Системное мышление. Психологический потенциал человека. Проблема развития потенциала личности

личность потенциал персонал оценка

Потенциал личности: познавательный, морально-нравственный, творческий, эстетический

Во многих странах мира важнейшей основой национального богатства является человеческий потенциал, которые раскрывается в деятельности руководителя в процессе хозяйственной деятельности. Следовательно, становится ясно, что именно руководитель и является и двигателем прогресса, и основой развития экономики. Каждый человек обладает присущими только ему особенностями и способностями, силой, т.е. определённым потенциалом См.: Мозгачев М.И., Проблемы формирования конкурентоспособности ориентированной экономики России // Экономика и предпринимательство, 2013, № 7..

Чтобы раскрыть понятие «потенциал личности», сначала определим значение главного слова - «потенциал».

Латинское слово potential (сила, мощь) пришло в русский язык в XIX веке через заимствование французского слова «потенциальный», означающего «могущий быть». То есть понятие потенциал подразумевает: совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами; нереализованные способности и уровень развития общества, социальной, группы человека См.: Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика, 2011, № 1..

Убеждение в том, что человек как биологический вид обладает большим нереализованным потенциалом, составляет важный аспект выдвинутой Маслоу теории человеческой мотивации. Маслоу полагает, что все или, по меньшей мере, почти все младенцы рождаются с потенциалом психологического роста и соответствующей потребностью См.: Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2010..

На данное определение потенциала, приведенное Маслоу нельзя применять как достаточное при раскрытии потенциала управленца, но его идея биологических предрасположенностей человека приобретает новую форму в трудах Ю.В. Синягина и В.Н. Маркова, которые рассматривают «человеческий потенциал управленца» как систему воспроизводимых ресурсов, проявляющихся в деятельности управленца, которые направлены на достижение социально-значимых результатов. При этом, авторы рассматривают человеческий потенциал управленца не как определенный объем ресурсов, присвоенный человеку от рождения (его индивидуальные компетенции), а как его повседневную, ежеминутную способность к реализации своих ресурсов.

В своих исследованиях А. Сен, индийский экономист, рассматривал «человеческий потенциал» с точки зрения возможностей (capabilityapproach) и обосновал его как процесс развития через расширение компетенций, которое характеризует «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает наиболее предпочтительными» См.: Сен А. Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004..

В трудах Б.Г. Ананьева потенциал рассматривается как качественная характеристика субъекта, которая раскрывается в специфике трудовой деятельности управленца и характеризуется его трудоспособностью, работоспособностью, активностью, которая направлена на ценностную ориентацию и мотивацию и зависит от сформированного в деятельности практического опыта различной степени обобщенности См.: Ананьев Б.Г., О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2011..

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим) См.: Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. - Ростов н/Д., 2012..

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых, и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный (эстетический) потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского См.: Ромашов О.В., Ромашова Л.О., Социология и психология управления. - М., 2011..

Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются личность, деятельность и коллектив. Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития - от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности... Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».

В тех случаях, когда сознание, ментальность, культура и прочие факторы внешней среды не мешают согласованной гармоничной работе внутренних уровней организации капсулы живого вещества под названием «человек», они на механизмах самоорганизации реализуют принцип диакосмической тендезы, то есть разворачиваются в психофизиологические тенденции, посредством которых реализуются физиологические и темпераментно-психологические потенции индивида. Но реализация темпераментных потенций происходит в конкретной окружающей среде (экологической и социальной), которая способствует или не способствует их развитию. Она накладывает сильнейший отпечаток на формы и выражение темпераментных психологических черт. Темпераментные тенденции «социализуются», приобретают национальный (ментальный) окрас, и в результате мы получаем функционально-акцентуированный тип характера. Но в каждом характере любой национальности с закономерной неизбежностью просматривается типовая базисная темпераментная основа.

Функционально-ролевая генетически врожденная обреченность — это не только индивидная психологическая обреченность, это механизм «генетической» обреченности коллективного (стайного) уровня. Выживает только та стая, которая обеспечила себя полным ролевым набором, начиная с генетического уровня. Ваша семья — это та же стая!

Кто-то довольно точно сказал, что характер — это социализованный темперамент. Да, современный человек не «маугли», который растет в джунглях; теперь он растет в каменных джунглях мегаполисов. Да, культура делает из каждого индивида собственно то, что называется человеком, причем каждая культура делает человека именно своей культуры. Мусульманская культура делает человека мусульманином, советская культура рождает «совка», а криминогенная среда делает человека преступником. Но во всех этих случаях с железной необходимостью проявляет себя типовое человеческое поведение, проявляющее себя в качестве архетипических функциональных комплексов. Кто-то стремится и занимает позицию «вождя», а кто-то страстно ищет себе вождя и охотно подчиняется ему; кто-то любит работать, а кто-то — говорить о работе; кто-то с высокой чувствительностью глаз и ушей занимается искусством и прикладной эстетикой, а кто-то (и не только в первобытном сообществе) должен уметь убить жертву, как бы неэстетично это ни выглядело. Самое ужасное, что эта функциональная, врожденная тоска по «убиению» рационализируется и в рационализированном виде, без глубинного смыслопонимания активно и патриотично живет и действует среди нас.

Вы же не сомневаетесь, что у нас существует генетическая подпрограмма полоролевого поведения. Почему бы тогда не быть подпрограмме функционально-ролевого, типического поведения? Каждый из нас рожден со своим функциональным предназначением (или набором таковых). Если некто верно реализует свое предназначение, то проживает долгую, здоровую, счастливую и творческую жизнь. Нездоровье и несчастье — это расплата за самонепонимание. На спектакль под названием «жизнь» мы приглашены играть разные, и для каждого из нас предопределенные роли (Шекспир, конечно же, сказал это лучше нас).

Источником возникновения термина «личность» было одно из наиболее ранних определе­ний: личность (лицо) есть внешнее проявление индивидуаль­ности - то, как человек воспринимается окружающи­ми и как на них воздействует. Первоначально это слово обозначало маски, надеваемые актерами во время театрального представления в древнегреческой драме.

В настоящее время единая теория личности не разработана. Так, еще в 1937 году Г. Оллпорт насчитал в философии, теологии, социологии и психологии суммарно пятьдесят определений личности. Существует ряд различных подходов к определению личности.

По мнению Л.Хьелл и Д.Зиглер, большинство теоретических воззрений на личность содержат следующие общие положения:

    Значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка­чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей.

    Личность предстает в виде некоей гипотетиче­ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не­посредственному наблюдению, по крайней мере, частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.

    Личность характеризуется в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающего.

    Личность представлена теми характеристика­ми, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

Личность есть характеристика общественной представленности человека, который ответствен­но определяет свою позицию среди других.

В этой связи основными функциями личности яв­ляются:

    автономизация - отделение себя от других;

    самопредъявление - представление своих особен­ностей и возможностей;

    рефлексия - анализ своих действий с точки зре­ния их соответствия цели и результату;

    социализация - вхождение в социум, принятие его норм и ценностей.

Названные функции, с одной сто­роны, определяют области и направления деятельно­сти личности, с другой - являются критерием испол­нения личностью возложенных на нее задач.

1.2. Психологический потенциал личности

Согласно современным психологическим представлением человеческая личность обладает огромным, практически неисчерпаемым потенциалом. В современной литературе встречаются различные подходы к классификации данного явления. Наиболее употребительным, в том числе с точки зрения профессиональной деятельности сотрудника МВД РФ, является подход, где личность характе­ризуется 5 (пятью) потенциалами : познавательным, цен­ностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал личности определяется объемом и качеством информации, которой распола­гает личность. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологичес­ кий (ценностный) потенциал личности определяется приобре­тенной ею в процессе социализации системой ценностных ори­ентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетичес­кой сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждени­ями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется получен­ными ею и самостоятельно выработанными умениями и навы­ками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) тру­да, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ро­лей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потреб­ностей и тем, как она их удовлетворяет. Он проявляется и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность - это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек как носитель сознания, обладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности.

Что является гарантированной опорой счастья, спокойствия и благополучия человека в любых жизненных ситуациях?

Это его психологическая устойчивость и внутренние потенциалы. Вот о них сегодня и пойдет речь.

Кроме того, в этой статье мы рассмотрим типичные особенности незрелого мышления, снижающего психологическую устойчивость. А также способы профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов , как необходимого условия для психологической устойчивости, а значит здоровья, успеха и счастья.

В психологии здоровья, всестороннего благополучия и, в целом, счастья человека выделены основные потенциалы человека, представляющеи из себя систему взаимосвязанных потенциалов, обеспечивающих целостное здоровье и успешность человека.

К этим потенциалам относятся: потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный, креативный и духовный потенциалы. Далее о каждом из них подробнее.

Потенциал разума:

Способность человека совершенствовать свое мышление. Продуктивное решение жизненных проблем предполагает зрелое, т.е. реалистичное, системное, творческое, дивергентное мышление. Именно неадаптивное, незрелое мышление запускает механизмы усталости от жизни, депрессии, психосоматических заболеваний . С трудностями личностного роста, прежде всего, совершенствования мышления, связана и одна из основных причин депрессии. По мнению представителей когнитивной психологии, основой депрессии является когнитивная триада. Это - негативное представление о себе (неверие в свой потенциал и в свою успешность); негативное представление о мире, как о враждебном, безрадостном; негативное представление о будущем, не позволяющем воплотить жизненные планы человека, реализовать его потребности и желания;

Потенциал воли:

Отражает личностный аспект здоровья, определяет его способность к самореализации, умение ставить смыслообразующие жизненные цели и выбирать адекватные способы их достижения. По мнению психологов, недостаточная реализация этого потенциала является основной причинной многих личностных проблем и ослабления здоровья современного человека. В. Франкл считал, что у каждой эпохи свои неврозы, а для нашей характерен «ноогенный невроз», т.е. утрата смысла жизни, слабое развитие умений определять свое место в жизни, создавать систему ценностей, базовых целей и соответствующих им жизненных стратегий. Этот тезис подтверждается медико-демографическими исследованиями доктора медицинских наук И.А. Гундарева, пришедшего к выводу о том, что только незначительная доля жизненной прочности человека зависит от того, есть ли на что жить, а львиная - от того, есть ли зачем жить;

Потенциал чувств:

Характеризует богатство эмоциональной сферы человека; его способность адекватно выражать свои чувства; понимать и принимать свои чувства и чувства других. Значимость реализации этого потенциала определена в психологии счастья, психологии здоровья, психосоматической медицине. Позитивный эмоциональный настрой, яркость, интенсивность эмоциональной сферы являются важнейшими психологическими условиями профилактики от хронической усталости души и тела, от истощения нервной системы, развития синдрома эмоционального выгорания и психосоматических заболеваний;

Потенциал тела:

Способность человека совершенствовать свое тело, осознавать его как часть своей личности;

Общественный потенциал:

Позволяет человеку успешно адаптироваться к социальным условиям, развивая коммуникативную культуру;

Креативный потенциал:

Определяет способность человека к созидающей активности, к деятельности, направленной на преобразование себя и мира. Реализация этого потенциала создает психологическую базу личностной зрелости, развитие способности человека к самореализации, достижению качества жизни, соответствующего его индивидуальности;

Духовный потенциал:

Способность человека развивать духовную природу человека, т.е. его родовое качество, определяющее стиль жизнедеятельности.

Характеристики незрелого мышления, как фактора снижающего психологическую устойчивость:

В процессе актуализации потенциала разума важно осознавать те особенности незрелого мышления, которые способствуют неадекватному восприятию себя, мира, жизни. При восприятии любой жизненной ситуации участвуют два вида информации:

1) объективная информация, поступающая в мозг в данной ситуации;

2) информация, определяющая индивидуальность человека: потребности, мотивы, интересы, стремления, желания, жизненный опыт, установки, чувства, эмоции, психические состояния.

Вся новая информация сначала воспринимается и обрабатывается той частью мозга, которая отвечает за эмоции, а потом поступает в высшие отделы мозга для логического анализа и синтеза. Именно второй вид информации определяет субъективное восприятие любой ситуации и тем самым - действия и поступки людей.


Итак, что такое неадаптивное, незрелое мышление? Выявлено десять наиболее и преодоление конфликтов:

1) максимализм. Человек воспринимает все в черно-белых тонах. Мыслит категориями: «все или ничего». Пытается вместить жизнь в абсолютные категории; тем самым искажается восприятие;

2) общий вывод из единичных фактов;

3) скачущие умозаключения. Есть два вида таких умозаключений: а) возникающие из-за незнания предшествующего; б) возникающие из-за ошибок в вероятностном прогнозировании будущего;

4) выводы, основанные на эмоциях. Человеку мешает адекватно воспринимать ситуацию и конструктивно действовать вера в то, что его эмоции адекватно отражают действительность;

5) ярлыки. Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки чрезмерно упрощены и сильно искажают восприятие реальности. Вешая ярлыки другим, человек не воспринимает противоречивость, многоаспектность, многоуровневость личности и мира, что приводит к конфликтам, а затем блокирует их продуктивное решение. Ярлыки мешают осознать динамичность, как самой конфликтной ситуации, так и поведения, состояния участников конфликта;

6) принятие ответственности за независящие от человека события. Эта ошибка порождает чувство вины, ощущение беспомощности, усиливает комплекс неполноценности, что мешает человеку адекватно воспринимать конфликтную ситуацию и выбирать стиль поведения, соответствующий как объективным условиям, так и своим интересам, чувствам, состояниям;

7) дисквалификация положительного - переосмысление положительных или нейтральных фактов в отрицательные. Эта ошибка - одна из самых разрушительных форм познавательных нарушений, делает восприятие мира и жизни безысходным, угнетающим, подавляющим активность человека, способствующим развитию депрессии;

8) преувеличение и преуменьшение либо позитивного, либо негативного, ослабление реалистичности мышления;

9) психологическая фильтрация событий. Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего. В данном случае нарушается синергичность мышления, восприятие людей и жизни как сложного, противоречивого целого. Подобная ошибка порождает множество проблем и затрудняет процесс их решения, способствует возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов;

10) "можно было бы". Данное нарушение познания вызывает ряд негативных чувств: своей вины, гнева или обиды на других, также способствуя возникновению трудно разрешаемых, подчас злокачественных конфликтов, когда проблема так долго не решается, что конфликт приводит к ощущению жизненного тупика или катастрофы.

На гармоничность внутреннего мира личности, ее психологическую устойчивость крайне негативно воздействует внутренняя конфликтность, обусловленная низким уровнем развития способности конструктивно и своевременно разрешать свои внутренние конфликты.

Затянувшийся или неразрешенный внутриличностный конфликт становится одним из важнейших факторов любых видов внешних конфликтов человека и источником нарушения его социального, психического и физического благополучия.

Компетентность в осознании и решении конфликтов становится в нашу эпоху существенной составной частью профессиональной компетентности человека и показателем его личностной зрелости .

Психологи определили целый спектр психологических условий профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Условия профилактики и конструктивного решения человеком своих внутриличностных конфликтов:

Креативность, т.е. творческое отношение к жизни, способность к самореализации в основных сферах жизнедеятельности;

Чувство юмора;

Умение преодолеть негативный эмоциональный "шлейф" очередного конфликта, снять напряжение.

Реалистическое восприятие жизни. Принятие трудных ситуаций как закономерных явлений действительности;

Синергичность, т.е. способность понимать и принимать человека и мир как единство противоположностей, как сложные, противоречивые, многоуровневые системы;

Обретение смысла жизни, соответствующего своей индивидуальности и обеспечивающего чувство удовлетворенности;

Выработка системы ценностей, принципов, взглядов, помогающих строить адекватные жизненные стратегии;

Выработка динамичности, гибкости мышления и поведения;

Развитие способностей к самопознанию, самоанализу и самоуправлению на всех этапах жизнедеятельности;

Адекватная, устойчивая самооценка;

Умение видеть и своевременно решать проблемы;

Оптимистическое отношение к жизни;

Постоянный личностный рост, развитие личностной зрелости;

Незаменимым условием сохранения и развития психологической устойчивости является создание индивидуальной системы психологической самозащиты внутреннего мира личности от всего спектра негативного воздействия. И об этом в следующей статье.