуску» - осуществляют ступенчато и/или плавно. Причем «подъем» и «спуск» осуществляют со скоростью не больше 4 м/сек, в свою очередь, «подъем» сопровождается одно-, двух-, четырех- и шестиминутными остановками соответственно на «высотах» 1000 м, 2000 м, 3000 м, 4000 м. При этом время подъема и спуска в совокупности занимает примерно 60 минут. Способ позволяет увеличить безопасность и эффективность проведения процедуры, направленной на улучшение когнитивных функций за счет гипобарической гипоксии, эквивалентной подъему в горы с умеренно разряженной атмосферой и неизменным соотношением концентраций ее компонентов. 5 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 пр.

Рисунки к патенту РФ 2593345


Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к методам немедикаментозного улучшения когнитивных функций мозга. Заявляемый способ был испытан на лабораторных животных - обезьянах - и показал хорошие результаты. Это позволяет сделать вывод о том, что способ может быть использован для улучшения работы функциональных управляющих систем, отвечающих за когнитивные функции мозга человека.

Ближайшими по назначению аналогами изобретения являются способы, опубликованные в статьях: - воздействие краткосрочной гипоксией (аноксией) на когнитивные процессы у обезьян, - коррекция нарушения зрительного узнавания у обезьян с помощью антиоксиданта, - гипобаротерапия тревожных расстройств при неврозах и психосоматических заболеваниях.

Так в способе и терапевтическое воздействие на приматов с целью улучшения когнитивных функций основано на применении респираторной маски, позволяющей краткосрочную замену вдыхаемого воздуха на азот , или в системном введении антиоксиданта оксиметацила . Оба воздействия дают положительный эффект в решении задач с отсроченным зрительным дифференцированием (улучшается кратковременная память), но в то же время имеют ряд ограничений в использовании: в способе дозирование определяется только временем аноксии, кроме того, наложение маски связано с определенными неудобствами и рисками; - фармакологический подход может иметь противопоказания, побочные эффекты и небезопасность и неудобства процедуры инъекции.

В источниках описывается достаточно широко используемая при лечении неврозов и психосоматических заболеваний баротерапия, имитирующая в режиме адаптации или тренировки регулярные ежедневные «подъемы» на высоту до 3500 м. К недостаткам способа можно отнести относительно длительный курс необходимого воздействия (20-30 сеансов) и направленность преимущественно на системные, а не на геном-зависимые механизмы адаптации.

Среди известных аналогов наиболее близким является способ повышения когнитивных способностей по пат. РФ № 2510619, МКИ А61М 16/12, опубл. 10.04.2014. Достоинством способа-прототипа по сравнению с перечисленными аналогами является то, что он, используя немедикаментозное воздействие, решает задачу улучшения когнитивных функций субъекта. Сущность прототипа заключается в чередовании барокамерного гипоксического и гипероксического гипербарического воздействия на испытуемого кислородно-гелиевыми газовыми смесями, обеспечивающими повышение компенсаторно-приспособительных возможностей организма вследствие циклического чередования гипоксии и гипероксии. Дополнительными действующими факторами являются избыточное давление вдыхаемых смесей (0,03 МПа) и их подогрев до 40-80°С. Продолжительность сеанса составляет 25-30 минут. Один сеанс включает 5-7 циклов, каждый из которых представляет собой чередование гипоксического воздействия газовой смесью с объемной долей кислорода 6% (жесткая гипоксия) и гипербарического гипероксического воздействия газовой смесью с объемной долей кислорода 30%. Количество сеансов составляет 3-7, проводят их ежедневно.

Недостатком способа является то, что он

Сочетает достаточно сложные, потенциально опасные для жизнедеятельности и неестественные для человеческой среды обитания воздействия;

Задействует, прежде всего, системные механизмы адаптации, не затрагивающие более глубокие геном-зависимые механизмы;

Имеет достаточно непродолжительный период сохранения эффекта (до 10 дней).

В отличие от прототипа заявляемый способ позволяет:

Эффективно использовать естественное для человека адаптивное воздействие (гипобарическая гипоксия), эквивалентное подъему в горы с умеренно разряженной атмосферой и неизменным соотношением концентраций ее компонентов, что повышает комфортность проведения процедуры;

При наименьшем количестве повторений (3 сессии) достигать улучшения ряда когнитивных функций субъекта: обучаемости, кратковременной памяти, скорости реакции, работоспособности, за счет мобилизации срочных эволюционно-сложившихся геном-детерминированных механизмов нейрональной адаптации;

Обеспечить безопасность процедуры за счет ступенчатости и/или плавности создания воздействия в сочетании с его адаптивно-стрессовой интенсивностью.

Таким образом, техническим результатом от использования предлагаемого способа является увеличение безопасности и эффективности проведения барокамерной процедуры, направленной на улучшение когнитивных функций.

Для достижения указанного результата используется следующая совокупность существенных признаков: в способе улучшения когнитивных функций, основанном, как и прототип, на барокамерном воздействии на субъект, в отличие от прототипа, на субъект оказывают гипоксическое воздействие при давлении воздуха, эквивалентном высоте 5000 м над уровнем моря, продолжительностью 2 ч с интервалом 24 ч в течение 3-х дней, при этом снижение давления от нормального до предельного, соответствующее «подъему», и повышение давления в обратном направлении - «спуску» - осуществляют соответственно ступенчато и/или плавно. При этом «подъем» и «спуск» осуществляют со скоростью не больше 4 м/сек, в свою очередь, «подъем» сопровождается одно-, двух-, четырех- и шестиминутными остановками соответственно на «высотах» 1000 м, 2000 м, 3000 м, 4000 м, причем время подъема и спуска в совокупности занимает примерно 60 минут.

При этом субъектом может быть взрослый условно здоровый индивид, или субъект, имеющий клинические показания, связанные с нарушением когнитивных функций, или субъект, имеющий возрастные нарушения когнитивных функций, или субъект, связанный с напряженной умственной деятельностью.

Сущность предложенного способа улучшения когнитивных (познавательных) функций мозга, включающего трехкратную гипобарическую гипоксию, состоит в стимулировании стресс-активируемых адаптивных возможностей мозга, в том числе связанных с процессами обучения и памяти.

Сопоставление предлагаемого способа и прототипа показало, что поставленная задача - увеличение безопасности и эффективности проведения барокамерной гипоксической процедуры - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь, проведенный информационный поиск в области медицины не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого способа критерию «изобретательский уровень».

Заявленный способ осуществляется следующим образом. Гипоксическое воздействие при атмосферном давлении, эквивалентном высоте 5000 м, продолжительностью в 2 ч и с интервалом в 24 ч проводится в большой барокамере проточного типа в течение 3-х дней. В качестве испытуемых были выбраны условно здоровые обезьяны. Для особей, проходящих процедуру, воздействие проводилось ступенчато, эквивалентно подъему на промежуточные высоты (1000, 2000, 3000, 4000 м) со скоростью 4 м/сек и остановками от одной до четырех минут на каждой ступени. На каждой ступени проверялось общее состояние испытуемых. С целью регистрации функциональных изменений у испытуемого субъекта при помощи специально разработанной системы когнитивных тестов оценивались следующие параметры: время реакции при правильном выборе одного из двух дифференцируемых стимулов, количество отказов, вероятность правильного выбора в ситуации с возможностью моментального или отсроченного ответа.

Сущность предлагаемого способа поясняется графически, где

на фиг. 1 представлено ускорение реакции животных после проведения процедуры (обезьяны Фан, Бэрри, Лужок),

на фиг. 2 - уменьшение доли отказов от работы в эксперименте (обезьяна Бэрри),

на фиг. 3 - увеличение доли правильного дифференцирования визуальных стимулов (Берри, Лужок). Гистограмма иллюстрирует также улучшение кратковременной памяти (на задержках 1, 2, 4 с) с учетом индивидуальной и тендерной специфики.

ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА

Исследования проводились на приматах (макаки резус) возрастом 18-21 год, что в пересчете на продолжительность жизни человека может соответствовать 70-80 годам. В экспериментах принимали участие особи обоих полов: Бэрри (самка), Лужок и Фан (самцы). Эксперимент состоял из следующих этапов:

Обучение обезьяны работе в установке и выборе из пары визуальных стимулов (картинок) положительно-подкрепляемых объектов, отличающихся искомым признаком;

Тестирование обученной обезьяны в задаче распознавания в нескольких сериях, различающихся парами картинок и искомыми признаками. При этом регистрировались параметры времени реакции, вероятность правильного выбора, вероятность отказа от работы, период выхода на 85% уровень правильных ответов;

Проведение трехкратного гипобарического гипоксического воздействия в барокамере проточного типа,

Повторное тестирование (2 недели после и два месяца после) и сравнение когнитивных показателей до и после барогипоксии.

В результате было продемонстрировано, что трехкратное гипоксическое воздействие согласно заявленному способу существенно снижает время когнитивной реакции животного (фиг. 1), стабилизирует работу функциональной системы, тесно связанной с мотивацией, что проявляется в уменьшении числа отказов от выполнения задачи (фиг. 2), увеличивает вероятность правильного дифференцирования визуальных стимулов, в том числе на задержках (с учетом индивидуальной, тендерной и возрастной специфики) (фиг. 3). Кроме этого, у тестируемых особей заметно улучшается аппетит и работоспособность (то есть способность более длительное время продолжать работу без заметного снижения мотивации и ухудшения результатов).

По сравнению с прототипом предлагаемый способ улучшения когнитивных функций более безопасен, т.к. представляет собой естественное для субъекта воздействие, создаваемое ступенчато и/или плавно, и эффективен, т.к. воздействие оказывается не только на системные механизмы адаптации, но и на более глубокие геном-зависимые механизмы.

Как указывалось выше, заявленный способ показал хорошие результаты при эксперименте на лабораторных животных - обезьянах, что позволяет сделать вывод о возможности его использования для коррекции когнитивных функций людей с определенными нарушениями функций (например, возрастными или клиническими). Способ также упрощает и делает более эффективным применение и дальнейшую разработку путей повышения познавательной способности мозга лиц, занимающихся напряженной умственной работой.

Эти ранние попытки, с их смешанными результатами, основывались на предпосылке, или по крайней мере надежде, что когнитивная тренировка поможет изменить когнитивные функции. Но все радикально изменилась с появлением новых данных, - что когнитивные упражнения помогают изменить сам . Кажется почти самоочевидным, что так и должно быть.

Когда вы занимаетесь спортом, не только улучшаются ваши атлетические навыки, но и происходит фактический рост мускулов. В отличие от этого, отсутствие упражнений ведет не только к утрате атлетических навыков, но и к фактическому уменьшению мышечной ткани. Или другой, более важный в этой связи пример: у детеныша обезьяны сенсорная депривация порождает фактическую атрофию соответствующей мозговой ткани.

Однако решающие экспериментальные данные начали появляться только недавно. Было известно, что погружение в обогащенную среду способствует излечению повреждений мозга у крыс. Теперь механизмы, лежащие за этим излечением, становятся, наконец, понятными. Сравнивалось выздоровление животных с травматическим повреждением мозга в двух условиях: в стандартном окружении и в окружении, обогащенном необычным количеством разнообразной сенсорной стимуляции. При сравнении в мозге животных этих двух групп обнаружились удивительные различия. Восстановление связей между нервными клетками («ветвление дендритов») было намного более энергичным в стимулированной группе, чем в стандартной группе. Имеются также некоторые свидетельства того, что при энергичных умственных упражнениях улучшается благодаря усиленному росту малых кровеносных сосудов («васкуляризации»). Ученые, такие как Арнольд Шайбель, убеждены, что сходные процессы происходят в человеческом мозге. Систематическая когнитивная активация может способствовать интенсивному ветвлению дендритов у жертв или черепно-мозговой травмы; это в свою очередь облегчает восстановление функции.

Это вызывает другой вопрос: замедляет ли когнитивная активация развитие дегенеративных мозговых расстройств, таких как болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь телец Льюи? Эти расстройства характеризуются прогрессирующей атрофией мозга и утратой синаптических связей. Это связано в свою очередь с накоплением патологических микроскопически малых частиц, таких как «амилоидные бляшки» и «нейрофибриллярные клубочки» при болезни Альцгеймера.

В отличие от травмы головы или инсульта, деменции являются медленными, постепенно прогрессирующими расстройствами. Это означает, что эффективность лечения должна оцениваться не только в отношении того, обращает ли оно ход течения болезни (это, по крайней мере пока, было бы нереалистичным ожиданием), но также потому, замедляет ли это лечение развитие болезни. Существуют, однако, данные, что когнитивные упражнения могут временно улучшить , даже в абсолютном смысле. Ученые в Институте Макса Планка в Германии использовали позитронно-эмиссионную томографию (PET) для изучения эффектов когнитивных упражнений и нейростимулирующих лекарств на метаболизм глюкозы в мозге у людей на ранней стадии когнитивного упадка. В комбинации эти две формы терапии улучшили глюкозный метаболизм мозга. Немецкое исследование изучало изменения в физиологии неактивированного мозга, его фонового состояния, а также изменения в типах мозговой активации, когда мозг стимулируется когнитивной задачей. Развитие технологии нейровизуализации мозга открывает окно для наблюдения мозговых механизмов психических процессов, которое казалось немыслимым в прошлом. Сейчас возможно прямое наблюдение того, что происходит в мозге, когда человек занят умственной активностью.

Годами принималось за аксиому, что мозг теряет свою пластичность и способность к изменению по мере того, как мы движемся от детства к взрослости. Сегодня, однако, появляются все новые данные, что мозг сохраняет пластичность и во взрослом возрасте и, возможно, на всем протяжении жизни. Раньше предполагалось, что во взрослом организме умирающие нейронные клетки не восстанавливаются. Хотя давно было известно, что новые клетки могут развиваться у птиц (благодаря работе ученого из Рокфеллеровского университета Фернандо Ноттебома) и крыс (благодаря работе Джозефа Альтмана из Университета Индианы), эти данные игнорировались на том основании, что они являются скорее исключением, чем правилом. Но недавняя работа Элизабет Гоулд из Принстонского университета и Брюса МакЮэна из Рокфеллеровского университета показала, что новые продолжают появляться у взрослых обезьян-мартышек.

Рост новых нейронных клеток был продемонстрирован в , структуре мозга, играющей особую роль для . В другом исследовании Элизабет Гоулд и ее коллеги обнаружили продолжающийся рост новых нейронов в коре взрослых обезьян-макак. Новые добавляются к гетеромодальной коре в префронтальной, нижней и задней теменной областях - в зонах мозга, участвующих в наиболее сложных аспектах переработки информации.

Новые данные, полученные как на животных, так и на людях, открывают совершенно новый путь осмысления эффектов когнитивных упражнений. Вместо того, чтобы пытаться сформировать или трансформировать специфические психические процессы, попробуй перестроить сам мозг.

Хотя большинству из нас понятно, что психические процессы являются процессами мозговыми, лежащая за различными подходами к когнитивной тренировке, различна. Ранние попытки акцентировали отдельные функции, надеясь, что в результате мозговые структуры, соответствующие этой функции, могут быть как-то модифицированы. Новый подход подчеркивает обобщенные, широкие влияния когнитивных упражнений на мозг. Игрок в теннис или гольф, ежедневно тренируясь, может стремиться к улучшению определенной техники игры. Это соответствует специфической, ориентированной на задачу, когнитивной тренировке. Или же он может надеяться, что, тренируя некоторые определенные аспекты техники, он улучшит другие аспекты техники и тем самым игру в целом. Это соответствует тренировке всей функциональной системы. Или, наконец, он может начать цикл тренировок с целью улучшить не столько игру как таковую, но само тело, которое играет: повысить общую силу, координацию и выносливость. Это соответствует попытке улучшить функцию мозга. Третья цель намного более амбициозна, чем первые две, но новые данные дают основание полагать, что она достижима, по крайней мере в принципе.

Изучение животных показывает, что рост «мощи мозга» путем когнитивной активации - отнюдь не фантазия. Ученые в знаменитом Институте биологических исследований Солка в южной Калифорнии проверяли эффекты воздействия обогащенного окружения на взрослых мышей. Они обнаружили, что у мышей, помещенных в клетки, оборудованные колесами, туннелями и другими игрушками, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект». Они были способны лучше и быстрее обучаться лабиринтам.

Эти находки важны в двух отношениях. Во-первых, они развенчивают старое представление о том, что новые нейроны не могут развиваться во взрослом мозге, - они могут. Во-вторых, эти находки с драматической ясностью демонстрируют, что когнитивная стимуляция может изменить структуру самого мозга и улучшить его способность к переработке информации. Рост новых нейронов был особенно заметен в зубчатой извилине гиппокампа, структуре на медиальной поверхности височной доли, которая считается особенно важной для памяти.

Возникновение новых клеток («пролиферация нейронов») во взрослом мозге представляется связанной с так называемыми нейробластами, предшественниками нейронов, которые в свою очередь развиваются из общих клеточных «полуфабрикатов», называемых стволовыми клетками. Эти стволовые клетки и нейробласты продолжают расти в течение взрослости, но обычно они не выживают, чтобы стать нейронами. Исследование Института Солка дает основание предполагать, что когнитивная стимуляция повышает шансы выживания для нейробластов, позволяя им стать полноценными нейронами.

Из всех применений когнитивных упражнений особенно многообещающей является их профилактическая роль, помогающая людям дольше наслаждаться своим когнитивным здоровьем. Как житейские наблюдения, так и формальные исследования показали, что образование дарует защитный эффект от деменции. Для высокообразованных людей вероятность того, что они заболеют деменцией, меньше. Исследовательская Сеть успешного старения при Фонде МакАртура финансировала изучение индикаторов когнитивных изменений у пожилых людей. Выяснилось, что образование является наиболее мощным индикатором когнитивной сохранности в старческом возрасте.

Механизм этой связи не вполне понятен. Защищает ли от деменции образ жизни, связанный с образованием, или же некоторые люди рождаются с особенно «успешной» нейробиологией, которая одновременно и делает их лучшими кандидатами для высшего образования, и защищает их от деменции? Разумно предположить, что защищает от деменции скорее именно природа деятельности, связанной с высшим образованием, чем само образование. Высокообразованные люди - в силу самой природы их профессий - с большей вероятностью, чем менее образованные, вовлекаются в пожизненную энергичную умственную деятельность.

Если допустить, что неврологическое заболевание, вызывающее деменцию, поражает обе группы с равной частотой, то неврологическое заболевание равной серьезности будет иметь менее разрушительное воздействие на хорошо тренированный мозг, чем на плохо тренированный мозг. Это произойдет в силу дополнительных резервов, которые имеет хорошо тренированный мозг благодаря дополнительным нейронным связям и кровеносным сосудам. Равная степень структурного повреждения произведет меньшее функциональное разрушение. И опять на ум приходит аналогия между когнитивной тренированностью и физической тренированностью. Случай сестры Марии представляет этот феномен с драматической и примечательной ясностью. Она успешно выполняла когнитивные тесты до самой своей смерти в возрасте 101 года. И это несмотря на тот факт, что посмертное исследование ее мозга обнаружило многочисленные нейрофибриллярные клубочки и амилоидные бляшки, - признаки болезни Альцгеймера. Похоже, что сестра Мария имела здоровый ум внутри мозга, пораженного болезнью Альцгеймера!

Сестра Мария принадлежала к Школе сестер из Нотр-Дама, широко изученной и описанной группе монахинь из г. Манкато в штате Миннесота. Примечательные своим долголетием, они известны также полным отсутствием среди них болезни Альцгеймера. Этот феномен был единодушно приписан пожизненной привычке быть когнитивно активными. Монахини постоянно упражняли свои умы загадками, карточными играми, обсуждением текущей политики и другими умственными занятиями. Более того, монахини, окончившие колледж, которые преподавали и систематически участвовали в других требующих умственных усилий активностях, в среднем жили дольше, чем менее образованные монахини. Эти наблюдения когнитивного здоровья монахинь оказались столь убедительными, что было запланировано посмертное исследование для изучения отношения между когнитивной стимуляцией и дендритным разрастанием.

В случае монахинь защитный эффект когнитивных упражнений мозга был кумулятивным, действующим на протяжении всей их жизни. В архивах были найдены автобиографии монахинь, написанные ими в возрасте от 20 до 30 лет. Когда было изучено отношение между этими ранними сочинениями и преобладанием деменции в поздние годы, возникла поразительная картина. Те монахини, которые в своей юности писали более грамматически правильные и концептуально богатые эссе, сохраняли свою умственную бодрость значительно дольше в жизни, чем те монахини, которые писали простой фактуальной прозой, когда были молодыми.

Эти находки вызвали в популярной прессе спекуляции о том, что при деменции речь идет о заболевании, длящемся всю жизнь, которое начинает воздействовать на некоторых людей субклинически на раннем этапе их жизни, вынуждая их писать более простую прозу. Но столь же вероятно, что те же аспекты организации мозга, которые делают некоторых людей «умнее» других, также наделяют их защитным эффектом в отношении деменции на позднем этапе жизни. Возможно также, что монахини, которые рано развили в себе привычку напрягать свой ум и, по-видимому, сохранили эту привычку, приобрели защиту для своего мозга, которая оказалась столь важной в их поздние годы.

Насколько универсально защитное влияние когнитивной стимуляции на умственный упадок? Похоже, что универсально, ибо этот эффект может быть продемонстрирован также и для других видов. Это было продемонстрировано Делу с коллегами для крыс-самцов вида Спраг-Дейли. Животные с различным задачам были менее подвержены возрастному дефекту памяти, чем крысы без истории «умственных упражнений».

«Используй вещь, или ты ее потеряешь» - старое изречение. Кажется, что оно прямо и буквально применимо к . Два ученых из Университета штата Пенсильвания, Уорнер Шайе и Шерри Уиллис опубликовали статью с интригующим названием: «Можно ли сделать обратимым упадок интеллектуального функционирования у взрослых людей?». Авторы исследовали группу индивидов в возрасте от 64 до 95 лет, которые страдали когнитивным упадком многих умственных функций на протяжении более чем 14 лет. Может ли относительно короткий тренировочный цикл восстановить их мыслительные процессы до исходного уровня, компенсировать 14 лет упадка пространственной ориентации и индуктивного мышления? Во многих случаях ответом оказалось «да». Более того, когнитивная реабилитация была генерализованной; она могла быть продемонстрирована многими независимыми тестами различных когнитивных функций, причем не только на тех задачах, которые использовались при тренировке. Эффект был длительным; у многих участников он мог быть продемонстрирован через семь лет после завершения тренировочного цикла. Авторы пришли к заключению, что тренировочный цикл реактивировал когнитивные навыки, которые начали «ржаветь» от недостатка применения.

Если от когнитивных упражнений логично ожидать терапевтических эффектов, то почему ранние попытки когнитивной реабилитации эффектов повреждения мозга имели весьма относительный успех? Для этого есть разные основания. Первое основание лежит в самом различии между когнитивной тренировкой поврежденного мозга и когнитивными упражнениями неповрежденного или почти неповрежденного мозга, между лечением и профилактикой. Известно, что легче предотвратить заболевание, чем лечить его. Тяжело поврежденный мозг будет меньше поддаваться терапии, чем здоровый мозг - профилактике.

Второе основание относится к тому, как когнитивные упражнения традиционно формулировались в рамках «старой» философии. В попытке нацелиться на специфическую, очень узкую когнитивную функцию, использовались узкие когнитивные упражнения. Логично, что чем более широка когнитивная тренировочная программа, тем более общими являются эффекты. Используя аналогию с физической тренированностью, можно сказать, что индивид, который проводит все тренировочное время, повторяя одно и то же упражнение, не может ожидать улучшения своей сердечно-сосудистой системы. Для этой цели нужна комбинация различных упражнений.

Третье основание относится к способам измерения эффектов лечения. Измеряя эффекты одного когнитивного упражнения способностью выполнять другую когнитивную задачу, мы делаем предположение о специфической природе терапевтических эффектов, которые пытаемся измерить. Неудача с поиском эффекта может, разумеется, быть результатом действительного отсутствия эффекта. Но она так же легко может быть отражением нашей неудачи в поиске измерения, подходящего для его фиксации. Так как мы стараемся усилить лежащие в основе биологические процессы, было бы лучше измерять эти процессы прямо. И действительно, когда эффекты когнитивных упражнений оценивались позитронно-эмиссионной томографией (PET), был обнаружен улучшившийся метаболизм глюкозы (важный маркер ).

Четвертое основание относится к тому, чем являются разумные ожидания эффектов когнитивной тренировки. Если общие функции мозга усиливаются в результате таких тренировок, то ожидаемый эффект может быть широким, но относительно малым в любой узкой сфере.

В любом случае, современные данные о размножении нейронных клеток на всем протяжении жизни вдохнули новую жизнь в концепцию когнитивных упражнений и дали им новое обоснование.

Как свидетельствуют данные исследования, проведенного в Университете Сиднея, постепенное увеличение мышечной силы, за счет нагрузок с отягощением, приводит к улучшению когнитивных функций.

Исследование было проведено в сотрудничестве с Центром по проблемам старения мозга Университета Нового Южного Уэльса и Университета Аделаиды.

Результаты проведенного исследования были опубликованы в журнале Американская гериатрия.

Исследование включало в себя использование тренингов (SMART), и в нем участвовали пациенты с умеренными когнитивными нарушениями в возрасте 55-68 лет. У пациентов с такими изменениями интеллекта, как правило, отмечается более высокий риск развития деменции и болезни Альцгеймера.

Полученные результаты имеют особое значение, с учетом высокой вероятностью развития деменции и болезни Альцгеймера у людей, по мере общего старения населения. По данным мировых статических исследований, около 47 миллионов человек в мире страдают деменцией, и количество этих пациентов по прогнозам может к 2050 году утроиться.

Из-за высокой стоимости ухода за пациентами с деменцией, Всемирный конгресс болезни Альцгеймера рекомендует выйти за рамки специализированной медицинской помощи и предлагается комплексный подход, который направлен на улучшение качества жизни людей, живущих с этим заболеванием.

И в этом контексте, связь между физическими упражнениями и улучшением когнитивных функций мозга может быть шагом в правильном направлении.

Как с помощью подобранной программы упражнений можно улучшить когнитивные функции мозга

Исследование изучило связь упражнений с отягощением и функционированием головного мозга.

В исследовании участвовало 100 пожилых людей с умеренными нарушениями интеллекта. "Умеренные когнитивные нарушения" у пожилых людей означают, что у пациентов имеются определенные когнитивные трудности, но они выражены не настолько сильно, чтобы сказываться на выполнении повседневных действий.

Но дело в том, что у 80 % таких пациентов, в среднем, через 6 лет развивается болезнь Альцгеймера.

В этом исследовании пациенты были разделены на четыре группы и им были назначены определенные программы нагрузок. Они включали в себя комбинацию упражнений с отягощением (поднятием тяжестей) и упражнениями на растяжения в положении сидя, в качестве плацебо. Кроме того, проводились интеллектуальные тренинги и плацебо эквивалент тренингов.

Плацебо упражнения и плацебо тренинги не привели к улучшению когнитивных функций.

В тоже время, исследование показало, что физические нагрузки и увеличение мышечной силы напрямую связаны с улучшением интеллектуальной функции мозга.

Предыдущие исследования уже фиксировали наличие связи между физическими упражнениями и когнитивными функциями, но использование доктором Мавросом методики SMART позволило получить дополнительную информацию относительно типа, качества и частоты упражнений, необходимых для получения реального эффекта для улучшения интеллектуальных функций мозга.

Участники исследования проводили два раза в неделю тренировки с подъемом тяжестей. Тренировки проводились в течение 6 месяцев с 80 % нагрузкой на мышцы. Веса постепенно увеличивались, по мере того, как увеличивалась мышечная сила, но нагрузка сохранялась на уровне 80 % от максимальной мышечной силы.

"Чем больше мы сможем заставить людей делать упражнения с отягощением, такими как подъем тяжестей, тем больше вероятность того, что у нас будет более здоровое поколение людей старшего возраста ", говорит д-р Маврос. "Главным принципом такой вероятности является то, что необходимо заниматься физическим упражнениями с отягощением не менее 2 раз в неделю, и только тогда можно рассчитывать на то, что это окажет положительное влияние на функции мозга."

Фактически, это первое исследование, которое показало четкую причинно-следственную связь между увеличением мышечной силы и улучшением функции головного мозга у пациентов старше 55 лет, с наличием умеренных когнитивных нарушений.

Физические упражнения и когнитивные функции

Было высказано предположение, что физические упражнения могут косвенно помочь в профилактики развития болезни Альцгеймера и снизить риск развития когнитивных нарушений. Упражнения, как известно, улучшают физиологические процессы, такие как обмен углеводов и деятельность сердечно-сосудистой системы. Когда физиологические процессы нарушаются, то они увеличивают риск развития когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.

Упражнения также очевидно улучшают различные когнитивные процессы, такие как избирательное внимание, планирование, организация и многозадачность.

Некоторые исследования также показали связь между увеличением размера определенных областей мозга и проведением физических нагрузок.

С возрастом, гиппокамп, как известно, уменьшается в размерах, что приводит к когнитивным нарушениям. Как оказалось, аэробные упражнения приводят к увеличению размера переднего гиппокампа на 2 процента, что может улучшать пространственную память.

Ранее, команда исследователей, включая доктора Мавроса, провела исследование, где они отметили существенные когнитивные улучшения после физических нагрузок с подъемом тяжестей.

С помощью фМРТ, они проанализировали изменения в головном мозге у пожилых людей после 6 месяцев прогрессивных тренировок с отягощениями, в сочетании компьютеризированных когнитивных тренингов. Они обнаружили, что такие физические нагрузки с отягощениями значительно улучшали общие интеллектуальные способности пожилых людей."

Тем не менее, для авторов исследования остается неясным, останавливает ли такая физическая активность, сама по себе, дегенеративные инволюционные изменения, или же они включают какие-то другие механизмы, которые участвуют в интеллектуальных функциях мозга.

Таким образом, обнаружение четкой связи между физическими нагрузками и когнитивными функциями не раскрывает механизм такой связи.

В будущем, доктор Маврос и команда ученых надеются разгадать механизм этой связи с помощью анализа размеров мозга, интеллектуальных функций в корреляции с физическими нагрузками.



Владельцы патента RU 2281766:

Изобретение относится к области медицины и ветеринарии, а именно, к способу улучшения когнитивной функции у млекопитающего, в том числе человека. Способ включает введение млекопитающему, нуждающемуся в этом, янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния]. Это позволяет улучшать различные когнитивные функции млекопитающих без развития побочных эффектов и, таким образом, улучшать качество жизни и социальную адаптацию у лиц, страдающих от их нарушения. 2 табл.

Изобретение относится к области медицины и ветеринарии, а именно к способу улучшения когнитивной функции у млекопитающих, в том числе человека.

В настоящее время около 15% населения мира составляют лица пожилого и старческого возраста. Актуальной гериатрической проблемой является нарушение памяти и других когнитивных функций, таких как внимание, интеллект, способность к суждениям, мышление (планирование и организация), переработка информации, способность к обучению и речь. По данным эпидемиологических исследований, не менее 50% лиц старше 65 лет жалуются на повышенную забывчивость. Нормальные возрастные изменения когнитивных функций отмечаются уже после 50-60 лет и проявляют себя, в основном, в снижении способности к концентрации внимания и запоминанию, но не приводят к существенным затруднениям в повседневной деятельности. Особенно чувствительны к возрастному падению когнитивной функции лица с высоким уровнем образования, выполняющие интеллектуальную работу. В этом случае, неразличимое с точки зрения диагностических критериев падение когнитивной функции является причиной возможных социальных проблем.

Нарушения памяти и других когнитивных функций, которые оказывают клинически значимое влияние на поведение и повседневную активность пациентов, согласно определению Международной классификации болезней (10-й пересмотр) называются деменцией. Деменция - это синдром, возникающий вследствие заболевания мозга, обычно хронического или прогрессирующего, в котором существуют множественные нарушения когнитивных функций коры головного мозга, включая память, мышление, ориентацию, понимание, вычисление, способность к обучению, речь, а также суждение при ясном сознании. Нарушения когнитивных функций обычно сопровождаются и, иногда, предшествуют ухудшению социального поведения и мотивации. Известны: деменция, сопутствующая болезни Альцгеймера и другим нейродегенеративным заболеваниям (хорея Гентингтона, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви, и т.д.); сосудистая деменция, возникающая вследствие сосудистых заболеваний мозга, например, последствий инсульта, мульти-инфарктная деменция, и деменция, связанная с хронической церебральной ишемией; а также смешанная сосудисто-дегенеративная деменция. Деменция может быть связана с нейроинфекциями и демиелинизирующими заболеваниями, например, ВИЧ-ассоциированная деменция, губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта-Якоба), прогрессирующие панэнцефалиты (корь, краснуха), последствия менингоэнцефалитов, прогрессивный паралич, и рассеянный склероз. Кроме того, деменция может быть связана с метаболическими нарушениями, например, дефицитом фолиевой кислоты, витамина В 12; алкоголизмом и наркоманией; интоксикацией тяжелыми металлами и лекарственными препаратами; эндокринными нарушениями, например, гипотиреозом; черепно-мозговой травме, а также при других заболеваниях, прямо или опосредованно воздействующих на мозг. Деменция, сопутствующая болезни Альцгеймера, и сосудистая деменция составляют около 90% всех случаев деменции. Geldmacher DS et al., NEJM 335 (5): 330-336, 1996. Merck Manual of Diagnosis and Therapy, Sec. 14, Chapt. 171. Merck Manual of Geriatrics, Sect.5, Chapt. 40. Риск развития деменции прогрессивно увеличивается с возрастом. Так, в общей популяции лиц старше 65 лет частота встречаемости деменции составляет 3,0-7,7%, в то время как среди лиц 85 лет и старше этот показатель составляет 20-45%.

Патогенез нарушения когнитивной функции включает снижение метаболизма и потерю нейронов в структурах мозга, отвечающих за когнитивные функции, например, в коре головного мозга. В случае сосудистых деменций, связанных с церебральной ишемией, нарушения когнитивной функции вызваны гипоксией и патологическим действием возбуждающих аминокислот. В случае болезни Альцгеймера, нарушения когнитивной функции вызваны токсическим действием амилоида, накапливающегося в мозге. Lichtenthaler SF et al., J. Clin. Invest. 113: 1384-1387 (2004).

Нарушение когнитивных функций встречается не только у человека, но и у других млекопитающих, например, собак и, иногда, домашних кошек пожилого и старческого возраста. Эти нарушения известны как синдром когнитивной дисфункции у собак (cognitive dysfunction syndrome) или собачья болезнь Альцгеймера.

Таким образом, существует необходимость в безопасных и эффективных способах улучшения когнитивных функций как у лиц пожилого и старческого возраста, страдающих от снижения когнитивных функций вследствие нормальных возрастных изменений, так и у лиц, страдающих от заболеваний головного мозга. Кроме того, существует необходимость в безопасных и эффективных способах улучшения когнитивных функций у других млекопитающих пожилого и старческого возраста, например, собак и домашних кошек.

Известны способы улучшения когнитивных функций, включающие введение ноотропных препаратов, активаторов метаболизма, сосудорасширяющих средств, холинергических средств, биогенных аминов и нейропептидов. Сосудорасширяющие средства и метаболические препараты эффективны в лечении нарушений когнитивных функций, вызванных ишемией церебральных сосудов, однако они неэффективны в лечении дисфункций, связанных с другими патологиями мозга, например, с действием нейротоксина амилоида при болезни Альцгеймера. Ноотропные средства (ноотропил) имеют ограничения для использования при болезни Альцгеймера, т.к. вызывают нежелательное повышение концентрации стероидов, связанное с активацией периферической эндокринной системы. Все средства, за исключением метаболических, имеют серьезные противопоказания и побочные эффекты, например, гепатотоксичность.

Задачей изобретения является создание эффективного способа улучшения когнитивной функции без побочных эффектов и осложнений.

Патент РФ 2228174 раскрывает применение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] для лечения инсулиновой резистентности, сахарного диабета, гиперлипидемии и дислипидемии. Однако способность бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] улучшать когнитивную функцию или лечить нарушения когнитивной функции не известна из уровня техники.

Нами обнаружено, что введение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] млекопитающим позволяет улучшить когнитивные функции.

Сущность изобретения состоит в том, что в способе улучшения когнитивной функции у млекопитающего, нуждающегося в этом, вводят янтарнокислый бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиний].

Примеры когнитивных функций включают внимание, память, способность к обучению, способность к суждениям, мышление (планирование и организация) и речь. Предпочтительно, улучшаемыми когнитивными функциями в способе настоящего изобретения являются внимание, память или способность к обучению.

В способе улучшения когнитивной функции, указанная когнитивная функция может входить в состав синдрома деменции. Деменция может сопутствовать заболеваниям, для которых связь деменции и заболевания хорошо известна из уровня техники.

Примеры таких заболеваний включают нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, боковой амиотрофический синдром, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона, и деменция с тельцами Леви); сосудистые заболевания головного мозга (последствий инсульта, мульти-инфарктная деменция и деменция, связанная с хронической церебральной ишемией, дисциркуляторной энцефалопатией); смешанные сосудисто-дегенеративные деменции; нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания (ВИЧ-ассоциированная деменция, губчатый энцефалит, прогрессирующие панэнцефалиты, последствия менингоэнцефалитов, прогрессивный паралич, и рассеянный склероз); метаболический дефицит (дефицит фолиевой кислоты и витамина В 12); черепно-мозговую травму; алкоголизм и наркоманию.

Примеры млекопитающих, нуждающихся в улучшении когнитивной функции, включают как человека, так и животных, например, домашних кошек или собак, страдающих от возрастных изменений когнитивных функций, и деменций.

В способе улучшения когнитивной функции, янтарнокислый бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиний] может быть введен млекопитающему в различных дозированных формах, включая таблетки, капсулы, леденцы, порошки, распыляемые растворы, аэрозоли, водные растворы, эликсиры, сиропы, и инъекции. Предпочтительно, янтарнокислый бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиний] вводится в дозах 1-50 мг/кг веса тела млекопитающего.

Используя настоящее изобретение, через улучшения когнитивной функции становится возможным улучшить качество жизни у лиц пожилого и старческого возраста, страдающих от возрастных изменений когнитивных функций, а также уменьшить социальную дезадаптацию у лиц, страдающих от деменций.

Следующие примеры демонстрируют изобретение.

Введение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] улучшает когнитивные функции у крыс с хронической ишемией мозга.

Эффект улучшения когнитивных функций при введении янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] оценивали на модели крыс с хронической ишемией мозга, вызванной перевязкой сонных артерий. Эта модель соответствует нарушению когнитивных функций при деменциях сосудистого характера.

Перевязка сонных артерий была выполнена у крыс самцов Вистар за 3 часа до первой инъекции. Далее, крысам в течение семи дней вводили и.п. инъекции физ. р-ра (контроль), 1 мг/кг или 50 мг/кг янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния]. На 8 день с момента перевязки, эффект лечения оценивали в тесте пассивного избегания. Изменение времени задержки входа в шоковый отсек до шока и после шока (через 24 часа) характеризует изменения в обучаемости и памяти. Уровень задержки в ложно-оперированных крысах без ишемии был 9,3±2,5 сек до шока и 104,2±22,9 сек 24 часа после шока. Данные представлены в таблице 1 в сек как среднее ± стандартное отклонение (n=8) времени задержки. Статистически значимые отличия результатов оценивали с помощью t-критерия Стьюдента.

Таким образом, введение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] в крыс с хронической церебральной ишемией достоверно улучшает когнитивные функции по сравнению с контролем и сохраняет их на уровне, близком к наблюдаемому у крыс без ишемии.

Введение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] улучшает когнитивные функции у крыс с нейродегенерацией, вызванной введением амилоида.

Эффект улучшения когнитивных функций при введении янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] оценивали на модели крыс с нейродегенерацией, вызванной введением амилоида. Эта модель соответствует нарушению когнитивных функций при болезни Альцгеймера.

Бета-амилоид, фрагмент 25-35 (А-бета 25-35), вводили в головной мозг крыс самцов Вистар в nucleus basalis magnocellularis (NBM), чтобы вызвать нарушения когнитивных функций, аналогично наблюдаемым при болезни Альцгеймера, как описано ранее. Harkany Т et al., Behav Brain Res. 1998 90 (2): 133-45. Harkany T et al., Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 1999 23 (6): 963-1008.

А-бета 25-35 вводили билатерально в NBM взрослых крыс самцов Вистар в дозе 2 мкг на каждую сторону. Физ. раствор (контроль) или янтарнокислый бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиний] в дозах 1 и 50 мг/кг вводили интраперитонеально в течение 7 дней, начиная с 16 дня после введения А-бета 25-35. Изменения когнитивных функций (память и обучение) оценивали по поведению крыс в Y-образном лабиринте. Общее число посещенных отсеков и число повторных визитов в тот же самый отсек оценивалось в 5-минутном тесте. Общее число визитов у практически здоровых ложно-оперированных крыс без введения А-бета 25-35 было 2,71±0,29, число повторных визитов в тот же самый отсек лабиринта 0,29±0,18. Данные представлены в таблице 2 как среднее ± стандартное отклонение (n=8) общего числа визитов и числа повторных визитов в тот же самый отсек лабиринта у леченых крыс. Статистически значимые отличия результатов оценивали с помощью t-критерия Стьюдента.

Таким образом, введение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] достоверно улучшает когнитивные функции у крыс с нейродегенерацией, вызванной введением амилоида по сравнению с контролем, и сохраняет их на уровне, близком к наблюдаемому у практически здоровых крыс.

Введение янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] улучшает когнитивные функции у человека.

Эффект улучшения когнитивных функций у человека при введении янтарнокислого бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиния] (ЯТМА) оценивали в тесте MAT (mental arithmetic test). Мужчина 48 лет, мужчина 42 лет и женщина 44 лет в течение 5 мин выполняли арифметические вычисления в уме, состоящие из последовательных вычитаний двухзначных чисел из шестизначных так быстро, как только возможно. Среднее число правильных вычислений было принято за индекс когнитивной функции (100%). Далее, указанные лица принимали ЯТМА в течение 3 дней однократно в количестве 100 мг/день в виде 5% водного раствора, рассасываемого во рту. На 4-й день проводили повторный тест МАТ. Среднее число правильных вычислений после приема ЯТМА было 124±15% против 100±11% до приема ЯТМА. Таким образом, введение ЯТМА улучшает когнитивные функции у человека.

Способ улучшения когнитивной функции, отличающийся тем, что в млекопитающего, нуждающегося в этом, вводят янтарнокислый бис[(2-гидроксиэтил)-N,N,N-триметиламиний].

Похожие патенты:

Изобретение относится к фармацевтической композиции, обладающей способностью высвобождать терапевтически эффективную дозу действующего вещества ривастигмина, с контролируемым по времени профилем.