Организация попадающая под действие 223 фз. Муниципальные унитарные предприятия

Федеральный закон № 223 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" должен помочь создать эффективную закупочную деятельность. Закон 223 ФЗ распространяется на определенный список организаций. Так как же определить подпадает ли под действие закона именно ваша организация. Для этого закон ФЗ 223 приписывает, какие организации попадают в этот список.

223 ФЗ вступает в силу поэтапно для разного рода юридических лиц. Для каждого рода организаций - свой этап. Давайте рассмотрим эти этапы.

  • Государственных компаний и корпораций;
  • Естественных монополии и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности с выручкой более 10%;
  • Автономных учреждений.

Отдельные положения 223 ФЗ будут распространяться на иных лиц в последующие сроки.

  • Естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности с выручкой менее 10%;
  • Дочерних компании организаций, перечисленных в первом этапе.

Так же 223 ФЗ не обойдет стороной и дочерние компании третьего этапа.

Особенности по 223 ФЗ

Однако есть и затруднения при определении принадлежности своей компании к одному из трех этапов вступления в силу 223 ФЗ. И у каждой компании могут возникнуть сомнения, относительно того, распространяется ли закон ФЗ 223.

Разберем этот вопрос на примере МУП "Водоканал". Можно полагать, что под действие 223-го Федерального закона данная организация подпадает с 2014 года, но поскольку компания осуществляет регулируемый вид деятельности, то работать с 223 ФЗ компания начнет с 2012 или 2013 в зависимости от общего процента выручки с данного рода деятельности.

Рассмотрим еще один пример ОАО Строительная компания "Стройтрастмастер". Строительная компания осуществляет строительство жилых домов и на первый взгляд к 223 ФЗ не имеет никакого отношения, но во владении компании находится котельная осуществляющая подачу тепла жилых домов. В данном примере компания должна проводить закупки по 223 ФЗ даже если процент выручки от котельной составляет 0,1% от дохода компании в целом.

223 ФЗ регулирует регулирует всю закупочную деятельность компаний, подпадающих под его действие вне зависимости от источника их финансирования. Собственно, закон ФЗ 223 и создавался для того, чтобы урегулировать государственные закупки, чтобы этот процесс стал более открытым, прозрачным и, самое главное, честным. Но и здесь есть исключения, под действие закона не подпадает:

  • Купля-продажа валютных ценностей и ценных бумаг;
  • Закупки в сфере военно-технического сотрудничества;
  • Приобретение на товарной бирже биржевых товаров;
  • Закупки по 44-ФЗ вступающие в силу в случаях не размещения положения о закупках, получение целевого финансирования и в договоре предоставления прямо указано использование средств по 44-ФЗ;
  • Международные договоры РФ;
  • Обязательный аудит 307-ФЗ (распространяется на компании с долей государственной собственности более 25% и осуществление аудита производится открытым конкурсом в соответствии с 44-ФЗ).

Всем компаниям, относящимся к 223 ФЗ необходимо разработать и разместить план закупок, положение о закупках и произвести регистрацию на Общероссийском официальном сайте (www.zakupki.gov.ru). Все это, опять-таки согласно закону 223 ФЗ, как уже было сказано выше. Способствует тому, что бы торги государственного масштаба были более открытыми, а весь процесс их осуществления был доступен каждому желающему. Ведь ни для кого не секрет, что махинации в сфере государственных закупок самые частые. Закон 223 ФЗ был издан для того, чтобы бороться с коррупцией и упорядочить процесс государственных закупок, сделать конкуренцию честной, справедливой и открытой. Закон ФЗ 223 прописывает все основные положения, касающиеся всех этапов проведения госзакупок: начиная от планирования и заканчивая непосредственно их осуществлением.

223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Разъяснение к 223-ФЗ

Условия и особенности осуществления закупок по 223-ФЗ бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами, МУПами и иными юридическими лицами Действие ФЗ 223 распространяется на юридических лиц Российской Федерации, к которым относятся:
  • Государственные корпорации и государственные компании;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  • Автономные учреждения;
  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Основные положения закона определяют:

  • Приоритет конкурентных процедур закупки.
  • Возможность заказчика самостоятельно определить способы закупки, но обязательно включить в положение аукцион и конкурс. Заказчик может также проводить другие конкурентные закупки
  • Нормативно-правовую базу для организаций, работающих по 223-ФЗ, в т. ч. вводится понятие «Положение о закупках», которым должен руководствоваться заказчик.
  • Обязанность заказчиков планировать закупки и размещать ежегодный план в открытом доступе на сайте zakupki.gov.ru. Форма плана установлена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября № 932.
  • Место размещения информации и документов по проводимым закупкам .
  • Ведение реестра недобросовестных поставщиков.
  • Случаи и процедуру обжалования действий (бездействия) заказчика.
  • Обязанность заказчиков публиковать ежемесячный отчет о закупках

1. На какие организации распространяется этот закон?

Действие закона распространяется только на предприятия с долей государственного участия более 50%.

2. В чем смысл закона?

Закон устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках. Положение должно быть размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru/ Вся закупочная деятельность вышеуказанных предприятий проводится в соответствии с положением о закупке, принятом на предприятии. Положение, помимо прочего, регламентирует способ закупок.

3. Какие могут быть способы закупок?

Способы закупок могут быть как конкурс или аукцион, так и иные, помимо конкурса или аукциона. (Ст.3 п.3).

4. В чем отличие конкурса от аукциона и что такое иные способы закупки?

При проведении торгов учитывается совокупность факторов предложения поставщика, в то время, как при проведении аукциона выбор происходит, помимо воли заказчика, путем выбора предложения с наименьшей ценой. Иные способы закупки могут быть любые, даже самые экзотические. Например двухэтапный конкурс, конкурентные переговоры, запрос котировок у единственного поставщика.

5. Какие исключения из этого закона?

Заказчик вправе не размещать на http://www.zakupki.gov.ru/ информацию о закупках, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. В случае если годовая выручка заказчика составляет более 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать информацию о закупке менее чем на 500 000 рублей. (Ст.11 п.15). Не подлежит размещению на сайте информация, составляющая государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в документации, использующейся при проведении закупок и последующих действий, связанных с закупкой. (Ст.11 п.15). Закон не распространяется на закупки в области военно-технического сотрудничества. (Ст.4 п.4).

6. Есть еще ряд интересных, на наш взгляд, моментов:

В ст. 3 и 5 упоминается реестр недобросовестных поставщиков. Единожды попав в этот список, недобросовестный поставщик остается там на 2 года, после чего автоматически удаляется. Ведется этот список на официальном сайте. п.8 статьи 3 говорит о том, что Правительство РФ вправе устанавливать приоритет товаров российского происхождения.

7. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках. Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров. Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также – Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223. Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

8. Какие способы закупок можно применять?

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д. Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

9. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

10. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ. Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: - которые уклонились от заключения договоров; - с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. По истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков они исключаются из реестра (ч. 5 ст.ст. 4-5 Закона N 223-ФЗ). В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

11. Будет ли считаться нарушением Закона N223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками. Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность. Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ. В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

12. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу. Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ. Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений. В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения. Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

13. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 44-ФЗ. На заказчиков, которые перейдут на Закон N 44-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения. Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении. Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются. За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ). Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

14. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками. Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке. Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено. На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке. Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

15. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке. Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке. Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки. Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 44-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания ничего не разрабатывать и работать по Закону N 44-ФЗ. С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности. Важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок. Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2019 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье .

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная , в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье .

Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.

ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.

Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.

ФЗ № 223 направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223 способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223 , на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.

Кто подпадает под действие ФЗ № 223

В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.

К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:

  1. Государственные корпорации и государственные компании;
  2. Субъекты естественных монополий;
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  5. Автономные учреждения;
  6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Как было раньше

Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Что не регулирует ФЗ № 223

Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).

Кто может принимать участие в закупке

Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223 определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
  • индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.

Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг

Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.

Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .

Положение о закупке

ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .

Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.

Формирование документов по закупке

В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .

По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).

Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:

  • не превышает ста тысяч рублей;
  • не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.

Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).

Новый реестр недобросовестных поставщиков

Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.

При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.

Обжалование действий заказчика

ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:

  • если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
  • если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.

При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.

С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.

Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?

Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.

И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .

Срок применения Закона № 223 Юридическое лицо При условии, что....

Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности

Дочерние хозяйственные общества

более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

21.12.2011 г.

У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

Валентина Викторовна КОШЕЛЕВА, и. о. руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок: в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в конце прошлого года (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 324-ФЗ), часть юридических лиц была выведена из-под его действия. Тем не менее с каждым годом ряды заказчиков, подпадающих под сферу регулирования Закона № 223-ФЗ, пополняются.

В круг заказчиков, на которых распространяется действие Закона № 223-ФЗ, попадают в том числе государственные корпорации, субъекты естественных монополий, у которых доля выручки от монопольных видов деятельности превышает 10% и доля участия государства в которых более 50%, государственные автономные учреждения, унитарные предприятия. С 2014 года к ним примкнут и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, иные хозяйственные общества, созданные муниципальными образованиями. А в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в число субъектов, применяющих Закон № 223-ФЗ, могут войти и бюджетные учреждения.

О самостоятельности заказчика

Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие правила закупок товаров, работ, услуг: принципы, требования к локальному правовому документу заказчика о закупке товаров, работ, услуг (положение о закупке), отдельные процедурные сроки, требования к содержанию извещения и документации о закупке, отчетность и некоторые другие. Основные же правила игры регламентируют сами заказчики в своих положениях о закупке. То есть заказчики самостоятельно устанавливают способы закупки, процедуры их проведения, требования к участникам, составу заявки, порядок заключения и исполнения договора, заключаемого по результатам закупки. При этом можно сказать, что в настоящее время сложились определенные подходы как в закупочной деятельности заказчиков, так и в работе контролирующего такие закупки органа власти — Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов.

Законом № 223-ФЗ установлена обязанность заказчиков разработать, утвердить и разместить на общероссийском официальном сайте (а это тот же официальный сайт, что и для государственных и муниципальных заказчиков, работающих в настоящее время по Федеральному закону № 94-ФЗ, - www.zakupki.gov.ru) внутренний правовой акт, регламентирующий правила закупки, - положение о закупке. В противном случае заказчики должны применять при закупках Закон № 94-ФЗ. Административной ответственности за несоблюдение данных требований в Кодексе об административных правонарушениях не установлено, однако встречаются случаи, когда антимонопольный орган привлекает заказчиков к ответственности за неприменение положений Закона № 94-ФЗ, возбуждая дела по статье 7.29 КоАП РФ (неправильный выбор способа размещения заказа).

Следует отметить, что многие заказчики не только разместили положение о закупке на официальном сайте, но и, проработав по нему некоторое время, успели неоднократно его изменить в части способов закупок, отдельных технических правок по процедурам и в первую очередь по корректировке и расширению оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом напомним, что в соответствии с пунктом 12 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» на сайте размещается не только измененное положение о закупке, но и отдельный документ, содержащий перечень внесенных изменений. Однако практически никто из заказчиков этого не делает, а размещают лишь положение о закупке в новой редакции.

О разнообразии процедур

В положении о закупке должны быть определены все возможные для использования способы закупки (помимо конкурса и аукциона, которые в любом случае необходимо предусматривать в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) и условия выбора каждого из способов (то есть критерии, которыми будет руководствоваться непосредственно сам заказчик при определении способа закупки конкретных товаров, работ, услуг). Нередко на практике единственным отличием в способах выступает ценовой порог закупки. Так, например, если сумма не превышает 1 млн руб., заказчик может проводить процедуру запроса цен или запроса предложений, если сумма выше, то торги (конкурс или аукцион). При этом различие в конкурсе и аукционе установлено самим законом (это используемые критерии выбора победителя: при проведении аукциона - только цена).

На сегодняшний день на официальном сайте в списке возможных процедур значится более 1,3 тыс. наименований. Наблюдается определенное разнообразие, но, к сожалению, оно сводится только к наименованию процедуры. У одного заказчика в положении преду-смотрен такой способ, как «запрос предложений не в электронной форме», а у другого «запрос предложений неэлектронный». Если уж заказчики посчитали, что в данном случае в процедуре имеются различия, то трудно представить, как в таком разнообразии наименований разбираются поставщики, которые осуществляют поиск нужных им процедур...

Если же посмотреть по содержанию, условиям выбора и порядку проведения, то неторговые способы закупок можно объединить в две группы.

1. Используется только один критерий выбора победителя - цена (такие закупки чаще всего именуются запросами котировок цен, ценовых предложений).

2. Используется несколько критериев - цена, квалификация участника, сроки поставки продукции, срок оплаты и др. (запрос предложений, оферт, коммерческих предложений).

При этом как бы ни старались заказчики в своем положении разграничить торги и неторги (прямое указание на это есть в самих положениях о закупке - оговорка о том, что «проведение процедуры не налагает на заказчика обязанностей по заключению договоров с участниками, подавшими заявки», ссылки на статьи 447-449 Гражданского кодекса, указание на то, что данные процедуры не являются публичным конкурсом согласно статьям 1057–1061 Гражданского кодекса), ФАС России квалифицирует данные закупки как торги. И соответственно рассматривает жалобы по ним в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (см., например, решение Московского УФАС России от 29 мая 2013 г. по делу № 1-00-735/77-13 о нарушении процедуры открытого запроса предложений).

Следует отметить, что в связи с приказом ФАС России от 18 января 2013 г. № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (вступил в силу 7 июня 2013 года) практика в этой части должна измениться, так как в самом приказе прямо устанавливается, что он применяется во всех случаях закупки, за исключением торгов и запроса котировок, жалобы по которым, как было указано выше, рассматриваются в соответствии с законом о защите конкуренции.

О пользе связей

В числе «экзотических» способов закупок, встречающихся на практике, можно назвать, например, такой, как «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей». Суть его сводится к тому, что предложение о заключении договора направляется одному конкретному участнику закупки (без рассмотрения альтернатив) на основании того, что рынок закупаемого товара, работы, услуги изучен и избранный потенциальный участник закупки признан заказчиком лидером на данном рынке, способным предложить наиболее выгодные условия на долгосрочную перспективу. Либо потенциальный участник признан комиссией наиболее добросовестным контрагентом по результатам длительных (не менее года) отношений по аналогичным видам договоров. При этом критериями для оценки могут являться суммы договоров, периодичность сделок, отсутствие претензий к результатам сделки.

Такой способ имеет место, но фактически это прямая закупка у единственного поставщика, просто выделенная в отдельную процедуру. По ней заказчиком также размещаются извещение, документация о закупке, протокол, в котором раскрываются сведения о лицах, «имеющих длительные связи с заказчиком».

О правоте компаний

Заказчик самостоятельно выбирает, какой способ закупки ему использовать. Но тут есть исключение: если продукция включена в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются в электронной форме (постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616), то процедура проводится с использованием только электронного документооборота (в частности, заявки участниками подписываются электронной подписью), также допускается проведение таких закупок на электронных площадках. Так, в указанный перечень вошли канцелярские товары, медицинская аппаратура, услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники и некоторые другие.

В отношении подходов к закупкам в электронной форме заказчиков можно условно разделить на две категории. Первая - это те, которые достаточно давно, еще до принятия Закона № 223-ФЗ, и успешно применяют электронные формы закупок, активно проводят их с использованием электронных площадок, причем как привлеченных (B2B-Center, Сбербанк-АСТ, ОАО «ЕЭТП», торговая площадка «Фабрикант», торговая система «ГазНефтеторг.ру» и др.), так и специально созданных для закупок конкретного заказчика (например, электронной торгово-закупочной площадки ОАО «РЖД»). Вторая категория - заказчики, которые никогда не применяли электронную форму закупки и не собираются этого делать.
Не применять электронную форму закупки им позволяет постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616, согласно которому, если закупка в соответствии с положением о закупке осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), электронная форма может не применяться. Поэтому многие заказчики товары, работы, услуги из перечня электронных закупок внесли в свой перечень закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В числе оснований для прямых закупок встречаются следующие:

  • проведение корпоративных мероприятий;
  • осуществление закупок автомобилей и специальной техники у завода-изготовителя или его официальных дилеров;
  • закупка продуктов питания для организации питания сотрудников заказчика;
  • услуги охраны;
  • закупки по существенно сниженным ценам, когда такая возможность существует в течение очень короткого
  • промежутка времени (сезон скидок);
  • закупки у компании, созданной заказчиком, или, наоборот, закупки у материнской компании;
  • аренда объектов недвижимости и др.
  • Все эти основания допустимы, они прямо не противоречат Закону № 223-ФЗ, но возникает вопрос: являются ли они обоснованными? Если Закон № 223-ФЗ в качестве одного из принципов устанавливает отсутствие необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, то в чем исключительность закупки, например, продуктов питания у единственного поставщика? Почему бы не произвести конкурентную процедуру и не выбрать квалифицированного поставщика, предлагающего качественную продукцию?.. То есть в подобных ситуациях прослеживается ограничение конкуренции между участниками закупки.

    Что касается практики обжалования действий заказчиков в антимонопольном органе, то можно также выделить отдельные наиболее распространенные ситуации. Во-первых, участники жалуются на необоснованное отклонение их заявки либо неправильный допуск конкурентов. Во-вторых, поступают жалобы на содержание документации о закупке (требования к участникам, состав документов, критерии оценки заявок). В-третьих, имеют место нарушения, связанные с процедурными моментами: заказчик не разместил вовремя протокол, не направил уведомление участнику. При этом уже можно говорить, что складывается определенная практика: если заказчик не нарушает собственного положения о закупке, которое разработано в полном соответствии с Законом № 223-ФЗ, то он, конечно же, прав.

    В завершение следует сказать о том, что Закон № 223-ФЗ работает уже почти полтора года, но его эффективность можно оценить, к сожалению, только практикой обжалования и судебной практикой. В перспективе - установление административной ответственности за нарушения в сфере закупок. В проекте изменений в Кодекс об административных правонарушениях предполагаемые размеры штрафов за нарушение положений Закона № 223-ФЗ в несколько раз превышают аналогичные штрафы в области государственных закупок.