Игры для формирования правильного звукопроизношения. Игры, направленные на развитие фонематического слуха у детей с ффнр

Консультация для воспитателей

Дидактические игры для закрепления правильного произношения звуков.

Покатаем на машине.

с (сь)

Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с (сь) : слон, собака, лиса, поросёнок, гусь, а также другие игрушки: мишки, крокодил, кукла, машина и т.д.

Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать её, потом он сам называет её и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»). Ребёнку правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола. Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с (сь) в словах, определяли слова на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон).

Будьте внимательны.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт),после каждого слова делать набольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых не достаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

Назови и отгадай.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется звук з (зь) , а также парные к ним без з , например: зайка - кошка, замок - ключ, коза -корова, ваза-графин

Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем он предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук з («песня комарика») . Если дети пускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом з (например, зззайка - кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук з . Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук з (зь) , умели выделять эти слова со звуком.

Что в мешочке.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ц в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук ц :цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: машина, кубик, мячик, шарик и пр.

Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, - продолжает он, - тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет всем детям». Вызванный ребёнок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей ещё раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук ц («песенка синички») . Когда все предметы будут вынуты все предметы из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица) , и предлагает детям перечислить их. Произносить слова воспитатель должен отчётливо, выделяя звук ц , например: овцца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук с , который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли слова, содержащие ц , отчетливо произносили этот звук в словах.

Наши имена.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла.

Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш песенка гуся») . Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька». Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша, Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику. Ребёнок отвечает.« Слышится в твоем имени звук шш -«песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук ш , и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить имя так, чтобы в нём появился звук ш , например:Танюша, Катюша, Андрюша. Для ответов вызываются и те дети, в именах которых этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё недостаточно отчетливо произносит данный звук в словах.

Отбери предметы.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях которых есть звук ч : часы, ключ, чайник, чашка, мяч и т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Воспитатель ставит на стол все приготовленные предметы (6 - 8) и предлагает детям назвать лишь те, в названиях которых есть звук ч . Педагог следит, чтобы ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Кому что подарим.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка, шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш )

Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной стороны картинку с изображением мальчика, с другой - девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют остальные предметы, и предлагает детям перечислить их. Указывая на картинки с изображением детей, он говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку - Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано. Дети отвечают: «Шуба».- «Кому мы подарим шубу; Мише или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше. Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с изображением девочки. «А это что?» - спрашивает он, показывая машину. «Это машина», - говорят дети. «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить машину мальчику картинка ставится под изображением мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда все предметы будут распределены, воспитатель предлагает некоторым ребятам перечислить, какие предметы они подарили Мише, а какие - Маше, и следит за тем, чтобы все дети правильно произносили звук ш в словах. Аналогичная игра может быть проведена для отработки произношения любых звуков в словах.

Зачем нужно?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка, чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех названиях есть звук ч ).

Воспитатель показывает предметы (или картинки) и просит детей называть их и сказать, зачем нужны. Например, он показывает чашку и спрашивает: « Что это?» Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?» Таня: «Пить чай».- «А кто скажет, что ещё можно пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей группе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот» и т.д. Далее воспитатель показывает часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об их назначении. Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили звук ч в словах.

Подберём игрушки.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: кукла; игрушки и предметы: жук, жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех названиях есть звук ж ).

Все перечисленные выше игрушки и предметы воспитатель заранее расставляет на видных местах. Игра начинается с того, что педагог показывает детям незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж (песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора. Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя, Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома много разных игрушек и предметов, в названии которых тоже есть ж (песенка жука). «Кто скажет, какие игрушки, и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых есть «песенка жука» . Найденные и названные предметы ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок и др. Если кто-либо называет не тот предмет - без ж , педагог разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все дети четко и чисто произносили слова со звуком ж , выделяли его голосом.

У кого кто?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Картинки с изображением животных и их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата, верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих названиях есть звук ж) .

Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают. Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя(если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», -говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д. Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята. Аналогично данному можно провести упражнение на закрепление правильного произношения детьми звука ч : волк - волчата, зайка - зайчата, кролик - крольчата, белка - бельчата, галка - галчата и т.д. Нужно, чтобы дети называли детенышей животных не только во множественном числе, но и в единственном числе: медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

Выбери слово.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель в слегка замедленном темпе произносит ряд слов, в которых есть звук щ , а также такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук щ («песенку пилы»). Примерный набор слов: щука, лампа, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. Групповые ответы чередуются с индивидуальными.Подбирая слова для упражнения, следует избегать слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии которых есть звук щ ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в названиях которых есть звук щ , он просит детей назвать их и запомнить. После этого появляется Петрушка, здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. « Вы сейчас закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, отроете их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, например щетку, воспитатель спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)»,- отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, зачем они нужны. Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны, правильно определяли взятые предметы, чисто и четко произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.

Найди игрушку.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл. Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли ответы разбираются всей группой.

Каких животных мы знаем?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва). - «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель размещает на фланелеграф так, что все домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие - с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук л (ль ) в словах, поправляет тех, кто еще недостаточно чисто произносит этот звук, просит повторить нечетко сказанное слово, дает образец произношения.

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков

Формирование правильного звукопроизношения - не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговаривания» может стать интересным и радостным, что гарантирует получение наилучших результатов.
«Вьюга»
Вьюга воет:
- У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб.
Хоп-хоп-хоп,
Хоп-хоп-хоп.

«Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк
- ф-ф, ф-ф!
Брызнул дождик -
он промок:
- ф-ф, ф-ф!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька
- ф-ф, ф-ф!
(Немецкая песенка)

«Едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке -
цок-цок-цок!
По дороге зимней, гладкой.
Санки скрипят - ш-ш-ш!
Бубенчики звенят - динь-динь!
Дятел стучит - тук-тук-тук!
Вьюга свистит - с-с-с!
Белка на ветке орешки грызет - щёлк-щёлк!
Рыжая лисичка зайца стережёт - ф-ф-ф!
Холод, холод - в-в-в!
Стужа - брр-брр!
Снег пушистый
Кружит, кружит - о-о-о!
Ехали мы ехали - цок-цок-цок!
Наконец доехали:
С горки - ух!
В ямку - бух!
Приехали!
Т.Тютюнникова

«Дождик»
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
Г.Бойко

«Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а…
Рябиновый - и-и-и…
Березовый - о-о-о…
Дубовый - у-у-у…
М. Картушина

«Тучка»
Кап-кап-кап! - тучка.
Кап-кап-кап! - плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет.
М.Картушина

«Ветерок»
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит:
У-У-У, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон,
Ах-ах, ах-ах!
Е. Алябьева

«Во дворе»
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
- Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Встреча»
Повстречались
Два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Гав-гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два козленка: «Ме-е-е!»,
Два теленка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
(Детская потешка)

«Барашек»
Бу-бу, я рогатый,
Бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу, я ушастый,
Бу-бу, очень страшный,
Бу-бу, испугаю,
Бу-бу, забодаю.
(Литовская песенка)

❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀

Петушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке: ту-ру-ру.
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать.
На лугу коровка - му-му-му!
Розовые свинки - хрю-хрю-хрю!
А козёл рогатый - ме-ме-ме!
Баран бородатый - бе-бе-бе!
Замяукал котик - мяу-мяу!
А собачка лает - ав-ав-ав!
А в лесу кукушка все - ку-ку, ку-ку!
Петушок веселый спел - ку-ка-ре-ку!
А в саду зелёном детвора
Распевает песни - та-ра-ра!

❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
А. Барто
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Петушок запоет,
Лишь солнце взойдет.
Ку-ка-ре-ку! Солнце взошло!
Ку-ка-ре-ку! Утро пришло!
Просыпайтесь! Поднимайтесь!
За работу принимайтесь!
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га-га!»
А индюк среди двора:
«Бал-бал, балды-балды!»
Наши гуленьки вверху:
«Гру-гру!»
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко!»
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
(Детская потешка)
❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀ ❀
Громко спорят две лягушки -
Кто из них красавица?
Ква-ква, ква-ква-ква.
Как вам это нравится?
В.Лифшиц

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт//

Размещено на http://www.сайт//

Введение

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день».

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развита речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, её плавности-всё это, в разной степени влияет на их игровую деятельность.

Актуальной проблемой является разработка дидактических игр для работы с детьми, имеющими проблемы с нарушениями речи. Это позволяет рассматривать тему нашего исследования как актуальную проблему. Объект исследования - логопедическая работа по коррекции нарушений речи у детей. Предмет исследования - дидактические игры, разработанные для детей, имеющих нарушения в речи. Цель исследования -разработать комплекс методически подобранных игра для детей с нарушениями речи.В связи с целью мы ставим перед собой следующие задачи:

1) Рассмотреть нормы речи и их нарушения;

2) Выявить причины нарушений звукопроизношения;

3) Провести логопедическое обследование;

4)Разработать комплекс дидактических игр для детей с нарушениями в речи.

Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.

I. Нормы речи и их нарушения

1.1 Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста

Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в определенных временных рамках. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.

Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка. Приобретения этого периода состоят в следующем:

Развиваются внимание к человеческой речи и понимания ее;

Возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими.

Развивается память на слова;

Формируется способность к различению речевых звуков на слух;

Возрастной период от года-полутора до трех лет считается преддошкольным этапом развития речи. У детей 3-х лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных.

Сокращение слов (сипед - велосипед, атабаиль - автомобиль);

Перестановка в слове слогов (замукальные - музыкальные);

Перестановка в слове звуков (девича - девочка, певрый - первый);

Иногда дети, чтобы избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель - корабль).

Произношение ребенком каждого звука - это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. Все это приводит к тому, что ребенок не различает звуки речи на слух.

Порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет - я не хочу);

Иногда искажается род имен существительных (одни колес)

Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.

Возрастной период от трех до семи лет - это дошкольный этап развития речи. У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями.

Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи.

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свойственно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.

В возрасте от 2-3 лет усваивается произношение и ряды артикуляторно -сравнительных несложных звуков. К ним относятся И, Ы, У; Ф, В; Т, Д, Н; К, Г, Ч и звуков среднеязычных Гй, Кй. Каждая из этих групп звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции.Ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука - Т, Д, Н.

Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука Ш выступает звук Т, Тй, то несколько позже в этой роли мы видим уже Сй и, наконец, сам звук Ш.

В возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков Р и твердого Л.

На 7 году заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произнесенные ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.

Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов. Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?

Любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Если к отмеченному возрасту этого нет - значит существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов.

Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков речи.

При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности никакого рода особенности в произношении звуков не должны иметь место.

Нарушения звукопроизношения у детей если они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В этом случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.

1.2 Причины нарушений звукопроизношения

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

Нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;

Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;

Нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);

Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Классификация нарушений звукопроизношения.

Дефектное произношение звука или звуков одной фонетической группы (например, свистящих С, З, Ц или заднеязычных К, Г, Х) -полиморфное. В тех же случаях, когда речь идет о неправильном произношении сразу многих звуков или только двух звуков, но разных фонетических групп (например, Ч и К, Р и Ц, Л и Ш) то это сложное, полиморфное нарушение звукопроизношения.

В принципе нарушаться может произношение всех без исключения речевых звуков: как гласных, так и согласных.

Дефекты озвончения (взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П - Б, К - Г, Ф - В, С - З, Щ - Ж).

Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: например П - Пй, Б - Бй и т.д.).

Внутри каждой из этих групп имеется более детальная классификация нарушения звукопроизношения.

Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С).

В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова (типа МИШКА -МИСКА). Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются на письме, т.е. один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины.

В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки. Так, например, звук Б скорее будет заменен на П или Й, чем на К. К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «завидное? право на существование».

«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухоречевых дифференцировок». (Хватцев М.Е.)

При обозначении сложных по артикуляции согласных звуков неправильное положение могут занимать различные артикуляторные органы и, в частности, губы или язык. Например, при произношении звука Л, в образовании которого губы вообще не должны принимать активного участия, нижняя губа может сближаться с верхними зубами. Такой дефект носит название губно-зубной ламбдацизм. Если же наблюдается сближение обеих губ, то речь идет о губно-губном ламбдацизме, при котором вместо Л слышится звук близкий к У (УАМПАвместо ЛАМПА). Подобным же образом выделяется губно-губной ротацизм. Р, образуемое вибрацией обеих губ и губно-губной сигматизм. Боковой сигматизм и ротацизм» имеет место в тех случаях, когда при образовании звуков струя выдыхательного воздуха выходит не по середине линии языка, а у одного или обоих его боковых краев.

II. Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми

2.1 Игра как форма деятельности

Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию психологических процессов, личных черт, интеллекта.

Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется быстрее и прочнее чем при использовании только дидактических приёмов.

Результаты исследований показали, что игра в системе дошкольных учреждениях занимает одно из первых мест, игры имеют большое значение для физического и психического развития, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра - ведущая деятельность детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.

Игра является основной деятельностью ребёнка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа требует разнообразных игровых приёмов коррекции, учитывающих индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. В игре совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Применение дидактических игр и игровых приёмов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

2.2 Дидактические игры

Дидактическая игра - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности они разнообразны по своему содержанию.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, учитель-логопед ставит перед собой следующие задачи:

* Широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;

* С помощью игры увеличивать потребность ребёнка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;

* При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;

* Логопедическая работа должна носить характер учебно-игровой деятельности для ребёнка. звукопроизношение нарушение речь игра

Математические словесные игры- путешествия интеллектуальные

Сенсорные настольно- печатные игры- предположения эмоциональные

Речевые с предметами и игрушками игры- поручения регулятивные

Музыкальные игры- загадки творческие

Природоведческие игры- беседы социальные

Для ознакомленияс окружающим

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

Для развития фонематического восприятия;

Для развития мелкой моторики;

По обучению грамоте;

По совершенствованию грамматического строя речи;

По обогащению словаря;

Для развития связной речи.

За годы своей работы мною было изготовлено множество различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.

Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.

Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункциональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограмматических категорий.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. В зависимости от того в какой момент используется игра меняется и её значение: в начале НООД игра организует, заинтересовывает ребёнка; в середине - подводит к усвоению программы; в конце - носит поисковый характер

* Игра должна опираться на программный материал;

* Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный);

* Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть понятны детям;

* Пособия для игры должны быть внешне привлекательными;

* Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. В игре ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит серьёзным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:

Тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,

Проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Логопеды - практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те, которые можно использовать с целью развития различных сторон речи.

III.Опытно- практическая работа по коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

3.1 Логопедическое обследование

Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование.

1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи, от внешне сходных проявлений («физиологического косноязычия»).

2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то сложного речевого расстройства.

3. Выявление всех неправильно произносимых звуков.

а) как много звуков ребенок произносит дефектно

б) какие именно звуки у него нарушены (сигматизм, ротацизм и прочее);

в) каков характер искажения звуков (парасигматизм, межзубной..).

4. Установление, по возможности, тех причин, которые обуславливают неправильные произношения звуков.

5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения.

Чтобы составить представление о состоянии речи ребенка в целом, можно попросить его о чем-то рассказать. В качестве темы для такого разговора может быть предложена наглядная и доступная по содержанию сюжетная картинка. Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие у ребенка фразовой речи.

Важно проследить и за правильностью грамматического оформления предложения.

Состояние звукопроизношения выясняется в процессе самостоятельно названных ребенком специально подобранных картинок. Картинки подбираются в первую очередь на артикуляторно сложные звуки (свистящие, шипящие, Р, Л, Й), чаще других пропускаемые дефектно. На нужный проверяемый звук подбираются три картинки, чтобы этот звук оказался в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце. Например, на звук С могут быть подобраны картинки типа САНКИ, ВЕСЫ, на звук Ш - ШУБА, ДУШ и в каждом из этих слов содержится лишь один «трудный» звук, все внимание проверяющего сосредотачивается только на одном звуке и в ходе проверки сразу следует отметить, какие именно звуки ребенок произносит искаженно или заменяет другим звуком.

Когда ребенок заменяет одни звуки речи другими, то необходимо проверить состояние его биологического слуха. Для детей со сниженным слухом характерны некоторые особенности поведения. В частности, при разговоре они стараются поворачиваться к говорящему тем ухом, которым лучше слышат, а также внимательно присматриваются к артикуляции говорящего и нередко отвечают «невпопад». При наличии у ребенка таких симптомов, необходимо исследовать его слух, обратившись для этого к врачу отоларингологу.

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются одним проверяемым звуком (типа ПОЧКА - БОЧКА, РАК - ЛАК).

Для выявления возможных аномалий в строении артикуляторного аппарата нужно внимательно присмотреться к ребенку и предложить ему ряд несложные «процедур». Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на «нормальность» строения его твердого и мягкого неба. Для выявления правильности прикуса предложить ему «показать зубки» - развести в стороны губы при сомкнутых зубах. (При этом верхние резцы должны примерно на 1/3 перекрыть нижние).

При исследовании подвижности артикуляторных органов (языка, губ и нижней челюсти) ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, можно делать это перед зеркалом. Так, предложить ребенку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, связанных с параличами (порезами артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых органов), в обследовании ребенка участвует не только логопед, но и врач-невропатолог, отоларинголог и другие специалисты.

При правильной организации логопедической работы результат достигается при всех видах дислалии. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной

формы организации НООД; сочетания приемов работы, позволяющие избежать его утомления.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал, скороговорки, потешки, прибаутки.

У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, у младших школьников - быстрее, чем у старших.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

3.2 Практические занятия с детьми, имеющими нарушения речи. Виды дидактических игр

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.

В сборник входят двадцать игр. Вашему вниманию представлены три игры.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Совершенствовать грамматически правильную речь.

Развивать мелкую моторику.

Коррекция фонематического слуха.

МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого,зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

ХОД ИГРЫ:

На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.

2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок - звук Ж, на зелёный - З и т.д.)

3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине - на жёлтый, в конце - на зелёный.

4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.

5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).

2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».

Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.

Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А - большой кружок, О - овал, У - маленький кружок, И - прямоугольник, Ы - половинка кружочка).

Ход игры.

Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.

Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)

И совсем забот не знали,

Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)

И друг друга догоняли (догоняют друг друга).

Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),

В паутину все попались.

ВАРИАНТ 1.

В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками

Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.

Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.

Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.

Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.

ВАРИАНТ 2.

Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.

В кармашки вставляются символы гласных звуков.

Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;

СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.

Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.

Развивать фонематический слух.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную связную речь.

Развивать мышление (доказывать свой выбор).

Материалы: Игровое поле (на поле размещается 4 ряда картинок по 4 картинки в каждом ряду. К одному квадрату в каждом ряду снизу прикреплён магнит: в 1 ряду на 3 квадрате, во 2 ряду - на 4 квадрате, в 3 ряду - на 2 квадрате, и в 4 ряду - на 4 квадрате), игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)

Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).

Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.

Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотикпримагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.

Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).

Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

Заключение

Для достижения положительного эффекта при преодолении дефектов играет правильная организация логопедических методик. Методика логопедического воздействия - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий. Нужно сделать обучение интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к работе.

С помощью логопедических методик и коррекционных работ развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Используемая литература

1. Акредоло Л., Гудовин С. 68 игр для развития мозга - М., 2004, с. 14-23

2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников - С.-П. 2005, с. 27-47

3. Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения - М, 2005, с. 36-55

4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников - М., 1972, с.41-55

5. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика - С.-П., 2004- с. 31-39.

6. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления- М., 2005,с. 88-100

7. Волкова Л.С. Логопедия - М., 2004- с. 148-156.

9. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. -М., 2004, с. 9-19.

10. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М., 2005, с. 12-32.

11. Залмаева Р. Сам себе логопед. - С.П., 1996, с. 20-34

12. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М., 2005,

13. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. - Р.- на -Д., 2005. с. 107; 115.

14 Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1982, с. 52-76; 112-116.

15. Мелехова Л. В. Дифференсациядислалии. Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1967. с. 80-85

16. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - С.П., 2004 с. 97-117.

17. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - С.П., 2004 с.20-47; 100-132.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Развитие звукопроизношения в онтогенезе. Причины возникновения дислалий. Дефекты строения речевого аппарата. Направления и методы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Принципы отбора игр.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2016

    Звуковой состав русского языка. Формирование звуковой стороны речи. Причины нарушений звукопроизношения. Система профилактики нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного учреждения. Выявление детей "группы риска" по нарушениям звукопроизношения.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2010

    Диагностирование особенностей речевого развития у дошкольников со стертой дизартрией. Методологические подходы к построению логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей данной категории в процессе дидактической игры.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2011

    Развитие звукопроизношения у детей. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. Принципы и методы коррекционной работы. Исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2012

    Логопедическая работа как средство преодоления нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Системная логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. Методические особенности логопедической работы.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2009

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их лингвистические проблемы. Звукопроизношение как проблема современной логопедии. Экспериментальное исследование нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2012

    Особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, отличающие их от детей с нормальным речевым развитием. Логопедическое экспериментальное обучение детей дошкольного возраста с дизартрией при ДЦП по формированию произносительной стороны речи.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2011

    Формирование словаря у детей с нормальным речевым развитием и недоразвитием. Роль игры в логопедической работе с детьми, имеющими отклонения о т нормы. Обследование и оценка словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2017

    Характеристика развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе, основные причины речевых нарушений. Особенности коррекционной работы при речевой и неречевой симптоматике дизартрии, комплексный логопедический подход по преодолению нарушения.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2011

    Характеристика основных стадий коррекции нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития. Диагностика состояния артикуляционной и мимической моторики ребенка. Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков.

Игры и упражнения для развития звукопроизношения

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет.

Как известно, дети дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Предлагаем вам несколько таких игр.

Что звучит?

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыш запомнит названия предметов, ему предлагается послушать, как они звучат: поиграть на барабане, позвенеть колокольчиком, постучать по столу молоточком; затем еще раз назвать игрушки. Потом взрослый устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» - спрашивает он ребёнка. Ребёнок отвечает, и взрослый снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы ребёнок узнавал звучащий предмет, отчетливо произносил его название.

Чудеса в мешке

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, подходит к ребёнку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Цель: добиться, чтобы ребёнок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется ответить, нужно подсказать ему.

Поедем или нет?

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): сан- ки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ребёнок по очереди вынимает из коробки картинки, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно произносили звук с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Повторюшки

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Нужно следить за тем, чтобы ребёнок произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.

РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Для занятия нужны примерно такие игрушки: слон, санки, лиса, автобус, цыпленок, курица, яйцо, заяц (могут быть и другие названия со звуками с (съ) или ц, но обязательно в начале, середине и в конце слова).

После уточнения названий игрушек предложите ребенку разложить игрушки, в названии которых есть звук с (съ) (санки, автобус, лиса), отдельно от игрушек со звуком ц (цыпленок, курица, заяц).

Взрослый следит за правильностью и четкостью произнесения ребенком этих звуков. Если при отборе игрушек допускается ошибка, взрослый произносит слово, выделяя голосом звук ц, и спрашивает: «В слове заяццц какой слышишь звук, с или ц?» После уточнения можно предложить ребенку произнести еще раз слово так, чтобы в нем слышался этот звук.

светлана аблёзгова
Дидактические игры по звукопроизношению у детей

Дидактическая игра является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия. Что же такое дидактическая игра ? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей . Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. Дидактическая игра имеет определенную структуру : дидактическая задача , решая, которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое дейст-вие-основа игры , является рисунком сюжета игры , правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей прежде всего увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу . Дидактическая игра имеет и оп-ределенный результат, который является финалом игры , где под-черкиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результа-том является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и про-явлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Игровой практикум.

Логопед : “ Уважаемые воспитатели! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Чтобы попасть в страну не нужно идти нехожеными тропами, а нужно открыть несколько дверей. От каждой двери есть ключ, но, чтобы получить ключ, нужно разгадать задание. В увлекатель-ное путешествие есть два пути. Разделимся на 2 команды. Чья команда быстро и правильно справится с заданием, у кого больше будет ключей, тот и победит”.

Итак, в путь!

1. Перед вами страна Знаний. Нас встречает принц Знаний и принцесса Умений. Но, чтобы открыть первую дверь, вам нужно назвать имена принца и принцессы.

Дидактическая игра “Назови имя” .

Цель : упражнять детей в определении первого звука в слове и составлении слова из букв; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : картинки с изображением мальчика или девочки. В каждой картинке нужно выделить первый звук и назвать имя . (Чья команда быстрее назовет имя, получает ключ.)

2. Итак, мы у следующей двери. Здесь вы увидите, какие чудеса могут происходить со словами, займитесь поиском сбежавших звуков .

Дидактическая игра “ Звуки заблудились” .

Цель : развивать слуховое восприятие, внимание, умение на-ходить ошибку в тексте.

Ход игры :. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку,

Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только звуки заблудились ,

Заскочили в чей-то дом

И хозяйничают в нем!

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

Пять баранов скушал Толька

И сказал : «Еще бы столько» (бананов) .

Мы собирали васильки

На головах у нас щенки (венки) .

Забодал меня котел

На него я очень зол (козел) .

Та команда, которая безошибочно справилась с заданием, по-лучает ключ.

3. Перед вами третья дверь!

Дидактическая игра “Цепочка слов” .

Цель : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова .

Ход игры :для того чтобы получить ключ от третьей двери, нужно выложить цепочку из предметов. Команды получают по десять картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука , каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.

4. У четвертой двери вас ожидает следующее задание.

Дидактическая игра “Что лишнее” .

Цель : активизировать словарь детей ; развивать умение клас-сифицировать предметы по группам; развивать способность к логическому мышлению; воспитывать внимание, сосредото-ченность.

Ход игры : командам выставляется по одному плакату с изо-бражением 9-ти предметов. Для 1 команды - животные. Для второй - овощи Предлагается выделить лишний предмет, объ-яснить почему. Если команды справляются с заданием – полу-чают по ключу.

У пятой двери

" Сколько слов со звуком Ш ? "

Цель : научить находить слова с заданным звуком при про-слушивании стихотворного текста.

Ход игры:

Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш . Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их . После прочтения ведущий спра-шивает детей , какие слова они запомнили. Выигрывает тот , кто за-помнил больше слов.

Речевой материал к игре :

В тишине лесной глуши, шёпот к шороху спешит, Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.

Наша Маша рано встала : кукол всех пересчитала :

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,

на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

6. У шестой двери нас поджидает загадочное задание.

1)Дидактическая игра “ Чудесная удочка"”.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён маг-нит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к ко-торым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт кар-тинку и называет первый, последний звук и дает характеристику.

2)"Утки и окуни".

Цель игры : научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры:

дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произ-вольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У , то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О , а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры . Выигрывает тот , кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры : обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки "

Цель : научить узнавать звуки , произносимые с утрированной инто-нацией.

Ход игры:

Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом : Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве . Когда стали соз-даваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука «А» появилось много таких же звуков «А» . Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе . Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые . Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить про-тяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся , если они одинаковые, хлопнем в ладоши.

" Куклы заблудились "

Цель : научить выделять в слове звук , произноси-мый с утрированной интонацией.

Ход игры:

У детей несколько кукол . Их имена : Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, назвать тот звук , который произносил ведущий с большей силой (выделяются удар-ные гласные) .

Дидактическая игра «Положи в корзину»

Цели : Определение места звука в слове . Автоматизация и диффе-ренциация согласных звуков «Р» «Л»

Таким образом, вы наглядно убедились, что благодаря использова-нию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей : пополняется и активизи-руется словарь, формируется правильное звукопроизношение , раз-вивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Ирина Двоеглазова
Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения

Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения .

1. Голосовые игры . Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения , артикуляции и автоматизации произношения звуков . Например, игра «Путешествие» .

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор.

(дети имитируют звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса )

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (замолкают) .

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет.

(дети тянут гласный «у» с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые вытянутые трубочкой губы, изменяя высоту звука : вверх, волнообразно и вниз)

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (дети тянут «ту-ту-у-у» ).

Набирает поезд ход (дети произносят «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа,

Свою песенку поет (произносят на выдохе «пш-ш-ш» ).

На лошадке верхом все поскачем мы потом,

(дети щелкают языком, изменяя форму губ – вытягивают трубочкой и растягивают в улыбке,

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

2. Игры – инсценировки развивают интерес ребенка, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Вытянула киска лапки, (вытянуть руки)

А на лапках – цап-царапки, (показать коготки)

Царапульки, цап-цап-цап! (поработать пальчиками)

Киска когти поточила, (потереть ногти друг о друга)

Поточила, спать легла. (руки под голову)

Крепко кисонька уснула

И во сне произнесла : «Мяу!» (руки вытянуть резко вперед)

3. Упражнения на координацию речи с движением. Например, игра с ложками – произнесение слогов с игрой на ложках, два слога произносятся тихо, третий – громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Игра «Имена» .

Дети стоят в кругу и каждый называет свое имя

Назвать имя четко по частям

С хлопками

Со шлепками

По частям с закрытыми глазами

Только в звучащих жестах без произнесения

Произнести имя в ласкательной форме

Первые части произносить, а окончание «сдуть с ладошек» (НА-ТА-подуть)

Все одновременно произносят имя, педагог показывает динамику ладонями

Все ходят и произносят имя, но по знаку педагога надо замолчать и выполнить задание : присесть, подойти к окну и др.

4. Чистоговорки. Например, игра «Слон на арене» . Дети шагают по залу.

Лю-лю-лю! Лю-лю-лю! Хоботом дудеть люблю!

Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! Даже танцевать люблю!

Трам-ра-рам! Трам-ра-рам! Люблю кашу по утрам!

Ам-ам-ам! Ам-ам-ам! Песни сочиняю сам!

Ту-ю-ю! Ту-ю-ю! На одной ноге стою!

Бу-бу-бу! Бу-бу-бу! Достаю свою трубу!

Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Вальс сыграю я для вас!

Ас-ас-ас! Ас-ас-ас! Приглашаю вас на вальс!

5. Массаж биологически активных зон «Снегири» .

Ра-ра-ра – погляди-ка детвора (Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирают лоб движениями в стороны –к центру.)

Ря-ря-ря – взошла красная заря (Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами).

Ре-ре-ре – растет рябина на горе (Кулачкамиэнергично провести по крыльям носа 7 раз) .

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири (Пальчиками легко пробежаться по щекам) .

Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой – Ягой.

Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением голоса) .

Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом) .

Тяжело стонут дубы : «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» .

Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .

7. Игры на автоматизацию , дифференциацию и закрепление звуков в словах и предложениях. Например, автоматизация звука «ч» в игре «Воробьи и автомобиль» .

Дети (воробьи) сидят на стульях (в гнездышках) и спят. Воспитатель говорит :

«В гнезде воробушки живут, рано утром они встают, зернышки весело клюют» . Дети продолжают : «Чик-чирик! Чик-чик!» Дети – «воробьи» разбегаются по комнате, «клюют зернышки, летают» . На сигнал – «гудок автомобиля» дети возвращаются на свои места.

Игра «Козленок» (закрепление звука «з» )

Козленка выбирают по считалке : «Козлик, козлик, выходи и немного поводи» . Дети стоят в кругу, в центре круга – «козленок» .

Дети : «Выходи, козленок мой, поиграем мы с тобой» .

Козленок : «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню» .

Дети разбегаются, а козленок их ловит. Пойманные дети называют слово со звуком «з» . Игра продолжается.

Публикации по теме:

Воспитание у детей правильного звукопроизношения Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными.

Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с разной доминантной модальностью Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки.

Игры и упражнения для формирования навыков словообразования Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, слов с увеличительными суффиксами и подбор родственных.

Игры и упражнения для формирования правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих ОНР Игры и упражнения, способствующие формированию правильного употребления предлогов у детей с нарушением зрения, имеющих общее недоразвитие.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного произношения" В процессе образования.

Цели: 1. Закрепить правильное произношение звука И в различных речевых единицах. 2. Учить выделять звук И в различных речевых единицах (на.