Сирийские курды бросились к россии и сирии с просьбой защиты от турции. Киев пригрозил потопить черноморский флот одним ударом

Цемесская бухта близ Новороссийска. На высоком берегу у трассы памятник, цепляющий взгляд. И душу - если выйдешь из машины и прочтешь надписи на гранитных плитах.

В июне 1918 года здесь были затоплены корабли Черноморского флота. Их методично расстреливал минными торпедами эсминец "Керчь", которым командовал старший лейтенант Владимир Кукель.

Внук адмирала Геннадия Ивановича Невельского.

По стопам деда

Да, знаменитый моряк и исследователь Дальнего Востока приходился дедом Владимиру Андреевичу Кукелю. Он родился в 1885 году и тоже пошел служить на флот, окончив в 1902 году Морской корпус. Служил на кораблях Балтийского флота, Первую мировую войну встретил командиром эскадренного миноносца "Амурец". После 1917 года остался на Красном флоте, безоговорочно приняв победу большевиков. Был переведен на Черноморский флот, в марте 1918-го назначен командиром эсминца "Керчь".

Мог ли он предполагать, какая черная для любого моряка миссия выпадет на его долю...

"Флот уничтожить немедленно"

Распавшаяся империя вышла из мировой войны, чем незамедлительно воспользовалась Германия. Началось наступление немцев по всем фронтам. Параллельно фронт против Советов открыла самостийная Украинская народная республика (УНР), заключившая сепаратный договор с Германией и тут же постаравшаяся опередить новых союзников в захвате Крыма. Главной целью группа войск под командованием П.Ф. Белбочана ставила освобождение полуострова от советской власти и захват Черноморского флота.

Но ровно те же планы были у немцев.

Когда командующий Черноморским флотом вице-адмирал М.П. Саблин под огнем немецкой артиллерии вывел из Севастополя два линкора и 15 эсминцев для перехода в Новороссийск, немцы вынудили оставшиеся корабли спустить украинские флаги, поспешно поднятые "союзниками". И вместо них водрузили свои. После чего разоружили "самостийников"...

Но семнадцать кораблей все-таки вырвались из севастопольской ловушки и ушли в Новороссийск. Сама мысль о сдаче была для их экипажей кощунственной. На этих кораблях моряки не просто служили и воевали, но и прожили большую часть своей молодой жизни. Если бы все зависело только от них...

Немцы потребовали от Михаила Саблина вернуть флот в Севастополь и передать его под немецкий контроль. Над Новороссийском стали появляться немецкие самолеты, в море - подводные лодки. Сухопутные немецкие войска продвигались вглубь нашей территории, захватив Керчь и Ростов. Одновременно немецкое командование потребовало передачи флота и от руководства Советской республики, угрожая дальнейшим наступлением по всем фронтам...

Глава Совнаркома Владимир Ленин не собирался сдавать флот немцам. Но и воевать с ними не входило в его планы. Так появилась зашифрованная телеграмма на имя командующего флотом:

Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.
Председатель СНК В. Ульянов (Ленин).

Два приказа

В официальном приказе по флоту Ленин разъяснил подробности:

"Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске". Командующий Саблин убыл в Москву якобы для отмены этого решения, оставив исполнять свои обязанности командира линкора "Воля" (бывший "Император Александр III") капитана 1-го ранга Александра Тихменева. Тот в свою очередь потребовал от советского правительства отложить решение о затоплении кораблей...

Чтобы выиграть время, Совнарком направил на флот открытую телеграмму о необходимости передачи кораблей немцам. И зашифрованную - Тихменеву, с категорическим требованием затопить флот. Каперанг довел содержание обеих телеграмм до личного состава. Последовала череда бурных собраний судовых команд. Единой точки зрения выработать не удалось. Смятения в умах добавило прибытие на флот председателя Кубано-Черноморской республики Абрама Рубина, требовавшего не исполнять решение центрального правительства о затоплении кораблей и обещавшего взять на себя снабжение флота...

Неразбериха, падение дисциплины, дезертирство - иного трудно было ожидать. В Цемесской бухте на тот момент находилось 2 линейных корабля, 10 эсминцев, 6 миноносцев. Какому приказу подчиняться? Ленинскому? Тихменевскому?

Они были обречены на раскол.

17 июня 1918 года по сигналу командующего Александра Тихменева встали на рейд и ушли в Севастополь (к этому моменту он перешел под контроль армии Деникина) 8 кораблей - линкор "Воля", эсминцы "Дерзкий", "Поспешный", "Беспокойный", "Пылкий", "Громкий" и миноносцы "Жаркий" и "Живой".

Команды оставшихся кораблей - линкора "Свободная Россия", эсминцев "Гаджибей", "Керчь", "Калиакрия", "Фидониси", "Пронзительный", "Капитан-лейтенант Баранов", "Лейтенант Шестаков", транспорта "Эльбрус", миноносцев "Сметливый" и "Стремительный" приняли решение выполнить приказ Ленина.

Главная роль была отведена Владимиру Кукелю.

Последний парад

К этому моменту почти все корабли, за исключением эсминца "Лейтенанта Шестакова", утратили способность к самостоятельному передвижению. А в полной боевой готовности находился только эсминец "Керчь". При всеобщем разброде и шатании старшему лейтенанту Владимиру Кукелю удалось сохранить большую часть команды своего корабля.

18 июня Кукель совместно с представителем Совнаркома спешно укомплектовал команду "Лейтенант Шестаков". Этот миноносец отбуксировал корабли на глубокую воду Цемесской бухты. Здесь и разыгрались последние сцены трагедии, которую ни один революционный драматург в мире не смог бы назвать оптимистической.

При буксировке эсминца "Гаджибей" был выставлен сигнал "Погибаю, но не сдаюсь", отчего картина происходящего становилась еще мрачнее. Первым ушел под воду эсминец "Фидониси", следом в течение полутора часов не удавалось затопить линкор "Свободная Россия", плавучесть которого вызывала грандиозное впечатление. Часть кораблей погибли, открыв кингстоны. Остальных торпедировал Владимир Кукель с "Керчи". Когда под водой скрылась последняя мачта, старший лейтенант направил эсминец в Туапсе, где на следующий день тоже открыл кингстоны. Его последняя радиограмма:

"Всем, всем. Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии - эскадренный миноносец "Керчь".

Век "Воли" не видать

Судьба линкора "Воли" и других кораблей, ушедших в Севастополь, сложилась не менее трагично. После ухода немецких войск они были захвачены англичанами и французами и отправлены в турецкие порты. Позднее "Воля" возглавила Белый Черноморский флот, была переименована в "Генерала Алексеева", в 1920 году участвовала в эвакуации белогвардейцев в Константинополь. И до 1924 года, когда французы признали СССР, стояла в порту Бизерта в ранге интернированной - как и другие русские корабли. Несмотря на все договоренности, французы так и не вернули эскадру на Родину...

А вернувшийся в Москву Владимир Кукель в 1920 году был назначен начальником штаба Балтийского флота, которым командовал его друг Федор Раскольников. В 1921 году по просьбе последнего, назначенного послом в Афганистан, отправился с ним в Кабул вторым секретарем советского полпредства. В 1928 году возглавил морскую пограничную охрану ОГПУ в Севастополе, в 1932-м наблюдал в Италии за постройкой заказанных Советским Союзом кораблей, а затем руководил их переходом из Генуи во Владивосток. В 1935 году был назначен начальником Морской пограничной охраны Дальнего Востока, стал капитаном 1-го ранга...

Здесь 18 сентября 1937 года Кукель был арестован, а 16 сентября 1938 года расстрелян в Хабаровске. Сын Николай Владимирович, родившийся в 1921 году в Кабуле, отказался отречься от родителей, прошел через колонию для несовершеннолетних преступников, а затем морским пехотинцем и разведчиком - через Великую Отечественную войну...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

К началу Первой мировой войны в состав Черноморского флота входили:

  • 5 линейных броненосцев,
  • 2 крейсера,
  • 17 эсминцев,
  • 12 миноносцев,
  • 4 подводные лодки.

В ходе войны в состав флота вошли

  • 2 линкора

Из всех затопленных в Цемесской бухте кораблей лишь два вернулись в строй - в 1925 году были подняты транспорт "Эльбрус" и эскадренный миноносец "Калиакрия". После восстановления они были переименованы в "Валериан Куйбышев" и "Дзержинский", оба погибли в 1942 году во время боевых действий на Черном море.

Сегодня большой десантный корабль (БДК) «Ямал», участвующий в операции «Сирийский экспресс» (доставка грузов и оружия для российских баз в Сирии) прибыл в Севастополь. Как сообщил начальник пресс-службы Черноморского флота РФ Вячеслав Трухачев, при возвращении на базу БДК столкнулся с сухогрузом, идущим под флагом Сьерра-Леоне.

В результате столкновения в Эгейском море никто не пострадал. Корабли остались на ходу и продолжили движение в пункты назначения.

«Инцидент возник по вине сухогруза «Орка-2», который в нарушение международных правил предупреждения столкновений судов в море, следуя параллельным курсом и совершая обгон российского корабля по левому борту, не убедившись, что обгон завершен, резко изменил курс вправо и совершил столкновение», – сообщил Трухачев. По его словам, российской стороной составлено нотариально заверенное заявление о морском протесте, в котором изложены обстоятельства инцидента для последующих действий по возмещению нанесенного ущерба за счёт виновного. Судя по фотографиям из паблика о российском флоте, у «Ямала» всего лишь поврежден фальшборт.

Заметим, что «Ямал» имеет водоизмещение чуть более 4 тыс. тонн. У сухогруза типа «Орка», естественно, водоизмещение на порядок выше. Видимо, удар пришелся по касательной. Иначе последствия были бы печальными. В общем, как говорится, обычная флотская история. Но, что интересно, бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко уже заявил, к примеру, что «у России есть все шансы взыскать с компании-владельца гражданского судна компенсацию за ущерб, нанесенный в Эгейском море большому десантному кораблю «Ямал». – Все моряки решение морского суда уважают и выполняют». То есть, не видя прокладки, не зная всех деталей, но адмирал уже во всем уверен.

После чего, кстати, адмирал заявил, что «такие случаи – редкость и даже нонсенс (то есть до этого корабли в море не сталкивались? – А.Р.), даже если виноват капитан гражданского судна. Военный корабль всегда может избежать столкновения, даже в условиях плохой видимости, за счет средств радиолокации». Что, вообще-то удивляет, дело в том, что радиолокация есть не только на военном корабле, но и, естественно, на сухогрузе. И не всегда она спасает.

Как известно, 27 апреля 2017 года средний разведывательный корабль ЧФ «Лиман» затонул в Черном море после столкновения с иностранным судном в 40 км к западу от пролива Босфор. Это судно-скотовоз «Youzarsif H», кстати, тоже шло под флагом африканской страны – Того. И тогда радиолокация не помогла. Кстати, тогда было ясно, что именно скотовоз нарушил Международные правила предупреждения столкновения судов на море (МППСС-72), так как протаранил правый борт российского «разведчика» (а в море, как и на дорогах, нужно «беречь правую скулу»). Но что-то о компенсации Военно-морскому флоту России со стороны владельца скотовоза (а речь идет не о поврежденном фальшборте, а о потопленном корабле) ничего не слышно.

Переведено Гуглом


Всегда при обсуждении военно-технической помощи США в контексте российской агрессии, большое внимание уделяется противотанковым ракетам Javelin и в начале марта 2018 Государственный департамент США одобрил предоставление такого оружия Киеву. В этом нет ничего удивительного, ведь сухопутные войска Украины несут основное бремя противостояния и сдерживания дальнейшей российской агрессии. Однако, сегодня стоит начинать дискуссию о необходимости других подразделений Вооруженных Сил Украины, учитывая вызовы, стоящие перед ними. Об этом сообщает 1NEWS.

В частности, ситуация на украинском военно-морском флоте близка к катастрофической. Оккупация Российской Федерацией Крыму в 2014 году особенно негативное влияние на обороноспособность ВМС Украины, поскольку почти 80% флота было потеряно из-за увлечения и угона. Фактически 4 корвета («Луцк», «Хмельницкий», «Тернополь», «Приднепровье»), 2 тральщика («Чернигов» и «Черкассы»), большой десантный корабль «Константин Ольшанский» и подводная лодка «Запорожье» были захвачены российскими войсками. Украина также потеряла в Крыму наземные комплексы, которые были вооружены противокорабельными ракетами «Термит». Кроме того, российские оккупанты захватили и никогда не вернут 15 вспомогательных судов.

Неотложные нужды ВМС Украины могут быть решены за счет переданных в Киев старых кораблей из стран Запада, которые выведены из эксплуатации. На самом деле, время от времени эта идея высказывается некоторыми американскими экспертами. Правительство США, в частности, готово предоставить Военно-морскому флоту Украины два корабля прибрежной охраны класса «Остров». Они, в отличие от украинских артиллерийских катеров класса «Гюрза-М», имеют лучшую мореходность и автономию. Впрочем, только передача судов может частично решить проблемы, с которыми сталкивается сегодня украинский флот. Главный вопрос остается нерешенным: как украинскому флоту противодействовать попыткам Российской Федерации использовать свое доминирование на Черном море для дальнейшей агрессии?

Сегодня ВМФ Украины не в состоянии должным образом противодействовать возможным попыткам Черноморского флота России осуществить амфибичну десантную операцию. В этом аспекте необходимо напомнить, что в 2014-2015 годах, Служба безопасности Украины раскрыла скрытую попытку создать так называемую сепаратистское «Бессарабскую Народную Республику». Эта вымышленное государство должно быть основано на территориях южной части Одесской области. В случае установления этой незаконной псевдогосударства, Черноморский флот России имел бы возможность свободно высадить необходимые войска и поддерживать морские линии связи с новым квазиутворенням, граничащей с Западной Украины и рядом с оккупированным Крымом. Украина в таком случае не смогла бы избежать таких непредвиденных обстоятельств,

Несмотря на то, что Украина разрабатывает свою собственную противокорабельную крылатую ракету «Нептун», первое публичное испытание которой состоялось в конце января 2018 года, морские риски и угрозы для Украины все еще остаются высокими. Кроме того, речь идет о количестве ракет «Нептун», которые Украина сможет приобрести ежегодно для своих военно-морских сил, поскольку весь бюджет на модернизацию и закупку оборудования ВМС составляет всего $ 600 млн в этом финансовом году.

Таким образом, необходимо срочно начать диалог о возможности передачи Украине американских противокорабельных ракет Harpoon с необходимым оборудованием для системы управления и обмена данными. Военный бюджет США на 2018 финансовый год предусматривает выделение до $ 200 млн для усиления оборонных возможностей Украины, включая возможность использования этих средств на приобретение прибрежных радаров, тральщиков и кораблей. Этот документ отражает изменение парадигмы мышления в Пентагоне и осознание уязвимости Украины к морским угроз.

ВМС США в настоящее время разрабатывают новое поколение противокорабельных ракет (LRASM, Tomahawk и SM-6), которые имеют гораздо большую дальность полета, чем нынешняя противокорабельная ракета Harpoon. Несмотря на закрытость Черного моря, украинскому флоту будет достаточно развернуть последнюю модификацию ракеты Harpoon Block II RE +, дальность полета которой до 250 км. Поэтому передача Украине таких противокорабельных крилатних ракет и оборудования не только устраняют значительные пробелы в оборонных возможностях, но и помогут обеспечить безопасность морской торговли, от которой критически зависит экономика Украины. Это решение позволит Соединенным Штатам немедленно решить несколько важных задач в Черноморском регионе. Особенно сейчас, когда присутствие США в регионе минимальной за последнее столетие (283 корабли). Усиление обороноспособности украинского флота сократит потребность в такой присутствия. Кроме того, укрепление противокорабельной составляющей украинских вооруженных сил сделает их флот действительно важным компонентом в общем Черноморском флоте стран-членов НАТО, создание которого обсуждается в течение нескольких лет.

Отметив, что выдвижение украинских подводных лодок к берегам полуострова стало бы для них «походом в один конец».

«В украинском флоте нет даже одного экипажа для одной субмарины. На подводников нужно не только учиться, но еще и получить практику — иначе это будет подводный поход в один конец. Шутить с оснащенным по последнему слову Черноморским флотом России никому не стоит», — заявил Бальбек .

Парламентарий отметил, что украинские военные «демонстрируют полное невежество» в отношении противолодочной борьбы в море и оперируют сомнительными данными, пишет агентство.

«Подойти к охраняемой морской базе на дистанцию торпедного залпа получается только у голливудских актеров, в жизни все намного сложнее. И судя по тому, какие тактические гении военно-морского дела выступают в роли экспертов для украинских изданий, создается впечатление, что для интервью набирают людей по принципу «самая фантастическая версия», — подчеркнул депутат.

Так Бальбек отреагировал на заявление о российском Черноморском флоте капитана первого ранга ВМС Украины, первого заместителя председателя украинского Союза офицеров Евгения Лупакова.

Накануне, 27 апреля, Лупаков заявил украинскому изданию «Обозреватель», что стране следует начать производство собственных подводных лодок, так как они, по его мнению, становятся «самым страшным оружием» на море и могут уничтожить Черноморский флот «в труху».

«Сегодня уровень шумности подводных лодок меньше уровня шума моря. Поэтому сейчас они становятся самым страшным оружием на море. Защититься от них практически невозможно. Вот о чем нужно думать Украине в первую очередь. Если бы у Украины было хотя бы пяток подводных лодок, то мы бы уничтожили в труху это старье, этот Черноморский флот в труху на выходе с базы», — заявил украинский капитан.

При этом в современных авианосцах Украина не нуждается, предположил Лупаков, сравнив их с «крокодилом», для защиты которого необходимы усилия целого флота. «Украина не ставит перед собой задачу завоевать любой участок Мирового океана. А нынешние ракеты перестреливают Черное море в два раза. Можно нормально стрелять из береговых ракетных установок: несколько машин подошли из берега, выстрелили и тут же убежали. А ракетный крейсер или авианосец — это крокодил, который нужно защищать целым флотом», — сказал он.

Главная база Черноморского флота в Севастополе де-факто перешла под российскую юрисдикцию после событий в Крыму в марте 2014 года, в результате которых полуостров вошел в состав России. Черноморский флот вместе с Каспийской военной флотилией ВМФ России, военными частями и объектами на Северном Кавказе, а также базами в Абхазии, Южной Осетии и Армении входят в состав Южного военного округа (ЮВО).

Эксперты, опрошенные ранее «Газетой.Ru», называли ЮВО «самым воюющим округом». В 2014 году войска ЮВО участвовали в обеспечении проведения референдума в Крыму, по итогам которого он перешел в юрисдикцию России. Сейчас округ выполняет задачи по обеспечению группировки России в Сирии. В частности, для этого в Средиземном море сейчас находится фрегат «Адмирал Григорович» Черноморского флота России.

27 апреля средний разведывательный корабль ЧФ «Лиман» столкнулся в Черном море, в 40 км от турецкого пролива Босфор, со скотовозом, шедшим под флагом Того. В результате столкновения российский корабль получил пробоину в правом борту и затонул. На борту судна находились 78 членов экипажа, всех их удалось спасти, сообщили в российском .

30 апреля 1918 года, накануне захвата Севастополя войсками Германии и Украинской народной республики (УНР), российские моряки увели основную часть Черноморского флота с Крымского полуострова в Новороссийск, а несколько недель спустя затопили, чтобы не оставить врагу.

Попытки Киева установить контроль над оставшимися в Севастополе кораблями власти современной Украины трактуют как «создание военно-морских сил республики». Впрочем, уже в начале мая 1918 года над судами был поднят германский флаг.

Бригада линейных кораблей Черноморского флота в Северной бухте Севастополя, 1910-е годы. Линкор «Ростислав» © www.runivers.ru

Малороссийский резерв

В конце XVIII - начале XIX века власти Российской империи содействовали переселению на присоединённые Екатериной II территории в Северном Причерноморье крестьян из Малороссии. Однако в Крым выходцев из Малороссии попало немного: согласно результатам переписи 1897 года, на территории полуострова лишь 11% жителей считали, что разговаривают на малороссийском наречии.

Поэтому, когда в 1917 году на фоне революционных событий в Киеве было объявлено о создании украинской автономии в составе Российской республики, особых претензий на Тавриду у украинизаторов не было. Украинские акции, правда, прошли в русском Севастополе: после объявления Первой мировой войны на флот массово призывали крестьян, живущих в малороссийских губерниях.

«9 апреля в Севастополе в цирке Труцци состоялось собрание 5 тыс. украинцев, в основном матросов, на котором обсуждался статут Черноморской украинской громады в Севастополе. Председателем громады был избран Лащенко», - рассказал RT историк и писатель, экс-директор Севастопольского государственного архива Валерий Крестьянников.

В мае 1917 года проходивший в Киеве Украинский войсковой съезд потребовал от Временного правительства официально оформить автономию Украины в составе России, а Черноморский флот «украинизировать» за счёт его пополнения кадрами с территории бывших малороссийских губерний. Киев также отправлял на корабли агитаторов-националистов, проводивших идеологическую обработку неграмотных выходцев из крестьянства.

И это сначала дало некоторый эффект. Осенью 1917 года на нескольких судах флота возникли украинские организации и были подняты украинские флаги. Впрочем, на статусе Крыма и Севастополя, где среди местного населения выходцев из Малороссии было очень мало, это никак не отразилось. Даже когда киевская Центральная рада провозгласила в ноябре 1917-го создание Украинской народной республики (УНР) в составе России, на Крым она не претендовала.

Крым, осень 1917 года © rvio.histrf.ru

Севастопольский совет осудил попытки поднимать над кораблями украинские флаги, назвав это разжиганием розни и ударом по революционной демократии. На фоне революции в Петрограде Киев, хотя официально по-прежнему не считал Крым своим, стал всё активнее вмешиваться в дела флота, провоцируя матросов-украинцев на политические акции и добиваясь контроля над отдельными кораблями.

Однако 3 декабря по решению черноморского флотского экипажа все корабли флота, за исключением одного миноносца, спустили андреевские и украинские флаги, подняв вместо них красные. А когда начался открытый конфликт между Совнаркомом РСФСР и Центральной радой, большая часть личного состава флота осудила действия Киева.

В конце 1917 - начале 1918 года Рада объявила Черноморский флот флотом УНР и отказалась выплачивать денежные компенсации семьям военнослужащих, поддержавших большевиков. Однако власть Центральной рады к этому времени серьёзно ослабла, так как на значительной части территорий, на которые она претендовала, народ уже признал власть Советов.

В декабре - январе советская власть была установлена на Крымском полуострове. Экипажи всех кораблей Черноморского флота, в том числе ранее считавшихся украинизированными, открыто выступили против Центральной рады. А когда законодательный орган 24 января 1918 года объявил о независимости УНР и попытался переподчинить себе флот, Севастопольский совет и Центрофлот и вовсе назвали Раду врагом украинского и российского трудового народа, прямо отказавшись выполнять её требования.

В начале февраля власти УНР устроили в Киеве массовые расстрелы гражданского населения и затем бежали из города.

Марионетки Германии

В феврале 1918 года беглое правительство УНР обратилось за поддержкой к Германии и Австро-Венгрии, предложив им оккупировать Украину. Кроме того, представители УНР подставили украинцев на переговорах в Брест-Литовске , явившись туда отдельной делегацией, хотя представители Украины входили в состав советской делегации. В итоге Германия объявила УНР самостоятельным государством.

Под давлением немцев РСФСР в обмен на мир обязалась признать УНР, фактически уступив Украину Германии. Однако, как вскоре оказалось, немцы даже не думали выполнять взятые на себя обязательства. В марте 1918 года они перешли установленные ранее границы УНР, силой аннексировали Одесскую и Донецко-Криворожскую советские республики , а в апреле развернули наступление на Крым и материковую часть России. К немцам присоединились и вооружённые силы полностью подконтрольной Германии УНР.

Немецкой группировкой на крымском направлении руководил генерал Роберт фон Кош. Ему подчинялся бывший офицер разведки Русской императорской армии, а на тот момент командир отдельного корпуса армии УНР Пётр Болбочан, румын по национальности, части которого действовали в первом эшелоне.

22 апреля под ударами захватчиков пал Джанкой, 24-го - Симферополь и Бахчисарай. Но уже через два дня немцы выгнали из Крыма подчинявшиеся им украинские войска, а УНР официально заявила, что на полуостров не претендует и считает его иностранной территорией. С этого момента германские войска действовали в Тавриде без своих сателлитов.

Пётр Болбочан © Wikimedia

Врагу не сдаваться

Севастопольское командование флотом не располагало достоверными сведениями о том, что происходило в степной части Крыма. Пошли слухи, что немцев удалось остановить, и корабли из Севастополя никто выводить не стал. Поэтому 29 апреля суда оказались под угрозой захвата германскими войсками. Командование флотом принял на себя адмирал Михаил Саблин. Чтобы избежать силового захвата, возникла идея поднять над кораблями флаги УНР, являвшейся союзником Германии.

Севастополь, 1918 год © ru-sevastopol.livejournal.com

Однако экипажи некоторых судов отказались вывешивать эти знамёна даже формально и в ночь с 29 на 30 апреля вывели корабли в море, взяв курс на Новороссийск.

«30 числа, когда после переговоров делегации флота с германским командованием исчезли последние иллюзии касательно того, что флот будет передан Украинской народной республике, Саблин под обстрелом немецких орудий вывел оставшуюся в Севастополе часть флота и под Андреевским флагом перевёл её в Новороссийск», - рассказал RT Крестьянников.

Дошли до Новороссийска, правда, не все. Эскадренный миноносец «Гневный» немцы подбили, а эсминец «Заветный» экипаж затопил прямо в порту.

На оставшихся в севастопольских бухтах судах, преимущественно старых или неисправных, уже 3 мая были спущены украинские флаги, провисевшие четыре дня, и подняты германские.

В Киеве эти события в наши дни трактуют как «создание украинского флота».

Президент Украины Пётр Порошенко на своей странице в Twitter написал: «29 апреля 1918 года над большинством кораблей Черноморского флота в Севастополе взвился сине-жёлтый флаг. Провозглашение создания ВМС Украины окончательно зафиксировало победу украинского движения на флоте, а действия украинской армии привели к падению большевистского режима в Крыму».

Однако в реальности события в Севастополе весной 1918 года развивались по иному сценарию.

1-2 мая 1918 года в Новороссийске были сконцентрированы основные силы Черноморского флота. При этом немцы продолжали рваться на восток и могли вскоре взять город, а дальше Новороссийска отступать было уже некуда. Более того, возникла острая проблема со снабжением кораблей топливом, боеприпасами и провиантом.

24 мая Владимир Ленин принял решение затопить флот. Между Москвой и военными моряками, не желавшими сначала выполнять приказ, начались переговоры, растянувшиеся почти на месяц.

В итоге 17 июня несколько кораблей выдвинулись обратно в Севастополь. Оставшиеся в Новороссийске моряки послали им сигнал: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России!» В Крыму немцы немедленно подняли над прибывшими кораблями германские флаги, а экипажи взяли в плен.

Эсминец «Керчь» © Wikimedia

18-19 июня моряки затопили оставшиеся в Новороссийске корабли в Цемесской бухте. Когда суда тонули, у них на мачтах держался сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!» Многие из наблюдавших за происходящим жителей Новороссийска не скрывали слёз.

Последний корабль эскадры - эсминец «Керчь» - был затоплен возле Туапсе, отправив предварительно радиограмму: «Всем, всем, всем. Погиб, уничтожив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии. Эскадренный миноносец «Керчь».