Поэтическое течение. Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв

Вступление. Силуэт “Серебряного века”________________________________________ 2

Глава 1. Рождение новой поэтической школы.____________________________________ 3

Глава 2. Настроения в поэзии._________________________________________________ 6

Глава 3. Поэты новой эпохи.__________________________________________________ 10

Глава 4. Власть над миром или властвование вместе с миром._____________________ 17

Глава 5. Техническая сторона символизма.______________________________________ 19

Глава 6. Мотивы и сюжеты у поэтов-символистов._______________________________ 23

Глава 7. Калейдоскоп поэтических школ._______________________________________ 26

Заключение. Тень Серебряного века.___________________________________________ 27

Список использованной литературы.__________________________________________ 29

“Серебряный век” – сложное, изумительное полотно русской поэзии, которое начало ткаться невидимой рукой создателя в 90-х годах XIX века. И первым наиболее ярким рисунком этого бесценного, многоликого творения стал символизм с его поэтикой намека и иносказания, с его эстетизацией смерти как живого начала, с его креативной силой "безумия", со знаковым наполнением обыденных слов. Его важнейшей приметой стала аналогия лика, мимолетности, сиюминутности, в которых отразилась Вечность.

Новое мировоззрение потребовало от новой поэтической школы нового приема. Таковым стал символ – многозначное иносказание, сформировавшее еще поэтику Священного писания, а затем причудливо разработанное французскими символистами. Опыт библейской символики очень повлиял на судьбу слова "символ": в "светском" понимании оно оставалось простым риторическим примером, применяемым к любому материалу, в "духовном" же понимании оно прочно оказалось связанно с религиозной тематикой как земной знак несказуемых земных истин. "Символ, - писал один из теоретиков и практиков нового течения, - только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине".

Новое движение закрепило за собой окончательное имя, когда вышла в свет книга стихотворений Д. Мережковского "Символы" (1892 год), оформилось же это течение благодаря трем сборникам "Русские символисты", выпущенным Брюсовым (1894-1895). Если у Брюсова и Бальмонта доминировало "светское" понимание слова "символ" (они видели в символизме школу с определенной техникой), то у В. Иванова, Блока, А. Белого, которых принято называть "младшими символистами", возобладала мистико­-религиознаятрактовка этого понятия.

Поэтам – символистам был свойственен глубокий историзм, с позиций которого оценивались и события современности; сугубая музыкальность поэтической строки и широчайший энциклопедизм культурного арсенала. Здесь царили разнообразные формы: баллады, триолеты, венки сонетов, поэмы, подчиненные новым образам, словам, размерам, рифмам.


Легкий ветер в кустах вдруг в веселии пьяном

Полетит над землей ураганом…

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Звезды станут недвижно средь темного свода,

И висеть будет ночь без исхода…

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Мое сердце безумья любви ужаснется

И от счастья и муки порвется…

Н. Минский

Поэты – символисты стали под лозунг А.С. Пушкина: "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв", избрав для себя раз и навсегда лагерь "эстетизма" (признание самодвижущей ценности искусства, произведений, отрыв от общественности). Это роднило символистов с акмеистами, в значительной степени с футуристами, а после революции с имажинистами; и противопоставляло их крестьянским и пролетарским поэтам, воспринимавшем поэзию, как социальный фактор.

Трактовка русского символизма как течения романтического по своей природе, как известного рецидива романтизма начала XIX века имеет над собой глубокие основания.

Романтизм как настроение, как стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, как неприятие жизни и реальности, вечное"искание бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям – является, несомненно, преобладающей стихией русского символизма, тем психологическим базисом, на основе которого он мог распуститься.


Короткий вечер тихо угасает

И пред смертью ласкою немой

На одно мгновенье примиряет

Небеса с измученной землей.

В просветленной, трогательной дали,

Что неясна, как мечты мои, -

Не печаль, а только след печали,

Не любовь, а только тень любви.

И порой в безжизненном молчаньи,

Как из гроба, веет с высоты

Мне в лицо холодное дыханье

Безграничной, мертвой пустоты…

Д. Мережковский

Внутренняя напряженность и беспокойство, несколько хаотическая взволнованность, так характерная для романтизма, является столь же характерной чертой русского символизма, особенно позднего его проявления. Не случайно первым увлечением Блока в поэзии был Жуковский, юношеским увлечением Бальмонта – Эдгар По и Шелли, Белый с детства упивался стихами Гете и сказками Андерсена, а любимым чтением юного Ф. Сологуба были "Робинзон" и "Дон Кихот".

Возрождением настроений романтизма идеологическая сторона русского символизма, однако, не исчерпывается. Он впитал в себя и другие влияния: влияния западного, в частности французского "декадентства" и мистической философии В. Соловьева:

В Альпах.

Радостно-мощный прибой…

Зыбкую насыпь надежд и желания

Смыло волной голубой.

Синие горы кругом надвигаются,

Синее море вдали.

Крылья души над землей поднимаются,

Но не покинут земли.

В берег надежды и берег желания

Плещет жемчужной волной,

Мыслей без речи и чувств без названия

Радостно-мощный прибой.

Западное декадентство – это прежде всего эстетство, холодное и замкнутое в себе, это крайнее самоутверждение личности, своеобразный индивидуализм (бесформенный и пассивный). Эти черты были ярко выражены в творчестве ранних русских символистов, которых иначе именовали "декадентами". Быть может, лучше, чем где бы то ни было, эстетика русского декадентства была сформулирована в словах Ф. Сологуба: "Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я – поэт», в юношеском кредо Валерия Брюсова: «Все в жизни только лишь средство для звонко-певучих стихов».

И литературы

Пояснительная записка

На вводных уроках литературы в 11 классе учащиеся знакомятся с историко-литературной ситуацией рубежа XIX-XX веков. Основная цель данных уроков – показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние; дать представление о тенденциях русской литературы , познакомить с литературными течениями этого периода. Материал данной таблицы поможет учителю реализовать задачи урока. Для проверки знаний по материалам данной таблицы составлен тест, состоящий из 10 заданий. Ответы к вопросам выделены жирным шрифтом. В дополнение к уроку можно предложить одному из учеников составить презентацию о художниках, композиторах этого периода и их произведениях.

Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

Направление, даты

Философские, исторические, литературные корни

Литературные объединения, журналы

Характеристика направления

Манифесты

Связь с другими видами искусства

Пролетарское

Поэзия декабристов, революционеров-демократов, поэты «Искры», поэзия Н. Некрасова

М. Горький

Г. Кржижановский

Д. Бедный (Придворов)

Поэтическое воплощение философии активного действия

Содержит страстное поэтическое осмысление русской революционной деятельности тех лет

Поэзия гражданского звучания

«партийная организация и партийная литература»; Плеханов «Искусство и общественная жизнь»

Луначарский «Письма о пролетарской литературе»

С. Иванов «на новые места», Касаткин «Раненый рабочий»; Ярошенко «Кочегар»

Касаткин «Рабочий боевик»; Иванов «Расстрел»; Серов «Солдат», «Браво, ребятушки»

Поэзия критического реализма

Знаниевцы

Новокрестьянские поэты

Акмеизм, 1911

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Традиции русской поэтической классики: А. Фета, И. Никитина, А. Полонского, А. Кольцова

Традиции народного творчества, крестьянская поэзия XIX века

Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса

Итальянский футуризм

А. Лукьянов

А. Черемнов

С. Клычков

С. Есенин

Н. Орешин

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

М. Кузмин

В. Маяковский

Д. Бурлюк

В. Хлебников

И Северянин

К. Олимпов

Кружок «Среда»,

Альманах «Знание»

«Цех поэтов» 1911; Бродячая собака» 1912; «Привал комедиантов» 1915

«Бродячая собака», «привал комедиантов»

«Гилея», сборник «Садок судей»

«Петербургский глашатай», 1912

Демократизм, гуманизм, следование традициям революционной поэзии. Они разделяют идеи социал-демократов

В пейзажной лирике вырастает образ России – нищей, голодной, но любимой, прекрасной

Пейзажная лирика уступает место философской

Вторгается стихия русского народного творчества. Предпринимаются попытки разгадать истоки и законы жизни нации

Лейтмотив – жизнь русской деревни, русских крестьян, родной природы

«Акме» - ясность, высшая пора. Устремлённость к вершинам искусства. Поиски выхода из кризиса символизма. Безоговорочное принятие мира. Изысканность стиля, богатство зрительных впечатлений, чёткость поэтических конструкций

Анархический характер общественных и эстетических программ. Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, отказ от всех традиций, свободу слова

И. Бунин «недостатки современной поэзии»

Единой школы и поэтической программы не создали

Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма»

«Пощёчина общественному вкусу», 1910

«Пролог эгофутуризма»

Куинджи «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Днепр ночью»

«Времена года»

Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»

Коровин «На миру»; Иванов «Бунт в деревне»; Репин «Крестный ход в курской губернии»

Союз русских художников: Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин

Журнал «Золотое руно»

Модернизм – общее обозначение русского искусства конца XIX - начала XX веков

Декаданс

Символизм

Философско-религиозный символизм

Младосимволизм

Независимые поэты

Новые идеи Ницше, французский символизм,

Греческая мифология

Соловьёва

И. Анненский

В. Брюсов

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

В. Иванов

Б. Пастернак

В Набоков

А. Скрябин

В. Ходасевич

«Весы», «Золотое руно», «Апполон»

Литературный салон З. Гиппиус

Журналы «Комедианты», «Центрифуга»

Представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Интуитивное постижение мира, духовный опыт человека

Искусство как общественно-религиозное действо

Отражение внутреннего мира личности (любовь, одиночество, тоска)

Мережковский «О причинах упадка и новые течения современной русской литературы»; В. Брюсов «Русские символисты»

В. Иванов «Две стихии в современном символизме»

А. Белый «Символизм как миропонимание»

Стиль модерн, интерес к средневековью. Музыкальная стихия – первооснова жизни. Стремление к воплощению мимолётных впечатлений

М. Врубель

Тест на знание материала «Поэтические течения конца XIX - начала XX веков


1. Демократизм, гуманизм, следование традициям реалистической поэзии, разделение идей социал-демократов. Какому литературному течению характерны эти признаки?

А. Пролетарским поэтам

Б. Новокрестьянским поэтам

В. Знаниевцам

2.К какому литературному течению относится следующая группа писателей: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

3.какая из перечисленных характеристик относится к кубофутуризму?

А. Представление о познаваемости мира и закономерностях его развития. Интуитивное постижение мира.

Б. Анархический характер эстетических и общественных программ. Независимость формы от содержания.

В. Поэтическое воплощение философии активного действия.

4.Представители какого течения не имели единой школы и поэтической программы?

А. Новокрестьянские поэты

Б. Независимые поэты

В. Пролетарские поэты

5.Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса стал источником творчества поэтов:

А. Символистов

Б. Футуристов

В. Акмеистов

6.Какому литературному течению (направлению) соответствует созданный Союз русских художников, в которых вошли Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин и другие художники?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

7.Для какого из литературных течений (направлений) статья «партийная организация и партийная литература» стала манифестом?

А. Пролетарские поэты

Б. Младосимволисты

В. Новокрестьянские поэты

8.В творчестве каких поэтов прослеживается поэзия гражданского звучания?

А. Новокрестьянских

Б. Пролетарских

В. Символистов

9.Поэты какой группы относятся к поэтам-акмеистам?

А. Клюев, Есенин, Клычков

Б. Набоков, Скрябин, Ходасевич

В. Гумилёв, Ахматова, Мандельштам

10.К какому из литературных течений относится творчество И. Бунина?

А. Акмеисты

Б. Знаниевцы

3. Младосимволисты

Использованная литература

Таблица взята из лекционного материала с курсов повышения квалификации. Тест составлен автором по материалам данной таблицы.

Термином литературное течение обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм – общее название разных группировок в искусстве и литературе XX в., которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, – включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литературных направлений и течений. Например, О. Бальзак, будучи реалистом, создает романтический роман "Шагреневая кожа", а Μ. Ю. Лермонтов, наряду с романтическими произведениями, пишет реалистический роман "Герой нашего времени".

Течение – более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. В основе течения также лежит общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо. Нередко общность художественных принципов в течении образует "художественную систему". Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р. Декарта ("картезианский рационализм"), к которому относят творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Н. Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П. Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения – "прогрессивный" и "консервативный", но есть и другие классификации.

Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению (равно как и стремление остаться вне существующих течений литературы) предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций. С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе – период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, в которой содержательные и формальные особенности текстов были "предзаданными" традицией и "каноном". Особенность же направлений и течений состоит в том, что эти общности базируются на глубинном единстве философских, эстетических и иных содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок).

Литературная школа

Литературная школа – небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически – в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как "уставы" и "правила". Нередко такое объединение литераторов имеет лидера, "главу школы" ("щедринская школа", поэты "некрасовской школы").

Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности – вплоть до общности тематики, стиля, языка. Таковой, к примеру, была в XVI в. группа "Плеяда". Она выросла из кружка французских поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы, и окончательно сложилась к концу 1540-х гг. Возглавлял ее известный поэт П. де Ронсар, а основным теоретиком был Жоашен Дю Белле, который в 1549 г. в трактате "Защита и прославление французского языка" высказал главные принципы деятельности школы – развитие национальной поэзии на национальном языке, освоение античных и итальянских поэтических форм. Поэтическая практика Ронсара, Жоделя, Баифа и Тийара – поэтов "Плеяды" – не только принесла славу школе, но и заложила основы для развития французской драматургии XVII–XVIII вв., развивала французский литературный язык и различные жанры лирики.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, по и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе. "Плеяда" этому вполне соответствует.

Но многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, "озерная школа", названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко нс во всем согласных друг с другом. К "лейкистам" относят У. Вордсворта, С. Колриджа, создавших сборник "Лирические баллады", а также Р. Саути, Т. де Квинси и Дж. Вильсона. Но поэтическая практика последних во многом была отличной от идеолога школы – Вордсворта. Сам де Квинси в мемуарах отрицал существование "озерной школы", а Саути нередко выступал с критикой идей и стихотворений Вордсворта. Но в связи с тем, что объединение поэтов-лейкистов существовало, имело сходство эстетических и художественных принципов, отраженных в поэтической практике, изложило свою "программу", историки литературы традиционно называют эту группу поэтов "озерной школой".

Понятие "литературная школа" преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой группы, объединенные "лидером", имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII в. образовала школу Спенсера. Находясь под влиянием поэзии своего учителя, братья Флетчеры, У. Браун и Дж. Уитер подражали образности, темам, поэтическим формам создателя "Королевы фей". Поэты школы Спенсера копировали даже тип строфы, созданной им для этой поэмы, напрямую заимствуя аллегории и стилистические обороты своего учителя. Интересен факт, что творчество последователей поэтической школы Спенсера осталось на периферии литературного процесса, а вот творчество самого Э. Спенсера повлияло на поэзию Дж. Милтона, а позднее Дж. Китса.

Традиционно происхождение русского реализма связывают с "натуральной школой", существовавшей в 1840– 1850-е гг., преемственно связанной с творчеством Н. В. Гоголя и развивавшей его художественные принципы. Для "натуральной школы" характерны многие признаки понятия "литературная школа", и именно как "литературная школа" она осознавалась современниками. Главным идеологом "натуральной школы" был В. Г. Белинский. К ней относят ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, В. И. Даля, А. Н. Островского, И. И. Панаева, Ф. М. Достоевского. Представители "натуральной школы" группировались вокруг ведущих литературных журналов того времени – сначала "Отечественных записок", а потом "Современника". Программными для школы стали сборники "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник", в которых были опубликованы произведения этих писателей и статьи В. Г. Белинского. У школы была своя система художественных принципов, которая наиболее ярко проявилась в особом жанре – физиологическом очерке, а также в реалистической разработке жанров повести и романа. "Содержание романа, – писал В. Г. Белинский, – художественный анализ современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычкою и бессознательностью" . Особенности "натуральной школы" проявились и в ее поэтике: любовь к деталям, профессиональным, бытовым особенностям, предельно точное фиксирование социальных типов, стремление к документальности, подчеркнутое использование статистических и этнографических данных стали неотъемлемыми признаками произведений "натуральной школы". В романах и повестях Гончарова, Герцена, раннем творчестве Салтыкова-Щедрина была раскрыта эволюция персонажа, происходящая под влиянием социальной среды. Разумеется, стиль и язык авторов "натуральной школы" во многом был различен, но общность тематики, позитивистски ориентированной философии, сходство поэтики прослеживается во многих их произведениях. Таким образом, "натуральная школа" представляет собой пример сочетания многих принципов образования школы – определенных временных и пространственных рамок, единства эстетических и философских установок, общности формальных особенностей, преемственности по отношению к "лидеру", наличия теоретических деклараций.

Примерами школ в современном литературном процессе могут служить "Лианозовская группа поэтов", "Орден куртуазных маньеристов" и многие другие литературные объединения.

Однако следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом – значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы, так как при таком "направленческом" подходе наиболее важные индивидуальные особенности творчества писателя остаются вне поля зрения исследователя, ищущего общие, часто схематичные моменты. Даже ведущее направление какого-либо периода, эстетическая база которого стала платформой для художественной практики многих авторов, не может исчерпать всего многообразия литературных фактов. Многие видные писатели сознательно находились в стороне от литературной борьбы, утверждая свои мировоззренческие, эстетические и художественные принципы вне рамок школ, течений, ведущих направлений определенной эпохи. Направления, течения, школы – это, по выражению В. М. Жирмунского, "не полочки или коробки", "по которым мы “раскладываем” поэтов". "Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций" . Литературный процесс – явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как "течение" и "направление", следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

  • Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 10. М., 1956. С. 106.
  • Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996. С. 419.

Литературный метод, стиль или литературное направление часто трактуются как синонимы. В основе лежит схожий у разных писателей тип художественного мышления. Подчас современный автор не осознает, в каком именно направлении он работает, и оценивает его творческий метод литературовед или критик. И оказывается, что автор – сентименталист или акмеист… Представляем вашему вниманию литературные направления в таблице от классицизма до модерна.

Существовали в истории литературы случаи, когда и сами представители пишущей братии осознавали теоретические основы своей деятельности, пропагандировали их в манифестах, объединялись в творческие группы. Например, российские футуристы, выступившие в печати с манифестом «Пощечина общественному вкусу».

Сегодня мы говорим о сложившейся системе литературных направлений прошлого, определявших особенности развития мирового литературного процесса, и изучаемые теорией литературы . Основные литературные направления таковы:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)
  • соцреализм
  • постмодернизм

Современность же чаще всего связывают с понятием постмодернизма, а иногда социально-активного реализма.

Литературные направления в таблицах

Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Модернизм

Периодизация

литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Признаки, особенности

  • Четко делятся на положительных и отрицательных.
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Особенности развития в России

К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза", которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности. В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский). В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Модернизм представлен следующими литературными течениями:

  • Символизм

    (Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
    1. Центральное место отводится символу*
    2. Преобладает стремление к высшему идеалу
    3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
    4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
    5. Изысканность и музыкальность стиха
    Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».