Как я понимаю общество потребления с примерами. Заболотнов А.Ю. Общество потребления в современной России. Человек - это то, что он покупает

Все мы потребители. Мы каждый день что-то покупаем, будь то товары или услуги. И проблема заключается в том, что потребление у нас переросло в некий культ. Культ потребления.

Понятно, что без определенных ежедневных трат, заработанных нами денег не обойтись и речь вовсе не об этом. Речь о том, что мы тратим слишком много, даже больше чем мы можем заработать.

Речь о том, что процесс приобретения чего-либо стал для нас психологической проблемой, которую мы не признаем. Многие из нас являются отпетыми шопоманами . Или, если хотите шопоголиками . Что по своей сути сродни наркоману или алкоголику. А ведь это страшнейшие психологические проблемы, которые погубили огромное количество людей.

Для многих из нас процесс потребления стал смыслом жизни. В то время как смыслом жизни должны быть более высокие по своему содержанию вещи, такие как любовь, семья, дети, преданность своему делу, патриотизм, служение человечеству…

Я не говорю о том, что деньги зло. Ни в коем случае. Роль денег в жизни каждого из нас огромна. Деньги являются мерой наших возможностей и наших желаний. Зарабатывание денег является такой же нормой человеческого поведения, как и создание семейных отношений, рождение и воспитание детей, получение образования. Если мы не будем зарабатывать деньги, то это уже будет являться отклонением. Но вот представление о том, как нужно тратить заработанные деньги у всех разное.

Кому-то едва хватает заработанных денег, чтобы свести концы с концами. При чем представление о концах тоже у всех разное. Есть люди, которые тратят заработанное бездумно. А кто-то считает каждую копеечку. Бывает так, что твоя месячная зарплата расходится уже на следующий день, а бывает, что отложить на завтрашний день получается и удовлетворить все свои насущные потребности хватает.

Где же этот предел разумного? Как определить свою меру? Какую сумму денег можно считать достаточной для существования? Конечно на все эти вопросы каждый ответит по своему. И мы никогда не сможем найти универсальный рецепт. У каждого человека свое представление о жизни и своем месте в этой жизни. У каждого человека разные потребности. Есть люди, которые живут одним днем, прожигая ее дотла. А есть абсолютно противоположные им люди, которые смотрят наперед и планируют свою жизнь на несколько лет.

Каждый человек индивидуален и состоит только из присущих ему черт. Но если рассматривать человечество в целом, то на 90% оно состоит из похожих, одинаковых людей, которые живут по общим правилам. Это толпа. А остальные 10% – это настоящие индивидуальности, сильные личности, которые сами задают правила. Именно эти 10% и задают тон оставшимся 90%. Именно эти 10% и являются историческими личностями, которые оставили глубочайший след в истории всего человечества.

Двадцать первый век принято называть веком информационным. Я бы назвал его веком потребителей . Потребление уже давно вышло из цивилизованных рамок, что делает его опасным.

Приглядитесь к тому как мы живем. Наше общение с друзьями сводится к тому, кто сколько зарабатывает и у кого тачка круче и дороже. Мы приглашаем в гости больше не для общения, а для того, чтобы удивить друзей дороговизной новой кухни или диаметром плазменной панели. И наоборот, боимся позвать кого-то в гости, боясь за то, что можем упасть в чьих-то глазах.

Выходя на улицу, в тридцатиградусный мороз, мы думаем не о том, как бы теплее одеться, а том, как мы выглядим и что о нас подумают люди. В ресторанах и барах, мы сорим деньгами, чтобы продемонстрировать уровень своей успешности и могущества. Прогулки по магазинам давно уже стали для нас ритуалом повышения психологического состояния и настроения.

Не стоит воспринимать эти примеры буквально, но приглядитесь к ним повнимательнее и, возможно, вы найдете в них и отражение своей собственной жизни.

На что вы тратите свою жизнь? Сколько она стоит? За сколько вы готовы ее продать? Вас не возмущают эти вопросы? А ведь мы задаем их друг другу каждый день.

И в погоне за материальными ценностями, мы сжигаем себя. Мы превращаем свою жизнь в гонку. Мы вкалываем с утра и до позднего вечера, чтобы преодолеть поставленную планку успешности и благополучия, навязанную нам с экранов телевизора, страниц модных журналов, языков присевших на иглу шопомании друзей и знакомых.

Мы терпим несправедливость, унижения и глупость, потому что можем лишиться псевдоблаг. Мы становимся заложниками своих предубеждений и страхов, проклиная при этом РАБотодателя.

И в этой гонке, мы зачастую забываем про самое главное, что у нас есть. Своих близких и детей. Своих увлечениях и талантах. Мы забываем о том, что делает нас по настоящему счастливыми и свободными.

А закончу я этот пост следующими словами: “…Только когда плывешь против течения, понимаешь чего стоит свободное мнение…” (С. Шнуров – Свобода).

Потребление в классическом определении является пользованием товарами и услугами. Человеку нужно одеваться, питаться, иметь дом и ездить по делам. Более того, жизнь человека среди людей порождает духовные и культурные потребности, которые нужно удовлетворить. Обществом потребления является совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. Отсюда появляется новое отношение к людям. Современное общество формирует своих членов способом, который диктует в первую очередь обязательно играть роль потребителей. Такое общество будет закономерно порождать зрелый капитализм . Разумеется, в любом обществе потребление индивидов составляет базис наряду с производством. На определенном этапе индивидуальное потребление становится ключевым факторов экономического развития, подвергаясь глубокой институционализации. Однако, вопрос о том, что конкретно несет с собой этот этап развития капитализма, остается открытым, и чтобы понять, с чем придется жить ближайшим поколениям общества в современной России, рассмотрим ключевые аспекты становления потребительского общества в РФ, а также особенности поведения современного российского потребителя и проанализируем глобальные потребительские тренды.

Многие исследователи, в том числе Жан Бодрийяр, Владимир Ильин, Юрий Левада и другие говорят о том, что общество потребления возникло с началом промышленной революции в Великобритании, которая послужила началом к развитию потребительского рынка, потреблению и облегчению производства товаров и услуг . Некоторые экономисты отмечают элементы общества потребления до промышленной революции , но тогда разговор шел больше о производстве на заказ и об отдельных производственных процессах. Новым же этапом развития общества потребления стало окончание второй мировой войны.

Сегодня многие ученые и публицисты часто сравнивают события и уровень жизни в СССР и современной России. Это достаточно прагматичный подход для понимания тенденций, влияющих на развитие общества в прошлом и прогнозируемом будущем. О том было ли общество потребления в СССР или же его правильнее называть обществом потребителей или образом жизни советского гражданина – придавая более гладкую окраску социализма, подскажут следующие данные.

Главным аспектом советского потребления был тот факт, что общество государственного социализма конструировалось как полная противоположность капитализму, а «потребление», порождаемое рыночной конкуренцией, отвергалось в качесстве «пережитка капитализма». Это отрицание перспективы движения к обществу потребления четко прослеживалось в экономической политике (приоритетное развитие средств производства), в политико-массовой работе (духовные ценности советского гражданина), и в социальной политике (курс на полное преодоление социального неравенства). А фактором поддержания стабильности и динамизма социализма зачастую считается внешняя угроза, с чем некоторые исследователи не согласны . И наконец, проблема стимулирования труда в СССР решалась просто: кто работает, тот ест; кто плохо работает, тот плохо ест. В 1980 году новая программа КПСС подразумевала планы построения коммунизма «в основном». Но вместо материального изобилия советское общество вступило в период стремительно усиливавшегося дефицита. В то же десятилетие СССР стал обществом «пустых магазинных полок» .

Постсоветская Россия долгое время находилась в противоречивой ситуации. С одной стороны, общество трансформировалось, существенно уступая по уровню социально-экономического развития развитым странам Запада. С другой стороны, в России до сих пор идет формирование своего капитализма. Однако, его основные черты, отличают его от черт моделей, которые характерны для развитых рыночных обществ. Капитализм в России напоминает западный образец капитализма Как российский капитализм напоминает эрзац капитализма западного образца, так и отечественное общество потребления, неся в себя ключевые характеристики теоретической модели, отличается зачаточным состояниям многих ее атрибутов и оазисной формой существования .

В современную Россию в массово проникает западная культура потребления, на пороге революция потребительских притязаний, создается новейшая система средств потребления, которая копирует иностранные образцы, возник видимый социальный слой людей, который по материальным возможностям может позволить себе воспроизводство стилей жизни зажиточных групп развитых стран мира. Однако большинство населения в это пространство потребления не допускается. Ведь для такого общества существует виртуальное (СМИ) и вторичное общество потребления (рынок фальсифицированных и подержанных товаров). Другими словами, это большинство людей живет в тени общества потребления: оно его ощущает, но может пользоваться его благами в ограниченных и суррогатных формах. Однако оазисы общества потребления являются источником желаний, надежд, иллюзий и мотивов для огромной части населения, особенно - современной молодёжи.

Сегодня потребности людей растут по мере научно-технического прогресса и общественного развития. Возникают новые, ранее не ощущавшиеся потребности при появлении новых, ранее неведомых товаров и услуг. Например, возможность проверить сообщения в социальной сети с мобильного телефона за завтраком могла возникнуть только после созданий социальной сети, беспроводного интернета и т.д.

Сегодня идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Моральное устаревание вещи происходит гораздо раньше физического износа. Вещи обесцениваются, как деньги во время инфляции. Вполне обеспеченный современный человек постоянно чувствует себя в какой-то мере символически обездоленным: недавно купленная дорогая вещь превращается символ старомодности. В силу этого прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления. Современное общество располагает потребностью в индивидуализации. Так конкуренция производителей перерастает в конкуренцию потребителей, которые ищут индивидуальность в бренде и всячески стараются демонстрировать это. В нашу эпоху гибких технологий и моды на постмодернизм принцип «Жить не хуже чем соседи (отечественный аргумент «Чтобы всё было, как у людей»)» трансформировался в принцип «Потреблять так, чтобы не сливаться с толпой». Реклама играет не последнюю роль в развитии общества. Современная реклама в обществе потребления порождает желание принадлежать к определенной группе или типу людей благодаря обладанию конкретным товаром. Упаковка уже перестала быть обычным средством защиты товара. Упаковка превращается в новый инструмент рекламы, который порождает желание приобрести товар. Аргументы рациональности и функционала отходят на второй план, вынося вперед символ презентации престижного стиля жизни потребителя. Реклама превращается в разновидность средств производства: она производит желания, осознанные потребности и интересы. Реклама становится и ключевым фактором успеха бизнеса и феноменом массовый культуры. Поэтому в прошлое уходит культура накопления. Деньги, едва появившиеся у населения, тут же пускаются на приобретение товаров в кредит. Инфляция в умеренных темпах стимулирует развитие культуры расточительства: деньги, хранимые дома или в банке, обесцениваются, поэтому эффективнее их сразу пускать в потребление. В данном случае благополучие семьи зависит от стабильности места работы, потому что квартира, автомобиль, бытовая техника приобретены в кредит.

Российские потребители достаточно противоречивы. Так по данным компании Nielsen на 2010 год. 76% россиян интересуется новыми продуктами, но лишь малая часть готова сразу купить новый продукт с необычным дизайном или вкусом. 70% респондентов предпочитают приобретать товары, которые рекламируют на родном языке. И даже 47% респондентов предпочитают сберегать на «завтрашний день», нежели тратить сегодня. А 63 % россиян предпочитают узнать информацию о покупаемом товаре заранее. Для 57% россиян цена остается значимым фактором при совершении покупок. Каждый второй потребитель знает о скидках, специальных акциях и предложениях, проводимых в магазинах 66% респондентов готовы потратить время на поиск и сравнение цен, чтобы купить любимый бренд по наиболее привлекательной цене. Для 57% россиян цена остается значимым фактором при совершении покупок.

Каждый второй потребитель знает о скидках, специальных акциях и предложениях, проводимых в магазинах. 66% респондентов готовы потратить время на поиск и сравнение цен, чтобы купить любимый бренд по наиболее привлекательной цене. 81% респондентов считают, что качество товара – важнейший критерий при выборе и покупке. Российский потребитель испытывает больше доверия к брендам: 60% респондентов выбирают бренд, который они приобретут, до похода в магазине. 47% опрошенных любят покупать товары знаменитых брендов и готовы заплатить за них большие деньги . В целом основными особенностями потребительского поведения россиян являются:

Демонстративность потребительского поведения;

Имидж потребительского поведения;

Ориентация на бренды;

Рационально-иррациональный характер потребления;

Смещение гендерных ролей;

Потерянность в информации;

Питание как стиль жизни;

Забота о внешности;

Только вербальное стремление к здоровому образу жизни.

На сегодняшний день существует множество индексов помогающих оценить потребительские настроения и ожидания. Например, сформулированный Мичиганским технологическим университетом индекс ожиданий потребителей (CSI – Consumer Sentiment Index), для того, чтобы дать оценку потребительским настроениям, поскольку дальнейшая реакция рынков может сильно зависеть от изменений этого показателя. Имеется еще индекс уверенности потребителей (CCI – Consumer Confidence Index). Индекс составляется на базе опросов населения. Наиболее интересным же индексом для российской действительности является индекс потребительских ожиданий (индекс Иванова) (источник: исследование Сбербанка-CIB, 2013). По данным исследования классический российский мистер Иванов – уверенный в себе среднестатистический потребитель, имеющий машину, квартиру, его доходы в 2012-13 гг. снижаются, но он все равно с оптимизмом смотрит в будущее: экономит на продуктах и покупает новую машину (часто в кредит). «Иванов» проводит около 3-х часов в сети Интернет (электронная почта, социальные сети, покупки) 40% «Ивановых» хотя бы раз в месяц делают покупки онлайн (в Москве и Петербурге - 50-60%) 26% респондентов дела с Интернет-торговлей никогда не имели. 92% считают, что коррупция негативно сказывается на экономике 71% опрошенных полагает, что экономика нестабильна или опасно нестабильна. 42% автовладельцев в ближайшие два года планируют сменить автомобиль. 41% опрошенных говорят о необходимости отложить крупные покупки до достижения страной лучших темпов роста. 44% респондентов ожидают улучшения ситуации в собственных финансах, 16% - ухудшения, остальные - без изменений.

У 26% опрошенных вообще нет сбережений. Больше всего российских потребителей беспокоит инфляция (69%) и угроза безработицы (47%).

Мир не стоит на месте, и уже сейчас идут такие глобальные потребительские тренды как, например «Онлайн-статус». Интернет уже практически стал общей культурой. Материальные знаки, демонстрирующие статус, социальную активность или креативность в онлайне, несомненно станут неотъемлемыми атрибутами, соединяющими виртуальную жизнь с физической реальностью, а вирусный маркетинг распространит это.

Следующим трендом стало появление сегмента «Twinsumers». В обществе формируется мнение о продуктах, услугах, обсуждается покупательский опыт – и все это влияет на решение о приобретении товара. Большинство россиян принимает решения, полагаясь на личные рекомендации, в России поддерживаются глобальные тенденции – переход контроля над информацией о продукте в руки потребителей. Всем известная кнопка «Нравится» в Facebook или ВКонтакте – один из главных инструментов в распространении информации о бренде в социальных сетях. Кроме того набирает популярность построение личного бренда «Brand Me» через онлайн-профиль .

Сегодня в тренде растет добродетель и любезность. Порядка 86% потребителей во всем мире убеждены, что бизнес должен делать выплаты на благотворительность. Появилось поколение G (от английского слова Generosity – великодушие), которое не только интересуется благотворительностью, но и бесплатно распространяет результаты своей деятельности, посвящает свое время взаимодействию и помощи другим людям. На Youtube.com каждую минуту закачивается около 13 часов видео, в миллионах блогов люди бесплатно делятся своими ценными знаниями, советами и жизненным опытом .

Потребители становятся частью эксклюзивных групп для получения специальных предложений. Так как потребители имеют постоянный доступ в интернет и когда слышат или видят новое предложение, они мгновенно распространяют информацию в социальных сетях, создавая положительное или отрицательное отношение к бренду, стимулируя или сдерживая продажи. Кстати Западные бренды стали выпускать новые товары локальной направленности для потребителей на развивающихся рынках. Например производство автомобилей Skoda Fabio, Skoda Rapid, Hyundai Solaris и KIA Rio довело уровень локализации до 47% .

Приобретает смысл такое понятие как «запланированная спонтанность». Стиль жизни современного потребителя становится фрагментированным. Плотная городская среда с постоянной возможностью выбора различных вариантов услуг и продуктов, с мобильными телефонами и смартфонами создает новое поколение, которое не имеет привычек и опыта жесткого планирования. Так мобильные устройства в США производят в день порядка 600 миллионов транзакций (звонки, смс, покупки, получение информации и тд.).

Не может не радовать тренд экологичности. Очень медленными темпами идет формирование общества и экономики, развивающихся в направлении бережливого производства и отношения к окружающей среде. 40% потребителей говорят, что хотят покупать «зеленые» продукты, но только 4% действительно покупают их, когда есть выбор. При этом 58% потребителей думают, что экологичные продукты слишком дороги, а 33% считают их недостаточно эффективными .

Современное общество не стремится к умеренному, разумному потреблению, общество нацелено на сиюминутное удовлетворение желаний . Кроме того общество потребления проникло в Россию при отсутствии сдерживающих регуляторов в форме развитого экологического сознания потребителей и жесткой системы экологического контроля со стороны государства. Сегодня еще нет культуры потребления, она только в перспективе. Задача общества привить современной молодежи культуру потребления и принципы экологичного потребления, рационального природопользования.

  • Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Ж. Бодрийяр. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – С. 269.
  • Новый курс экономической теории. Книга 2. Основы теории трансформации экономических систем и формирования “экономики будущего”. Коллектив авторов. Под ред. Журавлевой Г.П. ТРО ФЭО РЭА им. Г.В. Плеханова, 2010. ISBN 978-5-89016-532-9
  • Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. М.: Эксмо, 2009 г.
  • Березин И. Как мы покупаем? Авторизованный справочник. М.: изд-во Манн, Иванов, Фарбер, 2009
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Прошло 60 лет после этого интервью, которое дал Эрих Фромм американскому журналисту и телеведущему Майку Уоллесу. Речь в нём шла о современном на тот момент, американском обществе. Прошло чуть более полувека, и всё сказанное можно отнести уже абсолютно к любой стране с развитой экономикой, где во главе угла стоит одно большое слово «ПОТРЕБЛЕНИЕ».

    Можно по-разному относиться к Фромму, кому-то нравятся его работы, кому-то нет, я лишь замечу, что есть у него интересные мысли.

    Вот, например, что он написал в введении к своей книге «Иметь или быть»:

    Нужно наглядно представить себе всю грандиозность Больших Надежд, поразительные материальные и духовные достижения индустриального века, чтобы понять, какую травму наносит людям в наши дни сознание того, что эти Большие Надежды терпят крах. Ибо индустриальный век действительно не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинают осознавать, что:

    - Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.

    Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации .

    Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается .

    Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности - или обе вместе способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.

    Приехав в Осло для получения Нобелевской премии мира за 1952 год, Альберт Швейцер призвал мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению...

    Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

    Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся ".

    Современные философы и социологи предпринимали попытки изучения «общества потребления», были и попытки различных классификаций данного общества. Всё это без проблем можно найти в сети интернет.

    Например, приведу лишь несколько отличительных черт современного общества:

    Основные черты современного общества потребления:

    1. Втягивание в процесс потребления абсолютного большинства населения .

    Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности, социокультурной интеграции в общество.

    Т.е. если раньше, какие-либо предметы обихода или допустим одежду меняли по мере её износа, то сейчас некая модница просто покупает себе платье, чтобы провести в нём один вечер, а затем с успехом про него забывает и покупает себе новое платье или туфельки. Я помню, видеоролик смотрел, где одна дама с гордостью показывает в своём роскошном доме отдельную комнату, которую занимают её туфельки, комната, сразу скажу, довольно большая, а не какая-нибудь маленькая кладовка. Ну а некоторые любители авто просто меняют свои автомобили как перчатки, сосед поменял и мне тоже надо.

    2. Революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания .

    Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления. Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает так называемый shopping about - хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели, который становится широко распространенной формой досуга.

    Знакомо, наверное, многим занятие, не так ли? Просто пройтись по магазинам, без какой-либо особой цели, «поглазеть», так сказать.

    3. Революция в средствах коммуникации .

    Возникает новое информационное пространство, в котором не действуют традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и через него поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т. д. Общение все больше смещается в Интернет, обычные телефонные сети и систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Но в то же время общение превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения.

    Согласитесь, что это знакомо всем, если раньше общение было «живым», т.е. приходили в гости, что-то обсуждали, общались, то сейчас в основном, это сотовый и интернет. За услуги, как сотового оператора, так и провайдера мы с вами платим, т.е. по факту, мы платим третьим лицам за общение, которое раньше было «живым». Конечно, есть исключение, когда речь идёт о том, кто живёт далеко от вас, но современные люди даже с соседями своими или просто знакомыми, на данный момент, чаще общаются по телефону или посредством сети интернет.

    4.Появление развитой системы кредита .

    Появление разнообразных форм электронных банковских карточек резко ускорило процесс принятия решения о более или менее крупных покупках и свело к минимуму время на раздумья. В прошлое уходит культура накопления. Деньги, едва появившись, тут же пускаются на приобретение товаров в кредит. Инфляция даже в умеренных темпах стимулирует развитие культуры расточительства: деньги, хранимые дома или в банке, обесцениваются, поэтому эффективнее их сразу пускать в потребление.

    5. Превращение системы массового потребительского кредита в новую форму социального контроля .

    Когда дом, автомобиль, мебель приобретены в кредит, благополучие семьи очень жестко зависит от стабильности рабочего места. Любые формы протеста, конфликта на рабочем месте чреваты его потерей и крахом кредитного благополучия. Постоянность фактора безработицы усиливает этот страх и готовность к компромиссам с работодателем.

    Жизнь в кредит для многих людей стала неотъемлемой частью их бытия. Расплатились по одному кредиту, тут же берём ещё один, а может 2 или 3 одновременно, это реалии современной жизни.

    Реклама превращается в разновидность средств производства: она производит желания, осознанные потребности и интересы. При этом рациональные и функциональные аргументы в пользу выбора данного товара все больше уступают его презентации как символа определенного престижного стиля жизни. Реклама общества потребления порождает желания принадлежать к определенной группе или типу людей, благодаря обладанию конкретным товаром.

    7. Формирование культа бренда .

    Результатом производства являются не товары, наделенные какими-то функциональными свойствами, а бренды - торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания (имиджи, оценки, ожидания, символы и т. д.). Производство и продажа брендов становятся эффективными видами экономической деятельности, т. к. люди платят за свои собственные представления.

    8. Создание нового типа личности .

    Ключевая черта современного общества потребления - склонность к потреблению, как способу конструирования своей идентичности. В силу этого полное удовлетворение даже основных потребностей становится невозможным, поскольку идентичность требует ежедневного воспроизводства. Отсюда парадокс высокой трудовой активности человека, который уже сыт, имеет крышу над головой и обладает достаточно обширным гардеробом. Логическим следствием развития капиталистического способа производства является формирование ненасытного потребителя, для которого потребление выступает как основное содержание его жизни.

    Вся суть этого пункта заключена всего в одном слове, которое повторяется до бесконечности или можно сказать по кругу, слово это - «покупай»…покупай…и снова покупай.

    Есть так же аргументы «за» и «против» общества потребления.

    «ЗА»

    1. Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.

    («хорошего и ответственного правительства» - этот довод очень похож на сказку перед сном)

    2. В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.

    (Вопрос в том, для чего все это надо, для пользы общества в целом или для зарабатывания бабла? это две абсолютно разные вещи, интересы всего общества и интересы отдельной группы лиц, для которой важен только свой карман)

    3. Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.

    (И в этом есть счастье? Работать по 12-15 часов в сутки, для удовлетворения своих необузданных желаний, купить как можно больше, владеть как можно большим.)

    4. Потребление способствует снижению социальной напряжённости.

    (В смысле, покупай и больше ни о чём не думай?)

    5. Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.

    (Что -то по современному обществу этого не скажешь)

    6. Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

    (Надо помогать тем, кто живёт с тобой на одной планете, а не потреблять соседей).

    «ПРОТИВ»

    • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
    • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
    • Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым.
    • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
    • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
    • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
    • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
    • . Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

    Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей . Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)

    А теперь я предлагаю в картинках(смешных и совсем не смешных) посмотреть на современное общество.

    Современные люди-зомби, большую часть жизни проводят с телефоном в руках. Телефон для них предмет родной и самый близкий, а сам владелец любит эту игрушку дальше больше чем окружающих его людей, а некоторые обладатели сеих приспособлений даже гладят их и целуют, ласково с ними разговаривают.

    «Счастливые» обладатели авто. Гордо сидя в своём приобретении, они порой окружающих людей не замечают, а из некоторых важность так и прёт. Поставить свою машину так, что бы окружающим негде было ходить, найдя при этом тысячи оправданий, впереди пешеходный переход, а что разве нужно тормозить? Подождут, ведь я тороплюсь! Вот основная суть некоторых« счастливых» обладателей авто.

    Современный мир породил новый вид богатырей. И если раньше перед былинными богатырями вставал выбор "На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя и коня потеряешь» ,то перед нынешними богатырями камень стоит уже совсем с иными надписями.

    «Скидка» и «Распродажа» два магических слова, делающих из современного человека…а впрочем, смотрите сами, на кого похожи эти люди?

    А как вам довольное лицо оператора? который всё это снимает (на предпоследнем фото).

    Следующая картинка: человеку требуется помощь, допустим, он поскользнулся и упал. Обязательно найдётся кто-то, кто вместо того, чтобы помочь подняться, достанет свою любимую игрушку из кармана и начнёт снимать этого несчастного. А затем выложит всё это в интернет в категории юмор.

    Специально для таких, хочется поставить следующую картинку:

    Мир рекламы. Улицы современных городов, по большей части представляют собой одну большую вывеску со словом «купи». Решил посмотреть телевизор и тебе тут же напоминают, что необходимо, что то купить. Зашёл в интернет, а что, ты разве не хочешь ничего купить?

    Человек-телевизор. Большую часть свободного времени проводит глядя в эту чудо-коробку. Бесчисленные ток-шоу и сериалы, а разве ещё что-то нужно? Человеку-телевизору больше ничего и не надо, естественное желание подсматривать за тем, как живут другие, пускай даже это всего лишь выдумка сценаристов. Само желание обусловлено любопытством, которое есть в каждом человеке, но ведь можно же изучать окружающий мир, например, а можно просто подсматривать за другими. А Жизнь проходит мимо…

    Целью данной статьи не является подробно разобрать современное общество, я лишь показал некоторые картинки из жизни современного человека. И куда же мы пришли на данный момент? Есть у меня ещё одна, последняя картинка.

    В завершении хочется снова вернуться к Фромму. Вот, что он пишет о природе обладания. Довольно интересно, на мой взгляд, пишет. Он отмечает, что обладание чем либо, это всего лишь иллюзия т.к. сам человек не вечен, и то чем стремиться обладать человек тоже не вечно, нет ничего вечного в этом материальном мире. Более того, человек становиться зависимым от того чем он стремиться обладать(раб собственных желаний). Человек сам становиться вещью т.к. он напрямую зависит от того чем он хочет обладать(всем знакомы навязчивые мысли что либо приобрести, которые по кругу крутятся в голове). Фромм отмечает, что подобная связь смертоносна, а не животворна.

    ПРИРОДА ОБЛАДАНИЯ

    Природа обладания вытекает из природы частной собственности. При таком способе существования самое важное - это приобретение собственности и мое неограниченное право сохранять все, что я приобрел. Модус обладания исключает все другие; он не требует от меня каких-либо дальнейших усилий с целью сохранять свою собственность или продуктивно пользоваться ею. В буддизме этот способ поведения описан как "ненасытность", а иудаизм и христианство называют его "алчностью"; он превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти .

    Утверждение "Я обладаю чем-то " означает связь между субъектом "Я" (или "он", "мы", "вы", "они") и объектом "О".

    Оно подразумевает, что субъект постоянен, так же как и объект. Однако присуще ли это постоянство субъекту? Или объекту? Ведь я когда-то умру; я могу утратить свое положение в обществе, которое гарантирует мне обладание чем-то. Столь же непостоянным является и объект: он может сломаться, потеряться или утратить свою ценность. Разговоры о неизменном обладании чем-либо связаны с иллюзией постоянства и неразрушимости материи . И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем, так как мое обладание, владение объектом и власть над ним - всего лишь преходящий миг в процессе жизни.

    В конечном счете утверждения "Я определение "Я" через мое обладание "О".

    Субъект - это не "я как таковой", а "я как то, чем я обладаю". Моя собственность создает меня и мою индивидуальность. У утверждения "Я есть Я" есть подтекст "Я есть Я, поскольку Я обладаю X", где Х обозначает все естественные объекты и живые существа, с которыми я соотношу себя через мое право ими управлять и делать их своей постоянной принадлежностью.

    При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи , и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь:

    объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, то есть психическое здоровье основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна.

    И полвека назад и сейчас есть люди, которые задумываются и задаются вопросом: «А всё ли с нами в порядке? С человечеством, в общем и целом, куда нас завело вот это общество потребления и есть ли выход?» я выделял в тексте один, на мой взгляд, важный момент и я его продублирую.

    «Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека »

    Так же было отмечено, кому выгодно подобное общество, в котором нет места для нравственного и духовного развития людей, повышения их образовательного уровня. Оно выгодно так называемым «хозяевам жизни », которым проще управлять обществом потребителей, ведь это общество, похоже на стадо животных. На приведённых мной картинках это стадо очень хорошо заметно под заголовком «Скидка и распродажа».

    А выгодно ли оно вам? Тем, кто читает или будет читать эту статью, просто дайте сами себе честный ответ. Вам бы хотелось, чтобы ваши дети жили вот в этом самом обществе потребления или может быть общество должно быть другим, с преобладанием совсем иных ценностей? Под иными ценностями, конечно же, я имею в виду, прежде всего преобладание в обществе нравственного и духовного развития.

    Мир сейчас приближается к новому (хотя это относительно, учитывая что история циклична) этапу своего существования. Это время глобальных катаклизмов, и после выхода передачи «Се грядёт » многим уже понятно, что мы уже вплотную приблизились к этому этапу. Кто не верит, могу только сказать, что уже скоро всё увидите сами, так сказать своими глазами. Как бы странно это не звучало, но есть в этом этапе один плюс. В тех условиях, в которые будет поставлено человечество, а правильнее будет сказать, в которые оно само себя поставило, всё большее количество людей начнёт задаваться простым вопросом «А есть ли выход?». Ведь правила искусственно навязанные обществу, с молчаливого согласия этого самого общества, в эпоху катаклизмов просто не работают. И от ответа на этот вопрос, каждого человека будет зависеть очень многое. Судьба всего человечества в целом.

    Подготовил: Игорь (г. Вятка)

    Общество потребления: сущность, характеристики

    Одной из характеристик современного общества является «общество потребления». Принцип потребления особенно ярко наблюдается в экономически развитых странах: все больше средств тратится на досуг, развлечения, на продукцию, в которой нет необходимости и т.д.

    Французский социолог Жан Бодрийяр рассмотрел сущность общества потребления в одноименной работе. Он называет потребление цепной психологической реакцией, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна. Он считает, что общество потребления -- это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира.

    Ключевое понятие социального устройства -- счастье -- Бодрийяр рассматривает как абсолютизированный принцип общества потребления. Наделяя счастье количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации, он видит его лежащим в основе современной демократии, смысл которой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостояния и т. п. Иными словами, потребительская ценность товаров абсолютна и не зависит от конкретного человека. В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен -- он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам. Потребности производятся вместе товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.

    Характеристики общества потребления (по Бодрийяру)

    ь Персонализация, или наименьшее маргинальное различие (НМР)

    Функциональный, обслуживающий характер человека в обществе потребления приводит к синтезу индивидуальности из знаков и подчёркнутых отличий. В сфере знаковых различий не остаётся места для подлинного различия, основанного на реальных особенностях личности. Всё -- от роскоши и права на свободное время до манифестированной упрощённости -- входит в свод чисто социальных различий, легимитированных самой системой. Даже искренний поиск утраченной действительности, познание себя имеют эффектом лишь произведённое социальное различие -- основной движущий механизм общества потребления. Персонализация человека в знаках задаёт всё вплоть до самих его типов. Модель требовательного мужчины и заботящейся о себе женщины -- это те же всеобщие, законодательно задекларированные идеалы, имеющие демократический смысл лишь в своём свойстве быть равно желанными для всех.

    ь Массово-информационная культура

    Отношение массовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению моды к предметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура, таким образом, изначально создаётся для недолговременного использования, она есть среда, в которой сменяются знаки. Её императивом становится требование актуальности, современности, функциональной пригодности для человека-потребителя. Развитие средств коммуникации приводит к утрате символической основы в человеческом общении. На смену индивидуальности, живой культуре приходит ритуализация бессмысленных знаков, не имеющих содержания. Формируется некий минимум таких знаков, обязательный для каждого «культурного» человека. Бодрийяр определяет этот минимум как «наименьшую общую культуру», которая выполняет в массовом сознании роль «свидетельства культурного гражданства». Атрибутом мира потребления является китч -- никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характеризующийся лавинообразностью распространения, имеющей классовую природу. Потребление предмета-китча есть симулятивное приобщение к моде, покупка отличительного признака.

    Средства массовой информацию отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Суть этого тоталитаризма состоит в «гомогенизации» событий, приданию им равноправия перед восприятием потребителя. СМИ убивают живое содержание мира, извлекая из него лишь события, содержание которых, в свою очередь, сводится уже лишь к бесконечной отсылке друг на друга. На основе такого отношения к подлинной действительности СМИ формируют «неореальность», не имеющую категорий истинности и ложности. «Неореальность», в создании которой также участвует реклама, состоит из «псевдособытий», возникновению которых не предшествует ничья цензура. Реклама не призывает к анализу достоверности своего содержания, а требует веры в себя. В этом смысле она имеет пророческий характер.

    ь Тело -- самый прекрасный объект потребления

    Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, делать из него инструмент устранения социальных различий. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями -- они подсчитываются как статьи потребительской способности. Тело становится упрощённым аналогом души -- его нужно «найти», «открыть», «познать» и «спасти». Оно становится объектом совремнной мифологии и, в сущности, не является больше материальным. Тело -- это объект потребления, наряду с обладателем его потребляют медицина и модные журналы. Связанная с ним сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системы производства.

    ь Драма досуга, или невозможность убить своё время

    Время имеет потребительскую стоимость. Оно не может быть истинно свободным, поскольку его свобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления. В традиционном смысле время исчезает -- его деление на свободное, приятно или плохо проведённое больше не является фундаментальным критерием его различения. Время гомогенно в своём статусе элемента производства. Досуг есть не более чем время восстановления работоспособности. Люди стали «отходами денег и времени». В обществе потребления -- время невозможно убить, его нельзя потратить вне системы потребления.

    ь Мистика заботы

    «Под солнцем заботы загорают современные потребители». Оберегающий, предусмотрительный и заботливый облик общества потребления есть не более чем его защитный механизм, скрывающий «глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию щедрости, где „благодеяние“ скрывает барыш». Бессимволичность, опредмеченность отношений между людьми компенсируется знаками участия и доброжелательности. Услужливость, раболепство, идеология дара -- это систематические факты современного общества, которые скрывают реальные экономические механизмы. Эти факты обязывают потребителя считать себя больным, неполноценным, нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг.

    ь Аномия в обществе изобилия

    При видимом изобилии возникает косвенный культ насилия как своего рода предохранитель, переключающий человека с размышлений о свободе на размышление о счастье. Изобилие обволакивает человека и с неизбежностью ставит его перед новой моралью, которая не является следствием прогресса. При таком положении вещей появляется новый тип насилия, являющийся компенсацией изобилию и своего рода доказательством его неустойчивости. Другими доказательствами являются постоянная усталость и депрессия, ставшие как раз следствиями изобилия, упрощения, автоматизма современной жизни. http://ru.wikipedia.org/wiki/Общество потребления

    С каждым годом потребности общества растут все больше, что приводит к определенным экономическим и социальным изменениям.

    ь В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает шопинг, который становится популярной формой проведения досуга.

    ь Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами.

    ь Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама.

    ь Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой -- «не сливаться с толпой».

    ь Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, карты постоянных покупателей и т. п.

    ь Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в неё включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже, чем аналогичные товары менее « раскрученных» производителей.

    ь Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются.

    ь Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой.

    ь Физкультура и спорт становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой.

    Тип потребления индустриального общества. Тип потребления так называемого общества массового потребления (высшей стадии развития индустриального общества). Тип потребления постиндустриального общества...

    Взгляд на потребности человека с точки зрения экономики. Экономическое развитие общества

    При каждом типе потребления складывается специфическая система потребностей и соответствующий ей стиль сервисной деятельности. Охарактеризуем основные особенности этих типов потребления. 2.1...

    Гражданское общество: история и современные проблемы

    В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия. Наиболее традиционной, хотя и уходящей со сцены, стала точка зрения...

    Почему же, несмотря на все ужасы, к которым приводит потребление психостимулирующих веществ, люди, и, прежде всего молодые люди...

    История возникновения и последствия наркомании

    Внимательное изучение наркоситуации в России наводит на грустные размышления - очевидно резкое омоложение участников незаконного оборота наркотиков и лиц, злоупотребляющих ими...

    Общечеловеческие ценности общества массового потребления

    Общество потребления -- широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни...

    Основы и особенности российского пути к информационному обществу

    Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития...

    Потребление населением материальных благ и услуг

    Двадцатое столетие было отмечено фундаментальной сменой хозяйственной ситуации - произошел переход от недопроизводства и дефицита к перепроизводству основных потребительских благ, когда вместо вопросов о том...

    Процесс самоактуализации молодежи в условиях общества потребления

    Современное общество называют обществом потребления, где информация и массовая культура существуют лишь с целью стимулировать процесс приобретения различных материальных благ, заменяющих духовные аналоги, что, в свою очередь...

    Пятимерный план Гэллапа по совершенствованию методики КСИ общественного мнения

    Существует множество различных точек зрения по поводу того, что такое общественное мнение. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений...

    Развитие гражданского общества как необходимого условия обеспечения социально-политической безопасности

    Сам термин гражданское общество появится благодаря Аристотелю. В семнадцатом - восемнадцатом веках получил новое осмысление и развитие. Упрощенно...

    Развитие общества знания в современных условиях

    На всех этапах развития представлений об обществе знания сохранялась проблема демаркации между этими представлениями и другими теориями социальных трансформаций. Очевидно, что теории информационного общества...

    Роль субкультур в жизне современной молодежи (на примере изучения хип-хоп культуры)

    Понятие «субкультура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. До середины 80-х годов ХХ века в справочной литературе оно не встречается. Термин был введен в научный оборот в 30-х гг. ХХ столетия американским социологом Т.Роззаком...

    Семья как субъект потребления

    семья кризисный стратегия потребитель Рассматривать понятие семьи в маркетинге можно с двух различных точек зрения. С одной стороны, семья - это социальный институт, т. е. совокупность убеждений, норм, взглядов, ценностей...

    Социальная стратификация общества

    социальная стратификация общество неравенство В политологическом смысле закрытое общество - это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено...

    Общество потребления

    Впервые термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм .

    Общество потребления возникает в результате развития капитализма , сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

    Черты общества потребления

    • В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты . Широкое распространение приобретает шопинг , который становится популярной формой досуга.
    • Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета , сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
    • Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама , проникающая в самые глубокие слои сознания.
    • Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой - «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

    Аргументы в защиту общества потребления

    Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства . Их основные тезисы таковы:

    • Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.
    • В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.
    • Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.
    • Потребление способствует снижению социальной напряжённости.
    • Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.
    • Члены общества потребления требуют более высоких экологических стандартов и экологически чистых продуктов, вынуждая производителей создавать их.
    • Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

    Аргументы против общества потребления

    • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
    • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
    • Основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым.
    • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
    • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
    • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
    • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
    • Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием , так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть . Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

    Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное достижение ради экономических целей . Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога , Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни - вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом) .

    • Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:

    Простые люди покупают вещь - и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так - что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

    - «Патриарх Кирилл: „Я приехал как паломник“» , газета Аргументы и факты в Украине № 32 (677) от 05.08.2009

    В России

    Общество потребления в постсоветский период в России: Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка - 10-15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления. Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

    По информации Центробанка в - гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

    Связанные явления

    Вещизм - пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью - соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

    «Аффлюэнца» (англ. affluenza ) - термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

    См. также

    • «О дивный новый мир » (антиутопия Олдоса Хаксли)
    • «Хищные вещи века » (повесть Братьев Стругацких)
    • «Бойцовский клуб » (фильм)
    • «99 франков » (фильм)

    Примечания

    Литература

    • Baudrillard, J. The Consumer Society. Myths & Structures. - L., Thousand Oaks, N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. - ISBN 0-7619-5691-3
    • Miles, S. Consumerism as a Way of Life. - London: SAGE Publications, 1998.
    • Дебор, Ги-Эрнст Общество спектакля .
    • Лимонов, Э. В. Дисциплинарный санаторий. - СПб. : Амфора, 2002. - ISBN 5-94278-320-9
    • Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность .
    • Ильин В. И. Потребление как дискурс. - СПб: Интерсоцис, 2008.
    • Ильин В. И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса. Социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб: Интерсоцис, 2007. - ISBN 978-5-94348-044-7

    Ссылки

    • Кондратьев К. Я. Современное общество потребления и его экологические ограничения // Энергия . - 2005. - № 10. - С. 60-66.
    • Софронов-Антомони В. Производство теории потребления // Знание - сила . - 2002. - № 7.
    • Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос . - 2000. - № 4. - С. 63-77.
    • Есть ли будущее у общества потребления? Лекция Петра Мостового с Полит.ру

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Общество потребления" в других словарях:

      Англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. см.… … Энциклопедия социологии

      С английского: Consumer society. Из книги «Средства для поднятия настроения» (1973) американского политолога Ивана Иллича (р. 1926). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

      ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ - широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры»,… … Большая актуальная политическая энциклопедия

      - «Общество потребления» (фр. La société de consommation: ses mythes et ses structures) социально философский труд Жана Бодрийяра, написанный в 1970 году. Русский перевод Е. А. Самарской издан в 2006 году… … Википедия

      ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ) - англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. См.… … Толковый словарь по социологии

      - (фр. La Société du spectacle) книга, написанная Ги Дебором в 1967. Книга посвящена анализу современного западного общества с леворадикальных позиций. Суть современного состояния Ги Дебор определяет как утрату непосредственности: «всё,… … Википедия

      ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО - (CONSUMER SOCIETY) Этот термин воплощает идею, согласно которой современные общества отличаются тем, что они во все большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерные черты обществ потребления являются предметом быстро… … Социологический словарь