Технология планирования по методу

Год за годом мы становимся все более подготовленными для свершения своих стремлений. Но к чему мы стремимся? Лоуренс Питер

В чем заключается метод «Альпы»?

Метод “Альпы” относительно прост, и после некоторых упражнений Вам потребуется в среднем не более 10 минут для составления ежедневного плана.

Метод включает пять стадий:

1) составление заданий;

2) оценку длительности планируемых действий;

3) резервирование времени (в соотношении 60:40);

4) принятие решений по приоритетам и перепоручению отдельных операций;

5) контроль (учет несделанного).

Что дает метод «Альпы»?

Использование метода “Альпы” дает следующие основные преимущества:

    Лучший настрой на предстоящий рабочий день.

    Планирование следующего дня.

    Четкое представление о задачах дня.

    Упорядочение течения дня.

    Преодоление забывчивости.

    Концентрация на наиболее существенном.

    Уменьшение объема “бумажной” работы.

    Принятие решений об установлении приоритетов и о перепоручении.

    Сокращение помех и нежелательных перерывов.

    Уменьшение стрессов и нервного напряжения.

    Улучшение самоконтроля.

    Повышение удовлетворенности и мотивации.

    Выигрыш во времени за счет методичной организации труда.

При успешном использовании техники планирования времени и методов научной организации труда Вы сможете ежедневно экономить от 10 до 20% Вашего времени!

С чего начать планирование по методу «Альпы»?

Первая стадия – составление заданий. Для этого запишите под соответствующими рубриками формуляра “План дня” все то, что Вы хотите или должны сделать на следующий день:

    задачи из списка дел или из недельного (месячного) плана;

    невыполненное накануне;

    добавившиеся дела;

    сроки, которые надо соблюсти;

    периодически возникающие задачи.

Употребляйте при этом сокращения, соответствующие виду деятельности или рубрикам в формуляре “План дня”, например:

В - визиты, совещания;

Д - делегирование дел;

К - контроль;

П - в процессе, в деле;

ПК - поездки, командировки;

ПР - письменная работа, деловые письма, диктовка;

С - секретарь;

Т - телефонные разговоры;

Ч - процесс чтения (отчетов, циркуляров, газет и т. п.).

Составленный таким способом список заданий на день может выглядеть, например, так:

ПК - новое помещение для офиса;

В

В - Иванов (экспертная оценка);

П - проект изучения рынка;

К - Сидоров (статистика сбыта);

ПР - Васильев (письмо);

Ч - специальный журнал для менеджеров;

Т

Т

Немного тренировки, и Вы сможете так составлять список заданий, чтобы:

    в первом приближении распределять их по приоритетности;

    подразделять их на затяжные и краткие, непродолжительные;

    перепроверять задания, связанные с личным контактом на предмет возможности их выполнения более рациональным путем (с помощью телефона и т. п.).

Пример:

П - проект изучения рынка;

В - Иванов (экспертная оценка);

ПК - новое помещение для офиса;

Ч - специальный журнал для менеджеров;

Непродолжительные работы:

К - Сидоров (статистика сбыта);

ПР - Васильев (письмо);

“Телефонный блок”:

Т - Шишкин (компьютерная программа);

Т - Кошкин (нехватка персонала);

Т - Сергей (вечерняя партия в бильярд).

Однако это только начало составления Вашего плана дня.

Что делать после определения списка заданий на день?

Помните, что реалистичный план дня должен быть всегда ограничен тем, что Вы фактически в состоянии сделать. После определения списка заданий на день Вам необходимо оценить примерную продолжительность планируемых действий, например:

Часы

П - проект изучения рынка;

В - Иванов (экспертная оценка)

ПР - Васильев (письмо)

Т - Кошкин (нехватка персонала)

Очевидно, что продолжительность отдельных дел невозможно оценить абсолютно точно. Однако после накопления некоторого опыта Вы научитесь более точно планировать свое время. Имейте также в виду, что работа зачастую требует столько времени, сколько его есть в Вашем распоряжении. Так что, устанавливая для отдельных дел конкретный промежуток времени, Вы вынуждаете себя укладываться именно в это время. Вы работаете значительно сосредоточеннее и более последовательно избавляетесь от помех, если под определенную задачу Вы отвели определенное время.

Сколько времени нужно резервировать «про запас»?

При составлении плана дня придерживайтесь основного правила планирования времени, согласно которому планом должно быть охвачено не более 60% Вашего времени и приблизительно 40% должно быть оставлено в качестве резервного времени для неожиданных дел. Если Вы исходите из 10-часового рабочего дня, то это значит, что Вам следует охватить планом не более 6 часов. Однако Вашей целью должен быть 8-часовой рабочий день, при этом запланированное время должно составить примерно 5 часов!

Если Вы запланировали более 60 % своего времени, то следует неумолимо довести составленный Вами список заданий до указанных параметров, устанавливая приоритеты, перепоручая дела и сокращая отпущенное на них время. Остаток дел должен быть либо перенесен на следующий день, либо вычеркнут, либо завершен за счет сверхурочных.

Чем завершается планирование по методу «Альпы»?

Четвертая стадия планирования: принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению. Цель: сократить время, отведенное на выполнение заданий дня, до 5-6 часов.

Для этого, во-первых, установите однозначные приоритеты для своих дел и уточните в соответствии с ними задачи дня. Во-вторых, перепроверьте скалькулированную Вами потребность во времени, и сократите время на все дела до совершенно необходимого. Рассмотрите каждое действие с точки зрения возможности его перепоручения и рационализации.

В окончательном варианте план дня может выглядеть следующим образом:

Приоритет

Часы

Перепоручения

П - проект изучения рынка;

0,5 часа перепоручается г-ну Х

В -Иванов (экспертная оценка)

ПК - новое помещение для офиса

К - Сидоров (статистика сбыта)

ПР - Васильев (письмо)

Поручается г-ну У

Ч - специальный журнал для менеджеров

Т - Шишкин (компьютерная программа)

Секретарь

Т - Сергей (вечерняя партия в бильярд)

И, наконец, на пятом этапе осуществляется контроль за выполнением своего плана дня и перенос несделанного на другой день. Как показывает опыт, не все задачи удается выполнить, и не все телефонные разговоры могут состояться, поэтому их приходится переносить на следующий день. Если одно и то же дело Вы переносите многократно, то оно становится для Вас обузой, и тогда существуют две возможности: Вы наконец-то решительно за него беретесь и доводите до конца или Вы отказываетесь от этого дела, так как иногда проблема разрешается сама собой.

Составляйте план до начала работы, а именно вечером уходящего дня: с большей уверенностью и расслабленностью Вы отправитесь домой и с большей концентрацией сил следующим утром начнете новый день!

Уже по пути домой и по пути на работу утром Ваше подсознание перерабатывает задачи дня и подготавливает возможные решения. Поскольку формулировки основных задач у Вас перед глазами и намечены подходы к их решению, новый насыщенный работой день выглядит уже не серым и тяжелым, а обозримым, планируемым и управляемым.

2. Планирование: как готовить выполнение своих задач
2.4. Составление планов дня с помощью метода «Альпы»

Планирование, как уже отмечалось, означает подготовку к реализации целей . В этой связи говорят также о целевых планах. Вы сможете совсем по-иному воспринимать окружающий Вас мир, если знаете, чего Вы хотите и когда (почему), т.е. если Вы имеете конкретный план расхода времени.

Принципиально важно составлять план дня в письменном виде.
- Планы дня, которые держат в голове, легко отвергаются.
- Письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти.
- Письменно фиксируемый план имеет психологический эффект самомотивации к работе. Ваша деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование программе дня.
- В результате Вы меньше отвлекаетесь и больше побуждаетесь заниматься только намеченными задачами.
- Благодаря контролю результатов дня у Вас «не теряются» несделанные дела (перенос на следующий день).
- За счет письменной регистрации Вы повышаете эффект от планирования, поскольку лучше оцениваете потребность во времени и «помехи», а также можете более реалистично планировать резервное время.
- Последовательное планирование дня обусловливает совершенствование Вашей личной методики работы
- Если существует ясность относительно того, что надо сделать в течение дня, то Вы автоматически стараетесь рационализировать свой труд и, кроме того, сознательно противодействовать «помехам» внутреннего или внешнего порядка. В этом случае Вас не отвлекают лишние телефонные разговоры, Вы ограничиваетесь только самым существенным. Если Вы в конце дня задаете себе вопрос, а что, собственно, сделано, то причина этого заключается главным образом в отсутствии четкой целеустановки на день.
- Реалистичный план дня должен в принципе содержать лишь то, что Вы хотите или должны, а также можете сделать в этот день. Потому что, чем более достижимыми Вы считаете поставленные цели, тем больше сил Вы концентрируете и мобилизуете на их реализацию.

Пять стадий метода «Альпы»

Предлагаемый Вашему вниманию метод относительно прост, и после некоторых упражнений потребуется в среднем не более 10 минут для составления ежедневного плана.

Его относительно легко запомнить, поскольку он основывается на мемотехнике: начальные буквы символизируют предметные понятия. Даже если Вам кажется, что Вы задыхаетесь под «грудой дел», не миритесь с судьбой, а действуйте по методу «Альпы».

Метод включает пять стадий:
1) составление заданий;
2) оценку длительности акций;
3) резервирование времени (в соотношении 60:40);
4) принятие решений по приоритетам и перепоручению;
5) контроль (учет несделанного).

Первая стадия: составление заданий

Запишите под соответствующими рубриками формуляра «План дня» все то, что Вы хотите или должны сделать на следующий день:
- задачи из списка дел или из недельного (месячного) плана;
- невыполненное накануне;
- добавившиеся дела;
- сроки, которые надо соблюсти; периодически возникающие задачи.

Употребляйте при этом сокращения, соответствующие виду деятельности или рубрикам в формуляре "План дня":
В - визиты, совещания;
Д - делегирование дел;
К - контроль;
П - в процессе, в деле;
ПК - поездки, командировки;
ПР - письменная работа, деловые письма, диктовка;
С - секретарша;
Т - телефонные разговоры;
Ч - процесс чтения (отчетов, циркуляров, газет и т.п.).

Составленный таким способом список заданий на день может выглядеть, например, так:
ПК - продавец «БМВ» (подержанные автомобили);
В - г-н Мюллер (программа ЭВМ);
В - г-н Шульте (экспертная оценка);
П - проект изучения рынка;
Т - г-н Шмидт (статистика сбыта);
ПР - г-н Гюнтер (письмо);
Ч - специальный журнал для менеджеров;
Т - г-н Майер (нехватка персонала);
Т - Хельмут (вечерняя пробежка).

Немного тренировки, и Вы сможете так составлять список заданий, чтобы:
- в первом приближении распределять их по приоритетности;
- подразделять их на затяжные и «краткие», непродолжительные;
- перепроверять задания, связанные с личным контактом на предмет возможности выполнения их более рациональным путем (с помощью телефона и т.п.).

Пример:

П - проект изучения рынка;

В - Шульте (экспертная оценка);

ПК - продавец «БМВ» (подержанные автомобили);

Ч - специальный журнал для менеджеров;

Т - Шмидт (статистика сбыта);

Непродолжительные работы;

ПР - Гюнтер (письмо);

Т - Мюллер (программа ЭВМ);

Т - Майер (нехватка персонала);

«Телефонный» блок.

Т - Хельмут (вечерняя пробежка);

Однако это только начало составления Вашего плана дня. Реалистичный план дня должен быть всегда ограничен тем, что Вы фактически в состоянии сделать.

Вторая стадия: оценка длительности акций

Проставьте против каждого задания приблизительное время для его выполнения, просуммируйте и определите ориентировочно общее время.

Часы

П - проект изучения рынка

3,0
2,0
1,5

Ч - специальный журнал для менеджеров

1,0

Т - Шмидт (статистика сбыта)

0,5

ПР - Гюнтер (письмо)

1,5

Т - Мюллер (программа ЭВМ)

0,5

Т - Майер (нехватка персонала)

0,5

Т - Хельмут (вечерняя пробежка)

0,5
_______
10,0

Вы можете возразить в том смысле, что продолжительность отдельных дел невозможно оценить достаточно точно. Это верно. Однако после накопления известного опыта Вы сможете положить его в основу планирования своего времени. Ведь в своей деятельности Вы тоже сталкиваетесь с трудностями при оценке рынка, оборота и расходов.

Имейте также в виду, что работа зачастую требует столько времени, сколько его есть в Вашем распоряжении. Так что устанавливая для отдельных дел конкретный промежуток времени, Вы вынуждаете себя укладываться именно в это время.

Вы работаете значительно сосредоточеннее и более последовательно избавляетесь от помех, если под определенную задачу Вы отвели определенное время. Попробуйте в течение 10 дней составлять письменные планы, и Вы станете чувствовать себя при этом все более уверенно.

Третья стадия: резервирование времени про запас

При составлении плана дня придерживайтесь основного правила планирования времени, согласно которому планом должно быть охвачено не более 60% Вашего времени и приблизительно 40 % должно быть оставлено в качестве резервного времени для неожиданных дел.

Если Вы исходите из 10-часового рабочего дня, то это значит, что в Ваших интересах охватить планом не более 6 часов. Однако Вашей целью должен быть 8-часовой рабочий день, при том что запланированное время должно составить примерно 5 часов!

Если Вы запланировали более 60 % своего времени, то следует неумолимо довести составленный Вами список заданий до указанных параметров, устанавливая приоритеты, перепоручая дела и сокращая отпущенное на них время. Остаток дел должен быть либо перенесен на следующий день, либо вычеркнут, либо завершен за счет сверхурочных.

Четвертая стадия: принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению

Цель: сократить время, отведенное на выполнение заданий дня, до 5-6 часов.
- Установите однозначные приоритеты для своих дел, например с помощью анализа АБВ, и уточните в соответствии с ними задачи дня (см. гл. 3).
- Перепроверьте скалькулированную Вами потребность во времени и сократите время на все дела до совершенно необходимого; старайтесь при этом оставаться на почве реальности,
- Рассмотрите каждую акцию с точки зрения возможности ее перепоручения и рационализации (см. «делегирование» в 3.5).

В окончательном варианте план дня в нашем примере выглядит следующим образом:

Приоритеты Часы Перепоручения

П - проект изучения рынка

А 2,5

0,5 часа поручается г-ну X

В - Шульте (экспертная оценка)

А 1,5

Г - Шмидт (статистика сбыта)

Б 0,5

ПР - Гюнтер (письмо)

Б 0,5

Поручается г-ну X. Н.

ПК - продавец «БМВ» (подержанные автомобили)

Б 0,5

Ч - спец. журнал для менеджеров

В 0,5

Т - Мюллер (программа ЭВМ)

В

Секретарь

Т - Хельмут (вечерняя пробежка)

В

_________________________________
Ʃ =60

Пятая стадия: контроль и перенос несделанного

Как показывает опыт, не все задачи удается выполнить и не все телефонные разговоры могут состояться. Поэтому их приходится переносить на следующий день.

Если одно и то же дело Вы переносите многократно, то оно становится для Вас обузой, и тогда существуют две возможности:
- Вы наконец-то решительно за него беретесь и доводите до конца;
- Вы отказываетесь от этого дела, так как иногда проблема разрешается сама собой.

Поскольку для планов дня в обычных календарях-памятках места не хватает, а отдельные листки имеют тот недостаток, что теряется общий обзор, рекомендуется регулярно и последовательно работать со специальным дневником времени. Он может быть пригоден для дневных и прочих планов времени (см. 2.5).

Рационализация использования времени с помощью бюрографии

Вы можете еще больше рационализировать составление плана, если наряду с буквенными сокращениями для обозначения важнейших элементов используете другие сокращения и графические символы, так называемую бюрографию.

Например:

Срочно.

!

Важно.

?

Выяснить.

+

Приоритет категории А.

.

Задача выполнена.

.

Задача выполнена особенно хорошо.

0

Перенос на более поздний срок.

X

Невыполнимое или само собой разрешившееся дело.

Применяйте также другие, свои собственные обозначения. Личное творчество здесь можно не ограничивать. При помощи бюрографии Вы сможете повысить эффективное использование такого вспомогательного средства, как дневник времени.

Что дает метод «Альпы»!

Ежевечерние затраты сначала 20, затем 10, а потом лишь 5 минут по методу «Альпы» принесут Вам многократный выигрыш во времени. Ниже еще раз приводятся основные доводы в пользу метода.

20 преимуществ метода «Альпы»
- Лучший настрой на предстоящий рабочий день.
- Планирование следующего дня.
- Четкое представление о задачах дня.
- Упорядочение течения дня.
- Преодоление забывчивости.
- Концентрация на наиболее существенном.
- Уменьшение объема «бумажной» работы.
- Достижение целей дня.
- Выделение более важных и менее важных дел.
- Принятие решений об установлении приоритетов и о перепоручении.
- Рационализация посредством группировки задач.
- Сокращение помех и нежелательных перерывов.
- Самодисциплина при выполнении задач.
- Уменьшение стрессов и нервного напряжения.
- Спокойное восприятие непредусмотренных событий.
- Улучшение самоконтроля.
- Ощущение успеха в конце рабочего дня.
- Повышение удовлетворенности и мотивации.
- Рост личных результатов.
- Выигрыш во времени за счет методичной организации труда.

При успешном использовании техники планирования времени и методов научной организации труда Вы сможете ежедневно экономить от 10 до 20% Вашего времени!

Старайтесь каждый день выигрывать 1 час времени - «золотой час»!

Попробуйте в течение одного месяца планировать и организовывать свой рабочий день по методу «Альпы». Это потребует некоторой самодисциплины, но Вы быстро оцените преимущества ежедневного планирования времени.

Когда Вы начнете? Может быть, завтра?
Дата ___________

Составляйте план до начала работы, а именно вечером уходящего дня: с большей уверенностью и раскрепощенностью Вы отправитесь домой и с большей концентрацией сил следующим утром начнете новый день!

Психологическая подоплека

Уже по пути домой и по пути на работу утром Ваше подсознание перерабатывает задачи дня и подготавливает возможные решения. Поскольку формулировки основных задач у Вас перед глазами и намечены подходы к их решению, новый насыщенный работой день выглядит уже не серым и тяжелым, а обозримым, планируемым и управляемым.

Вы уже не так легко отвлекаетесь на посторонние дела, из-за которых Вы прежде переносили на все более отдаленные сроки решения основных задач, пока последние не разрешались в спешке, за счет сверхурочной работы и, как правило, менее удовлетворительно.

1. Минимум, за что надо взяться наряду с подробными планами дня, - это годовой план в общих чертах.
2. Следующим шагом Вы можете дополнительно ввести декадный, а затем месячный план.
3. Интегрированное, непрерывное планирование времени охватывает также квартальный план и включает, таким образом, все стадии системы планирования времени - от расширенного годового плана до плана дня.
4. В соответствии со своими наклонностями и представлениями о целях в профессиональной и личной сферах Вы можете расширить систему в итоге до составления планов нескольких периодов жизни и всей жизни в целом. В качестве инструмента планирования и управления своим временем в повседневной практике следует применять, вероятно, наиболее эффективное средство личного самоменеджмента - дневник времени.

Метод Альпы — это метафорическое название, которое символизирует постепенно восхождение к твоей цели и достижение твоих целей.

Зачем нужна эта техника? Она помогает тебе подготовиться к намеченной цели, оптимизировать рабочую деятельность и сэкономить время.

Метод Альпы имеет 5 шагов.

Первый шаг. Необходимо составить список задач на день. Как обычно, ты берёшь лист и записываешь. Делается это с вечера, либо в начале рабочего дня, перед тем как ты приступаешь к работе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные задачи, твои планы, идеи, непредвиденные задачи. Мы верим, что за один день сможем расправиться с большей частью своих дел.

Шаг второй. Мы делим все задачи на три категории: A, B и C. А — это важная категория задач, которые не требует отлагательств. Она должна быть выполнена. Задачи категории Б — это задачи, которые нужно сделать по остаточному принципу. И задачи категории С — это задачи неважные, которые можно не делать или делегировать их другим людям.

Необходимо оценить каждую задачу с точки зрения продолжительности: сколько потребуется времени на их выполнение. Это очень важный шаг. Планируй с небольшим запасом. Если, например, утренняя зарядка у тебя занимает 15 минут, напиши 20. Но и сильно не увеличивай. Ведь всем известно правило, что задание требует ровно столько времени сколько на него есть. Благодаря таким запасам, ты оставляешь некоторые коридоры времени, которые сможешь использовать при возникновении внеплановых задач.

Третий шаг.

Необходимо зарезервировать время . Смысл в том, чтобы планировать только 60% своего рабочего времени.

То есть, если ты работаешь 10 часов, то расписываешь свой день на 6 часов. Если 5 часов, то, соответственно — на 3 часа. То есть ты выбираете из списка задачи, которые уложатся в эти 3 часа. Если задач окажется больше, то перенеси их на другой день, делегируй помощникам или вычеркни. Оставшиеся неважные и несрочные задачи являются поглотителями времени: они убивают твоё время, не продвигая к достижению целей.

Почему же 60% берется для резервирования рабочего времени? Дело в том, что учеными и исследователями доказано, что люди, как правило, работают над именно рабочими заданиями 60% времени. Кроме того, не надо забывать про непредвиденные задания, про какие-то форс-мажоры, про какие-то дополнительные задания, которые могут возникнуть неожиданно. Для всего этого тоже нужно время. Если ты распланировал всё своё рабочее время, у тебя не останется места для маневра. А это значит стресс, это невыполнение остальных дел, это нарушение всей системы.

Четвёртый шаг алгоритма, как раз даёт понимание того, какие задачи ты будешь делегировать.

Расставь приоритеты в порядке важности А, В, С.

Или распланируйте по (дела срочные важные, несрочные неважные, срочные неважные, важные несрочные).

Следующий и последний, пятый шаг. Проживи день, сделай запланированные дела и оцени что удалось сделать, а что нет. Может быть ты где-то неправильно запланировал время на выполнение той или иной задачи? На что не хватило времени?

Метод Альпы это улучшенный способ планирования, предварительная подготовка к реализации намеченной цели.

Метод Альпы в планировании времени можно применять на любой период срочности: средний, короткий, долгий. Для этого рекомендуется составить список дел в письменном виде. На первый взгляд все дела кажутся равноценными. Но в любом случаи нужно распределить дела по порядку значимости и выделить приоритеты, степень важности.

Метод Альпы очень прост. На создание плана нужно не более 5-10 минут. На практике доказано, при постоянном использовании методов и техники планирования, ежедневная экономия временем составляет 10-20%.

Этапы составления плана

Метод Альпы состоит из пяти этапов:

Этап №1. Формирование дневного задания , используя список из категории «Планы дня». Создайте перечень задач ближайшего дня:

  • Не выполненные дела;
  • Добавившие новые задания;
  • Обязательные, важные дела;
  • Задания из плана недельного или ежемесячного планирования;
  • Непредвиденные задания.

При составлении необходимо соблюсти требованиям:

  • Важным и приоритетным делам предоставлять первые места;
  • Выделить дела непродолжительные и продолжительные;
  • Выбрать рациональный способ выполнения заданий (возможное решение по телефону, по скайпу, СМС).

Не следует записывать все дела подряд, только реальные необходимые задания.

Этап №2. Оцените примерное время выполнения каждого задания .
Существует закономерность: любое задание потребует такой период, сколько времени в запасе человека. Поэтому, задайте приблизительный срок на выполнение и пытайтесь в него уложиться. Человек сосредотачивается, избавляется от второстепенных помех .

Этап №3. Резервирование временного запаса .
Изюминка метода Альпы в том, чтобы запланированная работа была выполнена за 60% рабочего времени, остальное время — 40% должно отводится для резерва на непредвиденные внезапные обстоятельства .

Примеры:
Работаете 8 часов. Значит, 3 часа у вас в резерве, за 5 часов выполняете плановое задание (торопитесь, уплотняйте рабочий график).
Если работаете 10 часов. Значит 4 часа в резерве, за 6 часов выполняете задания.

Допустим, заданий больше 60% спланированного времени. Для этого пересмотрите список всех дел. Выделите преимущества, делегируйте права, уменьшайте отведенное время. Даже и после этого не удалось уменьшить до 60% спланированного времени. Значит, переносите не выполненные дела на другой день .

Этап №4. Применяя первостепенные решения приоритетных дел и искусство делегирования прав, сокращаем время до 5- 6,5 часов на отведенные дела. Цель данной стадии: еще раз уточнить задания дня и приоритеты. А так же потребность времени на их выполнения .

Аналитическая оценка каждого задания на предмет рационализации и делегирования. Выполнение окончательного варианта по установленной структуре.

Этап №5 завершающая . Выполнение намеченного плана дел и контроль. Из практики ясно, что не все дела могут быть выполнены вовремя. Приходится некоторые переносить на завтрашний день.
Допустим, вы заметили, что какое- то дело периодически переносится. Существует два варианта: прекратить переносить — выполнить полностью. Или это задание стало не актуальным, стоит от него отказаться.

Область самоменеджмента развивается, его специалисты рекомендуют планированием дня проводить вечером, что способствует приобретению в себе уверенности и концентрирование сил на завтрашний день. Подсознательно человек перерабатывает задания и подготавливает конкретные решения. Значит, новый трудовой день будет управляемым, плодотворным, обозримым .

Таким образом, можно собственную полную жизнь рационально планировать и организовать.

Пример метод Альпы

Допустим, вы бизнесмен, владелец крупной компанией. Невозможно, писать все поручения полностью. Поэтому, облегчаете свою работу и работу секретаря при помощи сокращенных букв, по виду конкретной деятельности.

В – заседание, визиты;
Д – делегирование задач;
К — проверка, наблюдение;
П- в работе, в процессе;
ПК- командировки, поездки;
ПР- диктование, рукописное деловое занятие;
С — личный секретарь;
Т — телефонные переговоры;
Ч — корреспонденция (газет, отчетов, циркуляров).

Планирование по методу Альпы список дел на день :

ПК — новое торговое место ;
В — Петров (компьютерная услуга) ;
В — Серов (юридическая помощь) ;
П — изучение спроса рынка ;
К — Матвеев (реализация продукции) ;
ПР – Черанев (запрос- письмо) ;
Ч — спец. журнал для руководителя :
Т — Удоев (не комплектность персонала) ;
Т — Денис (посещение сауны с другом) .

Метод Альпы пример наглядно смотрится, сведенный в таблицу:

Приоритетные дела: А — срочные, важные; Б – важные, но очень срочные; В- срочные, но не очень важные.

Лучше выполнять работу самую главную, зная время вашего плодотворного труда. Не забывайте об отдыхе, смене вида деятельности, чтобы ваша работа доставляла вам радость.

Пример: не планируйте совещания друг за другом. Выделяйте время в первой и во второй половине дня.

Если у вас неожиданно появилось несколько минут свободного времени, не теряйте его, займите его коротким заданием: просмотрите корреспонденцию, позвоните другу.

Вдруг кардинально изменились намеченные планы: непредвиденная командировка, деловая встреча. Можно быстро переписать, согласно методам планирования времени, по методу Альпы, план дел в течение 5-10 минут.

Вообще, не бойтесь гибкий график работы. Хорошо продуманный план, используя пять стадий метода Альпы, не подведет вас никогда.

Преимущества метода Альпы

  • Целенаправленные действия в течение рабочего дня ;
  • Рационализация, объединяя в группу схожие дела ;
  • Уменьшение бесполезных интервалов ;
  • Стабильная самодисциплина ;
  • Сокращение нервных перенапряжений ;
  • Борьба с забывчивостью ;
  • Достижение конкретных целей в работе ;
  • Рабочий настрой ;
  • Повышенная удовлетворенность и мотивация ;
  • Восприятие трудового достижения, прилив отличного настроения в конце смены .
  • Выделение и реализация приоритетных дел ;
  • Рост потенциала и личных результатов труда ;
  • Правильная организация рабочей смены, приобретаете и выигрываете временя .

В тайм — менеджменте насчитываются много методов планирования заданий дня. К ним относятся: матрица Эйзенхауэра, принцип Парето, АВС-анализ, но метод Альпы – рационального планирования временем и состоит из пяти стадий.

Советую принять во внимание. И если вас заинтересует, используйте в жизни.


Технология планирования по методу «Альпы», «Парето», Эйзенхауэра

Многие люди испытывают трудности с планированием, потому что они видят в нем лишь «обдумывание», под которым часто подразумевают «взгляд в пустоту» или «пустое мечтание». Следовательно, необходимо превратить представление о планировании в нечто конкретное , рассматривая планирование, скорее как «письменную работу», чем «мыслительную». Время, потраченное на планирование можно определить как «Время Решений», потому что именно этому и посвящено планирование: принятию решений о том, что, когда и как следует сделать.

В ходе долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, следует составить список и определить приоритеты. Все задачи, упомянутые в списке, являются равноценными. После составления списка следует распределить дела в порядке их значимости в настоящее время, завершив его определением приоритетов. Ни один список не может являться полным, пока он не показывает порядок важности дел. В практике самоменеджмента существуют методы планирования времени, применение которых призвано рационально организовать собственную жизнь.

Планирование согласно принципу Парето

В ситуации, когда человек перегружен делами и задачами, на выполнение которых ему не хватает времени, и он никак не решается отказаться от ряда не очень важных дел, целесообразно в практике применять правило 80/20. Принцип Парето гласит: «Если все предметы разместить в порядке их ценности, то 80 % ценности приходится на предметы, составляющие 20 % от их общего числа, в то время как 20 % ценности приходится на предметы, составляющие 80 % от их общего числа».

Исходя из правила 80/20, в списке из 10 дел - 2 обеспечат 80 % успеха. Следовательно, надо найти эти 2 дела, включить в категорию «А» и осуществите их. Согласно этому принципу, остальные 8 могут остаться несделанными , потому что ценность их результатов будет гораздо меньше, чем у двух, наиболее плодотворных дел. Практика показывает , что:

· 80% стоимости торговых сделок обеспечивает 20% всех клиентов;

· 80% производства обеспечивает 20% предприятий;

· 80% времени, пропущенного по болезни, приходится на 20% работающих;

· 80% процентов досье, находящегося в употреблении, приходится на 20%

папок досье;

· 80% грязи скапливается на 20% площади пола, по которой больше всего

· 80% стирки приходится на 20% предметов одежды;

· 80% лучшего телевизионного времени приходится на 20% программ, наи-

более любимых телезрителями;

· 80% времени читатели газет тратят на чтение 20% материалов, опублико-

ванных в газете;

· 80% телефонных звонков делают 20% телефонных абонентов;

· 80% необходимых данных получают из 20% источников информации;

· в школе учителя тратят 80 % своих сил на 20 % учащихся (обычно про-

блемных или талантливых);

· 80% еды поглощается в 20% наиболее популярных ресторанов.

Данные факты подтверждают существование опасности увязнуть в делах, приносящих слабые результаты, и усиливают степень важности средоточия усилий на двадцати процентах дел, которые значительно повышают эффективность труда.

Принцип Парето прекрасно объясняет случившееся, однако не всегда помогает заранее найти выход из ситуации. Дело в том, что наверняка никогда нельзя сказать заранее, какие 20% окажутся эффективными. Согласно этому принципу 80% удовлетворения в нашей жизни приносят 20% затраченных сил – большая часть успеха будет результатом всего лишь нескольких шагов. Значит для того, чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу, придется делать меньше того , что оказывается бесполезным . Другими словами - не тратить время попусту!

Распределить время можно и на основе других соображений, а не только с точки зрения удовольствия. Это могут быть: обеспечение финансовой стабильности , продвижение по карьерной лестнице, поддержание хорошей физической формы и т.д. Важно определить смысл полезного времяпровождения, так как «время , потраченное впустую , это существование , а время , употребленное с пользой , это жизнь » (ЭдвардЮнг).

Планирование по методу «Альпы»

Метод планирования “Альпы” относительно прост, составление ежедневного плана занимает в среднем не более 10 минут. Процесс составления плана состоит из 5 стадий:

1. Составление заданий;

2. Оценку длительности планируемых действий;

3. Резервирование времени (в соотношении 60:40);

4. Принятие решений по приоритетам и перепоручению отдельных

операций;

5. Контроль (учет несделанного).

В ряде существующих в практике самоменеджмента методов планирования, использование метода “Альпы” дает следующие основные преимущества:

· Лучший настрой на предстоящий рабочий день.

· Планирование следующего дня.

· Четкое представление о задачах дня.

· Упорядочение течения дня.

· Преодоление забывчивости.

· Концентрация на наиболее существенном.

· Уменьшение объема “бумажной” работы.

· Принятие решений об установлении приоритетов и о перепоручении.

· Сокращение помех и нежелательных перерывов.

· Уменьшение стрессов и нервного напряжения.

· Улучшение самоконтроля.

· Повышение удовлетворенности и мотивации.

· Выигрыш во времени за счет методичной организации труда.

Практика показывает, что при успешном использовании техники планирования времени и методов научной организации труда появляется реальная возможность ежедневной экономии от 10 до 20% времени. Процесс планирования по методу «Альпы» состоит из следующих этапов:

Первый этап – составление заданий. С целью составления заданий на день следует записать необходимые задачи на следующий день:

· задачи из списка дел или из недельного (месячного) плана;

· невыполненное накануне;

· добавившиеся дела;

· сроки, которые надо соблюсти;

· периодически возникающие задачи.

Составление списка заданий должно отвечать следующим требованиям:

· в первом приближении распределять их по приоритетности;

· подразделять их на затяжные и краткие, непродолжительные;

· перепроверять задания, связанные с личным контактом на предмет возможности их выполнения более рациональным путем (с помощью телефона и т. п.).

Реалистичность составления плана дня заключается в ограничении списка заданий только фактически необходимыми делами. На втором этапе составления плана на день необходимо оценить примерную продолжительность планируемых действий.

Совершенно очевидно, что продолжительность некоторых дел невозможно оценить абсолютно точно, подобный навык приходит только с опытом. Но, с другой стороны, необходимо помнить о том, что любая работа часто требует столько времени, сколько его есть в распоряжении человека. По-этому, определение для выполнения отдельных задач конкретного промежутка времени подразумевает выполнение этой задачи только в установленное время. Когда для выполнения задачи определен конкретный промежуток времени человек работает сосредоточеннее, максимально избавляясь от различных помех.

Третий этап составления плана заключается в резервировании времени на непредвиденные обстоятельства. Суть метода «Альпы» заключается в том, что планом должно быть охвачено не более 60% времени и 40% необходимо оставить в качестве резервного времени на непредвиденные обстоятельства. Так, восьмичасовой рабочий день должен быть строго распланирован только на пять часов (что составляет 60 % рабочего времени) и три часа необходимо оставить незапланированными для выполнения конкретных, но для выполнения неожиданно возникших дел.

В случае, когда запланировано более 60% времени, следует в обязательном порядке довести составленный список заданий до указанных параметров, устанавливая приоритеты , делегируя полномочия и сокращая определенное ранее на задачи время. Если после проделанной работы не удается сократить запланированное время до шестидесяти процентов, следует перенести на следующий день дела согласно расставленным приоритетам. Это означает, что задачи из категории «А» и «В» не могут быть перенесены на следующий день, соответственно перенос дел категории «С» не существенно скажется на результатах прожитого дня.

Четвертый этап планирования заключается в принятии решений по приоритетам и применении искусства делегирования полномочий. Цель данного этапа – сократить время, отведенное на выполнение заданий дня до 5-6 часов. С этой целью необходимо: во-первых, установить приоритеты для дел и уточнить в соответствии с ними задачи дня. Во-вторых, следует перепроверить для каждой задачи определенную потребность во времени и, в соответствии с этим, сократить время на дела до совершенно необходимого.

Важным является оценка каждого действия на предмет возможности его делегирования и рационализации. После проделанной аналитики окончательный вариант плана дня должен иметь установленную структуру.

На пятом этапе осуществляется контроль за выполнением составленного плана дня и перенос несделанного на другой день. Как показывает опыт, не все задачи удается выполнить, и не все запланированные телефонные разговоры могут состояться, поэтому их приходится переносить на следующий день. Если одно и то же дело несколько раз переносится из дня в день, тогда существуют две возможности: решительно довести его до конца, тем самым, завершив или отказаться от выполнения этой задачи по причине её

неактуальности.

Специалисты в области самоменеджмента настоятельно рекомендуют

план дня составлять накануне вечером. Это связано с тем, что, составление

плана после рабочего дня способствует обретению уверенности и концентра-

ции сил на следующем дне. Подсознание человека, таким образом, перераба-

тывает задачи следующего дня и подготавливает возможные решения. Сле-

довательно, новый рабочий день становится обозримым, планируемым и

управляемым.

Планирование согласно принципу Эйзенхауэра

Принцип Эйзенхауэра следует применять при выполнении ежедневных

планов, классифицируя все предстоящие дела по степени их важности по че-

сделать немедленно. Именно по поводу данной категории дел существует

выражение о том, что «нужно жить так, чтобы важные дела не превращались

в срочные»

хватает времени. Как правило, это дела, связанные с собственным совершен-

ствованием в различных областях. Практика показывает, что часто случается

лам «В». Следовательно, необходимо провести детальный анализ дел «А» на

предмет их важности и срочности. Часто случается так, что человек работает

с последствиями вместо того, чтобы найти причины. Возможно, не следует

уделять так много времени на совещания, а внедрить в корпоративную куль-

туру философию бизнеса и профессиональный подход. Или совершенство-

вать организацию собственного труда с целью максимально возможного пре-

дотвращения кризисных ситуаций и непредвиденных обстоятельств.

мание природы важного и срочного в жизни, что свойственно большинству

людей, та как любое срочное дело автоматически причисляется к категории

важного. Жизненный опыт показывает, что именно дела категории «С» чаще

всего служат причиной авралов, напряжений и непрерывных кризисных си-

туаций. Однако согласно законам менеджмента на хорошо организованном

предприятии не должно быть суеты и необоснованной спешки.

рых целесообразно избегать. Парадокс заключается в том, что обычно это те

самые дела, которые делать легко и приятно. Длительность выполнения дан-

му подавляющее большинство людей стараются начинать рабочий день с

выполнения неважных и несрочных дел.

Одним из основополагающих принципов самоменеджмента является

умение отделять главные дела от дел второстепенных, важные от неважных ,

срочные от несрочных.__

Праксиология и оптимальная система планирования времени

Как бы человек ни был занят, он всегда должен уделять время плани-

рованию. Чем меньше у свободного времени, тем более важным становится

тщательное планирование времени. Разумнее потратить на планирование

всего десять минут в начале или конце дня, так как эти затраты с лихвой

компенсируются.

Часто человек говорит о том, что очень занят, и решает, что на плани-

рование нет времени, что является заблуждением. Если день не распланиро-

ван, то зачастую ощущается недостаток времени. Более того, в ситуации, ко-

гда время не распланировано, без сомнения, невозможно отличить важные

дела от менее важных, срочные от несрочных. Поэтому, уверяя себя и других

людей, что времени на то, чтобы планировать свои дела совершенно нет, че-

ловек все равно израсходует время, но беспорядочно и бездумно, что отрица-

тельно скажется на рациональной организации его жизни. Поэтому необхо-

димость планирования как рабочего времени, так и личной жизни не вызыва-

вать. Существует __________много преимуществ в том, чтобы начинать день с планиро-

вания, так как по мере того, как составляется план, человек более активно

включается в процесс его составления, а затем и выполнения. « Тот , кто ка -

ждое утро планирует дела дня и последовательно выполняет этот план ,

видит , что планирование прокладывает для него путь в лабиринте очень на -

сыщенной и деятельной жизни . Упорядочение своего времени подобно лучу

света , который проносится через все его дела . Но там , где нет плана , гдеконтроль времени отдан на произвол случайностей, вскоре начинает царст-

вовать хаос» - писал Виктор Гюго. Продумав, что необходимо сделать, легко

переходить к воплощению плана в реальность. При точном определении

приоритетов остается меньше вероятности отвлечения в сторону при их осу-

ществлении.

Многолетний опыт применения различных средств планирования пока-

зал, что дело не только в конкретных устройствах для планирования (пере-

кидные календари, ежедневники, органайзеры, электронные записные книж-

ки и т.д.), а в системе планирования, которую применяет человек. Основатель

праксиологии (науки об эффективной деятельности человека) Т. Котарбин-

ский полагал, что оптимальная система планирования призвана:

1) Обеспечить достижение цели.

2) Не требовать слишком много времени на освоение.

3) Быть удобной для использования.

Сегодня существует множество систем и методик планирования вре-

мени и выбрать наилучшую достаточно сложно, так как у каждой есть как

достоинства, так и недостатки.

Только свободная личность может достичь совершенства в использо-

вании своего свободного времени и времени вообще. Однако в данном кон-

тексте свобода – качество необходимое, но недостаточное. Другими усло-

виями являются: преобладание духовных потребностей человека и владение

качественным инструментарием.

Иммануил Кант (1724 – 1804) жил настолько ритмично, что его соседи

проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Известно, что он прожил всю

жизнь холостяком и второй период его творчества, более тридцати лет, по-

святил исследованиям познавательных и нравственных способностей челове-

ка. Творческие личности в большинстве своем бережно относились ко вре-

мени и, пожалуй, трудно найти продуктивную творческую личность, у кото-

рой не было бы жесткого режима работы. В научных источниках можно

найти подтверждение тому, что такие талантливые личности, как: Архимед и

Аристотель, Роджер Бэкон и Ньютон , Анри Пуанкаре и Дюма – отец, Энгельс

и Ленин, Вавилов и другие стремились построить систему расхода времени.

Данная система призвана была гарантировать высокую выработку не за день

– а за жизнь.

Однако, как и в любом правиле, существуют исключения. В частности

Авиценна (Ибн-Сина), проведя большую часть своих пятидесяти шести лет вседле, подполье и скитаниях, смог оставить после себя много трудов, из ко-

торых 270 дошли до наших дней. Современники могут лишь предполагать

количество несохранившихся трудов и сколько этот великий человек смог бы

сделать в стабильных, комфортных условиях.