Политические режимы. Сущность и отличительные черты демократического политического режима

Известный ученый С. М. Липсет определяет демократию как государственный строй, обеспечивающий конституционное право смены руководителей, а также как социальный механизм, позволяющий возможно большей части населения влиять на принятие важнейших решений посредством выбора претендентов на политическую власть. Исследователь также уделяет внимание экономической составляющей в демократическом режиме. Так С. М. Липсет считает, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем будет поддерживаться демократия.

Более широкое определение демократии дает американский исследователь Х. Линц . Он отмечает, что это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, слова и другие политические права личности. Демократия характеризуется свободными и ненасильственными соревнованиями политических лидеров с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включением в политический процесс всех эффективных демократических институтов, а также обеспечением условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их предпочтений.

На высокой степени ответственности в демократических режимах акцентирует свое внимание другой ученый А. Лейпхарт . Он считает, что демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также как управление в соответствии с народными предпочтениями. Демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: действия правящей элиты находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени.

Известный американский исследователь А. Пшеворский дает следующее, достаточно узкое определение демократии. Он пишет, что она представляет собой такую организацию политической власти, которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы.

Безусловно, список наиболее распространенных определений демократии не ограничивается вышеуказанными вариантами. При всем их разнообразии каждое из определений обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современных демократических режимов. «В отличие от античной, - отмечает А. П. Цыганков, - современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно» .

На основе критериев типологизации режимов можно выделить следующие признаки демократического политического режима:

  1. Основной способ достижения высших государственных постов – всенародные выборы.
  2. Поскольку государственные должности приобретаются в конкурентной борьбе, то политические лидеры стремятся, как правило, учитывать интересы различных категорий населения.
  3. Высокая степень открытости политической элиты. В ее круг может войти любой человек, добившийся успеха в какой-либо сфере деятельности.
  4. Рационально-легальный тип легитимности политической элиты.
  5. По сравнению с другими видами политических режимов для демократического характерна средняя степень вовлеченности народа в политическую жизнь.
  6. Регламентация осуществляется на основе правовых норм и договорных отношений.
  7. В обществе преобладают либерально-демократические ценности.

Однако в процессе исторического развития каждый политический режим приобретает такие специфические черты, которые отличают его от других форм правления. Объединяя вышеперечисленные признаки и особенности функционирования демократических режимов можно выделить следующие черты современных демократий:

1.Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов власти. Позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Выборы предполагают наличие конкуренции различных кандидатов, альтернативность, реализацию принципа: «один гражданин – один голос».

3. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную власть) в построении государственного аппарата. Согласно этому принципу политическая власть воспринимается не как единое целое, а как совокупность ветвей различных властных функций, осуществляемых различными властными органами с целью не допустить концентрации власти в одних руках, учесть интересы граждан и государства.

4. Наличие развитой системы представительства , т. е. парламентаризм , представляющий собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента.

5. Гарантия основных прав человека . Принято выделять три группы прав: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой судебной властью.

6. Политический плюрализм , позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

7. Демократическая процедура принятия решений : выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Анализируя представленные характеристики, можно выделить основные демократические институты, так как они позволяют описать, как именно функционируют демократические режимы. По мнению известного американского исследователя Г. О’ Доннелла , институты представляют собой упорядоченные образцы взаимодействия, которые известны, практикуются и признаются социальными агентами, намеренными продолжать это взаимодействие, подчиняясь при этом определенным правилам и нормам, закрепленным на формальной или неформальной основе.

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы обеспечить стабильность режима. Среди них традиционно принято выделять следующие демократические институты:

  1. Всеобщее, равное и тайное избирательное право.
  2. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
  3. Разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) и по горизонтали (власть центра и регионов).
  4. Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации.
  5. Свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы .

Таковы основные институты демократии. Конституирование и консолидация этих институтов составляет основу перехода к стабильной демократической системе. Среди условий стабильности демократии следует выделить внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним условиям демократической стабильности необходимо отнести наличие такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможность вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. На экономический фактор стабильности указывал С. Липсет. Он утверждал, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем буде поддерживаться демократия. Однако капиталистическая экономика, как показывают многочисленные исследования, функционирует менее продуктивно, если отсутствует соответствующая для этого социокультурная основа. Данному фактору стабильного существования демократических режимов посвящены работы известных ученых Г. Алмонда и С. Верба . Они исследовали феномен «гражданской культуры» как системы ориентаций и установок массового сознания, укрепляющей демократические институты. Эта система включает в себя два основных компонента – «склонность доверять другим» и «удовлетворенность жизнью», являющиеся предпосылками как объединения граждан в добровольные союзы, так и отсутствия в их сознании установок на кардинальное изменение существующих условий.

Экономические и социокультурные условия, безусловно, важны для стабильного функционирования демократии. Но в то же время нельзя недооценивать фактор лидерства в демократических режимах. Такие исследователи как А. Лейпхарт и А. Пшеворский полагают, что сосредоточенность на социальных условиях может негативно сказаться на разработку правильной стратегии и ее реализацию. Так, некомпетентность политического лидера играет важнейшую роль в дестабилизации даже тех демократических устройств, которые основываются на сравнительно прочном экономическом и социокультурном фундаменте. Таким образом, отсутствие благоприятного внешнего окружения, компетентного лидерства, слабость экономических и социокультурных предпосылок демократии может вносить свой вклад в дестабилизацию ее институционального устройства и возможный переход к авторитарным методам управления.

Однако политический опыт выявляет принципиальные различия в функционировании демократических устройств в зависимости от особенностей исторического и социокультурного развития страны. Поэтому демократические режимы также делятся на подвиды. В основе этого разделения может лежать принцип их социокультурной уникальности, своеобразие исторического наследия. Данное своеобразие накладывает отпечаток на функционирование демократических институтов. Модификация, которой в этой связи подвергаются институты, может быть весьма значительной. Наиболее характерный пример – формы разделения властей, складывающиеся в условиях президентской и парламентской форм правления. Другим примером деления демократических устройств может служить типология А. Лейпхарта. Он выделяет мажоритарную и консенсусную демократию. Мажоритарным будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, а правящая коалиция формируется по принципу большинства. В консенсусной демократии правящая коалиция формируется на основе пропорционального представительства партий.

Таким образом, можно сделать вывод, что демократический режим является, согласно классической классификации, одним из видов политических режимов. Он обладает такими отличительными признаками как суверенитет народа, периодическая выборность основных органов власти, политический плюрализм, гарантия основных прав человека, рационально-легальный тип легитимности и другие. Среди основных институтов, обеспечивающих стабильность режима, принято выделять: всеобщее равное и тайное избирательное право; принцип разделения властей в построении государственного аппарата; либеральная конституция; свобода выражения политических суждений; свобода артикуляции политических интересов. Для обеспечения стабильного функционирования демократических институтов необходимо наличие благоприятствующих демократии экономических и социокультурных условий, компетентного лидера и безопасного для режима внешнего окружения.

Термин «демократия» происходит от греческого demos – «народ» и kratos – «власть», что означает народовластие. Демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной, то есть избранные представляют интересы своих избирателей в органах власти.

Демократический режим характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.

2. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики власти в СМИ, в массовых выступлениях или лоббистской деятельности.

3. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами.

4. Принцип разделения властей действует фактически. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти реально независимы и уравновешивают друг друга.

5. Политический плюрализм является неотъемлемой чертой данного режима. Он предполагает возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на массы.

6. Высокая степень реализации прав человека выражается в выполнении международных юридических актов, провозглашающих и закрепляющих права граждан.

Основные формы:

1. Прямая (опосредованная) демократия (народ сам участвует в обсуждении и принятии решений, народовластие).

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В ней воля народа выражается не прямо, а через институт посредников. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях.

Правовое государство

Правовое государство - реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не пре­вратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на всех граждан, государственные и обществен­ные институты.

Гражданское общество

Гражданское обществов узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существу­ют друг без друга.Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотноше­ний свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, груп­пами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу­дарственных структур преобладают не вертикальные (подчинен­ности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.

мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

мораль предстаёт в 2-х обличиях:

Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

49.Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отн-ия, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать чел в конкретной ситуации. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отн-ие к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотн-ие этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценка. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного об-ва. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен лич-тью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство чела. Чувства чела как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отн-ия чела ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. В жизни чела бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор м/у многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необход-тью сущ-ия человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного об-ва нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотн-ия в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опира- ются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации об-ва, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так силь но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

а. федеративное устройство;

б. право на взимание налогов;

в. гарантии прав и свобод граждан;

г. наличие публичной власти.

18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют:

а. Государственная Дума;

б. Правительство Р.Ф.;

в. Совет Федерации;

г. общественная палата.

В некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли Вы с таким подходом. Приведите два аргументы в обоснование своей точки зрения.

20. Высшим органом законодательной власти в Р.Ф является:

а. Правительство Р.Ф.;

б. Федеральное Собрание Р.Ф.;

в. общественная палата;

г. Конституционный суд.

21. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества:

а. экономической;

б. социальной;

в. политической;

г. духовной.

22. В нашей стране подписывает и обнародует законы:

а. глава правительства;

б. Президент;

в. Председатель Совета Федерации;

г. Генеральный прокурор.

23. Президент Р.Ф. является главой:

а. государства;

б. политической системы;

в. законодательной власти

г. судебной власти.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

План урока: Работа с Конституцией РФ и заполнение таблицы. Анализ и вывод

1. Вставить пропущенные слова в предложения .

1.1. Конституция Российской Федерации - это основной закон Российской Федерации, имеет _______ юридическую силу, ___________ действие и применяется на всей территории РФ. Принята на всенародном референдуме _______________________, закрепляет Основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти.

1.2. Гражданство РФ - это устойчивая _____________ связь человека с _______________, выражающаяся в совокупности их взаимных ______________, _______________. Отношения по поводу российского гражданства регулируются _________________ законом.

1.3 Российская Федерация - демократическое ____________________ государство с ________________формой правления.

1.4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на_______________, ______________ и ______________.

1.5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти _______________

1.6. Каждый гражданин имеет права: ______________, ___________, ____________, _____________, _______________

2. Ответить на вопросы:

2.1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?

2.2. В соответствии, с чем приобретается и прекращается Гражданство Российской Федерации?

2.3. Как осуществляет свою власть народ?

2.4. Что является высшим непосредственным выражением власти народа?

2.5. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?

2.6. Кто осуществляет Государственную власть в субъектах Российской Федерации?

Заполнить таблицу права и свободы человека и гражданина

Права Свободы

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче­ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра­тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причи­на ее популярности? Что следует понимать под термином «демократия»? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, обла­дающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Чем является демократия – одной из альтернатив развития человечества или магистральным путем развития общества?

Самое простое определение демократии – это власть народа. Со­гласно мнению американских просветителей демократия – это власть на­рода, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская респуб­лика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Северо­американских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличают­ся от них.

Современные теоретические модели демократии базируются пре­имущественно на политических идеях Нового времени (Дж. Локк, Ш. де Монтескье, Ж-Ж Руссо, И. Кант, А. де Токвиль и др.). Все многообразие теоретических моде­лей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум теоретическим парадигмам, сформулированным классиками политической мысли ХY-ХIХ вв. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической тео­риях.

Обе теории возникают как попытка разрешить так называемую «проблему Гоббса», суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет себя самого власти государства, так как только оно может гарантировать соблюдение договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе – узел «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключалась в обосновании границ деятельности государства, благодаря которым обеспечивалась бы сохран­ность свободы человека.

Представители либерально-демократического и радикально- демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку де­мократической теории. Они были едины в трактовке происхождения го­сударства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали ее основания (см. табл).

Либерально-демократическая теория

Радикально-демократическая теория

Морально автономный индивид Социальный человек
Суверенитет личности Суверенитет народа
Общество как сумма индивидов Органическое общество
Интерес всех Общий интерес
Плюрализм интересов Первенство общего блага
Свобода человека Свобода гражданина
Первенство прав человека Единство прав и обязанностей
Представительная демократия, выборы Непосредственная демократия
Свободный мандат Императивный мандат
Разделение властей Разделение функций
Подчинение меньшинства большинству с защитой прав мень­шинства Подчинение меньшинства большинству

В либерально-демократических концепциях свобода человека озна­чала его моральную автономию, возможность рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми как морально автономными индивидами, огра­ничивается правом, т.е. равной внешней мерой свободы для каждого ин­дивида. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь ценится здесь больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. Плюрализм индивидуальных инте­ресов и интересов возникающих ассоциаций индивидов (гражданское общество) сопровождался конфликтом между ними, разрешение которого было возможно на пути компромисса.

В принципе, государство не могло и не должно было вмешиваться в процесс общения автономных индиви­дов и их добровольных ассоциаций. Оно призывалось лишь тогда, когда требовалось вмешательство третейского судьи. Концепции либерально-демократического толка допускают лишь «ограниченное государство», государство – «ночной сторож». Такое государство невозможно без дого­вора между людьми, а представители государства избираются населением. Свобода индивида ограничена только законом, а само государство (для того, чтобы не было узурпации государственной власти отдельными органами или лицами) должно строиться по принципу разделения властей. Право­мерный при голосовании принцип решения по большинству голосов до­полняется принципом защиты прав меньшинства.

В соответствии же с радикально-демократическими концепциями ра­зумный человек мог существовать автономно только в естественном со­стоянии, а по мере социализации он становится существом социальным, т.е. рационально принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на основе договора, руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено «суверенитетом на­рода». Свобода человека может быть обеспечена лишь тогда, когда сво­боден народ, имеющий волю давать законы государству. Деспотизм госу­дарства сохраняется в том случае, если оно руководствуется не частными, а общими интересами народа, которые не являются простой суммой част­ных интересов, а обладают органическим единством.

Единство народа выступает важнейшим принципом организации политической жизни, а формой демократического участия здесь выступает прямая демократия. Лица, осуществляющие управление в государстве, наделены народным мандатом и ответственны перед ним. Единство власти обеспечивается суверенитетом народа, а потому принцип разделения властей не является существенным; здесь скорее можно говорить о разделении функций, а не властей. Подчинение меньшинства большинству является внешним выра­жением единой воли, принципиально требующей общего согласия.

Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выде­лить общие характерные черты, присущие этому режиму:

  1. Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
  2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
  3. Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам при­нимать участие в формировании представительных институтов.
  4. Контроль представительных институтов за деятельностью пра­вительства.
  5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
  6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
  7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.

Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий.

Во-первых, это высокий уровень экономического развития. В исследованиях, проведенных С. Липсетом, В.Джэкмэном, Д.Куртом и др., убедительно доказано, что стабильный экономический рост в конечном итоге приводит к демократии. Согласно статистическим данным, среди 24 стран с высоким уровнем доходов лишь 3 – недемократические. Среди среднеразвитых стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур и 5 стран находятся в состоянии перехода к демократии. Из 42 стран с низким экономическим уровнем развития и низким уровнем доходов лишь 2 мо­гут быть названы демократическими.

Во-вторых, это наличие толерантно­сти в обществе, уважение прав политического меньшинства.

В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей, как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п.

В-четвертых, это ориентация значительной части населения на поли­тическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской политической культуры.

Демократия – это не власть стабильного большинства, поскольку само оно изменчиво, не монолитно, поскольку складывается на основе компромиссов из разнообразных индивидов, групп и объединений. Ни одна из групп современного западного общества не способна монополи­зировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных ассоциаций. Объединившись, недовольные группы могут блокировать неугодные решения, выступая тем самым важнейшим соци­альным противовесом, сдерживающим тенденции к монополизации вла­сти.

Ущемление в политических решениях интересов тех или иных групп обычно увеличивает вовлеченность в политику их членов и тем самым усиливает их влияние на последующую политику. В результате сложного конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов в государственных решениях устанавливается динамиче­ский баланс, равновесие групповых интересов. Демократия, таким обра­зом, представляет собой форму правления, позволяющую многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения.

Демократия не является универсальной, наилучшей для всех вре­мен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монар­хии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

И все же растущее стремление населения современного мира к де­мократическим формам правления не случайно. При наличии определен­ных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами правления. Общий недостаток всех недемократических политических систем состоит в том, что они не подконтрольны народу и характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

В постсоциалистических странах, вступивших на путь реформ в 80-е гг. XX века, достаточно четко намети­лись два главных пути общественных и политических преобразовании.

Первый из них предполагает быструю политическую и экономиче­скую либерализацию западного образца, так называемую шоковую тера­пию. По этому пути пошли практически все восточноевропейские страны, в том числе СССР. В тех из них, что были ближе к Западу по своей поли­тической культуре, экономическим укладам, демократизация и трансфор­мация общества оказались более или менее успешными, хотя и сопрово­ждались падением производства и рядом других серьезных негативных явлений. Неудачи реформирования в Советском Союзе сильно скомпро­метировали демократию и либеральные ценности в массовом сознании.

В других странах, прежде всего в Китае, Вьетнаме, была выработа­на собственная модель модернизации и реформирования тоталитарных политических структур, получившая название «нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее ак­тивном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира.

На сегодняшний день большинство государств мира демократические. Это понятие очень прочно укоренилось в сознании цивилизованного человека. Но какие существуют признаки демократического режима? Чем он отличается от других типов государственного устроя, какие есть разновидности и особенности?

Происхождение и значение термина

Прежде чем описывать признаки демократического режима, следует сказать, что само слово «демократия» пришло к нам из греческого языка. Слово demos означает «народ», а слово kratos - власть. В буквальном переводе это словосочетание значит «власть народа» или «народовластие». Впервые оно было употреблено в сочинении знаменитого греческого философа и мыслителя Аристотеля под названием «Политика».

История развития в давнее время

Традиционно принято считать, что прообраз демократии - это древнегреческий город Афины в шестом-пятом столетиях до нашей эры. Признаки демократического режима ярко проявлялись уже в то время. В ранний период существования древнегреческая демократия воспринималась как разновидность модели организации жизни государства, особая форма, при которой не одно лицо обладает властью (тиран, монарх) и даже не группа специфических лиц (олигархи, аристократы), а все население. Также предполагалось, что «демос» (народ) будет иметь равные права и осуществлять равный вклад в управление своим государством. Именно это и были основные признаки демократического режима.

История развития в новое время

Становление государств, которые имеют признаки демократического режима в качестве целостной системы, происходило значительно позже, примерно в шестнадцатом- восемнадцатом веках нашей эры. Процесс развивался в таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки, Голландия, Великобритания. Бурный рост торговли и товарных отношений, развитие крупных городов и мануфактур, географические открытия, выросшая роль важности колоний, серьезные научно-технические открытия и изобретения, переход к машинному производству от ручного, и транспорта, накопление финансовых ресурсов - это основные социально-экономические истоки, которые раскрыли цивилизованному миру характерные признаки демократического режима. Рост противоречий между старой аристократией и экономически могущественным «третьим сословием» потребовал радикальных перемен в политическом режиме общества. Такие философы и мыслители, как Монтескье, Локк, Руссо, Пейн, Джефферсон, в то время описали в своих трудах основные признаки демократического режима. Народы Соединенных Штатов Америки, Франции, Англии смогли воплотить их в жизнь, одержав победу над монархизмом и заложив правовые, экономические и социальные основы демократии, создав предпосылки для реструктуризации государств.

Основные и характерные принципы

Признаки демократического режима демократического государства - это основные отличительные черты, главной из которых является безусловный суверенитет народа. Демократия как понятие включает в себя признание народа как высшего и единственного в государстве. Граждане, безусловно, имеют право решать свою судьбу самостоятельно. Государственная власть обязана опираться на выражение одобрения от своего народа и является легитимной только тогда, когда ее существование и формирование поддержано людьми (избирателями) в соответствии со всеми правами и нормами. Важнейшими признаками демократического режима являются свободные выборы и волеизъявление народа. Люди сами выбирают представителей, имеют реальные рычаги влияния и механизмы контроля за их деятельностью в процессе управления государством. Во время выборов, в соответствии с правовыми нормами, народ имеет полноценное право абсолютной или частичной смены государственной власти и внесения структурных изменений. Все вышеперечисленное - основные признаки демократического режима. Следует отметить, что народ имеет полное право досрочно отстранить выбранное правительство от власти, если заметит явное злоупотребление своими полномочиями. Этим и отличаются признаки демократического и (в котором данные функции граждан отсутствуют по определению).

в демократии

Восприятие человека как эпицентра политического и социального устройства, примат общества над властью - признаки либерально-демократического режима. Именно личность человека является самый высокой ценностью в государстве. Какие признаки демократического режима это порождает? Народ и общество рассматриваются как сумма разных независимых друг от друга индивидов, а не как монолитная единая воля. Эта сумма отражает совокупные интересы отдельно взятых личностей. Признаками демократического режима являются также признание приоритета интересов индивидуумов над государственными и признание наличия у каждой личности суммы свобод и прав, которые называются естественными и являются неотъемлемыми. В качестве примера можно привести право на жизнь и существование. Демократический режим, понятие, признаки и характеристики которого во всем опираются на личностную свободу, также включат в себя такие права, как неприкосновенность личности, независимость, защита и сохранность частной собственности.

Важность прав и свобод в обществе

Признаки либерально-демократического режима - обеспечение права на достоинство и уважение личности, право прожить жизнь в соответствующих для этого условиях, безусловная возможность проживать в своей стране и на своей земле, право на создание семьи и воспитание своих детей. Источником всех этих неотъемлемых и естественных свобод и прав является не государство, не общество и не семья, а сама человеческая природа. Именно поэтому все вышеперечисленное не может быть никоим образом поставлено под сомнение. Данные права не могут быть изъяты у человека или ограничены (естественно, речь не идет о тех случаях, когда человек совершает преступления). Также признаки демократического режима - это наличие множества других прав и свобод (политических, экономических, социальных, духовных, гражданских и так далее), большинство из которых также автоматически приобретают статус обязательных и неотъемлемых.

Право человека - что это?

Если признаки демократического режима базируются на определенных правах индивидуума, то что это значит? Право человека - это совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения свободных людей между собой, обществом и государством, обеспечивая возможности действовать по собственному выбору, получать блага для своей жизни. Свободы же обеспечивают возможности выбора деятельности и поведения. Именно совокупность прав и свобод - это основные признаки демократического режима, которые образуют цельную систему.

Какие есть права личности

У любого индивида есть много разных прав. Это «негативные», которые охраняют свободу человека и включают в себя обязанности государства и общества не совершать некорректных действий по отношению к личности (пытки, жестокое обращение, произвольный арест и так далее). Также есть и «позитивные», означающие обязанность государства и общества давать определенные блага индивиду (отдых, образование и труд). Более того, свободы и права делятся на личные, политические, культурные, социальные, экономические и так далее.

Основополагающий правовой документ демократии

Признаки демократического режима впервые были полностью описаны во Всеобщей декларации прав человека, которая принята еще в 1948 году. Что любопытно, Советский Союз в свое время ее не подписал, и только во время Горбачева она была признана. В данной Декларации отображаются все политические и гражданские права, дан перечень позитивных и негативных свобод. Также раскрывается смысл и содержание политических, экономических и культурных прав. Всеобщая декларация прав человека - часть международного законодательства. Кроме того, Организацией Объединенных Наций были приняты многие другие конвенции, пакты и декларации, направленные на установление демократического общества и поддержку прав и достоинств человека.

Множество мнений - яркая черта демократии

Плюрализм - неотъемлемая черта всех демократических режимов. Это означает признание в общественной и многих и разных автономных (но вместе с тем и взаимосвязанных) социальных и политических партий, групп, организаций, установки и идеи которых постоянно находятся в состоянии конкурентной борьбы, сопоставления и соревнования. Плюрализм выступает как антипод монополизма и является базовым принципом политической демократии. Существуют некоторые характерные его признаки:

Состязательность множества разных субъектов политики;

Разделение власти и дифференцированная структура иерархии власти;

Исключение любой монополии на политическую конкуренцию и власть в угоду какой-либо партии;

Политическая система многопартийна;

Свободный доступ к многообразию каналов выражения мнений и интересов для всех;

Состязательность и возможность смены элит, их свободная борьба и конкуренция;

В рамках законности имеет право существовать альтернативность социальных и политических взглядов.

На постсоветском пространстве после развала СССР ввиду ускоренного процесса демократизации процесс установления плюрализма был очень сложный, так как традиции «старой» тоталитарной системы еще до сих пор окончательно не устранены.

Что является опорой для демократии

В качестве основных социальных и политических стабилизаторов и регуляторов выступают сами граждане. В экономической сфере таким является частная собственность людей, которая создает основы для полной независимости отдельно взятой личности от института власти и разных религиозных, социальных и политических групп. идейно-политический плюрализм, реализованное разделение государственной власти на несколько независимых веток с формированием системы равновесия (баланса), свободные выборы - все это создает крепкий базис для существования демократии в современном мире.