Стеганное в мастерской одеяло. Шить и простёгивать лоскутное покрывало дома: трудности, ошибки, слёзы и как с ними бороться. Пэчворк, квилтинг

Отдых чрезвычайно важен для восстановления сил. Поэтому атрибуты для сна должны быть удобны, экологически чисты и безопасны. В данном материале рассмотрим, как выбрать одеяло стеганое, постараемся определиться с лучшим наполнителем.

Ватное одеяло

Хотя подобные варианты наполнителя постепенно отходят в прошлое, у таких изделий все же имеются свои достоинства. Прежде всего ватное стеганое одеяло отлично задерживает тепло, хорошо поглощает влагу. Указанный наполнитель не вызывает аллергических реакций.

В то же время ватное одеяло отличается внушительным весом, материал недостаточно «дышит». Главным недостатком ватного одеяла выступает сложность ухода. В случае стирки наполнитель сбивается в комки. Если же подвергнуть материал химчистке, на поверхности изделия останутся заметные разводы.

Синтетика


Стеганое синтетическое одеяло выступает незаменимым вариантом для владельцев достаточно прохладного жилья. Изделия данной категории быстро согревают тело даже в неотапливаемых помещениях.

Преимущества покупки синтетического стеганого одеяла:

  • обеспечение комфорта в условиях повышенной влажности;
  • абсолютная безопасность для аллергиков;
  • простота хранения и ухода;
  • сохранение изначальной формы даже после стирки.

Недостатком синтетики выступает плохое впитывание влаги. Поэтому такой вариант не подходит людям, которые сильно потеют во время отдыха. В то же время абсолютно не рекомендуется спать под одеялом с таким наполнителем тем, кто страдает одышкой, гипертонией, сердечными заболеваниями.

Натуральный пух


Стеганые одеяла с пуховым наполнителем отличаются низким весом, чрезвычайно мягкой структурой, упругостью. Такие изделия служат максимально долго при регулярной эксплуатации. Пух отлично удерживает тепло и вместе с тем выступает воздухонепроницаемой основой. Под таким одеялом не жарко летом и не холодно зимой.

Вместе с тем пух довольно быстро отсыревает. В нем заводится который особенно опасен для людей, страдающих от аллергии. Чтобы избежать нанесения вреда здоровью, пуховое одеяло важно периодически выносить на проветривание.

Верблюжье одеяло

Верблюжья шерсть выступает отличным натуральным наполнителем, из которого хорошо выветривается влага. Материал обеспечивает комфортные условия для отдыха, так как надежно удерживает тепло. Стеганые не накапливают заряд статического электричества. Последний нюанс немаловажен в плане удобства повседневной эксплуатации изделия.

В то же время стеганое верблюжье одеяло не подходит аллергикам. К тому же натуральный материал выступает идеальной средой для размножения пылевого клеща. Чтобы этого не допустить, необходимо регулярно прибегать к машинной стирке изделия, используя деликатные программы. Немаловажным является периодическое проветривание одеяла.

Как выбрать детское стеганое одеяло?


Подбирая стеганое одеяло для ребенка, важно обращать внимание на условия в помещении. Если малыш отдыхает в хорошо проветриваемой комнате, где поддерживается достаточно низкая температура, в таком случае оптимальным вариантом станет пуховое одеяло. Когда в доме влажно и тепло, стоит отдать предпочтение шерстяному изделию. Для отдыха в комнате с теплым сухим воздухом подойдет одеяло из синтетических материалов.

Для ребенка желательно приобрести несколько одеял на летний и зимний период. Если малыш склонен к проявлению аллергических реакций, стоит отказаться от одеяла, изготовленного с применением натуральных материалов.

Стеганое одеяло своими руками


Настоящих рукодельниц, которые предпочитают заниматься шитьем самостоятельно, избегая покупки готовых изделий, отыщется не так и много. Однако тем, кто располагает достаточным опытом и запасом свободного времени, стоит воспользоваться рекомендациями, что позволят самостоятельно пошить одеяло стеганое.

Для выполнения работы понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • синтепон;
  • стежка;
  • атлас;
  • спандекс для создания оборок;
  • декоративная лента;
  • линейка;
  • скотч;
  • швейная машина.

Прежде чем шить одеяло стеганое, необходимо тщательно отутюжить используемые материалы. Прибегать здесь лучше к применению парового утюга. Такое решение позволит избежать последующей усадки готового изделия.

Стежка прочно фиксируется на полу с помощью скотча. Сюда укладывается органза, синтепон и атлас. Поверхности разравниваются с помощью линейки, что позволит избежать складок на слоях ткани.

На стежку водным маркером наносится выбранный рисунок. Все слои будущего изделия фиксируются булавками. Отступив на 10 см от среза, края нужно обработать строчкой. Далее можно приступать непосредственно к простежке изделия. При этом следует не выступать за бордюр. Оборки обрабатываются оверлоком, аккуратно отделываются края.

Складки прикрепляются к изнанке изделия булавками. Одеяло стеганое прострачивается таким образом, чтобы сходились углы оборок. В завершение верхний слой ткани можно обработать декоративной лентой.

В заключение

Выбирая стеганое одеяло, рекомендуется отдавать предпочтение изделиям от авторитетных производителей, что предъявляют повышенные требования к качеству используемого сырья. При покупке желательно проверить наличие сертификатов, подтверждающих происхождение и безопасность продукции. Также стоит лишний раз оценить общее качество товара: осмотреть швы, проверить, не вылезает ли наполнитель, не имеет ли одеяло неприятного, специфического запаха.

Если Вы любите шить и мастерить своими руками, то сайт « » предлагает подробную инструкцию «. Стежка изделий — очень кропотливая работа, но прочитав наши советы и освоив некоторые «премудрости» стежки, вы сотворите шедевр, радующий не только Вас, но и родных и близких (если подарите им стеганное одеяло, покрывало или наволочку).

Допустим, Вы уже определились с размерами изделия, фактурой лицевой стороны одеяла (покрывала), подкладки и прокладки.


Немного теории:

Подкладка — это полотно, закрывающее лицевую поверхность с изнаночной стороны.

Прокладка — помещается между верхом и подкладкой. Толщина прокладки зависит от назначения изделия. Тонкие ткани (флизелин, шерсть) используются для стежки прихваток, .

Но для покрывал нужно брать материал объемнее — синтепон, ватин или холлофайбер. Слой из ваты исключается, т.к. изделия, наполненные ватой стирать нельзя.

Чтобы слои не сбивались, их соединяют между собой стежкой.

Стежка одеяла (покрывала) может быть разной. Если Вы впервые делаете стежку, то сделайте ее классической — квадратами или произвольными линиями:


Сделать стежку на детском одеяле (покрывале) можно в виде солнышка:


В дальнейшем, когда освоите технику стежки, можно перейти на более сложные формы — геометрические фигуры, орнаменты или узоры:



Вариант узора стежки: если рисунок на лицевой поверхности с крупными цветами, можно прошить, обводя их по контуру, что станет прекрасным узором. Проявите фантазию и творите.

Как сделать стежку покрывала, одеяла:

1. Раскроите три слоя: лицевую поверхность, прокладку и подкладку.

  • Прокладка должна быть больше верха минимум на 1 см или больше, что зависит от того, как Вы будете обрабатывать края одеяла (покрывала). Оставьте 2-3 см (лишнее всегда можно убрать - пригодится для или в стиле пэчворк).
  • Подкладка должна быть больше верха на 5 см, что необходимо для дальнейшей обработки краев изделия.

Прокладку (например, синтепон) не всегда можно приобрести нужного размера, поэтому, если Вы шьете стеганное покрывало на двуспальную кровать, соедините прокладку из двух полотен машинной строчкой.

2. Перед стежкой необходимо отутюжить лицевую поверхность и подкладку.

3. Положите подкладку на пол изнаночной стороной вверх. Натяните подкладку и в нескольких местах зафиксируйте края скотчем.

4. Следующим слоем положите прокладку.

5. Накройте верхним слоем лицевой стороной вверх.


6. Сколите изделие булавками по всему периметру, слегка натягивая лицевую поверхность (особенно, если шьете одеяло из лоскутов).


Как выглядит наметка стежки, показываю со стороны однотонной подкладки, т.к. на пестрой лицевой поверхности лоскутного одеяла соединяющий слои шов не виден:


8. Снимите булавки и нанесите на верхний слой узор по линейке или шаблону.

Я шью (пэчворк), поэтому буду делать стежку между лоскутками.

Для машинной стежки установите лапку для штопки и вышивки (если ее нет в комплекте, то приобретите, иначе вам трудно будет сделать стежку одеяла/покрывала, да и могут образоваться складки на подкладке), установите толстую иглу, нити одинаковой толщины, ослабьте натяжение верхней нити. Чтобы получались аккуратные ровные стежки, шейте на одинаковой скорости, контролируйте натяжение нитей, тормозите на поворотах, равномерно нажимайте на педаль, полотно двигайте без рывков.

Подберите цвет верхней нити в тон лицевого полотна, цвет нижней нити в тон подкладки.

Стежку начинайте от середины одеяла (покрывала), сначала в одну сторону до края, потом от середины в другую сторону.

Прямым или декоративным швом (можно сочетать разные швы) выполните стежку всего изделия.

С помощью лапки для стежки (для штопки и вышивки) вы сможете простегать одеяло аккуратными узорами.

Для ручной стежки используйте короткую иглу - чем короче игла, тем мельче получаются стежки. Старайтесь, чтобы стежки получались одинаковыми. Наденьте 2 наперстка: на средний палец правой руки и на указательный палец левой руки, которым Вы поможете протолкнуть иглу снизу одеяла наверх.

Натяните полотно на больших пяльцах или раме.

Иголку держите под прямым углом к верхнему слою, протыкая все 3 слоя, вытягивайте нитку вниз. Затем протолкните иглу снизу вверх наперстком на левой руке. Таким образом, шов за швом простегайте все изделие по нарисованному узору, так же, как и при машинной стежке от середины изделия к краям.

Когда стежка одеяла () будет закончена, снимите наметку, обработайте края изделия и любуйтесь своим произведением.


Посмотрите видео-пример профессионального выполнения стежки:

Инструкция

Стеганое покрывало состоит из трех слоев. Для верхней и нижней стороны можно использовать разные ткани. Самое главное, чтобы они сочетались по фактуре и цвету. Верхнюю часть сделайте из одного куска ткани или же сшейте из отдельных лоскутков . Проверьте заранее, линяет ли ткань и дает ли она усадку, предварительно ее постирав.

Если вы хотите сделать верхнюю часть в стиле пейчворк, то подготовьте лоскутки по шаблону. Сшейте их сначала в ленты , а потом эти ленты сшейте между собой. Блоки следует тщательно подогнать по размеру, иначе ткань начнет морщиться, тогда ваше покрывало получится неровным.

Выкроите набивку и нижнюю части по размеру немного больше нежели, чем верхняя часть. Так как при стежке они дадут усадку. В качестве набивки используйте синтепон или тонкий ватин.

Выкроив все три слоя покрывала, сложите их вместе в такой последовательности: сперва нижний, затем набивка, а потом верхний. Для того чтобы слои не смещались при стежке, сделайте наметку. Найдите центр покрывала и сколите середину английскими булавками, а потом сколите булавками слои покрывала от середины к краям.

Можно простегать покрывало вручную, а можно воспользоваться для этих целей швейной машинкой . На машинке получится быстрее. Но в таком случае вам нужно будет поставить ее на большой стол и подставить рядом стулья , так как площадь изделия довольно большая и стегать его будет довольно трудно. Многие современные швейные машинки имеют в комплекте специальную лапку, предназначенную именно для стежки тканей. Такая лапка обеспечивает одновременную нижнюю и верхнюю подачу ткани.

Стежка производится от середины покрывала к его краям, а строчки прокладывайте с противоположной заглаживанию стороны. После того как окончите стежку, выровняйте края вашего покрывала. Для этого подрежьте их при помощи ножниц по верхнему слою.

И, наконец, последний этап - обработка краев покрывала. Приметайте кайму нужной ширины лицевой стороной к верхней стороне покрывала. Затем оберните каймой край, подогните ее на большую ширину и потом приметайте к нижней стороне изделия. Пристрочите ее на швейной машинке . Таким образом обработайте каждый край покрывала. А чтобы уголки получились аккуратными, подогните ткань по углам. Ваше покрывало готово!

Хотя на прилавках магазинов можно найти много различных вещей, которыми можно украсить интерьер своего жилища, но некоторые из них, например, покрывало на кровать можно сделать и собственноручно. Главное, что для этого необходимо – фантазия и базовые навыки рукоделия.

Вам понадобится

  • - швейные принадлежности;
  • - ткань, швейные аксессуары.

Инструкция

В зависимости от дизайна комнаты определитесь с тем, как должно выглядеть покрывало, которое вы хотите пошить. Например, оно может быть простым, как плед, а может быть и трехслойным. Для спальни можно сделать покрывало с оборкой, а в детской отлично будет выглядеть покрывало, сшитое из лоскутков .

Чтобы сделать выкройку, измерьте размеры кровати, сделайте по своему вкусу припуск на укладку (например, по ширине это может быть 5 см, а по длине – 15-20 см) и по 3 см на швы. Для верхней части покрывала можете использовать различные ткани, например, шелк, органзу, атлас.

Чтобы сделать наиболее простой вариант покрывала – вырежьте из ткани прямоугольник необходимых размеров. После этого по периметру пришейте к покрывалу тесьму. Стоит отметить, что начинающим рукодельницам удобнее всего будет работать с однотонной хлопчатобумажной тканью.

Если хотите пришить к покрывалу оборку, то сделать ее можно из одного слоя ткани или она может быть многослойной (например, для нижнего слоя можно использовать тюлевую ткань, а верхний слой сделать из основной ткани). По ширине оборку нужно кроить по высоте кровати (можно сделать ее до пола, а можно и выше), а ее длина должна в 3 раза превышать длину периметра кровати, без учета изголовья. Если оборка будет не собранной, а со складками, то ее длину нужно рассчитать, учитывая количество складок и их глубину.

(Это копия поста от 31.01.2011 из блога на ММ. Как видите, прошло ровно три года. С тех пор многое изменилось, и вокруг меня, и в моем восприятии мира, но я копирую пост в точности как есть. Разве что добавлю текст и фото из весьма содержательных комментариев, которые я, увы, не могу непосредственно перенести сюда)


Я никогда не скрывала свое мнение о русских корнях пэчворка, а именно, что их нет. То есть, не-выбрасывание малейших лоскутков ткани, есть, было и пребудет, переработка их в нужные в хозяйстве вещи - тканые и вязаные половички, а также в лоскутные одеяла - была. Вот только не поднималось все это дальше уровня "от бедности", не доходило до уровня, скажем, рукодельного приданого, не говоря уже о занятии лоскутками женщин побогаче и украшения лоскутными изделиями модных салонов или купеческих домов. Все же нет-нет, да и находятся редкие исключения из этого моего правила. Об одном таком очень интересном исключении речь.

Хозяйка этой находки - ИвОлга . Вот ее комментарий:

Фрагмент ручной стёжки детского одеяльца. Найдено этим летом в сарае. Из
него пытались сделать матрац, было зашито сверху тряпкой и добавлено
ватина по краям. Состояние плачевное. Храню...

Скорее всего сделано в Рязанской области, сестрой моего прадеда монахиней Ксенией.




Ольга выложила фото в одной из виртуальных групп, и, естественно, они не прошли незамеченными. Согласитесь, вот вам типично русское одеяло, простеганное вручную (может, у кого в детстве были похожие? у меня было, только совсем не такое красивое), да еще и так искусно, да еще и разными шовчиками! А между прочим, мы как-то уже обсуждали стегальные швы и все участницы из разных стран тогда пришли к выводу, что для стЁжки вроде никакие стежкИ, кроме "вперед иголку", и не используются. Ошибались мы, и как ошибались!

Тогда еще в обсуждении всплыла книга Никки Тинклер "Квилтинг. Энциклопедия" , в которой упоминались различные стежки для квилтинга. Конечно, все термины, равно как и русское название книги, на совести переводчика - в оригинале книга называется "The Quilter"s and Patchworker"s Stitch Bible", что снимает неоднозначности в понимании того, для чего конкретно предназначен тот или иной стежок. Так вот, именно в этой книге упоминаются другие стежки, а не только традиционный running stitch, которыми можно не только украшать , но и простегивать квилт. Но мы, признаюсь, и тут не поверили.
В вышеупомянутой группе Ольгины фотографии вызвали большой резонанс. Никому, естественно, и в голову не пришло, что такую редчайшую вещь можно выбросить. Но после того как Оля выложила еще и общий вид одеялка, пришли к выводу, что отреставрировать его вряд ли возможно - разве что законсервировать, чтобы оно совсем не развалилось. А ведь музейный экспонат:




Но мы подумали: если тщательно сфотографировать одеяло, фрагмент за фрагментом, да еще и изнанку (непонятно, какие швы идут насквозь, а какие - только декоративные), то его можно если не воспроизвести, то хотя бы подготовить для тех, кому захочется повторить такую беспримерную работу. Кстати, размер одеялка 109 х 92 см. Ждем новых фото от Ольги.

На этом пост закончен, но я просто обязана привести некоторые комментарии и фото из них.

Ольга Иванова:


Сегодня носила одеяло к своей тётке- может быть она вспомнит что-то.... но нет - никакой новой информации. Изучила изнанку - все стежки проходят насквозь, в качестве прокладки - вата. Верхнее полотно собрано из ПЯТИ неравных кусков ткани на машинке. На подкладке, только один стыковочный шов посередине.






Лариса Банакина:

В моем детстве все ватные одеяла были простеганы вручную и зачастую довольно интересными узорами. Мы с мамой, как-то на несколько дней (проездом) останавливались у ее подруги, которая и стегала эти одеяла на дому. Потом сдавала на фабрику.
Примерно 1969 год. Одеяло было растянуто полностью на раме и занимало весь центр комнаты. По периметру не сшито, внутри вата ровным слоем, все срезы туго обтягивали раму. Узор был нанесен способом "припорох" по трафарету размером в четверть одеяла.
Мне было 11 лет и несмотря на то, что она по какой-то причине не стегала в то время, я упросила ее показать, как это у нее нитка так туго стягивает нижнюю ткань и верхнюю, что они создают красивые симетричные впадинки. Когда эти впадинки выстраиваются в рисунок, дух замирает от простой красоты игры светлых и темных пятен на ткани.
Все переходы от стежка к стежку происходят внутри. Игла из серединки поднимается вверх и сразу опускается вниз, сделав стежок не более 1.5-2 мм. Внизу так же маленький стежок и вертикально вверх, дойдя до середины игла разворачивается в сторону следующего стежка и поднимается вертикально вверх. Никаких косых перемещений иглы, это искривляет поверхность, только вертикально и по горизонтали.
Прошло сорок лет, еще можно найти людей которые это делали по всей стране, у каждого были свои приемы и хитрости. Можем потерять навсегда, как уже потеряли многое.
Пробуйте, действительно красиво.


Людмила Мельгунова:
Я в 80-годах шила ватное одеяло, под руководством тетушки. Вату покупали в аптеке, какого-то серого цвета. Верх и низ одеяла сшивались, как наволочка. На нижней части по центру оставлялась щель примерно см 50. Эта наволочка выворачивалась наизнанку, и укладывалась щелью вниз. На верхнюю часть выкладывалась вата, разравнивалась, потом деревянной палкой нужно было простучать весь слой ваты, скорее всего для того чтобы она была ровнее (потому что на мой вопрос зачем это нужно, был ответ "так положено"). А после этого наволочку с ватой начинали сворачивать от краев к середине, лучше это было делать в четыре руки, и потом пропускали в эту щель - выворачивалось на раз. Оставалось только зашить середину и можно было стегать. Но стегали узелками. Хотя я помню, что на бабушкиных одеялах были выстеганы сердечки и цветочки, но конечно не такие шедевры как на одеяле ИвОлги. Тетушку учила шить одеяла ее свекровь, а свекровь - ее свекровь... далее след утерян.

Tatiana Konovalova:
Ватные одеяла раньше стегали монашки. В приданое заказывали у них, из целого материала. Детям шили из лоскутов, т.к. стирались часто, клеенок не было, а детей было в каждой семье много. Когда монастыри разогнали, монашки уходили в деревне и шили одеяла, тем на хлеб зарабатывали. Мне самой дедушка отдавал стегать одеяло в подарок на свадьбу, а мне было еще 10 лет. Были специальные рисунки на бумаге, их переводили на чехол и стегали на пяльцах. Размер - в размер одеяла. Представьте пяльцы квадратные для вышивки, вот такие примерно. Их клали на спинки стульев и стегали шелком. Набивка ватой - это вообще, на первый взгляд очень сложно. На чехол вывернутый на изнанку накладывалась серая вата ровным слоем.На будущую подкладку. Выворачивали вдвоем, мне пришлось это делать в детстве. Изнанку-подкладку заворачивали наверх, а будущее лицо подворачивали вниз. В конце получалась колбаса, которая была обкручена будущей лиц стороной. Расправлялась она быстро и легко. Навык просто нужен. Зашивалось отверстие, натягивали на раму, пришивая через край и стегали по рисунку. Шов вперед иголку.Делать быстрее, чем описывать.

ГлафИра:
Здравствуйте! Сегодня случайно набрела на этот пост и обалдела!У нас в Липецке в городском Музее народного и декоративно-прикладного искусства есть похожее детское крестильное одеяло. Найдено в прошлом году сотрудниками музея в селе Колыбельское (Липецкая область). Состояние гораздо лучше. У меня, к сожалению, нет хорошей фотографии, но если интересно - напишите. Сейчас мы в нашем квилт-клубе "Рождество" изучаем эту вышивку и делаем такое же. Оригинальное одеяло - красное (для девочки), а мы делаем синее. Можно сделать и совместный проект. напишите. все фотографии, которые есть у нас, обязательно вышлем.

Шить покрывало в домашних условиях - это, если не подвиг, то, по крайней мере, поступок. Его изготовление состоит из нескольких технологических шагов, самый трудный из которых - это протаскивание покрывала при стёжке через домашнюю швейную машинку.

Зависть - чёрная и белая, негодование из-за несправедливости всего чего можно, острое чувство неполноценности - всё это испытывает и переживает "домашний мастеровой" при виде огромных пялец-станков для стёжки и специальных стегальных машин, часть из которых имеет электронное управление! А что испытывает любитель, видя работы профессионалов, - описать невозможно!

Стегать покрывало дома на бытовой машинке - это сравнимо с чем? с избавлением от воды не насосом, а чайными ложками и своими ножками, с армейским мытьём пола зубной щёткой, с уже забытым перебиранием крупы на блюдечке... Занятие бессмысленное и трудоёмкое. Можно сказать - социалистическое занятие, когда важно количество потраченных усилий и усталость тела, что позволяет думать, что день прожит незря, и чему-то там отдан необходимый долг.

Если эта работа - счастье для социалистов, то мука - для перфекционистов. Всё идёт не так, как хочется...

У меня небольшой опыт - всего 6 покрывал. Но выстраданного, понятого, оплаканного, осмеянного, переосмысленного, пережитого - уже много. Как мне кажется. (После этого плача последовали, конечно, новые покрывала и одеяла).

Некоторые допущенные ошибки - просто глупые. Некоторые страдания - не стоят того. С чем-то стоит бороться и наращивать опыт и мастерство. А с некоторыми обстоятельствами надо просто смириться.

Ручное шитьё - это нормально. Даже если это исправление ошибок кроя.

Проблема. Была великолепная задумка - сшить покрывало из разных блоков. Причём, разных не только по рисунку, но и по размеру. Но как их сшить?

Понимание технологии соединения таких блоков пришло лишь после неудачи. При соединении второго ряда образовались очень сложные углы, пришивать которые пришлось руками.

Процесс формирования уголка вручную.

Как себя успокаивать?

Ну и что? Прекрасно получилось. Этот шов будет закреплён стёжкой и ничего с ним не случится.

Ручная работа в лоскутном шитье - это вообще традиция. Английская ручная сборка полотна сохраняется и по сей день, несмотря на новейшие технические достижения. А если смотреть японские журналы по пэчворку, то окажется, что значительная часть швов - ручные, потому что японцы любят мельчить детали до такой степени, что их невозможно сшить на машинке.

Можно провести эксперимент: прострочить две детали на машинке и такие же детали сшить руками. Потом эти два образца можно прогладить, присмотреться к чистоте швов на лицевой стороне, потеребить руками, попробовать разорвать, ради пущего эффекта - распороть. И после всего этого можно убедиться, что машинная строчка и ручной шов прочны и прекрасны в равной степени. А ещё можно, не проводя эксперимента, вспомнить, что вплоть до изобретения швейной машинки все работы выполнялись вручную. А ещё можно подумать о таком сегменте шитья и моды как "от кутюр", вспомнить Надежду Ламанову или кого-нибудь ещё из высших сфер шитья и кроя...

Кривизна деталей и блоков, как и любовь, поражает внезапно и из-за угла.

Проблема. У инженеров, которые сдают предмет "Сопротивление материалов" (иначе - сопромат), насколько я понимаю, сопротивляются металлы. А у меня - ткани. Если на эскизе, нарисованном на бумаге, всё выглядит ровно и геометрически выверено, то при шитье такая точность никогда не достигается.

Казалось бы, блок выровнен по сетке на раскроечном мате и представляет собой квадрат. Ленты для рамочек нарезаны дисковым ножом при помощи длинной линейки и того же мата.

Всё пришито на машинке с соблюдением одинаковой ширины припуска, для чего была использована специальная лапка для пэчворка ("четверть дюйма").

Лапки для пэчворка ("четверть дюйма").

Деталь была проглажена нежно и точно. Отпариватель не включала. Ткань не тянула.

Но откуда эта кривизна? Откуда эти лишние миллиметры?

И приходится решать: либо выравнивать рамочку, чтобы она была одинаковой по ширине, но при этом весь блок поползёт в разные стороны; либо выравнивать по внешней линии квадрата, и тогда ширина рамочек будет различной.

Вот: выровняла рамочки, и утеряла правильность квадрата.

Как себя успокаивать?

Ткань - это ткань, а не бумага и не металл. Точность вплоть до микрона невозможна в принципе. Находясь в отчаянии, можно посмотреть труды признанных мастеров пэчворка-квилтинга в ютубе или где-нибудь ещё и убедиться, что и у мастеров и удачливых бизнес-дам не все уголки сходятся и не все линии прямые.

А можно поступить так: посмотреть на сшитую вещь в реале, вполне ожидаемо подумав при этом "Какая же кособокая избушка вышла!", а потом - сфотографировать. О! Чудо! На фотографии, оказывается, очень приличный блок или даже шикарный квилт журнального разлива!

Чем больше шьёшь, тем точнее детали и блоки. Сами по себе. От опыта, навыка, привычки и чёрт знает ещё чего.

Если блок используется в большом изделии, велика вероятность того, что глаз этой кривизны просто не заметит.

Если будет использован толстый наполнитель, то стёжка искривит детали по иным причинам. И незачем переживать и рвать сердце.

Прямые линии стёжки не получаются идеально прямыми.


Несмотря на то, что я использую специальную лапку для стёжки (она же - верхний транспортёр) и направляющую для стёжки, все прямые линии и запланированные геометрические фигуры выходят кривыми.

Лапка для стёжки или верхний транспортёр

у разных машинок выглядит по-разному .

Чаще всего это - массивная лапка, эдакий набалдашник,

который крепится болтом вместо адаптера.

Но есть и встроенные верхние транспортёры;

Направляющая для стёжки - это изогнутая

металлическая деталь (см. слева на фото).

Ведя её по предыдущему шву справа или слева, можно достичь

одинакового расстояния между параллельными швами.

Главная проблема состоит в том, что при стёжке надо растягивать ткань в разные стороны, и это усилие рук никак не может быть одинаковым, поэтому строчка отклоняется то на 1 мм, то на 2 мм. А то и направляющая сместится. Она всегда смещается к концу строчки, зараза!

Как себя успокаивать?

Можно подстраховать себя, нарисовав исчезающим или водосмываемым маркером линии стёжки. Они не избавят от мелких отклонений, но позволят выдержать основное направление строчек. А человеческий глаз имеет такую особенность - он видит главное.

Это ручная работа. Человек - не машина и этим прекрасен. Греческие скульпторы, украшая фронтоны зданий, нарочно выводили часть некоторых фигур (ручки, ножки) за линию треугольника фронтона. Потому что точная геометрия - скучна. И даже больше: идеально прямые линии глаз видит кривыми. Те же греки утолщали колонны в середине, нарочно делали их пузатенькими. И только такие колонны человеческий глаз воспринимал идеально прямыми.

Да уж, чего только не придумаешь для самооправдания!

В следующий раз будет лучше. Причём, не на чуть-чуть, а значительно лучше. Результат в лоскутном шитье улучшается в геометрической прогрессии. Это такой подарок от высших сил.

Можно обмануть глаз и использовать шов-зигзаг (на максимальном размахе углов). Можно обмануть глаз и располагать швы на довольно далёком расстоянии друг от друга (и опять же максимально увеличивать при этом длину стежка). Одеялки, выставленные в салонах для продажи, так и простёганы))).

Разве кривизна так заметна? А она есть.

("Видишь суслика? - Нет. - И я не вижу, а он - есть").

Вот она во всей красе.

Стяжки после простёгивания разнонаправленные и похожи на морщины.

Если простёгивать с транспортёрами в одном направлении, полотно сильно искривится. Опытные мастера советуют один шов прокладывать сверху вниз, а следующий - снизу вверх (или как-то иначе, но в другом направлении). Полотно сохранит геометрию, но стяжки-морщинки лягут по-разному.

Стёжка - это соединение трёх слоёв (лицевое полотно, наполнитель, оборотная сторона квилта), и каждый слой живёт своей особенной жизнью. И тот, кому удаётся идеально - миллиметр к миллиметру - соединить эти слои при создании огромного стёганого изделия, тот смело может занести своё имя в какие-нибудь анналы...

Звезды покрылись морщинами.

Хорошо, не умерли.

Как с этим бороться? Чем оправдаться?
- На некоторое время оставить работу и искать утешения... "Знаешь, всё ещё будет", "большие девочки не плачут", "эй, Джуд, не будет хуже"...

- Слегка прогладить. Без отпаривателя и на режиме шёлка или синтетики. На самых проблемных местах можно даже покрутить уголком маленького утюжка. Но утюг в руках после стёжки - это явный признак нервного перенапряжения и нездорового перфекционизма. Лучше плюнуть.

- Посмотреть на давно сшитые работы и полюбоваться тем, как хаотично и красиво расположились морщинки после использования вещи. Морщинки лягут туда, куда им нужно, как листья в листопад. В этом и заключается красота простёганных вещей. Не так ли? Так ли, так ли.

Одеяло 2, 20 м Х 2, 60 м, простёганное на электромеханической машинке

с обыкновенной (то есть очень маленькой) платформой.

После простёгивания полотно теряет правильную форму.

Проблема. После простёгивания, причём, как с помощью специальной лапки-транспортёра, так и на свободном ходу машины, - края полотна расползаются. Получается такое медузо- или амёбообразное произведение.

Чем себя успокаивать?

Это будет всегда. Против законов физики возразить нечего. Лучший способ сохранить правильность формы покрывала - стегать на станках-лонгармах с пяльцами. Но у тебя же их нет и не будет.

Если руки чешутся подправить полуфабрикат квилта или готовый квилт, а мозг готов противостоять законам физики, то можно побороться. Как? Остервенело и идиотически. Можно повесить готовое изделие на день-другой на прочную основу (не на верёвку) и дать отвисеться. Лучше на улицу: поможет естественное изменение влажности. Грандиозных изменений, конечно же, ждать не следует. Если есть на чём растянуть изделие - то можно растянуть, прилагая силу (подойдут колышки, рамки, столы, тяжёлые отвесы и проч.). Ткань тянется, иначе откуда возникают пузыри на коленях и на... дворовом фасаде или карме?

Выстёгивать большое изделие на бытовой швейной машинке так тяжело, что невыносимо.

Лоскутное шитье, как и любое иное рукоделие, навык или мастерство, захватывает и требует постоянной работы над собой. Буквально - зовёт на подвиг. Смогу или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?

Рано или поздно возникает желание простегать очень большое изделие. Причём, очень хочется не прерывать строчку как можно дольше. Развивается мания...

Покрывало 2 м Х 2, 2 м,
маниакально простёганное одной строчкой на свободном ходу.

И лишь после того, как этот Эльбрус покорён, трезвеет сознание: ну и зачем я так мучилась? Ведь большую часть времени заняло не выстёгивание рисунка, и передвижение, протаскивание, бесконечное переворачивание полотна.

Все советы по организации труда мало помогают.

Скатывать полотно в трубочку и так продвигать через рукав машины. А если эта трубочка длиной 2 с лишним метра и тянет изделие в конце строчки, как камень утопленника?

Придвинуть рабочий стол к стене, чтобы полотно не падало. "Рабочий стол" в домашних условиях - это столик для швейной машинки или обыкновенный письменный стол. Они узкие. Двухметровое полотно громоздится у стены такой кучей, что падает на машинку.

Что же делать?

Устроить дома мастерскую. Озаботиться приобретением столов с большой рабочей поверхностью. Расставить их таким образом, чтобы было удобно работать. Идеально было бы так: сзади машинки метра полтора рабочей поверхности стола, слева от машинки тоже метра полтора. Ну ладно - метр. По рукам.
Но этот способ подходит лишь тем, у кого есть избыточная жилая площадь и чей фанатизм и верность лоскутному шитью не имеют предела.

а для любителей лоскутного шитья:

за машинкой и слева от машинки - большая рабочая площадь,

углы стола закруглены, машинка утоплена в стол.
Если не суждено иметь, то можно вдоволь полюбоваться.

Как-нибудь исхитриться и заменить специальный рабочий стол для квилтинга некоей конструкцией. Если "походить" по блогам и ЖЖ лоскутниц или просмотреть критическое количество видео-материалов, то можно восхититься изобретательности "квартирных" мастериц. Чего они только не придумывают! Заставляют своих мужчин выпиливать столешницы с углами и выемками, чтобы она уместилась в довольно маленькое пространство домашней мастерской (между гардеробом и диваном, например); приставляют к машинке слева гладильные доски (благо, высоту их можно изменить); приспосабливают столешницы от старых лакированных столов (а они скользкие, что бесценно); формируют "рабочую поверхность" из нескольких столов и тумбочек...

Конечно же он был куплен нарочно,

и потребовался отдельный и особый выезд в мебельный магазин.

- Можно купить машинку с удлинённым рабочим коленом. "Дырка" в середине машинки будет большая-пребольшая, и протаскивать покрывало будет легче.
Такие бытовые машинки есть, и у разных фирм - это серии агрегатов, специально предназначенных для квилтинга. Их цена колеблется от 25 000 до 120 000 рублей. Да, действительно, без сапог, бензина и фруктов можно обойтись, а без машинки - нет. Ведь невозможно?
Рано или поздно каждая лоскутница убедит себя в необходимости такой покупки. А если и не убедит, то будет так страдать, что добрые родственники или любимые сжалятся над нею и купят наконец такую машинку. Хотя, возможно, что после этой покупки она захочет какую-нибудь модельку лонгарма для стёжки... Взаимоотношения старушки и золотой рыбки всем известны.

Одна из таких машинок.

Эта модель стоит приблизительно 40 000 руб. (цена на 2013 г.).


- Использовать очень тонкий наполнитель: синтепон с пометкой 100 г/м, хлопковое, бамбуковое полотно или иной аналогичный наполнитель.

Избегать изделий, сторона которых превышает 1, 5 м (в крайнем случае 1, 7 м). Работа над такими вещами не требует чрезмерных усилий и не умучивает мастера.

Квилт 105 Х 140.

Не стремиться маниакально шить одной строчкой, а начинать и прерывать её как угодно и как удобно. Ничего не распустится! И стирку выдержит! А закреплять строчку можно по-разному: оставляя длинные хвостики и потом, сделав узелок на изнаночной стороне, пряча их во внутренних слоях квилта; 2) используя закрепку в виде узелка (если таковую опцию предлагает "продвинутая" машинка).

Шить и простёгивать полотно и кайму отдельно. И лишь потом сшивать. Этот способ, правда, имеет свои недостатки, поскольку образуются дополнительные швы.
Как их скрыть? 1) Закрыть все соединительные швы бейкой. В этом случае будет видна стёжка на изнаночной стороне, но образуется толстый шов. 2) Прикрыть ещё одним слоем изнаночной ткани. В этом случае шов можно расправить, прогладить, приметать, и он не будет толстым; но на изнанке не будет видно стёжки.

Но в результате можно получить покрывало желаемого размера. Без компромиссов.

Покрывало на двуспальную кровать.

Свободный ход машины, фигурная стёжка: всё болит!!!


Если машинка предназначена для квилтинга, то в комплекте найдётся специальная лапка с пружинкой. У разных фирм она разная, но в любом случае - с круглой или дугообразной насадкой. У универсальных машинок эта лапка может прятаться под названием "лапка для штопки".

Пластмассовая лапка для стёжки на свободном ходу.

Продаётся в магазинах и отдельно от машинки.

Пластмассовая и металлическая лапки для квилтинга (стёжки) от разных машинок.

Лапка с тремя насадками.

Эта стёжка хороша при изготовлении небольших изделий: панно, косметичек, чехольчиков, подушек и проч. Можно набить руку, научиться прокладывать стежки каких-нибудь рисунков и схем, придумать свои варианты стёжки.



А покрывало? Это 5 или 6 кв. м!!!

Будут болеть руки во всех точках сочленения суставов: плечи, локти, кисти и все-все пальчики.

Будет болеть спина. Причём, и внизу на пояснице, и наверху у лопаток.