Орнаменты в декоративно прикладном искусстве. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Орнамент как часть народного декоративно - прикладного искусства.

В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.
Орнамент – это, прежде всего, украшение, это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются.
Особенности орнамента состоят в следующем.
1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами.
2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.
Орнаменты многообразны. Их различают, прежде всего, по содержанию мотивов: геометрические; природные; образованные из предметов, созданных человеком; образованные из символов и эмблем.
Основным свойством орнамента является ритм. Ритм – это определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.
Орнамент состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение, и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII-XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV-XVII вв.
Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающиеся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах декоративно-прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян – язычников. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Например, солнце они изображали в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом, они видимо олицетворяли богиню земли и охраняющих ее всадников. Потеряв свое культурное значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные элементы.
Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах все радостно и красочно.
Вывод: декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

В средневековой Европе не было теории искусства, а теории орнамента; сказать, что он глубоко привязан к языку, формам, ценностям. Но зачем ограничивать человека этой декоративной потребностью? Разве мы не видим в природе пальто, ракушек, форм и цветов, которые, по-видимому, имеют единственную функцию приукрашивания тела, которое их поддерживает? Орнамент будет присутствовать в динамике жизни в целом.

Все может стать украшением, но оно становится само по себе декоративным. Бергсон, современный Ригель, был бы, по его словам, великим философом орнамента. В то время как Алоис Ригель возвеличивал орнамент как оригинальную форму искусства, Адольф Лоос, его венский гражданин, возвращает аргумент, рассматривая его как свидетельство своего варварского и недостойного архаизма современности.

Слово “орнамент” происходит от латинского глагола ornare, что означает “украшать”. Орнамент является вспомогательным художественным средством архитектуры и прикладных искусств, им называют узор, построенный на чередовании отдельных элементов. Сам по себе, в качестве самостоятельного произведения искусства орнамент существовать не может. Дело в том, что ни ковер, ни вышивка не являются станковыми произведениями искусства, т.е. создаются не для того, чтобы демонстрировать красоту орнаментального узора. Поэтому произведениями искусства здесь являются сами орнаментированные предметы, обладающие определенной, функционально и конструктивно обусловленной формой, окраской, фактурой.

Мужчины были достаточно продвинуты, что украшение больше не вызывало у них чувства удовольствия, так что татуированное лицо больше не увеличивало эстетическое чувство, а наоборот уменьшало его. Платон первым устроил орнамент в поле бесполезного, простого удовольствия. Теперь, как мы знаем, он плохо видит эти искусства подражания. Произведение искусства - это имитация реального объекта, например, кровать и ее живопись; другими словами, картина сохраняет вид постели, не получая ее существования, как изображения зеркала: «художник не производит в своей истине то, что он производит».

Орнаментальность - это своеобразное отражение действительности. В орнаменте, в отличие от живописи, мотив может повторяться несколько раз. Это связано с тем, что орнамент декорирует поверхность предметов, имеющих определенную форму, где декорируемая поверхность течет бесконечно и этому течению подчиняется строение декора.

Построение самого орнамента создается теми же средствами, которыми оперируют прикладное искусство и архитектура при создании художественного образа: формой, пропорциями, силуэтом, ритмом, цветовыми отношениями, фактурой материала. Разница тут только в том, что в орнаменте эти средства имеют не трехмерный объемно-пространственный характер, а двухмерный, плоскостной.

Мастер, в свою очередь, также имитирует Демиург, создателя формы, Идею постели; но расстояние между Демиургом и мастером меньше, чем между последним и художником; ибо первые два действительно создают нечто, имеющее существование, тогда как последнее производит только мечту.

Имитатор подобен «волшебнику». Поэтому это опасность для города и для граждан. Вот почему он исключен из идеального города, который образует Сократ в республике. Руководящий принцип философа находится в образе Демиурга, который ненавидит ложь. Божество без разнообразия и правдиво, на самом деле, а также в словах; что само по себе оно остается по своей природе, не отступая от него; что он не создает иллюзии в умах других существ, ни по явлениям, ни по словам, ни по знамениям, которые он посылает нам так же, как во сне, как во сне.

Орнамент используют для удовлетворения эстетических потребностей человека, которые состоят в том, чтобы развить и обогатить художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Художественно-образная природа орнамента состоит в том, что с помощью доступных ему архитектонических средств он может выражать самые разнообразные человеческие настроения. Глаз человека способен уловить изгибы, изломы линий рисунка. Они бывают частые и редкие, быстрые и медленные, сильные и слабые, спокойные и возбужденные. В линях часто заложено какое-то чувство, и человек с развитым вкусом всегда воспринимает и умеет оценить через согласованность или беспорядочность сочетаний те чувства, которые хотел выразить мастер. Так, прямой горизонтальной линией обозначали в древности поверхность земли, а горизонтальной волнистой - воду, вертикальной волнистой - дождь и грозу, треугольником - горы, солнце и луну изображали в виде круга, многоугольника, венец сруба дома изображали в виде ромбов с продленными сторонами или пересеченными диагоналями и т.д. (см. рис. 15).

В лучшем случае эти искусства мотивированы поиском удовольствия, в худшем - поиском обманчивой иллюзии. Как блестяще суммирует Жаклин Лихтенштейн. Картина не скрывает и не покрывает ничего. Теперь ценное искусство в глазах Платона было бы мотивировано только поиском истины, то есть тенденцией к идее, но лишь за некоторыми исключениями, поэтическими или пластическими формами, такими как египетское искусство, примеры. Эти хорошие образы - это эйконы, которые Платон принимает робко: «значки», пишет Делез, образы, которые, давая себе образы, поэтому ложные, не лгут и являются способами доступа к истине и идеям.


Рис. 18. Пример использования знаков в орнаменте

Используя известные выразительные средства для создания художественного образа, художник может вызвать у зрителя различные чувства. Способы передачи отношения мастера к создаваемому изделию изучены и изложены в книге М.С. Кагана “О прикладном искусстве” . Используем для наглядности (см. рис. 19) некоторые примеры из книги автора.

Они противопоставлены фантасмате, которую Жиль Делез переводит как «симулякра», которую Платон отвергает массово как ложные и обманчивые образы, потому что они дают себе реальность. Он не ставит под сомнение первенство понятного по разумной, сущности над внешним видом; но теперь изображение - представление - становится центральной частью на путях знания; и искусство, как поэтический, то есть имитация божественного демиургического процесса, становится средством привилегированного доступа к истине.

Образ уже не плох сам по себе, его использование может быть. Но может быть хорошее использование изображений, когда поэт использует их для целей знания или назидания. Тогда удовольствие, приобретенное имитацией, приемлемо. Точно так же риторика уже не предосудительна сама по себе, как в Платоне, как искусство мошеннического манипулирования языком, но только его изощренное использование.


Рис. 19. Примеры использования выразительных свойств мотивов

Сопоставляя впечатление, производимое строгими формами прямоугольного меандра узора “а” и спиралевидными формами узора “б”, мы ощущаем торжественную значительность, сдержанную энергичную силу узора “а” и легкую, изящную, даже кокетливую прихотливость узора “б”. Изменения шага узора вызывает иные чувства: узоры “в” и “д” - ощущение тесноты, внутреннего напряжения, а в узорах “г” и “е” чувствуется спокойное, свободное движение. Суховатые, рассудочные формы прямоугольных мотивов меняются на более динамичные, криволинейные формы, или в результате изменения углов перелома один узор “ж,” стройный, спокойный, сменяется на беспокойный, словно падающий “з”. Несколько утомительное чередование одного и того же однообразного мотива “и” сменяется на более живое, увлекательное чередование разных мотивов “к”. Узор “л” со спокойным, протяжным ритмом противопоставлен узору “м” в убыстренном, стремительном движении, а узор “н” с плавно текучим ритмом - узору “о” с нервным спотыкающимся ритмом.

Может быть хорошая риторика, в которой эффекты языка, тропы или украшения речи соответствуют моральному и справедливому содержанию. То, что Аристотель изобретает, является этикой орнамента, управляемой не абсолютным осуждением, а правилами и мерами, соответствующими месту, времени, обстоятельствам и актерам. Этика орнамента основана на уместности сущности и внешнего вида, мысли и выражения, формы и материи. Осужденные, а не искусство или орнамент вообще, но их излишества, которые выходят из «справедливой меры».

Если Платон осудил образ из-за декоративных соблазнов, Аристотель спас его благодаря проекту художника. Так что отныне орнамент больше не будет неразрывно связан с обманчивым видом, как это было в платоновском симулякрете; а к информированному, пассивному и женственному субъекту. Это не драгоценность материала, которым должен восхищаться эстет, а идеальность художественной формы, выраженной работой. Именно в этой форме обмена украшение интегрируется со знанием средневековья и эпохи Возрождения.

По способам создания мотивов орнаменты делят на геометрический - это орнамент, построенный на абстрактных, ничего в природе не изображающих, геометрических формах и изобразительный, - мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира. Изобразительный, в свою очередь, делят: на фитоморфный - состоящий из стилизованных цветов, листьев, плодов, бутонов; зооморфный - состоящий из стилизованных изображений птиц, зверей, насекомых; антропоморфный - состоящий из чередования изображений человеческих фигур (см. рис. 16, 17, 18).

Европейская мысль о орнаментации колеблется между платонической тенденцией к ее безусловному отказу и аристотелевской склонностью к постепенному признанию. Некоторые христианские богословы, такие как Тертуллиан или Бернард из Клерво, очень жестоки. Они атакуют внешние проявления богатства, украшение женщин, украшение церквей и монастырей. Что, например, говорит цистерциан? Эта «внутренняя красота более красива, чем любой внешний орнамент, чем любой королевский орнамент».

У проповедников нет недостатка в образце, чтобы продемонстрировать, как суета мужчин в появлении неизбежно обещает ад. Нельзя устраивать буржуа, как дворянина и приходского священника, как епископа, но благородная леди и епископ имеют право выставлять по внешности их высший социальный статус. Если Сугер тратит столько денег на свою базилику, это потому, что Бог этого заслуживает: ничего не стоит для «декора» его дома. Даже Бернард из Клерво-иерархии отказался от орнамента: запрещен для монахов, он терпим для церквей мирян, которых нужно поощрять материальными и эстетическими средствами к молитве и общению.

История возникновения геометрических орнаментов связана с технологическими особенностями некоторых производственных процессов (переплетение нитей в тканях, прутьев или движение руки мастера по поверхности вращающегося на гончарном круге глиняного сосуда). Первые рисунки, сделанные на предметах быта, напоминали форму спирали. Этот мотив имел широкое распространение в некоторых цивилизациях (см. рис. 5, 16). Таким путем возникли многообразные формы геометрического орнамента в венецианских изделиях из филигранного стекла: остроумная технологическая выдумка позволила получать в прозрачных стенках стеклянных сосудов переплетающиеся цветные нити узоров. Другой путь происхождения геометрических орнаментов - это постепенное упрощение и схематизация мотивов, которые первоначально имели изобразительный характер.

Этот порядочный орнамент, декор, наследует античную мысль о хорошем имидже, эйконе или представлении, как это понимается в чтении в Хью Сен-Виктор: Самый очевидный образ Бога лежит в декоре существ. Можно сказать почти без проблем, что от Аристотеля до Канта в теории орнаментов преобладает этика декора, которая связывает ее с метафизическими, моральными, экономическими, религиозными и общественно-политическими соображениями. В эпоху Возрождения декоративную этику можно читать повсюду, например, в трактате Альберти об архитектуре.

Читатель Цицерона, сам читатель Платона, Альберти скорее выступает за минимальное украшение, опасность избытка орнамента, кажущегося ему намного выше, чем нехватка орнамента. Самые известные люди в городе, лидеры или большие состояния должны быть довольно осторожными, чтобы не привлечь зависть своих подчиненных. На пределе лучший орнамент - тот, который нельзя увидеть, тот, кто знает, как быть сдержанным, как говорит Бальтазар Кастильоне о грациозном макияже. Он становится украшением, то есть неправильным, чрезмерным орнаментом, когда обращает это внимание на свою прибыль.

История возникновения мотивов орнамента тесно связана с эволюцией предметной среды человека. Как поясняет автор книги “История декоративно-прикладного искусства” ... “все, когда бы то ни было вышедшее из рук человека, впоследствии послужило орнаментальным мотивом”.

Таким образом, в качестве орнаментального мотива использовались не только изображения людей, зверей, птиц, растений, но и неодушевленные предметы. На готических свитках и лентах, сохранившихся с XVIII столетия, изображали доспехи и трофеи, вазы и рог изобилия эпохи Людовика XIV, а также садовые орудия времен Людовика XVI, греческие корабли, голландские ветряные мельницы, японские мосты, веера и т.д. В искусстве высокоцивилизованных народов в комплексных орнаментах в качестве украшений применяли различные надписи, знаки. Иногда сами знаки и становились орнаментальным мотивом, как, например, иероглифы или арабская скоропись (см. рис. 19).

Это признак нарушения не только визуального, но и морального и метафизического. В отличие от Альберти, его современник Антонио Филарет защищает очень своеобразное видение архитектуры, где внешний вид должен проявлять силу спонсора и желание построить архитектора. Филарет, таким образом, является теоретиком архитектуры, который в принципе можно назвать «барокко».

Такая стабильность является отражением общества, основанного на уважении религиозной иерархии и социальной иерархии, где мало подвижности. Второй ответ заключается в смещении культурной парадигмы, которое сопровождает политическую, экономическую и социальную перемену, называемую индустриальной революцией или современностью: от этики украшения до морали орнамента и этики материала. Традиционная социальная иерархия рушится, не имея возможности полагаться на монархический режим божественного права и неизменную небесную иерархию.

Христианское искусство использовало множество символических мотивов. С их помощью человек выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Изображение женской фигуры символизировало образ матери-земли. Берегиня или Мокошь - божество восточнославянских народов, считалась покровительницей воды, хозяйства, семейного очага. Олень был символом благополучия. Деревья с раскидистыми ветвями также были символом благополучия и долголетия. Мотив конструировали из одного или из сочетания нескольких символов. Среди них рыбы, ягнята, феникс, павлин, якорь, трезубец и чаще всего крест. Позже стали использовать геральдические мотивы. В создании геральдического мотива, прежде всего, ценится лаконизм. Цель герба состоит в том, чтобы подчеркнуть могущество какой-либо семьи или государства. На фамильных гербах XII - XVIII вв. изображали фигуры львов, ленты с девизом, стилизованные изображения растений, геометрические фигуры, знаки, символы. Некоторые гербы были сильно перегружены деталями и утрачивали свою художественную ценность (см. рис. 20).

Аристократия и буржуазия смешиваются как ремесленники и буржуазии; социальная мобильность увеличивается одновременно с географической мобильностью. Средства промышленного производства впредь позволяют производить по низким ценам одни и те же артефакты, или почти, как те, которые виртуозные мастера продают элитам. Его больше нельзя отличить просто за счет дорогостоящих предметов, драгоценной одежды; он должен принять более тонкие стратегии, например, для денди, снобизма. Проявление его превосходства больше не обязательно связано с проявлением богатства, декоративными расходами, но другими ценностями, такими как пребывание в «последней парижской моде» или с произведениями искусства, подписанными престижными именами.


Рис. 20. Кресты.

Японские семейные гербы.

Европейские гербы

Задача конструирования мотивов, несложных для исполнения и понятных для зрителя, решается средствами стилизации. Стилизацией называют способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных, иногда малопривлекательных деталей в образе. В стилизованных изображениях могут отсутствовать одна или несколько деталей, мастер может изменить цвет, данный природой изображаемому предмету, выделить контуром контрастного цвета форму предмета, добавить чуждые природе изображаемого предмета детали (см. рис. 21).

Какое это имеет значение, если украшение вырезано из камня, если оно похоже на картонный шпон? И в чем заслуга использования замечательных материалов для имитации украшения, которое первый производитель кафе может оштукатурить на его фасаде? Реальная роскошь - это то, что при появлении простоты показывает элегантность, которую нельзя подражать грубым средствам. Это то, что в мире называют различием, способом быть разумным, сдержанным и простым, что является прерогативой некоторых, независимо от богатства и ранга.

Появление неординарных стратегий разграничения между некоторыми членами элиты вскоре вскоре превратится в откровенное отвержение орнамента, воспринимаемого все более и более как эстетическое для людей, из-за его демократизация. Оскар Уайльд, объявляя на смертном одре в мебели низкого класса, между моей бумагой и мной это битва до смерти. Один из нас должен исчезнуть, является образцом этого элитарного отношения аристократа духа, презирая посредственность промышленных мотивов украшения стен его комнаты.


Рис. 21. Пример стилизации в конструировании

растительных мотивов

Конструирование стилизованного изображения подчиняется законам сочетания выразительных средств декоративно-прикладного искусства. Так, например, свойства того или иного материала заставляют приспосабливаться мастера в выборе средств конструирования мотива, так как один материал требует декора с преобладанием линейного орнамента, а другой - объемного.

Растет развод между искусством и орнаментом. В изобразительном искусстве их школы и музеи отличаются от школ прикладного или декоративного искусства. Однако существует противоположная тенденция. Арт-нуво можно рассматривать как попытку поднять орнамент до ранга искусства, и поэтому это запрещено. Его интернационализация и распространение на всех носителях делают ее типичным искусством процветающего времени в буржуазной Европе. Поэтому на этой стороне орнамент создается и защищается за его эффективность в удовлетворении потребностей общества.

В декоративном искусстве известно множество средств для создания орнаментов. По определению А.С. Максяшина, важнейшим художественным средством построения орнаментов является ритм. Ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов в рисунке, способствующее ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия.

Главные принципы, которыми руководствуется мастер, работая над ритмом - повторение, инверсия и чередование. Кроме перечисленных, можно использовать увеличение или уменьшение расстояния между элементами орнамента и др. Ритмическое повторение одного или нескольких одинаковых элементов, или группы элементов орнамента называется раппортом (см. рис. 22).

Рис. 22. Пример использования линейного и концентрического орнамента в русской вышивке

Повторение придает ценность малозначительному элементу, его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Повторяющиеся мотивы мы можем встретить в бордюрах и фризах, на коврах, вазах, тарелках.

Инверсия (обратное расположение) узора дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим помогает избежать однообразия (см. рис. 23).

Рис. 23. Пример использования инверсии и симметрии в национальной вышивке народов Севера

Чередование выполняет ту же роль. Мотивы располагают, чередуя один или несколько изображений, чередуя оттенки цвета, плоские и рельефные изображения, прямые и изогнутые линии в вертикальном или горизонтальном направлениях.

В методическом пособии “Уральский орнамент: традиции и современность” А.С. Максяшин перечисляет основные приемы ритмического построения. К ним относятся:

Раппортное, при котором элементы узора равномерно чередуются на плоскости, подчиняясь строгому ритму;

Распределение элементов узора по убывающему или нарастающему ритму;

Симметричное построение узора, при котором одинаковые формы повторяются по вертикальным и горизонтальным осям;

Свободное расположение узора по всей плоскости изделия.

В природе мы часто наблюдаем явления симметрии: форма тела человека, животного, птицы, листьев растений. Симметрия позволяет изображать два сходных мотива по обе стороны от воображаемой или изображенной оси. Элементы узора орнамента могут быть построены по одной, двум или нескольким осям симметрии. Существует также относительная симметрия , которая достигается равновесием масс изображаемых предметов, например, добавлением дополнительных деталей в изображаемом мотиве (см. рис. 24).

Рис. 24. Пример использования относительной симметрии в

росписи тарелки

А.С. Максяшин выделил следующие виды симметричного орнамента:

Когда один элемент чередуется с другими по горизонтали;

Когда два элемента чередуются по вертикали то вверх, то вниз;

Когда два элемента поворачиваются друг к другу при повторении противоположной стороной;

Когда элементы чередуются по диагонали;

Когда два элемента чередуются последовательно между собой;

Когда элементы могут располагаться в несколько рядов.

Создавая орнамент, художник не пытается изобразить какие-то предметы, а в первую очередь старается вызвать определенное отношение к данному предмету. Одни чувства у нас вызывает, например, изображение цветов, совсем другие - изображение воинских доспехов. Орнамент может сделать предмет более нарядным и более строгим, может подчеркнуть будничное или праздничное его предназначение. Обилие орнамента допустимо лишь при условии строгой упорядоченности. Он всегда включается в общее образное решение вещи, вступает в определенные отношения со всеми элементами ее архитектонической выразительности. Распределение декора не должно наносить ущерб форме украшаемого предмета. Потому-то орнамент не может быть механически наложен на предмет или устранен с него, он должен согласовываться с характером декорируемого предмета, его назначением и конструктивным решением. Например, декоративная обивочная ткань и ткань плательная предъявляют разные требования к орнаментальному декору.

Чтобы распределить декор на поверхности изделия, необходимо разделить ее на части. Разделение украшаемых поверхностей осуществляют с помощью прямых или кривых линий и их производных - квадрата, прямоугольника и соответственно круга, спирали и др. Бордюры и фризы служат окаймлением создаваемого произведения.

Орнаментация поверхности предмета имеет целью выделить его среди других, приковать к нему взгляд зрителей. Орнаментируя какую-то часть предмета, художник старается выделить именно ее, чтобы заставить наше зрение уделить ей при восприятии особое внимание. Художник может, например, орнаментально выделить основание поверхности или же ее венчающую часть, или же расчленить всю поверхность фризообразными полосами, наконец, дать сплошное покрытие поверхности, выявляя при этом ее строение - либо бесконечно развертывающееся течение полосы ткани, либо законченную форму прямоугольника ковра, центрированность кружевной салфетки. В этом смысле орнамент можно было бы назвать “архитектоникой поверхности” предмета. Таким образом, по способам конструирования композиции выделяют: орнамент законченный, бесконечный; орнамент в полосе, круге, четырехугольнике, многоугольнике; ленточный; сетчатый; украшающий часть предмета.

Наиболее распространены концентрический и лучевидный орнаменты (орнамент в круге). Концентрический орнамент часто имеет космологическое значение (знаки зодиака) или является религиозным символом (ангельский чин). Лучевидный используется, например, в росписи сводов церквей. На объемных поверхностях орнамент располагают по горизонтали, вертикали или диагонали.

В росписи изделий квадратной или прямоугольной формы часто встречается сетчатый орнамент. Линии сетки сами по себе могут служить орнаментом, как, например, в ажурных решетках, керамических плитках, в облицовке стен. В других случаях сетка служит канвой для расположения мотивов орнамента.

Наиболее распространен сетчатый орнамент в странах ислама (кроме Ирана), где запрещено использовать живые существа. Мусульманские мастера используют сетки в архитектурных ансамблях, в резьбе по дереву, даже в книжной миниатюре.

Различают три вида таких сеток: квадратная - построенная на основе квадрата или восьмиконечной звезды и ее производных; треугольная - на основе равностороннего треугольника или шестиконечной звезды; прямоугольная - на основе пятиугольника с горизонтальным основанием. Сетки могут строиться на основе волнистых линий, или способом наложения одной сетки на другую сходного или иного типа (см. рис. 25).

Вещи, окружающие нас, могут быть красочными и узорчатыми, а могут и не иметь украшений, но от этого они не теряют своей красоты. Вещи, создаваемые мастером, насыщены чувством и смыслом, они имеют свое назначение и нравятся людям. Эта насыщенность чувством и связь с практической жизнью и окружающей действительностью и делают вещь декоративной.

Рис. 25. Использование сетчатого орнамента в отделке

старинного трона

Контрольные вопросы

1. Как определяют в искусстве слово “орнамент”?

2. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий?

3. Назовите изобразительные средства орнамента.

4. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения?

5. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?