Что такое средства художественной выразительности в искусстве. Выразительные средства композиции

Живопись как вид изобразительного искусства

Живопись - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность .

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным .

Прошлое, которое возвращается через художественную литературу, используется как инструмент для того, чтобы что-то сказать, новая реальность, готовая снова потребляться. Интерес многих художников к преодолению форм выражения выступает за использование средств массовой информации, таких как фотография, кино и видео, принадлежащих к различным историческим периодам. Фотография внезапно превращается в один из тех промышленных обрывов, новое любопытство, такое как музыкальный автомат или тележка. Но именно в этот момент, и в этом же из моды, который, кажется, вступил в новые отношения с эстетическим производством.

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии .

В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов .

Художественное исследование Тациты Дин хорошо представлено этой тенденцией: идея об утрате и исчезновении играет важную роль в его фильмах, которые путают факты и вымысел, восприятие и реальность, но прежде всего предлагают отражение самого кинематографического опыта. Работы английского художника обычно вращаются вокруг воспоминаний, потерянных в памяти, исключительных событий и утопических проектов, пропущенных. Дин начинает свою работу, спотыкаясь о заброшенных объектах или людях, которые он перестраивает разветвленный архив в нечто вроде совпадения.

Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII -

XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров . В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение .

Эти видения неясного прошлого разрешаются во время работы, превращаясь в утопические сценарии альтернативного будущего. Все началось, когда Дин узнал о заброшенном кинопроизводстве, которое он использовал для своих фильмов. Это исчезновение дало ей желание сделать ряд действий: посещение и соответствующую документацию на фабрику кинорежиссера и покупку последних пяти фильмов, которые она нашла на рынке, снимать отражения и проскальзывание света на движущийся целлулоид, создающий абстрактный образ, почти живопись.

Художник снова сплавил прошлое с настоящими, воображаемыми событиями с реальными, отражающимися на конце аналогового фильма. В то время как, с одной стороны, переполненное оборудование отменено, в отличие от роста так называемых новых медиа, с другой стороны, многие художники, которые используют цифровые технологии, встречаются в первом десятилетии века. Француз Пьер Гюйх известен своими инсталляциями, фильмами и некоторыми совместными проектами с другими художниками, где он создает ситуации нестабильности и открытости, которые ставят вопрос о границе между реальностью и вымыслом.

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.

Восстановив набор банков в студии, Гюйгу называет того же Войтовича интерпретировать себя, чтобы исправить сцены, которые в художественной литературе не соответствуют действительности. И снова искусство побуждает задуматься о том, как современный опыт дается реальными фактами, которые неизбежно смешиваются с их представлением, чтобы снова стать предметом обсуждения и, следовательно, новых истин. Столкнувшись с фотографиями китайского художника Ли Вэй, можно поверить просто, что мы видим, несмотря на очевидную абсурдность предлагаемых изображений.

Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета .

Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов .

Принцип реальности также выигрывает в этих случаях дерзких манипуляций. В конце концов, реальность - это нечто противоречивое, в том числе и внутри него - концепция лжи, как из истоков фотографии и кино. Ли Вэй является главным героем его образов, которые часто видят, как он опускается вниз, насажденный абсурдно на земле, в лобовом стекле джипа или погруженный в водоворот. В других работах его тело становится невероятно легким, пока оно не возбуждается в воздухе или не сбивается с небоскреба.

Полученные изображения в своей несогласованности более достоверны, чем одна и та же реальность, демонстрируя маловероятное или, по крайней мере, невозможное документирование с моментальным снимком, но с большим реализмом представляемое действие. Даже английский художник Сэм Тейлор-Вуд, экспериментировавший в экстремальных физических и психологических условиях в своей работе, использовал преимущества цифровых технологий, чтобы сосредоточиться на тонкой границе, которая делит жизнь от смерти, возможно, даже позже к драматическому личному опыту.

Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна . Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца . Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития. В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой .

В серии автопортрета приостановлено, художник становится самозанятым в пространстве своей студии, как если бы это было при отсутствии силы тяжести: снова реальность изменяется с помощью цифровой ретуши, создавая четкую выдумку, но при условии хорошей дозы правдоподобия. Восемь фотографий Тейлора-Вуда были выполнены, заставив художника подкрепляться специальными завязанными струнами, чтобы оставить тело свободным, чтобы двигаться плавно, как будто он действительно плавал в воздухе.

С той же спонтанностью художник танцует на стуле, который представляет что-то таинственное. Как Дракула Брэма Штоккера, стул, на котором Тейлор-Вуд слегка держится, не проецирует свою тень на заднюю стену. Вместо этого тень художника дублирует тело тела во время перформативного акта. Сосуществование между реальностью и вымыслом в художественном Современнике находит интересное событие, даже в картинах Джона Каррен. Американский художник мастер мнимого реализма; Субъекты, изображенные, часто группы худых женщин или Юноны, представители поддельной красоты, которая граничит с деформацией, поступают непосредственно из наблюдения реальности.

Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров.

Фон фресок и картин, как правило, был условным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета .

В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных композициях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени .

Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углублялись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр и т.д. Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.

В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита .

Переворотом в живописи, на долгие годы повлиявшим на ее развитие, было появление импрессионизма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр. изобразительный живопись композиция художественный

В конце XIX-XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские течения завоевывают себе право на существование .

Появляется абстрактная живопись, которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведет к появлению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников .