Структура и этапы психологического исследования. Этапы проведения психологического исследования

Психология как и любая другая самостоятельная наука обладает своей методологией.Методология это принципы и способы организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенные в систему .

Методология оперирует терминами «метод» и «методика». Метод – это путь, способ получения научной информации . Методика это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Например, метод – тестирование, методика – тест интеллекта Г.Айзенка. Методология определяется системой принципов, лежащих в основе науки в целом.

1. Принцип детерминизма . Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.

2. Принцип единства сознания и деятельности . Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.

3. Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.

4. Принцип объективности . Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.

Рассмотрим схему соотношения методологических принципов и методов исследования. Ее можно представить в виде иерархической пирамиды, где каждый следующий этап строится на предыдущем.

Первый, самый большой, фундаментальный пласт – это методологические принципы психологического исследования. Второй, базирующийся на методологии – это методы исследования . Трети й – это методики . С их помощью получают психологические факты. Четверты й – обработка материалов и получение конкретных результатов исследования. Пятый, вершина исследования – это выводы и рекомендации .

Принято выделять этапы психологического исследования:

1. Подготовительный .

а) Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

б) Подбор и анализ литературы.

в) Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования

г) Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

д) Выбор схемы организации и проведения эксперимента. В результате этой работы определяется предмет исследования, составляется программа исследования, осуществляется знакомство с испытуемыми.

2. Сбор фактического материала . То есть проведение эксперимента.

3. Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ.

4. Формулировка выводов и практических рекомендаций . Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.

Стратегии психологического исследования:

1. Поперечные срезы . Это одноразовое исследование большой группы людей.

2. Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время .

3. Формирующая стратегия . Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ.

Существуют различные классификации и типологии психологических методов. Например, все методы можно разделить на два класса : субъективные и объективные . К субъективным методам относят интроспекцию , которая привела науку к кризису в начале ХХ-го века. В основе объективных методов лежит принцип единства сознания и деятельности. Все эмпирические методы сбора психологической информации должны быть объективными. Эмпирические методы делятся на основные и вспомогательные .

Основные методы : наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. Вспомогательные : все остальные, например, контент-анализ, биографический метод, изучение продуктов деятельности, графический метод, анализ независимых характеристик и т.д.

Н.И.Шевандрин проклассифицировал методы , используемые психологией в связи с обучением и воспитанием:

1. Феноменологизации и концептуализации .

2. Исследования и диагностики .

3. Обработки и интерпретации .Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы.

4. Коррекции и терапии .Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей.

5. Мотивирования и управления .Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.

6. Обучения и развития .Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков.

7. Конструирования и творчества .Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по правилам) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

6. Разновидности основных методов. Между перечисленными методами нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Коротко проанализируем основные методы .

Наблюдение. Различают следующиевиды наблюдения :

1. По характеру контакта: непосредственное; опосредованное.

2. По условиям деятельности: полевое (естественное); лабораторное (экспериментальное).

3. По характеру взаимодействия: открытое или скрытое; включенное или стороннее.

4. По целям: случайное; целенаправленное.

5. По фиксации результатов: констатирующее; оценивающее.

6. По упорядоченности деятельности: выборочное или сплошное (время); произвольное или структурированное.

В ходе наблюдения экспериментатор не вмешивается в изучаемое психическое явление, а только фиксирует. Есть два важных требования к наблюдению: 1) наличие продуманного плана, 2) фиксация результатов наблюдения в дневнике. Необходимо заранее спланировать что именно и как Вы будете фиксировать в дневнике.

Опрос. Это может быть беседа , анкета или интервью . Они дают информацию о мотивации психической деятельности человека, о субъективной оценке человеком своих действий, о целях, предположениях. К опросным методам следует отнести метод экспертных оценок . Его широко применяют при диагностике личности . В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемого: воспитатели, классные руководители, спортивные тренеры, одноклассники и т.д.

Тестирование. Тест – (с англ. – проба) – это метод получения информации об индивидуальных особенностях развития отдельных свойств психики конкретного человека. Тестирование – это специализированный метод психодиагностического исследования, применяя которое можно получить точную количественную характеристику изучаемого явления. Оно предполагает четкую процедуру сбора первичных данных плюс своеобразие их последующей интерпретации.

Различают следующиевиды тестов .

1. По форме проведения: групповые; индивидуальные.

2. По цели: для классификации; для распределения; для отбора.

3. По изучаемому признаку: тесты интеллекта; тесты достижений; тесты специальных способностей; личностные тесты (ситуативные, опросники, проективные).

Тест-задание предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Чаще это серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросники основаны на системе заранее продуманных и отобранных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Проективные тесты . В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые личные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Положительный момент такого вида тестирования – более информативен, нет проблемы социальной желательности, выявляет некоторые явления, свойства личности, которые нельзя выявить ни в каком другом виде тестирования. Отрицательный – занимает много времени, трудности интерпретации, требует высокой профессиональной квалификации со стороны психолога, а также достаточного уровня образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых.

Эксперимент основной метод для получения новых психологических фактов . Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Классифицируется эксперимент на два вида: естественный и лабораторный .

Моделирование. Как метод моделирование применяется в том случае , когда исследование явления другими методами затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена. Классифицируются на: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Математическое моделирование – это формулы, выражающие законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и т.д. Логические модели используются при изучении мышления человека. Техническое моделирование часто применяется при изучении восприятия и памяти человека. Кибернетическое – использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Этапы психологического исследования

1.1 Подготовительный этап

1.2 Основной этап

1.3 Заключительный этап

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.

Из актуальности данной проблемы вытекает гипотеза исследования: психологическое исследование будет успешным, если экспериментатор будет знать его структуру и владеть технологией проведения.

Цель контрольной работы – рассмотреть основные этапы психологического исследования.

Объект контрольной работы – психологическое исследование.

Предмет контрольной работы – этапы психологического исследования.


Глава 1. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.

Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему.

I. Подготовительный этап

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы.

Планирование исследования.

II. Основной этап

Сбор данных.

III. Заключительный этап

Обработка данных.

Интерпретация результатов.

Выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема.

Это скорее общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Такая свобода выполнения этапов и операций предусматривается при так называемом гибком планировании.

Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.

Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:

Обнаружение дефицита информации.

Осознание потребности в устранении этого дефицита.

Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему и обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере. Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. Иначе говоря, "объект познания – это форма данности объективной реальности субъекту" познания, а "предмет научного познания – это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту".

Сбор данных. Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т. д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. На первый взгляд забавное, но по существу верное мнение высказывает Ж. Годфруа, считающий, что данные – это элементы подлежащие анализу, это любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки. В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть "сырье" научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных гипотезах.

Структура и этапы психологического исследования

1.1 Общая схема и структура психологического исследования

В качестве основных видов психологического исследования можно выделить три вида:

* Теоретическое;

* Эмпирическое;

* Прикладное.

Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения:

* Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств;

* Наблюдение, осуществляемое в обычных, естественных условиях, в отличие от эксперимента.

Термин «эксперимент» происходит от латинского слова «experimentum» (проба, опыт) и понимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов или данных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим (эмпирической частью) называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами - методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследовании выделять, прежде всего, продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпирическое можно еще с большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или отбора уже имеющихся психолог должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис своей работы. Этот этап работы является теоретическим.

С другой стороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения.

Существование проблемы (проблемной ситуации) является исходным моментом любого научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

* обнаружение существования дефицита (недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений);

* осознание потребности в устранении дефицита;

* описание проблемной ситуации на естественном языке;

* формулирование проблемы в научных терминах.

Убедить в том, что проблема действительно существует, можно опираясь на проведенный литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности интересующей вас проблемы. Отметить, насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты. Следует особо выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Объект - это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя0 и от наук, которые его изучают. Объектами психологической науки выступают:

* индивид;

* группа людей;

* общность людей;

* животное, у которого есть психика;

* сообщество таких животных.

Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук, целесообразно, называя объект психологического исследования, уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой группы людей или животных вы намерены изучать в рамках данной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены:

* возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые;

* уровень образования; профессия;

* род занятий;

* состояние здоровья;

Предмет познания - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемы в определенных исторических условиях. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания. Предмет познания может быть общенаучным, - например, время как форма существования и мера изменений. Он может быть междисциплинарным - например, межполовые отношения у животных. Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты:

* Отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции;

* Виды поведения, деятельности и общения;

* Пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними;

* Взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и так далее.

Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Если объект психологического исследования можно прояснить по контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть непременно назван самим автором, чтобы было легче понять цель и назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить адекватность методического подхода.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в одном из первых разделов работы.

В Словаре иностранных слов основное значение слова «гипотеза» раскрывается как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».

При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека, направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.

По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.

Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает ценности психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.

Цель исследования - желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Перечисленные возможные направления психологического исследования не охватывают всего разнообразия целей. Основными видами целей психологического исследования, различающихся конечным результатом считаются:

* Описание характеристик психического явления. Поиск новых характеристик или уточнение описанных очень часто может становиться целью работы. Основанием для постановки такой цели работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент. Еще одной причиной выбора цели такого рода может быть противоречие между эмпирическими данными разных авторов.

* Выявление взаимосвязей психических явлений. Такая цель исследования встречается довольно часто. Ставя своей целью исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности, устойчивости; постараться определить целостную структуру взаимосвязей или место той взаимосвязи, которая находится в центре внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и отдаленных, объяснить природу связи. Также целью работы может быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и уточнение взаимосвязей.

* Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики имеет и теоретическое, и практическое значение. В то же время оно остается довольно сложным видом исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. Проведение исследований, ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический характер и предполагает использование двух основных подходов: возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов (лонгитюда).

* Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования с целью описать новый феномен могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

* Обобщение научных представлений, сведений. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например, расширением значения некоторых терминов, приданием им статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением области понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные понятия, которые наполняются психологическим содержанием, конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области психологии.

* Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей классификации можно отнести: новое понимание класса явлений, создание на ее основе более эффективных диагностических процедур, расширение возможностей прикладных применений психологических знаний.

Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка). Задачи формулируются примерно таким образом:

1. проанализировать литературу по теме;

2. провести эксперимент (обследование);

3. обработать эмпирические данные;

4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. Перечисление задач помогает понять характер работы.

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

* необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить при роду явления, разрешить имеющиеся противоречия;

* потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

* потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

* потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;

* потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Анализ содержательной валидности тестов измерения темперамента (на примере опросника Я. Стреляу, опросника (EPI) Г. Айзенка)

Исследования проводим на группе людей в возрасте от 25 до 40 лет. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы нескольких тестов, результаты записывались. Проводились исследования в разное время...

Диалог как форма психологического воздействия

В настоящее время существуют различные модели диалога, анализа речевых стратегий и классификации речевых действий. Грамматика диалога предлагается как еще один способ описания диалога...

Диалог как форма психологического воздействия

В настоящее время существуют различные модели диалога, анализа речевых стратегий и классификации речевых действий. Грамматика диалога предлагается как еще один способ описания диалога...

Задачи и виды деятельности психолога в образовании

Организуя диагностический процесс, психолог исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний...

Общая теория психологического консультирования

В этом разделе обратимся к общей модели структуры консультативного процесса, включающей центральные аспекты различных подходов и составляющей базисную основу общей теории консультирования...

Общение: понятие, сущность, виды

Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного (лекционного) обучения

Самая общая схема лекционного сообщения подразделяется на докоммуникативную фазу (подготовка к лекции) и коммуникативную фазу (речевые сообщения, непосредственная передача знания во время реализации развернутого лекционного замысла)...

Особенности психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа . Связано это с тем, что менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента вследствие сомнений в том...

Особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве

Процедура и основные характеристики психологического эксперимента

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности...

Психические процессы

Психические состояния являются системными явлениями, поэтому прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы. Структура состояния состоит из следующих элементов: (Рис. 1)...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития...

Структура и этапы психологического исследования

Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст настолько насыщен событиями и значимыми изменениями в психике ребенка, что весь период подразделяют на младший дошкольный возраст - 3-5 лет и старший дошкольный - 5-7 лет...


3. Организация психологического экспериментального исследования

Организация психологического исследования - единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию деятельности всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организационная деятельность в психологическом исследовании строится на основе управления всем ходом научно-исследовательских работ.

Основное назначение организации исследования: обеспечение согласованности научно-теоретических, методических и организационно-технических процедур в соответствии с его целями. Она направлена на то, чтобы последовательность процедур на всех этапах в оптимальные сроки обеспечивала получение надежной и достоверной психологической информации. Ее средствами достигается эффективное использование имеющегося научно-методического потенциала, кадровых и материальных ресурсов исследовательской группы, координируется деятельность всех участников психологического исследования, обеспечивается непрерывность запланированных работ, поддерживается контроль за четким и своевременным выполнением единого цикла исследования.

Основные требования к организации исследования:

- следование общим принципам психологии;

Планомерность хода исследования;

Оптимальная кооперация всех видов работ и обеспечение их необходимыми ресурсами;

Соответствие уровня квалификации исполнителей видам работ;

Обеспечение заинтересованности всех участников в надежных, достоверных, конструктивных результатах;

Более полное использование квалификации, создание условий для творческого роста научных сотрудников;

Гибкость в использовании научного потенциала, эффективность применения методов психологического исследования, систематичность контроля за качеством и сроками выполнения работ.

Процедура - последовательность приемов, действий с использованием инструментария и технических средств для достижения определенной цели. Объектом процедур в психологическом исследовании являются единицы логического анализа (понятия, проблемы, гипотезы и т.п.), изучаемые эмпирические признаки событий, фактов, методический инструментарий, организационные и технические средства.

Типичные ошибки и трудности организации психологического исследования:

1) программа составлена без предварительного знакомства с объектом;

2) на подготовительном этапе не составлены рабочий план и сетевой график выполнения работ;

3) план научно-исследовательских работ не согласован с заказчиком;

4) стремясь быстрее развернуть работы по сбору массовой первичной информации, группа исследователей, не располагая программой, приступила к разработке инструментария;

5) в программе исследования психологами была поставлена задача: выяснить причины изучаемых психологических явлений. Между тем при разработке методики психологи ограничились использованием опросников и самоотчета;

6) в ходе разработки программы были предусмотрены задачи описания и объяснения изучаемых явлений. Однако в содержании программы не была задана практическая направленность выполняемой работы. Психологи предполагали, что сами выводы исследования подскажут пути практического использования его результатов;

7) подготовленный инструментарий не согласован с программой последующей обработки и анализа данных;

8) психологи не стали проводить пилотаж инструментария, мотивируя свое решение тем, что он уже был использован в другом исследовании;

9) перед началом научно-исследовательской работы не была проведена подготовка исполнителей. Руководители сочли, что методика проста и для ее использования не нужна специальная подготовка;

10) до начала сбора психологических данных не была проведена разъяснительная работа среди обследуемых;

11) психологам были резко ограничены сроки проведения исследования. Перед ними встали проблемы: смогут ли они решить поставленные задачи в указанные сроки? На каких этапах и с помощью каких методик и процедур возможно более оперативное выполнение задач исследования?

12) в плане научно-исследовательских работ не был специально выделен этап подготовки итогового отчета.

4 Определение целей, задач и гипотез исследования

Целью практически любого исследования является решение определенной проблемы. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования - желаемый конечный результат. Он может быть: теоретико-познавательным; практическим, прикладным. Существуют девять основных видов целей психологического исследования:

7. Определение характеристик явления. Основанием для такой постановки цели могут быть:

Обнаруженная или отмеченная в литературе неполнота описания характеристик психического явления;

Противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений. При этом в число задач необходимо включить определение характеристик взаимосвязей:

их тесноты, направленности, устойчивости; постараться выявить целостную структуру взаимосвязей или место той связи, которая находится в центре внимания, среди совокупности близких или отдаленных, объяснить сущность связи.

3. Изучение возрастной динамики явления. Изучение процесса роста, созревания и развития психики предполагает использование двух основных подходов: возрастных "поперечных" срезов или "продольных" срезов.

4. Описание нового феномена, эффекта. Он может быть ожидаемым или замеченным в ходе исследования (пример: эффект Зейгарник). Задачами при этом могут выступать: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования феномена, разнообразия его проявлений, устойчивости проявления, объяснение феномена.

5. Открытие новой (другой) природы явления. Критерии различения нового объяснения:

Обычно недостает введения одного нового термина, нужны новые понятия или изменения понимания ряда терминов, определенных в этой области;

Соотношения новых понятий или новые соотношения утвердившихся понятий должны быть указаны в явной форме;

Новое описание или объяснение дает возможность предсказывать новые, еще неизвестные закономерности;

Закономерность высокого уровня обобщенности редко удается доказать или опровергнуть в одном эксперименте или в ограниченной серии экспериментов.

6. Обобщение. Смысл - в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе. Необходима широкая эрудиция исследователя.

7. Создание классификации, типологии. Данная цель предполагает:

Поиск и обоснование критериев классификации;

Очерчивание области явлений, охватываемых классификацией;

Соотнесение классификации с определенной теорией, концепцией.

8. Создание методики. При этом необходимо помнить, что новые методики имеют ценность, если они позволяют:

Повысить точность измерения, надежность;

Давать более дифференцированную или более общую и полную характеристику диагностируемых качеств;

Сократить время обследования;

Расширить контингент испытуемых;

Облегчить обработку результатов.

9. Адаптация психодиагностической методики. Это может быть модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этнической, языковой среде.

Цель подразделяется на ряд более конкретных задач исследования. Задачи исследования ставятся исследователем на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения на практике. Без анализа "сущего" нельзя переходить к проектированию "должного", т.е. к постановке конкретных исследовательских задач. К сожалению, психологические исследования все еще проводятся иногда с подобными недостатками. Именно это приводит к неконкретному формулированию их задач.

Определение задач - это выбор путей, средств достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выделение задач должно быть обусловлено разбиением цели на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть те, которые обеспечат нахождение новых фактов, и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. В число задач надо включать такие, которые позволят определить "смежные" явления, ближайшие взаимосвязи, детерминанты ближайших уровней психики, внутреннее строение явления.

Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы):

1) решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (например, выявление сущности исследуемого психологического понятия, явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.);

2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, их причин (такое экспериментальное исследование позволяет уточнить, проверить имеющиеся в литературе данные, поднять их с уровня мнений отдельных авторов на уровень научных фактов, доказанных в ходе специального исследования);

3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи. Это обоснование, с одной стороны, опирается на теоретические данные, полученные автором в ходе решения первой задачи своего исследования, а с другой - на данные, полученные при решении второй задачи исследования;

4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов;

5) разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике (если это исследование посвящено развитию теории, то рекомендации могут быть обращены к другим исследователям, решающим более частные проблемы).

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы по своей весомости. Надо преодолеть еще нередко встречающееся расположение рядом очень крупных и весьма частных задач, которые порой вообще являются элементом предыдущей задачи.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования, которых выдвигается обычно от двух до четырех:

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований);

Третья - со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки;

Четвертая - с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Цель и задачи исследования - понятия относительные. Задача одного исследования может стать целью другого, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию является логическое соответствие наименования темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей, задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана целостно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач.

Конкретные задачи уясняются в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. С этой целью изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение, которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Психологическое исследование включает в себя ряд логически завершенных фрагментов, или этапов . У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения.

1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение - формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.

В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования. Цель - это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. Четкость целевой формулировки исключает разбросанность исследования, концентрирует усилия на актуальных вопросах, устанавливает границы исследования, привлекает все наиболее важное и отбрасывает несущественное. Цель - это маяк исследователя в многомерном бушующем океане человеческой психики. По словам Гете, тот, кто хочет достичь многого, должен уметь себя ограничивать.

Пример формулировки цели исследования: «Разработать концепцию групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности и использовать методические средства этой концепции для оптимизации механизма влияния феномена групповой готовности на успешность совместной деятельности». Из этой формулировки следуют два ограничения:
- из всего спектра проблем совместной деятельности исследованию подлежит лишь один феномен - групповая готовность к деятельности;
- приоритет в исследовании отдается изучению механизмов взаимосвязи групповой готовности с успешностью деятельности.

Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.), например групповая деятельность операторов сложной системы управления, адаптация личности к условиям социальной изоляции и т. п.

Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям - механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний).

2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза - выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. У рабочей гипотезы характер рисковый, отчаянный. Ее удел - заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение. Поэтому гипотеза как инструмент исследования вызывала бурное негодование И. Ньютона («Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть товар запрещенный!»). Но по иронии судьбы именно гипотетические приемы проложили дорогу открытиям, сделанным этими великими мыслителями. Гипотеза - это поводырь исследователя в хитроумном лабиринте психических процессов. Да, она хрупка и наивна, неуклюжа и робка. Но именно она позволяет делать первые шаги к истине. «Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание построено» (И. Гете).

Выдвижение гипотезы - ответственный этап, требующий от психолога не только научной интуиции, но порой и мужества для противостояния своим оппонентам. «Все во всем!» - воскликнул Дж. Бруно, подчеркивая единство мира, и после 8-летнего тюремного заточения был сожжен на костре. Современный психолог, выдвигая гипотезы, не рискует жизнью. Но неверно сформулированная гипотеза может завести в тупик. Все придется начинать сначала, с новой гипотезы.

Научная гипотеза - это карта местности в хитроумном лабиринте психических явлений. Именно она позволяет психологу делать первые шаги в незнакомом мире истин.

Пример гипотезы исследования: «Процесс формирования групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности заключается в движении совокупного субъекта деятельности к такому активно-действенному состоянию, которое служит регулятором целесообразного и эффективного его поведения в напряженных ситуациях и одновременно уравновешивает требования со стороны совместной деятельности».

3. Методический этап. В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидно-сти и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.

4. Экспериментальный этап предусматривает:
- сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;
- проведение поисковых (пилотажных) экспериментов для уточнения некоторых деталей;
- подтверждение выдвинутой рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться сог ласно принятым гипотетическим положениям.

К этому этапу у психолога особое отношение. Ведь психология - наука преимущественно экспериментальная. Энциклопедическая формулировка эксперимента звучит так: «Это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности». Вроде бы строго и лаконично. Но к термину «действительность» следует относиться с позиций здравого смысла. Истинный эксперимент имеет место там, где снимается неопределенность знаний или получаются новые факты и знания.

5. Аналитический этап. Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования. Здесь осуществляется обработка материала методами математической статистики. Наиболее ответственным моментом этого этапа является интерпретация полученных данных. Психолог должен призвать себе на помощь все свои аналитические и синтетические способности, привлечь математические приемы извлечения полезной информации из полученных результатов. Наконец, сделать выводы и рекомендации в соответствии с целями и задачами исследования.

Опыт показывает, что в процессе интерпретации теряется 20-40 % информации, значимой относительно разрабатываемой проблемы. Основные причины такого положения заключаются в следующем. Во-первых, как подчеркивалось, в недооценке роли математики в психологии. Многие психологи еще не осознали очевидного парадокса: самый сложный объект в мире (человек) изучается самыми древними методами (умозаключениями). Во-вторых, психические закономерности пытаются выстроить на одном-един-ствениом испытуемом или на многих, но без статистической оценки доверия к результатам. В-третьих, психология, как выразился один ученый, это невеста без приданого, не имеющая ни своих собственных единиц измерения, ни специфического аппарата обработки данных. «Чужие» же приемы обработки подвергаются критике со стороны психологов, чаще справедливо, но и нередко по причине абсолютной математической неподготовленности и даже бравирования своей математической неграмотностью.