Разъяснения и рекомендации в связи с принятием закона о «миссионерской деятельности. Концепция миссионерской деятельности русской православной церкви

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Миссионер (фильм)
  • Миссионеры

Смотреть что такое "Миссионерская деятельность" в других словарях:

    МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридический словарь

    миссионерская деятельность - деятельность религиозных объединений и их представителей; организация публичных мероприятий. Данное понятие содержится в законодательстве ряда субъектов РФ … Большой юридический словарь

    Миссионерская провинция - (швед. Missionsprovinsen) отколовшаяся в 2003 года от Церкви Швеции группа консервативных лютеран, которая в 2005 году обрела статус епархии, а в 2010 году распространила свою деятельность на территорию Финляндии.… … Википедия

    Миссионерская церковь копимизма - Ctrl C, Ctrl V Миссионерская Церковь Копимизма (от англ. copy me «копируй меня») сообщество, выступающе … Википедия

    Международная деятельность Русской Православной церкви - является одним из важнейших направлений деятельности Русской Православной церкви, к рую осуществляет Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (руководитель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл). В структуру… … Религии народов современной России

    ИЕЗУИТЫ - [офиц. название Societas Jesu (SJ), Об во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini… … Православная энциклопедия

    Бхактибхушана Свами - Bhakti bhūṣaṇa Svāmī … Википедия

    Бхагаван Госвами - Бхагаван Даса Госвами Bhagavān Dāsa Gosvāmī … Википедия

    Миссионерский факультет ПСТГУ - Миссионерский факультет Православный Свято Тихоновский Гуманитарный Университет Год основания 1992 Декан Прот. Николай Соколов (декан) Андрей Ефимов (зам. декана) … Википедия

    ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - правосл. миссия в Забайкалье в 1861 1918 гг. В 30 х гг. XVIII в. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия. С нач. XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и… … Православная энциклопедия

Книги

  • , Флоря Б.Н.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге представлена картина религиозной жизни славянских и некоторых других сопредельных обществ… Купить за 597 руб
  • Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия , Сборник статей. В книге представлена картина религиозной жизни славянских и некоторых других сопредельных обществ после принятия ими христианства. Хронологически исследование охватывает столетие с середины X…

От редакции : вопрос о миссионерстве – это один из самых сложных и острых вопросов. С историей миссии неразрывно связано большое количество самых разнообразных стереотипных и полумифологических историй, которые любят использовать для критики Церкви. Вопрос этот остро стоит для каждого верующего: нужно ли проповедовать, как, кому, как должна звучать проповедь? Надеемся, что работы по истории миссионерства профессора Свято-Тихоновского Богословского университета Андрея Борисовича Ефимова, будут полезны всем тем, кто хочет найти для себя ответы на эти вопрос.

Миссия ” (от лат. missio - посылка, поручение) по-гречески звучит как священноапостольство. Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения, когда живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром. Боже ственная Литургия начинается возглашением: “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…” Мы живем в Царстве Божием – в Церкви. Господь говорит Своим ученикам: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” (Ин.14.27). Этот благодатный Божий Мир, которым и в котором живет Церковь, соприкасается с миром непросвещенным, не воспринявшим спасающую благодать Божию. “Свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин.1.5) – свет Христовой Святой Соборной и Апостольской Церкви светит во тьме, в мире сем. И та область, где соприкасаются свет и непросвещенный мир, и есть поле деятельности миссии.

Богословие миссии призвано приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благо датного света в непросвещенном мире. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещае мом благодатью Божией. Нужно описать человека и то, как благодатью Божией он становится членом Церкви, живет, строит свою жизнь в отношении к Богу, к другим людям и к миру. Необходимо изъяснить, как человек может в меру образа и подобия Божия быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Требуется приоткрыть тайны границ Церкви, соотношения Церкви и мира. И тогда на основании православной антропологии, экклезиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапос тольства, возникает миссиология, богословие миссии.

Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос - образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения. Этому Образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов на служение, посылая их на проповедь по два и даруя им благодатную силу благо вествования и исцеления (Лк.10.1-9) . Им даны и совершенные образы доброго самарянина (Лк.25-37) и доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы свои (Ин.10.1-16). Земное служение Господа заканчивалось Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф.28.19).

Полнота благодатной жизни Церкви начинается Пятидесятницей (Деян.2). И здесь же является в полноте миссионерское служение Церкви, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святаго раскры вает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссио нерства:

– проповедь благой евангельской вести должна быть доходчива, понятна; тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим;

– проповедник - лишь сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека. Проповедник лишь помогает слушающему открыть сердце для принятия благодати Духа Святаго;

– проповедь должна вестись на родном языке, - в Пятидесятницу каждый слышал слова апостола Петра, звучавшие на его родном языке;

– миссионерство - это, в конце концов, всегда экзорцизм, изгнание бесов. Свет оттесняет тьму, борется с князем тьмы - диаволом и изгоняет его из души человека. Вспомним слова Ф.М. Достоевского: “В мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей” . Эта борьба не против плоти и крови, и апостол по образу своего Учителя готов отдать жизнь свою за паству свою. Жизнь каждого апостола и миссионера дает нам многочисленные примеры такой духовной борьбы и победы Христовой. Вспомним только слова преподобного старца Силуана Афонского: “Молиться за мир – кровь проливать” .

– “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного” (Мф.5.16) – пример личной благочестивой жизни строиться основа миссионерского служения и долгом каждого христианина. На этой основе - апостолат мирян.

Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: “Хорошо?” - “Очень хорошо”, - ответил мулла. - “А почему же вы не обращаетесь к Христу?” - “Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям”, - ответил мулла.

- делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной сферах. Святитель Николай Японский вы разил это такими словами: “Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие” Ог ромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: “Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1Кор.9.22). Этот завет первоверховного апостола ярко сумел во плотить святитель Иннокентий (Вениаминов). По зову Божиему он проехал тысячи километров с семьей и поселился в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учил алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составил азбуку, перевел Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учил по составленным им книгам и детей, и взрослых. Ему приходилось объезжать свою паству (около 20-ти из Алеутских островов) часто по океану в одиночку на байдарке, обтянутой кожей, он защищал их от произвола чиновников и купцов, учил вести добычу морских котиков так, чтобы их поголовье не сократилось, лечил алеутов и т.д.

Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любв и, и через десять лет после начала миссии в этих местах не осталось ни одного человека, не принявшего православие.

– принцип, хорошо известный каждому миссионеру: с крещением духовный путь, путь просвещения только начинается. Именно так формулировали его и святитель Иннокентий (Вениаминов), и святитель Нико лай Японский, и архимандрит Макарий (Глухарев) и многие другие. Крещением ставится онтологически новый кам ень в основание, на котором предстоит строить храм Духа Святаго.

– последнее условие успеха проповеди: ненасильственное распространение христианства, поскольку насилие отнимает свободу и гасит любовь. В православии, и особенно рос сийском, насильственного принуждения к принятию христианства никогда не было. Была предпочтитель ность в выборе слуг и хозяев, партнеров по торговле или ведению дел, могли быть враждебные или военные действия, имеющие различные мотивы, в том числе и религиозные, но крестовых военных походов с целью массового обращения в православие никогда не было. И если святой Стефан Пермский после нескольких лет жизни в среде зырян один или с ближайшими учениками отправился < сокрушать идолы и кумиры>, рубить священную березу, то пошёл он к вооруженным язычникам безоружный. То же самое происходило в Поволжье с татарами и башкирами в Сибири, и даже тяжелые войны на Кавказе не привели к насильственным крещениям местных на родов.

Были поощрения крестившимся, особенно местной знати, было освобождение от налогов и пошлин, но насилия не было. Политика ненасилия обнаруживает себя во всей истории Русской Церкви и русского госу дарства, и может быть прослежена по инструкциям, постановлениям, посланиям как государственным, так и церковным на различных уровнях церковной и государственной власти. Пожалуй, единственным явным исключением, подтверждающим общее правило, является инструкция Петра I Тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить народы Сибири . После Петра I правительством составлялись снова инструкции о недопустимости принуждения к крещению. Характерно, что, например, в католической мис сии при монастыре в Калифорнии, по воспоминаниям путешественников, в I -ой половине XIX в. индейцев содержали как рабочий скот и на ночь запирали в бараках. Там же велись дискуссии о том, произошли ин дейцы от Адама или от диавола.

Каждый христианин несет в мир радость Благой Вести, радость причастности Воскресению Христову, победе, победившей мир. И эта радость прикосновения любви Божией, которой он делится с другими, стано вится неиссякаемым источником радости о Духе Святом. Ибо от избытка сердца глаголют уста. Свидетеля ми этой благодатной радости были апостолы и все поколения христиан. Потому что православие - это ра дость, радость и радость.

Естественное состояние здорового живого организма Церкви расти. Этот рост во всем многообразии форм изучает история миссий. Русская Церковь в течение тысячелетия просвещает народы Российской им перии и за ее пределами и накопила огромный опыт в этой области. Это связано не только с тем, что территория империи занимала около шестой части суши, и не только с разнообразием народов и малых этнических групп (более 130), населявших эти земли . Всю историю России, начиная со святого князя Владимира, можно рассматривать как борьбу за православ ную государственность. Идея союза Церкви и Государства в решении всех вопросов нашей земной жизни стала национальной идеей российского народа. Опыт истории симфонии Церкви и государства в России уникален. Российская империя в течение многих веков была главным, а временами и единственным оплотом православия, и крушение ее в 1917 году означало постепенное кру шение и остальных меньших “православных миров”.

Российские народы, перенявшие от Византии православие и идею православного государства, приняли и завет Христа - идти до конца Земли с проповедью христианства. То, что не всегда удавалось Византии, удалось России и Русской церкви в течение десяти веков. Удалось создать и сохранить православную империю, в состав которой входили частично или полностью непросвещенные народы и постепенно просве- щать их православной верой. Удавалось за границей при посольствах создавать храмы и центры православ-ного просвещения. Иногда впереди шли православные миссионеры, завоевывая любовь и уважение, а затем начинала действовать дипломатическая миссия. Так, в Пекине через духовную миссию осуществлялось и дипломатическое представительство до 1863 года, пока не появилось русское представительство. Роль духовной миссии в просвеще нии и истории Аляски и Америки, Японии трудно переоценить.

В истории русского миссионерства сияют многие подвижники, святые, послужившие Церкви и народам, населявшим нашу Родину. Их подвигами сеялось и взращивалось зерно православной веры, и на этой закваске поднимались российские народы, российская государственность, российская культура и хозяйство; вся жизнь пропитывалась духом православной веры. На фундаменте православия строились отношения между различными народами, заселявшими Россию, в том числе и с теми, которые придерживались магометанства, буддизма или язычества. Тысячелетний опыт веропроповеднического подвига в самых различ ных условиях, духовенства и мирян, аристократии, государей и простолюдинов, ученых богословов и простых крестьян остается сегодня во многом неизвестным и, как следствие, невостребованным. Нет ни одной целостной монографии по истории российской миссии, кроме маленькой брошюры прот. Е. Смирнова 1904 года .

История российского веропроповедничества начинается с подвигов свв. равноапостольных Ольги и Владимира и Крещения Руси. Российские государственность и культура росли и укреп лялись вместе с Православием. Христианство распространялось по городам, из городов – по рекам – в села, и наиболее интенсивно – вместе с монашеством. Этот этап монашеской или монастырской колонизации Руси был довольно дол гим. За ним последовал период становления и укрепления Российского православного царства, когда миссионерство было признано в качестве в качестве одним из важнейших направлений государственной политике. С окончанием та таро-монгольского ига связано расширение государства, приведения к христианству различных племен Севера, народов По волжья. По мере расширения границ возникали задачи веропроповедничества в Сибири, в Южных и Западных областях. Трудности церковной жизни синодального периода не могли не отразиться на деле веро проповедничества, однако в это же время закладывались основы всей миссионерской работы Церкви: засияли подви гами священноапостольства св. Иннокентий Иркутский, свв. Иоанн и Филофей Тобольские, св. Герман Аляскинский, свв. Филарет и Иннокентий, митрополиты московские, св. Николай Японский и многие другие. Тогда же были основаны внутренние и внешние миссии, создана система подготовки миссионерских кадров, возникли науч ные миссионерские школы и издания, и др. Расцвет миссионерства приходится на вторую половину XIX – начало XX века, до первой мировой войны. Этому существенно содействовало созданное в 1870 году Православное Миссионерское общество, объединившее здоровые силы православной России в деле помощи ве ропроповедничеству. За эти годы было достигнуто очень многое, но и разрушительные явления нарастали.

Соблазны подмен нравственных ценностей, заповеданных Христом антихристианскими лозунгами “свободы, равенства, братства” проникали в Россию с Запада и в течение длительного времени и разрушали в народе православную веру, православный уклад народной жизни, православную государственность в течение длительного времени. Эти разрушительные течения периодически проявлялись во всех слоях общества в различных формах вплоть до восстания декабристов и деятельности террористических орг анизаций. В Россию антихристианский тоталитаризм (в том числе и в демократических одеяниях) шел с Запада, где попытки антицерковных революций сотрясали Европу в течение нескольких веков. В начале XX века уже далеко не весь российский народ жил в Церкви и Церковью, соблазны находили почву, укоренялись. В результате во время великих искушений, во многом связанных с тяготами войны народ не устоял в вере, духовные основы оказались недо статочно прочными, и православная империя пала.

Крушение Российской империи и захват власти коммунистическими организациями сопровождался установлени ем невиданного в истории тоталитарного атеистического режима и гонениями на православие, начиная с 1917 года. Тоталитарному уничтожению подверглись не только верующие христиане, но и христианский уклад жизни, христианская семья, христианская нравственность, христианская культура. Уничтожались и изолировались в лагерях и далеких ссылках духовенство, монашество, интеллигентные православные или просто верующие люди. В результате гонений практически полностью погибли три поколения верных Церкви людей, и оставшиеся в живых православные семьи и интеллигентные священники были редчайшим исключением.

Русская Церковь превратилась в Церковь за решеткой, в Церковь молчания. Но противостояние Русской Церкви атеистическому тоталитаризму всегда имело миссионерский аспект. Молчание ее в советский период временами в лице лучших своих членов время от времени бывало весьма громким. В семидесятые годы идеологическое давление в России начало ослабевать, поскольку высшие партий ные круги занялись более понятным делом - стяжательством. Крушение советского тоталитарного строя произошло мирным путем, но под теми же лозунгами “свободы, равенства и братства”. Советская номенкла тура, вписывающая себя в систему западного мира, причем в качестве его богатейших людей, предложила народу вместо коммунистической идеологии идеи потребительского общества: стяжательство и разврат .

В результате глубокий духовно-нравственный кризис охватил все сферы нашего общества. Духовная опу стошенность стала заполняться псевдодуховными подменами, которым служат десятки тысяч российских и приезжих сектантов и проповедников. В молодежи идет разделение - одни отдаются разврату, культу насилия, стяжательству, вплоть до открытого служения сатане ради жизни по страстям. Другие ищут духовности, сути, которой они не в состоянии определить в силу абсолютной неискушенности в этом вопросе и попадают на удочки всевозможных сектантских подмен. И лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь.

Характерно, что волна антихристианского тоталитаризма прокатилась по всему миру. Попытки установ ления антихристианских тоталитарных режимов были как в Европе, так и в Америке, и в Азии. Крушение Российской империи стало катастрофой для всего православия и привело к крушению других “малых” право славных миров (в Болгарии, Румынии и др.). В шестидесятые годы большинство православных христиан во всем мире оказались в атмосфере притеснений или гонений. Всюду они стал кивались с вызовом духовно враждебной им культуры. В результате разрушения монастырей и духовных школ были подорваны основания ис точников благочестия и духовного преемства. Эта ситуация была осмыслена, как православие в “постхристианском мире”.

Противостояние современному миру бесконечных подмен, явно или неявно “постхристианскому” происходили и в католическом мире. Провозглашенная Вторым Ватиканским Собором (1962-1965гг) открытость католичества секулярному миру и секулярной культуре привела к катастрофе - отпа дению от Церкви многих мирян и духовенства в различных странах Запада. Этот опыт католи чества и попытки аналогичных отношений с современным миром в основном более консервативного правосла вия также были осмыслены как самоубийственные.

В то же время, XX век – век духовной миссии русской эмиграции. В результате крушения России около трех миллионов человек оказались вне Родины. Беженцы, вынужденные бороться за выживание, были носителями православной русской культуры и православной веры. Если складывались благоприятные обстоятельства (например, в г. Харбине, в Париже в тридцатые годы), то быстро возника ли православные общины, строились храмы, организовывались русские школы, училища и др. Одновременно русские несли по всему миру “даже до конца земли” великую русскую православную культуру. В Европе, в Америке, в Азии, встречаясь с язычеством, католичеством или протестантизмом, русские свидетельствовали о высоте и глубине православной веры. Одновременно благодаря диаспоре, разросшейся по всему миру, было покончено с замкнутостью “православных миров”, и православные общины были поставле ны на виду всего мира. Так осуществлялась великая духовная миссия русской эмиграции.

Весь постхристианский Запад “даже до концов Земли” знаком сегодня с Православием, но можно ли надеяться, что хоть один из народов готов был бы принять хрис тианство и войти в Православную Церковь, как это было еще в XIX веке? Здесь крайне важен опыт Православия в Америке. В результате возникновения многочисленных новых православных приходов и объединения их вокруг православной епархии Русской Церкви, окрепшей в начале ХХ века при епископе Тихоне (Беллавине) (впоследствии Патриархе Московском и всея Руси), появилась новая автокефальная церковь - Американская (1970). По явление Американской церкви, как и Японской (1970), явилось качественно новым этапом в миссио нерской жизни всего Православия.

Одной из центральных, главных проблем жизни Американской церкви является проблема взаимоотношения православия и секулярной американской псевдохристианской культу ры. Дело в том, что эклектичная, “синтетическая” современная культура, в значительной мере ориентирован ная на язычество, претендует на всего человека, не оставляя ему реальной свободы выбора - сегодня западный образ жизни и западное видение мира слишком далеко ушли от христианского.

В России внешне ситуация значительно более безнадежная. По мере того как в XX в. Америка, Азия, Европа обогатились сотнями православных приходов, Россия превратилась в духовную пус тыню. Во всей Сибири оставалось несколько действующих храмов. Духовные школы то полностью запрещались, то разрешались, а затем снова подвергались разгрому во время “хрущевских” гонений, надолго пе реживших правление Хрущева.

В чем же отличие жизни Православной Церкви в России и на свободном Западе? Главным отличием является то обстоятельство, что к середине ХХ в. Запад в основном сам отказался от веры и жизни по вере, жизни в Церкви. У нас же только часть народа соблазнилась и отступила от Христа. Другая же часть не отказалась от веры и Церкви в эпоху невиданных гонений и пострадала за Христа. Сейчас непросто описать по дробности этой героической истории гонений, хотя известно очень многое и множество свидетелей еще живы. Общее число пострадавших за веру составляет сотни тысяч, а может быть, и миллионы человек. Сонм новомучеников российских предстоит за нас ныне пред Богом и зовет нас сегодня к труду проповеди веры. Поэтому нет оснований объединять духовные пустыни Запада с посттоталитарной жаждой духовности в России. О возможности духовного возвращения свидетельствуют и первые плоды посттоталитарного веро проповедования, строительства храмов, воссоздания духовных школ, возрождения православных изда тельств, монастырей и многое, многое другое. И главное для нас сегодня – обретение корней в мученическом подвиге за Христа наших отцов и дедов. Если это произойдет, откроются и пути промысла Божия, ведущие к воссозданию православной Руси, этого уникального “православного мира”, живущего идеалами святости, стремящегося к святости, и в этом смысле – святой Руси.

В следственных показаниях епископа Арсения (Жадановского) (на допросе 28 мая 1937 г., дело №2950), расстрелянного на Бутовском полигоне под Москвой в 1937 году (на этом полигоне каждую ночь расстреливали сотни людей), есть такие строки: “Православная церковь в настоящее время находится в очень тяжелом положении… Православная Церковь неоднократно переживала гонения и снова воз рождалась, так и в настоящее время, которое переживает Церковь при советской власти, должно измениться: церкви будут восстановлены, и снова откроются монастыри, советская власть будет свергнута народом, а управлять страной будут только русские верующие люди, преданные Православной Церкви” .

Сегодня наступает время духовного возрождения России, которое провидели многие наши святые. И главная задача – это евхаристическое возрождение православных приходов, на которые обращено пристальное внимание общества. И сегодня каждый монастырь, каждый приход стремится быть тем праведником, без которого не стоит ни одно село, ни один город, ни тем более государство.

Возрождение богослужебной жизни и вхождение в благодатную евхаристическую жизнь Церкви, в Царствие Божие, делает каждого церковного христианина полноценным свидетелем Царства Божия, пришедшего в силе, ставит его в ряды миссионеров. Веропроповедничество жизнью, которая также по мере облагодатствования становится евхаристичной на всех путях житейских, является сегодня основной формой миссионерства, поскольку по причине умножения беззаконий доверие к словам иссякло. Евхаристичность жизни означает также стяжание благодатной любви к страждущему миру и многострадальному народу российскому. И эта любовь не расслабляет христиан, а сообщает им духовную напряженность, позволяющую преодолевать одну из основных трудностей современной жизни – про тивостояние православного и современного секулярного видения мира.

Глубокое воцерковление народа, семьи, возрастание детей в христианских семьях и в храме, воспитание и образование юношества, участие детей, юношей и взрослых в активной приходской жизни позволяет выявить тех, кто способен сейчас к миссионерскому служению. Народ Божий должен сам дать из своей среды миссионеров, стремящихся потрудиться подвигом священноапостольства. Подготовка к служению – это с одной стороны духовное возрастание, а с другой – образование и приобретение навыков, опыта, в том числе опыта участия в жизни храма (богослужебной и внебогослужебной) и опыта общения с людьми.

Веропроповедничество всегда более обращено к сердцу, чем к уму: «Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка бо сердца уста глаголют. И потому тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих, и которая указует как, где и что говорить…» (св. Иннокентий (Вениаминов)) .

Уже сейчас начинается создание центров духовного просвещения – миссионерских центров, работа которых оказывает влияние на все слои населения. Постепенно начинается организация благотворительности с параллельной миссионерской работой для стариков, детей, инвалидов, в больницах, в тюрьмах, в детских домах и др. Назрело время воссоздания православного миссионерского общества в целях консолидации всех здоровых сил для спасения и просвещения российских народов. Необходима организация противодействия пропаганде духовно-нравственного растления, ограничения деятельности псевдодуховных и тоталитарных сект, католичества, протестантизма, магометанства и буддизма в среде с православными духовными корнями.

Православная экклезиология содержит в себе возможности определения основных миссионерских принципов, обязанностей, целей и средств. В основе православного подхода именно евхаристическое понимание Церкви. Церковь как тело Христово есть свидетельство и миссия в обращенности к страждущему миру и человеку. Средоточие жизни и словесного служения Церкви - Евхаристия, которая есть актуализация Царствия Божия, пришедшего в силе, есть служение Самого Иисуса Христа, Который “не отступил… вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Свое даровал еси будущее…” Евхаристия является источником и силой действенного христианского свидетельства. Она и есть совершенный образ священноапостольства и предстояния и жертва бескровная о всех и за вся… И решения всех трудных вопросов современного свидетельства ищутся сегодня изнутри живого евхаристического церковного сознания, обращенного к чаемому явлению Христа в силе и славе…


Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

Преподобный Силуан Афонский. –

В 1706 царь Петр I издал указ: “Сибирскому митрополиту Филофею ехать во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары и в тунгусы и якуты, и в волостях, где найдет их кумиры и кумирницы и нечестивыя их жилища, и то всё пожечь, и их, вогулов и остяков Божиею помощью и своими труды приводить в Христову веру”.(См.: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники 18 века.– СПб, 1905. – С.151.)

Этнографические наблюдения русских моряков, путешественников, дипломатов и ученых в Калифорнии в начале и середине XIX в. //Русская Америка. – М.: Мысль, 1994. –С. 278.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русского населения составляла 44,3%.

Смирнов Е., прот. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии. – СПб., 1904. – 91с.

Свете Тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Т.3. – М.,2002. – С.42.

Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия митрополита Московского – Нью-Йорк, 1990. – С.150-151.

2. Закон вводит понятие миссионерской деятельности.

Важно отметить, что согласно закону, миссионерская деятельность применима исключительно к религиозным объединениям (церквям, религиозным организациям и группам). Личное право гражданина, гарантированное Конституцией РФ (статья 28), на распространение своих личных убеждений данный закон формально не ограничивает. Однако на практике достаточно сложно определить ту грань, которая разграничивает личное свидетельство гражданина и его деятельность от лица религиозного объединения.

Однозначно миссионерской деятельностью от лица религиозного объединения признается: проповедование с раздачей приглашений, литературы и других печатных, аудио- видеоматериалов, а также проповедование с группой верующих (если вас двое или больше).

Вывод : если вы лично кому-то говорите о своей вере, то это формально не запрещено законом. Но если вы приглашаете в конкретную церковь, раздаете печатные аудио- видеоматериалы (то есть действуете от имени какой-то церкви), то такая деятельность признается миссионерской и должна осуществляться в соответствии с требованиями закона.

3. Беспрепятственно осуществляется миссионерская и любая другая религиозная деятельность:

— в культовых зданиях
— в зданиях, сооружениях и помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности, либо арендуемых религиозной организации (при этом в договоре аренды должно быть обязательно указано, что здание (помещение) арендуется для осуществления уставной деятельности)
— на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям, либо арендуемых религиозными организациями.
— на кладбищах и в крематориях

Вывод : в собственных или арендованных здания и помещениях не возникает никаких проблем с проповедованием Евангелия, проведением Богослужений, миссионерской и др. религиозной деятельностью. При этом в договоре аренды обязательно нужно указать, что помещение арендуется для осуществления уставной деятельности религиозной организации.

4. Миссионерская деятельность полностью запрещена в жилых помещениях. Исключение составляет деятельность, предусмотренная частью 2 статьи 16 Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях (речь идет о проведении религиозных обрядов). Это означает, что в жилых помещениях (квартирах, жилых домах) запрещено изучать с неверующими Библию, проводить собрания с неверующими. Сами верующие вправе использовать жилые помещения для проведения совместных Богослужений, молитв, религиозных обрядов (крещения, причащения и др.). Но при этом не должны присутствовать неверующие граждане. (Комм.: Безусловно данная норма нарушает права граждан, гарантированных Конституцией)

Вывод : в жилых помещениях могут собираться для молитвы, Богослужений и религиозных обрядов только верующие. При нахождении в жилом помещении неверующего, проведение религиозных мероприятий запрещено законом.

5. Проповедовать Евангелие, приглашать в церковь, изучать Библию (то есть осуществлять миссионерскую деятельность) вне культовых зданий и собственных или арендуемых помещениях могут без ограничений:

— руководитель церкви (религиозной организации или группы), член Совета церкви (коллегиального органа управления), священнослужитель (пастор, дьякон). При этом они должны иметь при себе удостоверение, выданное религиозной организацией, подтверждающее их статус.

— иные члены церкви при наличии документа, установленного образца (см. в)

Важное уточнение : миссионерская деятельность – это не только проповедование вне собственных зданий и помещений «на улице», а также деятельность через СМИ и Интернет. Это означает, что если вы от имени церкви размещаете в интернете видеоролик религиозного содержания, то в нем проповедовать может только пастор или другой член церкви, у которого есть разрешение. На ролик, в котором только ваше личное свидетельство, и который не связан с конкретной церковью, ограничения не накладываются.

Вывод : пасторы и официальные служители церкви не ограничены в своей миссионерской деятельности вне своих зданий и помещений, а другим членам церкви для проповеди «на улице и в Интернете» необходимо иметь от нее письменное разрешение.

6. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации

Это означает, что вся литература и пр., что выпускает ваша церковь должно содержать полное наименование церкви. Также и та литература, которую вы распространяете должна содержать ваше полное наименование. Формально это означает, что даже Библия, которую подарит ваша церковь какому-то человеку, должна быть с указанием вашего полного наименования.

Вывод : строго следите за тем, чтобы выпускаемая или распространяемая вами религиозная литература содержала полное наименование вашей церкви (религиозной организации или группы). За нарушение предусмотрены штрафы.

7. Религиозная организация несет ответственность за действия своих представителей. Если лицо, которому церковь выдала разрешение, будет нарушать закон о миссионерской деятельности, то ответственность за это ляжет также на религиозную организацию. (Комм.: Безусловно в правовом плане крайне несправедливо возлагать на религиозную организацию такую ответственность, т.к. религиозная организация не имеет никаких рычагов контроля)

Вывод : религиозным организациям нужно быть крайне осторожными с выдачей разрешений на миссионерскую деятельность своим членам. Рекомендуем делать это как исключение. В случае нарушений, религиозная организация будет оштрафована на сумму до 1 миллиона рублей.

8. Религиозная организация при осуществлении своей деятельности обязана указывать свое полное наименование. Это старая норма. Но теперь за нарушение этого порядка предусмотрен большой штраф.

Вывод : в своих или арендуемых зданиях или помещениях должно быть указано полное наименование вашей церкви. Также при проведении выездных мероприятий (конференций, семинаров) должно быть указано полное наименование церкви. Формально при проведении обряда крещения, причащения на природе также должно быть указано полное наименование церкви.

9. Деятельность иностранных граждан. Иностранные граждане могут осуществлять профессиональную религиозную в том числе миссионерскую деятельность только в случае, если официально работают по трудовому или гражданско-правовому договору в религиозной организации. При этом они могут осуществлять миссионерскую деятельность только в том субъекте, где зарегистрирована церковь, а также при наличии письменного разрешения от религиозной организации.

Вывод : иностранные граждане могут проповедовать, учить других, проводить обряды только, если они официально приглашены религиозными организациями и с ними заключен трудовой договор. В иных случаях иностранные граждане могут только участвовать в религиозных мероприятиях, молиться, выступать с личным свидетельством. За нарушения предусмотрены штраф и выдворение.

10. Введен запрет на перевод жилого помещения в нежилое, если этот перевод осуществляется в целях использования помещения для религиозной деятельности.

Вывод : жилые помещения и строения невозможно перепрофилировать под церкви.

11. Штрафы:

За нарушение закона о миссионерской деятельности:
— на граждан от 5 до 50 тыс. рублей
— на церкви (религиозные организации) от 100 тыс. до 1 миллиона рублей
— на иностранных граждан от 30 до 50 тыс. рублей с административным выдворением из РФ или без такового.

За осуществление деятельности религиозной организации без указания полного наименования, распространение литературы и др. материалов без указания полного наименования — от 30 до 50 тыс. рублей

Большой резонанс в обществе вызвали поправки, внесенные в . РФ в настоящее время выходит на новый уровень международных отношений, в которых особую актуальность приобрела борьба с терроризмом. В соответствии со складывающимися условиями были внесены изменения в ряд нормативных актов. В частности, были установлены дополнительные меры обеспечения безопасности в обществе. Действие новых норм началось с 20 июля текущего года. Рассмотрим далее, что говорит Закон о миссионерской деятельности (2016 г.).

Определение

Миссионерская деятельность - это проповедование, сопровождающееся раздачей литературы, приглашений и прочих печатных, а также видео- и аудиоматериалов, в том числе с группой верующих. Проще говоря, если лицо сообщает кому-то о своих религиозных убеждениях, то это формально допускается нормами. Если же гражданин приглашает в конкретную церковь, раздает разъяснительные материалы от ее имени, то его действия расцениваются как означает, что она должна осуществляться строго в соответствии с установленными правилами.

Важный момент

Следует отметить сферу, в рамках которой допускается миссионерская деятельность. Это область общественной жизни, в которой участвуют исключительно религиозные объединения. Ими являются, в частности, церкви, разнообразные группы верующих. При этом индивидуальное право любого гражданина, предусмотренное ст. 28 конституции, на свободу выражения собственных убеждений Закон о миссионерской деятельности не ограничивает. Между тем на практике в ряде случаев весьма проблематично установить грань между реализацией этой возможности и действиями от имени религиозного общества.

Объекты

ФЗ № 374, которым внесены дополнения в ФЗ № 35 "О противодействии терроризму", определены места, где разрешена миссионерская деятельность. Это :


Таким образом, если в арендном договоре будет указано, что объединение ведет деятельность в соответствии с уставом, проблем с законом не возникнет. Однако в любом случае проводимые мероприятия в помещении, здании, сооружении не должны нарушать интересы и права иных лиц.

Ограничения

Рассмотрим, что говорит . В нормах установлено, что проведение мероприятий религиозными объединениями не допускается в жилых помещениях. Однако из данного правила есть исключение. Запрет миссионерской деятельности не действует на случаи, предусмотренные 16 статьей (ч. 2) ФЗ, регламентирующего и работу религиозных объединений. В частности, имеются в виду определенные обряды (отпевание, например). В целом, если говорить , то стоит отметить, что нормы не допускают изучения религиозной литературы, проведения собраний с неверующими в жилых помещениях. Эти граждане не должны присутствовать при проведении обрядов, богослужений, чтении молитв. В жилых помещениях эти мероприятия могут осуществляться исключительно верующими. Однако, по мнению ряда экспертов, данная норма противоречит конституционным положениям, устанавливающим права граждан.

Субъекты

Закон определяет круг лиц, которые вправе без каких-либо ограничений осуществлять миссионерскую деятельность, в том числе изучать религиозную литературу, приглашать в церкви и пр., вне культовых зданий, арендуемых либо находящихся в собственности сооружений. К таким субъектам относят:

  1. Руководителей церкви, религиозного объединения или группы.
  2. Священнослужителей (дьяконов, пастырей).
  3. Члена церковного Совета.
  4. Прочих церковных работников.

При этом указанные граждане обязаны при себе иметь удостоверение установленного образца, выданное религиозным объединением (организацией), которым подтверждается их статус.

Дополнительно

Следует сказать, что миссионерская деятельность - это проповедование "на улице", то есть вне сооружений и зданий, в том числе посредством сети Интернет и СМИ. Соответственно, если размещается видеоролик с религиозным содержанием, то выступать в нем вправе исключительно пастор либо другой церковнослужитель, имеющий соответствующий разрешающий документ. Ограничения не распространяются на материалы, в которых гражданин выражает собственные убеждения и не связан с определенной церковью.

Специфика распространяемых материалов

Печатные, аудио-, видеоиздания, литература, которые выпускаются религиозным объединением и предоставляются другим людям, должны иметь обязательную маркировку. В ней указывается официальное полное название организации. Формально это правило означает, что даже общеизвестная Библия должна иметь соответствующую маркировку с наименование церкви, которая ее распространяет. В законодательстве предусматриваются за несоблюдение этого предписания.

Ответственность

Религиозное объединение отвечает за действия всех своих представителей. В случае, когда гражданин, получивший от организации разрешение, нарушает установленные нормативные предписания, ответственность за это возлагается на нее. Некоторые исследователи считают, что данное положение крайне несправедливо по отношению к религиозному объединению. Обуславливается это тем, что организация не обладает какими-либо значительными рычагами контроля деятельности своих представителей. Установленная ответственность, однако, указывает на необходимость проявлять осторожность при выдаче разрешений тем или иным лицам. Эксперты рекомендуют предоставлять документы гражданам в качестве исключения. Если в ходе деятельности представителей религиозного объединения будут выявлены нарушения, то оно может быть оштрафовано на сумму до 1 млн рублей.

Наименование

Законодательство предписывает указывать полное название при осуществлении ею своей деятельности. Это правило действует достаточно давно, однако в настоящее время за его неисполнение предусматриваются достаточно большие штрафы. Религиозное объединение должно указывать свое название на сооружении/здании, где оно проповедует, а также в местах, где проводятся выездные мероприятия (семинары, конференции и пр.).

Деятельность иностранцев

Граждане, являющиеся подданными иных государств, вправе проводить профессиональные религиозные мероприятия, если официально трудоустроены в соответствующей организации. Они должны, таким образом, заключить трудовой либо гражданско-правовой договор. Иностранцы при этом могут осуществлять деятельность миссионерского характера только в пределах региона, в котором зарегистрировано религиозное объединение, и при наличии соответствующего разрешения, выданного организацией. Таким образом, граждане зарубежных государств могут проповедовать, проводить обряды, учить других, изучать с ними литературу, если официально приглашены в Россию, и с ними заключен договор. В случае нарушения предписаний виновным субъектам грозит штраф и выдворение за пределы страны.

Санкции

Виновные в нарушении Закона о миссионерской деятельности привлекаются к ответственности. Нормами установлены следующие штрафные санкции:

  1. Для граждан - 5-50 тыс. р.
  2. Для религиозных организаций, церквей - 100 тыс. р. - 1 млн р.
  3. Для иностранцев - 30-50 тыс. р. Дополнительно может быть применена такая мера, как

В случае если ведет свою деятельность, распространяет литературу и прочие материалы без указания полного названия, ей грозит штраф в развере 30-50 тыс. р.

Давайте поговорим о том, кто такие миссионеры и чем они занимаются. Ведь данный вопрос часто становится причиной ожесточенных споров как среди верующих, так и среди тех, кто причисляет себя к атеистам. А происходит это потому, что люди попросту не обладают необходимыми знаниями о миссионерстве.

Что такое миссионерство?

Само слово пошло от латинского mission, что в переводе значит «поручение» или «послание». В традиционном понимании миссионер - это человек, который желает донести свою религию до инаковерующих. При этом различают два типа посланников: одни работают исключительно на территории своей страны, а вторые пытаются добиться успеха за ее пределами.

Следует заметить, что миссионерство считается привычной нормой для большинства мировых религий. Однако лучше всего оно развито в христианстве, исламе и буддизме.

Первые миссионеры

Библия уверяет нас в том, что первыми миссионерами стали апостолы Иисуса Христа. Именно они создали то учение, что впоследствии превратилось в целую религию - христианство. Самым известным из них является апостол Петр. По преданиям, он принес благую весть в Самарию, Кесарию, Вавилон и Рим.

Практически везде, где он появлялся, стали возникать христианские общины. Некоторые даже приписывают ему создание первой римской церкви. Но историки опровергают это утверждение, так как в существующих летописях об этом ничего не говорится. Также ученые уверены в том, что именно Петр является автором евангелия от Марка.

Развитие проповеднической деятельности

Многие ошибочно полагают, что пик развития миссионерства попал на средневековье. В действительности все было совершенно наоборот. Ведь частые крестовые походы привели к тому, что мавры и сарацины на дух не могли переносить христианских проповедников. Для них миссионер - это тот же захватчик, которого в лучшем случае не слушали, в худшем - отправляли на пику.

Поэтому в эпоху средневековья христианские монахи стремились отправиться далеко на восток. Через Шелковый путь они попадали в Китай. Здесь новое учение воспринималось не так агрессивно, но все равно очевидного прогресса не было. Причиной тому слишком большая разница в культуре, а также то, что китайский язык смогли освоить лишь самые одаренные.

А вот мусульманские миссионеры в это время только укрепляли свои позиции. Их главной целью стали кочевые народы, которые не имели тоталитарной религии. Подобная тактика привела к тому, что мусульманский мир начал одолевать христианский, несмотря на то, что у последнего была значительная фора во времени.

Эпоха колонизаций

После укрепления колониальной политики Европы в XV-XVI веках начался второй рассвет миссионерства. Католические проповедники вместе с испанскими конкистадорами отправились покорять Новый свет. Однако на тот момент их цели были далеко не христианскими.

Вера была лишь предлогом для того, чтобы развязать очередную войну с индейцами. А миссионер - это главное орудие в этой войне. Ведь именно он предлагал диким племенам новую религию и, если те отказывались, обвинял их в язычестве и ереси. А убийство еретиков греховным не считалось.

Православные миссионеры

В Киевскую Русь миссионерство пришло вместе с христианством. Изначально обучали слову Божьему лишь тех, кто жил в непосредственной близости от столицы. Но с годами их учение разошлось по всей земле русской. Такой успех был обеспечен прежде всего тем, что им покровительствовал сам князь.

Известные миссионеры

Проповедническая деятельность всегда была сопряжена с большим риском. Во-первых, приходилось проходить тысячи километров пешком, что нередко заканчивалось серьезными травмами и болезнями. Во-вторых, большинство язычников агрессивно воспринимало новое учение, иногда даже доходило до того, что они убивали посланцев.

И тем не менее с позиции церкви миссионер - это святой человек. Поэтому многие христиане по доброй воле шли на подобный риск. Некоторые из них даже заслужили особое место в истории, так как смогли сделать невозможное.

Например, одним из самых известных миссионеров считается Поликарп. В начале первого века он пронес свет христианства по большинству азиатских стран. При этом он неоднократно оказывался на волоске от смерти, но ни разу не отступил назад.

Не менее известной является шотландка Мэри Слессор. В конце XIX века она первой отправилась в Нигерию, дабы обучить местных жителей Святому писанию. Позже она основала там бесплатную школу, которая помогала бедным детям получить столь необходимые знания.