О теоретических основах и основных принципах гештальт-терапии. Знакомьтесь - гештальт-терапия

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка. Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии. Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление. Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц. Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило. Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии. Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл. Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным. По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля. Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны. Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти. Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции. Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов. На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить. Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности. Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег. Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас. Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»). Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми. Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их. Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них. Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»). Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни. Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения. Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте. Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения. И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?». Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда. Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа. Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром. Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность. Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью. Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других. Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других. И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого. Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.

В гештальт-терапии существуют общие принципы построения психотерапевтического процесса. Они касаются, прежде всего, определенных речевых конструкций. Некоторые из них приводятся ниже.
1. Употребление местоимения «я» вместо «мы», «он», «они».
2. Замена глагола «не могу» на «не хочу», «должен» на «предпочитаю».
3. Выяснение того, что стоит за словом «это».
4. Использование прямого обращения вместо описания кого-то в третьем лице.
5. Замена вопроса «почему» на вопрос «как», что не позволяет уйти в рассуждения, а обращает к чувствам.
6. Замена вопроса на утверждение.

Такие конструкции основаны на базовой идее гешталь-терапии, что язык создает разрыв между мыслями и чувствами, человеком и средой. В языке фиксируется человеческий опыт, но, в то же время он дает возможность передавать интроекты. В процессе взаимодействия с социумом, человек все более отдаляется от своих чувств. Особый интерес для работы представляет вербальная конструкция «должен». Причем то, что «должен» человек, оценивается как хорошее, а то чего он хочет, соответственно, как плохое. Таким образом, люди учатся действовать в соответствии с нормами, оценивать свои переживания на основе стандартов, неких табу, устоявшихся в обществе.

В качестве примера мы приводим одну из техник работы с речью, которая называется «Сила речи». Сядьте лицом к лицу с партнером, и, глядя ему в глаза, обратитесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен…». Теперь вернитесь к исходным заявлениям, начинающимся со слов «Я должен…», заменив на слова «Я решил…», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произносит эти фразы, начиная их словами «Я решил…». Дайте время обменяться впечатлениями.

После этого вместе по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу…». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу…», оставляя вторую часть фразы без изменения. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная словами «Я не хочу…». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способность давать решительный отказ, заменивший собою нерешительность и бессилие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди произнесите по три предложения, начинающихся со слов «Мне нужно…». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу…». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действительно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь…», заменив на «Мне хотелось бы…», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатлениями с партнером.

Выражения типа «Я обязан…», «Я не могу…», «Мне не нужно…» и «Я боюсь…» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как вам хочется. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства, действия.

Другая языковая конструкция, используемая в гештальт-терапии – это нахождение причинно-следственных связей для оправдания самого себя. «Я в детстве жил в глуши, не играл с детьми, поэтому мне трудно вступать в контакт и знакомиться с людьми», – говорит клиент. Он создал для себя некий закон и в каждой ситуации бессознательно стремится ему следовать. Все остальные аспекты ситуации, прежде всего чувства, желания, ощущения, им просто игнорируются.

В гештальт-терапии весьма популярна так называемая челночная техника. В ответ на рассказ клиента психотерапевт произносит: «Вы осознаете это предложение?». Таким образом, клиент переходит от говорения к слушанию, от описания к ощущению, от прошлого опыта к настоящему, от неопределенных чувств к реальной, присущей в настоящем эмоции. Обеспечивая поочередные переводы, психотерапевт направляет внимание на текущие ощущения, создает условия для улучшения контакта с реальностью.

Хождение по кругу («рондо» создает условие для выражения определенного отношения или чувства непосредственно каждому участнику процесса, что зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей глубоко укоренившееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких «раундов» в группе может включать также и невербальные действия (мимика, жесты, локомоции).

«Незаконченное дело» как правило, применяется в самом начале работы с клиентом. Оно предназначено для завершения разного рода ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких незаконченных вопросов, связанных с интерперсональными отношениями с родителями, родственниками, друзьями, коллегами и т. д. По мнению Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области отношений – это невысказанные когда-либо жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внимания и непродуктивно поглощают энергию пациента, поскольку он к ним постоянно возвращается.

В этой игре пациенту предлагается завершить какое-либо дело, которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить его напрямую. Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами: «Я обижен…».

«У меня есть тайна». В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то значимому для них.

«Репетиция». Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к встрече с этими ситуациями. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства и даже деструктивного поведения. Репетиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и пути их эффективного решения.

«Проверка готового мнения». Иногда, в словах улавливается какое-то туманное неопределенное сообщение, некая недоговоренность. Тогда можно воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить его вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если ты согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы».

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою интерпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

«Направление поведения». В ряде ситуаций через инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент, пациенту предлагается выполнить определенные действия. Такие инструкции, конечно же, не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они лишь указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Домашняя работа. Действия пациента и терапевта во время очередных занятий не создают полных условий, необходимых для глубоких терапевтических перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения. Однако они требуют продолжения и развития в условиях повседневной жизни. Поэтому гештальт-терапевт продолжает сотрудничество с пациентом за пределами терапевтического кабинета. Домашняя работа пациента должна быть направлена на решение его проблемы.

Гештальт-терапия (в переводе с нем. «образ», «фигура», «фон») – метод психотерапии, способствующий распространению сознания человека, и достижение на основе этого большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и внешним миром.
У истоков развития гештальт-терапии стоял немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик С. Перлз. Благодаря его научной деятельности и вкладу в развитие нового направления ряда многих ученых, в том числе и его жены Лоры, гештальт-терапия на данный момент обрела значительную популярность в Европе. Очень многие люди, не справившиеся с решением своих личностных проблем, обращались к психоаналитикам, активно применяющим методы гешталь-терапии для оказания им психотерапевтической помощи. Немалое число институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира.

Основы гештальт-терапии

В этой статье для наилучшего понимания, МирСоветов сделает краткий обзор теории гештальт-терапии и приведет некоторые игры, применяемые в ней.
Для начала объясним, что же такое гештальт. Это понятие представляет собой своеобразную организацию частей, составляющую единое целое. Т.е. в своем восприятии мы выбираем то, что является для нас наиболее важным и значимым, например, чувство голода заставляет искать определенную пищу, которой можно быстрее устранить это чувство, остальное на данный момент не имеет никакого значения до поры времени. И как только происходит насыщение, внимание переключается, другими словами, мы в первую очередь обращаем внимание на наиболее значимые фигуры (это может быть образ близкого нам человека, чувство голода, головная боль), а прочие детали остаются незамеченными, уходят в так называемый фон.
Природа человека
В теории гештальт-терапии природа представлена как могучая, самовосполняющаяся сила, которой свойственно столько же физиологических и животных факторов, как социальных и культурных. Здесь мы признаем первичность условий жизни.
Поле «организм-окружающая среда»
Поскольку существование человека-животного включает и его окружающую среду, в теории широко используется понятие «поле», «организм-среда», т.е. его сущностью является его целостность и неразрывность с окружающей средой.
Саморегуляция
Не существует ни одной функции жизнедеятельности живого существа, которая не включала бы в себя контакт с окружающей средой. Теория природы человека-животного содержит принцип саморегуляции, которая только тогда будет хорошей, если поле «организм-окружающая среда» ничем не будет искажено.
Контакт и граница контакта
Контакт – это то, как осуществляется взаимодействие человека с объектом или окружающей его средой, предоставляющей различные пути их наведения. Это также способность отказаться от неподходящих способов для своего удовлетворения. Любой контакт считается именно творческой адаптацией человека к окружающей среде, благодаря ему, он подтверждает сохранение своего уникального бытия.
Доминантность
Для осуществления контакта важно, чтобы осознаваемая нами фигура отделилась от фона. Именно она создает доминантность поля, которая преобладает над остальными, не значимыми для нас объектами. Целью гештальт-терапии является активация нашего умения взаимодействовать с образами, строить их в адекватной связи с фоном.
Острая ситуация и терапевтическая ситуация Исходя из вышеприведенных понятий и оперируя ими, гештальт-терапия анализирует страдания, невроз и все трудности, из-за которых люди обращаются к психотерапевту. И удивительным является то, что симптом является следствием уже упомянутой творческой адаптации человека к окружающей среде. Отсюда становятся понятными те психотехнические приемы, используемые психоаналитиками для подведения человека к осознанию своих проблем и неудач и самостоятельной разработке путей их решения.

Задачи гештальт-терапии

Так, мы выяснили задачу психоаналитика, которая сводится к попыткам поддержать способность человека выделять гештальт-фигуры, отделять их от фона, позволять им разворачиваться и вступать в контакт, строиться и разрушаться. Если я веду машину, образы, которые я воссоздаю, состоят из увиденных пейзажей, если же вижу помеху, эти образы исчезают и заменяются образами непосредственной опасности на пути.
Такое последовательное создание и разрушение гештальт-образов называется циклом контакта, включающим в себя четыре фазы:
  • предконтакт – заключает фон или задний план, которым является наше тело и в нем зарождается чувство или желание, говорящее об определении наличия актуальной потребности в этот момент;
  • контактирование – образ, выделившийся от хаотичного фона, сам отходит на задний план. С этого времени энергия аккумулируется и дает возможность человеку повернуться к окружающей среде для изучения всех имеющихся в ней способов с целью найти удовлетворение своей потребности;
  • финальный контакт – теперь сама среда уходит из поля внимания и возникает новый образ – выбранный объект;
  • постконтакт – уже нет ни фигуры, ни поля, не остается больше ничего актуального и потребность либо удовлетворена, либо сменилась на другую, отличную от предыдущей.
В жизни мы можем не доводить до конца эту последовательность фаз. Например, я хочу позвонить своему другу (фаза предконтакта), иду к телефону, беру его в руку, набираю номер (фаза контакта), но вдруг мои действия прерывает звонок в дверь, и я откладываю трубку телефона. Здесь мы имеем дело с еще одним важным понятием в гештальт-терапии «незавершенность ситуации». В нашем случае, телефонный разговор не состоялся по причине более актуальной потребности открыть дверь пришедшему человеку, здесь выбора не было, и последовательность фаз нарушилась.
В жизни большинство из нас очень часто прерывают эту последовательность в той или иной ситуации. Патогенная ситуация создается, когда я оставляю незавершенную ситуацию, попадаю в положение безвыходности или отсутствия рационального выбора (в данном случае с отложенным телефонным разговором), и не возвращаюсь к этому. Здесь может быть неосознаваемое раздражение, будто бы не все сделал, что планировал.
Когда подобная незавершенная ситуация начинает сильно беспокоить человека, терапевт наводящими вопросами дает ему возможность понять прерывание последовательности, изменить его, чтобы тот вновь смог сделать правильный и безболезненный выбор.

Игры

В гештальт-терапии существует много различных игр, нацеленные на решение проблем. Некоторые из них МирСоветов приведет ниже.
Незаконченное дело
Как уже говорилось, когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (например, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его, чтобы выявить чувство обиды, которое характерно для незаконченного дела.
Проективная игра
Того, кто выражает недоверие своими словами просят сымитировать ненадежного человека, чтобы выявить и доказать скрытую его ненадежность.
Выявление противоположного
Эта игра основана на том, что в своем поведении в большинстве случаев мы проявляем себя полностью противоположно тем чувствам и эмоциям, которые находятся глубоко внутри нас. Например, приятную молодую девушку просят сыграть роль «сварливой и злобной мегеры».
Репетиция
Многие из нас в своем уме прокручивают те или иные высказывания в различных воображаемых ситуациях, и участники игры делятся своими репетиционными мыслями.
Преувеличение
Какое-либо движение тела или жест намеренно акцентируется и утрируется с целью показать его нелепость.
Игры, используемые в брачном консультировании
Партнеры высказывают друг другу свои обиды, а затем, исчерпав их, перечисляют взаимные положительные стороны. Еще их просят открыть те или иные внешние или внутренние качества, которые заметны в другом собеседнике, что помогает связывать факты с действительностью, а не со своими фантазиями.

Есть и другие методики в гештальт-терапии, которые направлены на определенный круг решаемых проблем, среди которых может быть и психотерапевтическое воздействие на людей, страдающих зависимостями от алкоголя, наркомании и др. Важно помнить, что только профессионал имеет право проводить подобные сеансы, поскольку неправильная тактика коррекции может принести серьезные осложнения психике пациента.

Технические процедуры

Основным методом психотерапевтической работы в большинстве терапевтических подходов является проведение индивидуальных или групповых бесед, в которых пациенты рассказывают о своих проблемах, недомоганиях, о прошлых событиях, о себе, о других людях. В гештальт-терапии много внимания и усилий уделяется преобразованию рассказа в действие.

Особенности такой формы работы состоят в следующем. Во-первых, данный прием позволяет расширить диапазон конкретного поведения в терапевтической ситуации за счет привлечения многих элементов, отсутствующих при рассказе. Во-вторых, это приводит к изменению объекта концентрации внимания и способа переживания своей деятельности. Рассказывая о чем-либо, человек сосредоточен на своих проблемах, на прошлых ситуациях и событиях. В гештальт-терапии пациент сосредоточивается на себе как на субъекте, на том, что он делает и как это переживает в конкретной терапевтической ситуации. Это направление концентрации внимания представляется самым важным, поскольку процесс психотерапии направлен на изменение в организации функционирования человека, а вероятным результатом этого изменения будет уже изменение состояния «дел» и «проблем» пациента. Терапевт предлагает и стимулирует такие действия пациента, которые принимают форму активного его экспериментирования с самим собой. Пациент, являясь субъектом экспериментов, имеет возможность открывать существенные элементы организации собственного функционирования, испытывать действия, вносящие изменения в эту сферу, и находить опору в самом себе.

Таким образом, каузальному подходу к пониманию опыта Перлз противопоставляет функциональный подход. Иными словами, важно, не «почему» происходит то или иное действие, а «как» оно происходит.

Технические процедуры, используемые в гештальт-терапии, группируются вокруг двух главных направлений работы. Их называют принципами и играми. Принципы вводятся в начальной фазе терапии, и их не слишком много, число же игр не ограничено. Принципы не представляют собой собрания жестких указаний, которым должен подчиняться пациент. Они указывают предпочтительные направления поведения и условия, которые благоприятствуют расширению осознания и наиболее полному контакту с окружением и самим собой.

Принципы гештальт-терапии

1. Принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальт-терапии. Терапевт часто обращается к пациенту с просьбой определить то, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. Если в процессе работы появляется материал, связанный с какими-либо важными аспектами личности, усилия направляются на максимально возможный перенос этого материала в настоящее. Если пациент рассказывает о каких-то событиях прошлого, то его можно попросить перенести с помощью фантазии действие в настоящее и излагать события так, как если бы они разыгрывались в данный момент. В таких случаях нетрудно заметить, как много людей избегает контакта со своим настоящим и склонно углубляться в воспоминания о прошлом и в фантазии о будущем.

2. Принцип «я и ты» отражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Пациенты (и не только пациенты) свои высказывания, касающиеся других людей, зачастую направляют не по адресу, а «в сторону» или «в воздух», выявляя свои опасения и нежелание говорить прямо и искренне, избегая непосредственного контакта с другими людьми.

Боязливое избегание контакта, поверхностная и искаженная коммуникация с окружающими поддерживают чувство изоляции и одиночества пациента. Поэтому терапевт побуждает участников психотерапевтической группы предпринимать попытки к непосредственному контакту и общению, часто просит адресовать конкретные высказывания к конкретным лицам, которых они касаются, обращаться по имени. В первой фазе работы психотерапевтической группы терапевт организует для участников ситуации, направленные на установление контакта между отдельными лицами посредством серии коротких вербальных и невербальных упражнений в двойках и тройках.

3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности и причастности пациента. Довольно часто люди говорят о собственном теле, чувствах, мыслях и поведении с определенной дистанции, объективизируя их. Например: «Что-то меня давит», «Что-то мешает мне это сделать» и т. п. Зачастую такой простой прием, как предложение заменить форму высказывания на более субъективную (например: «Я подавляю себя», «Я мешаю себе сделать это»), конфронтирует пациента с существенными для него проблемами избегания ответственности за себя. Обращение внимания на форму высказывания может помочь пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не пассивного объекта, с которым «делаются» разные вещи. Конечно, одного учета семантических аспектов высказываний для изменения этой фундаментальной позиции относительно самого себя недостаточно, тем более что при субъективизации высказываний часто принимается ответственность за деятельность, которую принято считать непроизвольной, например: мышление, воспоминания, фантазии, характер дыхания, тембр голоса и т. п. Однако применение этого принципа может помочь в начинании и проведении более глубоких поисков и экспериментов, направленных на повышение способности управлять собственным функционированием.

4. Непрерывность (континуум) осознания как основа терапевтической работы означает намеренную концентрацию на спонтанном потоке содержания переживаний, самоотчет в том, что и как происходит в данную минуту. Континуум осознания является неотъемлемой частью всех технических процедур, однако он применяется и автономно, часто приводит к неожиданным и значительным для пациента результатам. Это метод подведения индивида к собственному опыту и к отказу от нескончаемых вербализаций, выяснений и интерпретаций. Осознанность чувств, телесных ощущений и наблюдений представляет собой наиболее определенную часть нашего познания и создает основу для ориентации человека в себе и в своих связях с окружением.

Применение континуума осознания хорошо иллюстрирует следующий диалог.

Терапевт. Что ты сейчас осознаешь?

Пациент. Я осознаю, что говорю с тобой, вижу других людей в комнате, осознаю, что она вращается, чувствую напряжение в плечах, отдаю себе отчет в том, что меня охватывает беспокойство, когда об этом говорю.

Терапевт. Как ты переживаешь свое беспокойство?

Терапевт. Ты осознаешь, что делают твои глаза?

Пациент. Да, сейчас отдаю себе отчет в том, что мои глаза смотрят куда-то в сторону.

Терапевт. Можешь ли ответственно это объяснить?

Пациент. …Я стараюсь не смотреть на тебя.

Использование континуума осознания помогает перенести акцент в терапевтической работе с вопроса «почему?» на познание «что и как» происходит. Это является одним из существенных различий между гештальт-терапией и другими психотерапевтическими подходами, в которых поиск причины определенного поведения считается наиболее существенной частью терапевтической работы. Однако более пристальное наблюдение за многими продолжительными беседами и рефлексиями, направленными на попытку установить, почему кто-то поступает так, а не иначе, показывает, что даже получение разумных ответов на этот вопрос не приводит к переменам в самом поведении и часто эти беседы представляют собой не более чем бесплодные интеллектуальные упражнения. Польза, полученная в результате подобных психотерапевтических бесед, часто является результатом действия побочных факторов, имеющих второстепенное отношение к главной теме разговора, таких как атмосфера беседы, влияние терапевта или состояние облегчения после эмоционального отреагирования. Поэтому в гештальт-терапии стремятся к сосредоточению на особенностях и процессе конкретных действий, выполняемых пациентом («что и как»), поскольку их осознание и переживание создают более непосредственные предпосылки как для их понимания, так и для попытки управления ими.

Терапевт. Что ты сейчас чувствуешь?

Пациент. Я боюсь.

Терапевт. Как ты испытываешь свой страх, в чем это проявляется сейчас?

Пациент. Не могу отчетливо видеть тебя, мои ладони потеют.

Терапевт. Что еще ты сейчас делаешь?

Пациент. Представляю себе, что ты думаешь обо мне.

Терапевт. Как ты это себе представляешь?

Пациент. Я… ты думаешь, что я трус.

Терапевт. А сейчас?

Пациент. Твой образ совершенно расплывается, вижу как сквозь туман. У меня болит сердце.

Терапевт. Что сейчас себе представляешь?

Пациент. Не знаю… сейчас вижу своего отца. Да, он смотрит на меня и говорит. Он всегда так говорил: «Ты трус и останешься им».

Терапевт. Что ты сейчас чувствуешь?

Пациент. Какая-то путаница внутри, что-то мне мешает.

Терапевт. Попробуй отнестись ответственно к тому, что ты делаешь теперь.

Пациент. Это я сам мешаю себе сейчас, воздерживаюсь… не позволяю себе…

Терапевт. В чем ты пытаешься теперь мешать себе?

Пациент. Не знаю…

Терапевт. Уже несколько минут ты сжимаешь и разжимаешь пальцы.

Пациент. Не позволяю себе… сказать ему, что ненавижу его и боюсь.

Терапевт. А теперь?

Пациент. Я немного меньше напряжен, дышу легче. Сильно бьется сердце, как будто я к чему-то готовлюсь.

Терапевт. Что сейчас ты хотел бы сделать, сказать?

Пациент. Я хотел бы наконец что-то сказать ему, не быть трусом.

Терапевт. Что ты сознаешь теперь?

Пациент. Что говорю про себя эти слова.

Терапевт. Хочешь ли ты сказать это громко, так, как если бы твой отец сидел здесь и слушал, что ты ему говоришь?

Пациент. Да… отец… ты не имел права считать меня таким, это было не по-человечески, ужасно, я не могу тебе это простить, я ненавидел тебя (в глазах его появляются слезы, продолжает говорить с детским всхлипыванием) …столько зла ты мне сделал, но я… не переставал любить тебя.

Терапевт. Что теперь происходит?

Пациент. Я чувствую поток тепла, я весь горячий, растроган, больше не боюсь… То, что я сейчас делаю, это что-то важное, я хотел бы пойти дальше.

Нетрудно заметить, что основные шаги, предпринятые пациентом в драматически развивающейся терапевтической ситуации, являлись, главным образом следствием концентрации на поочередно осознаваемых содержательных элементах и действиях.

5. Кроме вышеизложенных основных принципов А. Левицкий (A. Levitski) и Ф. Перлз дают описание более конкретных принципов, точнее говоря предпочтительных форм поведения в терапевтической группе:

1) пациенты побуждаются к таким формам взаимоотношений, которые исключают сплетни или обсуждение кого-то из присутствующих без его участия;

2) часто используется прием привлечения внимания к пациенту, который манипулирует вопросами, желая скрытым путем спровоцировать определенные реакции окружающих под видом поиска информации. В этих случаях терапевт может предложить такому пациенту сказать прямо, что он конкретно хочет сообщить;

3) еще одной формой коммуникации, к которой иногда поощряются пациенты, является аутоэкспрессия – высказывание определенного содержания главным образом или исключительно с целью получения удовлетворения, вызванного самим фактом высказывания. Для многих пациентов это совершенно новый опыт, способствующий повышению уважения к себе и уменьшению зависимости от реакции окружения.

Очень много психологических направлений существует на сегодняшний день. Гештальт-терапия Перлза является одной из них. Психологи могут не придерживаться основных положений и теории данного направления, однако зачастую смешивают свои методы работы с техниками гештальт-терапии.

Психология в целом рассматривает духовную составляющую человека с разных сторон. Поскольку человек – многогранное существо, возникает множество направлений, которые не замещают друг друга, а наоборот дополняют.

Основным положением гештальт-терапии является осознанная жизнь. Что такое осознанность или сознательность? Это умение человека направлять свое внимание на то, что происходит здесь и сейчас. Он не погружается в свои мысли, не витает в облаках, не вспоминает о прошлом или не мечтает о будущем. Настоящий момент является самым главным для человека, который находится в сознании.

Что такое гештальт-терапия?

Как и психология, гештальт-терапия является относительно молодой наукой, которая была разработана в 20-х годах прошлого столетия. Ее основные идеи и принципы были разработаны Фредериком и Лаурой Перлзами, Полом Гудманом. Что такое гештальт-терапия? Это работа над формированием собственной сознательности и ответственности за то, что происходит с человеком.

Сознательное осознание – основное понятие в гештальт-терапии. Оно означает, что человек должен обращать внимание только на то, что происходит здесь и теперь. Он должен проживать это, чувствовать, понимать и даже запоминать. Анализ в гештальт-терапии проблем и чувств происходит лишь с теми единицами, которые актуальны на нынешний момент.

Гештальт-терапевты не обращают внимания на прошлое или будущее. Прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Тело человека находится лишь в настоящий момент. Что говорить о том, что уже случилось или еще не произошло? Как ни крутите, а человек живет только в настоящем моменте. Только «здесь и теперь» он может отпустить прошлое, понять его, исправить ошибки и сделать что-то хорошее для своего будущего.

Не нужно погружаться в какие-то мысли, улетать в воспоминания или мечты. Замечайте, что вас окружает, что происходит вокруг, что ваш организм чувствует, как возникают те или иные . Отслеживайте свои эмоции, начиная с того, как вы что-то услышали или увидели, и кончая тем, как в вас разгораются определенные чувства.

Наслаждайтесь тем, что вы делаете сейчас. Делайте лишь то, что считаете нужным на данный момент. Решайте лишь те вопросы, которые важно решить сейчас. Будьте здесь и сейчас. Что на самом деле важно сейчас? Что вы считаете нужным сделать на данный момент? Аргументируйте свои критерии оценивания важности. Это позволит в будущем не жалеть о том, что вы делаете сейчас. Да, вы можете сомневаться в правильности своего выбора. Однако в будущем вы будете помнить, что сегодняшний выбор казался вам самым правильным. А это уже говорит о том, что вы поступили верно.

Понимайте, что с вами происходит, что вы чувствуете и к каким целям хотите прийти. Не позволяйте воле случая или другим людям вами руководить. Вы вольны решать сами, что думать, говорить и делать. Но для этого нужно жить в настоящем времени, понимать мотивы своих поступков, а также видеть цель, которую вы хотите достичь. Обычно люди не достигают желаемого, потому что не знают, чего хотят, забывают об этом, когда ими овладевают эмоции, и ничего не делают для его реализации. Однако если вы будете осознанными, то будете понимать, что можете не поддаваться своим эмоциям, которые просто заставляют вас делать глупости, а не решать вопросы так, чтобы в итоге вы получали то, что вам нужно.

Чтобы жить, нужно быть здесь и сейчас. Учитесь как можно больше времени проводить в настоящем моменте. И тогда вы увидите много плюсов в том, чтобы жить здесь и сейчас, а не витать в мечтах и не погружаться в воспоминания.

Гештальт-терапия Перлза

Основным желанием человека является сохранение гомеостаза, когда он совершает лишь те действия, которые в настоящих условиях позволят ему достичь уравновешенного состояния. Гештальт-терапия Перлза основывается на важности теперешних обстоятельств и на неважности всего остального.

Она базируется на таких 5 стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Человек не может удовлетворить свои потребности в отдельности от окружающего мира. Фоном или фигурой становятся те элементы, которые на теперешний момент важны для достижения желаемого. Как только цель достигается, гештальт прекращается и фигура отходит на задний план. Если цель не достигается, тогда гештальт остается незавершенным.
  2. Противоположности. Человек постоянно контактирует с окружающим и внутренним мирами, которые не всегда проявляют себя одинаково. Для быстрой оценки человек оперирует однозначными понятиями, например, «хорошо» и «плохо». Однако никогда ничто не бывает однозначно хорошим или плохим. Даже эмоции человек переживает неоднозначные по отношению к окружающему миру (то любит, то ненавидит, то плачет, то смеется).
  3. Осознание и концентрация на настоящем. Чтобы человек имел возможность воспользоваться имеющимися обстоятельствами для достижения цели, он должен находиться здесь и теперь. Его внимание должно быть обращено на две составляющие: внутренние ощущения и внешние факторы. Ярким примером является то, что человек при холодной погоде надевает теплый свитер, что соответствует внешнему и внутреннему.

Проблема возникает тогда, когда человек заостряет свое внимание на средней области – это мысли, желания, убеждения, эмоции и пр. Он в таком случае не замечает ни внешнего, ни внутреннего. Он оперирует доводами, которые абсолютно не согласуются с реальными фактами.

В таком состоянии человек планирует, отчаивается, вспоминает, надеется. Он не действует, а уповает на то, что его мысленные процессы позволят как-то повлиять на настоящую жизнь без его участия.

  1. Ответственность и зрелость. В достижении счастливой жизни человек должен быть зрелым. Что это такое? Это когда человек перестает ждать помощи извне, а опирается только на собственные силы. В таком случае он прекращает обвинять, ждать, бездействовать, поскольку берет на себя ответственность за собственную жизнь, имеющиеся достижения, успехи и неудачи.

Зрелость наступает тогда, когда человек перестает бояться и фрустрировать. Пока человек незрел, он занимается лишь поиском различных манипуляций, которые помогут ему получить от других то, в чем он нуждается. Личность должна пройти через несколько этапов, чтобы стать зрелой:

  • Избавиться от клише, то есть избавиться от стереотипов.
  • Избавиться от игр и ролей, которые помогают манипулировать окружающими.
  • Выйти из «тупика», когда помощи извне невозможно получить, а самопомощь не предоставляется. Данный уровень опасен тем, что люди чувствуют себя обманутыми и потерянными, поэтому начинают искать новые способы манипуляции окружающими.
  • Дойти до «внутреннего взрыва», когда вы переступаете тот порог, когда «вам должны» и вступаете в период, когда «вы сами все можете сделать и помочь себе».

На гештальт-терапии человеку помогают создать безопасную для себя обстановку на «тупиковом» уровне, чтобы успешно перейти на следующий.

  1. Функции защиты. Психика обладает различными функциями защиты, которые должны помочь оградиться от стрессовой или опасной ситуации. Она может заставлять убегать (уходить), не обращать внимания на болевые ощущения либо уходить в бред, галлюцинации. Иногда человек настолько обеспокоен происходящим вокруг, что считает мир опасным для себя, убегает от него даже тогда, когда ему ничего не грозит.

Теория гештальт-терапии

Гештальт-терапия изначально не была направлена на выработку теоретических знаний. Однако с годами скопилось так много информации, что психологам пришлось сформировать теорию данного направления. Этим занялся П. Гудмен, который обозначил основные термины гештальт-терапии.

Основным положением данного направления является склонность индивида к саморегуляции на основе единства внешнего и внутреннего и творческого подхода к приспособлению к миру. Здесь важными становятся зрелость и ответственность человека, который ориентируется на свои поступки, ожидания и цели. Психотерапевт помогает клиенту сконцентрироваться на состоянии здесь и теперь, чтобы решить все насущные проблемы.

Гештальт-терапия направлена на осознание человеком своих истинных потребностей, а также на обращение к собственному опыту, который наиболее ценен и важен, нежели чужое мнение.

Человек не может жить отдельно от окружающего мира, поэтому гештальт-терапия учит сохранять свою обособленность от него, однако понимать, что он постоянно контактирует и влияет на то, что происходит вовне.

Человек не может быть понят, если не рассматривать его целиком в сочетании со своим прошлым, мыслями и действиями. То, что происходит сейчас и здесь, является показателем того, что было сделано в прошлом. Человек может прийти только к одному результату вследствие тех решений и действий, которые он совершил. А это значит, если человеку не нравится настоящая жизнь, это говорит о том, что в прошлом он чего-то не сделал или принял решение, которое повело его в другом направлении.

Гештальт-терапевты нацелены не на решение проблем, которые волнуют людей, а на обучение клиентов осознавать реальность, жить в ней и концентрироваться только на настоящем.

Основные положения гештальт-терапии

Техники гештальт-терапии базируются на основных положениях данного направления. Сайт психотерапевтической помощи сайт выделяет такие принципы:

  • «Здесь и сейчас». Человек должен сконцентрироваться на чувствах, мыслях, ощущениях, которые происходят с ним сейчас. Если он говорит о прошлом, то должен произносить такие слова, будто это происходит с ним сейчас.
  • «Я – Ты». Обучение человека открыто и непосредственно обращаться к тому, о ком он говорит.
  • Континуум сознания. Концентрация на потоке мыслей и чувств, которые происходят в данную секунду, отказ от постоянного анализа ситуации и высказываний.
  • Субъективизация высказываний. Обучение человека говорить о себе, своем теле, неудачах и прочем так, что он сам себе «мешает», «не помогает», «не дает» и т. д. Человеку кажется, что кто-то извне мешает ему жить счастливо. На самом деле он сам является автором собственных несчастий.

Самая главная ошибка, которую вы можете совершить, — это быть счастливым в прошлом. Все люди знают, что жизнь может как радовать, так и огорчать. Однако за «черной полосой» всегда идет «белая», и об этом не стоит забывать, когда вы снова столкнетесь с неприятностями и проблемами, которые заставят вернуться в те воспоминания, когда вы жили беззаботно.

Почему человек живет прошлым? Если вы погружаетесь в былые воспоминания и не хотите из них выходить, это говорит лишь о том, что настоящая жизнь вас не захватывает, не радует, не наполнена чем-то интересным и новым. Вам сейчас живется скучно или вы погрязли в большом количестве проблем, отчего решили вернуться воспоминаниями в то время, когда все было хорошо, весело и беззаботно.

Однако это является ловушкой. Вы вернулись в прошлое, не желая видеть настоящего положения дел. Зачем вам возвращаться в теперешнее время, если вы уже счастливы, вспоминая о прошлом, когда вы были успешны? Это – ошибка, которая просто погружает вас в состояние и безвыходности.

Во-первых, вы живете прошлым, не обращая внимания на настоящее. Соответственно, вы несчастливы «здесь и сейчас», но счастливы «тогда и там». Во-вторых, если вы постоянно находитесь в прошлом, значит, не решаете тех вопросов, которые заставили вас убежать из настоящего. Вы избегаете проблемы, которые нависли над вами сейчас, не понимая, что они никуда не денутся и будут о себе напоминать каждый раз, когда вы будете возвращаться в настоящее.

Не будьте счастливыми в прошлом. Пусть прошедшая жизнь будет показателем того, что вы можете чего-то достигать и решать вопросы. Пусть прошлое будет вашим стимулом для того, чтобы не опускать руки в настоящем, пока вы решаете возникшие проблемы. И как только вы научитесь справляться с теперешними неурядицами, не избегая их, вы станете более уверенными в себе, перестанете опускать руки перед каждой неудачей и поймете, что живете счастливой жизнью.

Прошлая жизнь – показатель того, что вы можете быть счастливыми. Но ведь и тогда, в прошлом, вам приходилось преодолеть некие трудности, чтобы достичь успеха. Это дает понимание того, что вам и сейчас нужно продолжать жить настоящим, преодолевать препятствия, чтобы в будущем иметь возможность вернуться в настоящее и снова поверить в себя, что вы можете всего достичь и со всем справиться.

Итог

Каждое направление в психологии предназначено сделать жизнь любого человека счастливым. Это возможно, если предпринимать те шаги и следовать рекомендациям, которые даются психологами. Итог может быть выше всех ожиданий, которые изначально были у человека.

Легко говорить о том, что гештальт-терапия не помогает. Однако пока человек не попробует, он не поймет, что станет ему полезным, а что не окажет никакого эффекта. Если есть внутреннее желание достичь счастья, а также разобраться со многими внутренними проблемами, тогда пора что-то делать. В данном случае прогноз будет более благоприятным, нежели при ничегонеделании.