Смысл жизни человека как философская проблема. Смысл жизни человека

Предисловие.

Проблеме смысла жизни ужемного веков. Эту тему

изучают социологи, психологи,этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне.Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа навопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколькожизненно-практический.

Проблема смысла жизни внауке.

Размышления над проблемамисмысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она какпроблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема.Сфера эта-повседневность.

Человек и только он самопределяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основемысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самогочеловека, но и для общества, для других людей.

Признавая значение проблемыпоиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов ипсихологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы вобщетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смыслконкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.

Представления о смысле жизниу каждого человека своё. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежноприсутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которымпринадлежит человек.

Вопрос о смысле жизничеловека – ключевая мировоззренческая проблема. От её решения зависитнаправленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм сдревнейших времён боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни.Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначение человеказаключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, - таков исходныйпункт любой религии при всем различии вероучений и догм.

Атеисты всегда вели борьбу срелигиозными представлениями о смысле жизни.

Человек сам, а не по велениюсудьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако,никакое иное, чем - то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своейприроды, своих способностей и стремлений, писал Л. Фейербах.

Смысл жизни человека нельзяискать вне самой его жизни. Это отмечал еще Гегель. “Всё что я хочу, - писалон, - самое благородное, самое святое, есть моя цель; я должен в этомналичествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всемисамо пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связанонекое нахождение себя”. Правильно определить смысл своей жизни – это и значитнайти самого себя.

Проблемы смысла жизни.

Проблема смысла жизни имеетряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный,социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрываетзависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включёнсоциальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают просторили, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Смысл человеческой жизнинельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий,ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельностипо изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель изнание человека.

Смысл и цель человеказаключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей,это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и своюсобственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя!!!

Этапы развития личности.

Исследую процессы развитияличности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни (“назначения”)человека:

развитие как смысл жизни, каксамоцель

всестороннее развитие каксмысл жизни нового типа личности

самореализация человека какдеятельное выполнение, осуществление им

своего назначения.

Смысл жизни выступаетнаиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. Вконечном счёте, сама система потребностей определяется смыслом жизни: еслитаковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведёт к гипертрофированномуразвитию материальных потребностей. И, наоборот, ставшее целью жизни духовноеразвитие господствует в структуре личности соответствующих духовныхпотребностей.

Смысл жизни определяется,прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями,общими историческими задачами данного класса. В конечном счёте, смысл жизниопределяется объективно существующей системой общественных отношений.

Личностное понимание смыслажизни.

Никто и ни что не избавитчеловека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажаютдеревья вокруг него.

Подлинное понимание смыслажизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесьлюди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познаютсвою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познаютобъективные общественные отношения.

Подлинное понимание смыслажизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказываетнепосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинногопонимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для нихпрошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственныйопыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.

Всё это говорит о том, чтолюди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результатеосмысления своего социального бытия и действительности.

Роль человека в формированииценностных ориентаций.

Человек, преследующий высокиеидеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их,сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, самипри этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняетнепосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувствупрекрасного.

Смысл человеческой жизни (всамом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, вкоторой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и котораянаправлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя своипотребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развитиясодержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человекасмыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишьвозможность.

Она имеет объективнуюзначимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальнойжизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотитьсяв процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели нереализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется тольковозможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.

Доклад Н.А. Бердяева

“Судьба человека всовременном мире”.

Сейчас история нашей страны,да и всего мира протекает под знаком нестабильности, шаткости мира. В такойситуации человек теряется, его жизнь которую он строил годами, рушится, аидеалы меняются, меняются и цели и сам смысл жизни. Как известно история иногдаповторяется, о чём свидетельствует Доклад Бердяева, зачитанный на Съезделидеров Мировой Христианской Федерации в 1931г.

Всё в современном миренаходится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но такжеи культурного, но и духовного кризиса, всё стало проблематическим. Мир пришёл вжидкое состояние, в нём не осталось твёрдых тел, он переживает революционнуюэпоху и внешне и внутренне, эпоху духовной анархии. Человек живёт в страхеболее чем когда- либо, под вечной угрозой, весит над бездной. Современныйевропейский человек потерял веру, которой он пытался в прошлом веке заменитьхристианскую веру. Он не верит больше в прогресс в гуманизм, спасительностьнауки, спасительность демократии, он сознаёт неправду капиталистического строяи изверился в утопии совершенного социального строя. Вся Европа потрясенаневероятными событиями в советской России, охваченной новой верой, новойрелигией, враждебной религии христианской.

Но в одном современныйчеловек оптимистичен и полон веры, у него есть кумир, которому все приносятжертву. Тут мы подходим к очень важному моменту в современном состояниидуховного мира. Современный человек верит в могущество техники, машины, иногдакажется, что это единственное, во что ещё верит. Для его оптимизма в этомотношении есть, казалось бы, очень серьёзные основания. Головокружительныеуспехи в нашу эпоху есть настоящее чудо греховного природного падения мира.Человек потрясён и подавлен могуществом техники, перевернувшей всю его жизнь.Человек сам её создал, она продукт его гения его разума, его изобретательности,она детище человеческого духа. Человеку удалось расковать скрытые силы природыи использовать их для своих целей, внести теологический принцип в действие силмеханико-физико-химических. Но овладеть результатами своего дела человеку неудалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе.Техника есть единственная сфера оптимистической веры современного человека,самое большое его увлечение. Но она же приносит человеку много горечи иразочарований, она порабощает человека, ослабляет его духовность, грозит емугибелью. Кризис нашего времени в значительной мере порождён техникой, с которойчеловек не в силах справиться. И это кризис прежде всего духовный. Природныймир, в котором в прошлом привык жить человек, уже не представляется вечнымпорядком.

Этот доклад был зачитан в1931 году, сейчас 1999, но проблемы практически теже. Только теперь они гораздоглубже и серьёзнее, на пороге нового тысячелетия человек с головой ушёл втехнический мир, мир виртуальной реальности, придумал себе другой мир. Тогдакак реальный мир находится на пороге гибели. Смогут ли современные наукипредотвратить эту гибель? Это вопрос скорее риторический, время покажет.

Заключение.

Вопрос смысла жизни иценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, нонеоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных,экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цельсвоей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современноммире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходномматериалом в “машине” социальных преобразований, нужно найти своё место в жизнии обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или егопотеря равносильно гибели.

Проблема смысла жизни человека является ключевым и важнейшим критерием в науке философии. Ведь жизнедеятельность каждого человека и его цели в конечном итоге приводят к поиску смысла жизни.

Смысл жизни показывает человеку, для чего нужна вся его деятельность. Каждому из нас также необходимо различать такие понятия, как «жизненная цель» и «смысл жизни». Смысл жизни можно условно разделить на две отрасли: индивидуальную и социальную. В индивидуальном компоненте рассматривают значение жизни для каждого человека отдельно. Он обозначает степень нравственного и материального личности. В социальном аспекте «смысл жизни» стоит рассматривать как значимость индивида для общества, в котором он живет и развивается. Здесь также учитывается тот фактор, насколько человеку удается взаимодействовать с окружающим миром, достигать своих целей в соответствии с общепринятыми нормами. Все эти компоненты должны присутствовать в каждом из нас, они должны быть взаимосвязаны и постоянно гармонично развиваться.

Проблема смысла жизни и смерти неизменно сводится к одному – к вопросу вечной жизни. Эта проблема на протяжении долгих веков и тысячелетий интересует и беспокоит людей. В философии принято выделять несколько представлений о бессмертии:

  1. Научное представление. Здесь рассматривается физическое бессмертие человеческого тела.
  2. Философское представление. Это бессмертие духовное, которое сохраняют поколение за поколением, все то, что накапливалось в разные временные отрезки, разные эпохи и в разных культурах. Главным критерием здесь являются социальные, которые создаются и достигаются человеком для развития общества.
  3. Религиозное представление. Бессмертие души.

Проблема поиска смысла жизни

Каждый человек, в попытках найти свой смысл жизни, пытается установить для себя те ориентиры, ради которых он будет жить. Такими целями для личности могут стать карьера, семейная идиллия, вера в Бога, долг Родине, творческое развитие и многие другие вещи. Прийти к своему собственному смыслу жизни можно с помощью следующих путей.

Человеку свойственно искать ответы на вечные вопросы: зачем он появился на Земле, в чем смысл жизни. Труды философов и ученых, живших за несколько тысячелетий до нашей эры, освещают тот же поиск, но не дают однозначного ответа. Пифагор считал, что нужно научиться всему, что следует знать. Аристотель призывал достигать совершенства в начатом деле.

Для кого-то смысл жизни – это семья, дети или построение карьеры. В сегодняшнем мире акцент смещен на достижение материальных благ. Люди ставят себе цель купить дорогую машину, построить большой дом, забывая, что настоящее счастье заключается в человеческом общении и в какой-то степени познании тайн бытия.

Важно найти достойную задачу, ради которой хватит сил преодолевать препятствия и сложности. Заинтересованность в результате окрыляет человека. Он берет жизнь в свои руки и наслаждается ею.

Мудрецы всех времен предлагали меньше размышлять о насущном, чтобы не завидовать окружающим и жить в гармонии с собой. Древнегреческие философы говорили: «Думайте о хорошем». Позитивный настрой, занятие любимым делом и встречи с друзьями способны сделать людей счастливыми.

Свободолюбивые греки искренне полагали, что смысл жизни человека – поиск занятия, приносящего удовольствие и раскрывающего устремления человека.

В Средневековье умами людей завладела религия. Прихожан храмов и церквей убеждали в неизбежности расплаты за грехи земной жизни и предлагали смиренно служить Богу, каясь в недобрых поступках. Важное место в проповедях отводилось значению семьи и воспитанию наследников, с детства принявших основные постулаты веры.

Только в XV веке ситуация в Европе несколько изменилась: стремительно развивалось искусство и ремесла, мореплаватели открывали новые земли. Люди вновь, как и в античные времена, стремились к познанию мира вокруг себя и поиску в нем своего места.

Философы ХХ века также продолжали искать выход из тупика, в который их заводило то или иное учение, и пытались разобраться, что происходит в мире. Николай Бердяев писал, что стремиться нужно к тому, что выше человека, и что душа должна постоянно быть активной.

Прошлый век принес много потрясений: масштабные войны, крушение идеологий, отказ от религии и возвращение к ней. Цели людей постоянно менялись, и смысл жизни человека в философии 20-го столетия так и не был найден.

Религиозные взгляды

Три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм – практически одинаково смотрят на смысл жизни людей.

Христиане предлагают найти Бога и идти к нему, творя добро и помогая окружающим. Святые отказывались от всех радостей, отдавая силы служению Богу и принимая страдания за свои убеждения.

Мусульмане вверяют себя Аллаху и точно следуют заповедям Корана, единственно верным в их понимании. Однако некоторые радикальные последователи ислама активно проповедуют нетерпимость к остальным религиям.

Буддисты стремятся жить достойно, чтобы выпасть из колеса Сансары, т. е., не перерождаться вновь, а попасть в высшие миры. Религии проповедуют определенный образ жизни, чтобы в дальнейшем люди могли избавиться от страданий, ведь именно в этом, по их мнению, заключается счастье.

В свою очередь, атеисты предприняли попытку отказаться от Бога, во всех вопросах полагаться только на себя и обрести как можно больше единомышленников, объединенных общей целью. Ей может стать глобальное строительство, освоение новых земель или внедрение новаторских технологий.

Атеисты презирали равнодушие и пассивность по отношению к жизни. Каждый должен был иметь цель, разделять общие идеалы и стремиться воплотить их в реальность.

Описание смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе

В начале XIX века в произведениях Джорджа Байрона (на фото справа ), Александра Пушкина и Михаила Лермонтова поднимался вопрос о преждевременной «старости души», которой были подвержены главные герои их известнейших романов.

Чуть позже появились нигилисты, отрицавшие наследие предков и их достижения. Иван Тургенев прекрасно описал юношу-нигилиста в книге «Отцы и дети», показав, насколько наносной является скука и отсутствие интереса к жизни.

Человек счастлив, развиваясь на протяжении всего жизненного пути. Ребенок познает мир, молодой человек жаждет немедленных действий, и только в зрелости приходит осмысление совершенных поступков и шансов, которые были использованы или упущены.

Лев Толстой считал, что «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Именно такой образ жизни вел французский писатель Оноре де Бальзак. По словам современников, он был неистов в проявлении любви и ненависти и отличался огромной работоспособностью. Его целью было стать знаменитым, и он с блеском достиг ее, вкладывая в уста героев романов собственные размышления о смысле бытия.

Смысл жизни в психологии

Психология – наука, изучающая психологические параметры человека и их изменения под влиянием извне. Ее основная цель – добиться осмысления внутреннего мира личности, чтобы подсказать человеку правильную мотивацию. Психология поднимает основные вопросы бытия, позволяя разобраться, что наиболее привлекательно.

  • Совершенствование и самореализация.

Найдя дело по душе, нужно развивать навыки и при необходимости менять области их применения, чтобы самореализоваться в профессии. В наш век это основная цель большинства людей. Без продвижения по карьерной лестнице они не видят в жизни смысла. Именно поэтому во всем мире возникло огромное число курсов повышения квалификации и различных тренингов. Посещение клубов для избранных, перелеты первым классом и обеды в шикарных ресторанах – бонусы, которые ценят карьеристы.

  • Продолжение жизни.

В отличие от трудоголиков, люди, ориентированные на создание большой и крепкой семьи, работают лишь для того, чтобы ее содержать. Рождение детей и забота о них занимают почти все их время. Радость и смысл их существования заключается в общении с родными, праздновании памятных дат и успехов членов семьи.

Некоторые обожают путешествовать и становятся настолько изобретательны в поиске средств для поездок, что умудряются не возвращаться домой годами.

Они ведут странички в интернете, подрабатывают на сезонных сборах урожая и находят самые дешевые авиабилеты для перемещения в новую страну.

Кто-то предпочитает рискованные виды спорта и тратит месяцы, доводя до совершенства мотор катера или мотоцикла.

Каждый реализовывается по-своему. Цель психологов – помочь найти истинное стремление человека и таким образом дать толчок развитию его личности.

Прочие точки зрения и мнения

Тибетская философия, как и буддизм, поддерживает точку зрения о необходимости освобождения человека от земных страданий. По их мнению, этого удастся достичь, познав мир и себя.

Эпикурейцы, напротив, превозносят радости жизни и предлагают получать их в неограниченном объеме. Их учение отрицает существование души после смерти тела, поэтому наслаждаться следует каждым днем. Вкусная еда, развлечения, дружба высоко ценятся эпикурейцами. А вот отрицательных эмоций, вроде чувства вины или грусти, они не признают.

Древние индейские цивилизации призывали человека оставаться частью природы и подчиняться естественному ходу жизни: растить новые поколения, обрабатывать поля и заниматься ремеслами. При этом не приветствовалось стремление ни к богатству, ни к бедности. Дети должны были унаследовать мир таким, каким его в свое время получили отцы.

Каждый время от времени ощущает потребность удостовериться, что не зря растрачивает свою жизнь. Как понять, что человек находится на верном пути и не реализует чужие мечтания?

Для начала нужно отвлечься от суеты и составить собственный список желаний. Если это удается с трудом, значит, человек погряз в рутине, не имея определенной цели. Такое положение дел недопустимо, оно ведет к слабости и равнодушию. Великие начинания в этом состоянии вряд ли реализуются. Человек не чувствует ни счастья, ни гармонии, потому что занимается ни тем, к чему стремится его душа.

Не стоит сразу идти к психологу, чтобы определиться с выбором своего предназначения. Иногда достаточно разговора с друзьями или воспоминаний о прежних успехах и увлечениях.

Полезно подумать о том, что раньше доставляло радость. Возможно, пришло время вернуться к забытому хобби или работе, которую пришлось сменить из-за невысокой заработной платы? Ведь именно она заставляла задерживаться в офисе допоздна и с гордостью рассказывать знакомым о текущих проектах.

Материальные блага меркнут перед шансом получать удовольствие от каждого прожитого дня.

Заключение

Философы, писатели и психологи сходятся в одном: смысл жизни человека – в обретении счастья, однако единой формулы для этого не существует. Сложно быть счастливым в одиночку, поэтому один из способов обретения хорошего расположения духа – помощь родным и близким. Внимание к их нуждам и забота позволят избавиться от эгоизма и стать доброжелательнее и сердечнее.

Можно обрести гармонию, прощая чужие и свои ошибки, отказавшись от максимализма. Это принесет спокойствие и уравновешенность, а также позволит наладить прекрасные отношения с окружающими. Множество знакомых, имеющих разные интересы, поделятся своими знаниями и подскажут нестандартное решение надоевшей проблемы.

Главное – не поддаваться унынию, верить в свои силы и не допускать влияния на жизнь деструктивных мыслей.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!


Смысл жизни, смысл бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»,
«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
«Зачем (Для чего) мне жить?».
Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Философское видение проблемы:
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.
Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье состоит в мышлении и познании.
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) - представители одной из сократических школ греческой философии - считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
До эпохи возрождения смысл жизни гарантировался человеку извне, с Возраждения человек сам определяет смысл своего существования
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям - людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь - это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение - мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.
Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века - Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).
Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» - следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам - «жизнь до того, как мы её проживём, - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».
Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек - это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», - что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.
Мартин Хайдеггер описывал нигилизм как состояние в котором «…нет никакого бытия как такового…», и утверждал, что нигилизм покоился на превращении бытия в простое значение.
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что «смысл X» это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.
Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл - это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.
Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма - это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного

Введение

Одной из традиционных проблем философии является определение места человека в жизни, смысла его бытия.

Актуальность темы исследования связана с тем, что вопрос о смысле и цели жизни находится в центре социального и индивидуального сознания здравомыслящих людей на протяжении многих веков. Вопросы о смысле жизни задавали и задают люди до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы , философские , теологические и религиозные объяснения. Потребность искать, находить, понимать и переживать смысл своего бытия в ряду себе подобных и других существ является основой духовного бытия человека. При этом важно, что проблема не ограничена обретением смысла жизни, человек еще должен его осуществить 11, с.3.

Цель исследования состоит в выявлении специфики смысла жизни человека в XVIII?XIX вв., а также в условиях глобальных проблем современности (XX в). Представленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие:

привести определение понятиям «смысл жизни», «цель жизни», а также выявить их различия, описать поиск смысла жизни человеком, отразить взаимосвязь смысла жизни с судьбой;

рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии;

описать смысл человеческого существования в современном мире.

Тема реферата является приоритетным направлением, которое развивается в соответствии с современными реалиями и продолжает мировую историю философии.

Согласно данной работе, проблема смысла жизни подвергалась исследованию в немецкой классической и современной западной философии. Философы XVIII?XIX вв. и XX в. произвели огромную работу по обоснованию своих концепций и решению проблемы смысла жизни. Данный реферат выполнялся на основании трудов И. Канта? «Основы метафизики нравственности», Г. Гегеля? «Феноменология духа», И. Фихте? «Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение», Л. Фейербаха? «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», М. Хайдеггера? «Бытие и время», К. Ясперса? «Духовная ситуация времени».

Смысл жизни как философская проблема

Смысл жизни человека - философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Смысл жизни? осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить заданные им цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на бытие. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой мировоззренческой системе существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл 6, с.3.

Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла жизни. Судьба человека

Смысл жизни? философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответы на следующие вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»;

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще);

«Зачем (для чего) мне жить?».

Рассматривая данный вопрос, следует четко различать понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели - человек без головы» - гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели.

Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней.

Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения цели жизни близка к проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, можно видеть две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно. Например, потребность в отдыхе, сне может «реализоваться» в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно - человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее - здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия .

Что же касается вопроса о поиске смысла жизни, то стремление к нему свойственно всем людям? это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Когда в поступках и действиях человека нет смысла то, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, невроза, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Однако накопление смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопросы о смысле своей жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен и человек не изобретает его, а находит в мире и объективной действительности. Именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Австрийский психолог В. Франкл вводит представление о ценностях, что позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы). Во-вторых, посредством того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей). И, в-третьих, благодаря позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому мнению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Осуществление смысла жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Человек способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей. Таким образом, осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя.

Рассматривая проблему смысла жизни человека, необходимо отметить совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека , народа (судьба).

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия. Во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Свои попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного человек воплотил в образе судьбы.

Жизнь человека - это материал, в который судьба воплощает свои веления, это «эмпирия судьбы». Способ действия судьбы, ее воплощения человеческой жизни могут быть различны.

Судьба может действовать как абсолютная предрешенность всех событий человеческой жизни, всех его поступков: то, что случилось, обязательно должно было случиться. Или же по-другому: то, что с тобой произойдет, произойдет обязательно. Именно так судьба понимается в сказке, где герой может увидеть в волшебном зеркале весь ход своей будущей жизни.

Судьба может рассматриваться и как основная тенденция жизни, которая пробивает себе дорогу сквозь путаницу случайностей, прихотливость человеческих действий. Лучше всего такая форма бытия судьбы проявляется в судьбе как характере человека .

В образе судьбы воплощаются разные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам еврейского философа М. Бубера, «свобода и судьба вверены друг другу и объемлют друг друга…». Можно с покорностью принять свой жребий, можно попытаться обмануть судьбу, открыто с ней сразиться, познать ее. Но все попытки выстроить свой жизненный путь как бы в стороне от дороги судьбы обычно заканчиваются неудачей. В самом основном вопросе взаимоотношений человека с судьбой (в вопросе о возможности ее преодоления) уже содержится оценка судьбы как несчастья. В конечном итоге все попытки преодолеть судьбу - это неприятие бытия, борьба с небытием. Полная предрешенность человеческого бытия есть небытие: все чуждое мне, не зависящее от меня - это не я, не мое бытие, небытие. Неслучайно тема смерти неотделима от темы судьбы .

С точки зрения небытия все события жизни оказываются неважными, несущественными. Основная задача судьбы-небытия, противостоящей человеку, ? поглотить его. Поэтому смерть - единственное значительное «судьбоносное» событие. То, что происходит в промежутке между рождением и смертью (сама жизнь) неважно, призрачно с точки зрения небытия. Все события сжимаются до непространственной точки на нити жизни.

Приняв точку зрения «небытия», покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь не иначе, как абсолютную бессмыслицу, где все события равнозначны или не имеют значения. В этом случае жизненный путь человека не освещен целью и высшими ценностями. Судьба как небытие лишает бытие осмысленности. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не мной задуманная жизнь, не я ее автор.

Лишь одно чувство нежелания покориться судьбе и сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Сам гамлетовский вопрос: быть или не быть, склониться или сразить ее в противоборстве - уже форма утверждения бытия.

Стремление обмануть судьбу, «игра» с судьбой незаметным образом меняет характеристики самой судьбы? она «очеловечивается». Человеку противостоит уже не судьба как слепой и неотвратимый рок, а судьба-случай. Случай -это «псевдоним свободы». С такой судьбой-случаем можно договориться, ее можно обмануть. Человек пререкается с судьбой. Ощущение предрешенности в этом случае теряется, исчезает трагический налет во взаимоотношениях человека и его судьбы. «Фортуну можно пинать ногами, как женщину, ? писал Макиавелли, ? она так же капризна и своенравна» . Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая. «Мужем рока» назвал Наполеона Лермонтов, о Ленине как «человеке судьбы» писал Н. Бердяев. Трагическое противостояние бытия - небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими деяниями придает желаемую форму. Жизненный путь и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками создает собственную судьбу. Судьбу-случай человек своими удачными и хитроумными действиями превращает в судьбу как замысел человека о самом себе.

Так обнаруживается второй основной смысл понятия судьбы. Судьба - это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связанность, завершенность человеческого бытия, его «логика». Так понимаемая судьба уже не тождественна несчастью, она может быть и счастливой.

Судьба не рудимент древнего мировоззрения - это необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ взаимоотношений человека с миром. Судьба оказывается элементом самого нашего бытия: человек совершает определенные действия по отношению к судьбе: борется с ней, подчиняется, смиряется, играет. Это не борьба с фикцией, человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, приобретают модус, качество реальности. Судьба символизирует тот аспект действительности, который является для человека жизненно важным. Другими словами, такие явления, как смерть, время, вечность, свобода, человек не может освоить иначе, как в форме судьбы. Судьба, следовательно, необходимый элемент человеческого «жизнеустроения», жизненного мира, в котором действительность дана вместе с ее осознанием. Это не мир теоретика, это мир человеческих поступков, выборов, решений.

Разные представления о судьбе - как в неотвратимом роке, логике характера, внутренней завершенности человеческого бытия, замысле человека о самом себе по-разному реализуются в различных жизненных мирах.

Жизненный мир не имеет строгих контуров, четкой и осознанной смысловой структурированности, это некая духовно-материальная целостность, в которой образ мира не отделен от своего прообраза.

Основная его черта - ясное осознание цели, и тем самым осознание себя, своих потребностей. Весь естественный мир непосредственной жизненности как бы воссоздается, конструируется заново, рационализируется. Умственный взор человека обращается на себя самого. В результате исходные, витальные потребности теряют свою непосредственность, корректируются, «подправляются» и тем самым угасают, пропущенные сквозь горнило разума. Возникает второе противоречие - в отношении индивида к самому себе.

Так на первый взгляд простое отношение, лежащее в основе мира цели, открывает целый спектр возможных способов бытия в этом мире: от фанатичного стремления к достижению цели, подчиняющей себе человека целиком, не позволяющей задуматься, остановиться, оглянуться, до разросшегося до размеров всей Вселенной сомнения, погружения в бесконечные поиски оснований собственной жизни, парализующего всякую целенаправленную деятельность.

Мир цели несет в себе зерна саморазрушения, он так же опасен для человека, как и мир непосредственной жизненности.

Предполагаемый день исполнения всех желаний неизбежно должен оказаться днем исчезновения человеческой индивидуальности, всего того, что человек приобрел в процессе движения к цели. Недаром образ смерти, ждущей человека в конце его жизненной дороги, ведущей к исполнению желаний, так характерен для европейской культуры. Главным условием отстаивания себя оказывается недостижимость цели, постоянное движение к ней как заранее обреченная на провал попытка соединить мир человеческой субъективности и внешний мир. Человек постоянно находится между двумя необходимостями, ускользая от тисков судьбы. Чем масштабнее цель, тем разрушительнее для человека ее исполнение. Остановка - также гибель, крушение мира, в основании которого лежит деятельность по движению к цели .