В чем смысл жизни человека?! В чём смысл жизни

Нужно ли искать смысл жизни?

«Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен» — так считал знаменитый психолог Зигмунд Фрейд. Другой известный психолог пришел к выводам иным: утрату смысла жизни он считал — главной причиной не только болезней, но и множества других человеческих бед, поиск смысла жизни он назвал путем к душевному здоровью. Вопрос смысла становиться особенно острым во времена жизненных испытаний, по этому поводу Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое Как».

Что удерживает Вас от самоубийства?

…этот и многие другие странные на первый взгляд вопросы, задавал своим пациентам, Виктор Франкл, психиатр, автор книг и Логотерапии — новой психотерапевтической стратегии основанной на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни.

Методика и выводы Франкла базируются на личном опыте и наблюдениях полученных в гестаповских концлагерях. Там, в Освенциме, вопрос о смысле жизни становился как никогда актуальным.

Кажется, превратив людей в узников, в них должны были раздавить и уничтожить все человеческое. У них отняли, одежду, вещи, имена, их заставляли выполнять тяжелую работу и держали впроголодь, их расстреливали, вешали, убивали в газовых камерах и сжигали в печах. Ради чего жить и терпеть все это? Прежние ценности: деньги, положение в обществе, карьера, потеряли важность. Не находя ответа на вопрос «зачем?», заключенные умирали (бросались на электрические ограждения, отказывались выполнять приказы и их расстреливали, переставали есть и погибали от болезней).

«Заключенный, который потерял веру в будущее — свое будущее — обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения» — пишет Франкл.

Вот лишь несколько фрагментов из книги «Человек в поисках смысла жизни» Виктора Франкла, которые акцентированы на том, что поиск смысла это отнюдь не предмет праздного любопытства и пафосных речей, это вопрос жизни и смерти…

«Горе тому, кто больше не видел ни смысла своей жизни, ни цели, ни стремлений, и поэтому ему незачем было переносить ее тяжесть. Он скоро погибал. Типичный ответ, которым такой человек отклонял все ободряющие доводы, был: „Мне уже нечего ждать от жизни“. Что можно на это ответить?»

«Не я задаю вопрос в чем смысл моей жизни. Смерть задает вопрос: эй парнишка у тебя есть смысл жизни, у тебя есть основания того чтобы задерживаться здесь? Те, кто не знал смысла умирали».

Где искать смысл жизни?

Если знание смысла жизни, так важно, то остаются вопросы: как, и где искать его? Как отличить важное, от незначительного? Вот как отвечает на эти вопросы Франкл: «Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Нам нужно было перестать спрашивать о смысле жизни, а вместо этого понять, что жизнь задает вопросы нам, ставит задачи — ежедневно и ежечасно. Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильных поступках и правильном поведении. В конечном счете, жить означает брать на себя ответственность за выбор правильного ответа на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает каждому человеку. Эти задачи, и следовательно, смысл жизни, — разные для разных людей, они меняются от одного момента к другому. Поэтому невозможно определить смысл жизни вообще.

Провозглашая, что человек отвечает за потенциальный смысл своей жизни и его реализацию, я хочу подчеркнуть, что истинный смысл жизни надо найти во внешнем мире, а не внутри человека и его собственной души, как в какой-то замкнутой системе. Я дал определение этой существенной характеристике «выйти за пределы себя» (self-transcedence). Она указывает, что бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам — будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя — отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу — тем более он человечен и тем более он реализует себя. То, что называют самореализацией, не должно быть целью, по той простой причине, что чем больше за ней гонишься, тем вернее ее можно упустить. Другими словами, самореализация возможна как побочный эффект «выхода за свои пределы».

Ради чего Вы живете сейчас?

Если смысл жизни не может быть просто заимствован у других, то возможно существуют вопросы, указывающие направление для нахождения, а точнее принятия ответственности за выбор своего, индивидуального смысла жизни? Надеюсь, приведенные ниже рекомендация помогут вам лучше узнать свои мотивы и ценности. Немного времени, чуть-чуть усилий и возможно туман рассеется и появится ответ на вопрос — Ради чего Вы живете сейчас?

Список № 1 Напишите: все, что Вам хочется в этой жизни. Записывайте любые идеи желания, маленькие и большие. Все, что приходит на ум. (Попробуйте написать 100 желаний). Пишите быстро, на выполнение задания отводится 3 минуты.

Список № 2 Представьте себе, что в Вашем распоряжении любые, деньги (миллионы, миллиарды). Вы обладатель не иссекаемого денежного потока. Что Вы будете делать, чем заниматься? Как Вы будите жить? Пишите, у вас мало времени (3 минуты).

Список № 3 Вы богаты и совершенно здоровы, но Вы знаете, что Вам осталось жить три месяца! Что Вы будете делать эти дни, чем заниматься? (3 минуты).

Список № 4 Из каждого из предыдущих списков, выберите по 3 самые важные цели.

Список № 5 Из получившихся девяти целей выберите и запишите 3 самые важные цели.
Результаты:

Перед вами Ваши Самые Важные Цели, это то, ради чего Вы живете в данный момент. Возможно, результат удивил вас, возможно, разочаровал или напротив вызвал энтузиазм, что ж, стоит обратить внимание, жизненные ориентиры могут измениться, но это случится, лишь в том случае, если произойдет переоценка ценностей.

Совет Виктора Франкла

«Живите так, как будто вы живете уже второй раз, и как будто вы совершили в первый раз ту же ошибку, которую собираетесь совершить сейчас!» — дает совет Франкл, и утверждает что этот принцип, способен пробудить чувство ответственности. Действенность принципа он объясняет следующим: «Сначала он позволяет вообразить, что настоящее — это прошлое, а потом — что прошлое еще можно изменить и исправить. Такая инструкция ставит человека лицом к лицу перед конечностью жизни, а также перед окончательностью того, что он делает со своей жизнью и с собой».

Попробуем? Жить со Смыслом, и так, как будто второй раз….

– В чем смысл жизни?

За последний месяц этот вопрос мне задали раза три. Я его не люблю: для меня нынешнего он чрезвычайно абстрактен и не наполнен содержанием. Я не знаю ответа на него, и мне, честно говоря, этот ответ не интересен.

Но живое любопытство у меня вызывают люди, которые этот вопрос задают. Поэтому я, не отвечая, спрашиваю:

– А что побуждает вас задавать этот вопрос? И что именно вы имеете в виду: в чем смысл жизни для вас или смысл существования вообще?

Я хорошо помню, что побуждало меня. Мои поиски смысла жизни начались в подростковом возрасте. Очень хотелось ощущать себя не никчемным подростком, а человеком, предназначенным для чего-то большего. Смысл для меня равнялся предназначению, миссии. Я очень любил книги, в которых обычные люди обнаруживали в себе сверхспособности. Считал, что я родился в неподходящую эпоху и вообще мне лучше было бы жить в другом мире, который я придумывал сам. Там у меня была миссия, там я знал смысл своего существования… Но это был виртуальный мир.

Параллельно я искал смысл и в реальности. Не сказать, чтобы я ставил вопрос именно так: «В чем смысл жизни?» У меня просто было чувство неудовлетворенности собой и миром. И я искал ответы – в области бурно расцветавшей в постсоветской России религиозно-эзотерической мысли. Присматривался к кришнаитской литературе, даже купил здоровенный том «Источник вечного наслаждения» самого Абхай Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Прабхупады. Но увы – в «Источнике вечного наслаждения» наслаждения я не нашел, это оказалось на редкость занудное чтение.

Потом был этап нигилизма. Любимой книгой стал Екклезиаст с его «И нет ничего нового под солнцем», «Все суета сует и томление духа». Я и сейчас люблю эту книгу Библии, но воспринимаю ее иначе.

По мере моей включенности во взрослую жизнь меня все чаще занимал не вопрос о том, в чем смысл жизни вообще, а проблемы конкретно моей деятельности. Ощущение бессмысленности нарастало во время поисков «своей работы»: старший преподаватель психологии в вузе – куча собеседований во все возможные и невозможные места, даже на должность продавца бытовой техники – директор магазина молодежной одежды... и снова старший преподаватель психологии в вузе. Позже я написал диссертацию на тему самоотчуждения личности, в том числе и об утрате смысла. Однако к этому времени вопрос «Зачем я это вообще делаю?» ушел в прошлое – появлялось все больше эмоционального удовлетворения от того, что я делаю.

И вот тут у меня стали спрашивать, в чем смысл жизни.

Чаще всего – в форме «Я не знаю, зачем живу» и «Моя жизнь не имеет смысла». Один раз прямо спросили: «Как мне найти смысл моей жизни? Я смотрю на людей, которые меня окружают, у них какая-то ничтожная жизнь, бессмысленная. Работа–дом–работа, унылый отдых, копошение на даче... Я не хочу так!»

Я не хочу уходить в философские дебри относительно того, что такое смысл и в чем он заключается. Хочется чего-то живого, уйти с абстракции на человеческий уровень.

Как отвечать, если у тебя спрашивают, в чем смысл жизни? Первый шаг – разобраться, что такое смысл. Разговаривая с людьми о том, как они это понимают, я получал ответы, указывающие, что:

а) Люди отождествляют цель и смысл («Зачем ты все это делаешь?»)

б) Люди отождествляют значение и смысл («Какой смысл имеет это слово?»)

в) Люди отождествляют свое понимание и смысл («Его речь – это бессмыслица какая-то»)

Все это – действительно грани смысла. Вещи, явления, происходящие в мире процессы и мои действия – все это обретает личностный смысл тогда, когда становится сопричастным моему жизненному миру, который соткан из моих потребностей, чувств и ценностей, причем ценностей – не абстрактных, а наполненных эмоциональным содержанием. Вот любопытное явление: себя самого бесполезно искать внутри себя, нужно разворачиваться к внешнему миру, но смысл тех или иных действий мы можем постичь только тогда, когда они окажутся созвучными нашему собственному внутреннему голосу.

Моя жизнь обретает смысл в тот момент, когда я становлюсь сопричастным тому, что я делаю. То есть тогда, когда мои действия связаны с моими потребностями, вызывают у меня эмоции, совпадают с моими личными ценностями. Рассогласование между тем, что для нас ценно, и тем, что мы делаем, порождает отчуждение. Отсюда простое следствие: бесполезно говорить о бессмысленности действий других людей, не зная их ценностей и того, какие эмоции у них вызывают эти действия.

Человек, спрашивающий, в чем смысл жизни, и говорящий о том, что в его жизни смысла нет, сообщает мне о том, что он утратил контакт с собственными потребностями и эмоциями, а если шире – с собственным жизненным миром.

Так что для меня смысл – это сопричастность. Смысл тех или иных вещей для меня заключается в моей связи с ними. И тогда старенький предмет, не имеющий объективно никакой ценности, обретает смысл, если он связан с памятью о дорогом человеке. У меня дома есть старые полки, которые вырезал из дерева еще мой отец. Они сделаны на совесть, но я оставляю их не только потому, что они держат книги. Смысл их заключается в том, что это – работа моего отца, часть его материального наследия и часть моей связи с ним. Это часть моего жизненного мира.

Для кого-то археология – вещь совсем бессмысленная. Однажды я участвовал в археологической экспедиции. Жители сел по берегам Амура иногда вообще не понимали этого слова, и мы тогда говорили, что мы геологи. «А, нефть ищете!» – и лица людей озарялись пониманием. Нефть включена в жизненные миры этих людей как значимое явление. А обломки горшков… А для меня это имеет смысл – он в эмоционально переживаемом ощущении связи с прошлыми поколениями, в ощущении себя как части исторического процесса, направленного в будущее. И мое хобби – археология – обретает смысл только в контексте этого ощущения.

Итак, в чем смысл жизни? Забавная деталь: люди, которые его нашли, часто даже не понимают, о чем идет речь. Если встал вопрос о смысле и бессмысленности, то, думаю, стоит обратиться к другому вопросу: почему то, что у тебя есть, никак не соотносится с твоими потребностями, эмоциями и ценностями? Утрата смысла – это нежелание вступать в эмоциональный контакт с тем, что у тебя есть или с тем, что тебя окружает. Как так произошло – это и есть вопрос, которым следует задаться психологу.

– ...В чем смысл жизни для меня?

– Как произошло, что ты не чувствуешь связи между тем, что ты делаешь, и тем, что значимо для тебя самого?

– А если для меня в жизни нет ничего значимого?

– Ну что ж, давай поговорим о том, как ты обесцениваешь окружающий мир...

И никаких разговоров о смысле жизни.

Смысл жизни

Смысл жизни - тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.
Стремление к смыслу свойственно всем людям - это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Жизнь без смысла

Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.
Он также становится легко управляемым - отсутствие смысла лишает прочных жизненных критериев и устремлений. В результате страдают его индивидуальность, его способности, таланты и потенциалы. Человек становится легкой добычей тех, кому подобная слабохарактерность нужна для достижения собственных корыстных целей и интересов. Его можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение он тут же воспринимает как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.
Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, - на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности.

Вопросы, вопросы

Так или иначе, жизнь человека должна иметь смысл. Но за этой, на первый взгляд простой, констатацией стоит очень много вопросов, еще не получивших однозначного ответа.
Человек должен дать своей жизни определенный смысл. Но может ли это быть любая цель и любое устремление, лишь бы была «соломинка», за которую можно было бы ухватиться? Можно ли любую цель, любую задачу назвать «смыслом жизни»? Бывает ли смысл жизни «хорошим» или «плохим»?
Смысл жизни - это нечто сугубо внутреннее, формирующееся благодаря опыту самого человека или это что-то приходящее «извне»?
Какое влияние на формирование смысла жизни может оказать та эпоха, мировоззрение или религия, которой человек принадлежит? Какую роль в этом играют его образованность, его таланты и способности? Можно ли сказать, что у каждого свой собственный смысл жизни и, сколько людей, столько же существует и «смыслов жизни»?
Или все же, говоря о смысле существования, мы обращаемся к чему-то более глубокому и более сокровенному, к чему-то выходящему за рамки жизни конкретного человека, его личных проблем, целей, наклонностей и потенциалов? Возможно, независимо от эпохи, от мировоззрения или религии существуют некие всеобщие «вечные ценности» и «вечные знания», объединяющие совершенно разных людей? Тогда можно ли сказать, что именно в стремлении к этим вечным ценностям, именно в попытках постичь их формируется смысл жизни каждого отдельного человека?
Вопросов гораздо больше, чем возможных ответов, что закономерно. И это даже не сами ответы, а намек на длинный и не имеющий конца путь поисков - поисков самого себя, своего места в мире, своей причастности ко всему, что происходит в Природе и Вселенной. Этот путь имеет свои этапы, свои трудности и испытания, на нем нет ни однозначных, ни готовых решений... Главное - не останавливаться, не переставать искать.

Ценный подарок

В философии понятие смысла рассматривается как суть, основная Идея, основной Закон, определяющий назначение любой вещи, события или явления. Истинную суть можно так и не увидеть, она не всегда доступна для восприятия. Тем не менее у людей всегда складывается определенное представление и мнение о том, что их окружает. Чаще всего смыслом принято считать именно то значение, которое предметам, событиям и явлениям придает сам человек - в зависимости от степени его собственного понимания и от того, какую важность имеет для него это событие или этот предмет.
Например, невзрачная на вид вещица одному человеку ни о чем не скажет, с ней не будет связано ничего, а для другого она наполнится особым смыслом, потому что напомнит о дорогом сердцу существе или о важном событии либо переживании. Классический пример тому традиция дарить друг другу подарки. Ведь подарок ценен не тем, сколько денег мы на него потратили или насколько модна эта вещь, а тем, что мы в него вложили. Именно наша любовь, потребность передать что-то от сердца к сердцу и вся остальная гамма чувств, пожеланий и размышлений «заряжают» подарок особой силой.
Точно так же ценность каждого нашего действия, каждого поступка, каждого принятого решения заключается не в них самих, а в том, что мы в них вкладываем, и только тогда они приобретают смысл. С одной стороны, этот особый смысл складывается из того, ради чего совершаются те или иные действия и поступки, принимаются те или иные решения. С другой стороны, он складывается из всей палитры чувств, состояний, преодолений и соответствующих осознаний, которые из этого рождаются.

Приносить благо

Вот, кажется, первый маленький ответ на вопрос, в чем может открыться смысл жизни.
Он открывается через значение, которое я придаю каждому своему действию, поступку или принятому решению. Это значение не умозрительное, его прежде всего создают стремления и потребности сердца. Богатства моего сердца огромны, и любое значение, которое может придать сердце моим мыслям, решениям и шагам, когда оно руководит ими, можно уже назвать смыслом.
Важно, чтобы это значение всегда было или чтобы, по крайней мере, подразумевалось, хотя бы подсознательно. Чем оно шире, тем богаче и многограннее смысл.
Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты делаешь?» - спросил его путешественник. «А ты разве не видишь? Везу кирпичи», - ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал: «Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», - был ответ.
Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл - все зависит от того, какое значение человек придает им, от того, почему и ради чего их совершает.
Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Когда этот смысл чем-то соприкасается с «Вечным», тогда и смысл жизни становится иным, видится в служении высшему началу, высшему благу и всему живому, и уже не важна форма, в которой это служение проявляется. Это может быть религия, философия, наука, искусство или что-то другое, но сам факт, что ты живешь не ради себя, а ради того, чтобы «служить» и «приносить благо», раскрывает такие грани жизни, которые для большинства так и остаются загадкой.
Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения.

Система ценностей

Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до и после нас. Как правило, в нее также входят «мифы», лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни. Если нет своего опыта, своего проживания, если чужое мировоззрение принимается как нечто само собою разумеющееся, если человек не задается никакими вопросами, - можно говорить об определенной доле духовной «слепоты», чреватой последствиями, с которыми выдающиеся личности и здравомыслящие люди сражались на протяжении многих веков: это догматизм и фанатизм, всегда ведущие к опровержению и разрушению тех самых ценностей, за которые фанатики с таким рвением сражаются.
История подтвердила один почти трагический факт: чем проще идея, предлагаемая как лозунг или символ идеологии, тем больше у нее шансов собрать армию приверженцев. Но, к сожалению, при упрощении идеи всегда приносится в жертву Истина и те люди, которые ее глубоко понимают и стараются донести до своих современников. История свидетельствует, что их палачами всегда были приверженцы той или иной идеологической или религиозной системы, выросшей на догматизме и фанатизме, или озверевшая толпа, руководимая ими. За что преследовали и казнили выдающихся личностей? Как правило, за то, что они не позволили ни запятнать, ни исказить Истину, в чем бы она ни проявлялась и какую бы грань смысла жизни ни раскрывала.

Ключи к познанию

Альтернативу «системе ценностей» и «картине мира», которые создаются на основании слепого принятия чужого мировоззрения, могла бы предложить Философия. Для нашей темы интересна та ее грань, которую тысячелетия назад выделил Пифагор, - Философия как любовь к Мудрости.
Философский поиск смысла жизни - это непрекращающаяся внутренняя работа, для которой вопросы важнее, чем ответы. С одной стороны, согласитесь, всегда интересно приобретать те или иные знания, даже когда они представляют собой набор фактов, воспринимающихся как «прописная истина» или как очередная теория, требующая обсуждения и подтверждения.
Но, с другой стороны, знание как накопление фактов рано или поздно доходит до своего предела, после которого человек должен признаться, что изучаемая им тема исчерпана либо что он мало чему научился, так как накопленные факты требуют бесконечного расширения, совершенствования или подтверждения. Так или иначе, любые факты - это ответы на вопросы, которые задал и «выстрадал» кто-то другой. Для человека, получившего их «бесплатно», эти факты так и будут теорией - до тех пор, пока не затронут ту или иную струну его души или пока хотя бы в чем-то не станут для него актуальными и не будут им прожиты.
Именно по этим соображениям Философия предлагает более глубокий и более мудрый подход: искать не только знание, а «ключи» к познанию, познавать не только накапливая факты, а в первую очередь ища смысл, принципы или законы, которые отражаются в этих фактах. Когда ты находишь «ключ», раскрывающий смысл любого факта или теории, это означает, что тот же принцип и закон ты можешь найти в других фактах из совершенно разных областей.
Более того, любой принцип или закономерность, которые ты открываешь, являются «ключами» именно потому, что ты их можешь узнать и применить к самому себе и к своей собственной жизни. Они могут объяснить причины и смысл многого, что происходит в тебе и вокруг тебя, они помогают понять, как действовать в той или иной ситуации, и многое другое.

Кто не жаждет, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. Конфуций


И самое главное - речь не идет о сухом теоретизировании. Когда посредством такого «ключика» открывается тот или иной смысл, это похоже на озарение, когда начинают вибрировать тонкие струны души и сердца. Сначала ты «проживаешь», а лишь потом понимаешь; сначала душа, сердце, интуиция, а лишь потом ум раскладывает по полочкам то, что на первых порах невозможно объяснить словами. Когда впоследствии этот смысл еще и подтверждается твоим собственным опытом, в самых разных формах и ситуациях, тогда уже можно говорить не о толике «знаний», которые ты получил, а о толике «внутреннего познания» или «Мудрости Души», которую ты в себе разбудил.
И еще одна констатация: всегда открывается лишь тот смысл, принцип или «ключик», который в данный момент почему-то для тебя особенно актуален и важен.
Поэтому Философия утверждает, что вопросы «почему?» и «ради чего?» гораздо важнее, чем полученные ответы. Они играют роль постоянного «внутреннего мотора», не было бы их, не работал бы тонкий механизм, вернее, «таинство», заложенное в нас Природой, - раскрывать смысл жизни в собственном сердце и раскрываться самому благодаря «смыслу», который твое сердце не только открыло, но и прожило. Смысл жизни и убеждения, к которым человек пришел сам, выносил в себе, тверже любого знания и любой теории, преподнесенной ему «на блюдечке».

Через века

Разные эпохи и культуры, разные религии и философские течения через века давали свою концепцию смысла жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывался в контексте Высшего Начала и его проявлений - Бога и богов, в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и исходящих из него добродетелей. Это порождало особую систему высших этико-моральных ценностей, высших законов или, для кого-то, «заповедей», которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стояла одна и та же сокровенная задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу - для одних, или к богам - для других, или к Божественным Законам - для третьих, а для немногих - даже слиться с Богом или Божественным в единое целое.
Высшие ценности и пути, по которым можно приблизиться к Богу или Божественному, формулировались по-разному, но, как кажется, без существенных противоречий, так как они раскрывали разные грани одного и того же сокровенного смысла. Каждая религия или философская система ставила свои акценты, выделяла то, что считала важнее всего, - ведь путей, ведущих к Божественному, много. Это мог быть путь совершенствования через освобождение от власти материи и материального, от власти иллюзии или зла. Это мог быть путь осознания Вселенских Законов и Божественной Гармонии, путь усилий, цель которых - жить «в унисон» со Вселенной и Природой, не нарушать гармонии, развивать добродетели, благодаря которым эта гармония могла бы восстановиться в самом человеке и в его окружении. Это мог быть путь Любви и Жертвы, отречения от личных интересов и от личного блага. Это мог быть путь «спасения Души» через соблюдение божественных заповедей, через праведную и благочестивую жизнь в соответствии с принципами, переданными религией. Если рассматривать по отдельности и пытаться понять более глубоко любой из этих путей, то становится ясным, что каждый из них в той или иной мере содержит аспекты всех остальных.

Экзистенциальный недуг

Справедливости ради надо отметить, что не все философские течения и не все философы искали смысл жизни так высоко и так глубоко. К примеру, античные философы-гедонисты считали, что жить надо ради удовольствий, приверженцы эвдемонизма провозглашали смыслом жизни счастье, а утилитаристы даже в наши дни считают, что высшей ценностью жизни является непосредственно ощутимый конкретный результат и польза, которую можно извлечь из любой вещи.
На рубеже XIX–ХХ веков инициативу в изучении проблемы смысла жизни перехватили психологи, потеснив философов и теологов. «Планка» вновь сместилась: с высот Вселенских Законов и прикосновения к Вечному она спустилась к отдельной личности, к индивидуальности. Психологи, изучая данный вопрос, основываются на анализе того, как конкретный человек пытается найти смысл жизни, что происходит, если этот смысл найти не удается, и какие общие выводы, полезные для всех, можно извлечь из всего этого. В сферу интересов психологии попадает также вопрос о том, как и благодаря каким факторам происходит формирование смысла жизни и какое влияние оказывает на личность обретение или, напротив, утрата смысла жизни.
На основании многочисленных опросов разными психологами была сделана классификация «смыслов жизни» и жизненных приоритетов. Хотя ответы различались в зависимости от возраста и уровня образования, полученные результаты были в рамках ожидаемого: в качестве приоритетов лидируют здоровье, взаимоотношения, разные хобби и увлечения (в особенности у молодежи). Деньги и материальное благополучие, к счастью, не на первом месте, но, к сожалению, далеко не на последнем. Лишь у выдающихся людей на первом месте были выделены любимое дело и вера.
Многие ученые исследовали в наше время довольно распространенную проблему - жизнь без осознанного смысла. Оказывается, отсутствие смысла в жизни человека создает особые проблемные ситуации, а также существенно влияет на внутреннее ощущение и психический склад человека. Итальянский психолог Сальваторе Мадди предлагает назвать эту проблему «экзистенциальным недугом» или «экзистенциальным неврозом». Эту специфическую болезнь Мадди описывает как состояние, в котором в результате отсутствия смысла жизни появляются скука, общая незаинтересованность и явно выражена пассивность в ситуациях, когда нужно сформировать собственное мнение и взгляд на что-либо, сделать сознательный выбор, принять самостоятельное решение. Психолог даже выявил группу риска: это, как правило, люди-конформисты, лишенные индивидуальности, с мало развитой работой сознания. Им свойственно принимать тот смысл жизни, который внушается извне.
Мадди описал три формы «экзистенциального недуга». Крайний случай - когда для человека ничто не имеет смысла. Вторая форма - «нигилизм», стремление агрессивно дискредитировать все, что может претендовать на смысл. Третья форма - «фанатизм»; в его основе - потребность постоянно действовать, чтобы не осталось времени на размышления. Не рискуют заболеть «экзистенциальным недугом» те, кто имеет ярко выраженную индивидуальность. Это, как правило, люди, ясно понимающие, к чему стремятся и в чем их цели и задачи, имеющие широкий кругозор и многогранные интересы или желающие этого, склонные к работе над собой и к творчеству в любой форме, к размышлениям, особенно если к этому добавляется работа воображения и интуиции.

Виктор Франкл: исцеление смыслом

Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905-1997), основателя особого направления в психологии - логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.
Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на то, что стали появляться специфические психологические недуги и расстройства, прогрессирующие с особой силой, все они были связаны с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи описали «воскресные неврозы», когда после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце концов нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия. «Мне 22 года, - писалФранклу один американский студент. - У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю бо/льшими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - какой во всем этом смысл?»
«Логотерапия» Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это не учение о каком-то абстрактном и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она дает возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Больше всего трогает то, что сам Франкл все это прожил и подтвердил собственным примером. Его логотерапия - это не только плоды исследования ученого, а «мудрость души» человека, который, испытав величайшие страдания, понял, что нет более великого смысла жизни, чем помогать людям его обрести. Вряд ли в минувшем столетии удастся найти хотя бы одну психологическую теорию личности, за которую ее создатель заплатил столь высокую цену.
Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.
Для Франкла стремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни - это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки. Отсутствие смысла жизни ввергает человека в состояние, названное Франклом «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум - причина, порождающая в широких масштабах специфические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве.
Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь смысл и особенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом - поскольку это вера в возможности человека, вера в лучшее в нем. Трагическим - поскольку надо отдавать себе отчет в том, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.
Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.
Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.
Но каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное - это позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить. Человек не всегда может изменить обстоятельства, но он волен занять осмысленную и достойную позицию по отношению к самой тяжелой ситуации и открыть во всем, что проживает, глубокий жизненный смысл, великую пользу для собственной души. Страдания, если они выпадают на нашу долю и неотвратимы, лучше принять и использовать во благо, поскольку, как учит Франкл, «мы мужаем и растем в страданиях. Они делают нас богаче и сильнее». Интуитивно отыскивать глубокий смысл, кроющийся в важной или трудной ситуации, по Франклу, способна совесть. Совесть - это «смысловой орган», «высший судья», она помогает человеку найти смысл, даже противоречащий сложившимся ценностям, когда это требуется для сохранения своего достоинства и своих жизненных принципов. Человек свободен, если в своей жизни и в своих поступках руководствуется тем смыслом и теми ценностями, которые не поддаются давлению ни жизненных обстоятельств, ни окружения. Найти смысл - полдела; необходимо жить в соответствии с уникальным смыслом своей жизни. Человек несет за это ответственность.
Метод Виктора Франкла вместе со своим создателем прошел уникальную «проверку на прочность» в самых чудовищных условиях фашистских концентрационных лагерей. Франкл не только выжил сам, но и помог десяткам других заключенных уцелеть и сохранить человеческое достоинство.
Логотерапия, или «исцеление смыслом», cтала откликом на душевные и человеческие потребности эпохи, в которой было, как и в наше время, полно несчастных и растерянных людей. Потому она смогла помочь миллионам не только больных, но также и здоровых вернуть утраченное душевное равновесие.
Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск смысла - это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще.Смысл открывается постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств - искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизньюѕ
К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

Несколько слов о Викторе Франкле

В молодости Виктор Франкл, практикуя в психиатрической клинике, несколько лет работал с людьми, которые пытались покончить с собой. После насильственного присоединения Австрии к фашистской Германии, ему, как и сотням тысяч австрийских евреев, грозила отправка в лагеря смерти. Но Франклу, уже известному психиатру и психологу, удалось получить визу на выезд в США.
После долгих колебаний он отказался от визы и решил остаться, чтобы поддержать престарелых родителей, которые не могли с ним уехать. Все они вместе попали в концлагерь. Но жертва Франкла не была напрасной - его отец и мать умерли хотя и в концлагере, но на руках у сына. Франкл провел в концлагерях четыре года, причем большую часть времени в одном из самых страшных - в Освенциме. Все эти годы он разделял чудовищные страдания с тысячами людей и, помогая многим, стал свидетелем того, как люди умирали и как боролись за жизнь. Он убедился: в чудовищных, нечеловеческих условиях долго держались отнюдь не самые крепкие физически. Держались те, кто не потерял надежды и старался выжить ради кого-то и ради чего-то: вернуться к любимому человеку или к любимому делу, найти и вырастить ребенка, веря, что он уцелел, вновь увидеть родных и близких... Сам факт, что у людей был смысл, оказался важнее и сильнее здоровья, физической силы или попытки выжить любой ценой. В концлагере Франкл был свидетелем удивительных примеров силы духа, силы любви и дружбы, способных творить чудеса, но также тысячу раз убеждался, как низко может пасть человеческое существо, когда звереет. У него тоже был смысл, было ради чего бороться за жизнь: в концлагере он хранил рукопись книги с первым вариантом учения о смысле и заботился сначала о том, чтобы она уцелела, а потом, когда это не удалось, надеялся восстановить утраченный текст. Кроме того, Франкл верил, что жена, которую он очень любил и с которой его разлучили в лагере, жива и что после освобождения они встретятся.
Франкл выжил благодаря силе своего духа и своих надежд, и, может быть, именно это заставило саму судьбу вмешаться и изменить ход событий, чтобы не случилось самое страшное: по счастливой случайности он не попал ни в одну из групп, отправленных на уничтожение. После освобождения он узнал, что одна из его надежд не оправдалась - его жена погибла в концлагере. Оставшись один, Франкл нашел для себя новый смысл жизни - помогать другим людям обрести смысл, ибо, как он писал, «каждому времени требуется своя психотерапия». Он много выступал, и постепенно его имя стало известно всему миру; его книги выходят миллионными тиражами на десятках языков. Встречи с ним искали президенты великих держав, философы, ученые и религиозные деятели.

на журнал "Человек без границ"

Звуковик грустно смотрел вокруг. Ему уже и не верилось, что в том, что он видел, есть какой-то смысл. Он смотрел на бессмысленную суету людей, и их желания, стремления и действия казались ему такими ничтожными!..

«Как странно это всё. Люди женятся, заводят детей, чтобы потом столкнуться с непониманием в собственных семьях. Охладевают друг к другу, изменяют – зачем это? Стараются заработать, украсть, нахапать побольше, будто после смерти с собой можно утащить все эти коттеджи и машины. Зачем они это делают? Люди не желают болеть и умирать, а ведь каждому придётся умереть… И почему в жизни столько глупости, разочарований и боли?

Зачем преодолевать все эти трудности жизни, если в конце концов каждого из этих людей ожидает смерть?» – думал Звуковик.

Он не находил ответов на свои вопросы, и от этого ему было очень плохо на душе. Его не радовал ни лучик весеннего солнца, ни первые зелёные лепестки, ни тёплый ветерок. Он не находил смысла и в своей жизни, она его тоже не радовала. Звуковик чувствовал приближение чего-то ужасного. «Только не депрессия», – подумал он. «На этот раз я найду ответ на самый важный вопрос. Я должен…»

И Звуковик пошёл на поиски того самого смысла…

– Скажи мне, братец, в чём смысл жизни? – спросил Звуковик у Зрительника.

Зрительник как раз рассматривал красивый цветок, наслаждаясь его ароматом.

– Как в чём? В любви, конечно! Ведь любить – это так прекрасно! Любовь – главное чувство в жизни, без любви смысла в жизни нет! – эмоционально и искренне сказал Зрительник.

– Но как же, как в любви? – недоумевал Звуковик, – А если любовь прошла?

– Ты посмотри, как много в мире прекрасного! Разве можно не любить людей, животных и всё великолепие этого мира? Как любовь может закончиться? Она бесконечна! Иди ко мне, – Зрительник повел Звуковика тропинкой к красивейшему месту.

– Посмотри вокруг! Ты видишь, какие сочные и яркие краски этого мира? Ты только посмотри, как совершенны пропорции природы, так и хочется их рисовать! – Зрительник был по-настоящему счастлив и убеждён в том, что красота спасёт Мир.

Но Звуковик не мог разделить его чувства. Ему по-прежнему было плохо на душе – он не получил ответы на свои вопросы.

– Вы не знаете, в чём смысл жизни? – спросил Звуковик у Кожника. Кожник как раз пересчитывал заработанные деньги.

– Ну ты, парень, даёшь! Такое спрашиваешь! Разве не понятно – смысл жизни в том, чтобы ставить цели и достигать их. Надо зарабатывать деньги, покупать себе дорогие вещи, ни в чем себе не отказывая. Посмотри на мир вокруг – сколько благ для нас создано, для нашего счастья и комфорта! А сколько сейчас возможностей для заработка! Главное, не ленись, и не задавай глупых вопросов. Работай, крутись, изворачивайся, как я. Будь гибким, хитрым, ловким, и всё получится!

Ну нет, в добыче денег Звуковик смысла жизни не видел. «Опять не то», – подумал он и пошёл дальше.

– Эй, хозяин! Вы не знаете, в чем смысл жизни? – окликнул Звуковик Анальника, которых увлечённо чинил что-то в своём чистом и опрятном дворике.

– Смысл жизни? Конечно, знаю, – медленно, слегка затягивая слова, ответил Анальник.

– Смысл жизни – в семье, в детях. Это – самое главное для человека. Вот посмотри, какой у меня дом – полная чаша – с довольным видом показывал Анальник Звуковику свои владения. – Настоящий мужчина должен родить сына, построить дом и посадить дерево, вот что я тебе скажу. Я уже всё это сделал, и тебе того же желаю. Без семьи нет счастья, жениться тебе надо. Вот и весь смысл жизни.

По пути Звуковик зашел в бар. Там он увидел Уретральника, который веселился в шумной компании.

– Вы не в курсе, в чём смысл жизни? – с надеждой спросил он у Уретральника, от которого веяло уверенностью и какой-то внутренней силой.

– Садись к нам, выпей с нами дорогого виски. Вот вроде умный ты парень, а очевидного не видишь. Посмотри, сколько вокруг красивых женщин! Сколько в жизни веселья, куража! Живи и радуйся! Наслаждайся всем этим, в этом и есть весь смысл. Не грузись, парень!

Звуковик вежливо отказался от виски и пошел дальше.

– Слушай, мужик, ты не знаешь, в чём смысл жизни? – спросил Звуковик у Мышечника. Тот как раз сеял хлеб в поле, но уважил вниманием умного человека.

– Мы люди маленькие, нам о таких вещах думать не положено, – ответил он Звуковику. – Работать надо, землю пахать, скотину кормить, а не книжки читать, – добавил с укором Мышечник, увидев в руках Звуковика книгу.

Где-то вдалеке он услышал весёлый хохот. Подойдя ближе, Звуковик увидел Оральника, которого окружала компания смеющихся людей. Оральник, видимо, рассказывал что-то смешное, и делал это довольно таки искусно. Звуковик долго слушал Оральника, а затем сказал:

– Вы наверняка знаете, в чём смысл жизни. Расскажите нам!

– Слушайте все анекдот про смысл жизни, – взбодрился Оральник и начал задорно рассказывать, собирая вокруг себя ещё большую толпу зевак.

«Экий пустослов», – разочаровано подумал Звуковик. «Судя по всему, его смысл жизни и состоит в этом словоблудии».

День постепенно сменял вечер. Звуковику было совсем плохо на душе. Он так долго искал, но так и не нашел ответы на свои вопросы.

На встречу ему шёл человек. Звуковик еле заметил его – тот совсем сливался с сумерками. Закутанный в серый плащ, Обонятельник шел с работы домой.

– Добрый вечер, – окликнул его Звуковик, – Вы не скажете, в чем смысл жизни?

Обонятельник сделал вид, что не услышал вопроса, быстрыми шагами прошмыгнул мимо Звуковика и скрылся во мгле. Но Звуковик успел ощутить холодок от его колючего взгляда.

Обонятельник терпеть не мог праздношатающихся Звуковиков в депрессивном настроении – он их издалека чуял. О смысле жизни он никогда не думал. Обонятельник вообще не думал – у него был интуитивный ум, он всегда действовал по наитию. Доверять своей интуиции и всегда делать то, что должен делать – вот что составляло принцип его жизни. И пусть его все недолюбливают, а некоторые даже бояться, но одно его присутствие заставляет людей действовать, выполняя каждый свою работу.

Звуковик сел под деревом и начал смотреть на звёзды. Он вслушивался в звуки ночи – в пение сверчков, шум ветра, шелест ветвей дерева – и думал о том, что узнал сегодня. Его мысли постепенно упорядочивались, а на душе становилось спокойнее.

Похоже, никто кроме него, Звуковика, не задумывался о смысле жизни. У всех этих людей, которых встречал сегодня Звуковик, оно было, это самое важное , которые и было для них смыслом жизни. У каждого своё – для каждого разное. Это самое важное наполняло их жизни и давало ощущение радости бытия. Желания у всех этих людей были разные, и именно благодаря этому каждый из них исполнял свою роль в социуме.

Звуковик задумался о себе, о своём желании, о своём пути. «Смысл жизни в поиске смысла жизни? Разве такое возможно? » Звуковик открыл свою книгу по философии. «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность» (Фромм).

Звуковик улыбался. Кажется, он всё понял.

*От автора: в этом художественном произведении символически описаны главные желания в 8 векторах (звуковом, зрительном, кожном, уретральном, анальном, мышечном, оральном и обонятельном), изучаемых в Системно-векторной психологии. Чтобы не запутать читателя, напомню, что у современного человека обычно есть 2-4 вектора. Больше информации о векторах вы найдёте в библиотеке портала Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Меня зовут Артём.Мне 20 лет.Я чувствую себя несчастным,проклятым,одиноким человеком.Не таким как все.Почему проклятым?Потому что всё что в моей жизни не происходило,всё идёт к коту под хвост,помню мама рассказала мне что на каком то сроке беременности мама её бывшего мужа,с которым она только год прожила и ушла от него,она такое говорила:
-А ты не боишься что твой ребёнок родится уродом?-
Мама была в шоке от таких слов и тут эта женщина начала гладить её по животу и что то нашёптывала что маме просто не по себе стало.И после всего что случилось в моей жизни трудно не поверить что она не прокляла меня ещё до моего рождения.Может мистика тут и не причём,не знаю.

Когда я рождался,именно только во время родов у моей мамы обнаружили короткую пуповину.Ей сделали кесарево,но пуповина уже начала отрываться,когда меня вытащили я не дышал минуту.А мама была в коме,так как с наркозом переборщили.Но всё закончилось благополучно.Оба живы.

Но мой мозг пострадал,он стал поздно развиваться.Психиатр сказал что к совершенолетию я буду нормальным.

Когда я пошёл в школу в 8 лет начались издёвки,так как все считали меня слабоумным.Отец злился,обвинял маму что она меня таким родила,а меня обзывал.Один раз,помню он психанул и заставлял меня говорить на себя ужасные гадости, если не скажу,то он меня ремнём отделает.

В 5 классе мой мозг пришёл в себя,но в моей психике что то нарушилось.Стал проявляться моральный мазохизм.Я понимал как ко мне относятся одноклассники и нарочно изображал из себя слабоумного.Изгоем в классе я пробыл до тех пор,пока не ушёл оттуда.Но и не только там надо мной смеялись.В 14 лет пытался подружится с одними,но они в итоге были того же мнения,в шутку типо оскорбляли,но как говорится именно в шутку правду говорят.

То что происходит у меня сегодня-После 9 класса,через два года я вернулся в свою старую школу,но стал вести себя как ребёнок.Я стал прогуливать месяцами.В учёбе я итак полный ноль,а тут ещё такое....И не понимаю самого себя.Директор говорила что меня вытянут,помогут закончить школу,получить атестат,а я так себя веду....Не хожу только из за депрессии.Директор помогла мне перейти в 11,всех учителей просила поставить мне удолетворительно и сейчас я продолжаю не ходить в школу.В понедельник я собираюсь уже идти,хоть и боюсь.Стыдно ужасно.Я понимаю чего я достиг.В своём новом классе я стал низким человеком,учителя осуждают меня,в принципе я посмешищем стал в школе.

Все от меня отворачиваются.Я волк-одиночка,мечтающий,чтобы меня полюбила девушка.Эта моя самое заветная мечта.Я хочу любить и быть любимым,хочу быть с любимой девушкой всегда,чтобы не случилось,дорожить каждой минутой проведённой вместе,вообщем в сказке,встретить свою одну и быть с ней до конца жизни.В этом и заключается моё счастье,в моей второй половинке.Но увы,некто меня из девушек полюбить не может.Им нужны сильные парни духом и внешне получше меня,странно что бывает такие парни,которым надоедает когда девушка постоянно звонит им,они уже бесятся,бывает нагрубят ей,а я был бы рад на их месте если бы девушка столько внимания мне уделяла бы,но к сожалению из таких парней почему то девушки из кожи вон лезут чтобы удержать их.Видел фотки своих бывших одноклассников,которые были инициаторами поиздеваться надо мной.Братья.У обоих есть девушки,по фоткам видно что очень уверенные в себе и довольны жизнью.А кого бы я не любил,все мне отказывают.....

Ещё и плюс я страдаю психологическим мазохизмом.Заставляю людей думать о себе плохо и унижать.

Вообщем я не знаю в чём смысл моей жизни.Я чувствую себя жалким и ни на что не способным.И депрессия и мазохизм,они меня уничтожают морально.Помогите пожалуйста,всем чем можете.
Поддержите сайт:

Артём, возраст: 20 / 06.04.2014

Отклики:

Не делай того, чему отец тебя учил. Он заставлял тебя говорить гадости самому себе, этим и заложил основу. Ты поверил своим словам, которые на самом деле программа для разрушения.
Ты искал подтверждения в окружающих и делал так, что все остальные думали так же. Но это не ты! Ты совершенно другой человек, ты не достоин унижения и того, чтобы тебя считали дураком, когда на самом деле всё не так.
Ты отличный парень. У тебя всё выйдет. Покажи людям настоящего себя. Умного и хорошего парня. Показывай свои сильные стороны. И никогда, слышишь? Никогда не давай шанса кому-то унизить тебя!

Fery N , возраст: 21 / 06.04.2014

Привет, Артём. Как я поняла из вашего поста, вам как минимум дважды в жизни очень повезло: во-первых, вы могли умереть при родах, но не умерли, и, во-вторых, вы могли бы стать слабоумным, но полностью выправились. Мне кажется, тут пора прыгать от счастья и ощущать себя любимцем Бога. Начните все с чистого листа: поменяйте еще раз школу, найдите психолога, чтобы подлечить "мазохизм" (если это действительно он, а не просто очень заниженная самооценка), выработайте характер и запишитесь в спортзал. Вы мечтаете о любви - это так прекрасно! Ищите ее, ищите кому вы можете ее подарить, нельзя просто так взять и оставить ее всю никому не нужной. Я уверена, у вас получится.

Елена, возраст: 27 / 06.04.2014

Здравствуй, Артём!

Все хорошо) Удачи Тебе!
Если не против, пиши) Буду рада.

Божена, возраст: 19 / 06.04.2014

Артём, у тебя нет мазохизма, тебе в силу своей особенности,а теперь и депрессии трудно выдерживать повышеннные требования поведения для данного возраста, т.е.то, что требует окружение.Поэтому тебе проще вести себя эдаким "клоуном",т.к. это не требует напряжения нервной системы из-за которого ты и впал в депрессию. Не циклись на том как держатся, будь самим собой, как комфортно для твоей психики, люди не могут быть одинаковыми и не должны. Депрессия возникает от непосильной психической и интеллектуальной нагрузки,она уйдёт,если жизнь не будет жестко диктовать правила. Закончишь школу, найди дело по душе; и счастье и друзья хоть и не сразу,но обязательно появятся в твоей жизни!

Лариса, возраст: 50 / 06.04.2014

Привет, Артем! Я уверена - все у тебя будет хорошо! ты не так слаб и плох, как ты о себе думаешь! Ты не поверхностный и примитивный, как многие молодые люди твоего возраста, это видно по твоим мыслям. Уверена, что с тобой очень интересно, просто подобное притягивает подобное, старайся найти людей, схожих по духу! А так желаю Удачи тебе во всем, ты сильный парень, я уверена!!!

Юлия, возраст: 23 / 07.04.2014


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
18.02.2019
Меня снова бросили. Думаю свести счеты с жизнью.
18.02.2019
В последнее время стал часто думать о суициде... Мне сделали операцию и я не выхожу с дома, отвык от социума, боюсь не сдать ЕГЭ.
18.02.2019
Хочу кончить себя. Не для кого жить.
Читать другие просьбы