Что достаточно знать о Мартине Лютере. Значение имени Мартина. Происхождение и характер

Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

95 тезисов Лютера (кратко)

Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

Личность Лютера

Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

Значение Лютера

На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.

Сочинения

  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • К христианскому дворянству немецкой нации ()
  • О свободе христианина (нем. Von der Freiheit eines Christenmenschen , )
  • Против проклятой буллы Антихриста

Биография

Начало жизни

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там его отец поменял профессию и занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Лютера семья переехала в горный городок Максфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург . В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса "свободных искусств". В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая - угнетенное состояние вследствие "сознания своей греховности". Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер отзывался позже описывая свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, в последствие ставший другом Мартина. Лютер принял монашеский обет в 1506 г., а в 1507 г. был посвящён в священники.

В Виттенберге

В 1508 г. Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 г. он получил степень доктора богословия. После этого Лютер получил сан профессора теологии вместо Штаупитца. На Лютера возымели большое влияние номинализм и схоластика. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 г. Лютер преподавал о Петре Ломбарде, в 1513-15 гг. - о псалмах, 1515-16 гг. - о послании к римлянам, в 1516-18 гг. - о посланиях к Галатам и иудеям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял," - писал он, - "что божественную справедливость мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры". При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и чрез открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 гг.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях "Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира". Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах . Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько другой характер. Будучи возглавлены гуманистами, выступления против индульгенции рассматривали ее с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, т.е христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг , куда он отказывается явиться, памятуя о судьбе Яна Гуса . Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году (в настоящее время католическая церковь планирует его «помиловать» ). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает Император Карл и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург ( -). Там ему якобы является дьявол , но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон .

Последние 13 лет своей жизни Лютер страдал от болезней пищеварения.

Историческое значение деятельности Лютера

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога . Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного .

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. "Человек спасает душу не через Церковь, а через веру" - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер и антисемитизм

Лютер в искусстве

О Лютере было снято несколько фильмов: американо-канадский «Лютер» (Luther, ), два немецких фильма «Мартин Лютер» (Martin Luther , оба в ) и немецкий «Лютер » (Luther ; в российском прокате «Страсти по Лютеру», )

Мартин Лютер, великий немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма.
Родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене (Саксония) в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок.
Окончив в 1505 году в Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте.
В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете, с 1512 года доктор богословия).
В обстановке подъема общественного движения в Германии и критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с тезисами против индульгенций.
31 октября 1517 года уже будучи почтенным доктором богословия, Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов, которые содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Он идентифицировал папство, как власть антихриста.

На протяжении целых столетий приговор Рима об отлучении от церкви внушал страх самым могущественным монархам. Он подвергал сильнейшие империи бедствиям и опустошению. На тех, кто подвергался этому проклятию, смотрели со страхом и ужасом; они навсегда теряли своих прежних друзей, с ними обращались, как с самыми последними преступниками. Лютер, зная о той ужасной буре, которая готова была разразиться над ним, писал: "Я не знаю, что произойдет, и не хочу знать. Куда бы ни обрушился удар, я буду спокоен… Если даже листья не осыпаются без воли Отца, то тем более мы можем быть уверены в Его заботе о нас. Не тяжело умереть за Слово, ибо когда Слово стало плотью, Оно умерло Само. Если мы умрем с Ним; если мы пройдем через все то, через что Он прошел раньше нас, то будем там, где и Он, навеки, навсегда" (D’ Aubigne, 3d London ed., Walther, 1840, т. 6, гл. 9).
Когда папская булла дошла до Лютера, он сказал: "Я презираю и отвергаю ее, как безбожную и лживую. …Она осуждает самого Христа. …Я радуюсь тому, что могу немного пострадать за этот самый светлый идеал. Я уже чувствую себя свободнее, ибо я знаю, наконец, что папа - это антихрист, и его престол - это престол самого диявола" (D’ Aubigne, т. 6, гл. 9).
В присутствии многих студентов, докторов, жителей города он сжег буллу с ее каноническими законами, постановлениями и специальными правилами, поддерживающими авторитет папской власти. "Мои враги имели право сжигать мои книги, - сказал он, - извращать истину в сознании простого народа и губить их души, а теперь, исходя из всего этого, в ответ на все это, я сжигаю из книги. Теперь начнется самая серьезная борьба. До сих пор я только слегка играл с папой. Я начал это дело во имя Бога, и оно будет окончено без меня Его могуществом" (Там же, т. 6, гл. 10).

Историки комментируют отношение Мартина Лютера к папскому Риму следующим образом. “Лютер доказал, на основании видениий Даниила и Св. Иоанна, посланий Св. Апостола Павла, Петра и Иуды, что правление Антихриста, предсказанное и описанное в Библии, исполнилось в правлении Папского Рима” (История Реформации 16 века. Марло Дабигн, Книга 6, глава 12, с. 15).

"Мы не можем запретить птицам пролетать над нашей головой, но мы не позволим им садиться нам на голову и вить на ней свои гнезда. Подобно этому мы не можем запретить дурным мыслям иногда приходить к нам в голову, но мы должны не позволять им гнездиться в нашем мозгу." - Мартин Лютер

Мартин Лютер (нем. Martin Luther [ˈmaʁtin ˈlʊtɐ]; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония - 18 февраля 1546, там же) - христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Биография

Начало жизни

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.

В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Марбург. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. Дело в том, что в те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В тот же период он против воли отца поступил в Августинский монастырь в Эрфурте.

Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был настолько напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог вынести.

Подлинную причину надо искать, по-видимому, в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде брожении умов. На решение Лютера должно было, по-видимому, повлиять знакомство с участниками кружка гуманистов.

Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее, он был примерным монахом и тщательно выполнял все задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария Ордена получил Иоанн Штаупитц, впоследствии друг Мартина.

В 1506 году Лютер принял монашеский обет, а в 1507 году он был посвящён в священники.

В Виттенберге

В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был в частности Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии.

В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого Лютер занял должность профессора теологии вместо Штаупитца.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-1515 годах - о псалмах, 1515-1516 годах - о послании к Римлянам, в 1516-1518 годах - о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-1519 годах.

В Иене

Лютер неоднократно появлялся в Иене. Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против убеждённых противников реформации. После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви.

Последователь Лютера Георг Рёрер (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города. В 1546 Иоганн Фридрих Первый сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта сделать статую для могилы Лютера в Виттенберге. В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим. Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия оказалась на хранении в замке Веймара. В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах. Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является, несмотря на судьбу Яна Гуса, и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости католического папства. Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Папу Римского поддерживает император Карл, и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург (1520-1521). Там ему якобы является дьявол, но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык. Редактировать этот перевод ему помогал профессор теологии Университета Виттенберга Каспар Круцигер.

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.

Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия.

В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Меланхтон. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Историческое значение деятельности Лютера

Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.

В историю немецкой общественной мысли, Лютер вошёл и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. В последней работе ему активно помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила.

Философия Лютера

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией).

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Лютер учил, что «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5). Кальвин возражает против него в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534).

Лютер и антисемитизм

Относительно антисемитизма Лютера (см. работу «О евреях и их лжи») существуют различные точки зрения. Одни считают, что антисемитизм был личной позицией Лютера, которая никак не повлияла на его теологию и была лишь выражением общего духа времени. Другие, например Даниэль Грубер, называют Лютера «теологом холокоста», полагая, что частное мнение отца-основателя конфессии не могло не повлиять на умы неокрепших верующих и могло способствовать распространению нацизма среди части лютеран Германии.

В начале проповеднической деятельности Лютер был свободен от антисемитизма. Он даже написал в 1523 году памфлет «Иисус Христос родился евреем».

Лютер осуждал евреев как носителей иудаизма за отрицание ими Троицы, поэтому он призывал изгнать их и разрушить их синагоги, что вызвало впоследствии симпатии Гитлера и его сторонников. Неслучайно так называемую Хрустальную ночь нацисты обозначили как празднование дня рождения Лютера.

Лютер и музыка

Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно).

Лютер - автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия… для 4 голосов»[* 1], выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus[* 2]. Кто неспособен оценить божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья»[* 3]. Помимо того, Лютер написал предисловие (на немецком) в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496-1570) «Lob und Preis der löblichen Kunst Musica» (Wittenberg, 1538), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, вышедшим в 1524, 1528, 1542 и 1545 годах, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновлённого культа.

В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом:

Ещё я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор [клириков]. - Formula missae

Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии - как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал:

Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений <…> и напечатали некоторые из них в этой книжице, <…> но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь.

Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера, вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг, 1524)[* 4]. В предисловии к нему (см. приведённое факсимиле)[* 5] Лютер писал:

То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. <…> Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. <…> Они положены на четыре голоса[* 6] потому только, что я очень хотел, чтобы молодежь (которой так или иначе придется обучаться музыке и другим подлинным искусствам) обрела нечто, с помощью чего она могла бы отставить прочь любовные серенады и похотливые песенки (bul lieder und fleyschliche gesenge) и вместо них научиться чему-то полезному, и притом чтобы благо сочеталось со столь желанной для молодых приятностью.

Хоралы, которые традиция приписывает Лютеру, вошли и в другие первые сборники (одноголосных) церковных песен протестантов, которые были напечатаны в том же 1524 году в Нюрнберге и в Эрфурте[* 7].

Известнейшие хоралы, сочинённые самим Лютером - «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь наш - оплот», сочинён между 1527 и 1529) и «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»; в 1535 сочинил стихи, подложив их под шпильманскую мелодию «Ich komm’ aus fremden Landen her»; в 1539 сочинил к стихам собственную мелодию). Всего Лютеру ныне приписывают сочинение около 30 хоралов. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом (использовал преимущественно силлабику) - в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил.

Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера,- «Формула мессы» («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1525-1526). В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях. В крупных городах, располагавших латинскими школами и университетами, макароническая протестантская месса была нормой.

Лютер не возражал против использования в церкви музыкальных инструментов, в особенности органа.

Лютер в искусстве

  • «Лютер» (Luther, США-Канада, 1973)
  • «Мартин Лютер» (Martin Luther, Германия, 1983)
  • «Лютер» (Luther; в российском прокате «Страсти по Лютеру», ФРГ, 2003). В роли Мартина Лютера - Джозеф Файнс

В скетче британской комик-труппы «Монти Пайтон» персонаж по имени Мартин Лютер был главным тренером футбольной сборной Германии, игроками которой были представлены другие известные немецкие философы.

Биография Мартина Лютера послужила сюжетом для концептуального альбома музыканта Нила Морза «Sola Scriptura», работающего в стиле прогрессивного рока.

Сочинения

  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520), 6 сентября.
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • О рабстве воли (1525)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке (перевод на немецкий язык) (1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

Издания сочинений Лютера

  • Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. 65 Bde. Weimar: Bohlau, 1883-1993 (лучшее издание трудов Лютера, считается нормативным для исследователей наследия Лютера).
  • Luther’s Work. American Edition. 55 vls. St. Louis, 1955-1986 (перевод трудов Лютера на англ. язык; издание не окончено).
  • Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526. - Харьков, 1994.
  • Лютер М. Перевод Библии. 1534. переиздана 1935
  • Лютер М. Избранные произведения. - СПб., 1997.
  • Лютер М. 95 тезисов. - СПб.: Роза мира, 2002.
  • Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог / Ольга Курило. - РОУ. - 238 с. - 3000 экз. - ISBN 5-204-00098-4

Видео

Лютер - Luther (2003)

Мартин Лютер (1529 год)

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557

Предисловие Мартина Лютера к первому сборнику протестантских хоралов, так называемому «Виттенбергскому песеннику» (1524)

Автограф знаменитой церковной песни Мартина Лютера «Ein" feste Burg»

Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526

Почтовая марка ГДР

Формы имени Мартин

Краткая форма имени Мартин (Мартын). Мартиня, Мартя, Мартиша, Мартюня, Мартюха, Мартюша, Маря, Мартынка, Мартышка, Мар, Тин, Мартининью. Синонимы имени Мартин (Мартын). Мартын, Мартимьян, Мартемьян, Мартьян, Мартен, Мартину, Мартон, Марцин, Марчин, Мартти, Мартинус, Марти.

Имя Мартин на разных языках

Рассмотрим написание и звучание имени на китайском, японском и других языках: Китайский (как написать иероглифами): 馬丁 (Mǎdīng). Японский: マーティン (Mātin). Корейский: 흰 털발 제비 (huin teolbal jebi). Хинди: मार्टिन (Mārṭina). Украинский: Олександр. Мартін: χελιδόνι (chelidóni). Английский: Martin (Martin).

Происхождение имени Мартин

Имя Мартин произошло от римского когномена (личного или родового прозвища) Martinus, которое означает «принадлежащий Марсу», «посвященный Марсу», римскому языческрму богу войны. Ударение в имени Мартин бывает как на первый, так и на второй слоги.

У имени Мартин есть несколько родственных имен. К ним относятся , Марсель, Маркиан, Маркий (Марсий), Марциал. Эти имена также образованны от имени древнеримского бога Марса. А вот имя () имеет совсем иную этимологию.

Характер Мартина

Мартину не хватает уверенности в себе. Поэтому он может неожиданно сникнуть, замкнуться, отказаться от замысла, который мог бы успешно воплотить. Ему бы поменьше эмоций, побольше здравого смысла и твердости – и тогда его способности дали бы реальные плоды. Ведь у него аналитический ум, Мартин точен и аккуратен до педантичности, независим в суждениях.

Нумерология имени Мартин

Обладатели числа имени 6 отличаются спокойствием и здравомыслием. «Шестерки» ценят стабильность, обычаи и традиции. Для них честность и хорошее имя дороже сиюминутных выгод. Они никогда не прибегают к радикальным методам решения проблем, предпочитая либеральный путь. «Шестерки» не отличаются лидерскими качествами, однако являются способными и старательными работниками. Встречаются высокомерные и самодовольные «шестерки», однако для большинства из них главный ориентир в жизни это семья и небольшой круг верных и преданных друзей.

Знаки

Планета : Марс.
Стихия : Огонь, тепло-сухо.
Зодиак : , .
Цвет : Огненно-красный, кровавый, железистый.
День : Вторник.
Металл : Железо.
Минерал : Магнетит, яшма, аметист, лопарская кровь.
Растения : Чеснок, лук, табак, редька, горчица, крапива, спаржа, вереск, боб, перец жгучий.
Звери : Волк, петух, ворон, гриф, конь, собака.

Имя Мартин как фраза

М Мыслите
А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)
Р Рцы (Реки, Говори, Изречения)
Т Твердо
И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с")
Н Наш (Наше, Ваше)

Интерпретация значения букв имени Мартин

М - заботливая личность, готовность помочь, возможна застенчивость. Одновременно предупреждение владельцу, что он часть природы и не должен поддаваться искушению "тянуть одеяло на себя". Хищнически относясь к природе, владелец этой буквы вредит себе самому.
А - символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта.
Р - способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
Т - интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста - напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, - действовать, используя каждую минуту эффективно.
И - тонкая духовность, чувствительность, доброта, миролюбие. Внешне человек показывает практичность как ширму для сокрытия романтической мягкой натуры.
Н - знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критический ум, интерес к здоровью. Усердный работник, но не переносит "мартышкиного труда".

Сексуальность имени Мартин

Секс доставляет Мартину радость, но при внебрачных связях он стремится избежать моральной ответственности. Его брак будет счастливым только в том случае, если он женится добровольно, без принуждения. Если же жениться его вынудили обстоятельства, то Мартин будет искать приключений на стороне, может и вовсе разорвать брак, если встретит более подходящую (по его мнению) кандидатуру.

Характеристика имени Мартин по мнению П.Руже

1. Личность . Неспокойные мужчины.

2. Характер . 88%.

3. Излучение . 83%.

4. Вибрация . 85 000 колеб./с.

5. Цвет . Желтый.

6. Основные черты . Интеллект - нравственность - сексуальность - интуиция.

7. Тотемное растение . Лук-порей.

8. Тотемное животное . Антилопа.

10. Тип . Их тотемом является антилопа - всегда испуганная, всегда настороже, всегда готовая убежать. Эти черты свойственны и характеру Мартина.

11. Психика . Интроверты, склонные замыкаться в себе. Излишне любопытны, что ставит их порой в трудное положение. Им не хватает уверенности в себе, и если в детстве не обращать внимания на эту черту характера, то такие мальчики могут вырасти трусами.

12. Воля . Умеренная. Несоответствие между активностью и слабой волей делает их несколько неуравновешенными.

13. Возбудимость . Чрезмерная для мужчины. Необходимо вовремя убедить их, что мужчинам не пристало руководствоваться одними эмоциями, следует прислушиваться и к разуму.

14. Скорость реакции . Не соответствует возбудимости, что является причиной душевного дискомфорта. Стремясь к успеху, излишне чувствительны к поражениям.

15. Поле деятельности . Поскольку они больше следуют эмоциям, им скорее подходят интеллектуальные профессии, чем связанные с физическим трудом. Мартин может стать адвокатом, журналистом, педагогом, селекционером. 16. Интуиция. Живая и оказываетим огромную услугу.

17. Интеллект . У этих мужчин строго аналитический склад ума. Это педанты. Излишняя возбудимость иногда мешает им четко выражать свои мысли.

18. Восприимчивость . Часто становятся рабами своих чувств, очень независимы, не любят нравоучений.

19. Нравственность . Теряются, попадая в двусмысленные ситуации. Ни во что не верят, пока точно не поймут, чего от них ожидают и что им предлагают.

20. Здоровье . Отличное, но следует избегать умственного перенапряжения. Им необходимы продолжительный сон, спокойный образ жизни и диета. Подвержены вирусным заболеваниям, их чувствительным местом является нервная система.

21. Сексуальность . Стремятся к радостям жизни, но пытаются избегать моральной ответственности и зависимости от партнеров.

22. Активность . Образно говоря, они «гонятся за собственным хвостом».

23. Общительность . Очень коммуникабельны, но ненадежны: то с радостью принимают гостей, то мечтают о необитаемом острове. Мартин любит семейную жизнь, при условии, что их не принуждают к тому. Удачливы, но, к сожалению, не могут этим пользоваться.

24. Заключение . Нельзя домешать «антилопе» убежать, но можно научить ее держать в руках ситуацию.

Характеристика имени Мартин по временам года

«Зимние» - со сложным характером, любят спорить по мелочам и доказывать свою правоту. Много читают. Часто неуживчивы, и поэтому, несмотря на явные способности, мало преуспевают в жизни. Бывают дважды в браке/и только во втором им удается создать семью. У них золотые руки, они хозяйственны, прекрасно водят машину и сами ремонтируют ее. Из них получаются хорошие предприниматели. Успешно осваивают они и профессии следователя, водителя, врача, кинооператора, столяра. Есть среди них и священнослужители.

«Летние» - скромны, нерешительны, порой им не удается реализовать свой талант. Очень общительны и гостеприимны, любят поговорить по телефону. Наделены поэтическим даром, рисуют.

«Осенний» Мартын - расчетлив, в семье - лидер. Предпочитает жить вместе с родителями. Делают прекрасную карьеру.

Положительные черты имени

Энергичность, напористость, независимость. Волевые качества Мартина, целеустремленность, умение увлечь и заинтересовать людей как бы сами собой обеспечивают ему место лидера.

Отрицательные черты имени

Ущемленное самолюбие, своенравие, взбалмошность, эгоцентризм. Для самоутверждения Мартин способен на драку. В этом случае его самолюбие получает удовлетворение и придает ему уверенность в своих силах. Бывает, что Мартин, вместо того чтобы найти какой-либо оптимальный путь для решения недоразумения, начинает горячиться и не задумывается о последствиях до тех самых пор, пока не наломает дров.

Выбор профессии по имени

Мартин - прирожденный предприниматель, первопроходец, целеустремленный и увлеченный своим делом человек. Он не боится браться за сложные дела, руководить большой общественной организацией. В деле Мартин полагается только на себя, недоверчив к партнерам, к коллегам чересчур придирчив.

Влияние имени на бизнес

Мартин стремится быть в центре внимания, выглядеть респектабельным, ему приходится постоянно искать средства для поддержания статуса состоятельного человека.

Влияние имени на здоровье

В глубине души Мартин раним, впечатлителен, подвержен стрессам, неврологическим заболеваниям.

Психология имени

К сожалению, в близком кругу Мартин часто склонен указывать людям на их недостатки, забывая о том, что он мог и ошибиться в своем восприятии. В общении с ним нужно проявить такт и благожелательность.

Характеристика имени Мартин по мнению Б.Хигира

В переводе с латинского - "подобный Марсу". Русский синоним Мартын. Мальчики с таким именем еще в детстве удивляют одним качеством: они очень обязательны и все, что начинают, доводят до конца, хотя многие из них замкнуты, нерешительны и робки. По натуре они домоседы, вечно что-то хлопочут по хозяйству. Любят рыбную ловлю, занимаются спортом. Друзей подбирают с разбором. Скромны, прагматичны и рассудительны. Берутся за любое дело. Зимние Мартины - со сложным характером, любят спорить по мелочам и доказывать свою правоту. Много читают. Часто неуживчивы и поэтому, несмотря на явные способности, мало преуспевают в жизни. Бывают дважды в браке, и только во втором им удается создать семью. У них золотые руки, они хозяйственны, .прекрасно водят машину и сами ремонтируют ее. Из них получаются хорошие предприниматели. Успешно осваивают они и профессии следователя, водителя, врача, кинооператора, столяра. Есть среди них и священнослужители. Летние - скромны, нерешительны, порой им не удается реализовать свой талант. Очень общительны и гостеприимны, любят поговорить по телефону. Наделены поэтическим даром, рисуют. Осенние - расчетливы, в семье - лидеры. Предпочитают жить вместе с родителями. Делают прекрасную карьеру.

Известные люди с именем Мартин (Мартын)

Мартин Пьер Бродёр ((род.1972) знаменитый канадский хоккейный вратарь. Трёхкратный обладатель Кубка Стэнли в составе «Нью-Джерси Девилз», двукратный олимпийский чемпион в составе сборной Канады.)
Мартин Каррильо ((ум.1626) испанский учёный)
Мартин Кох (известный австрийский прыгун с трамплина, олимпийский чемпион 2006 года, чемпион мира по лыжным видам спорта 2009 года, а также чемпион мира по полетам на лыжах 2008 года в командных соревнованиях)
Мартин Купер ((род.1928) американский инженер, известен как человек, совершивший первый звонок по сотовому телефону)
Мартин Красицкий (польский литератор)
Мартин Нейгебауэр (воспитатель сына Петра I - царевича Алексея, памфлетист)
Мартин Мысливечек ((род.1950) чешский академический гитарист)
Мартин Далин ((род.1968) бывший шведский футболист)
Мартин Дамм (чешский профессиональный теннисист, победитель Открытого чемпионата США 2006 года в мужском парном разряде)
Мартин Васкес ((род.1969) уругвайский футбольный арбитр)
Мартин Вучич (популярный македонский поп-исполнитель)
Мартин Вулф CBE ((род.1946) британский журналист, соредактор и экономический обозреватель британской газеты «The Financial Times»)
Мартин Адан, собственно Рамон Рафаэль де ла Фуэнте Бенавидес ((1908 - 1985) перуанский поэт и прозаик, крупнейшая, наряду с Сесаром Вальехо, фигура в перуанской поэзии)
Мартин Абентунг (австрийский саночник, выступающий за сборную Австрии с 1999 года. Является обладателем серебряной медали чемпионата мира 2008 года в Оберхофе, спортсмену удалось занять второе место в состязаниях смешанных команд.)
Мартин Шкоула (чешский хоккеист, защитник)
Мартин Смиглецкий (Смигельский) ((1562/1963/1572 - 1618) польский богослов и философ, известный в своё время полемист Великого княжества Литовского, преподаватель в иезуитских коллегиях и один из самых выдающихся профессоров Виленской иезуитской академии)
Мартин Ружичка (чешский хоккеист, нападающий)
Мартин Реттль (австрийский скелетонист, выступавший за сборную Австрии с 1989 года по 2006-й. Участвовал в двух зимних Олимпиадах, получив серебряную медаль в программе мужского скелетона Солт-Лейк-Сити.)
Мартин Фримен (английский актёр, получил широкую известность благодаря участию в фильме «Автостопом по галактике», а также за роль доктора Ватсона в сериале «Шерлок»)
Мартин Лопес-Вега (испанский поэт и прозаик, пишет на испанском и астурийском языках)
Мартин Кларк (английский бывший профессиональный игрок в снукер, теперь организатор турнира Гран-при)
Мартин Тёрнберг (шведский хоккеист, нападающий)
Мартин Рих ((1905 - 2000) американский дирижёр, пианист и музыкальный педагог германского происхождения)
Мартин Рехштайнер (лихтенштейнский футболист, защитник)
Мартин Унрайн ((1901 - 1972) немецкий офицер, участник Первой и Второй мировых войн, генерал-лейтенант, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями)
Мартин Чех ((1976 - 2007) чешский хоккеист, защитник)
Мартин Цибак (профессиональный словацкий хоккеист, нападающий)
Мартин Якубко (словацкий футболист)
Торрихос Эспино, Мартин Эрасто Торрихос Эспино (президент Панамы с 2004 до 2009 года)
Мартин Якш (чешский лыжник, призёр Олимпийских игр, победитель этапа Кубка мира; специалист как в стайерских дистанциях, так и в спринте)
Мартин Штанке ((1888 - ?) немецкий гребец, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908)
Мартин Турновский ((род.1928) чешский дирижёр)
Мартин Перец ((род.1938) американский публицист)
Мартин Петраш (словацкий футболист)
Мартин Родбелл ((1925 - 1998) американский биохимик и молекулярный эндокринилог. В 1994 году вместе с Альфредом Гилманом получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1994 года «За открытие G-белков и роли этих белков в сигнальной трансдукции в клетке».)
Мартин Опиц ((1597 - 1639) немецкий поэт, основное направление классицизм, создатель первой поэтики на немецком языке)
Мартин Хью Майкл О’Нил, OBE (известный североирландский футболист и футбольный тренер)
Мартин Томчик (немецкий автогонщик)
Мартин Калиновский ((ок.1605 - 1652) черниговский воевода и польный гетман коронный)
Мартын Лацис (также Мартин или Мартиньш) ((1888 – 1938) настоящее имя - Ян Судрабс; видный деятель ЧК-ОГПУ. Расстрелян 20 марта 1938. Реабилитирован 2 июня 1956.)
Мартын Ананьев ((1900 - 1982) участник Гражданской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза (1944), старший лейтенант запаса)
Мартын Кучевский ((1817 - 1888) русский генерал, участник Крымской войны)
Мартын Мержанов ((1900 - 1974) советский спортивный журналист, играл вратарём в команде «Унион» (Краснодар))
Мартын Квятковский, иначе называемый Плахта ((ум.1585) польский писатель, переводчик, историк и географ, жил в царствование Стефана Батория)
Мартын Фондезин (фон Дезин) ((1738 - 1821) российский адмирал)
Мартын Краснопеев (крупный предприниматель Южного Зауралья конца XIX - начала XX века, купец 1-й гильдии)
Мартын Лядов ((1872 – 1947) настоящая фамилия - Мандельштам; партийные псевдонимы - Русалка, Мартын, Григорий, Семенович, Саратовец, Лидин; советский партийный деятель, революционер)
Мартын Шпанберг ((ум.1761) русский мореплаватель, по происхождению датчанин)
Мартын Кравцив ((род.1990) украинский шахматист, гроссмейстер (2009), чемпион I Всемирных интеллектуальных Игр 2008 года (блиц))
Мартын (Мартин) Гартинг ((1785 - 1824) российский генерал, участник Отечественной войны 1812 года)
Мартын Пушкарь ((ум.1658) полтавский полковник (1648 - 1658))
Мартон Чокаш (новозеландский актёр; известен по ролям в фильмах «Зена», «Три Икса», «Властелин колец: Братство кольца» и «Властелин колец: Возвращение короля», «Превосходство Борна», «Царство небесное» и «Эон Флакс».)
Мартинус Нейхоф ((1894 – 1953) нидерландский писатель, сын известного издателя и книготорговца)
Мартинус Томсен, чаще всего просто Мартинус ((1890 - 1981) датский мыслитель, который в возрасте 31 года испытал сильное ментальное переживание в форме откровения, во время которого - по его собственным словам - он сохранял контроль над своим сознанием. Это переживание повлекло перманентное изменение сознания
Мартинуса, усилив его эмоциональные, интеллектуальные и интуитивные способности.)
Мартен ван дер Вейден (нидерландский пловец, олимпийский чемпион 2008 года в заплыве на 10 км в открытой воде. Чемпион мира 2008 года, серебряный призёр чемпионата Европы 2006 года. Лучший спортсмен Голландии 2008 года.)
Мартен Стекеленбург (нидерландский футбольный вратарь)
Марцин Здуник (польский виолончелист)
Марцин Кокошка (польский футболист)
Марцин Войцеховский (польский журналист, режиссёр молодого поколения, автор неигрового кино, создатель картин «За Неман» (1999) и «Ожидая Миньян» (2000), посвящённых судьбе белорусских поляков и польских евреев. Кроме того журналист и публицист польского ежедневника «Gazeta Wyborcza».)
Марцин Залеский ((1796 - 1877) польский художник)