И системы ценностей которые создают. Дымина Е.В. "Мир ценностей и проблема осмысления действительности". Система жизненных ценностей

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Система ценностей. Устойчивость и изменчивость. Адаптивность.

Эволюция, биологоческая и социальная.

Адаптивность.

Трагическая история динозавров подтверждает известную истину, что мы живём в непрерывно изменяющемся мире. Конечно качество и скорость изменений на биологическом уровне и на социальном – разные. И, хотя изменения социальные быстрей и затрагивают нас глубже, но и биологические изменения не всегда вопрос поколений, ведь, скажем, климатические изменения, происходящие на нашей памяти, тоже заставляют задуматься.

Ну а социальные изменения – быстры и пугающи.

И, как перед человечеством в целом, так и перед каждым человеком, встаёт вопрос адаптации к изменениям. Причём, на адаптацию выделяется не так уж много времени. Вернее, вообще не выделяется: пока сообразишь, что к чему, а всё вокруг снова поменялось.

И вот. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; всё течёт и всё изменяется; единственное, что остаётся неизменным – перемены.

Как происходят изменения.

Так уж устроен человек, что он не может воспринять что-то абсолютно новое. Для восприятия и успешного использования новой стратегии в ней должно содержаться не более 20% процентов новизны. По крайней мере, так считают специалисты по инновациям. Они же считают, что изменения менее 7% вообще не замечаются.

Из этого возникает интересный вывод. Для того чтобы изменения стратегии были возможными, человеку необходимо принять весь свой предыдущий жизненный опыт. Даже травмирующий, даже опыт, который он пытается забыть или вытеснить. Потому что, чем больше жизненного опыта принято, тем больше у него база, в отношении которой можно что-то менять.

Отсюда становиться понятным, почему я так много уделяю внимания принятию не особо приятного опыта. Приятный же мы принимаем и так, без дополнительных понуканий.

Страх перед изменениями.

И это тоже понятно. Хочется научиться жить раз и навсегда. Что-то новое пробовать страшно, там могут быть ошибки, неудачи и новый травмирующий опыт. И только опыт принятия старого травмирующего опыта может поддержать нас в риске получить новую травму. И остаётся только повторять старинное китайское проклятие «что б тебе жить в эпоху перемен», и – меняться. Потому что эпоха перемен – это единственная эпоха, которая у нас есть.

Внешний мир чаще всего меняется постепенно, небольшими малозаметными шажками (помните же, 7% мы просто не замечаем). А потом вдруг, оп – а мы оказались в странном новом мире, и надо учиться в нём жить.

У вас ведь есть знакомые, которые отказались учиться? Вспомните их, держащихся за ушедшее прошлое. И динозавров тоже.

Эволюция.

Никто не отменял эволюционных процессов. Не всякий эволюционный процесс ведёт к усложнению представителей того или иного вида, амёбы просты и устойчивы к изменениям внешней среды именно в силу своей простоты. Но тут уж выбор сделан за вас, вы – представитель довольно сложного вида, чей адаптивный эволюционный процесс связан с развитием мозга. И ваш мозг изменяется независимо от вашего желания. Но только ваш выбор состоит в том, какие это будут изменения: развитие или упрощение. Для человечества, как вида, ваш выбор не важен, в биологии работают статистические законы – кто-то развивается, а кто-то выбирает участь динозавров. А вот для вас этот выбор важен. Адаптируясь к изменениям внешней среды, вы чувствуете свой контакт с ней, вас окружает интересный и яркий мир, иногда пугающий, а иногда вызывающий восторг. Выбирая динозавровость, вы попадаете в пугающее всё более и более непонятное окружение, и, в конце концов, однозначно травматический опыт непонимания.

Итак.

Итак, составляющие эволюционного процесса следующие:

Сохранение успешных стратегий или принятие любого имеющегося опыта,

Готовность к изменениям или адаптивность.

Можете посмотреть учебник биологии, там написано то же самое.

Всё меняется, даже опора.

Старое и новое.

Какими бы ни были внешние социальные события, каждый человек испытывает на себе биологически заданные изменения, а также неожиданности личного плана: рождение, взросление, возмужание, создание семьи, рождение детей, смену работы, зрелость, старость. Что общего у всех этих изменений? В зависимости от статуса человека изменяются его социальные роли, он вступает в принципиально новые социальные взаимодействия, а, главное, меняется его система приоритетов и ценностей. Причём какие-то социальные изменения можно считать результатом изменения системы ценностей, а какие-то, напротив, предшествуют этим изменениям. Во втором случае старые ценности вступают в конфликт с новыми, желаемыми, но пока не изменившимися. И возникает серьёзная проблема выбора, и необходимо выяснить чего же хочется вот прямо сейчас: «то ли цветов и музыки, то ли зарезать кого-нибудь».

Для полноты картинки конфликта ценностей стоит обратить внимание ещё и на то, что со сменой социального статуса в систему ценностей пытаются пробраться ещё и ценности из социальных стереотипов. Именно в такие моменты человек становиться особенно уязвим перед навязываемыми культурной средой ценностями, перед идеями, как должно быть по правилам. Это - тяжёлое переживание, что со мной что-то не так, раз я не чувствую или не хочу того, что правильно чувствовать и хотеть в новом статусе, вы наверняка с ним встречались хотя бы раз в жизни.

А мне это надо?

Как же определить, что ваша система ценностей немного поотстала от вашей реальной жизни?

Вы выбираете «из двух зол». Ситуация, когда любой возможный выбор – плох, это как раз ситуация конфликта ценностей: у вас просто нет чётких критериев для выбора.

Вы чувствуете, что вы не соответствуете своему социальному статусу. Вы ощущаете, что вы – плохая мать, ненастоящий специалист или неправильно одеваетесь. Или, наоборот. Вы начинаете делать что-то, что вам совсем не нравится, но «надо», а то вас не поймут окружающие.

Вы чувствуете потерянность. Вы не знаете, чего же вам хочется, и почему-то всё меньше и меньше радуетесь.

Список открытый, вы можете сами его продолжить.

Что со всем этим делать?

Для начала надо определить ценности, в соответствии с которыми вы действуете. Какие бы ценности вы декларировали для себя, в повседневной жизни легко и без энергетических затрат делается только то, что соответствует вашим реальным ценностям. А вот действия, обусловленные «недозрелыми» или «чужими» ценностями, вызывают сопротивление, и проходят по графе «надо» и «должен».

Вам понадобятся записи. Распишите все свои действия за день и дайте им оценку по десятибалльной шкале по трём параметрам: «хочу», «должен» и «важно». Обратите внимание на свои финансовые затраты, траты тоже отражают ценности. Помните, что любое действие имеет своё ценностное наполнение. Особенно, если иметь в виду, что удовольствие, радость, отдых – тоже входят в систему ценностей.

Уже через неделю вы можете заняться подсчётами.

Сначала просто выпишите все действия и посчитайте, сколько раз вы их делали в течение недели. Действия, обусловленные зрелыми ценностями, будут с очень высокими оценками по параметру «важно» и там всегда будет присутствовать оценка выше 5 «хочу». Давайте с них и начнём. Какой ценности соответствуют эти действия? Опять же, одно действие может относиться сразу к нескольким ценностям.

А вот и опора.

Напишите список зрелых ценностей. Вы получили список, на который вы можете опираться в сложных случаях. Это – ваш ресурс, ресурс, который вы можете использовать прямо сейчас. Посчитайте, какой процент из всех ваших действий приходится на ценности из этого списка. Вы получили представление о том, что вы имеете сейчас. Это не значит, что этот список неизменен, но сейчас, в вашем текущем состоянии, именно этот список это то ядро устойчивости, на которое вы можете рассчитывать.

Важно понимать, что, несмотря на то, что этот список – это список того, на что вы можете опираться сейчас, через какое-то время он может измениться. Система ценностей – это единственная наша внутренняя опора в любой изменчивой ситуации, но это опора – динамическая, она непрерывно двигается и она очень пластична.

Чтобы закрепить выявленные зрелые ценности придумайте какое-нибудь интересное действие: напишите историю про эти ценности, сделайте коллаж из ярких картинок или просто станцуйте про них танец. Причём вы можете работать как с каждой ценностью из списка, так и с их взаимосвязью.

Слабые ценности.

Для чего нужны списки.

Одним из принципов коучинга является концепция позитивных намерений. Эта концепция подразумевает, что любой человек, исходя из имеющихся у него на момент действия ресурсов, действует максимально эффективным образом. Позже соотношение ресурсов может поменяться, и окажется, что действовать можно было и по-другому. Особенно это заметно, когда уже известен результат действия.

Если перефразировать концепцию позитивного намерения, то можно сказать, что любое действие отражает соотношение ресурсов человека на момент совершения этого действия. Именно поэтому, я отталкивалась от того, что вы делаете каждый день, а не от ваших планов, желаний или картины мира в целом. К сожалению, ресурсом для выбора стратегии будет не само наличие у вас в списке какой-либо ценности, а ваш контакт с этой ценностью, ваше умение принимать решение с опорой на неё. И только ваши реальные действия могут изменить вашу систему ценностей.

Повседневные дела за неделю, к сожалению, куда лучше отражают вашу систему ценностей, чем ваше же описание своих ценностей в резюме. Тогда перейдём к действиям с высокими оценками «должен», и низкими, а то и отсутствующими оценками «хочу» и «важно».

Старое или новое?

Это – самые трудные действия. Часть моих клиентов приходит с запросом по поиску мотивации для таких действий. Кажется, что эти действия навязаны извне, они вообще не про ценности. Эти действия – зона внутреннего, а зачастую и внешнего конфликта.

Наиболее вероятно, что эти действия как раз и демонстрируют конфликт двух систем ценностей: то ли они остались от старой и потеряли свой первоначальный смысл, то ли - пришли от новой, но отвечают слабым пока ещё ценностям. И, как нетрудно догадаться, важно узнать из какой они системы, потому что от этого зависит, что с ними делать дальше. Ведь так заманчиво просто перестать делать то, что должен непонятно кому и непонятно зачем. И если это «должен» осталось от старой системы ценностей и тянется по привычке, именно так и можно поступить.

А если нет? Если это жуткое «должен» на самом деле – слабенький росточек вашей новой жизни?

Кто кому и что именно должен?

Выпишите эти действия. Сходу ценность вы им не найдёте. Но напишите к каждому этому действию, а кому именно вы должны это действие? Для чего вы его всё-таки делаете? Что вы получаете в результате этого действия?

Вы делаете это действие, чтобы порадовать родителей или детей? Значит, вам важны отношения с родителями или детьми. Вы работаете сверхурочно, чтобы заработать денег на отпуск? Значит, вам важен отдых. Ценности за этими действиями есть, просто эти ценности находятся не напрямую, а за два хода.

И ценности, которые достигаются в несколько ходов – слабые.

Усиливать или отказываться?

Чем интересны слабые ценности? Если сильные ценности – это ваша опора, ваша поддержка в сложных ситуациях, ваши критерии для выбора, то слабые ценности – это ваш ресурс адаптивности. Это те ценности, которые вы можете усилить в случае нужды и сделать их своей дополнительной опорой, а можете отказаться от них, если ситуация того требует.

Получив список слабых ценностей, вы вместе с ним получаете ощущение своей гибкости, готовности к изменениям. Пусть нельзя войти в одну реку два раза, у вас есть набор инструментов, которые помогут вам входить в любые реки.

Прежде чем решать, что делать с этими ценностями, прочувствуйте каждую из них. Что изменится в вашей жизни, если вы её усилите? А что изменится, если вы от неё откажетесь? Какие изменения произойдут, если всё останется как есть?

Интересный получился конструктор, правда?

И всё таки, как к «должен» прикрутить ещё и «важно»?

У вас есть список ценностей. Они перестали прятаться за вашим «должен». Какие другие действия будут поддерживать эту ценность? Выберете из них действия, прямо указывающие на саму ценность – тогда у вас увеличится оценка по графе «важно». А ещё поищите действия, которые вас радуют, увеличив тем самым оценку по графе «хочу».

И да. Этими действиями вы укрепите слабую ценность. Она станет сильнее.

Как и на ёлку влезть и колготки не порвать.

Конфликт.

Как выбрать из двух ценностей саму-самую важную именно сегодня. Хочется и в театр сходить, и ребёнку помочь уроки сделать. Важно повидаться с подругами, но не менее важно сходить в бассейн. Одним словом, что делать, когда одинаковые по силе и важности ценности вступают в конфликт?

А ещё есть слабые ценности, как бы их совсем не ослабить. А в земных сутках всего 24 часа… И сменить планету в данный конкретный момент невозможно.

Я люблю конфликты. Именно в них заключён потенциал будущих изменений. И, как и в любом другом конфликте, в конфликте ценностей первое, что надо определить, а что их объединяет? Или, по крайней мере, может объединить? В примерах абзацем выше стоит подумать, для чего надо помочь ребёнку сделать уроки? Для учёбы или для общения с ребёнком? Во втором случае можно пойти в театр с ребёнком. А в первом – попросить помочь с уроками подругу или членов семьи. Что объединяет общение с подругами и ваше здоровье? Да бассейн как раз и объединяет. Идите в бассейн с подругами.

У вас появляется новая и интересная сфера для творчества. Найти такие действия, которые охватывали бы как можно больше ваших ценностей. Менять действия в соответствии с тем, что для вас действительно важно, это – невероятно увлекательное занятие. Главное верить, что решение всегда есть. Попробуйте – и скоро вера в существование решения перерастёт в уверенность.

А если всё-таки надо выбрать?

Вы же помните, что ценности - это критерий выбора. Беда в том, что в случае конфликта ценностей, какой бы выбор мы не сделали, он будет восприниматься плохим. И как тут выбирать?

Итак, вы хотите в театр на абсолютно взрослую пьесу, но надо делать уроки с ребёнком, и, кроме вас никто с этим не справится. Пьеса исполняется один раз, а у ребёнка завтра контрольная. Ух. Вы идёте в театр, но не смотрите пьесу, а представляете ужасы завтрашней контрольной. Вы остаётесь делать уроки, но вы невнимательны – вы сожалеете о не посмотренной пьесе.

И да, наверное, удачное решение где-то имеется, но вы уже напуганы выбором и его не видите.

Закройте глаза и представьте себя в театре. Увидьте, что на вас надето, почувствуйте дыхание множества людей, заметьте игры теней, обратите внимание, на самое яркое ощущение в теле. А потом откройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха и закройте их снова. Только теперь увидьте себя дома, с ребёнком, как вы увлечённо разбираете материал для контрольной. И снова обратите внимание на освещение, движение воздуха и на своё тело. Какая из двух картинок ярче? Какая - отзывается в теле радостью? Какая - вызывает беспокойство? Сейчас вам легче сделать выбор? Этот выбор не изменит вашу систему ценностей. Но, делая его, вы прислушаетесь к себе, к своим ощущениям, немного отойдёте от рациональной оценки ситуации. А главное, такой выбор позволит вам больше и полнее присутствовать там, где вы оказались, и не переживать о том, чего вы не выбрали.

Может быть, не всякий конфликт нуждается в немедленном разрешении и разборе?

Пока вы представляли себя в этих двух ситуациях, что изменилось в вашей системе ценностей? Изменились ли названия ценностей, нашлись ли среди ваших ценностей случайно затесавшиеся чужие, нашлись ли ценности, которым вы придавали неоправданно высокую важность?

Зачем вам «чужие» ценности?

Чужие ценности обожают конфликтовать с вашими. Однако, не спешите их вычёркивать. Постарайтесь проработать их по методу, описанному в прошлом письме. То есть определите, нет ли за первым, очевидным, слоем второго. Ведь не просто так вы за них держитесь. За «чужими» ценностями прячутся ваши. Например, если вы понимаете, что «карьерный рост» - это не совсем то, что вас радует, поищите, для чего ещё вам нужен карьерный рост. Для признания и уважения близких? Для оценки собственного места в мире?

И, если после пересмотра своей деятельности и разбора конфликтов, нашлось что-то устаревшее или явным образом чужое, не забудьте проверить, для чего вам это именно сейчас. И тогда не надо будет их выбрасывать. Просто место этих ценностей займут другие, более глубинные, может быть, более слабые, но свои.

Изменения без разрушений.

Если вы что-то делаете прямо сейчас, значит вам это для чего-то нужно. Далеко не всегда вам нужен прямой результат вашего действия. Но у любого действия, кроме явного результата, есть ещё и пара-тройка вторичных. И если прямой результат вас не радует, поищите вторичные. Вы неудобно одеваетесь не для того, чтобы выглядеть в соответствии со «статусом»? Тогда вам важно одобрение значимых людей. Вы проваливаете три важных работы подряд? Наверное, вам нужен отдых.

Не спешите разрушать свои «чужие» ценности. За ними спрятаны ваши. И когда вы найдёте свои истинные потребности, вы найдёте и действия, которые перестанут казаться «чужими».

Дисциплина без насилия.

Предположим, вам хочется как-то изменить свою жизнь. Ну, например, здоровьем заняться поплотнее. Идея зарядки по утрам внушает ужас – всю жизнь вы чувствовали себя слабовольным нытиком, потому что люди с сильной волей делают по утрам зарядку и бодренько бегут куда-то по своим важнющим делам. А вы по утрам едва переставляете ноги и единственное физическое усилие, доступное вам в это время – это сварить кофе.

Представьте себе, что вы инвестируете своё время в ценность «Здоровье». Чуть-чуть, ровно столько, сколько не будет вас напрягать и сковывать ужасом. Хоть 10 минут в день. Где их взять эти 10 минут? Посмотрите, какая ценность у вас –самая сильная. Семья, комфорт, свобода, отдых? Вот у них и возьмите. Вы не отнимаете время у семьи. Вы инвестируете это время в своё здоровье. И, со временем это время вернётся опять в семью, ведь с укреплением здоровья вы сможете делать зарядку вместе с семьёй или не потратите это время на визит к врачу.

Единственное что неизменно это – перемены.

Система ценностей, как вы уже поняли, не является чем-то неизменным. Наоборот, она постоянно меняется, приспосабливаясь к изменениям окружающего мира. Какие-то изменения вы не замечаете, а какие-то могут даже напугать. Усиление внимания к системе ценностей поможет вам быть более внимательными к своим потребностям и к требованиям окружающей среды.

Даже если кажется, что весь мир вокруг враждебен, именно контакт с системой ценностей позволяет взаимодействовать с ним без потери самоуважения. Осознавая свои ценности, вы обретаете и опору, и средство адаптивности одновременно.

А ещё, пока вы находитесь в контакте со своими ценностями, вы эволюционируете.

tagPlaceholder Tags:

Ценность — это все то, что способно удовлетворять потребности человека.

Ценность — объективная значимость многообразия компонентов действительности (свойств, признаков какого-либо предмета или явления), содержание которых определяется потребностями и интересами людей.

Ценность и значимость не всегда совпадают. Значимость может быть позитивной или негативной; ценность — позитивная значимость.

Ценность — проявление социального бытия. Она формируется в процессе практики, ценность, то есть имеет общественную природу. Связь с практикой обусловливает историческую изменчивость ценностей; ценности меняются с развитием общества — то, что вчера было ценностью, может перестать быть ею сегодня.

Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:

1. через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;

2. человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;

3. ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.

Оценка и ее функции

Оценка — это система ценностей, на основе которой человек определяет свое отношение к миру.

В структуре оценки различают две стороны:

1. фиксация некоторых свойств предмета;

2. отношение человека к нему (одобрение или осуждение)

Функции оценки:

1. гносеологическая — отражает действительность и социальную значимость объекта;

2. активизирующая — формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность;

3. вариативная — выбор человеком каких-либо объектов на основе сравнения их между собой.

Ценностные ориентации личности

Ценностные ориентации — отношение субъекта к условиям своего существования, в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально-значимого предмета.

Ценностные ориентации — это ядро личности, обусловливающие ее активность.

Классификация ценностей

1. По видам потребностей:

— материальные

— духовные

2. По значимости:

— истинные

— ложные

3. По сферам деятельности:

— экономические

— эстетические

— религиозные и т.д.

4. В зависимости от носителя:

— индивидуальные,

— групповые;

— общечеловеческие

5. По времени действия:

— сиюминутные;

— кратковременные;

— долговременные

— вечные.

И др. виды ценностей.

Нравственные ценности

Этика наука о морали. Мораль — сфера должного. Нравственное — сфера реально существующих нравов

Исходные категории нравственности – добро и зло. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло — отрицательные явления в общественной и частной жизни людей, силы торможения и разрушения.

Нравственный человек наделен чуткой совестью – способностью осуществлять моральный самоконтроль. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед самим собой и другими. Правильной мерой требования или воздания является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что дает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.

Коренной вопрос этики – смысл человеческого существования. От его реализации зависит человеческое счастье (наивысшая форма нравственного удовлетворения, проистекающая из сознания правильности, благородства основной жизненной линии поведения.

Религиозные ценности

Религия основана на фатальной вере в бога и не требует доказательства. Ценности здесь являются ориентиром в жизни верующих, обусловливает нормы и мотивы их поведения и поступков. Подразделяются на материальные (предметы культа, строения и т.д.) и духовные (вера).

Эстетические ценности

Термин «эстетическая ценность» служит для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Эти ценности могут создаваться в различных видах деятельности, так как в них проявляется творчество, неотъемлемым элементом которого является красота.

Эстетическая ценность воплощает множество значений: психофизиологическое значение для органов чувств; значения для воспитания, для ценностной ориентации, для наслаждения. Основной категорией эстетической ценности есть прекрасное. разновидность эстетической ценности – возвышенное. Их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании качеств личности.

Обдумайте и обсудите ситуацию. Глеб рассказал другу Сергею о своих переживаниях по поводу отношений, которые сложились в их классе.На следующий день большая часть класса уже знала содержание их разговора. На уроке по основам здоровья Глеб и Сергей отвечали на вопрос о своих жизненных ценностях, и оба поставили на одно из первых мест такую ценность, как дружба. Оцените их поведение и их ответ на уроке.

Роль жизненных ценностей в формировании характера

Каждый человек в процессе жизни определяет для себя жизненные ценности. Именно они формируют фундамент личности человека, поскольку определяют то, что человек считает самым главным в своей жизни. Это убеждения, идеи, принципы, т. е. те основополагающие ориентиры, которые наполняют нашу жизнь смыслом, формируют наш характер, определяют нашу судьбу. Это то, что дает человеку возможность ответить на вопрос: «Для чего я живу?»

Жизненные ценности — это внутренние обязательства человека перед собой, он не может их нарушить.

Характер человека формируется под непосредственным влиянием жизненных ценностей, иногда человеку легче умереть, чем отказаться от них. И это не образное выражение, а реальные жизни людей, их судьбы. Ярким примером является жизнь выдающегося биолога, селекционера, генетика, путешественника Николая Ивановича Вавилова. В трагические годы сталинских репрессий он, столкнувшись с аморальными людьми, для которых главным в жизни было написание доносов,

Найдите необходимую информацию и ответьте на вопрос. Николай Вавилов очень любил повторять: «Жизнь коротка, надо спешить». А еще он писал: «Если ты стал на путь ученого, то помни, что обрек себя на вечные поиски нового, на неспокойную жизнь вплоть до самой смерти. У каждого ученого должен быть сильный ген беспокойства. Он должен быть одержимым».

Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. Как она может влиять на характер ученого?

фабрикование судебных дел против невиновных, разрушение науки, сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся!» Говоря это, ученый имел в виду научные убеждения и базовые человеческие ценности. Для Вавилова главными в жизни были честь, достоинство, мужество, справедливость, творческий научный поиск во благо всего человечества. Эти ценности сформировали основные черты его характера — активность, трудолюбие, смелость, порядочность. Он погиб в сталинских застенках в 1943 году. Вся его жизнь — яркий пример человека, который защитил свои жизненные ценности ценой собственной жизни, пример характера, который определил судьбу.

Важно научиться анализировать свои жизненные ценности. Во-первых, определиться с их наличием. Во-вторых, сформулировать их в понятной для себя форме. В-третьих, помнить, что жизненные ценности проявляются не в словах, а в действиях, в вашей повседневной жизни.

Ценности и качество жизни

К сожалению, есть люди, которые не задумываются над определением ценностей своей жизни, они просто живут, приспосабливаясь к обстоятельствам любой ценой. Они могут красиво говорить о ценностях, но по их поступкам видно, что это лишь слова. На самом деле поведение таких людей определяется не жизненными ценностями, а какими-то другими факторами.

Каждый из вас формирует себя как личность, определяет черты своего характера, выбирает жизненные приоритеты.

Основные жизненные ценности, которые создают наш характер,— это семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.

Жизненные ценности начинают формироваться в детстве и являются основой всей дальнейшей жизни, влияют на ее качество.


Качество жизни — это восприятие человеком своего положения в обществе в зависимости от его системы ценностей и в связи с его целями и ожиданиями. Фактически качество жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Человек определяет качество своей жизни, сравнивая фактический уровень удовлетворения потребностей с ожидаемым. Такое сравнение состоит из объективных и субъективных критериев, которые характеризуют физическое, психическое и социальное благополучие.

Субъективно человек оценивает качество своей жизни по системе собственных ценностей. Если главной ценностью человека является, например, творческая работа, то именно ее наличие воспринимается как высокое качество жизни, а если человек считает, что главное — это деньги, то высокое качество жизни определяют доходы, но отнюдь не творческая работа. Таким образом, наши ценности оказывают непосредственное влияние на нашу субъективную оценку качества собственной жизни.

Опорные точки. Жизненные ценности играют важную роль в формировании характера человека и влияют на его оценку качества собственной жизни.

Вопросы для повторения и обсуждения

I уровень

1. Что такое качество жизни?

2. Когда начинают формироваться жизненные ценности?

II уровень

3. Какие основные жизненные ценности сформировали ваш характер?

4. Как человек определяет качество своей жизни?

III уровень

Виды ценностей человека

Могут ли нам навязать чужие ценности, которые мы не хотим разделять?

6. Почему люди иногда защищают свои жизненные ценности ценой собственной жизни?

7. Объясните, почему люди выбирают разные критерии для оценивания качества своей жизни?

IV уровень

8. Докажите, что жизненные ценности являются фундаментом личности человека.

9. Почему именно поступки определяют настоящие жизненные ценности человека?

Это материал учебника Основы здоровья 9 класс Таглина

Человеческие ценности

1. Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?

Список ценностей огромен и у каждого человека индивидуален. У каждого человека свои нравственные — это то, что он больше всего ценит в жизни , что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках . Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении, действиях человека . На наших ценностях основывается наш выбор

Ценности бывают истинные и ложные. Иногда, люди даже не осознают на основе чего они делают свой выбор. Простой бытовой пример: человек считает, что одна из его ценностей – здоровье, но при этом он курит, ест нездоровую пищу или употребляет алкогольные напитки, долго остается в постели, нежится. Можно сказать, что у этого человека здоровье – ложная ценность. Истинной ценностью можно назвать – получение физического удовольствия. На словах все может быть красиво, но дела человека говорят сами за себя.

Матфея 7:15-20:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

Что является ценностью для вас? Подумайте об этом.

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». (Д.С. Лихачев)

Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».

У Антона Павловича Чехова тоже есть известное выражение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».

А что же говорит Библия?

Похожая информация:

  1. Бертран Рассел о ценности философии
  2. Ваш заработок будет прямо пропорционален вашей ценности на рынке
  3. Возможность создания дополнительной ценности
  4. Вопрос 1. Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности
  5. Глава 6. Характеристика различных эмоций. диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности
  6. Глоссарий. Активы – основные фонды, оборотные средства и нематериальные ценности, создаваемые за счет инвестиций
  7. ГРЕХ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
  8. Дело № 88 / 4’2004. ются нападкам расовые ценности
  9. Драгоценности и часы
  10. Заключительные замечания. Понятия полезности и ценности обычно используют в двух разных смыслах: (а) воспринимаемая ценность, степень удовольствия или боли
  11. ЗАРЯЖЕННЫЕ ДРАГОЦЕННОСТИ, АМУЛЕТЫ, ОБЕРЕГИ
  12. ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, УБЕЖДЕНИЯ

Поиск на сайте:

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа.

Как определить свои главные жизненные ценности?

Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного, напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Харский К.В.

Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:

1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.

Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.

3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.

Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали?

Что такое человеческие ценности

Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот.

Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» — мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.

Как выявить личностные ценности человека?

1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.

2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:

Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.

Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.

Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.

Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.

Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.

3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.

Например:
Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).

Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.

Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:

Первое – ваш собеседник не вполне жив.
Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.
Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей…

Человек как высшая моральная ценность

Мир ценностей - специфическое человеческое творение, а сама аксиологическая способность в развитом виде связана лишь социальной формой движения. Тем не менее, логически вполне оправданно обратиться к истокам этой способности, уходящей своими корнями в фундаментальные свойства материи.

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что всем живым организма присущ прекрасно отработанный в процессе эволюции механизм биологической оценки, что у них развита способность относиться к окружающему миру в соответствии со своими потребностями, делить вещи на полезные и вредные. Нечто подобное - как возможность, как предпосылка оценочной формы взаимоотношений материальных объектов - есть, по нашему мнению, и в неорганической природе.

Человек не просто одна из ценностей, а ценность особая, он - творец, создатель материальных и духовных ценностей. Даже не будучи делом рук человека, предметы природы являются ценностями лишь постольку, поскольку они способны удовлетворять потребности людей. Вот почему человек и человеческое общество представляют собой фундамент царства ценностей и вершину ценностной иерархии. Человек - высшая, ни с чем не сравнимая ценность. Если при широком, философско-социологическом подходе ценность отдельного человека и ценность человечества могут до известных пределов отождествляться, то в этике возникает необходимость разделить и даже в чем-то противопоставить эти понятия. Ведь сфера этическая - это сфера согласования личных и общественных интересов, а мораль, как уже отмечалось, выступает прежде всего как регулятор взаимоотношений между личностью и обществом, между их интересами.

Вот тут и возникает необходимость разграничения ценности отдельного человека и человечества, личности и общества. Высшей ценностью должно быть человечество, высшим благом - благо общества. Без этого нет морали, нет долга, ответственности, совести. Моральный человек обязательно должен исходить в своем поведении из общественного интереса, рассматривая благо общества как высшее благо, а само общество, человечество - как высшую ценность. Является ли в таком случае высшей ценностью каждый отдельный человек. И да и нет. Это следует понимать в том смысле, что благо отдельной личности, в конечном счете, есть лишь цель общества. Разумеется, общество существует для человека, ради его блага и счастья, но это не исключает того, что в каких-то конкретных ситуациях общество может не рассматривать данного человека как высшую ценность. Более того, нравственный человек и сам себя не всегда так рассматривает, считая высшей ценностью не себя, а общество, других людей, их благо. Ярким тому свидетельством служит поведение лучших представителей человечества, которые по велению своего нравственного сознания проявляли и проявляют самоотверженность вплоть до героического самопожертвования.

Получается парадокс: какая же человек высшая ценность, если и общество и он сам готовы ущемлять его интересы, а в чрезвычайных обстоятельствах даже посылать на смерть.

Однако здесь нет логического противоречия, а есть противоречие жизненное, вытекающее из необходимости согласования личного интереса с общественным. В результате оказывается, что и человечество, и человек есть высшие ценности, но в их взаимодействии определяющая роль принадлежит общественному интересу, а следовательно, ценности общества.

Поэтому можно сделать вывод, что в этической сфере и, более того, во всей общественной жизни благо общества, его интерес - всегда высшая ценность, а благо отдельного человека таковым является не всегда, зато личность есть высшая ценность, в конечном счете, как конечная цель всего общественного развития.

Признание человека высшей ценностью с необходимостью порождает такие нравственные отношения и моральные ценности, как уважение, доверие и любовь к человеку, заботу об его благе и счастье.

В созданном людьми царстве ценностей особое место принадлежит уважению. И дело здесь не только в том, что каждый человек дорожит уважением общества, окружающих, близких ему людей, а потерю уважения с их стороны рассматривает как огромную утрату.

Уважение само по себе есть чувство ценности, особый способ определения ценности людей или общественных институтов. Уважая кого-то или что-либо, человек тем самым добровольно принимает ценность объекта уважения, его права по отношению к нему.

Каждому виду достоинства ценности соответствует свой вид уважения, которое может быть персональным, групповым, профессиональным, гражданским, национальным и так далее. Существует и уважение к человеку как таковому, основанное на признании человеческого достоинства, ценности человека вообще.

Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

Этот вид уважения наиболее важен в сфере нравственности, он входит в качестве компонента в основные общечеловеческие нормы морали, во все гуманистические ценности. Другой общечеловеческой ценностью является вера в человека, доверие к нему, которое можно считать одним из универсальных моральных отношений. Как и уважение, доверие основано на признании достоинства человека, его ценности. Соответственно нескольким видам достоинства существуют и несколько видов доверия, начиная от персонального доверия именно к данному человеку и заканчивая доверием к человеку вообще, к человеку как таковому, доверием к людям.

Человеколюбие, забота о благе людей составляют основу таких моральных ценностей, как благородство, доброта, доброжелательность, чуткость, деликатность, тактичность и другие. Не случайно благородными называют деятельность и поведение, которые проникнуты заботой о людях.

Человек добрый, доброжелательный - это гуманный человек, желающий и делающий добро людям, способствующий их благу и счастью. Чуткий человек обладает обостренной внимательностью к делам и чувствам окружающих, способен на сострадание и сорадование. Деликатность - это внутренняя, присущая человеку тонкая и высокая внимательность к людям, мягкость и осторожность в обращении с ними.

Черты моральной ценности присущи и многим качествам общения, культуры поведения. Воспитанность, вежливость, культурность характеризуют усвоение личностью традиционных форм поведения, соблюдение ею правил приличия, требований этикета, внешней культуры. Важность этих правил признается людьми, начиная с глубокой древности, что нашло свое отражение в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, в художественной литературе и конечно в этике.

В личном плане справедливость выступает и как определенная оценка поведения человека, и как принцип, норма его поведения и как нравственное чувство справедливости. Справедливость в особой степени должна быть присуща официальным представителям общества, должностным лицам, специально уполномоченным распределять между людьми материальные и духовные блага. Но она необходима и всем без исключения, ибо каждый человек, выполняя какие-либо общественные функции, выступает при этом как представитель общества, который должен действовать справедливо, объективно, беспристрастно.

Таким образом, именно гуманизм и справедливость ярче всего представляют и выражают тот комплекс социально-нравственных ценностей, который порождается признанием человека высшей, ни с чем не сравнимой ценностью.

Список литературы

1. Ефимов В. И., Таланов В. М. Общечеловеческие ценности. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 252 с.

2. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. ‑ М.: Импэто, 1997. ‑ 96 с.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. ‑ М. : Прогресс, 1990. ‑ 495 с.

4. Калмыков В. Н. Основы философии. - Мн. : Выш. шк. (Вышэйшая школа), 2003. ‑ 541 с.

Библиографическое описание: Темирбаева С. К. Человек как высшая моральная ценность // Наука без границ. — 2016. — № 3. — С. 35-38.

В чем смысл жизни? Как прожить полноценную и счастливую жизнь? Что по-настоящему ценно в жизни? Правильно ли я живу? Это главные вопросы, на которые мы все пытаемся найти ответ... В этой статье я предлагаю вам новую возможность пересмотреть свои жизненные приоритеты и найти для себя ответы на эти «вечные» вопросы.

Когда я серьезно заинтересовался этой темой и начал поиск, то обнаружил, что лучшие ответы на эти вопросы дают нам люди, которые в своей жизни столкнулись лицом к лицу со своей смертью.

Я изучил книги-бестселлеры о людях, которые узнали, что очень скоро умрут и поменяли свои жизненные приоритеты; собрал различные исследования на тему «о чем сожалеют перед смертью»; добавил немного восточной философии и в результате получился этот список из пяти истинных ценностей в жизни каждого человека.

Если бы не моя болезнь, то я никогда и не задумался бы над тем, как прекрасна жизнь.

1. Самобытность

Все в жизни имеет свое назначение. У каждого живого существа на планете есть своя миссия. И у каждого из нас есть своя роль. Реализуя свои уникальные таланты и способности, мы обретаем счастье и богатство. Путь к своей уникальности и миссии лежит через наши желания и мечты еще с самого детства.

Индивидуальность - высочайшая ценность в мире.
Ошо.

Одна женщина (Бронни Вее) много лет проработала в хосписе, где ее задачей было облегчать душевное состояние умирающих пациентов. Из своих наблюдений она выявила, что наиболее частое сожаление у людей перед смертью, - это сожаление о том, что им не хватило смелости жить жизнью, правильной именно для них, а не жизнью, которую ожидали от них другие. Ее пациенты сожалели о том, что они так и не воплотили в жизнь многие свои мечты. И лишь в конце пути они осознали, что это было только последствием их выбора, который они сделали.

Составьте список своих талантов и способностей, а так же список любимых дел, в которых они выражаются. Так вы найдете свои уникальные таланты. Используйте их для служения другим. Для этого спрашивайте себя как можно чаще: "Чем я могу быть полезен (миру, людям, с которыми соприкасаюсь)? Как я могу служить?"

Смело бросайте нелюбимую работу! Не бойтесь нищеты, неудач и ошибок! Доверяйте себе и не беспокойтесь о мнении окружающих. Верьте всегда, что Бог позаботится о вас. Лучше один раз рискнуть, чем потом сожалеть о том, что вы прожили серую и бездарную жизнь, «убиваясь» при этом на нелюбимой работе в ущерб себе и своим близким.

Всегда помните, что вы уникальны, и ваша миссия – это дать максимум своей уникальности миру. Только тогда вы обретете истинное счастье. Так задумал Бог.

Откройте свою божественность, найдите свой уникальный талант, и вы сможете создать любое богатство, какое захотите.
Дипак Чопра



2. Самораскрытие и духовный рост

Перестаньте быть животным!.. Конечно, нам необходимо удовлетворять физиологические потребности, но только лишь для того, чтобы развиваться духовно. Люди в основном гоняются за материальным благополучием и озабочены, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель человеческой жизни заключаются в том, чтобы осознать, что он духовное существо и ничего материального ему, на самом деле, не нужно.

Мы не человеческие существа, получающие время от времени духовный опыт. Мы духовные существа, получающие время от времени человеческий опыт.
Дипак Чопра

Осознайте Бога внутри себя. Человек – это переходное существо от животного к духовному. И у каждого из нас есть ресурсы совершить этот переход. Чаще практикуйте состояние «Быть», когда у вас нет мыслей и вам ничего не нужно, когда вы просто ощущаете жизнь и наслаждаетесь ее полнотой. Состояние «здесь и сейчас» - это уже духовное переживание.

Среди нас есть люди, немного, но есть, которые понимают, что начинать откладывать деньги на старость надо еще в то время, пока она далеко, чтобы успела скопиться определенная сумма…Так почему бы заодно не позаботиться и о том, что важнее денег, о душе?
Юджин О’Келли, «В погоне за ускользающим светом»

И не надо самосовершенствоваться, вы уже совершенны, потому что вы духовные существа. Занимайтесь самораскрытием.

Познать себя как можно лучше, чтобы быть как можно большим для мира – это важнейшая задача человека.
Робин Шарма

Даже тогда, когда вы достигаете целей, истинный успех связан не с достижением, а с теми переменами в сознании, которые произошли, как неизбежное следствие вашего продвижения к этим целям. Дело не в реализации целей, а в том, что происходит с вами в процессе ее достижения.

3. Открытость

Как часто перед лицом смерти люди сожалеют о том, что им так и не хватило смелости выразить любовь своим родным и близким! Они сожалеют о том, что часто подавляли свои эмоции и чувства, потому что боялись реакции окружающих. Они сожалеют, что не позволили себе быть более счастливыми. Лишь в конце пути они осознавали, что быть счастливым или нет – это вопрос выбора.

Каждое мгновение мы выбираем реакцию на ту или иную ситуацию, и каждый раз по-своему интерпретирует события. Будьте бдительны! Следите за своим выбором каждое мгновение.

Что посеешь, то и пожнешь.
Народная мудрость

Что нужно сделать, чтобы стать более открытым?

  1. Дайте волю своим эмоциям и чувствам. Покатайтесь на самом крутом аттракционе и покричите в свое удовольствие; поделитесь своими чувствами с другими людьми; станьте оптимистом - радуйтесь, смейтесь, веселитесь, несмотря ни на что.
  2. Примите себя и жизнь такой, какая она есть. Позвольте себе быть таким, какой вы есть, а событиям случаться самим. Ваша задача мечтать, двигаться и наблюдать, какие чудеса преподносит вам жизнь. И если что-то складывается не так, как вы хотели, значит будет еще лучше. Просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
Я умираю и веселюсь. И я собираюсь веселиться каждый отпущенный мне день.
Рэнди Пауш «Последняя лекция»


4. Любовь

Печально, но многие люди лишь перед лицом смерти осознают как мало было в их жизни любви, как мало они радовались и наслаждались простыми радостями жизни. Мир преподнес нам столько чудес! Но мы слишком заняты. Мы не можем оторвать взор от своих планов и насущных проблем, чтобы взглянуть на эти дары и насладиться ими.

Любовь – это питание для души. Любовь для души – это то же самое, что пища для тела. Без пищи тело слабо, без любви слаба душа.
Ошо

Самый лучший способ поднять волну любви в своем теле – это благодарность. Начните благодарить Бога за все, что он преподносит вам каждое мгновение: за эту пищу и крышу над головой; за это общение; за это ясное небо; за все, что вы видите и получаете. И когда вы поймаете себя на раздражении, сразу спрашивайте себя: "Почему я должен быть благодарен сейчас?" Ответ придет из самого сердца, и, поверьте, он вас воодушевит.

Любовь - это энергия, из которой соткан мир. Станьте миссионером любви! Дарите людям комплименты; заряжайте любовью все, к чему прикасаетесь; давайте больше, чем получаете…и двигайтесь по жизни от сердца, а не от головы. Именно оно подскажет вам самый верный путь.

Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий.
Карлос Кастанеда



5. Отношения

Когда проходит жизнь и в повседневных заботах мы часто теряем из виду своих родных и друзей, в конце пути мы будем чувствовать опустошение, глубокую печаль и тоску…

Как можно чаще проводите время с теми, кого любите и цените. Они – это самое дорогое, что у вас есть. Всегда будьте открыты для общения и новых знакомств, это обогащает. Как можно чаще дарите людям свое внимание и восхищение ими, - все это вернется к вам. С радостью и бескорыстно помогайте, дарите и так же с радостью принимайте дары от других.

Блаженство тоже заразительно, как любая болезнь. Если ты помогаешь другим быть счастливыми, по большому счету ты помогаешь быть счастливым самому себе.
Ошо

PS: Недавно в сети наткнулся на интересный опрос: «О чем вы будете сожалеть перед смертью?» 70% участников ответило «Когда придет время, тогда и узнаем...».

Так о чем Вы будете сожалеть в конце своего пути?

Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями. В зависимости от того, какие у тебя приоритеты, и будет выстраиваться твоя жизнь. И в этой статье я хотел бы поговорить о формировании системы жизненных ценностей, т.к. считаю это очень важным моментом в процессе

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных .

Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.

Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.

2 вида жизненных ценностей и 3 вида людей

Вообще существует большое количество ценностей, но все их можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.

— к материальным ценностям мы можем отнести: квартиру, машину, гараж, драгоценности, книги, музыкальные инструменты, спортивные пренадлежности, еду, одежду и т.д;

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.

В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп:
— материалисты;
— духовные люди;
— духовные материалисты.

Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить .

Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.

Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!

7 моих главных духовных ценностей

Здоровье – это основа жизни. Одна из самых важных ценностей. Ценить здоровье мы начинаем тогда, когда в организме начинаются «неполадки». А до этого времени пьем, курим и непонятно что едим. Остальные ценности, наверное, даже невозможны без хорошего здоровья. Это сложно объяснить молодому поколению. У них свои ценности. Уделяй время в первую очередь своему здоровью.

Время – это бесценный ресурс. Его нельзя купить, поменять, продать. 70-100 лет тебе дают, чтобы реализовать свой потенциал. Ты смотришь днем и ночью сериалы. Может быть тебе не стоило приходить на эту планету? Посмотри фильм «Время». Там главный ресурс – время, а не деньги. Мы все перевернули с ног на голову, гоняясь за зелеными бумажками.

Любовь – это вообще основа мироздания. Магнит, который связывает все. Любовь к себе, близким, природе, любимому делу, жизни в целом. Без ощущения любви человек не может быть гармоничным. Мало в ком сейчас живет настоящая Безусловная Любовь. Мое мнение, что многие говорят слово «люблю», но до конца не осознают, что это такое. Будь благодарным и любимым.

Знания – это основа твоего развития. Раньше знание было сложно достать. Люди ехали на другой конец света, чтобы его получить. Сейчас есть Интернет. Это великое благо, которое было создано для объединения всех знаний. Многие этого опять же не понимают. Тебе дают, ты не черпаешь. Ты думаешь, что все знаешь. Совсем нет…

Развитие – это основа для твоей свободы. Все развивается, все растет, все цветет. Наверное, тебе нравится запах распустившихся роз. Аромат, который нельзя насладиться. Только вот человек в определенный момент перестает развиваться. Он не достигает своего цветения. Цветения своей жизни. Губит свой потенциал на корню.

Свобода – это основа для творчества. У тебя есть свобода воли, чтобы созидать. Ты свободен в любом выборе. Твоя жизнь – это твой выбор. И только ты ответственен за свой выбор. Настоящая жизнь начинается, когда ты полностью осознаешь свою свободу. Но в жизни часто люди становятся рабами, забывая эту ценность. Работа на дядю занимает всю жизнь.

Творчество – это способность твоего Духа. Ты забыл, что ты Творец. Думаешь, что только Бог может творить. Ты часть его, а он часть тебя. Вы едины. Капля воды по составу не отличается от всего океана. Тот же состав, те же свойства. Сложно это понять. Быть духовным человеком значит быть творческим.

Это мои главные ценности в жизни. Для тебя они совершенно могут быть не главными. Я порекомендую выполнить одно упражнение, которое позволит создать свою систему ценностей в жизни. Возьми чистый лист, ручку и запиши все, что ты больше всего ценишь в жизни. Список должен состоять не менее, чем из 100 ценностей. Потом пройдись по этому списку и вычеркни наименее важные, чтобы осталось 50. Те 7-9 жизненных ценностей, которые останутся в конце и будут являться для тебя главными.

А теперь подумай, этим ли ценностям ты уделяешь большую часть своего времени и сил. Если получится так, что ты постоянно занят другим, то скорее ты служишь чужим ценностям или тем ценностям, которые стоят не первые в списке. Упражнение не жизненные ценности поможет изменить твою жизнь! Главные ценности в жизни и называются главными, потому что они являются нашими маяками и позволяют нам убедиться, что движемся в правильном направлении.