Форма глагола в неопределенно личном предложении. Неопределённо-личные предложения. Синтаксическая синонимия неопределенно-личных предложений

1. Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Основные признаки имени прилагательного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета:
  • цвет;
  • Синий, голубой, сиреневый.
  • вкус, запах;
  • Сладкий, пахучий, пряный.
  • оценка;
  • Хороший, плохой.
  • характер;
  • Добрый, скромный, смешливый.
  • умственная и речевая деятельность.
  • Умный, глупый, говорливый.
    Б) Морфологические признаки Примеры
    Те же, что и у имени существительного - род, число, падеж.
    Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, причём родовые различия наблюдаются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные обслуживают, поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
    Ср.: голубой ковёр, голубая лента, голубое блюдце - голубые ковры, голубые ленты, голубые блюдца.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении прилагательные обычно бывают определениями или именной частью сказуемого. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Клоун был весёлым .
    Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.
    Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания. Ср.: слабый от болезни, очень слабый.

    2. По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:

    А) качественные;
    Б) относительные;
    В) притяжательные.

    А) Качественные прилагательные

    Качественные прилагательные обозначают раз-личные качества предмета:

      величина: большой, крупный, маленький;

      возраст: старый, молодой;

      цвет: красный, синий;

      вес: лёгкий, тяжёлый;

      внешний вид: красивый, стройный;

      внутренние качества: умный, строгий, ленивый.

    Характерными грамматическими и словообразователь-ными особенностями качественных прилагательных являются:

      наличие степеней сравнения;

      Большой - больше, самый большой; умный - умнее, умнейший.

      наличие полной и краткой формы;

      Строгий - строг, старый - стар.

      способность сочетаться с наречиями степени;

      Очень строгий, очень большой, очень умный.

      образуют наречия с суффиксами -о, -е, -и .

      Умный → умно, блестящий → блестяще, зверский → зверски.

    Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:

      нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый , потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);

      нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический , поскольку по происхождению они являются относительными;

      нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.

      Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) - золотой характер (качественное значение); лисий хвост (притяжательное прилагательное) - у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).

    Обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:

    Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.

    Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.

    Ср.: железный обруч - обруч из железа; волжский берег - берег Волги; спортивная обувь - обувь для занятий спортом.

    В) Притяжательные прилагательные

    Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.

    Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.

    Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.

    Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:

      Ин/-ын : мамин, курицын, сестрицын ;

      Ов/-ев : отцов, дедов ;

      Ий/-j- : медвежий - медвеж [ j ]ьего .

    Обратите внимание!

    1) Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/ын, -ов/-ев, -ий/-j- в форме единственного числа именительного падежа в мужском роде обычно имеют нулевое окончание, а в женском и среднем родах - такие же окончания, как и существительные.

    Ср.: медвежий , медвежья , медвежье .

    2) При употреблении прилагательных их значение может меняться. Так, относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных.

    Ср.: сиреневая ветка - относительное прилагательное; сиреневое платье - качественное прилагательное.

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных.

    Ср.: медвежий след (след принадлежит медведю) - притяжательное прилагательное; медвежья шуба (шуба сделана из шкуры медведя, а не принадлежит медведю) - относительное прилагательное; медвежья походка (походка как у медведя) - качественное прилагательное.

    Упражнение к теме «3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных»

    Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми

    Разряды имён прилагательных по значению

    Учебник: « Русский язык»,6 класс. Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.Москва, «Просвещение», 2015.

    Цель урока : формирование понятия о разрядах имён прилагательных.

    Задачи:

    о бучающая:

    - познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

    развивающие:

    - формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

    - развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

    воспитательная:

    - воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

    Познавательные УУД:

    - умение работать с информацией;

    - использование знако-символических средств, общих схем решения;

    - выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

    Регулятивные УУД:

    - составление плана и последовательности действий;

    - самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

    - осознание качества и уровня усвоения.

    Коммуникативные УУД:

    - умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

    - умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

    Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

    Как изменяются имена прилагательные?

    Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

    Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

    Сообщение темы и цели урока.

    - Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока. Слайд 1.

    Наблюдение над языковым материалом.

    Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных. Слайд 2.

    Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

    барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

    глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

    снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

    Составление кластеров.

    Слайд 3. Качественные прилагательные.

    Какое прилагательное обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

    Какое прилагательное имеет степени сравнения?

    Какое прилагательное образуют краткую форму?

    Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

    Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

    Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

    Все перечисленные признаки присущи прилагательному ГЛУБОКИЙ . Это качественное прилагательное.

    Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

    Демонстрируются слайды 4-11, приводятся примеры:

    цвет - красный шарик,

    размер - высокий дом,

    форма - круглое яблоко,

    возраст - молодой человек,

    внутренние качества человека - смелый рыцарь,

    душевное состояние человека - весёлая девочка,

    вкус - кислый лимон,

    качества, дающие общую характеристику предмета - интересная книга.

    Слайд 12. Относительные прилагательные.

    Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ? (СНЕЖНЫЙ )

    Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

    Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

    Слайды 13-16. Значения относительных прилагательных (примеры):

    материал - глиняный кувшин,

    время - зимний день,

    место - горная река,

    действие - плавательный бассейн.

    Слайд 17. Притяжательные прилагательные.

    И у нас осталось ещё одно прилагательное - БАРСУЧИЙ . Это притяжательное прилагательное.

    Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

    Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ).

    5. Первичное закрепление. Отработка умений и навыков учащихся.

    Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы на месте пропусков. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов; вспомните их названия и авторов. Найдите имена прилагательные, определите их разряд.

    1. Поспевает брусника,
    Стали дни х…лоднее,
    И от птич…его крика
    В сер…це стало грус…нее.

    (К. Д. Бальмонт «Осень»)

    2. Зимним холодом пахнуло
    На поля и на леса.
    Ярким пурпуром зажглися
    Пред закатом небеса.

    (И. А. Бунин «Первый снег»)

    3. Под г…лубыми небесами
    В…ликолепными коврами,
    Бл…стя на солнце, снег лежит.

    (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

    Проверка выполнения задания. Слайды 18-20.

    Задание 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 341 (стр. 17). Слайд 21.

    Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они путём повтора образуют сложные прилагательные).

    Задание 3. От данныхсуществительных образовать прилагательные, составить с ними словосочетания типа «прил. + сущ.»; определить разряд имён прилагательных. Слайд 22.

    лиса - … (лисья нора - притяжательное);

    камень - … (каменный дом - относительное);

    счастье - … (счастливый ребёнок - качественное);

    медведь - … (медвежья берлога - притяжательное);

    вечер - … (вечерние сумерки - относительное);

    бег - … (беговая дорожка - относительное);

    море - … (морской берег - относительное);

    мама - … (мамин зонт - притяжательное).

    Проверка выполнения задания. Слайд 23.

    Произнесите слова ЛИС ЬЯ, МЕДВЕЖ ЬЯ. Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? Какую функцию выполняет Ь? (Разделительный Ь)

    Задание 4. Работа с учебником. Выполнение упр. 350 (стр. 22). Слайд 24.

    Пунктуация при прямой речи (попутное повторение). Работа по схемам:

    6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием приёма «Незаконченное предложение» (слайд 25):

    1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

    2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

    3) Я научился (ась) …

    7. Домашнее задание. Упр. 344, 349.

    Слайды 26-27. Использованные Интернет-источники.

    Известный языковед Ю.С. Степанов считал, что различие качественных и относительных значений прилагательных является одним из самых сложных. Такое разделение проводится даже не во всех языках. В русском уже ученики средней школы учатся различать эти разряды прилагательных.

    Как Вы, наверное, помните, имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    Какой ? – маленький двор, школьный учитель, медвежий коготь.

    Какая ? – замечательная погода, деревянная скамейка, лисья мордочка.

    Какое ? – превосходное настроение, жемчужное ожерелье, лошадиное копыто.

    Какие ? – вежливые ученики, районные соревнования, заячьи ушки.

    В каждом ряду приведены примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Как же их различать? Как уже стало понятно, просто задать вопрос к прилагательному – не даст результата, разряд таким способом не определишь.

    На помощь придут грамматика и семантика (значение слова). Рассмотрим каждый разряд имен прилагательных по значению.

    Качественные имена прилагательные

    Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета . Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной ), форма (прямоугольный, квадратный ), физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный ), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий ), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый ) и др.

    Также большинство (но не все!) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков , по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:

    1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени . Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.

    Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.

    2) Образуют краткие формы . Долгий – долог, мелкий – мелок.

    3) Сочетаются с наречиями меры и степени . Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.

    4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть), -изн-, -ев-, -ин-, -от- : великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.

    5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами : злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.

    6) Могут иметь антонимы : большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.

    Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.

    Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета , – значит, оно качественное.

    Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный , зато можно образовать наречие прекрасно . Вывод: прилагательное качественное .

    Относительные имена прилагательные

    Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал , из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата ); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы ); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей ) и др.

    Признаки эти не временные, а постоянные , поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный ), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет ) и т.д.

    Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.

    Надеемся, что Вам стало понятнее, как различить качественные и относительные имена прилагательные. А о притяжательных прилагательных и о некоторых ловушках поговорим в следующей статье.

    Удачи Вам в изучении русского языка!

    Остались вопросы? Не знаете, чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
    Первый урок – бесплатно!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    По значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на три лексико-грамматических разряда:

      качественные прилагательные;

      относительные прилагательные;

      притяжательные прилагательные.

    Качественные прилагательные – это слова, обозначающие такой признак предмета, который может характеризоваться разной степенью интенсивности, то есть может проявляться в большей или меньшей степени, например: умный умнее, более умный, умнейший, наиболее (самый) умный.

    Качественные прилагательные называют свойства и качества предмета, которые непосредственно воспринимаются органами чувств. Они обозначают:

      цветовые признаки, например: белый, красный ;

      пространственные признаки, например: далёкий, длинный ;

      временные признаки, например: ранний, поздний ;

      физические параметры, например: больной, молодой ;

      свойства, качества характера, например: добрый, щедрый ;

      интеллектуальные качества, например: умный, хитрый ;

      признаки, воспринимаемые органами чувств, например: сладкий, душистый;

      общественно значимые признаки, например: важный, полезный ;

      абсолютные признаки, например: глухой, босой .

    Качественные прилагательные обладают следующими отличительными признаками:

    1) образуют краткую форму, например: тяжёлый – тяжёл; стройный – строен ;

    2) образуют степени сравнения, например: страшный – страшнее, более (менее) страшный, страшнейший (наистрашнейший), наиболее (наименее, самый) страшный ;

    3) обладают способностью образовать формы субъективной оценки качества, то есть другие качественные прилагательные, называющие оттенки и степени качества, например: хороший – хорошенький; сладкий – сладковатый, сладенький ;

    4) образуют наречия на -о, -е , например: плохой – плохо; прямой – прямо; смертельный – смертельно; покорный – покорно; светлый – светло; мягкий – мягко; угрюмый – угрюмо; могучий – могуче ;

    5) образуют абстрактные существительные, например: бедный – бедность; холодный – холодность; лёгкий – лёгкость; белый – белизна; красный – краснота; добрый – доброта ;

    6) сочетаются с наречиями меры и степени: очень таинственный; совершенно непонятный; вполне известный;

    7) имеют синонимы и антонимы, например: антонимы сильный – слабый; полезный – вредный; живой – мёртвый; умный – глупый; синонимы горячий – жаркий, жгучий, знойный, палящий, раскалённый; дорогой – ценный, драгоценный, бесценный ;

    8) включают слова с непроизводной основой, например: быстрый, добрый, весёлый, лёгкий, мягкий, полный ;

    9) имеют особые суффиксы (-к- (-ок-), -ист-, -ив-, -лив-, -чив-, -ав- (-яв-), -am-, -acm-) , например: глубокий, усатый, глазастый, кудрявый, причудливый, доверчивый, высокий, ноский.

    Относительные прилагательные – это слова, обозначающие признак предмета через отношение к другому предмету или признаку, при этом мотивирующей основой обозначается тот предмет или признак, через отношение к которому представлено данное свойство, например: степной ковыль (ковыль в степи), облачное небо (небо с облаками), масляные краски (краски, приготовленные на масле). Относительные прилагательные составляют основную и непрерывно пополняемую группу русских прилагательных.

    Признак относительных прилагательных может быть выражен через отношение:

      к предмету: столовый, книжный, компьютерный, цветочный;

      к лицу: учительский, студенческий, детский, гражданский;

      ко времени: весенний, утренний, вечерний, минутный;

      к месту: морской, городской, уличный, деревенский;

      к материалу: деревянный, медный, стеклянный, железный;

      по свойственности (осенние дожди , вечерняя прохлада);

      к абстрактному понятию: филологический, литературный;

      к действию: стиральный, строительный, отопительный;

      к количеству: тройной, двадцатитонный, пятилетний.

    Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, неизменяемый и не сравниваемый с аналогичными признаками в других предметах. Они не имеют кратких форм, степеней сравнения, не образуют абстрактных существительных, наречий на -о, -е , не имеют синонимов и антонимов, не сочетаются с наречиями меры и степени.

    Словообразовательным признаком относительных прилагательных является наличие особых суффиксов -ан / -ян-, -ск - (-еск-, -овск-, -инск-, -енск-, анск-): песчаный, глиняный, приморский, ученический, луганский, дедовский.

    Словосочетание «относительное прилагательное + существительное» можно заменить синтаксической конструкцией со словом, от которого образовалось имя прилагательное, например: пассажирский поезд – поезд для пассажиров; весенние каникулы – каникулы весной; строительные материалы – материалы для строительства; Приморский край – край Приморья. В отличие от качественных прилагательных, представленных как немотивированными, так и мотивированными словами, относительные прилагательные мотивируются словами других частей речи: существительными (железный , дверной ,ламповый , весенний , верхний ); глаголами (дубильный , плавательный , танцевальный ,лечебный ), числительными (десятилетний, сорокаведёрный, четырёхлетний ) и наречиями (ближний , прежний , тогдашний , вчерашний , теперешний ).

    Притяжательные прилагательные – это слова, обозначающие признак индивидуальной принадлежности предмета конкретному лицу или животному, например:бабушкина комната, отцов совет, лисий детёныш, волчий след, медвежья берлога, совий крик, лебяжье курлыканье.

    Словообразовательным признаком притяжательных прилагательных является наличие особых суффиксов -ин-(-ын-), -ов-(-ев-), -ий-(-j-), например: дедушкино письмо, Женин портфель, мамин платок, сестрина кофта, братов костюм, крокодилова пасть, буйволов рёв, цыплячий писк, лисья нора, волчья стая.

    Грамматическим показателем притяжательных прилагательных является наличие краткой формы в именительном падеже: папин- Ø, сестрин-о, дедов- Ø , кроличий- Ø, папин-ы, сестрин-ы, дедов-ы, кроличь-и. Это отличает притяжательные прилагательные от относительных прилагательных: слоновый, гусиный, барсовый, китовый, черепаховый.

    Словосочетание «притяжательное прилагательное + существительное» можно заменить синонимической конструкцией «существительное + существительное в Р.п.», например:мамина ручка – ручка мамы; лисий выводок – выводок лисы; волчий след – след волка.

    Некоторые существительные образуют особые формы притяжательных прилагательных:белка – беличий; галка – галочий; говядина – говяжий; слон – слоновий; вол – воловий; мать – материн; дочь – дочерин.

    Граница между лексико-грамматическими разрядами прилагательных является весьма зыбкой. Так, например, употребление притяжательного прилагательного в значении «материал, из которого сделан предмет» позволяет ему переходить в разряд относительных прилагательных; ср.: лисья нора (притяж. прил.) – лисья шапка (относ. прил); медвежья берлога (притяж. прил.) – медвежья шуба (относ. прил); собачья конура (притяж. прил.) – собачьи унты (относ. прил.). Употребление же притяжательных и относительных прилагательных в переносном значении (с указанием на свойства, качества предмета) позволяет им переходить в разряд качественных прилагательных; ср.: железный гвоздь (относ. прил.) – железный характер (качеств. прил); стальная проволока (относит. прил.) – стальные нервы (качеств. прил.); сердечная мышца (относит. прил.) – сердечный приём (качеств. прил.); картинная галерея (относит. прил.) – картинная поза (качеств. прил.); лисий след (притяж. прил.) – лисья улыбка (качеств. прил.); медвежья берлога (притяж. прил.) – медвежья услуга (качеств. прил.). Именно поэтому лексико-грамматический разряд прилагательного устанавливается в конкретном контексте.

    Разряд прилагательных в русском языке по семантике – грамматическая категория, определяющая направленность обозначаемого качества.

    В зависимости от лексического значения и грамматических признаков принято выделять 3 разряда прилагательных в русском языке: относительные, притяжательные и качественные.

    Особенности разрядов

    При определении разрядов нужно ориентироваться на правила и наличие/отсутствие каких-либо критериев.

    разряды прилагательных признаки примеры
    качественные Есть сравнительная степень

    Можно образовать краткую форму

    Сочетание с наречиями

    Можно подобрать антонимы

    холодный – холодней
    симпатичный — симпатичен
    слишком бледный
    солёный – сладкий
    быстрый – медленный
    глубокий — поверхностный
    Могут обозначать разные категории (материал, период, свойства),но не образуют кратких форм и степеней сравнения прошлогодний снег
    вчерашний ужин
    деревянный дом
    стеклянная ваза
    центральная улица
    Отвечают на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?

    Определяют принадлежность кому-либо

    шапка брата
    пенал сестры
    бабушкина книга
    верблюжья трава
    заячий хвост
    белкины запасы
    волчья нора
    медвежья берлога
    крысиный хвост

    Качественные прилагательные указывают на признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, например, обозначают:

    • обобщённую характеристику: принципиальный, отрицательный, основательный;
    • звуки, их оттенки: тонкий, приглушённый, громкий;
    • форму: квадратный, конусообразный, неровный, овальный, трапециевидный, эллипсный;
    • какие-либо свойства: твёрдый, мягкий, хрупкий, ломкий;
    • цвета и оттенки: синий, бежевый, малиновый, зелёный, пурпурный;
    • параметры: глубокий, тяжёлый, массивный, лёгкий, низкий;
    • запахи, вкусы: пахучий, солёный, кислый, терпкий, квашеный, пресный;
    • температура: жаркий, холодный, ледяной, жгучий.

    Большинство слов из этой группы имеет 2 формы: краткую и полную.

    При этом они могут употребляться:

    • С суффиксами уменьшительно-ласкательными: -иньк/оньк, -еньк/ёньк. Пример солёный – солёненьк ий, лёгкий – лёгоньк ий, мягкий – мягоньк ий, бежевый – бежевенький, овальный – овальненький.
    • С обозначающими меру и величину наречиями: гораздо, весьма, совершенно, очень. Весьма привлекательный, совершенно не вредный, очень редкий, гораздо вкуснее.

    От таких форм образуются

    • наречия на –е/-о. Мягкий – мягко, пахучий – пахуче, низкий – низко.
    • имена существительные субстантивированные или с отвлечённым значением: синий – синева, старый – старость, нежный – нежность.

    Относительные отображают значение путём отношения к иному признаку, предмету, состоянию, явлению.

    К материалу: стеклянный, пионовый, деревянный, пластмассовый, мандариновый;
    Ко времени: позавчерашний, полдничный, завтрашний, прошлогодний;
    К измерительным единицам, числам, датам: метровый, пятиэтажный, трёхгодичный;
    К месту: французский, настольный, сумчатый;
    К лицу: директорский, военный, инженерный;
    К действию или свойству: моющий, раскладной, падающий.

    Такие формы можно заменить словосочетанием с существительным: кирпичный дом – дом из кирпича, стеклянный шар – шар из стекла, оловянный солдатик – солдатик из олова.

    Но! Здесь невозможно образовать степень сравнения и краткие формы.

    Притяжательные определяют принадлежность к лицу или животному: лисий, отцовский, дедушкин, рыбий, беличий.

    Эти слова образуются исключительно от одушевлённых существительных при помощи суффиксальных морфем: -евск/-овск, -ынск/-инск, -ий, -ов/-ев, -ин/-ын. Пример: отцовский, жабий, курицын, дедов, курицын, индюшачий.