Является ли евгений онегин лишним человеком. Онегин лишний человек. Список использованной литературы

Класс: 4

Цели:

  • сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;
  • познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;
  • развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;
  • иллюстрации растений, фотографии;
  • видеофильм «Растениеводство нашего края».

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1, 2)

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

– Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.

Вопросы к кроссворду:

  1. Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
  2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  3. Детёныш лягушки.
  4. Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
  5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
  6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайды 3, 4)
с
т о
р н
к г е д
у б о л а р
б о л о т о
ы б о л р г
ш р в и а о
к а с з
а с т
т
и
к

– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

    К искусственным водоёмам относятся:
    а) реки, моря, океаны;
    б) водохранилища, пруды, каналы;
    г) ручьи, реки, озёра, моря;

    Растения водоёма это:
    а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
    б) брусника, черника, мох;
    в) кувшинка, ряска, тростник;

    Санитарами пресных водоёмов считают…
    а) рака, беззубку;
    б) прудовика, катушку;
    в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

    Живым фильтром называют:
    а) головастиков;
    б) раков;
    в) двустворчатых моллюсков;

Карточка 2

    Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
    а) люди;
    б) ондатры;
    в) цапли;
    г) бобры;

    С водоёмами связана жизнь:
    а) зябликов, трясогузок, соек;
    б) цапель, уток;
    в) лебедей, тетеревов, сов;

    Хищниками пресных водоёмов являются:
    а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
    б) караси, мотыли, раки;
    в) циклопы, прудовики, головастики;

    Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
    а) это плавает ряска;
    б) много микроскопических водорослей;
    в) на дне много ила;

IV. Работа над новой темой.

Слово учителя. (Слайд 6)

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай - дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство. (Слайд 11)

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)

  1. Название группы растений по месту выращивания.
  2. Что получают из каждого растения.
  3. Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)

– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство. (Слайды 22–24)

– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)

V. Физкультминутка.

(Слайд 26)

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.

VI. Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27–29)

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство. (Слайд 30)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)

С. 68 № 1,2,3.

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

(Слайд 32)

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

    За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь очень гладкая,
    На вкус, как сахар, сладкая.
    (Морковь, овощеводство)

    На сучках висят шары,
    Посинели от жары.
    (Слива, плодоводство)

    Удивительное солнце,
    В этом солнце сто оконцев.
    Из оконцев тех глядят
    Сотня маленьких галчат.
    (Подсолнечник, полеводство)

    Солнце жжёт мою макушку,
    Хочет сделать погремушку.
    (Мак, цветоводство)

    В поле – метёлкой,
    В мешке – жемчугом.
    (Рожь, полеводство)

    Расселась барыня на грядке,
    Одета в шумные шелка.
    Мы для неё готовим кадки
    И крупной соли полмешка.
    (Капуста, овощеводство)

    Низок да колюч,
    Сладок да не пахуч.
    Ягоды сорвёшь –
    Всю руку обдерёшь.
    (Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

1. Выполните задания для групповой работы. 1) Полеводство. а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник 2) Овощеводство. а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы 3) Плодоводство. а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива 4) Цветоводство. а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.

б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы 2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

земляника, смородина, редис, вишня
лук, морковь, помидоры, рожь
тюльпан, ячмень, пшеница, овес
Выслушай и оцени ответы одноклассников. 4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию. Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно. Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку. Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук - севок”. Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху. Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем есть их всю зиму.

Вернуться - Плешаков, Крючкова, 4 класс. 1 часть рабочей тетради

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. («Толковый словарь» С.И.Ожегов) Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными .

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Растения поля

Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.

В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.

Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.

Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.

В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .

Все эти культурные растения отличаются друг от друга, но в строении их много общего. Все они травянистые растения, корень пучком, стебель - соломина, внутри полый, имеет крупные узлы, что делает его прочным и устойчивым. Листья - узкие, длинные. Мелкие цветочки ржи, пшеницы, ячменя собраны в колосья, а проса и овса - в метелки. Позднее из цветков образуются плоды - зерновки. Такие растения называют зерновыми злаками.

Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.

Использование культурных злаков

Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.

Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!

Овощные растения

На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.

Белокочанную капусту часто называют «королевой овощей».

Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.

Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.

Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.

Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .

Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:»Лук от семи недуг». Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.

У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.

Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют «вторым хлебом». Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.

В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.

Плодово-ягодные растения

Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.

Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.

Цветоводство

Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .

Позднее зацветают пионы . Они восхищают богатством красок и величиной с блюдце цветков: алые, нежно-розовые, белые с приятным запахом.

Затем появляются красные и белые гвоздики , лилии . Зацветают высокие и стройные флоксы : сиреневые, фиолетовые, розовые и белые. Они цветут все лето.

Гвоздики Лилии Флоксы

Во второй половине лета распускаются прекрасные георгины различной окраски и формы и удивительно нарядные гладиолусы .

В скверах, парках и на улицах цветут в основном однолетники: астры , космеи , петуньи , бархатцы , колендулы и многие другие.

Календула Астры Космея Бархатцы

В городе Перми есть предприятие «Цветы Прикамья», где в теплицах круглый год цветут растения, в том числе - прекрасные розы .

Здесь выращивают рассаду однолетников для озеленения и украшения города.

Огромна сила воздействия цветов на чувства людей. Они нас лечат, вдохновляют и улучшают настроение. Ими украшают жилища, улицы, парки и сады. Их вручают на торжественных мероприятиях, дарят на праздники, возлагают на могилы умерших, у обелисков. В День Победы 9 Мая их дарят ветеранам войны.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.

а) Запишите определение.

Полеводство - это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращивае­мых в вашем крае.

Пшеница, рожь.

2) Овощеводство.

а) Запишите определение.

Овощеводство - это выращивание овощных культур.

б) Приведите примеры овощных культур, выращивае­мых в вашем крае.

Картофель, капуста, морковь.

3) Плодоводство.

а) Запишите определение.

Плодоводство - это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращивае­мых в вашем крае.

Клубника, малина, яблоня.

4) Цветоводство.

а) Запишите определение.

Цветоводство - это выращивание цветочных культур.

б) Приведите примеры цветочных культур, выращивае­мых в вашем крае.

Розы, астры, тюльпаны.

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные рас­тения. Покажи стрелками, к каким груп­пам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь, ячмень.

б) Томат, капуста, лук, слива.

в) Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос.

г) Огурец, пион, лилия, нарцисс.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одно­классников подобное задание с другими примерами. За­пиши.

Яблоко, клубника, малина, картофель.

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с.193) понаблюдайте за весенними работами в поле, огороде, саду. Сами выполните необходимую работу. Напишите краткий отчет об увиденном и сделанном. Можно сделать рисунок или наклеить фотографию.

Весной мы с родителями вышли в огород, для того чтобы приготовить землю к посадке овощей. Это было в середине апреля. Папа копал огород, а мама с помощью граблей делала грядки. Они у нее получались ровными и одинаковыми.

Мне дали небольшую палочку и я делал борозды на грядках. Потом мы в них засыпали семена свеклы и моркови. В конце мы полили наши грядки водой, для того чтобы они хорошо проросли и дали уорожай осенью.

1. (с. 86) Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.

а) Запишите определение.

Полеводство – это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

Полевые культуры – картофель, пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза.

2) Овощеводство.

а) Запишите определение.

Овощеводство – это выращивание овощных культур.

б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

Овощные культуры – морковь, свекла, капуста, томаты, лук.

3) Плодоводство.

а) Запишите определение.

Плодоводство – это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

Плодовые культуры – яблоня, груша, вишня,слива.

4) Цветоводство.

а) Запиши определение.

Цветоводство – это выращивание цветочных культур.

б) Приведи примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

Цветочные культуры – пионы, лилии, тюльпаны, розы.

2. (с. 87) Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображенные на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. (с. 87) Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) пшеница, рожь, морковь (лишнее), ячмень;

б) томат, капуста, лук, слива (лишнее);

в) яблоня, кукуруза (лишнее), вишня, абрикос;

г) огурец (лишнее), пион, лилия, нарцисс.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

а) капуста, лук, подсолнечник, морковь.

б) тюльпан, роза, просо, лилия.

в) вишня, яблоня, груша, пшеница.

4. (с. 88) По заданию учебника (с. 193) понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчет об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Весенние работы начинаются с обработки земли. Эти работы чаще всего выполняют с помощью специальной техники. Далее следует посев семян и высадка культурных растений. Возле нашего дома есть небольшой цветник. Там с мамой мы высаживаем цветочные культуры. Часть из них мы высадили в грунт семенами, другие – саженцами. Дальше мы будем регулярно поливать цветы и пропалывать.

План

1. Онегин - лишний человек

2. Знакомство с Онегиным

3. Различия между Онегиным и жителями деревни

4. Онегин и любовь

5. Тяжелая судьба Онегина

Роман в стихах « », написанный А.С. Пушкиным - уникальное произведение, которое внесло большой вклад в развитие русской классической литературы. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил только спустя 8 лет — в 1831.

В романе поднимаются философские проблемы, одна из них — проблема «лишнего человека», в роли которого выступает главный герой. Персонаж Евгения Онегина олицетворяет всю русское дворянство XIX века.

Очень точно описал образ жизни и быт аристократичной, образованной и уже уставшей от жизни молодежи. Почему таких как Онегин принято считать «лишними людьми»? Давайте разберемся в этом вопросе на примере самого произведения.

Повествование в романе начинается со знакомства читателей с Онегиным. Со слов автора мы узнаем, что он родился в Петербурге, здесь же вырос и теперь в совершенстве владеет французским языком, хорошо танцует мазурку, знаком с правилами этикета («И кланялся непринужденно...»). Благодаря этим навыкам, он отлично освоился в высшем обществе («Свет решил, что он умен и очень мил...»), члены которого ничем не отличались от него самого. Вернее сказать, на первый взгляд, они ничем не отличались, но на самом деле между главным героем и средой, в которой он рос существует огромная пропасть. Здесь проявляется первая причина, по которой мы можем называть его «лишним» — молодым дворянам Петербурга нравится такая светская жизнь, а Онегина она раздражала. Именно поэтому он так быстро решился на переезд в деревню.

Онегин переехал в провинцию, но в душе остался городским дворянином. Смена обстановки не избавила его от хандры, но, к тому же, еще сильнее подчеркнула его непохожесть на окружающих. В деревне Онегин сталкивается с открытыми, чувственными и пылкими людьми, такими как Татьяна и Ольга Ларины и Владимир Ленский. Хоть последний и не рос в деревенской среде, а обучался за границей, он смог сохранить любовь и интерес к жизни. А самое главное, Ленский до самого конца остается искренним, в отличие от Онегина, скрывающего настоящие чувства под масками безразличия и нахальства. Лицемерие свойственно высшему свету Петербурга, но никак не глухой деревушке.

Разница между жителями деревни, «прелестного уголка», по словам Евгения, и самим Онегиным раскрывается еще и в его неумении любить. В эпизодах встречи главного героя с видно, насколько он неготов к таким высоким чувствам. Хорошо, что он честно признался Татьяне, видя её искренность и любовь. Онегин боится потерять свою свободу, он не готов к серьезным отношениям, а свои страхи умело маскирует с помощью грубости, холодности и пренебрежения к эмоциям других. В итоге жизнь Онегина превращается в череду трагедий — убийство друга, потеря любимой женщины. Любовь для него — недоступная роскошь. Только потом уже, встретив Татьяну, он сам без памяти влюбился, но она уже замужем.

Таким образом, со своим тяжелым характером, эгоизмом и нежеланием меняться не вписывается ни в дворянскую жизнь, ни в провинциальную. Он, как принято говорить «лишний» и там, и здесь. Причем, это не приносит ему пользы или удовольствия — Евгений Онегин обречен на вечные страдания.

Евгений Онегин - тип «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 - 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.

Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скуг чающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил...

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно...

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.

Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин - это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой - он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко в/УЮбляет-ся в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком».

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин... лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».