Проект по истории оформление. Темы исследовательских проектов по истории. Проектная работа по истории

Согласно ФГОС, проекты по истории могут быть выполнены школьниками индивидуально либо в группе из 3-4 человек. Подобная деятельность является обязательной после введения в отечественные школы новых образовательных стандартов.

Современные требования

В настоящее время современное общество экстренно нуждается в творческих, образованных, неравнодушных молодых людях.

Оно предъявляет школе социальный заказ на воспитание мобильной, грамотной личности, которая осознает свою культурную, историческую, духовную принадлежность к стране, понимает свои обязанности и права.

Значимость исследовательской деятельности

Любой творческий проект по истории предполагает применение стандартных знаний в новых условиях. не только учится пользоваться разнообразными историческими источниками, но и формирует навыки ведения научной дискуссии.

Темы проектов по истории могут быть общими, касающимися определенных этапов развития человечества, а также иметь узкое направление - на изучение отдельных событий, периодов, людей. Независимо от вида деятельности, любая исследовательская работа предполагает серьезную и продолжительную подготовку, систематизацию материала.

Структура работы

Темы проектов по истории могут предлагаться научным руководителем, выбираться самими обучающимися. Несмотря на то что содержание работ существенно отличается, есть определенные общие правила, которые необходимо учитывать.

Начинать свою научную деятельность необходимо с продумывания алгоритма действий, выбора темы и цели исследования. На этом этапе допускается помощь педагога, от него напрямую зависит успешность всей последующей работы ребенка.

Первый пример

Например, если школьника заинтересовала история игрушек, важно выбрать определенный объект для изучения. Невозможно в одной работе упомянуть все их виды, собрать сведения о внешнем виде, использовании. История игрушек может быть ограничена в работе одним городом, семьей, временным периодом. Это придает материалу большую важность и значимость, повышает уникальность.

Темы исследовательских работ по истории, касающиеся игрушек, направлены на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свой город, семью, страну.

Среди методов, которые потребуются для проведения такой работы, отметим: проведение социологического опроса, обзор литературных источников, обработку полученных результатов. Отдельное внимание необходимо уделять оформлению работы.

Второй пример

Если школьник решил разработать проект по истории города, это свидетельствует о его неравнодушном отношении к прошлому своей страны. Что можно взять для работы? Например, в качестве объекта рассматриваются основные исторические памятники города, время их создания. Если работа ведется группой школьников, они могут разработать маршрут, в который войдут основные достопримечательности населенного пункта, подробное их описание.

Особенности работы

Темы проектов по истории могут быть связаны с народными традициями, национальными обрядами, семейными фотографиями.

Подобные работы позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений, развить в подрастающих россиянах чувство гордости за свою страну. Ребята учатся самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса.

Темы проектов по истории, которые выбирают младшие школьники, в основном касаются конкретной семьи, города. Старшеклассники обладают большим багажом знаний, поэтому их работы имеют более глобальный масштаб.

Материал для работы

Предлагаем вам темы исследовательских работ по истории. Возможно, они будут интересны подрастающему поколению увлеченных, неравнодушных российских школьников.

  • Македонский в эпохе Эллинизма.
  • Что мы знаем об Альфреде Нобеле?
  • Крепости и замки Англии.
  • Прошлое и настоящее английского алфавита.
  • Социально-экономическое развитие Греции.
  • Атлантида - цивилизация, о которой стоит узнать подробнее!
  • Аттика во время распада рабовладельческой демократии в творчестве Аристофана.
  • История и значение аэростатов и дирижаблей в России до 1918 года.
  • Уникальность Китая.
  • История
  • Боевое снаряжение на Руси во времена X-XVI вв. и специфика его создания.
  • Боевые искусства в период Древней Руси.
  • Борис Годунов: жизнь и значение для страны.
  • Что такое Смутное время?
  • Быт крестьян в средние века.
  • Судьба семьи в истории страны.
  • Битва при Фермопилах
  • Богатыри в прошлом и настоящем.
  • Бородинская битва глазами французов.
  • Боги Древнего Рима и Древней Греции.

Примеры исследовательских работ, связанных с Россией

Например, история создания славянской азбуки может стать основой сразу нескольких работы:

  • Быт славян.
  • Культура и религия.
  • Верования славян.
  • Волшебный мир древнерусских мифов и легенд.
  • Славяне и викинги: особенности отношений.
  • Вооружение славян.
  • Появление первой письменности.

Поклонники XVII-XX веков вполне могут заняться изучением интересных фактов, связанных с этими историческими вехами:

  • Великие личности в отечественной истории.
  • Виртуальное путешествие по СССР.
  • Влияние времени на популярность исторической личности И. В. Сталина.
  • Влияние исторических процессов на формирование советской власти.
  • Влияние эпидемий на события, происходившие в России.
  • Возникновение русского гуманизма.
  • Война 1812 года.
  • Выборная власть как фактор повышения уровня жизни российских граждан.
  • История имен и фамилий.
  • Геральдика: соцветие истории, знаний и искусства.
  • Города России в легендах и преданиях.
  • Государственные праздники как отражение особенностей политического режима в нашей стране.
  • Добро пожаловать в Москву!
  • История шахмат.
  • Дружба с древнейших времен.
  • Женщины в истории нашей страны.
  • Жизненный путь Ленина.
  • Забытые поморские русские игры.
  • Жизнь королевы Екатерины II.
  • Как появился Московский край и Москва.
  • Завоевание Сибири.
  • Иван IV Грозный — первый царь Руси.
  • Иван Грозный: портрет личности на основе эпохи.
  • Иван Сусанин — настоящий патриот русской земли.
  • Важность принятия на Руси христианства.
  • Иконопись на Руси.
  • История создания Московского кремля.
  • Как появились на Руси монеты.
  • Русские блины - интересные факты.
  • История русских блинов.
  • Парусный флот на Руси.

В заключение

Современные реалии требуют от молодежи логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию гармонически развитой личности, которая готова отвечать за свои действия, не будет испытывать затруднений при поиске и обработке потока информации.

Сегодня происходит постоянное увеличение информационного потока в разных сферах знаний. Важно получить навыки быстрого реагирования на все изменения, включая политическую и историческую области. Подобные навыки формируются в подрастающем поколении именно в ходе проектной и исследовательской деятельности. Именно поэтому после введения в российское начальное и среднее образование новых образовательных стандартов обязательным этапом стало проведение школьниками самостоятельных исследований или совместных, коллективных творческих проектов.

Такая деятельность позволяет педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи:

  • развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности и осуществления учебных проектов;
  • поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития;
  • воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении российских граждан.

Проектная деятельность помогает детям выбрать свою будущую профессиональную деятельность, избежать проблем в социальной адаптации, достигнуть успехов в учебной и различной внеурочной деятельности.

Примерные названия тем, по которым работы могут быть выполнены учениками обычных общеобразовательных школ, приведены выше. Их, по усмотрению юных исследователей и их научных руководителей, можно изменить либо дополнить.

Любые проекты, связанные с поиском исторической информации о городе, стране, эпохе, выдающейся личности, позволяют педагогам в полной мере выполнять государственный заказ.

Новые реалии предъявляют особые требования к содержанию, формам отечественного образования, включая и изучение основ истории. Проекты, выполняемые в рамках отдельных тем, станут отличным способом самосовершенствования и саморазвития подрастающего поколения.

Исследовательский проект

«История моей семьи в истории войны»

Предмет(ы): История, краеведение

Внеклассная работа

Цель проекта

6)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

7) помочь учащимся определиться с выбором профессии

8) подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Участники 5-8 классы

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001
  • Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005
  • Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008
  • Плоткин Г.М. Материалы и порзнавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000
  • Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001
  • Тракьен
  • Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006
  • 100 великих загадок 20 века/ Автор-сост. Н.Н Непомнящий- М.: Вече, 2009
  • 100 великих тайн России 20 века/ Автор-сост. В.В.Веденеев – М.: Вече, 2009
  • 100 великих тайн третьего рейха/ Автор-сост. В.В. Веденеев- М.: Вече, 2009
  • 100 великих чудес света/ Автор –сост. Н.А.Ионина- М.: Вече, 2009

Используемая методическая литература:

Используемая литература

1. Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся // Преподавание истории в школе – 2005 - № 3 – С. 31-39

2. Бутусова С.Н. Основы исследовательской деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе – 2008 - № 2 – С.25-30

3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2007 - № 2 – С.36-39

4. Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся) // Преподавание истории в школе – 2010 - № 3 – С. 26-29

5. Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников // http://festival.1september.ru/articles/569355/

6. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования // http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel_3/inet/researcher/5.htm

7. Мугалимова Л.А.«Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики и внеклассных занятий // http://muglian.narod.ru/obrtex.html

8. Прыткова С.В. // http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/109022/761554/761570/765429

9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. 272с.

10.Рафикова С.А. Историко-фамилистические исследования в учебном процессе // Преподавание истории в школе – 2010 - № 4 – С. 39-44

11.Тырина Н.Э. Внеклассная работа по истории. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных // http://festival.1september.ru/articles/514468/

12.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе – 2006 - № 4 – С.14-22

13.Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе – 2009 - № 5 – С.45-53

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР:

Электронные учебники

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир

2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.

3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время

4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.

5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19в.

6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия 19-20вв

7.История России 20 век в 4 частях

8.От Кремля до рейхстага

9.Энциклопедия истории России.

10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России 9-19вв.

11.ЕГЭ история

12.Занимательная история часть 1

13.Занимательная история часть 2

14.Династия Романовых

15.История России с древнейших времен до конца 16в.

Краткое описание:

Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение семейных архивов, составление родословной и написание истории своей семьи, прошедшей испытания войной. А через исследование истории семьи достигается цель повышения интереса к истории малой и большой Родины и включения в серьезную исследовательскую деятельность. Новизна методической разработки в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование исследовательских навыков обучающихся путем проведения систематических теоретических и практических занятий.

Введение

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой. ¹

Актуальность программы

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству . Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.

Новизна методической разработки

В течение пяти лет в школе целенаправленно ведется работа по привлечению учащихся к исследовательской деятельности. Активную роль в этом направлении играют и учителя истории. С 2007 года проводится систематическая работа, посвященная изучению Великой Отечественной войны, на внеклассных занятиях, предметных неделях, конференциях, классных часах. Особенность программы в том, что в проекте участвуют все классы школы, в той или иной степени, соприкасаясь с темой проекта.

Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение семейных архивов, составление родословной и написание истории своей семьи. А через исследование истории семьи достигается цель повышения интереса к истории малой и большой Родины и включения в серьезную исследовательскую деятельность.

Новизна методической разработки в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование исследовательских навыков обучающихся путем проведения систематических теоретических и практических занятий.

Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по истории. Мой опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время обобщен на муниципальном уровне. Ее практическим результатам были посвящены выступление на районной краеведческой конференции в январе 2009г., на заседаниях МО учителей истории, географии, обществознания в 2009-2010гг.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.

Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. «…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию».²

По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры». ³ Он говорит «о возможности и разумности исследовательской деятельности как формы межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания».4 А.С.Обухов считает, что «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».5

Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности».6 Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов».7

Гурвич Е.М., кандидат геологических наук, в исследовательской деятельности учащихся видит «механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций».8 По ее мнению, очень важно, «чтобы в ходе изучения предмета, двигаясь от одной исследовательской задачи к другой, ребята продвигались от поиска простых и легко обнаруживаемых версий к более глубоко лежащим версионным пластам и учились рассматривать этот подход не только как метод, свойственный данной науке, но как универсальный метод исследования ситуаций в различных жизненных сферах».9

По мнению Борзенко В.И., кандидата физико-математических наук, основной функцией учебного исследования является «инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире». Он определяет исследовательскую деятельность учащихся как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Педагог в данном случае выступает как «организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».10

Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию».11 Она считает, что исследовательская деятельность учащихся не только «формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности», но и «создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия….То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно индивидуальное развитие».12

Исследователь данной темы Харитонов Н.П., анализируя структуру исследовательских работ, отмечает, что в них должны содержаться «обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.» Также он приводит разницу между учебно-исследовательской и исследовательской работами: «учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе таких работ, часто известны руководителям заранее». Исследовательские же работы подразумевают «большую самостоятельность учащихся при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения».13

Данильцев Г.Л., эксперт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, отмечает самые важные критерии оценки исследовательских работ: «чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали целям и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранными материалами».14

При написании исследовательской работы очень большую роль играют информационные технологии. Демин И.С., кандидат экономических наук, отмечает «несколько основных блоков, включающих навыки, необходимые исследователю: оформление научной работы, способы и формы представления данных, компьютерная обработка данных исследования, принципы работы с большими объемами информации».15

Как отмечает Стефаненко Т.В., учитель географии, учебно-исследовательская работа является составной частью краеведения. Она считает, что целью проводимой работы является «воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе национальных традиций».16

Таким образом, изучив разные точки зрения по вопросу об исследовательской деятельности учащихся, можно поддержать мнение Постниковой Т.Ф., учителя биологии, что «исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:

1) решение практических, общественно-значимых задач;

2) самореализация личности;

3) гуманность по отношению к окружающему миру;

4) знание проблем своего края;

5) сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;

6) умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;

7) навыки общения в коллективе»17

Я согласна с мнением учителя истории Коленченко Е.М., что «исследовательская деятельность - это деятельность , связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере».18

Принципы педагогического процесса, положенные в основу методической разработки:

Принцип гармонического воспитания личности;

Принцип постепенности и последовательности в овладении исследовательским навыками, от простого к сложному;

Принцип успешности;

Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

Принцип творческого развития;

Принцип доступности;

Принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

Принцип индивидуального подхода;

Принцип практической направленности.

В основу разработки «Исследовательская деятельности учащихся по истории» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

Технология развивающего обучения;

Технология индивидуализации обучения;

Личностно-ориентированная технология;

Компетентностного и деятельностного подхода.

Занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися, я лично ставлю следующие задачи:

1) расширить и углубить знания учащихся по истории;

2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;

4) развивать коммуникативные качества личности школьников;

5) находить и анализировать информацию из различных источников;

5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

6) помочь учащимся определиться с выбором профессии

7) подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Для реализации поставленных задач я разработала:

Программу деятельности школьного музея, посвященного нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны, афганских и чеченских боевых действий.

Особенностью исследовательской работы с учащимися является то, что технологии научно-исследовательской деятельности использую в работе со старшеклассниками (9-11 классы), проектную – в работе с учащимися среднего звена (5-8 классы).

Основная часть

I. Этапы работы над исследованием

1. Мотивация

Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. В своей практике я привлекаю тех учащихся, которые

· имеют желание и способности к исследовательской работе,

· целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗы

· проявляют интерес к истории и систематически занимаются в учебном объединении знатоков истории.

Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. Обычно перед летними каникулами заинтересованные школьники приходят к учителю и с каждым лично определяются конкретные темы, исходя из интересов учащихся.

Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. На основе анкетирования были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; Мое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами я мотивирую следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую квалификационную категорию.

2.Обучение приемам исследования

Исследовательские работы – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.

В объединение входят учащиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской деятельностью и увлекающиеся историей, поэтому группы формируются разновозрастные, из 5–8 классов. На занятиях раскрывается алгоритм проведения исследования, дается отличие учебного исследования и творческой работы от реферата. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Члены объединения учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить социологический опрос, анкетирование, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме. Каждое занятие в учебном объединении состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных на занятиях при выполнении конкретной исследовательской работы.

3.Выбор темы исследования

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися показывает, что круг их интересов весьма широк: «белые пятна» отечественной и мировой истории разных периодов, краеведение, культура и др. Немало работ связано с историей семьи - перспективным и актуальным направлением современных исследований. Поэтому с учащимися для исследовательской работы мы выбираем темы, которые

· актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2015г. – темы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

· будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Химкинском районе в 30-е годы XXв.)

· связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История создания памятника памяти воинам афганцам»)

· связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи», XX век в истории моей семьи»)

· не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).

Точное название темы мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки. Иногда работы могут быть на стыке наук, если ученики планируют поступление на юридические, исторические, социальные и другие факультеты.

4. Планирование и организация работы над исследованием

Определившись с тематикой в самом общем виде, руководитель работы предлагает ученику примерный список источников и исторической литературы, рекомендует изучить материалы, имеющиеся в библиотеках школы, района, в том числе материалы СМИ, научную литературу, Интернет-ресурсы. Во время первых консультаций с учеником мы знакомимся с традиционной структурой исследовательской работы:

1)введения, в котором формулируются актуальность выбранной темы,

2) цель и задачи, методы, объект и предмет исследования;

3) заключения, в котором делаются основные выводы.

При этом результаты исследования должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении основной части, где описано само исследование по основным вопросам с краткими выводами в конце каждого пункта;

Успех исследования учащихся во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В течение 1-2 месяцев встречи с руководителем проводятся регулярно. Ученик делает краткие записи, анализируя источники, выявляя различные точки зрения по изучаемой теме. Также важную роль мы уделяем изучению общественного мнения путем проведения социологического опроса среди жителей города, анкетирования учащихся школы, интервьюирования известных людей района и города.

После изучения разных источников, проведения социологических опросов тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Я всегда рекомендую сначала написать основную часть, так как в процессе оформления текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы, и, наконец, введение. Окончательное название темы формулируется уже в самом конце работы. И в этом часто помогает руководитель, так как самим учащимся бывает тяжело конкретизировать тему.

Таким образом, в ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

· выявление темы и проблемы исследования;

· постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;

· правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;

· отбор и структурирование материала;

· соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Поэтому педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

5. Формы представления исследовательских работ

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования.

6. Уровни представления исследовательских работ

Выполненные работы представляются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных, городских конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах исследовательских работ района и города, добиваясь на них успехов. При представлении своей исследовательской работы аудитории важны следующие моменты:

· грамотная, четкая, выразительная речь выступающего

· краткое, но содержательное выступление. Обязательные пункты: представление темы, цели и задач, методов, объекта и предмета исследования, использованной литературы, кратких выводов по основным вопросам

· оформление электронной презентации по теме выступления. Она должна соответствовать следующим критериям: выдержана в одном фоне, иметь не более 15-20 слайдов, иметь минимум текста, наличие иллюстраций, фотографий, диаграмм, содержать краткое изложение всех основных разделов работы

· уверенные и содержательные ответы на заданные вопросы.

Формы проведения конкурсов самые разные: заочные дистанционные, очные, очно-заочные. Формы представления исследовательских работ также разные: в бумажном и электронном вариантах, в форме докладов, стендовых материалов, эссе. Большое распространение получили электронные презентации работ, являясь наиболее яркой и современной формой представления результатов исследований. Написание, электронное представление и публичная защита являются необходимым навыком любого автора, ведущего исследовательскую работу.

Итак, работу над исследовательской работой можно подразделить на 3 основных этапа:

1. предварительный - выбор темы, постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования, круга возможных источников

2. проведение исследования

3. оформление результатов работы, ее презентация

I.Стимулирование учебного исследования

Администрация нашей школы придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, подарками. Так формируется интеллектуальная элита школы и поддерживается престиж знаний. Учителя также поощряются за педагогическое руководство исследованиями обучающихся через систему стимулирующих выплат, денежных премий, а также при аттестации на квалификационные категории.

II. Исследовательская работа с учащимися на уроках истории

В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.

1) различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям : анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

2) развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразованияпроисходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории.

Стенды в кабинете истории («Священное имя - Россия», «Этот день в истории», «Юбилейные события», «Великая Отечественная война в событиях и лицах», «Уголок юного историка»), экспозиции «Памятники культуры», носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

3)подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар и т.д. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов. Учащимся во всех классах (с 5 по 11) в начале каждого учебного года предоставляется возможность выбрать тему для исследования в течение учебного года и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений.

Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта» дается опережающее задание по 3 группам подготовить презентацию и выступление по определенной тематике: «Пирамиды», «Живопись», «Храмы», а одному ученику по его желанию приготовить выступление по теме «Гробница Тутанхамона»

Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются устойчивый интерес к истории, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

4) организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.

Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории.

Вот список некоторых тем сочинений, выполняемых учениками:

· в 5 классе - «Один день египетского земледельца (вельможи, или ремесленника, или фараона), «Путешествие в Древний Египет», «Путешествие в одну из стран Западной Азии», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим», «Как я участвовал в восстании Спартака»;

· в 6 классе – «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Как я участвовал в крестовом походе», «Как я участвовал в Столетней войне» и т.д.

· в 7 классе – «Мое отношение к смуте», «Степан Разин – народный герой или разбойник?», «Мое отношение к Петру I», «Что мне запомнилось из истории России XVII-XVIIIвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.

· в 8 классе – «Как я участвовал в Отечественной войне 1812г.», «Что мне запомнилось из истории России XIXвв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам» и т.д.

· в 9 классе – «Мое отношение к столыпинской реформе», «Мое отношение к революции 1917г.», «Мое отношение к гражданской войне», «Что мне запомнилось из истории России XXвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.

Учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, ежегодно становятся победителями и занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в районных и региональных конференциях, конкурсах и олимпиадах, успе

шно сдают ЕГЭ по истории (результаты ЕГЭ стабильно выше средних республиканских и российских баллов).

5) Формирование исследовательских навыков учащихся

Одним важнейших направлений в формировании исследовательских навыков является работа с историческими источниками.

· Конспекты статей ученых в исторических журналах, например «Преподавание истории в школе»: составление их плана, выделение главной мысли автора, особенностей раскрытия темы, краткое изложение основных пунктов статьи.

Данный вид деятельности целесообразен по следующим причинам:

1) способствует формированию умения выделять важнейшие аспекты в содержании научной статьи, т.е. составлять конспект

2) позволяет познакомить учащихся с новейшими исследованиями современных ученых, помогает их сориентировать их при выборе тематики работы

3) конспекты являются дополнительным материалом для подготовки к ЕГЭ

· на основе подготовленного конспекта учащиеся готовят устное сообщение (не более 10-12 минут), в котором выделяют проблему исследования, использованные исторические источники, методы исследования, степень новизны, важнейшие дискуссионные аспекты анализируемой статьи

Этот вид деятельности формирует навыки выступления перед незнакомой аудиторией, развивает научную устную речь, т.е. умение грамотно формулировать свою позицию, задавать вопросы и отвечать на них.

· Сформировать навык написания реферата по тематике, соответствующей изучаемому историческому периоду

При подготовке реферата должны быть использованы 1-2 научные монографии и 2-4 статьи по избранной теме. Задача – формирование навыка исторических исследований, а не реферирование. В своей работе ученикам предлагается выделить: синим цветом – текст, являющийся рефератом научной литературы, черным – приводимые цитаты, красным – анализ материала научных исследований, сделанный самим учеником (должен составлять не менее 15% от объема реферата). Таким образом, наглядно прослеживается степень самостоятельности проделанной работы и определяется ее ценность.

Итак, широкое использование исследовательского метода

· создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества;

· дает возможности использовать различные источники знаний;

· учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

· обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;

· позволяет активно использовать информационные технологии;

· создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения;

· способствует более ранней профилизации;

· развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

III. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных

Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Поэтому одним из главных направлений исследовательской деятельности учащихся я считаю изучение ими истории своих семей, составление родословных. Через эту работу можно достичь следующих задач:

· формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина;

· развитие у учащихся исследовательских навыков;

· создание и систематизация учащимися их семейного архива.

Многие учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, а предков в 4-5 поколениях знают единицы. Поэтому тема «История моей семьи» для учащихся всегда является актуальной. Сегодня в нашей школе эта деятельность учащихся реализуется через работу учебного объединения «Юный исследователь». Участники учебного объединения второй год занимаются деятельностью по созданию семейных родословных и написанию истории своих семей. Моя цель – заинтересовать как можно больше обучающихся историей их семей, а через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Исследовательская работа «История моей семьи в годы войны» состоит из пяти этапов:

1. Составление генеалогического древа – родословной.

4 Влияние войны на семью

5. Защита своей работы перед членами учебного объединения, учащимися на уроках, представление лучших работ в школьных и районных конференциях и т.д.

Успешной реализации проекта «История моей семьи в годы войны» способствуют также уроки по истории России, помощь семьи учащегося.

Шаги реализации проекта выглядят следующим образом:

· На занятиях учебного объединения учащиеся обучаются основам исследовательской работы, учатся методам работы с различными историческими источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа.

· Далее учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями родных. Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении семейной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению истории рода.

· Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо (пока первоначальный вариант). Результат вполне может выглядеть простой таблицей. А может результат быть и в виде живописного дерева или организационной диаграммы.

Продолжая поисковую работу, учащиеся находят дополнительные источники информации (материалы домашних и возможно государственных архивов, дневники, записанные воспоминания, фотодокументы). Личные письма, старые документы, воспоминания, награды, сохранившиеся в семье – важный источник нравственного влияния на учащегося. Изучая семейные реликвии, учащиеся знакомятся с историей семьи и участием ее в истории ВОВ.

Затем учащиеся изучают и обрабатывают все найденные источники, классифицируют их. Проявляют себя как исследователи. Собранные учащимися подробные биографические данных на членов семьи изучаются ими и классифицируются. Учащиеся занимаются составлением кратких и подробных биографических справок на членов семьи. Для этого им могут быть даны методические рекомендации учителя.

Изучая свою семью, ее роль в войне, учащиеся начинают связывать историю своей семьи с историей страны и выходят на такие темы исследования:

· «XX век в истории моей семьи»

· «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»

Исследования учащимися истории семьи имеют следующие положительные стороны:

· они по-своему уникальны, так как у каждой семьи своя история и нет двух одинаковых судеб;

· это самостоятельный творческий процесс, так как историю семьи нельзя у кого-то списать или скачать в Интернете;

· имеют большую познавательную ценность, поскольку позволяют не только лучше узнать свою родословную, но и по-новому осмыслить исторический фон, на котором разворачивалась жизнь семьи. История Отечества становится более понятной и близкой;

· имеют важный воспитательный эффект. Человек только тогда становится патриотом, когда он воспитан на уважении к собственным корням, на любви к малой Родине. Не менее значимо и воспитание толерантности. Ведь в роду наверняка есть люди разных национальностей, культур, религий. Также изучение фамильной истории помогает сплочению семьи, налаживанию отношений между разными поколениями рода;

· имеют научное значение. Работы формируют исследовательскую культуру учащихся.

Таким образом, через уроки истории, занятия в учебном объединении, работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, составлять родословные, электронные презентации, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях. Изучение своей семьи и ее роли в победе нашей Родины, развивает у учащихся гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны. Сохранение семейной истории, изучение прошлого семьи способствует складыванию у учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории.

Заключение.

Результативность работы в технологии учебного исследования

Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

· научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;

· требует большой затраты сил и времени участников исследования;

· как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;

· как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;

· не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.

Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.

В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах . Поэтому исследовательскую работу с учащимися я планирую продолжить и в дальнейшем.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.

Продолжение проекта « Наша повесть о той войне».

Тема: «Герои г.Химки, мы помним вас!» 2011г.

План :

  1. Провести исследовательскую работу над документами, свидетельствующими о боевых действиях в Химкинском районе.
  2. Выяснить участников-химчан, которым присвоено звание героя.
  3. Проведение викторины 6-8 классы «Героические страниц

Нашей истории».

  1. Социальный опрос « Надо ли помнить о войне?»
  2. Итоги,результаты работы.

Продолжение проекта « Наша повесть о той войне»

Тема : «История семьи в истории войны» 2014-2016гг.

План :

1. Составление генеалогического древа – родословной семьи и выяснение кто соприкасался с войной.

2. Написание истории семьи и рода.

3 Описание фактов участия членов семьи в боевых действиях или тылу, партизанском движении.

4 Влияние войны на семью (награды, приказы, письма, похоронки).

5. Защита своей работы перед членами учебного объединения, учащимися на уроках, создание презентации, представление лучших работ в школьных и районных конференциях и т.д.


Христианские ключи к небывалому могуществу

Святой Грааль, Копье Судьбы и меч Св. Маврикия – все эти евангельские реликвии, ассоциирующиеся с чем-то мифологическим, загадочным, а подчас и сказочным, волнуют воображение уже не одного поколения любителей тайн. Согласно преданиям, тот, кто завладеет ими, способен открыть путь к мировому господству и стать неуязвимым. Поиск этих реликвий связан с именами великих тиранов, полководцев, и диктаторов, оставивших кровавый след в истории. Что же собой представляют эти таинственные артефакты и какой неизгладимый отпечаток они оставили в истории? Эта проблема заинтересовала нас.

Цель нашего информационно-творческого проекта: понять, в чем уникальность и проклятие загадочных христианских реликвий.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

    рассмотреть исторические основы возникновения этих легендарных реликвий;

    проследить их путь из эпохи в эпоху;

    найти примеры отражения реликвий в современной культуре;

    узнать, с какой целью «сильные мира сего» стремились ими овладеть и к чему это привело.

Проектным продуктом будет буклет и презентация, которую мы представляем вашему вниманию.

Изучив научную литературу по данной теме, мы составили таблицу трех самых ярких евангельских реликвий, которые взаимосвязаны. Её мы тоже представляем вашему вниманию. В ней отражены характеристика каждой реликвии, её владельцы, а также использование их в массовой культуре.

Копье Всевластия – одна из христианский реликвий. Это железный наконечник, для средневекового копья, который крепился на деревянном древке. Длина такого копья в два раза превышала рост воина-пехотинца.

Эта реликвия имеет несколько названий: «Копье Судьбы», «Копье силы», «Копье всевластия», «Копье Лонгина», «Копье Святого Маврикия», «Святое Копье».

Также, существует и несколько версий его появления, которые мы просмотрели в этой работе.

Создателем Копья является Финеес - третий первосвященник Иудеи, который обладал достаточно обширными знаниями в области магии и каббалистики. Копьё, по преданию, было выковано из куска металла, упавшего на Землю с Небес. Оно должно было использоваться в сакральных целях и олицетворяло собой символ крови иудейского народа, как Богоизбранного Считалось, что оно приносит военную удачу.
Впоследствии копье переходило из эпохи в эпоху, от одного первосвященника к другому, иногда оказываясь в руках или царей или героев, то есть сильных мира сего. Копьем в разные годы владели Царь Соломон, Царь Саул, Иисус Навин, им любовался Ирод Великий, отдавая приказ об избиении младенцев пока оно, наконец, не перешло к Цезарю, а от него к центуриону Гаю Кассию.Во время казни Христа он командовал римским отрядом, охранявшим Голгофу, уверовал во Христа как в «Сына Божьего» и дабы пресечь его страдания, нанес ему этим самым Копьем «удар милосердия».Сразу же после удара копье обрело свой священный статус. За все эти годы копье побывало в руках у многих исторических лиц, в том числе и у Константина Великого, и у германского короля Оттона I, у Габсбургов, Наполеона, и, что не мало важно, у Гитлера.

Каковы же магические функции Копья? Оно награждает владельца способностью утверждать добро, добиваться побед и совершать сверхчеловеческие поступки: «Тот, кто объявит его своим и откроет его тайну, возьмет судьбу мира в свои руки для свершения Добра и Зла».

Копье Логина упоминают в своих фильмах многие сценаристы , об этом артефакте повествуют в своих книгах писатели. Легенды о Копье активно используют создатели компьютерных игр.

Одной из поразительной красоты священных тайн, дошедших до нашего времени, является чаша Святого Грааля . По преданию, Святой Грааль - это божественный сосуд в виде чаши, созданный из драгоценного зеленого изумруда, который Архангел Михаил выбил мечем из короны Люцифера при его низвержении. Именно из этого сосуда на Тайной Вечере вкушал Христос и за этой чашей, дарующей совершенное бессмертие и абсолютную власть над миром, охотился сам люцифер.

Грааль – первоисточник, сверхъестественное присутствие Бога на земле. Символизирует огонь Святого Духа. В некотором смысле Грааль есть Христос Святой Дух. Могуществом Грааля был сотворен человек и все, окружающее его. В мгновение ока знойная пустыня могла превратиться в цветущий сад, если этого хотел Грааль. Обладатель Грааля мог один выйти против тысячи вооруженных до зубов врагов и победить их. Войти в огонь и не сгореть. Быть сброшенным в ров с дикими зверями-людоедами и остаться невредимым. Спуститься на дно морское и не утонуть. С древних времен известно: с кем Грааль, с тем пребывает Бог. Так же считается, что испивший из чаши Грааля также получает прощение грехов, вечную жизнь, а также различные блага в виде еды, питья.

Те, кто ищет Грааль с дурными намерениями, будут наказаны, если воспользуются тайными ключами его.

Многие из таких людей погибли в поисках этой чаши при странных обстоятельствах, или были прокляты Граалем. Так французский король Филипп Красивый и весь его род были прокляты Священной Чашей- спустя уже четырнадцать лет королевская династия Капетингов прекратила свое существование.

И напротив, тех, кто искал Чашу с добрыми намерениями, Грааль жаловал и миловал – обретали его. Как,например, святой рыцарь Галахад. С детства он воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, и потому заслужил право прикоснуться к святыне. После этого он был вознесен на небо как святой.

Копье Всевластия неотделимо от Чаши, Чаша от копья, символизирующего победу над смертью. Это два неразрывных начала мужского (копья) и женского (Чаши).

Эта реликвия оказалась интересным объектом для исследования многих писателей и режиссеров, и заработала большую славу в массовом искусстве.

Меч Святого Маврикия или Имперский меч – это тоже одна из христианский реликвий.

Его длина составляет 110 см (95,3 см длина лезвия). У него стальной клинок с набалдашником и крестовиной с легкой позолотой. Рукоять плотно обвита серебряной проволокой. На набалдашнике изображены императорский орел и герб короля Оттона IV (1198–1218) с надписью: «Благословен Господь, научивший руку управлять». На крестовине: «Христос побеждает, Христос царствует, Христос правит»

Возраст меча остается предметом дискуссий и составляет около восьми столетий.

Он был коронационным мечом германских, австрийских императоров. С этой целью в последний раз он использовался в 1916 году, когда Карл I Австрийский короновался венгерским королем Карлом IV. По легенде, этим мечом был убит Святой Маврикий, поэтому он известен еще и как меч Св. Маврикия.

Очевидно, меч использовали не только для церемоний, поскольку клинок многократно шлифовался. Меч Св. Маврикия - ярко выраженное элегантное и красивое оружие.

Издревле считалось, что тот, кто завладеет этими фантастическими реликвиями и откроет их тайну, станет Властелином мира.

Конечно, эта легенда не могла не заинтересовать Адольфа Гитлера, который увлекался мистикой. Предание о христианских ключах к могуществу не покидало его мыслей ни днем, ни ночью.

Сперва им овладело желание заполучить Копье, дарующие непобедимость.

Он любил повторять: “Я иду туда, куда мне предписывает идти Провидение. Я верю в магию Копья”. Копье Судьбы должно было аккумулировать магические силы, унаследованные в крови богоизбранного народа. Таким народом Гитлер считал арийцев.

Впервые Гитлер увидел копьё в 1909 году в музее Хофбург. При виде копья он впал в состояние транса, только напоминание смотрителя о том, что музей закрывается, заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришёл к Хофбургскому дворцу. Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В этот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копьё Лонгина стало для него священным символом, носителем магического откровения.

Одним из важнейших направлений сверхсекретной работы в Третьем рейхе являлись поиски и чаши Святого Грааля.

Несмотря на явно мифические сведения о Святом Граале, Адольф Гитлер к поиску его решили подойти с научной точки зрения и пригласили профессора-историка Отто Гимлера.

Поиски Святого Грааля продолжались до полного краха Третьего рейха и прекратились только после смерти Гитлера.

Нашли ли нацисты чашу Святого Грааля? Это неизвестно и осталось тайной. Они могли для дезинформации противника делать вид, что продолжают поиски. Но если у Гитлера была легендарная чаша, то куда она делась потом? Все это окутано мраком тайны и покрыто пеленой множества неразрешимых загадок.

Что касается меча Св.Маврикия, то нацисты скорее всего пытались найти его, потому что меч символизирует единение с Копьем судьбы и является древней частью императорских регалий.

В конце своего проекта мы пришли к выводам, что на протяжении веков многие известные тираны все свое время тратили на поиски этих уникальных загадочных реликвий, надеясь, что они подарят своим новым хозяевами власть над всем миром, а в итоге находили свое проклятье.

Власть над миром – удел созерцателей и философов, а не политиканов и тиранов. Последние в состоянии лишь пролить море крови, но подчинить своей воле волю миллионов – это утопия. Только тот, кто стремится понять законы природы и общества посредством не порабощения, а познания скрытых от обывательского понимания самых секретных тайников человеческого интеллекта, вправе сказать: «Я – властелин мира!»

Спасибо за внимание!

03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

Темы исследовательских проектов по истории

- профиль

История России

    Викинги и славяне: история взаимоотношений.

    Реальные и мифологические образы древнерусских князей.

    Герои русских былин и их реальные прототипы.

    Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.

    Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.

    Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).

    История христианизации восточнославянских территорий.

    История канонизации князей Бориса и Глеба.

    Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.

    Международные связи Киевской Руси.

    «Влесова книга»: история фальсификации.

    Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.

    Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.

    История сибирского старообрядчества.

    История старообрядческого книгопечатания.

    История старообрядческого пустынножительства.

    История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).

    Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.

    Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.

    Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.

    Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.

    Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века

    Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.

    Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).

    Мое генеалогическое древо.

    Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).

    Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.

    Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?

    Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).

    Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).

    Причины раскола русской церкви в XVII веке.

    Мировоззрение старообрядцев.

    Личность и деятельность Патриарха Никона.

    Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.

    Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.

    Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.

    Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.

    Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.

    Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.

    Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.

    Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.

    Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.

    Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.

    Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.

    Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.

    Изыскание путей сообщения.

    История техники в Сибири.

    Региональные центры управления.

    Эволюция волостного правления

    Александр I как дипломат.

    Региональные органы управления в формировании восточной политики России.

    Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.

    Россия и страны Центральной Азии.

    Романовы в повседневной жизни.

    Воспитание детей в царской семье.

    Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)

    Дворцово-парковые ансамбли Романовых.

    Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.

    Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)

    Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.

    Европа глазами П.А. Толстого.

    Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.

    Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.

    Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)

    Женское образование в Росси.

    Уставы российских университетов в XIX веке

    «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.

    Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)

    Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)

    «Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.

    Русь и Литва глазами потомков и современников.

    Партия кадетов в 1905-1907 гг.

    Программа и тактика партии эсеров.

    Черносотенное движение в начале XX века.

    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Русская армия в первой мировой войне.

    Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.

    Быт семьи Николая П.

    Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».

    Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).

    Математические методы в истории.

    Особенности русской культуры.

    Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».

    «Народная монархия» Ивана Солоневича.

    Русская монархия в начале XX века.

    Социально-сословная структура России в начале XX в.

    Русская православная церковь в начале XX века.

    Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.

    Особенности парламентской системы России начала XX века.

    Евразийская концепция Российской империи.

    Гражданское общество в России начала XX века.

    «Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.

    Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.

    Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.

    Земское самоуправление в России.

    «Союз Михаила Архангела».

    Основные особенности русской цивилизации.

    Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.

    Национальная политика П.А.Столыпина.

    П.А.Столыпин.

    Особенности российской имперской государственности.

    Правящий класс в России в начале XX века.

    Православные черты в русской духовности.

    Император Александр II. Освободитель или вешатель?

    Император Николай I как государственный деятель.

    Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.

    Понятие исторической альтернативы в историографической практике.

    «Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.

    Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).

    Народническая революционность как тип.

    Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.

    Реальный смысл самодержавности российского государства.

    Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.

    Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.

    Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.

    Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.

    Досуговые и праздничные реалии провинциального города.

    Русское застолье и национальная кулинария.

    Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)

    Тайная полиция в России XIX-начала XX в.

    А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик

    Крымская война (1853-56 гг.)

    История Черноморского флота.

    Образ русского чиновника в публицистике и литературе

    И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.

    Городское самоуправление в России и Сибири.

    Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.

    Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».

    «Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.

    Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.

    Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.

    «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)

    Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.