В декоративно прикладном искусстве всех. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Орнамент как часть народного декоративно - прикладного искусства.

В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.
Орнамент – это, прежде всего, украшение, это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются.
Особенности орнамента состоят в следующем.
1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами.
2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.
Орнаменты многообразны. Их различают, прежде всего, по содержанию мотивов: геометрические; природные; образованные из предметов, созданных человеком; образованные из символов и эмблем.
Основным свойством орнамента является ритм. Ритм – это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение, и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII-XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV-XVII вв.
Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах декоративно-прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно.
Вывод: декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Истоки древнерусского орнамента и семантические знаки в нем. Орнаментальное искусство эпохи Возрождения и Ренессанса, его особенности и влияние исторических событий на его изменение. Использование орнамента в керамике, текстиле и ювелирных изделиях.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    История возникновения и развития язычества. Символика славян в декоративно-прикладном искусстве. Ремесла древних славян, русская вышивка и мифология, художественная резьба по дереву. Древние славянские образы в современном декоративном искусстве.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2014

    Роль и значение, особенности проявления образа и символики растения в декоративно-прикладном искусстве русских народных промыслов Хохломы, Жостово, Пермогорья, Урало-Сибирской и Обвинской росписи. Обрядово-мифологическое значение растения в данной сфере.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Отличительные черты искусства модернизма. История развития орнамента в декоративно-прикладном искусстве. Смысловые корни растительной орнаментики древних культур. Растительный орнамент в западноевропейской культуре. Декоративные орнаменты в модерне.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2013

    Альфонс Муха как яркий представитель модерна, один из первых соединил орнамент с человеческой фигурой. Композиционный и смысловой центр, сюжет картины "Мечтательность". Репрезентация орнамента в декоративно-прикладном искусстве на примере работ Галле.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2014

    История возникновения и развития язычества. Анализ и сравнение верховных богов стран Древней Греции и Рима, Индии и Руси. Символика славян в декоративно-прикладном искусстве в разные периоды развития цивилизации. Крашение и ручная роспись по ткани.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2014

    Изучение истории развития традиционного орнамента Белоруссии. Богатство колорита и форм орнамента, его роль и место в белорусском народном изобразительном искусстве. Знакомство с основными элементами, техниками, приемами композиции в этом искусстве.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2014

История и сегодняшний день декоративно- прикладного искусства- резьба по дереву.

Издавна русский человек, справив избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества - вырезывание из дерева.

Народные мастера, используя специфические свойства материала, умели выявить его неброскую красоту, придать своим вещам удобные и художественно завершенные формы. Причем декор крестьянских изделий был органически слит с их практическим бытовым назначением.

Существует несколько видов резьбы по дереву: домовая (глухая, накладная, прорезная), объемная (скульптура, игрушки, долбленая посуда), контурная, геометрическая, плоско рельефная (заоваленная с подушечками и подобранным фоном), рельефная и резьба на пряничных досках-штампах.

При раскопках древних русских городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, ложкарь, струг и долото.

Топором обрабатывали внешние формы. Теслом на протяжении многих веков пользовались мастера деревянной посуды для выборки внутренних объемов. И сейчас в народных художественных промыслах применяют этот инструмент, напоминающий мотыгу.

Ложкарь представляет собой металлический стержень с кольцевидным ножом на конце. Он выравнивает внутренность деревянных ложек, ковшей и т. п. В арсенале резчика были долото, пила и бурав.

Мотивы своих рисунков народные умельцы черпали в окружающей жизни. Украшенные резьбой бытовые предметы создавали ощущение праздничности, нарядности в крестьянской избе.

Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже в Ленинграде хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.).

Стилизованные облики домашних и диких животных, исполненные мастерами, издавна отличались пластичностью, изощренной фантазией, острой передачей характерных движений. Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Эти образы прошли через многие века резного искусства и остались традиционными в народных промыслах (рис. 1).

В изделиях средневековья нередко встречаются плетеные гирлянды из цветов, трав, листьев. Растительные орнаменты покрывали резные иконы XIV в., алтарные двери, царские врата.


Рис. 1. "Ковш-конюх". Тверская губерния. Начало XIX в.

Нередки изображения сказочных зверей, лукавых русалок с изогнутыми хвостами.

Среди мелкой деревянной пластики, созданной безвестными резчиками, выделяются мастерством исполнения и богатым чувством юмора наборы шахматных фигур. Они относятся приблизительно к 1290-1340 гг.

XV век известен роскошными резными иконостасами. Они представляют собой высокое, в несколько ярусов орнаментальное плетение, напоминающее перевитые стебли растений. Резьба в иконостасах дополнялась золочением. Сохранилось имя Амвросия - церковного резчика и скульптора Троице-Сергиева монастыря. Его резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными с ювелирной тщательностью из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита.

В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского декоративно-прикладного искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями.

Характер резьбы по дереву в XVI в. изменился. "Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный, сочный и живописный по сравнению с некоторой графичностью плоского, в один план рельефа XIV и XV вв." (Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М., 1972, с 23. ).

Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. дворец для царя Алексея, который очевидцы называли восьмым чудом света.

На строительство Коломенского дворца были созваны лучшие мастера из многих деревень России. Он состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крутыми переходами и сенями, и был украшен богатой резьбой и внутренней росписью.

В романе "Черные люди" писатель Вс. Иванов подробно описывает это событие.

"По всей земле летом искали царские воеводы резчиков, мастеров искусных. Собраны они теперь в селе Коломенском. Работает столяр первых статей Клим Михайлов, что работал на службе близ крепости у князя Куракина, а после у патриарха Никона, работал восемь лет в Воскресенском патриаршем монастыре. Да ученик у него, у Климки, Федька Микулаев, крестьянский сын, тоже столяр знатный... Да еще монах, стрелец Арсений, резчик искусный, да Давыд-резчик, тоже монах... да еще мастеров без счету...

Режут хитро сквозные гребни на верховые князья-бревна на крышах, со львами, медведями, конями, орлами, петухами, рыбами, травами, цветками, стругают и режут причелины, подвески, подзорники - узорные прорезные доски со зверями, солнцами, фараонами, ровно полотенца шитые, режут наличники светличные с колонками, наличники краснооконные, волоковые с птицами райскими - с Сирином да с Гамаюном, со псами зубастыми, с виноградными гроздьями среди лапчатых листьев, двери резные с узорами на персидское да на китайское дело, с косяками узорчатыми, словно гладью вышитые... и все красят в алый, розовый, лазоревый, красный, желтый, изумрудный цвета, золотят чисто" (Иванов В с. Черные люди. М., 1962, с. 563. ).

Этот дворец, как бы вынутый из волшебной шкатулки, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.

Во всей силе проявилось самобытное искусство в период грандиозного строительства Петербурга и его окрестностей, когда талантливые народные мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту И. Зарудного резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с товарищами.

Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Нартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I.

Работы русских народных резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Наиболее поэтичными, живыми и истинно народными были работы, созданные в глубинах России, в деревнях и селах. Примечателен декор деревенских изб, отличающийся богатством пластического языка, совершенством техники, оригинальностью изобразительных мотивов и орнаментов (рис. 2). В нем сочетаются прорезная и накладная резьбы с рельефными изображениями на гладком фоне.

Рис. 2. Дом Ошевнева в Кижах. Декор фронтона. XIX в.

Многообразны исполненные с любовью русские прялки. Издавна прялка была одним из главных предметов в крестьянском хозяйстве. Около нее женщины коротали бесконечные зимние вечера. С ней не расставались даже в гостях. А когда крестьянка была занята другой работой, прялку вешали на стену. Она украшала избу. Деревни и села России как бы соревновались друг с другом в выборе формы и убранства прялок.

Непосредственная связь с каждодневным трудом определила художественный язык и средства выражения декора прялок. Все свое умение резчики вкладывали в их украшение. Старались, чтобы они были нарядными. Например, крестьяне Вологодской губернии рассыпали каскады узоров трехгранно-выемчатой резьбы по гребню и головке прялки, оставляя гладким только донце, дополняя резьбу яркой раскраской (рис. 3).

Мастера Ярославской губернии оставляли натуральный цвет дерева. Прялке придавали форму шатрового терема, покрытого изящной контурной и ногтевидной резьбой. Нередко изображали жанровые сценки (рис. 4).

В деревне Касково Нижегородской губернии прялки были совсем другие - гребень оставался совершенно гладким, а узоры располагались на донце и головке. Характер узора был своеобразным: в светлую древесину осины врезали кусочки темного синевато-серого мореного дуба.

В каждой области бытовали особые формы прялок и характер их декора.

Особое место в искусстве резьбы занимают доски-штампы для пряников. Они представляют собой углубленную резную форму. В XVIII в. на одной доске вырезали несколько замысловатых форм и выпекали сразу целую партию нарядных пряников (рис. 5). В XIX в. на пряничных досках изображали птиц, рыб и животных, а порой и фигуры людей. По своей художественной выразительности эти доски являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства (рис. 6).

Рис. 3. Гребень прялки. Вологодская губерния. XIX в.

Рис. 4. Деталь прялки. Ярославская губерния. XIX в.

Рис. 5. Пряничная доска. XVIII в.


Рис. 6. Пряничная доска. XIX в.

Желая сохранить в народе это самобытное, подлинно русское искусство, передовые люди во второй половине XIX в. создали в подмосковной усадьбе Абрамцево центр резьбы по дереву. Была создана художественно-столярная мастерская, которой заведовала художница Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей.

В числе учеников Абрамцевской сельской школы - столярной мастерской оказался сын плотника из деревни Кудрино Василий Ворносков, который стал впоследствии основоположником нового стиля кудринской резьбы.

Дерево остается одним из популярных поделочных материалов и в наши дни. Целые фабрики и творческие объединения работают на этом сырье. Только в Российской Федерации в 1970 г. насчитывалось более пятидесяти народных промыслов и промышленных предприятий, работавших с деревом (Художественные промыслы РСФСР. Справочник. Сост. В. Г. Смолицкий, 3. С. Скавронская. М., 1973. ).

Под хохломскую роспись точат посуду, изготовляют резные полированные вазы, солонки, сахарницы, режут ложки и знаменитых матрешек в городе Семенове Горьковской области. В поселке Лопатовском Кировской области действует промысел, где создают всемирно известные художественные изделия из березового капо-корня (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и т. д.). Широко известны работы гуцульских мастеров резьбы и инкрустации по дереву. За последние годы появляются новые предприятия по художественной обработке дерева. Предприятие народных промыслов "Коду" в Эстонии ежегодно поставляет в продажу новинки из дерева, расширяют ассортимент Вильяндиский, Пярнуский, Таллинский лесхозы.

Тираспольская фабрика сувениров выпускает красочные матрешки, разнообразные деревянные сосуды с резьбой, инкрустацией, росписью. Она вступила в строй лишь в начале 1974 г., но уже имеет заказы из ГДР, Франции, ФРГ.

Одним из старейших центров резьбы по дереву является подмосковное село Богородское. Традиционный узор тамошних резчиков - образы животных и птиц, сценки из жизни села, персонажи народных сказок и басен. От прошлых веков сохранились здесь произведения А. Я. Пушкина, Я. П. Бобловкина, Д. В. Барашкова (рис. 7). Издавна славились работы Степана Шурыгина, красотой и народным юмором отличались композиции П. Барденкова.

Рис. 7. Д. Барашков. "Лесорубы"

Заслуженные художники РСФСР В. С. Зинин, Н. И. Максимов, мастера А. А. Пронин, В. С. Шишкин вводят в традиционные игрушки и скульптуры современную тематику. На Международной выставке в Брюсселе в 1958 г. богородским резным изделиям была присуждена серебряная медаль.

Лучшим богородским резчиком сейчас по праву считается И. К. Сту-лов. Немало его работ экспонировалось на международных и всесоюзных выставках. Его композиции отличаются высоким техническим мастерством, художественной выразительностью, добрым юмором. Он широко использует мотивы народных и пушкинских сказок: "Сказка о золотом петушке", "Вершки и корешки", "Охотник с тетеревом", "Суп из топора". И. К. Стулов создал композиции на современные темы: "Колхозная бригада", "Чабан с ягненком", серию "Женщины Великой Отечественной войны". Резные произведения И. К. Стулова украшают музеи Москвы, Ленинграда и других городов нашей страны.

Сегодня на Богородской фабрике резных художественных изделий трудятся талантливые молодые мастера. Среди них - И. Чибисов и М. Перегудов. В их работах на современную тематику находят свое дальнейшее развитие национальные традиции русского резного дела.

В городе Хотьково Московской области создаются декоративные деревянные изделия - блюда, штофы, ковши в своеобразной кудринской технике (от старинного русского села Кудрино) (цв. ил. 1). Здесь мастер В. П. Ворносков вместе со своими сыновьями создал особый стиль и вырезал немало интересных композиций, составляющих оформление общественных зданий.


Илл. 1. Декоративное блюдо "Лето". Кудринская резьба

Работе с деревом посвящают свое творчество многие известные скульпторы. Дерево было излюбленным материалом у С. Т. Коненкова, В. А. Ватагина, Эрзя.

Более полувека отдал творческой деятельности московский художник Л. А. Кардашев, которого называют поэтом деревянной резьбы. Его произведения отличаются истинно русским, традиционным народным духом, виртуозностью техники, новизной тематики. Одно из известных произведений Л. А. Кардашева - грандиозный фронтон из карельской сосны на одном из павильонов ВДНХ.

Русское резное искусство достойно представляло нашу страну на многих международных выставках. Недавно, в 1973 г., жители Парижа увидели уникальную выставку "Великие традиции русского дерева". Более четырехсот экспонатов размещалось прямо на станциях метро и в витринах магазинов.

Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны. В Белоруссии и на Украине художники создают скульптурные композиции и покрывают плоскорельефной геометрической резьбой бытовые предметы. На Карпатах резьба по дереву соседствует с инкрустацией костью, перламутром и цветным бисером.

В 1968 г. на юбилейной выставке "Декоративное искусство СССР" всеобщее внимание приковало резное деревянное панно художницы из Молдавии Л. Янцен "Часы и звери", а также декоративный столб с многофигурными композициями "Праздник осени" художника Ю. Барончука.

Широко развито искусство резьбы по дереву в Прибалтийских республиках. Литовская народная резьба по дереву была представлена в апреле - мае 1973 г. в Ленинградском музее этнографии. Особый интерес вызвали скульптуры А. Мажеки, А. Жимантаса, И. Визбараса, П. Папшиса, И. Ужкурниса.



И. Стулов, "Царь Додон и Звездочет"

В 70-е годы на улицах и площадях литовских городов, на околицах сел и просто в поле создаются оригинальные монументальные ансамбли. Битве литовцев с меченосцами в 1236 г. посвящен монумент В. Лукошайтиса, 3. Вайшвила и других, созданный в 1973 г. из дубовых стволов. В Литве проводится традиционный праздник - "День всех ремесел". В 1973 г. в Крытинге, а затем в Вильнюсе проходил праздник резчиков по дереву. Позже творческий семинар резчиков был повторен в городе Шауляй. По его окончании в городе на улицах и площадях остались деревянные скульптурные ансамбли.

Газета "Правда" в одном из номеров отметила ансамбль из дубовых стволов, поставленный литовскими резчиками на кургане Жвягиняй. Здесь в 1941 г. фашистские каратели уничтожили население деревни Аблинга. В композицию, созданную за короткий срок архитектором Д. Юхневиченсоном, графиком И. Шилинскасом и мастером В. Майорасом, вошли более 30 резных скульптур пяти- и восьмиметровой высоты.

Аблингский ансамбль органически вписался в литовский пейзаж. Он как бы воскресил начавшие замирать здесь традиции крестьянской монументальной деревянной скульптуры.

Резьба по дереву широко распространена среди народов Кавказа. Грузинские мастера издавна использовали грецкий орех, дуб, тис, самшит, карагач. Они орнаментируют народные музыкальные инструменты, мебель, мелкие бытовые предметы и традиционные сосуды для пива и вина.

В Армении резьбу по дереву применяют в архитектуре. Оригинальный рисунок сохранился на капителях Севанского монастыря IX в. Старинные деревянные армянские талисманы-амулеты (дагданы), разнообразные по очертаниям и внутреннему узору, украшает трехгранно-выемчатая резьба. Выдающимся современным армянским резчиком по дереву считается А. Азатян.

Весьма разнообразна дагестанская резьба. В кубачинских деревянных ступках, мерках для муки, деревянных блюдах, солонках, ложках преобладает растительный орнамент. В других селениях господствует орнамент из геометрических звезд, розеток, всевозможных треугольников. На ряду с резьбой применяют выжженный орнамент. Здесь используют местную и привозную древесину: липу, грушу, абрикос, кизил. В наши дни мастера нередко делают посуду, стилизуя ее форму под старинную.

В лесистых ущельях Карачаево-Черкессии из поколения в поколение передается искусство изготовления деревянной посуды. Посуда имеет чисто утилитарное назначение. В обиходе семьи горца встречаются двуручные ковши для айрана, деревянные блюда для печеных изделий и мяса, различного рода черпаки и ложки. Искусство мастера состоит в том, чтобы выразить всю деревянную композицию без единого клееного шва - целиком из куска дерева. Любая склейка исключается. Эти сосуды режут в основном из ольхи и наплывов - капов, часто встречающихся на корявых стволах горных деревьев. Она не орнаментируется. Единственным украшением на праздничных чашах остаются деревянные неразъемные цепочки. Монолитный, пластичный корпус ковшей и черпаков контрастирует с дробным ритмом прорезных звеньев цепочки, создавая неожиданный эффект (рис. 8).



Рис. 8. Двуручный ковш с деревянной цепочкой

Хранителем и продолжателем народных традиций в резьбе по дереву является Ю. М. Герюгов из г. Карачаевска. Ю. М. Герюгов известен как один из самобытных мастеров народной кавказской резьбы. Его резная мебель и посуда отличаются удивительной простотой, ясностью орнаментального декора, глубоким знанием тайн дерева. Дом Герюгова - своеобразный музей резного искусства, в котором и дети и взрослые могут увидеть уникальные образцы предметов быта.

С 1970 года он работает учебным мастером на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. Его увлеченность народным искусством, глубокое знание традиционных приемов деревянной резьбы привели к нему многих студентов. В свободное время и на занятиях в институте будущие учителя постигают древнее искусство.

Издавна горцы приобретали мастерство в процессе вырезывания неразъемных цепочек на крупных клубнях картофеля. Теперь в распоряжении студентов пенопласт - легкий и удобный в работе материал. Освоив приемы работы на пенопласте, они переходят к мягким породам дерева. Ученики Ю. М. Герюгова работают в разных концах Карачаево-Черкессии, продолжая традиции древнего кавказского искусства. Теперь деревянные изделия с неразъемными цепочками - ковши, ложки, ручки для письменного стола - украшают быт многих семей горцев.

В Карачаево-Черкесской автономной области растет новое поколение талантливых резчиков. Целая группа специалистов окончила художественно-графический факультет местного педагогического института. На рисунках 10-14 показаны работы молодых резчиков Н. и С. Чоморян, Р. Требуева, В. Гнатюк. Можно много ожидать от выпускников С. Салпагарова и А. Алиева. "Резьбой по горбылям" занимается В. Зверева. Она использует самые сучковатые, самые, казалось бы, непригодные для столярных и плотницких операций горбыли, замечая затаенные в них неожиданные выразительные образы (цв. ил. 2).


Илл. 2 В. Зверева. "Филин". Работа по не обрезной доске



Рис. 10. И. Чоморян. Декоративное блюдо. Плоскорельефная резьба



Рис. 11. С. Чоморян. Кружка. Геометрическая резьба



Рис. 12. С. Чоморян. Подсвечник. Геометрическая резьба


Рис. 13. В. Гнатюк. "Московский Кремль".Трехгранно-выемчатая резьба



Рис. 14. P. Teбуев. Декоративная орнаментальная композиция

Резьба народов Средней Азии издавна вызывала удивление точностью и симметричностью рисунка. Вспомним резные двери гробницы Тимура, воспроизведенные на картине В. В. Верещагина.

Из истории восточной культуры известно, что резьба здесь всегда сопровождала зодчество. Подтверждение тому - великолепные архитектурные ансамбли с ажурными дверьми и колоннадами в Хиве, Коканде, Ташкенте и Бухаре.

Техника среднеазиатской резьбы весьма разнообразна - это трехгранно-выемчатые узоры под названием "багдади", тончайшая ажурная решетчатая "панджара", рельефная с подобранным фоном "паргори", с множеством разновидностей растительного характера - "ислими" и геометрического - "гирих".

В наши дни резное дело сохранилось в работах замечательного резчика К. Хайдарова из Коканда, который развивает лучшие традиции в этом виде искусства.

За последние годы открыто своеобразное "резное наследие" мордвы. Целый мир резного богатства обнаружен в районе нынешней Горьковской области. Найдены тысячи предметов, покрытых богатейшей резьбой. Особый интерес вызывают орнаментированные цилиндрические свадебные сундуки.

Декоративной свежестью отличается якутская деревянная посуда, ложки, черпаки и чашки из березового капа. Поверхность чашек покрыта контурным или трехгранно-выемчатым узором. Из современных резчиков Якутии выделяется П. Г. Романов из села Борогонцы Усть-Алданского района. Он выполняет тончайшие работы из капо-корешков.

Известен в нашей стране бурятский ювелир и резчик М. Эрдынеев.

На севере и юге, на западе и востоке бескрайней территории СССР, в крупных городах, маленьких деревнях и поселках резное искусство в течение многих веков неизменно в почете. Оно "согревает" души людей своим теплом, открывает простор фантазии, как бы связывает нашу старину с современной жизнью.

Резное дерево широко применяют в оформлении интерьеров. Например, для Дворца бракосочетаний г. Александрии Ровенской области художник-резчик П. Прядько создал несколько разных панно на фольклорные темы.

Резьба по дереву разнообразит интерьеры Московского государственного университета на Ленинских горах и Театра им. Алишера Навои в Ташкенте. Она широко и разнообразно представлена в оформлении павильонов ВДНХ. Один из павильонов выставки - "Профтехобразование" - привлекает особое внимание посетителей ежегодно меняющейся экспозицией художественных изделий из дерева.

Художественной обработкой дерева (резьбой) во второй четверти занимаются на уроках технологии обучающиеся 7-х классов нашей школы и получают удовлетворение от своей работы и у самих радуется глаз и их поделки нравятся родителям, сверстникам, учителям. Так наиболее интересными поделками после проведенной классной выставки были признаны поделки учеников 7 «Б» класса:



(работы обучающиеся 7 «Б» класса: Кургузова Д, Бедного Н., Чаканова Е., Бабайцева Е.)

Большой резонанс у нас в стране и за рубежом получили брянские деревянные скульптуры, вырезанные из стволов погибших деревьев в Парке культуры и отдыха им. А. К. Толстого. Печальная участь ожидала парк - каждый год здесь спиливали по 10-12 могучих стволов. Болезнь поразила деревья. Чтобы не пилить под корень столетние великаны, а дать им новую жизнь, директор парка В. Д. Динабургский решил попробовать резать скульптуры из оставленных на корню деревьев. Нужны были мастера-энтузиасты.

Первыми откликнулись бывшие воспитанники ПТУ, модельщики завода дорожных машин И. Ф. Жданов и В. С. Михайлов. Впоследствии к ним присоединились художники-любители юрист по образованию Б. А. Зубарев и слесарь контрольно-измерительных приборов В. X. Орлов. Аллеи парка приобрели новый, не виданный ранее облик (рис. 15).



Рис. 15. Деревянные скульптуры в парке города Брянска

Зимой 1962 г. самодеятельным художникам стали помогать школьники VIII-IX классов. Их привел К. И. Могут - руководитель кружка городского Дворца пионеров. Долгие годы до работы в кружке К. И. Могут был главным архитектором Брянской области. Уйдя на пенсию в 1962 г., он все свое время в течение 10 лет до последних дней жизни отдал воспитанию школьников, развивал в них стремление к творчеству, к красоте.

Под руками ребят погибшие деревья обрели сказное звучание. Володя Ершов искусно вырезал композицию "Лель" (рис. 16). Фигуру лесного музыканта оживляют трепещущие пятна света и тени. Творческая группа ребят - Виктор Денисюк, Саша Ковалев, Юра Нечаенко и Ярослав Стокласка - создала композиции на темы народных сказок и преданий "Еме-ля" и "Деснянка".



Рис. 16. Володя Ершов. "Лель"

Вот уже 12 лет с лукавой хитринкой в чуть прищуренных глазах встречает посетителей парка "Емеля" (рис. 17) из русской сказки "По щучьему велению". Рядом с ним - статная, горделивая героиня древней легенды "Деснянка" (рис. 18).



Рис. 17. Работа учащихся "Емеля". Резная композиция



Рис. 18. Работа учащихся "Деснянка". Резная композиция

Выросли те ребята. Работают на предприятиях Саша Ковалев, Юра Нечаенко, Ярослав Стокласка. Стали инженерами-механиками Виктор Денисюк и Володя Ершов, окончив технологический институт. Разные профессии получили бывшие школьники, но думаю, что навсегда сохранили они то доброе чувство, которое приобрели, создавая на радость людям свои сказочные творения. Вдохновенная работа над резными композициями не прошла даром. Она эстетически обогатила их, привила любовь к труду, на всю жизнь зажгла в душе огонек творчества.

Резные деревянные композиции из стволов деревьев встречают детей в зонах отдыха около Петропавловской крепости в Ленинграде, на стрелке в Орле; широко известна Ялтинская поляна сказок (рис. 19, 19 а). Творческое содружество взрослых и детей приносит свои плоды.



Рис. 19. Ялтинская поляна сказок. "Иванушка с гармошкой". Резьба по дереву



Рис.19а. Ялтинская поляна сказок. "Царь Горох и царевна Горошина". Резьба по дереву

Долго можно рассказывать о кружках и студиях художественной обработки дерева в нашей стране и в нашей школе. Ведь занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, как правило, любимы школьниками всех возрастов. Думаю, что информация, размещенная на школьном сайте, будет способствовать развитию интереса школьников к этому увлекательному виду деятельности.

Учитель технологии МОУ БСОШ № 1 Н.В. Полунина.

Слово “орнамент” происходит от латинского глагола ornare, что означает “украшать”. Орнамент является вспомогательным художественным средством архитектуры и прикладных искусств, им называют узор, построенный на чередовании отдельных элементов. Сам по себе, в качестве самостоятельного произведения искусства орнамент существовать не может. Дело в том, что ни ковер, ни вышивка не являются станковыми произведениями искусства, т.е. создаются не для того, чтобы демонстрировать красоту орнаментального узора. Поэтому произведениями искусства здесь являются сами орнаментированные предметы, обладающие определенной, функционально и конструктивно обусловленной формой, окраской, фактурой.

Орнаментальность - это своеобразное отражение действительности. В орнаменте, в отличие от живописи, мотив может повторяться несколько раз. Это связано с тем, что орнамент декорирует поверхность предметов, имеющих определенную форму, где декорируемая поверхность течет бесконечно и этому течению подчиняется строение декора.

Построение самого орнамента создается теми же средствами, которыми оперируют прикладное искусство и архитектура при создании художественного образа: формой, пропорциями, силуэтом, ритмом, цветовыми отношениями, фактурой материала. Разница тут только в том, что в орнаменте эти средства имеют не трехмерный объемно-пространственный характер, а двухмерный, плоскостной.

Орнамент используют для удовлетворения эстетических потребностей человека, которые состоят в том, чтобы развить и обогатить художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Художественно-образная природа орнамента состоит в том, что с помощью доступных ему архитектонических средств он может выражать самые разнообразные человеческие настроения. Глаз человека способен уловить изгибы, изломы линий рисунка. Они бывают частые и редкие, быстрые и медленные, сильные и слабые, спокойные и возбужденные. В линях часто заложено какое-то чувство, и человек с развитым вкусом всегда воспринимает и умеет оценить через согласованность или беспорядочность сочетаний те чувства, которые хотел выразить мастер. Так, прямой горизонтальной линией обозначали в древности поверхность земли, а горизонтальной волнистой - воду, вертикальной волнистой - дождь и грозу, треугольником - горы, солнце и луну изображали в виде круга, многоугольника, венец сруба дома изображали в виде ромбов с продленными сторонами или пересеченными диагоналями и т.д. (см. рис. 15).


Рис. 18. Пример использования знаков в орнаменте

Используя известные выразительные средства для создания художественного образа, художник может вызвать у зрителя различные чувства. Способы передачи отношения мастера к создаваемому изделию изучены и изложены в книге М.С. Кагана “О прикладном искусстве” . Используем для наглядности (см. рис. 19) некоторые примеры из книги автора.


Рис. 19. Примеры использования выразительных свойств мотивов

Сопоставляя впечатление, производимое строгими формами прямоугольного меандра узора “а” и спиралевидными формами узора “б”, мы ощущаем торжественную значительность, сдержанную энергичную силу узора “а” и легкую, изящную, даже кокетливую прихотливость узора “б”. Изменения шага узора вызывает иные чувства: узоры “в” и “д” - ощущение тесноты, внутреннего напряжения, а в узорах “г” и “е” чувствуется спокойное, свободное движение. Суховатые, рассудочные формы прямоугольных мотивов меняются на более динамичные, криволинейные формы, или в результате изменения углов перелома один узор “ж,” стройный, спокойный, сменяется на беспокойный, словно падающий “з”. Несколько утомительное чередование одного и того же однообразного мотива “и” сменяется на более живое, увлекательное чередование разных мотивов “к”. Узор “л” со спокойным, протяжным ритмом противопоставлен узору “м” в убыстренном, стремительном движении, а узор “н” с плавно текучим ритмом - узору “о” с нервным спотыкающимся ритмом.

По способам создания мотивов орнаменты делят на геометрический - это орнамент, построенный на абстрактных, ничего в природе не изображающих, геометрических формах и изобразительный, - мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира. Изобразительный, в свою очередь, делят: на фитоморфный - состоящий из стилизованных цветов, листьев, плодов, бутонов; зооморфный - состоящий из стилизованных изображений птиц, зверей, насекомых; антропоморфный - состоящий из чередования изображений человеческих фигур (см. рис. 16, 17, 18).

История возникновения геометрических орнаментов связана с технологическими особенностями некоторых производственных процессов (переплетение нитей в тканях, прутьев или движение руки мастера по поверхности вращающегося на гончарном круге глиняного сосуда). Первые рисунки, сделанные на предметах быта, напоминали форму спирали. Этот мотив имел широкое распространение в некоторых цивилизациях (см. рис. 5, 16). Таким путем возникли многообразные формы геометрического орнамента в венецианских изделиях из филигранного стекла: остроумная технологическая выдумка позволила получать в прозрачных стенках стеклянных сосудов переплетающиеся цветные нити узоров. Другой путь происхождения геометрических орнаментов - это постепенное упрощение и схематизация мотивов, которые первоначально имели изобразительный характер.

История возникновения мотивов орнамента тесно связана с эволюцией предметной среды человека. Как поясняет автор книги “История декоративно-прикладного искусства” ... “все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом”.

Таким образом, в качестве орнаментального мотива использовались не только изображения людей, зверей, птиц, растений, но и неодушевленные предметы. На готических свитках и лентах, сохранившихся с XVIII столетия, изображали доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV, а также садовые орудия времен Людовика XVI, греческие корабли, голландские ветряные мельницы, японские мосты, веера и т.д. В искусстве высокоцивилизованных народов в комплексных орнаментах в качестве украшений применяли различные надписи, знаки. Иногда сами знаки и становились орнаментальным мотивом, как, например, иероглифы или арабская скоропись (см. рис. 19).

Христианское искусство использовало множество символических мотивов. С их помощью человек выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Изображение женской фигуры символизировало образ матери-земли. Берегиня или Мокошь - божество восточнославянских народов, считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага. Олень был символом благополучия. Деревья с раскидистыми ветвями также были символом благополучия и долголетия. Мотив конструировали из одного или из сочетания нескольких символов. Среди них рыбы, ягнята, феникс, павлин, якорь, трезубец и чаще всего крест. Позже стали использовать геральдические мотивы. В создании геральдического мотива, прежде всего, ценится лаконизм. Цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть могущество какой-либо семьи или государства. На фамильных гербах XII - XVIII вв. изображали фигуры львов, ленты с девизом, стилизованные изображения растений, геометрические фигуры, знаки, символы. Некоторые гербы были сильно перегружены деталями и утрачивали свою художественную ценность (см. рис. 20).


Рис. 20. Кресты.

Японские семейные гербы.

Европейские гербы

Задача конструирования мотивов, несложных для исполнения и понятных для зрителя, решается средствами стилизации. Стилизацией называют способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных, иногда малопривлекательных деталей в образе. В стилизованных изображениях могут отсутствовать одна или несколько деталей, мастер может изменить цвет, данный природой изображаемому предмету, выделить контуром контрастного цвета форму предмета, добавить чуждые природе изображаемого предмета детали (см. рис. 21).


Рис. 21. Пример стилизации в конструировании

растительных мотивов

Конструирование стилизованного изображения подчиняется законам сочетания выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Так, например, свойства того или иного материала заставляют приспосабливаться мастера в выборе средств конструирования мотива, так как один материал требует декора с преобладанием линейного орнамента, а другой - объемного.

В декоративном искусстве известно множество средств для создания орнаментов. По определению А.С. Максяшина, важнейшим художественным средством построения орнаментов является ритм. Ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов в рисунке, способствующее ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия.

Главные принципы, которыми руководствуется мастер, работая над ритмом - повторение, инверсия и чередование. Кроме перечисленных, можно использовать увеличение или уменьшение расстояния между элементами орнамента и др. Ритмическое повторение одного или нескольких одинаковых элементов, или группы элементов орнамента называется раппортом (см. рис. 22).

Рис. 22. Пример использования линейного и концентрического орнамента в русской вышивке

Повторение придает ценность малозначительному элементу, его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторяющиеся мотивы мы можем встретить в бордюрах и фризах, на коврах, вазах, тарелках.

Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим помогает избежать однообразия (см. рис. 23).

Рис. 23. Пример использования инверсии и симметрии в национальной вышивке народов Севера

Чередование выполняет ту же роль. Мотивы располагают, чередуя один или несколько изображений, чередуя оттенки цвета, плоские и рельефные изображения, прямые и изогнутые линии в вертикальном или горизонтальном направлениях.

В методическом пособии “Уральский орнамент: традиции и современность” А.С. Максяшин перечисляет основные приемы ритмического построения. К ним относятся:

Раппортное, при котором элементы узора равномерно чередуются на плоскости, подчиняясь строгому ритму;

Распределение элементов узора по убывающему или нарастающему ритму;

Симметричное построение узора, при котором одинаковые формы повторяются по вертикальным и горизонтальным осям;

Свободное расположение узора по всей плоскости изделия.

В природе мы часто наблюдаем явления симметрии: форма тела человека, животного, птицы, листьев растений. Симметрия позволяет изображать два сходных мотива по обе стороны от воображаемой или изображенной оси. Элементы узора орнамента могут быть построены по одной, двум или нескольким осям симметрии. Существует также относительная симметрия , которая достигается равновесием масс изображаемых предметов, например, добавлением дополнительных деталей в изображаемом мотиве (см. рис. 24).

Рис. 24. Пример использования относительной симметрии в

росписи тарелки

А.С. Максяшин выделил следующие виды симметричного орнамента:

Когда один элемент чередуется с другими по горизонтали;

Когда два элемента чередуются по вертикали то вверх, то вниз;

Когда два элемента поворачиваются друг к другу при повторении противоположной стороной;

Когда элементы чередуются по диагонали;

Когда два элемента чередуются последовательно между собой;

Когда элементы могут располагаться в несколько рядов.

Создавая орнамент, художник не пытается изобразить какие-то предметы, а в первую очередь старается вызвать определенное отношение к данному предмету. Одни чувства у нас вызывает, например, изображение цветов, совсем другие - изображение воинских доспехов. Орнамент может сделать предмет более нарядным и более строгим, может подчеркнуть будничное или праздничное его предназначение. Обилие орнамента допустимо лишь при условии строгой упорядоченности. Он всегда включается в общее образное решение вещи, вступает в определенные отношения со всеми элементами ее архитектонической выразительности. Распределение декора не должно наносить ущерб форме украшаемого предмета. Потому-то орнамент не может быть механически наложен на предмет или устранен с него, он должен согласовываться с характером декорируемого предмета, его назначением и конструктивным решением. Например, декоративная обивочная ткань и ткань плательная предъявляют разные требования к орнаментальному декору.

Чтобы распределить декор на поверхности изделия, необходимо разделить ее на части. Разделение украшаемых поверхностей осуществляют с помощью прямых или кривых линий и их производных - квадрата, прямоугольника и соответственно круга, спирали и др. Бордюры и фризы служат окаймлением создаваемого произведения.

Орнаментация поверхности предмета имеет целью выделить его среди других, приковать к нему взгляд зрителей. Орнаментируя какую-то часть предмета, художник старается выделить именно ее, чтобы заставить наше зрение уделить ей при восприятии особое внимание. Художник может, например, орнаментально выделить основание поверхности или же ее венчающую часть, или же расчленить всю поверхность фризообразными полосами, наконец, дать сплошное покрытие поверхности, выявляя при этом ее строение - либо бесконечно развертывающееся течение полосы ткани, либо законченную форму прямоугольника ковра, центрированность кружевной салфетки. В этом смысле орнамент можно было бы назвать “архитектоникой поверхности” предмета. Таким образом, по способам конструирования композиции выделяют: орнамент законченный, бесконечный; орнамент в полосе, круге, четырехугольнике, многоугольнике; ленточный; сетчатый; украшающий часть предмета.

Наиболее распространены концентрический и лучевидный орнаменты (орнамент в круге). Концентрический орнамент часто имеет космологическое значение (знаки зодиака) или является религиозным символом (ангельский чин). Лучевидный используется, например, в росписи сводов церквей. На объемных поверхностях орнамент располагают по горизонтали, вертикали или диагонали.

В росписи изделий квадратной или прямоугольной формы часто встречается сетчатый орнамент. Линии сетки сами по себе могут служить орнаментом, как, например, в ажурных решетках, керамических плитках, в облицовке стен. В других случаях сетка служит канвой для расположения мотивов орнамента.

Наиболее распространен сетчатый орнамент в странах ислама (кроме Ирана), где запрещено использовать живые существа. Мусульманские мастера используют сетки в архитектурных ансамблях, в резьбе по дереву, даже в книжной миниатюре.

Различают три вида таких сеток: квадратная - построенная на основе квадрата или восьмиконечной звезды и ее производных; треугольная - на основе равностороннего треугольника или шестиконечной звезды; прямоугольная - на основе пятиугольника с горизонтальным основанием. Сетки могут строиться на основе волнистых линий, или способом наложения одной сетки на другую сходного или иного типа (см. рис. 25).

Вещи, окружающие нас, могут быть красочными и узорчатыми, а могут и не иметь украшений, но от этого они не теряют своей красоты. Вещи, создаваемые мастером, насыщены чувством и смыслом, они имеют свое назначение и нравятся людям. Эта насыщенность чувством и связь с практической жизнью и окружающей действительностью и делают вещь декоративной.

Рис. 25. Использование сетчатого орнамента в отделке

старинного трона

Контрольные вопросы

1. Как определяют в искусстве слово “орнамент”?

2. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий?

3. Назовите изобразительные средства орнамента.

4. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения?

5. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?