Важнейшие сведения о посте в месяце рамадан. Интимные отношения в месяце Рамадан. Нарушается ли пост при рвоте

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост » (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах » (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается » (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся) » (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).

1. Вырывание.

От самостоятельного вырывания пост нарушается, если даже уверен, что назад в горло ничего не вернулось. Некоторые алимы говорят, что если убежден в непопадании обратно в горло чеголибо, пост не нарушается. Если мы, не сполоснув рот, проглотим слюну, пост нарушается, ибо вырванное относится к наджасе (нечистотам). Если же самопроизвольно вырвать, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть. Подобна вырыванию и отрыжка. Если при добровольной отрыжке из желудка в ощутимое место рта что-то попадает, то его пост нарушается. Ощутимым местом рта считается место, откуда мы выговариваем букву «х».

Это по мнению имама Рафии. А имам ан-Навави говорит, что место, находящееся перед тем местом, где выговаривается буква «х», считается ощутимой частью рта. Последнее пояснение считается достоверным. Если при самопроизвольной отрыжке что-то попало в рот, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть и очистить от нечистот (наджаса). Если нечаянно в горло попадет муха и имеется опасность вреда от нее, ее (муху) можно вывести, а при обязательном посте этот день нужно возместить. Подобно этому и вырывание по указанию врача в лечебных целях. Вырывать можно, но при обязательном посте нужно возмещать. Пост нарушается, если добровольно вырвать хоть немного.
Если мы отхаркаемся добровольно и оно выходит из горла, то пост нарушается. Харканье, вызванное из верхних ноздрей, и которое, не попав в рот, попадет в горло, пост не нарушает. Любое харканье нужно выплюнуть, но если при отсутствии возможности выплевывать проглотить, пост не нарушается. Если при наличии возможности выплюнуть
не выплюнутое харканье попадет внутрь, по достоверному слову пост нарушается (имам Рамали. «Шархуль минхадж»). Имам аль-Газали пишет: «Если человек проглотит харканье, исходящее из горла или легких, пост его не нарушается, если он его не вернет со рта назад. Если со рта вернет назад, т. е. проглотит, пост его нарушается».

2. Половое сношение.

Независимо от того, с кем сближаешься (с человеком или с животным), в половой орган или в задний проход, по мазхабу имама аш-Шафии пост нарушается. Если войдет в отверстие та часть члена, которая выявляется при обрезании, портится пост и это действие считается половым сношением и необязательно, чтобы произошло семяизвержение. Пост нарушается у обоих лиц, совершивших половой акт. Пост того, кто ночью, переспав с женой, не успел совершить полное омовение до рассвета, не нарушается. Если по забывчивости о посте совершит близость с женой, тоже не портится пост. Но если у человека при мыслях о близости и обозрении происходит семя извержение, от этих обоих действий пост нарушается. Также нарушается пост у того, кто, зная о семяизвержении, повторным обозрением вызвал его. Если происходит семяизвержение при дотрагивании до полового члена, тоже пост нарушается. Если при почесывании чесотки на половом члене происходит семяизвержение, пост не нарушается. Если от возбуждения после поцелуя жены произойдет семяизвержение, пост нарушается.

3. Вызывание полового возбуждения.

Греховно делать что-либо, что возбуждает человека во время поста. Если даже он и не возбуждается, все равно лучше не совершать этих действий. Подобно поцелую рассматривание и мысли об этом, т. е. половое возбуждение греховно, если и не нарушается пост.

При половом возбуждении человек не застрахован от семяизвержения или полового сношения. По мазхабу имама Малика постящемузапрещается (харам) целовать жену, по другим мазхабам если выйдет не семя, а жидкость, по трем мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Ахмада - нарушается. Если при страстном рассмотрении произойдет семяизвержение, по трем мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Малика - нарушается. А если по незнанию в тело войдет предмет, пост не нарушается у того, кто только принял ислам или вырос вдали от алима, т. е. незнание как оправдание рассматривается только у таких людей.
В понятие внутренность тела входят горло, мозг, кишечник, мочевой пузырь, продырявливание живота, раскрытие черепа, ушное отверстие, отверстие на молочной железе (грудь), переднее или заднее отверстия.

От курения тоже пост нарушается. От того, что дым сожженного для благовония предмета дойдет через нос до мозга, пост не нарушается. Также не нарушается, если от соприкосновения языка с чем-либо вкус дойдет до горла, но от того предмета не отделится ничего. При закапывании капель в ухо и употреблении нюхательного табака пост нарушается. От проникновения в половые органы или задний проход пальца
или другого предмета тоже пост нарушается.

От введения в отверстие молочных желез (груди) иголки или спичинки пост нарушается, также портится и при введении этих предметов в половой член мужчины. Границей, нарушающей пост для вышеперечисленных органов, является: для ушей - место от сужения и внутрь; носа - начало верхней кости; мужского полового члена - от места, которое выявляется при движении, для женского полового органа и заднего прохода - место, глубже того, что положено вымыть при обязательном мытье и подмывании. Мужчине и женщине при подмывании нужно остерегаться проникновения хоть и малой части пальца вовнутрь. Если геморрой самостоятельно или пальцами вернуть внутрь, пост не нарушается. Пустотами тела не считаются костный мозг или внутренняя часть ляжек. От проникновения по ним чего-то вовнутрь пост не нарушается. Если снаружи вовнутрь что-то проникнет по нетрадиционным путям, пост не нарушается. Например, если по отверстиям на коже или из-под корней волос проникнет что-либо внутрь, пост не нарушается. Если вкус от лекарства или сурьмы на глазах дойдет до горла и этим изменится цвет слюны или харканья, пост не нарушается, так как это дошло до горла не по открытым наружным путям. Но если мы проглотим слюну с изменившимся цветом или вкусом, пост нарушается. По мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы накладывать сурьму на глаза постящему не воспрещается, а по мазхабам имамов Малика и Ахмада - порицается
(макрух), по их мнению, если вкус этой сурьмы дойдет до горла, пост не нарушается. Мухаммад Хаджар в «Хашияте Фатхул аллам» пишет: «Равно как не портит пост проникновение через кожу вовнутрь чего-либо, не портят пост и уколы внутримышечные и внутривенные».

Для нарушения поста по всем этим вышеперечисленным случаям нужно, чтобы все происходило добровольно, по собственному желанию.Если эти правила будут нарушены по забывчивости или под принуждением, пост не нарушается. Также пост не нарушится, если эти действия совершит новообращенный мусульманин или тот, кто находится вдали
от алимов и не имеет возможности для переезда к ним, и совершит их по незнанию, или большинство вопросов, нарушающих пост, бывают нераскрыты для большинства простолюдинов и совершают они эти действия по незнанию.

Для принятия поста существуют четыре условия: поститься необходимо целый день; постящийся должен быть мусульманином (пост неверующего и отошедшего от веры (муртад) не принимается); сознательный (пост умалишённого не считается); женщина должна быть чиста от месячных и послеродовых выделений (пост, соблюдающийся в период месячных и послеродовых выделений, не считается).

Этим трём вышеперечисленным пунктам условие сохранения поста на целый день необходимо, поэтому в световой день, в каком бы малом промежутке времени человек не являлся муртадом, умалишённым, в месячных или в послеродовых выделениях, пост их нарушается.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?

Хоть малое время светового дня должно пройти трезво (пост человека, который целый день прошёл в пьяном состоянии или без сознания, не засчитывается). Но пост того, кто целый день проспал, считается, потому что он может проснуться, если его разбудить. Имам ар-Рамали говорит: «Если часть дня человек будет нетрезв или без памяти, то это не помешает посту» . В «Шархулиршаде» Ибн Хаджар и Ибн Касим говорят, что если не по своей вине (силой влив в рот) человек целый день будет пьян или без сознания, то пост его не нарушается.

Действия, нарушающие пост

Действия, нарушающие пост, делятся на несколько групп.

Рвота. От произвольной рвоты пост нарушается, если даже уверен, что назад в горло ничего не вернулось. Некоторые алимы говорят, что если убеждён в непопадании обратно в горло чего-либо, пост не нарушается. Если мы, не сполоснув рот, проглотим слюну, пост нарушается, ибо рвотные массы относятся к наджасе (нечистотам). Если же непроизвольно вырвать, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть. Подобна рвоте и отрыжка. Если при добровольной отрыжке из желудка в ощутимое место рта что-то попадает, то его пост нарушается. Ощутимым местом рта считается место, откуда мы выговариваем букву «х». Это по мнению имама Рафии. А имам ан-Навави говорит, что место, находящееся перед тем местом, где выговаривается буква «х», считается ощутимой частью рта. Последнее пояснение считается достоверным. Если при самопроизвольной отрыжке что-то попало в рот, пост не нарушается, но рот нужно сполоснуть и очистить от нечистот (наджаса).

Если нечаянно в горло попадёт муха и имеется опасность вреда от неё, её (муху) можно вывести, а при обязательном посте этот день нужно возместить. Подобно этому и вырывание по указанию врача в лечебных целях. Вырывать можно, но при обязательном посте нужно возмещать. Пост нарушается, если добровольно вырвать хоть немного. Если мы отхаркаемся добровольно и оно выходит из горла, то пост нарушается. Харканье, вызванное из верхних ноздрей, и которое, не попав в рот, попадёт в горло, пост не нарушает. Любое харканье нужно выплюнуть, но если при отсутствии возможности выплёвывать проглотить, пост не нарушается. Если при наличии возможности выплюнуть мокроту она всё же попадёт внутрь, по достоверному слову, пост нарушается (имам ар-Рамали, «Шархуль Минхадж»). Имам аль-Газали пишет: «Если человек проглотит мокроту, исходящее из горла или лёгких, пост его не нарушается, если он его не вернёт со рта назад. Если со рта вернёт назад, т. е. проглотит, пост его нарушается» .

Половое сношение. Пост нарушается у обоих лиц, совершивших половой акт независимо от того, произошло семяизвержение или нет. Пост того, кто ночью, переспав с женой, не успел совершить полное омовение до рассвета, не нарушается. Если по забывчивости о посте совершит близость с женой, тоже не портится пост. Но если у человека при мыслях о близости и обозрении происходит семяизвержение, от этих обоих действий пост нарушается. Также нарушается пост у того, кто, зная о семяизвержении, повторным обозрением вызвал его. Если происходит семяизвержение при касании полового члена, тоже пост нарушается. Если при почёсывании чесотки на половом члене происходит семяизвержение, пост не нарушается. Если от возбуждения после поцелуя жены произойдёт семяизвержение, пост нарушается.

Вызывание полового возбуждения. Греховно делать что-либо, что возбуждает человека во время поста. Если даже он и не возбуждается, все равно лучше не совершать этих действий. Подобно поцелую, рассматривание и мысли об этом, т. е., половое возбуждение греховно, если и не нарушается пост. При половом возбуждении человек не застрахован от семяизвержения или полового сношения. По мазхабу имама Малика, постящемуся запрещается (харам) целовать жену, по другим мазхабам, если выйдет не семя, а жидкость, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Ахмада – нарушается. Если при страстном рассмотрении произойдёт семяизвержение, по трём мазхабам пост не нарушается, а по мазхабу имама Малика – нарушается. А если по незнанию в тело войдёт предмет, пост не нарушается у того, кто только принял ислам или вырос вдали от алима, т.е., незнание как оправдание рассматривается только у таких людей.

В понятие внутренность тела входят горло, мозг, кишечник, мочевой пузырь, прободение живота, раскрытие черепа, ушное отверстие, отверстие на молочной железе (грудь), переднее или заднее отверстия.

От курения тоже пост нарушается. От того, что дым сожжённого для благовония предмета дойдёт через нос до мозга, пост не нарушается. Также не нарушается, если от соприкосновения языка с чем-либо вкус дойдёт до горла, но от того предмета не отделится ничего. При закапывании капель в ухо и употреблении нюхательного табака пост нарушается.

От проникновения в половые органы или задний проход пальца, или другого предмета тоже пост нарушается. От введения в отверстие молочных желез (груди) иголки или спичечной палочки пост нарушается, также портится и при введении этих предметов в половой член мужчины.

Границей, нарушающей пост для вышеперечисленных органов, является: для ушей – место от сужения и внутрь; носа – начало верхней кости; мужского полового члена – от места, которое выявляется при движении, для женского полового органа и заднего прохода – место, глубже того, что положено вымыть при обязательном мытье и подмывании.

Мужчине и женщине при подмывании нужно остерегаться проникновения хоть и малой части пальца вовнутрь. Если геморрой самостоятельно или пальцами вернуть внутрь, пост не нарушается. Пустотами тела не считаются костный мозг или внутренняя часть ляжек. От проникновения по ним чего-то вовнутрь пост не нарушается. Если снаружи вовнутрь что-то проникнет по нетрадиционным путям, пост не нарушается. Например, если по отверстиям на коже или из-под корней волос проникнет что-либо внутрь, пост не нарушается. Если вкус от лекарства или сурьмы на глазах дойдёт до горла и этим изменится цвет слюны или харканья, пост не нарушается, так как это дошло до горла не по открытым наружным путям. Но если мы проглотим слюну с изменившимся цветом или вкусом, пост нарушается.

По мазхабам имамов аш-Шафии и Абу Ханифы накладывать сурьму на глаза постящемуся не воспрещается, а по мазхабам имамов Малика и Ахмада – порицается (макрух), по их мнению, если вкус этой сурьмы дойдёт до горла, пост не нарушается.

Мухаммад Хаджар в «Хашияте Фатхуль аллам» пишет: «Равно как не портит пост проникновение через кожу вовнутрь чего-либо, не портят пост и уколы внутримышечные и внутривенные» .

Для нарушения поста по всем этим вышеперечисленным случаям нужно, чтобы всё происходило добровольно, по собственному желанию. Если эти правила будут нарушены по забывчивости или под принуждением, пост не нарушается. Также пост не нарушится, если эти действия совершит новообращённый мусульманин или тот, кто находится вдали от алимов и не имеет возможности для переезда к ним, и совершит их по незнанию, или большинство вопросов, нарушающих пост, бывают нераскрыты для большинства простолюдинов и совершают они эти действия по незнанию.

Ибрагим Уллугаев

Вопрос: Если в Рамадане у жен-щины завершилась менструа-ция или нифас (послеродовые кровотечения), то становится ли ей ваджибом (обязательным) воздерживаться от еды и питья в оставшуюся часть дня?
Ответ : Считается мустахабом (приветствуется) если в дни Рамадана женщина, у которой завершилась менструация или нифас уже после фаджрус садыка (подлинного рассвета), в оставшуюся часть дня станет воздерживаться от еды и питья и будет пребывать в состоянии, словно соблюдает пост.
Согласно достоверным утверж-дениям, для женщины, очистив-шейся от менструации и нифаса уже после фаджрус садыка, воздержание от еды и питья в оставшуюся часть дня считается ваджибом. В другом утверждении считается мустахабом. Маракил Фалах

Вопрос: Нарушится ли пост женщины в результате ее перехода через воду (водоем, река) погрузившись в воду во весь рост?
Ответ: Если точно неизвестно, что вода проникла внутрь обычными путями, то пост не нарушится.

Вопрос: Может ли женщина вознамериться на пост, если есть вероятность что менструальное кровотечение остановится после фаджрус садык?
Ответ: Нет не может. Чтобы пост женщины был полноценным, она должна очиститься от хайза (менструации еще до фаджрус-садыка).
Один из условий осуществления поста – это быть очищенной от менструации и нифаса. Ибо по единодушному мнению спод-вижников, очищение от этих яв-лений является условием правиль-ного исполнения поста.

Вопрос: Можно ли пос-тящейся женщине наносить на губы помаду?
Ответ: В состоянии поста губы считаются внешними органами. Раз так, нанесением на них помады пост не нарушается. Китабул Фатава (Халид Сайфуллах Рахмани)

Вопрос: Можетли в состоя-нии поста женщина пройти осмотр у гинеколога?
Ответ: С введением внутрь полового органа женщины чего-либо влажного ее пост нарушается.
При вводе пальца в свой половой орган или задний проход пост женщины не нарушается, но при вводе мокрого пальца пост нарушается. Также нарушается пост, когда был введен сухой палец полностью или частично и был выведен, а затем вновь введен внутрь. Если в половой орган (во влагалище) ввести сухую вату или прочие подобные средства (гигиены) и конец вводимого осталось снаружи, пост женщины не нарушится. Но нарушится, если введет все полностью. Раддул мухтар.

Вопрос: Может ли соблюдать пост женщина, у которой менструальные кровотечения остановились до фаджрус садык, без совершения большого омовения (гусл)?
Ответ: Если менструальное кровотечение прекратилось за столько времени до фаджрус садык, в которое можно совершить гусл, то ей необходимо поститься, даже если и не совершит гусл. Если же менструальное кровотечение прекратилось за столько времени до фаджрус садык, за которое женщина не успеет совершить гусл, то ей не следует поститься.
В месяц Рамадан менструальное кровотечение женщины прекра-тилось за такое время до фаджрус садык, в которое можно совершить только гусл, то ей необходимо соблюсти пост того дня. Раддул мухтар

Вопрос: Может ли женщина поститься в дни регулов?
Ответ: Поститься во время менструации и нифаса недопус-тимо; она возместит позднее.
Условия правильного испол-нения поста: быть чистой от хайза (менструации) и нифаса (послеродовых кровотечений). Ибо очищенность от них по единодушному мнению сподвиж-ников является обязательным условием для правильного испол-нения поста. Бадайиъус Санайиъ
На основании аргументации нижеследующего хадиса от Аиши радияллаху анха женщины в состоянии менструации и нифаса возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные фард-намазы:
«Когда нас постигало то самое состояние, нам повелевали возмещать када поста, и нам не повелевали возмещать када намазов». Маракил Фалах
Вопрос: Что делает постя-щаяся женщина, когда у нее начались менструальные крово-течения?
Ответ: Само по себе ее пост нарушается и на ней будет обязательство возместить пропущенный пост.
Хайз и нифас нарушают пост. Они делают ваджибом возме-щение поста, но не искупление (каффарат). Фатавау Хиндийа

Вопрос: Можно ли ради полноценного соблюдения поста принимать лекарство для задержки регулов?
Ответ: До начала менструаль-ных кровотечений женщина считается чистой и ей надлежит поститься. По поводу же приоста-новления кровотечения шариат-ского запрета не существует. Если это не причинит вреда здоровью женщины, тогда можно, если причинит – нельзя.

Вопрос: Является ли необ-ходимостью женщине возмещать пропущенные посты каждый день подряд?
Ответ: Возмещение пропу-щенных по уважительной причине дней поста является фардом (обязательным долгом), и посему это должно осуществится как можно скорее. Однако необязательно возмещать дни подряд.
Большинство факихов едино-душны в том, что возмещение пропущенных дней поста подряд является мустахабом, не пропуская и дня между ними. Однако это не ставится обязательным условием.

Вопрос: Если у женщины накопилось большое количество пропущенных постов, то будет ли достаточным ей покаяться и произнести истигфар (просить прощения)?
Ответ: Пропущенные ею вследствие беспечности и лени все посты будут оставаться на ней обязательным долгом. Возмещение их является для нее фардом. Посредством покаяния и истигфара прощаются грехи за откладывание. Однако ей надлежит возместить все пропущенные посты. Если у нее не хватит жизни на возмещение всех пропущенных постов, то возместит столько, сколько сможет, а за остальные они должны завещать дачу фидйи.
Для них считается фардом возместить пропущенные посты насколько это возможно, фидйу не дают, и необязательно соблюдать возмещение дни подряд. Раддул Мухтар.
Если женщины умирают пос-ле исчезновения уважительных обстоятельств (таких как болезнь, менструация и нифас), на них будет обязательство завещать дачу фидйи за столько дней, сколько дне они прожили после выздоровления или прекращения хайза или нифаса.

Вопрос: Что должна делать женщина, соблюдающая пост ис-купления (каффарат), если у нее началась менструация?
Ответ: Если началась менс-труация у женщины, которая выполняет двухмесячный пост каффарат за сознательное употребление пищи в пост Рамадана, ей необязательно начинать свой каффарат заново. Когда исчезают уважительные обстоятельства, она продолжает каффарат.
Если мужчина или женщина, выполняющие пост каффарат, нарушат в течение этих двух ме-сяцев хотя бы один день, они начнут пост каффарат заново. Для жен-щины при этом случай менструа-ции является исключением. Нифас же не является исключением. Радул Мухтар

Вопрос: Необходимо ли женщине пропущенные посты возмещать в другие дни подряд?
Ответ: Возмещение пропу-щенных по уважительным причи-нам постов для них является фардом и посему их нужно возместить как можно скорее. Однако не-обязательно, чтобы в другие дни это было подряд, день за днем.
Преобладающее большинство единодушны в том, что пропущенные дни поста желательно (мустахаб) возмещать без перерывов в промежутках, все дни подряд. Однако это не является обязательным условием.

Вопрос: Нарушится ли пост постящейся женщины если она из-за болезни введет в свой половой орган что-либо (из препаратов)?
Ответ: Ввиду того, что в таком случае внутрь человека попадает что-то, пост нарушится. Если же она введет в половой орган что-либо (из препаратов) до подлин-ного рассвета (субхус садык) или после ифтара с целью исцеления и будет пребывать с этим и во время последующего поста, то ее пост не нарушится. Таково же и решение по поводу ввода препаратов через задний проход. Имдадул Фатава

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

  • Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.
  • Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.
  • Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.
  • Если привязать на нитку виноградину, проглотить её, а затем вытащить обратно с помощью нитки, пост не считается нарушенным.
  • Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён не глубоко в наружную часть полового органа . Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа и в половой орган не было введено ничего влажного.
  • Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал хиджаму . Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его и он сможет продолжить пост.
  • Гыйбат также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное.
  • Изменение нията не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.
  • Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. . Но, если человек намеренно вдохнул дым через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был — дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот, случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.
  • Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.
  • Если человеку в рот залетела муха и он проглотил её, пост действителен.
  • Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.
  • Состояние «джанаба» никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд . В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.
  • Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае, если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.
  • Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.
  • По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае, если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.
  • В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрагима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь . Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджме ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы»».
  • Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» . Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае, если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот . При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае — проглотил он рвотные массы или нет.
  • Если у человека после сухура застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.
  • В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.