Символическое значение орнамента в национальных костюмах британцев. Орнамент русского народного костюма. Его связь с охранной магией

В народе говорят «своя рубаха ближе к телу». Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления...Стоит отметить, что одежда, изначально появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму, знак в контексте русской культуры.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам. Двигаясь во времени, на разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает - обучение толкованию символов.В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по - праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях.
Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце», и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.
С точки зрения мифологического сознания космос разделяется на два мира - сакральный (священный) и профанный - реальный (от лат. Profanus - непосвященный, лишенный святости, а также нечестивый, зловещий, кощунственный, нечистый). Поэтому неудивительно, что на русских народных одеждах такое изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром.Представлениео солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо - бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например как, радуница - это весенний обряд, день поминовения предков, обряд «Вешник» - «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Связь с водой имела языческая богиня Макошь - один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов.Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». И у современного читателя щемит сердце, когда он читает строки в «Слове о полку Игореве» о гибели одного из воинов: «…един же изрони жемчужну душу из храбра тела, через злато ожерелье». Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол-первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу. Орнамент на одежде чаще всего вышивался. «Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия.

Многое не разгадано, а столько еще «открытий чудных» таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений», - утверждает В. Вардугин.При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро и микро конструктивную основу костюма и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символическое значение. Орнамент, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности. Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах. Орнамент, размещенный на отверстиях одежды: по горловине, рукавам, подолу, как говорилось выше, имел значение оберега и связан с охранной магией.Объем данной статьи не позволяет широко обсудить все многообразие знаков и символов, встречающихся в орнаментации русской народной одежды. Поэтому, проведя параллель между оберегами и орнаментом как оберегом, мы рассмотрим основные постулаты магии, сформулированные современными исследователями. На их основе построены не только орнаментальные композиции, но и композиция костюма в целом.
Вот они:
1. Подобное производит подобное - это закон подобия.
2. Вещи, соприкоснувшиеся друг с другом, после этого продолжают взаимодействовать на расстоянии - закон соприкосновения и заражения. Для первобытного человека часть - то же, что целое. Если, к примеру, персонаж переоделся в чужую одежду - он отождествляется с ее владельцем. «За сменой облика стоит смена роли, затем - сущности.

В основе всякого ряжения лежит семантический принцип. (Его легко сопоставить с семиотическим значением одеждыи переодевания как таковых). Еще один принцип магии - симпатия. О нем писал Л.Леви-Брюль: «Симпатический принцип означает «увлекать за собой», подбадривать, учить, но вместе с тем принуждать, в смысле физического воздействия». Исходя их этого принципа магии, вещи, «благодаря тайной симпатии, связаны между собой и воздействуют друг на друга на расстоянии».Поэтому считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты.Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, была связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли. Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские. На местах раскопок нередкой находкой является фигурка коня (чаще в женских погребениях). Конь, согласно верованиям древних славян, является символом добра, счастья, мудрости богов. Также мы помним, что культ коня связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах-коньках. Славянки носили их у левого плеча. И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток, т.к. все тот же Даждьбог дважды в сутки (т.е. утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами.

Встречаются даже обереги - тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки. Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача - привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство. И женщины, и мужчины носили обереги - топорики, отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины - у плеча, мужчины - у пояса. Топор - символ Перуна, Бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы.Только мужчины носили миниатюрные копии мечей, ножей, копий, ножен.Круглые женские подвески-обереги - это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы - белые сплавы (холодные, как сама луна).

Это серебро, серебро с оловом, реже — бронза.Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией.Зачастую этнографы прибегают в своих интерпретациях архаических символов к методу аналогий. В.Тальбитцер, изучая эскимосов восточного берега Гренландии в 20-х годах XX века, писал: «Амулеты освящаются при помощи формул и заклинаний…Они становятся живыми. Специализированную формулу мы находим в веровании, что амулет, в виде ножа или другого орудия, внезапно в момент опасности начинает расти в своих размерах и самостоятельно выполняет акт убийства». Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны.Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они - персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов. «В них отражаются оппозиции: мужское-женское, день-ночь, тепло-холод, положительное-отрицатеольное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны - следить за ростом зеленых насаждений. Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом.Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.

Список литературы:

1. Вардугин В. Русская одежда. - Саратов: Религиозное приволжское изд-во «Донская книга», 2001

2. История русского орнамента X-XVIвеков. ред. С.Ю. Ивлев, М.: Арт родник, 1997

3.Калашникова Н.М. Семантика народного костюма.-СПб. [б.и.] Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд XI-XIIIв.в.-СПб.: изд. Прохоровым Спб.Тип. Акад.наук, 1887

5. Серов Н.В. Цвет культуры. - СПб.: «Речь», 2004

6. Стасов В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. - СПб.: [б.и.] ,1887

7. Стрекалов С. Русские исторические одежды от 10 до 13 века.СПб.: [б.и.], 1877

8.ХимикО.Я., Художественная культура первобытного общества. - СПб., 1995. С 37

9. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. — М.,1937.С.33

В предыдущей статье рассматривались значения слов «орнамент» и «узор». В отличие от слова «орнамент», «узор» – исконно русское слово, так же как и слово «украс».

Русские узоры красивы сами по себе, ведь они наносились на окружающие предметы для того, чтобы нести не только обережную, но и энерго-информационную, гармонизирующую функцию.

Но особенно тщательно наносились узоры на одежду. Обережная символика защищала края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Например, разрез русской рубахи – косоворотки как раз проходил над сердцем и поэтому был обязательно покрыт определёнными узорами. Может быть поэтому, рубашки эти не забыты, а интерес к ним растёт, не смотря ни на что.

Изначально, рубаху мужчине шили и вышивали только близкие женщины. Женщины сами шили и вышивали рубашки -вышиванки своим мужьям и сыновьям, Это либо бабушка и мать, либо невеста и, впоследствии, жена. Потому что важна каждая мелочь.

Ибо каждая мелочь оставляла свой след в творении.

Время: глухою зимой, весёлой весной, жарким летом или смурной осенью. На растущей луне или на убывающей. Ночью при лучине или утром на восходящем солнышке.

Место: чернозёмная степь или зелень лесов, синь морей, рек и озёр или гор гряда.

Настроение мастерицы: о чём думает, что поёт, что желает будущему владельцу рубахи.
Какого роду-племени владелец будущий. Кто он – мальчишка, юнец, али добрый молодец.

Всё это гармонично воплощалось в виде узоров. Взглянешь на такое чудо рукотворное и всё о человеке знаешь, но причинить ему зла не можешь. В рубахах росли богатыри на Руси.


Чем затейливей узор – тем более интересный человек пред тобою.

Но не только на рубахе были узоры.
Узоры на очелье защищали от иных сил голову.


А одним из самых важных элементов одежды был пояс. Пояса были разной ширины и длинны, узоры на них были разные. Защищали они нижнюю часть человека, и ходить без пояса было нельзя. Человек без пояса был уязвимым для воздействия, часто бывал одержим и приходил в буйство. До сих пор у нас осталось в русском языке выражение – РАСПОЯСАЛСЯ!

Так же как и осталось выражение ОПРОСТОВОЛОСИЛАСЬ!
Это выражение про женщину без головного убора. После замужества волосы женщины тщательно прятались под головной убор, и без головного убора появляться на людях ей было нельзя. И поэтому разновидностей головных уборов было великое множество: самые разнообразные кички (кики), повойники, моршени, борушки, а позже сороки, кокошники и так любимые всеми русскими женщинами платки. Кокошники и платки могли носить и девицы.

Друзья, приветствую!

Как и обещал, эту статью посвящаю местам размещения узоров и орнаментов на традиционной русской одежде. И в частности, на женской рубашке, рубахе.
Рубашка без узоров не так красива, согласитесь.

А вот рубаха с вышивкой — это загляденье. В Украине такую рубаху называют вышиванкой.

Вид и тип узоров определялся назначением рубахи и одежды в целом. Она была будничная, праздничная, обрядовая и свадебная. Так же надо осознать, что наши предки не просто украшали одежду и «придавали ей эстетический вид», а они отображали окружающий мир, свои представления о нем и взаимоотношения с этим миром.

Например, вот что писал академик Борис Александрович Рыбаков в своем труде «Язычество древней Руси»:
«Обратим внимание на то, что и в архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в её изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека».

Поэтому, не случайно, местами расположения узора были:

Ворот — 1,
оплечья и плечи- 2,
рукава – 3,
подол — 4.

Ворот обычно украшался узкой полосой тканья или вышивки, позднее — аппликацией из ярких полос ткани.


На старинных рубахах вся нагрудная часть расшивалась плотным орнаментом, а в более поздних была составлена из кусков кумача, тесьмы.
Иногда встречаются довольно интересные попытки реконструировать русскую рубаху.


Оплечья, плечи расшивались обережными орнаментами. Орнаментами защищались края ткани и швы.


В традиционных женских рубахах спина орнаментами не расшивалась (скорее всего из соображений удобства и практичности). Для защиты спины использовались расшитые накидки и платки. То, что Вы видите на фото — современное веяние.


Нередко сплошь орнаментированные рукава оказывались наиболее украшенной частью рубахи.


Свадебная рубаха праву считается самой красивой. Расшитая сложными витиеватыми узорами, главное место среди которых неизменно занимал красный орнамент, эта рубаха готовилась специально для праздничного торжества. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Русская женщина надевала ее на праздники до рождения первого ребёнка, а потом по обычаям бережно хранила.

С особой тщательностью украшались праздничные и обрядовые рубахи.

Наиболее интересными с точки зрения орнаментов были обрядовые рубахи.


Общие покосы для всей деревни были не только работой, но и праздником. Девушки и женщины надевали обрядовые, покосные рубахи — «покосницы».
Покосница — старинная рубаха. Простая и удобная для работы.
Верхняя часть у такой рубахи шилась из тонкого белого льна, рукава у нее широкие, как правило, укороченные. Ширина вышитого узора на подоле иногда достигала тридцати сантиметров и более. На подоле, как правило, были вышиты древнейшие из орнаментов и узоров — календарные.


Я не претендую на истину, я всего лишь её ищу, так же, как все. Понимаю, что мнения-суждения об одном и том же вопросе могут быть различными. Буду приветствовать, если возникнет аргументированное мнение отличное от моего.

Однако, я считал и считаю, что искателям традиционности истинной в нашей культуре и одежде, как части её, надо обратить внимание на Русский Север. Почему — про это должна быть отдельная, историческая статья, но если говорить в двух словах (языком образов, языком сказки) — кощеи не смогли захватить Русский Север. А потому там и сохранилось то, что было испокон веку.

По словам Людмилы Фёдоровны Кислухи – исследователя культурных традиций в одежде Русского Севера — слово «рубаха» и рубашка употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды, а так же в зависимости от назначения рубашки.

О других видах традиционной одежды и названиях – в следующих статьях.

История костюма, доспеха

Традиционная символика в славянской вышивке и обереги

Древние образы в народном искусстве. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах. Шли века - русская вышивка не изчезла, переходя из поколения в поколение.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному:великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, легкая верхняя одежда, головные уборы и платки.

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в ее изготовлении участвовали предметы, обильно снабженные заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишневый, кирпичный... Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счетные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счетные швы, как "роспись", "набор", "счетная гладь".

Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой. Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо "работает" при использовании древних символических узоров - при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.

Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!

Внимание! Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь - иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалу, из которого сделаны нитки, - не надо в одном узоре использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий.


Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки: традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол). Нетрадиционные, то есть любые, выполняющие разные защитные функции:
- защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;
- защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;
- голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности.

Обереги своими руками

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила. Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя. Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. Правило третье. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

Кстати, тут и придумывать-то ничего не надо: самые сильные супружеские обереги - это обручальные кольца. Правда, лучше, если они будут, как встарь, серебряными, а не золотыми. К тому же обручальные кольца обязательно должны быть гладкими, без всяких узоров и камней. В отличие от других магических предметов обручальные кольца теряют значительную часть своей магической силы от вставок из камней, даже драгоценных. Обручальные кольца нужно носить постоянно, не снимая их даже во время сна. Снятое хотя бы одним из супругов кольцо ослабляет защитные силы, настолько неразрывно слиты воедино эти кольца. Это пример так называемых парных магических предметов.

Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете. Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей. Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать.

Обережная вышивка детской одежды славян

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребенка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережет ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) поневу, мальчику полагались первые штаны-порты.


Так как для детей до трех лет одежда была часто переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Ее менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции еще и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нем защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребенка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного черный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить свое чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зеленый цвета – синий защищал от гибели от стихий, зеленый – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.


Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня ее рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремесел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремесел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги. Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определенными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребенку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны. Кроме вышивки на одежде часто детскими оберегами служило множество предметов, которые вешались над колыбелью малыша, кроватью девочки или мальчика, потом носились на плече или на поясе. Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Орнаменты

Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.

Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. А также: волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в нее.

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.


Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание - оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов, террористических актов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.


Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода, украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дома.

Мы сегодня практически утратили навыки повседневной защиты, которые использовали наши предки. И это вряд ли может способствовать нашей спокойной жизни. С исчезновением прочной повседневной защиты мы оказываемся весьма легкой добычей для недоброжелательных сил из теневого мира. Они легко проникают в нашу жизнь, а мы чаще всего даже и не замечаем этого. Ходим по врачам, жалуясь на слабость, раздражительность, бессонницу, общее недомогание, на то, что "что-то не то со мной, доктор, творится". А чем нам может в этих случаях помочь доктор? Да ничем - подобные недомогания вовсе не его профиль.

Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега (подробнее о цветах будет рассказано в конце статьи).

Какие же обереги могут нам пригодиться? Разумеется, наиболее сильными будут обереги ваши личные, передаваемые в семье по наследству: серьги, кольца или перстни, бусы - любая вещь, которая, по преданию, приносит счастье в семейной жизни. Чаще такие предметы передаются по женской линии - кольца и серьги, по мужской реже - ножи, пряжки для ремней. Если в вашей семье таких вещей нет, их придется выбирать самим, а это непросто, если вы не обладаете ярко выраженными экстрасенсорными способностями. Поэтому поговорим о самом простом, но в то же время и очень эффективном средстве. Это - обережные вышивки. Вышивать следует цветы и фигурки, несущие традиционный охраняющий смысл: силуэты коня, собаки, петуха или сказочной птицы с женским лицом. Эти символы родом из времен культов почитания языческих богов и символизируют дружественных нам оберегающих магических существ. Особенно удобно использование обережных вышивок и аппликаций для детской одежды, так как малышам тяжело постоянно носить бусы, кольца или браслеты.


ЗНАКИ

1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, "хляби небесные" - горизонтальными.
2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
3) Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
5) Крада ("решетка") – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).
7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески "лунницы".
8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.
13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.


БОГИ

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.
Чеще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями - Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

1) Бык – знак Велеса.
2) Волк – знак Ярилы.
3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
4) Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
5) Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.
6) Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
7) Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
8) Медведь – знак Велеса.
9) Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
10) Орел – знак Грома, Перуна.
11) Петух – знак Огня, Агуни.
12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что "трезуб" (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.
13) Кукушка – знак жизни, Живы.
14) Козел – знак плодородия, плодовитости.
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

ЦВЕТА

Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона "третьего глаза"), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зеленый – Растительность, Жизнь.
4) Черный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.



Орнамент одежды, конечно же, должен ее украшать, но, оказывается, изначально он выполнял и иную функцию. Орнамент в русском народном костюме являлся неким защитником от злых сил, оберегом, своеобразным талисманом. Именно поэтому рисунок орнамента располагается не где попало, а в местах, где края одежды переходят в открытую поверхность кожи, так сказать незащищенную. Это воротник, манжеты, подол. В этом орнаменте вышивальщицы заключали тайные знаки, идеограммы, которые они подбирали для каждого владельца индивидуально. Эти знаки должны были защищать носящего одежду от внешнего врага и от случайной беды. Отсюда и крылатое выражение «Он и своей рубахи не пожалеет». Так говорили о человеке крайне щедром, который готов отдать свою рубаху, а вместе с ней и всю свою защиту.

Значение узоров

Само слово «узор» является производным от слова «зоря» - устаревшее русское слово, означающее заход солнца и момент появления звезд на небе. Все рисунки , изображавшиеся на орнаменте народного костюма, очень символично отражали видение мира народа того времени. То, как они воспринимали космос, солнце, звезды и свое место во всем этом. Например, нередко изображался бегущий белый конь на фоне звезд. Конь символизировал собой солнце, поэтому он и был в звездном окружении. Также нередки изображения весеннего бога солнца Ладо.

Обряды, существовавшие у народов в то время, тоже получили отражение в орнаменте народного костюма. Например, весенний обряд – радуница, праздник Ивана Купалы и другие. Менялось содержание орнаментального рисунка и в зависимости от того, где он располагался. Если это был подол, то есть часть одежды, располагающаяся ближе к земле, то на нем изображали ромбо- и крестообразные композиции, означающие землю, плодородие, огонь. Если же это были узоры на головных уборах, то есть, ближе к небу, то вышивали знаки, олицетворяющие солнце, небо, птиц и так далее.

Все эти факты дают основания для того, чтобы сделать вывод о сильной связи прошлой культуры, миропонимания с культом природы. А также орнамент отображает представления народа данной культуры о своем бытие. По сути, это был своеобразный продукт народного творчества, мироощущения и мыслей. Орнаментальная вышивка была одним из первых магических кодов человечества, который передается из поколения в поколение и тем самым не дает забывать нынешнему поколению о своих предках и о том, как они жили, чувствовали и во что верили.