Рынок и социальная защищенность. Социальная защищенность детей

1. Введение__________________________________________________________________________

2. Необходимость социальной защищенности и ее сущность._____________________________

2.1. Экономика и защищенность.______________________________________________________

2.2. Виды социальной защиты________________________________________________________

2.3. Субъекты и объекты социальной защиты__________________________________________

2.4. Государство.____________________________________________________________________

2.5. Профсоюзы.____________________________________________________________________

2.6. Союзы предпринимателей._______________________________________________________

2.7. Взаимодействие субъектов социальной защиты_____________________________________

3. Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации_________________

3.1. Источники социальной незащищенности.__________________________________________

3.2. Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности._________________

3.3. Практика нейтрализации источников социальной незащищенности__________________

3.4. Инфляция.____________________________________________________________________

3.5. Милитаризация экономики и военные конфликты._________________________________

3.6. Экологические проблемы._______________________________________________________

3.7. Несправедливое распределение доходов.__________________________________________

4. Проблемы социальной защиты военнослужащих_____________________________________

5. Заключение_______________________________________________________________________

6. Литература______________________________________________________________________

1. Введение

Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства программы социальной защищенности граждан. Эта категория, как и многие другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.

2. Необходимость социальной защищенности и ее сущность.

2.1. Экономика и защищенность.

Как известно, экономика функционирует в Целях удовлетворения естественных потребностей ее организатора - человека. Однако силу несовершенства известных экономических законов производства, распределения обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства, а иногда и страдать: от нехватки и невозможности приобретения первоочередных предметов потребления при неисчерпаемых возможностях их производства, а иногда и наличия их перепроизводства; невозможности получения медицинской помощи при высоком уровне развития этой отрасли; от безработицы, когда производство не справляется со своими «обязанностями»; нехватки жилья при наличии пустующих квартир; лишений и страданий в старости, имея за плечами огромный трудовой стаж, и т.д.

Возникает вопрос: можно ли смягчить последствия несовершенства организации общественного производства? Мировая практика дает положительный ответ на данный воп­рос, Решение этой проблемы в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан. Другими словами, путем придания общественному производству большей социальной справедливости. При этом следует иметь в ввиду, что месту между эффективностью произ­водства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует не только взаимосвязь, но и определенное противоречие. Приоритет, отдаваемый эф­фективности, опирающийся на неограниченную конкуренцию, ведет к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов обострению социальных отношений. С другой стороны, далеко идущее государственное вмешательство в целях повышения стандартов социальной защищенности людей приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граж дан только сформулированы. Их реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту» .

Социальная защищенность - это конституционное и зако­нодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод че­ловека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталисти­ческих странах господствует позитивный подход, т.е. пройде­на социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, напра­вленная на обеспечение функционирования принятых законо­дательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсою­зов в решении социально-экономических проблем,

В дореволюционной России норма прибавочной стоимости в фабричной промышленности была примерно 100%. В народном хозяйстве СССР она составляла в 1988г.130-170% против 70% в США.

Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему : человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизер ностью прокорма и официальной политикой . Силы работника и

2.2. Виды социальной защиты

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию ин­тересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные груп­пы и слои населения, Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоох­ранения и культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Что касается роли государства в обеспечении абсолют­ной защищенности, то оно выступает как единение собственника, законодателя и исполнителя, Обладая огромными ресурсами, государство имеет реальную возможность подчинить экономику государственным инвестициям и на этой основе расширить масштабы государственного вмешательства посредством тоталитарного планирования. Последнее означает, что граню не избавлены от тяжелой обязанности решать собственные экономические проблемы, а заодно и проблемы выбора. Выбор будут делать за них другие - государственные чиновники, аппарат, Реальным источником власти государства над своими гражданами является его контроль над производственной сферой. Государственный аппарат, управляющий экономической деятельностью, контролирует не только материальные стороны жизни. В его ведении оказывается распределение лимитированных средств, необходим для достижения любых целей граждан. На этой основе чиновник решает, какие цели достойны осуществления, а какие нет» Он же в определяет социальный статус человека и даже отдельных слоев общества и следовательно, уровень их социальной защиты.

В рыночных условиях распределение труда основано на свободном выборе гражданами своих занятий. Вознаграждению должно всегда соответствовать результату труда, достигнутому тружеником.

Рынок не может гарантировать стабильность доходов. Но такие требования всегда раздаются от тех, чьи доходы снизились в результате уменьшения - эффективности их труда

В условиях рынка государство не может гарантировать стабильность доходов. А если такие гарантии даются лишь части граждан, то они оказываются в привилегированном поло женин, причем за счет других, чья защищенность очевидно снижается. Нетрудно доказать, что создание для всех граяла гарантий стабильности их доходов возможно лишь при уничтожении рыночных отношений и свободе выбора жизненного попри ша. Россия это уже пережила. Наша действительность показала, что всеобщие гарантии рассматривались нами как цель, к которой мы все стремимся, а в действительности все пропс ходит совсем не так. Гарантии давались и сегодня еще даются по частям то одной группе граждан, то другой. В результате в тех слоях общества, которые не получили эти гарантии, постоянно растет неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим ценность гарантий в общественном сознании постоянно повышается, и мы желаем их получить любой ценой. Итак, с уверенностью можно заключить, чем больше мы стремя моя к абсолютной защите, воздействуя государственными рычагами на механизмы рынка, тем менее реальной оказывается наша защищенность.

Таким образом, в подходе к определению меры социальна защиты и государственного вмешательства нужны взвешенность и осторожность, поскольку последствия «социальной терапии’ могут оказаться тяжелее самой болезни. Вместе с тем необх1 Дима осмотрительность и при осуществлении мер противоположного характера, направленных на дорегулирование системы социальной работы. Для сбалансированности экономической эффективности и социального прогресса необходимо достижение согласия и сотрудничества социальных партнеров.

2.5. Профсоюзы.

Они являются важнейшим субъектом трудовых отношений. Их деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями, национальны» законами и трудовыми договорами (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг социально-экономических проблем. Их решение оказывает существенное влияние на уровень социальной зашиты трудящихся. Это прежде всего уровень и формы оплаты труда продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др.

Деятельность профсоюзов как регулирующего начала в социально-экономической защите трудящихся характеризуется «встроенной» в рыночный механизм социальной ориентацией, Это находит свое отражение в технологии заключения коллективных трудовых договоров, которая предполагает элемент борьбы. Именно в борьбе, в процессе «социального диалога» стороны приходят к согласию, удовлетворяющему и тех и других и способствующему как повышению уровня социальной за щиты трудящихся, так и росту доходности предпринимательской деятельности.

Коллективные договоры являются сегодня главным средством осуществления социального прогресса. Достижения трудящихся и их профсоюзов сначала фиксируются в коллективных договорах, а затем закрепляются в законодательстве.

По некоторым южным социальным показателям существуют большие различия между действующими закована и коллективными договорами. Например, продолжительность рабочей недели по закону составляет в ФРГ, Италии, Ирландии 48 часов, а по коллективным договорам соответственно 37,50-40,36-40. Другой пример: продолжительность отпуска по закону составляет в ФРГ, Нидерландах, Ирландии 3 недели, а по трудовым договорам соответственно 5, 5-6, 4-6 недель.

В тактике борьбы профсоюзов следует различать средства мирного отстаивания социально-экономических интересов трудящихся и конфронтационные методы, К мирным метолам следует отнести систему «социального диалога»: участие в парламента, местных органах власти, в процессе коллективно-договорного регулирования и в других институтах, существующих в рамках демократической системы. К конфронтационным методам относятся забастовки. В начале 90-х годов в тактике российских профсоюзов преобладали методы давления и шантажа - забастовки с политическими требованиями, которые наряду с другими факторами поставили экономику на грань полного развала.

2.6. Союзы предпринимателей.

Впервые возникли в Великобритании, Германии, Австрии в конце 18 - начале 19 в. и представляли собой объединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добивались установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов и вели совместную борьбу против рабочих. С развитию капитализма росло количество этих союзов и усиливался процесс их централизации.

Первый общенациональный союз предпринимателей - Национальная ассоциация промышленников - был создан в 1е95г. в США. В настоящее время общенациональные союзы предпринимателей созданы во Бета развитых капиталистических странах.

Интересы предпринимателей в системе общественных интересов четко обозначены - не только сохранение, но и увеличение уровня и масштаба доходности предпринимательского дела. Эти цели справедливы и достойны уважения и поддержки. Их реализация требует всестороннего учета требований профсоюзов. Поэтому предприниматели вынуждены активно участвовать в сохранении достигнутых стандартов уровня жизни трудящихся. Для этого работодатели, во-первых, участвуют в формировании различных страховых фондов. Например, во Франции они перечисляют денежные суммы в фонд социального страхо­вания здоровья, равные 13,5%, а рабочие и служащие -5.5% объема заработной платы. Во-вторых, способствуют улучшена условий труда, медицинского и бытового обслуживания непо­средственно на предприятиях. В-третьих, вводят новые, более прогрессивные формы оплаты труда и дополнительные выплаты. Традиционные тарифные разряды в последние. голы все’ лее утрачивают свое значение. Появляются такие системы оплаты груда, в соответствии с которыми заработная плата ста­вится в зависимость от эффективности производства. В ряде индустриально развитых стран наблюдается индивидуализация заработной платы. Вводятся формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Новейшая тенденция в этой области- соединение участия в результатах с бригадном под­ходом. В соответствии с этой системой рабочие участвуют не только в прибылях, но и в убытках. Кроме того, сочетание участия в результатах с бригадным подходом впервые ставит компенсацию труда в зависимость от эффективности производ­ства на стратегическом уровне.

2.7. Взаимодействие субъектов социальной защиты

Для экономической науки представляет интерес характер взаимодействия субъектов социальной зашиты.

Экономическая наука давно обнаружила закономерность, которая отражает объективную необходимость их взаимодействия. В этом треугольнике связей и отношении ведущая роль принадле­жит государству. Две другие стороны- профсоюзы и предпри­ниматели находятся в постоянной «оценке», в непрекращающемся конфликте. В их борьбе следует различать два результата: негативный и позитивный. Преобладание одного из них, в частности позитивного, зависит от многих факторов, главным и которых ‘является государственное вмешательство в отношении между профсоюзами и предпринимателями с целью удержать из борьбу в созидательных рамках.

В настоящее время в развитых капиталистических странах эта борьба имеет позитивные результаты, о чем свидетельствуют успехи в социальном прогрессе и высокие стандарты социальной защиты трудящихся. Напротив, в России в начале 90- года» наметилась противоположная тенденция. Это объясняется тем, что профсоюзы имеют дело только с государством, которое выступает в двух лицах: как предприниматель и в своей традиционной роли. В силу этого вместо созидательной борьбы мы столкнулись с диктатом, к которому прибегают то профсоюзы, то государство. Например, организованные профсоюзами забастовки с их шантажирующим характером закончились повышением заработной платы в таких масштабах, что не хватало наличности для ее выплаты. С другой стороны, государство ответило беспрецедентным повышением цен вместо обещанной либерализации. Экономический кризис продолжает углубляться. Жизненный уровень катастрофически падает, а граждане России не могут рассчитывать на социальную защиту со стороны государства.

3. Источники социальной незащищенности и практика их нейтрализации

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема социальной защищенности осложняется тем, что трудный пере­ход от тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в России сложи­лась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым превратились в источники незащищенности.

Главная причина, которая способствовала этой метамор­фозе - это сама социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные установки для определения приоритетности социально-экономических интересов,

Социально-экономическая политика Российского государства в начале 9О-х годов характеризуется отсутствием ком­плексной системы социальной защиты населения, а действую­щие ее отдельные элементы работали в аварийном режиме.

3.1. Источники социальной незащищенности.

Источники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на за­щищенность трудящихся - снижают ее в той или иной мере. Они следующие: безработица, инфляция, милитаризация эконо­мики, военные конфликты, экологические проблемы.

Вторая группа включает такие источники, которые тальк’ при ухудшении их динамики становятся источниками незащищен. кости. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов; снижение уровня личного потребления; сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы.

3.2. Механизмы нейтрализации источников социальной незащищенности.

Экономическая мысль осознала, что невозможно раз и навсегда решить проблему социаль­ной защиты людей. В силу направленности общественного развития она возникает перед обществом снова и снова и каждый раз для ее решения необходимы нестандартные подходы. Мировая практика разработала достаточно эффективную система нейтрализации источников социальной незащищенности. Она включает: экономические, социальные, политические и правовые механизмы.

Экономический механизм включает: разработку социально- экономических программ; выплату пособий, оказание социаль­ной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения; индексацию заработной платил представление насе­лению льготных кредитов и др.

Социальный механизм предполагает: активизацию деятельности общественных организаций (общество потребителей, ар­мии спасения, фондов милосердия); развитие отношений социа­льного партнерства.

Особое значение имеет правовой механизм. Он предусматривает: законодательное обеспечение правовой защищенности граждан; правовое воспитание населением обеспечения соблюдения законов и др.

Немаловажное значение в нейтрализации источников социальной незащищенности имеет политика. Политический механизм, создает условия для формирования единого экономического и валютного пространства; согласования социально-экономической, политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.

3.3. Практика нейтрализации источников социальной незащищенности

Рассмотрим подробнее главные из перечисленных источников и сравним различные подходы их нейтрализации.

Безработица.

На основе централизованного планирования бывший СССР сумел практически ликвидировать безработицу, в результате чего этот источник незащищенности исчез. В начале 3О-х годов было провозглашено, что отсутствие без­работицы- это завоевание социализма. И это «завоевание» в условиях резкого снижения реальной оплаты труда было очень легко достигнуто. Однако сколько-нибудь продуманного эконо­мического обоснования этой в своей основе социальной уста­новки никогда не было.

Избавившись от страха потерять работу люди стали до­вольно небрежно относиться к своим обязанностям, и поэтому производительность труда и эффективность производства были очень низине.

В проблеме безработицы следует выделить два аспекта. Первый из них- рациональное использование факторов производства и повышения его эффективности. Экономике противопо­казана как полная занятость, так и чрезмерно высокая без­работица. В первом случае экономика страдает от инфляции спроса, низкой эффективности производства, применения ко­мандных методов распределения трудовых ресурсов и других крупных неприятностей. Во втором- она сталкивается с нару­шением социально-экономических прав человека. Второй аспект -социальная защита трудящихся от последствий безработицы.

Именно второй аспект является предметом нашего анализа.

В развитых капиталистических странах под безработным понимают трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица характеризуется двумя показате­лями. Первый из них- уровень безработицы. Он исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью без­работных к численности всего самодеятельного населения, выраженное в процентах. Второй- продолжительность безработи­цы.

Индустриально развитые страны давно осознали пагуб­ность безработицы для экономики и трудящихся. Так, по под­счетам Министерства торговли США, рост безработицы на 1% означает недополучение ВНП в сумме 68 млрд. дол. По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы

увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем связанных с безработицей на 25-30 млрд. дол.

Но кроме общественных потерь есть и сугубо личные, ко торце не мозгу? быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые в первую очередь связаны с трудом (самоутверждение материальное благополучие. возможности для профессионального роста, социальный статус т.п.). Установлена четкая связь аду ростом безработицы и количеством психических

заболеваний, разводов, самоубийств и др. социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растет преступность наркомания.

Осознание необходимости социально-экономической защи­ты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной поли­тики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости: во-первых, программы по стимулированию роста занятости и увлечении) числа рабочих мест в государственном секторе; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законода­тельных актов, на основании которых разрабатывались крупно масштабные программы по названным направлениям.

Следует различать три вида финансовой помощи безработным: во-первых, пособия по безработице; во-вторых, помощь по безработице; в-третьих, помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень, в том числе частичное возмещение платы за квартиру и некоторые другие коммунальные услуги.

Эти выплаты являются, образно говоря, движением вниз по социальной лестнице- при окончании срока получения песо бил и отсутствии места работы человеку выделяется помощь по безработице и т.д.

Самой существенной социальной помощью потерявшим ра­боту является пособие по безработице. Оно выплачивается из специального фонда, который формируется по-разному.

В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше - соответственно 70 и 60%, а в США, Италии и н которых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей, В Швеции в образовании фон да участвует и государство, которое вносит примерно 32%, предпринимателей - 63%, а трудящиеся только 5%.

Пособие по безработице выплачивается во всех капита­листических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточ­ное положение занимают США и ФРГ, где его размер состав­ляет соответственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже тру. да. Как правило, необходимы два условия, при которых мо­жет вымачиваться пособие: первое - наличие определенного трудового стажа; второе - наличие определенного страхового стажа, т.е. необходимо, чтобы претендент вносил определенное время взносы в страховой фонд.

Наиболее основательно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где они весьма жесткие. Например, чтобы получить право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь трудового стажа не менее 3- лет и 1 год страхового стажа. Для получения пособия по безработице на 6,8,10 и 12 месяцев во всех случаях необ­ходимы трудовой став не менее 4 лет и страховой стаж со­ответственно 1.8,24,30,36 месяцев.

Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности дроков получения пособия. Наиболее благоприятными для трудящихся можно считать условия получения пособия по безработице во Франции. Здесь выше сроки получения пособий, а условия более щадя­щие. Например, для того, чтобы в течение 3 месяцев полу­чать пособие по безработице, во Франции необходимо прора­ботать всего лишь 1 год и иметь страховой стая 3 месяца. Все трудящиеся, проработавшие всего лишь год и успевшие сделать взносы в фонд страхования по безработице в течение 6 месяцев, имеют во Франции возможность получать пособие по безработице в возрасте до 49 лет до 15 месяцев, а с 55 лет при тех же условиях - 21 месяц.

Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Японии, например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше, чем в других странах:) не менее 3 и не более 10 месяцев. Объясняется это двумя причинами: национальной традицией пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.

В Швеции размер пособия не увязан с размером заработной платы, а также с семейным положением безработного. Пособия выплачиваются каждому безработному в виде фиксированного дохода.

Его размер один из самых высоких в мире. По этому показателю Швеция уступает только Японии. Продолжительность получения пособия в Швеции составляет минимум 60 недель, а максимум - 90 недель.

Помощь по безработице - это продолжение процесса со­циальной зашиты трудящегося в случае, если в течение пера да получения пособия по безработице он не смог решить воп­рос о трудоустройстве. Этот вид помощи в одних странах вы выплачивается в виде твердой ставки. Например, во Франции, она составляет от 65 до 180 франков в день на одного человека и зависит от возраста. В других странах - это доля в заработной плате (в ФРГ- 56-58%). В США и Японии такая помощь не существует.

Сроки выплаты помощи в различных странах различны. Помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень а частичное возмещение квартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения), а трудо­устроиться по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли. Эта помощь меньше, чем уже рассмотренных два вила, но зато она выделяется без ограничения срока.

В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии, Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены. А те норда финансовой помощи безработным, которые были установлены, уже давно съедены галопирующей инфляцией.

3.4. Инфляция.

Данный источник незащищенности является од­ним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики, Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражал в дальнейшем весь экономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием предложения от спроса.

От инфляции страдают в первую очередь трудящиеся, то неизменный уровень катастрофически снижается. Это происходит во-первых, посредством девальвации сбережений; во-вторых, результате снижения текущих реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения.

Экономика нашей страны подвержена подавленной инфля­ции. В этих условиях собственники сбережений страдают не только от роста цен, но и от физической утраты части денег. Это связано с тем, что в условиях всеобщего дефицита нево зможно полное их отоваривание. Возникает парадоксальная ситуа­ция: определенную сумму денег, воплощающую результаты про шлого труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна.

Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкла­дов. В нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады гр аждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991г. была разрешена целевая выплата- на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992г., она уже ничего не значила, так как была полностью съедена инфляцией.

Водной мерой социально-экономической защиты от инфляции является ндексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канале. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австралии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно- договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных цен имеет страновую специфику.

Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно для нашей страны, в экономике которой действуют механизмы подавленной инфляции. Известно, что индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения от инфляции имеют отношение лишь к денежным характеристикам благосостояния и бессильны в условиях всеобщего дефицита. Не меняется положение потребителя и в условиях открытой инфляции.

3.5. Милитаризация экономики и военные конфликты .

Этот и источник незащищенности занимает особое место. Это связано с тем, что он, во-первых, носит глобальный характер. Каждый без исключения человек в той или иной степени испытывает негативное влияние милитаризации экономики и войн. Ежегодно из бюджета каждого из нас на эти цели отбирается в среднем 41 дол..., а в некоторых развитых странах, включая и бывший СССР эта сумма выше более чем в 10 раз. Во-вторых, милитаризация экономики и войны угрожает самой жизни человека. Известно, что в течение последних 5 тыс.лет имело место 15 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло 4 млрд. человек.

Нейтрализация этого источника социально-экономической незащищенности людей - проблема общечеловеческая. Конец 80-х - начало 90-х годов характеризуется положительными сдвигами в этой области. Однако для России данная проблема усугубляется ее статусом правопреемницы СССР. На ее плечи легли, по существу, все проблемы содержания армии бывшего СССР, что естественно, сказывается негативным образом на благосостоянии народов России.

На повестку дня поставлен вопрос проведения конверсии как важнейшего средства ликвидации отрицательных последствий милитаризации экономики.

3.6. Экологические проблемы .

Необходимо констатировать, что мировое сообщество оказалось не в состоянии обеспечить социально- экономический прогресс, не обостряя глобальные пробл емы. Одной из наиболее сложных и острых становится экологической проблема. Следует признать, что в ее решении невозможно достичь экологической ситуации, скажем, 17в. Однако человечество, с учетом нашей приспособляемости, вполне может улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме, и защ итить людей от экологической катастрофы.

3.7. Несправедливое распределение доходов.

Мировая практика знает два механизма распределения доходов- . рыночный и административно- командный. Ни один из них в чистом. виде не может справедливо решить эту проблему.

Для рыночного механизма характерен один критерий расп ределения - любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы считается справедливым. Однако рыночное распределение не учитывает интересы работников фундаментальной науки, я также граждан,

которые по своему социальному статусу выступают в данный момент только в качестве потребителей (инвалиды, дети, старики). То, что справедливо с точки зрения законов рынка, оказывается несправедливым с общечеловеческих позиций. Процесс осознания этого факта сопровождался довольно острыми социальными конфликтами. В результате он завершился расширением социально-экономических функций государства. В одних странах это происходило постепенно, в меру объективной необходимости путем реформ, тогда как в бывших социалистических странах- путем слома рыночного механизма и замены его

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Экономика должна функционировать в целях удовлетворения потребностей ее организатора – человека. В силу несовершенства экономических законов производства, распределения, обмена и потребления человек вынужден испытывать определенные неудобства: нехватка и невозможность приобретения первоочередных предметов потребления, невозможность получения медицинской помощи при высоком уровне развития отрасли, безработица, нехватка жилья при наличии пустующих квартир, лишения и страдания в старости и т. д.

Смягчение последствий несовершенства организации общественного производства в развитых капиталистических странах осуществляется посредством организации социальной защиты граждан, т. е. путем придания общественному производству большейсоциальной справедливости. Между эффективностью производства и социальной защищенностью, между экономическими и социальными ценностями существует определенное противоречие. Достижение эффективности часто приводит к массовым увольнениям, усилению поляризации доходов и к обострению социальных отношений. С другой стороны, государственное вмешательство с целью повышения социальной защищенности людей зачастую приводит к подавлению предпринимательской инициативы, снижению эффективности и конкурентоспособности производства, бюрократизации системы социальной защищенности.

Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства, материальных благ и их распределения. Сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспеченииэкономических, политических, социальных и иных прав, свободи интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, но, как показывает мировая практика, в Конституции права граждан зачастую только сформулированы. Их реализация не всегда является фактом.

В нашей стране система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно‑правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно‑правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, обычно имеет дело с установленным законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных условий предоставляется помощь в виде компенсации в денежной и натуральной формах либо в форме каких‑либо услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно‑правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.


Следует различать два понятия: «социальная защищенность» и «социальная защита». Социальная защищенность – это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие, которое сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

С точки зрения трудового вклада в общественное производство, существует два вида социальной защищенности: ограниченная и абсолютная. Ограниченная социальная защищенность – это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума жизненного уровня, защита от тяжелых физических лишений. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве привилегии. Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому‑либо лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности – застраховать отдельных членов общества от возможного уменьшения уровня доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т. е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидированы рыночные отношения.

3.3. Социальная защищенность детей.

Правовая база системы защиты детства включает в себя международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства и Декларацией прав ребенка.

«Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, существующих в России уже десять лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения социальной защиты детей.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду. Обувь, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается».

Уменьшилось число детских учреждений, уменьшается с каждым годом число вводимых школ, детских садов, яслей, больниц. Год от года все меньше выпускается детских и юношеских художественных фильмов, сокращаются тиражи детских изданий и учебников. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.


3.4. Социальная защищенность пожилых людей.

Социальная защита пожилых людей включает в себя выплату пенсий и различных пособий; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социального обслуживания населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов трудящихся.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 995 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Но назвать пожилых людей в России социально защищенной группой никак нельзя. В 90-е годы двадцатого века пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она выплачивается не вовремя. Службы социальной помощи престарелым людям финансируются в очень маленьком объеме.

3.5. Социальная защищенность инвалидов.

«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

В зависимости от принадлежности к той или иной группе инвалидности решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». По нему инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства, инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность и т. д. Но даже этот пункт не выполняется: городской транспорт не рассчитан на людей в инвалидных колясках, инвалидных колясок не хватает для всех, пенсии по инвалидности ниже прожиточного минимума, работа для людей с ограниченными возможностями предоставляется только учреждениями, где имеются специальные квотируемые государством вакантные места.

Таким образом, мы можем говорить о том, что инвалиды в современных условиях Российской Федерации являются социально незащищенной группой населения, существуют минимальные условия для их самостоятельной жизни и самореализации.


4. Социальная работа в системе социальной защиты населения.

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов. Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире. Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их защиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под социальной работой понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным, социально-незащищенным, социально дезадаптированным людям (инвалидам и их семьям, мигрантам, беженцам, людям с отклоняющимся поведением, жертвам насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.).

Социальная работа в развитых странах занимает важное место в системе социальной защиты населения. Она хорошо финансируется, в том числе и из частных источников. В России же больше развита система денежной помощи непосредственно получателям – нуждающимся в ней. Причем, как правило, этих денежных пособий не хватает на самое необходимое, так, пенсии по старости ниже прожиточного минимума. Система же социального обслуживания населения развита мало, а выплата денежных дотаций (например, по безработице) приводит зачастую к тому, что человек привыкает к роли иждивенца и уже не желает сам о себе заботиться. Развитие социальной работы в России позволило бы этого избежать, ведь специалист по социальной работе способен научить человека заботиться о себе самостоятельно, если это необходимо. Социальная работа помимо материальной помощи оказывает и психологическую, и правовую, и моральную помощь, чего не делают деньги, получаемые людьми в виде пенсий и различных пособий и дотаций. А ведь социальная защищенность подразумевает не только защиту в экономическом плане.

Таким образом, социальная работа в России должна занять лидирующее место в системе социальной защиты населения.

Функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях. В течение последних лет в России социальная работа как институт, ее технологии, ...

Экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения. 2. Направления социальной защиты малообеспеченных слоев населения в Российской Федерации 2.1 Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации Определяющее значение в поддержке...

Участие в опросе по очень важной проблеме. С помощью Ваших ответов мы надеемся выполнить цель нашего исследования - узнать Ваше отношение к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и выявить возможные последствия этого нововведения. Результаты опроса будут опубликованы в обобщенном виде. Техника заполнения анкеты: обвести выбранные ответы кружочками: 000 Заранее...





Перестройки еще неустоявшихся социально-экономических отношений в нашем обществе. Поэтому по примеру США в условиях рыночной экономики Российское государство должно принять на себя общую социально-экономическую ответственность за комплексную систему социального обеспечения населения в общенациональном масштабе, которую сам по себе рынок создать не в состоянии. Общая социально-экономическая...

Всегда считалось: одна из самых больших потерь каждого эмигранта, сбежавшего из СССР, – потеря чувства социальной защищенности.

В Советском Союзе ходила шутка, что «профсоюзы защищают трудящихся даже тогда, когда они не трудятся». Так и было.

Человек приходил на работу, и уволить его не было почти никакой возможности, что бы он ни выделывал. Можно было являться на работу пьяным и ругать начальника матом, можно было в служебное время раскладывать пасьянсы, травить анекдоты и валять дурака множеством других способов.

Не всем эта сторона социальной защищенности была так уж нужна, но она ведь была.

Не говорю уже о неукоснительной оплате больничных листов, декретных отпусков, пособий по болезни и пенсий по старости, стипендий. Житель СССР мог трудиться не особо напрягаясь – свой минимум имели все, кроме разве что бродяг и многодетных мамаш из самых низов общества.

Где бы ни работал подданный СССР, везде была очередь на получение жилья или на право вступить в жилищный кооператив. На богатых предприятиях предлагали подписать договор на несколько лет и призывно позванивали ключами от квартиры. На бедных – человек работал на квартиру и 10, и 15 лет. Но 15 лет – это срок получения бесплатной государственной квартиры. Получил – и кто же тебя из нее выгонит?! Житель Запада тоже мог заработать на жилье. Но он или платил от 25 до 33 % своего бюджета за снятое жилище, или тратил примерно такую же сумму на выплату процентов по ипотечному кредиту. И платил не 10 и не 15, а как правило, 20 или 25 лет.

А ведь многие советские люди получали квартиру гораздо быстрее, чем за 10 лет, особенно в новых городах или у кого были востребованные профессии. Западный человек, если терял работу, платить по кредиту не мог. Болезнь вполне реально могла обернуться тем, что всей семье становится негде жить.

По качеству советское жилье, по крайней мере, на этапе до 1970‑х годов было ничуть не хуже западного. Как свидетельствует В. Аксенов, «советские „жилплощади“ тесноваты, но они теплые и удобные», не требующие ремонта. Да и ремонт дома тоже делало государство.

В свое время Марина Влади устроила в Париже выставку привезенного из СССР дамского белья. Лейтмотивом этой выставки было что‑то типа: «какой ужас!!!» Действительно, одежда советского производства проигрывала западной. Женщины томились в очередях, чтобы «достать» колготки из ГДР или туфли из Венгрии. Но одежда и обувь всегда были, и всегда по доступной цене.

Советский человек в 1960–70‑е годы был хорошо и без особых усилий обеспечен даже сравнительно со средними странами Запада, причем пищей лучше, чем жильем, а жильем лучше, чем одеждой.



Добавьте к тому доступность транспорта и отдыха. Сегодня билет на самолет Москва‑Владивосток стоит в 2 раза больше средней месячной зарплаты по России. В СССР он стоил МЕНЬШЕ одной месячной зарплаты по стране. Ездить на поездах могли люди самого скромного достатка. У жителей Москвы и Ленинграда, в том числе у студентов и младших научных сотрудников, была возможность в пятницу сесть в поезд на Таллин или Ригу, погулять по городу день, вечером опять на поезд – и домой.

Многие семьи, в том числе из Казахстана и Сибири, даже с Дальнего Востока, регулярно отдыхали на Черном море. Путевки давал профсоюз – даром или за полцены. Проезд был копеечным.

Добавьте к этому доходящее до абсурда (с современной, но не с советской точки зрения) равенство в доходах. Шофер на Севере, член Академии наук, уникальный специалист – все они могли иметь максимальную зарплату в 800–1000 рублей. При том, что минимальная зарплата составляла 90 рублей, а средняя по СССР – 140–150 рублей.

Разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными в СССР мог достигать в 10 раз. Пожалуй, это предел. Наиболее четко эта ситуация видна на примере окладной системы советской армии. Лейтенант – выпускник училища получал в среднем около 220 рублей, это выше, кстати, средней зарплаты по стране.

Полковник, командир полка – около 400. Генерал – от 500. То есть разрыв – в 2–3 раза, не более. И это после 25–30 лет «безупречной» и тяжелой армейской службы. Никому в голову не приходило, что в одном городе могут жить люди с разницей в доходах не в 10, а в 1000 или в 10 000 раз. Что кто‑то может ездить на машине, а кто‑то способен купить разве что покрышку от ее колеса – если подкопит.

Уже давно, еще в 1960‑е годы, за рубежом стали писать, что именно опыт СССР подталкивал Запад к социализму. Ведь если где‑то существует царство такой социальной защищенности, приходится волей‑неволей на это царство равняться. Иначе жди неприятностей…