Питание в самолетах аэрофлота. Вкусная еда в самолете — что такое спецпитание и как его получить. Питание в Аэрофлоте с учетом религиозных убеждений

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у бортпроводника на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Самолёт — огромная машина, которая с комфортом мчит нас из одной точки планеты в другую. Вне зависимости от того, на какое время ты поднимаешься на борт самолёта, на час или на половину суток, тебе всегда предложат еду и напитки.

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у Григорьевой Анастасии, работавшей бортпроводником на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Григорьева Анастасия
Бортпроводник на рейсах "Аэрофлота" и "Трансаэро"

Как еда попадает на борт самолёта?

В каждом аэропорту есть собственный цех питания, который работает без остановки и днем, и ночью. Чаще всего он один на аэропорт, но бывают исключения. У «Аэрофлота» в Шереметьево — свой цех, например. Питание готовится примерно за два-три часа до вылета каждого самолёта по количеству пассажиров, купивших билеты. В случае, если пассажиров по каким-то причинам оказывается больше, питание досылается с рейса, вылетающего позже. Организация процесса питания — это отлаженный механизм, огромный конвейер продуктов и рабочих рук. В итоге, на борт самолёта придёт ровно столько порций, сколько пассажиров летит определённым рейсом.

Если рейс короткий (менее трёх часов полёта в одну сторону), то сразу же грузят питание на обратную дорогу, которое сильно замораживают, чтобы оно не испортилось.

Доставляют питание к самолёту на специальных машинах примерно за полчаса до посадки пассажиров. Крайне редко случаются сбои и питание могут грузить во время посадки. Иногда досыл может происходить и за пять минут до взлёта, но пока вся еда не будет на борту, двери самолёта не закроют. Так что часто задержки рейсов бывают из-за того, что кто-то в последний момент купил билет, и ему довозят питание.

На борту самолёта что-то готовят?

На бортовой кухне всю еду просто разогревают. Готовая порционная пища поставляется сразу в тележках и на решётках, которые вставляются в специальные печки. В зависимости от типа самолёта и расположения кухонных стоек, количество печек на борту может быть от четырёх до шестнадцати.

На каждый рейс загружаются чай в пакетиках и кофе (зависит от компании — растворимый или в специальных пакетах, которые вставляются в кофемашины). На борту есть кипятильники, которые используются для заваривания напитков.

Меню — на каждом рейсе разное?

Одно меню устанавливается у авиакомпании на срок в три-четыре месяца, после этого меняется, но незначительно. К примеру, три месяца в меню на выбор курица с рисом или рыба с картошкой на прямой пролёт, говядина с макаронами или рыба с рисом — на обратный, а в следующие месяцы меняются способ приготовления, гарниры, вид мяса и рыбы.

В разных странах, как и городах, меню отличается по видам продуктов, которые в данной стране наиболее доступны. К примеру, в городах с доступом к морю будет более вкусная рыба, в Испании к холодному питанию приложат хамон.

Чем отличается еда в бизнес- и эконом-классах?

В бизнес-классе больше порции и более разнообразное меню, сами этапы обслуживания более трудоёмкие и максимально приближены к ресторанному. Пассажирам предлагается бумажное меню из трёх блюд с возможностью выбора. В «Аэрофлоте» на длительных перелётах (от шести часов) предлагают ещё супы. Все блюда подают отдельно и застилают столик салфеткой типа скатерти.

Еда для бизнес- и эконом-классов готовится на одной кухне при аэропорту, но, к примеру, в «Аэрофлоте» всё меню бизнес-класса готовится по стандартам московского ресторана «Пушкин».

Кормить пассажиров обоих классов начинают одновременно, делают это разные люди. В бизнесе работают старший бортпроводник и бортпроводник, специально обученный работе с бизнес-классом.

Интересно, но те, кто заплатил за бизнес-класс изначально, а не по апгреду на борту (повышение в классе обслуживания), гораздо более лояльные адекватные пассажиры. Чаще отказываются от еды и не истерят, когда чего-то не хватило.

Что такое «особый тип питания» в билете?

Особый тип питания не сильно отличается от обычного (причем даже в «бизнесе»). Оно не лучше и не вкуснее, оно просто более подходящее для особых категорий пассажиров. Оно заказывается при бронировании билетов, но не позднее, чем за сутки до вылета, поскольку в цехе питания должны знать, что таким-то рейсом точно полетит пассажир с таким-то питанием.

Чаще всего у бортпроводников есть специальный лист с ФИО и номером кресла такого пассажира. Если такого листа нет, то старший объявит по громкой связи, чтобы такие пассажиры обратились к бортпроводникам. Также об этом стоит предупредить, если пассажир пересел. Сверяют по ФИО и номеру кресла, причем ФИО называет пассажир, а не бортпроводник.

Еще почти всегда на борту есть гречка, фрукты и овощи для тех, кто не заказал специальное питание, но, допустим, является вегетарианцем. Гречка — уже в готовом виде, фрукты и овощи — свежие.

Каких пассажиров накормят в первую очередь?

Кормить начинают с носа, но есть определённый порядок в каждой компании для каждого типа самолёта и для времени полёта, как кормить пассажиров. На маленьких судах, чаще всего, идут только с носа. На более крупных — с носа, середины и хвоста. И всегда стараются оставить несколько порций на выбор для особо недовольных.

Сколько порций напитков и еды я могу попросить?

Напитки можно просить в неограниченном количестве, но стоит помнить о том, что они грузятся сразу на два пролёта. Это значит, что та бригада, которая полетит обратным рейсом, может остаться без напитков вообще. Кроме того, какой-то вид напитка может закончиться в полёте (чаще всего обратный пролет). Напитки, как правило, следующие: апельсиновый, яблочный, томатный соки, вода газированная и негазированная, кола, спрайт, чай, кофе. Можно попросить хоть все напитки, какие есть в тележке, но стоит помнить, что мы не одни, а самолёт не ресторан «all inclusive». Алкоголь в российских авиакомпаниях сейчас запрещен, а вообще положена одна порция на человека, если не считать тот алкоголь, который идёт на продажу.

Что касается питания, то на одного пассажира рассчитана одна порция питания на каждый рацион обслуживания. В исключительных случаях, если кто-то из пассажиров отказался от еды, его порцию могут отдать страждущему.

Кстати, посуда в экономе не одноразовая. По прилёту экипаж сдает её борт-питанию, за каждую недостачу вычитают из заработной платы того, кто отвечал за питание на рейсе.

Если я проспал обед, меня накормят?

Если пассажир проспал обед, он сам должен сообщить бортпроводнику, что проснулся и хочет покушать. Поскольку таких может быть много, и за всеми бортпроводники не могут уследить. При этом пассажир должен осознавать, что в этом случае выбора питания может уже не остаться, поскольку порции на выбор грузят 50 на 50. То есть, если летит сто человек, то половина порций будут с мясом, половина — с рыбой.

Чем питается экипаж самолёта?

Экипаж самолёта кушает то же самое, что и бизнес-класс. Исключение — командир корабля, для него пищу готовят отдельно. Пилоты вообще должны есть разную еду, поскольку если у одного из них случится недомогание из-за принятой пищи, то второй должен быть в состоянии заменить его. Пилоты едят в любое время, когда самолёт находится в режиме автопилота, но строго по очереди. Бортпроводники прерываются на перекус, чаще всего, после обслуживания пассажиров, тоже по очереди, но, по факту, — когда придётся. Иногда удаётся поесть только на посадке, а иногда вообще не удаётся.

Некоторые пилоты и бортпроводники носят с собой еду — самолётная быстро приедается, некоторые едят только овощи или фрукты.

Что лучше всего есть на борту самолёта?

Мой совет — по возможности отказываться от еды на коротких рейсах и как можно меньше есть на длительных, а из жидкости пить только простую воду. Необходимо учитывать, что полёт - это все-таки стресс для организма. Из-за давления обмен веществ ухудшается, из-за чего пища может плохо усваиваться и вызывать дискомфорт. Именно поэтому порции еды в самолётах такие маленькие, а вовсе не потому, что компания решила сэкономить на пассажирах.

Отрицательный ответ на вопрос «Кормят ли на борту в самолете Победа?» уже никого не удивляет, хотя многие пассажиры проявляют недовольство в связи с этим. Дело в том, что специфика работы авиакомпаний лоукостеров направлена на снижение цен авиабилетов за счет отсутствия множества стандартных для других авиалиний услуг. В том числе и отсутствия питания на борту.

К сожалению, сервис платного питания на рейсах Победы также еще не реализован, хотя компания обещает в ближайшем будущем рассмотреть этот вопрос в положительную сторону. На борту самолета Победа не кормят. Напитков, кстати, тоже не предлагают. Максимум можно попросить чистую питьевую воду, в этом бортпроводники вам не откажут.

Однако отсутствие питания на борту для многих пассажиров не является минусом. Скорее даже наоборот. Во время перелета продолжительностью в 2 – 3 часа можно и потерпеть, если подкрепиться заранее. А лишняя возня с тележками, суета, забивание проходов к туалету во время кормления иногда раздражают, нарушают покой и доставляют некоторый дискомфорт. Да и качество питания при перелетах на короткие расстояния, чаще всего не радует, поэтому многие пассажиры сходятся во мнении, что лучше уж лететь вообще без питания.

ВАЖНО: учитывайте время, которое потребуется, чтобы добраться до аэропорта, пройти регистрацию и так далее. Вместе со временем перелета это может занять достаточно много часов. Поэтому рекомендуется хорошо поесть дома, взять с собой перекус, и при возможности подкрепиться в аэропорту перед вылетом.

Можно ли брать еду на борт

Поскольку на борту самолета Победа не кормят, по правилам авиакомпании разрешается брать с собой еду на борт. Однако здесь есть свои нюансы и тонкости.

На рейсах Победы иногда пассажиры в отзывах жалуются на «доносящиеся» от соседей запах колбасы, пирожков и так далее. Поэтому, старайтесь брать на борт еду без лишних крепких и стойких запахов.

Таким образом, в авиакомпании Победа на борту самолета не предусмотрено бесплатное или платное питание. Из предлагаемых напитков – только вода. Поэтому, перед вылетом позаботьтесь о своем питании: можно поесть заранее дома или в аэропорту, взять перекус с собой на борт или купить еду непосредственно перед выходом на посадку в специально отведенном для этого месте.

Самолетный обед зависит от сезона, длительности полета, класса обслуживания, бюджета авиакомпании, правил здорового питания, национальных особенностей, время вылета, конкретных вкусов и возраста пассажира.

Бортовое питание может быть стандартным, диетическим, вегетарианским, религиозным, детским и т.д.

На кротких перелетах менее 3-х часов пассажира кормят холодными закусками, сендвичами, бутербродами, пирожными с горячими или холодными напитками;

На рейсах длительностью более 3-х часов предложат горячий обед из трех блюд, алкоголь;

При перелетах более 6 часов пассажирам дважды предложат горячее питание, легкий перекус, вино, ликер и пиво.

На регулярных рейсах питание плотное, вкусное и бесплатное.

Достойные яства для рентабельных авиалиний - на борту самолета, пассажир почувствует себя желанным гостем

На чартерных рейсах и на рейсах бюджетных авиакомпаний более скромное, а иногда только платное.

Чем выше класс обслуживания, тем более эксклюзивные и изысканные блюда предлагают пассажирам во время полета на фарфоровой посуде с металлическими столовыми приборами (стоимость билета в бизнес классе как минимум в три раза дороже, чем в эконом).

Пассажирам первого класса на рейсахMalaysia Airlines предлагают меню из 25 блюд, приготовленных прямо на борту во время полета,

Полноценная кухня на борту самолёта - большая редкость

а уAustrian Airlines готовят кофе по любому из 11 способов приготовления этого божественного напитка.

Во всех вариантах зимой и осенью обед содержит больше мясных блюд, он более калорийный;

а весной и летом преобладают овощи и фрукты, рыба.

Блюда приготовлены из мяса, рыбы, морепродуктов, курицы, овощей, фруктов, круп и хлебобулочных изделий, шоколада.

Из напитков пассажирам предлагают соки, воду, чай, кофе, фруктовые напитки, вино или пиво.

Вы можете заказать все, чего душа желает, причём платить за стандартные напитки не доводится - если вы пассажир бизнес-класса

При приготовлении блюд стандартного питания запрещено использовать мясной фарш, грибы, крем для пирожных, вареные колбасы, лечебные минеральные воды.

Вкусное и сытное блюдо готовится заранее службой кетеринга, после тепловой обработки мгновенно охлаждается, а во время полета только разогревается в специальных печах.

Только две компании в РФ готовят блюда для своих пассажиров сами - этоАэрофлот (ежедневно на 90 тысяч пассажиров) иЮтейр .

Стандартное меню обновляется два раза в год.

Многие авиакомпании полноценный обед в эконом классе дополняют мини бутылочкой вина или баночкой пива.

Спиртное на борту можно прикупить в баре. Кулинарные изыски гурманы могут заказать за дополнительную плату.

Специальное питание обозначается специальным кодом из 4 букв, и заказать его можно только на маршрутах, где предусмотрено горячее питание во время перелета.

Не все авиакомпании имеют полный ассортимент всех типов питания.
Пассажиры ТРАНСАЭРО, Аэрофлот,Qatar,Luftgansa, S7,Finar, Utair, Alitalia,Air Astana,Чешских авиалиний могут заказатьвегетарианское питание прямо при бронировании билета.

Аэрофлот на регулярных рейсах своим пассажирам кроме стандартного, предлагает еще 14 видов спец питания: постное, индуистско невегетарианское, кошерное, мусульманское, фруктовое, строго вегетарианское, азиатско- вегетарианское, для диабетиков, с низким содержанием соли или холестирина, молочного белка, без содержания клейковины, низкокалорийное, для грудных детей и специальное детское питание.

Любой вид спецпитания заказывается заранее по телефону и более чем за 36 часов до вылета и без дополнительной оплаты, для заказа нужно позвонить, назвать номер билета и рейса.

Трансаэро предлагает более 25 видов специального питания, среди них облегченное, восточное, только из грубой пищи, диабетическое, из морепродуктов, любое из них можно заказать, позвонив в круглосуточный сервисный центр более чем за 24 часа.

Детское питание в самолете предлагают на рейсах почти всех авиакомпаний. В зависимости от дальности перелета оно может включать горячее блюдо или состоять только из легких закусок с напитками.

Всегда детские блюда приготовлены без острых специй из диетического мяса, овощей, фруктов, мюсли, молочных продуктов, часто используется готовое в баночках, выпечка.

Плата за детское питание включена в стоимость билета. Заказывать его нужно не менее чем за 24-48 часов до вылета и вновь подтверждать заказ, если рейс задержался. Детское питание на борту двух типов - младенческое BBML (для детей младше 2-х лет) или детское CHML для всех детей старше 2-х лет. Питание детям на борту самолета выдают в первую очередь и только после взлета.

Кошерное питание в самолете можно заказать на любом рейсе по РФ, международном, межконтинентальном рейсе бесплатно или за отдельную плату.

Кошерную еду для авиакомпаний в Москве готовят в компанииPinhas .

За соблюдением рациона и качеством продуктов следит Департамент кашрута. Компания ежегодно подтверждает свой сертификат кошерности.

Рацион для блюд утвержден главным раввином России. Каждое блюдо имеет знак кошера, а набор питания заверяется штампом главного раввината России. Очень часто кошерное питание пассажиры заказывают чисто из желания получить качественные, тщательно запакованные и полезные продукты. У Аэрофлота и Трансаэра кошерное питание заказывается бесплатно. На рейсах S7 кошерное питание в эконом классе заказывается за дополнительную плату в 500 рублей. На рейсах а/к EI-AI пассажиров кормят только кошерной едой.

Очень даже любопытно, что для экипажа готовят блюда по отдельному меню.
Всем пассажирам приятного и вкусного полета.

Обед в самолете — один из немногих способов занять себя и как-то скоротать время, которое мы проводим в небе. Кстати, для некоторых это еще способ на полчаса забыть о страхе полета. Так что неудивительно, что весь салон очень оживляется, когда стюрдессы выкатывают в проходы тележки с едой. Вот только иногда пассажиров ждет разочарование: даже на трехчасовых рейсах авиакомпании имеют право не кормить пассажиров.

Рассказываем, когда, как и сколько раз должны кормить пассажиров в самолетах.

По правилам

В Отраслевом стандарте гражданской авиации есть большой раздел, посвященный питанию пассажиров. Там подробно расписано, в каких объемах должно быть организовано питание на борту. Есть, правда, оговорка, что если авиакомпания предупреждает пассажиров до заключения сделки, то есть до покупки билета о том, что питания не будет — она имеет право его не организовывать. Поэтому, покупая билет, смотрите внимательно все, что написано на сайте перевозчика. Если вы покупаете реальные, а не электронные билеты, уточняйте у продавца, будет ли обед.

Фото: / Мария Тихменева

Если авиакомпания не предупредила об отсутствии питания, значит, она его предоставляет.

И вот в каких объемах :

Рейс меньше двух часов — еды нет, только прохладительные напитки.

Рейс меньше трех часов — еды нет, только напитки холодные и чай-кофе.

Рейс от 3 до 4 часов — легкий холодный завтрак/ужин. Он должен включать в себя холодную закуску, булочку, джем, десерт, чай или кофе, фрукты или сок, напитки. Закуски в стандарте — это колбаса, сыр, и прочие наполнители для бутербродов. Понимаем так, что в качестве питания выдадут булочку с сыром или колбасой, и так далее.

Рейс от 4 до 6 часов — горячее питание. Включает в себя закуску, горячее блюдо с гарниром, десерт, булочку, фруктовые соки или фрукты, чай или кофе.

Рейс от 6 до 7 часов — горячее питание и прохладительные напитки.

Рейс от 7 до 9 часов — горячее питание и чай.

Свыше 9 часов — горячее питание и легкий завтрак.

Фото: / Мария Тихменева

Это по нормативам. Далее авиакомпании следуют своим собственным правилам. Чаще всего питание у хороших авиакомпаний щедрее, чем предписывает норматив. Например, на двухчасовых рейсах дают сэндвичи или легкие снеки вроде орешков, предлагают горячие напитки. А на рейсах около трех часов могут дать легкий завтрак.

Рейсы до 4-5 часов чаще всего включают в себя горячий обед, а если вы летите больше 6-7 часов, то вас покормят дважды, горячим ужином и завтраком. Горячий завтрак в целом очень похож на ужин, но в качестве горячего блюда выдают омлет, блинчики, горячий пудинг.

Выбор блюд

Тут тоже все зависит от авиакомпании. И от того, где закупается питание: в домашнем аэропорту или за границей. Во втором случае питание будет, скорее всего, более скудным, чем в первом. Ведь дома есть свои поставщики и проверенные каналы, которые дают скидки. А за границей или в другом городе таких проверенных поставщиков может и не быть. Да и цены могут быть другими.

В большинстве азиатских компаний как минимум один вариант обеда будет вегетарианским. Да и со свининой на борту восточные компании будут более чем осторожны, скорее всего, ее не будет. Если вы летите вьетнамской, индийской, тайской и другими азиатскими компаниями, то велика вероятность, что как минимум одно блюдо из предложенных на выбор будет адски острым. Мусульманские авиакомпании в этом вопросе лояльнее к своим пассажирам.

Фото: / Мария Тихменева

Внимание на билет

В купленных вами билетах есть информация о питании. Если вы не уточнили при покупке, как вас будут кормить, все равно можно подготовиться. Если отмечено, что питание предполагается, то на сайте авиакомпании можно уточнить в общих чертах, каким оно будет.

Отметки в билетах (обычных и электронных) могут быть разными. Например, в электронном билете может быть просто написано Meal CONFIRMED (питание подтверждено, то есть будет по утвержденному стандарту авиакомпании). Еще в графе Meal могут стоять буквы или рисунки: В или чашка — завтрак; L, D или скрещенные вилка и нож — горячий обед или ужин; S или булочка, или нож с вилкой — холодные закуски; Х — многоразовое питание.

Спецпитание

У многих компаний можно заказать особенное питание. Если вы вегетарианец, у вас сахарный диабет, вы соблюдаете кашрут или у вас аллергия на какой-то продукт, то вы можете за 36 часов до вылета (но на всякий случай эту информацию нужно утонять на сайте авиакомпании) заказать себе спецпитание. В некоторых компаниях эта услуга бесплатная, где-то придется доплатить.

Спецпитание часто выбирают и те, кто не соблюдает никаких диет и не имеет проблем со здоровьем. Например, кошерный или халяльный обед лучше и богаче, чем еда остальных пассажиров, да и раздают спецпитание в первую очередь.

Фото: / Мария Тихменева

Обязательно берите с собой бутылочку воды на длинные перелеты. Компания обязана предоставлять напитки каждый час полета, бесплатно. Но при взлете-посадке, а также в зонах турбулентности поить вас никто не будет.

Напитки из дома в самолет вы не пронесете, отберут на досмотрах. А вот еду, например, бутерброд или банан, взять с собой можно.