Китайские фигурки богов значение. Все о нэцкэ. Отличия между нэцкэ и окимоно

Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси

(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.


рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

************************************

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

Два самурая.

"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)

демон

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

нецке Краб

Игроки в кости

Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.

Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА

Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

Беременная женщина.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

Спасибо yip , который сделал классный клип!!


Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)

Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа

Использованы материалы - вики,


Каталог НЭЦКЭ. Виды, описание и значение фигурок.

НЭЦКЭ

Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ — это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений — словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " — "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.

1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису — счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.

Эбису изображается с волшебной рыбой Тай — символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.

2. Нэцкэ Дайкоку — один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса — символом богатства и достатка. Крысы — помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.

3. Нэцкэ Эбису — бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде — так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.

4. Нэцкэ Шоусин —один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.

5. Нэцкэ Дзаошень — Дзао Ван — хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье : волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.

6. Нэцкэ Хотей "холщовый мешок" бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности . В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.

7. Нэцкэ Дзюродзин — "долголетний старец" — один из семи богов счастья:бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика — символ вечного движения, а рядом с ним черепаха — символ долголетия, мудрости и Вселенной.

Страница 2 из 11

8. Нэцкэ Фукурокудзю — один из семи богов счастья:бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу — глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.

9. Нэцкэ Фукурокудзю — иногда изобража-ется в виде перевертыша — огромной небесной черепахи — символа мудрости и Вселенной.

10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ — фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу — "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.

11. Нэцкэ Сиванму — царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье иблагополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.

12. Нэцкэ Бэндзайтэн — богинясчастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.

13.Нэцкэ Гуаньинь — "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой — ведь любой из этих предметов может выручить кого — то из беды.Покровительствует детям и оберегает их от болезней.

14. Нэцкэ Бисямонтэн — один из семи богов счастья — бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимсябоевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, муд-рость и справедливость.

15. Нэцкэ Аматэрасу — Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" — означает "небо", "Тэрасу"— "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья — журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств — воплощеннаяМудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.

Оригинал записи и комментарии на

Традиционная культура Японии начала свое формирование в глубокой древности. Именно тогда возникли такие удивительные виды искусства, как ханива, дземон, дотаку. А вот скульптуру нэцкэ можно отнести к наиболее молодому виду традиционного искусства, выросшему из бытовых традиций японского народа. В статье мы расскажем об истории возникновения этого искусства и раскроем значение фигурок.

Что такое нэцкэ? Значение

Так обычно называют небольшие фигурки, вырезанные из камня и слоновой кости и несущие важное ритуальное значение. Чаще всего нэцкэ выполняют функцию оберега. Первоначальное же их значение было вполне функциональным - они служили противовесом для кошелей, ключей и других нужных мелочей, чтобы носить их перекинутыми через пояс кимоно.

Позже они стали использоваться в качестве амулетов и талисманов. А в XIX веке искусство достигло такого высокого уровня, что фигурки стали предметом особого интереса среди коллекционеров и ценителей произведений искусства. С этого момента статуэтки нэцкэ становятся желанным, изысканным и дорогим подарком. Кроме того, эти небольшие обтекаемые по форме фигурки можно использовать вместо четок для успокоения, а также для оформления интерьеров. Однако часто малознакомые с японской культурой люди путают фигурки нэцкэ с другим видом традиционного японского искусства - мобильной скульптурой окимоно. Эти статуэтки очень похожи на нэцкэ, но не обладают никакими магическими способностями.

Материалы для фигурок

Традиционно для создания маленьких шедевров использовали слоновую кость, а также оленьи, буйволиные и носорожьи рога, клыки медведя и тигра, кость моржа, разные породы дерева и их корни, окаменевшее дерево. Позже стали изготавливать фигурки из фарфора, яркого коралла, нефрита нежных оттенков, панцирей черепах и даже из стекла.

Дерево для нэцкэ никогда не покрывали краской, а лишь полировали. Для изготовления традиционно брались мягкие породы дерева, которые легко было обрабатывать: кипарисовое, сандаловое, сосны, грецкого ореха, камелии и другие.

Технология изготовления

Обычно размер фигурок варьируется от 2 до 10 см. В наше время изготавливают нэцкэ из кости, дерева, даже из металла. Иногда используют некоторые породы полудрагоценных камней и минералов. Вырезают фигурки таким образом, чтобы они не имели острых углов, так как все линии должны быть плавными. Главным условием при изготовлении нэцкэ является высверливание химотоши - отверстия для шнурка. Некоторые мастера большинство фигурок изготавливают из гипса.

Изготовление нэцкэ из гипса проходит в пять этапов:

Заготовка формы;

Отливка болванки;

Обработка до нужной формы, образа;

Раскрашивание;

Покрытие лаком.

В иных случаях - используется лишь техника резьбы по дереву, камню или кости.

Виды образов, их символика

Образ Атрибут Что символизирует
Мудрец Дарум свиток с иероглифами стойкость, мужество, сила духа
Старец Дайкоку мешок волшебного риса, молот богатство, покровитель домашнего очага
Эбису волшебный карп удача, трудолюбие, душевный покой, просветление. Покровитель рыбаков
Хотей большой живот, улыбка, изображается сидящим счастье, веселье, общение, исполнение желаний, сострадание и добродушие
Самурай воин в одежде и атрибутами самурая сила духа, стойкость, мужество
Царица Неба Сиванму веер отгоняет неудачи
Человек слушающий раковину поддержка творчества
Дзюродзин старик, с посохом и свитком мудрости, черепаха, олень или журавль удача, долголетие
Фукурокудзю старик с вытянутой головой и посохом долголетие, мудрые поступки. Продлевает жизнь
Бэндзайтэн (Бэнтэн) девушка с национальным музыкальным инструментом удача, мудрость, искусство, любовь и тяга к знаниям, взаимная любовь и удачное замужество
Бисямонтэн (Тамонтэн) могучий воин с копьем, в полном самурайском доспехе богатство, процветание, справедливость. Защитник, покровитель врачей, юристов, военных, притягивает деньги
Сиванму пожилая женщина с веером счастливая любовь, финансовое благополучие
Гуаньинь женщина со священной книгой, кувшином или веревкой оберегает от бед, покровительница беременных и рожениц
Кубера волшебная летающая колесница Пушпака гармония между духовным и материальным, успех и счастье
Дунфаншо мешок золота и серебра равновесие, гармония в отношениях между мужчиной и женщиной. Покровитель ювелиров
Кандзан и Дзиттоку монахи (без предметов) создание крепкой и счастливой семьи
Госиса записывает судьбу хорошие сны и мечты сбудутся
Ямабуси дует в раковину мудрость, сила духа, духовное развитие
Гамма-Сэннинин с жабой волшебник, целитель, благополучие, богатство
Корабль пассажиры - семь богов счастья удачное плавание (начинания), финансовое благосостояние
Китайская монетка с квадратным отверстием в центре, иногда ее катит мышь наличие денег, отсутствие долгов

Классификация фигурок по видам

Считается, что это искусств появилось на рубеже XVI-XVII веков, а наиболее популярным стало в XIX веке. В этот период изменились формы использования нэцкэ и их символическая трактовка.

Вид фигурки Изображение
Катабори Изображение людей, животных, групп людей или животных
Анабори Изображение людей, животных, групп людей или животных - сюжетные линии
Саси Изображение в форме бруска с отверстием для крючка
Мандзю Круглой формы. Может делаться из половинок. Изображение выполнено в виде гравировки с чернением. Могут использоваться изображение масок Ноо
Оби-хасами Изображение в форме бруска с утолщением-выступом для крючка
Маски Уменьшенная копия маски Ноо
Итараку Плелись в виде коробок, напоминающих по форме тыкву
Рюса (разновидность мандзю) Из двух половинок (верхней и нижней). Верхняя выполнена в виде ажурной резьбы. Между ними - пустота. Форма круга.
Кагамибута Из двух частей круглой формы. Верхняя - в виде металлической крышки с резными изображениями, выполненными с использованием разнообразных техник
С секретом с движущимися частями или секретом

Мировоззрение

По фигуркам нэцкэ можно изучать особенности жизни японцев, их быт, одежду, предметы военного дела, природные особенности страны и прочие. Поскольку целая группа фигурок посвящена древним японским божествам, то по ним можно ознакомиться с верованиями японцев.

Изучая образы, представленные в нэцкэ, и обращаясь к национальным мифам и легендам, можно очень много интересного узнать о том, что думали люди об устройстве мира, об их вере, богах, природе, особенностях быта, основных занятиях.

Древние синтоистские божества

Кроме особого почитания духов предков, являющихся святыми для японцев, из синтоизма (древняя религия) в культуру нэцкэ пришли образы главных божеств, которым поклонялись древние японцы добуддийского периода. Среди таких образов мы встречаем одну из главных богинь синтоизма - богиню Солнца Аматэрасу. Она символизирует женскую красоту, гармонию, чистоту и мудрость.

Также в пантеоне божеств для сюжетов встречается и бог ветра Футэн. Его обычно изображают без ног, за его спиною - мешок и барабан с палочками, на лице - безмятежная улыбка. При его помощи вам будет сопутствовать удача и помощь в пути, осуществляться охрана жизни и здоровья.

Встречается и изображение другого бога ветра - Райдэна. Его, в отличие от Футэна, изображают не с одним, а с 12 барабанами. А поскольку Райден дополнительно является богом грома и молний, то его часто изображают с рожками и когтями.

Встречается среди образов нэцкэ и Шоусин - бог долголетия. Персики, которые он держит, сорваны с волшебного дерева. А со времени распространения даосизма персиковое дерево стало восприниматься, как символ бессмертия. Поэтому часто в качестве дерева для нэцкэ выбирали персиковое. Иногда в руках у Шоусина можно увидеть женьшень - растение долголетия и здоровья. А сам бог почитается, как покровитель медицины, помощник в обретении счастья.

Одним из наиболее популярных изображений в нэцкэ является Окамэ - богиня счастья. Она была прекрасной исполнительницей ритуальных танцев. Однажды она (согласно одному из мифов, рассказанных в "Кодзики") вызвала из грота саму Аматэрасу, когда та заперлась в нем от мира. Именно веселый смех служит с тех пор действием, при помощи которого можно призвать к себе и умилостивить Аматэрасу. Богиня Окамэ считается покровительницей большого счастья, любви, а также театрального искусства.

Природа и искусство

Что такое нэцкэ? Это потрясающий источник для знакомства с природой и бытом Японии. Среди изображений, традиционных для японских нэцкэ, часто можно встретить изображения животных. Они имеют сакральный смысл, а также отражают природные особенности Японии.

Одним из самых востребованных анималистических образов считалась черепаха Окамэ, которая символизировала мудрость, долголетие, защиту от заболеваний, укрепление здоровья. Можно было встретить целые пирамидки из черепах (обычно - из трех). Защитой от колдовства и злых духов считался традиционный в Китае образ дракона. Защитой от злых духов была и обезьяна. Она же оказывала помощь в актерском творчестве. К этой группе животных относилась и парная нэцкэ, изображающая собачек. Они являлись оберегом от злых сил и несчастий.

Успех в карьерном росте помогал обеспечить орел. Счастье, достаток и удачу - бык. Финансовое благополучие - золотая рыбка и с монетками во рту.

Третья группа животных отвечала за любовь, счастье и семейное благополучие. Так, парная статуэтка бегемотиков символизировала обретение любви, возвращение былых чувств между супругами. Слон обеспечивал силу, мудрость, удачу в вынашивании и рождении ребенка. Он был талисманом против бездетности.

К четвертой группе относится кит, который считается олицетворением счастья, добра, силы, проявляет сострадание, помогает в морских путешествиях.

Развивающийся вид искусства

Сейчас, что такое нэцкэ, знает почти каждый. В Японии и по сей день существует традиция дарить эти фигурки на счастье и удачу. Так, в начале года принято дарить нэцкэ с изображением семи богов счастья. На 12 месяцев они обеспечивают исключительное благоденствие, процветание, счастье и удачу.

В связи с популярностью таких фигурок не только в Японии, но и в других странах мира, развивается доступный вид нэцкэ, выполненный из недорогих материалов и по новым технологиям. Выше мы уже упоминали о фигурках из гипса. Также их изготавливают из глины.

Искусство нэцкэ в музеях мира

История развития этого удивительного вида японского искусства широко отражена в музейных коллекциях мира. В Санкт-Петербурге есть Музей истории религии. Здесь можно увидеть подобную коллекцию. Есть подобная экспозиция и в Эрмитаже. Она не только демонстрирует огромную уникальную коллекцию, но и объясняет на конкретных примерах, что такое нэцкэ. Экспозиция пользуется большой популярностью.

Интереснейшая выставка была представлена в 2003 году в Украине - "Нэцкэ вне времени". Она прошла в Киеве. Ее организаторами были Украинское общество "Нэцкэ" и Музей искусств Богдана и Варвары Ханенко. На выставке были представлены уникальные экспонаты не только из Украины, но и из музеев Великобритании и Швейцарии.

А в ноябре 2010 года в Музее востока в Москве состоялась выставка нэцкэ наших современников. В состав экспозиции вошли произведения современных мастеров России, стран СНГ, Японии и стран Европы.

Вместо заключения

Искусство нэцкэ не становится менее востребованным и интересным с течением времени. В современном обществе даже создана Ассоциация, в которую входят не только специалисты по изготовлению этих маленьких фигурок, но и обычные люди, которых увлекает мир японской культуры. На съездах сообщества, проходящих один раз в год, можно послушать увлекательные лекции об истории и перспективах развития культуры нэцкэ. На таких мероприятиях осуществляется обмен опытом в освоении новых технологий для изготовления фигурок, знакомство с немногими сохранившимися в Японии школами удивительного искусства.

Страница 1 из 7

Значение фигурок нэцкэ

Свою историю резные фигурки нэцкэ начали в культуре древнего Китая. При правлении династии Мин в Китае сложилась традиция делать маленькие резные предметы чжуй-цы. В культуре Японии нэцкэ появились позднее, на рубеже 16 и 17 веков. Лишь в то время японцы начали носить на поясе небольшие резные изделия. Шнур складывали пополам и пропускали через пояс. С другой стороны петли надевали нэцкэ через проделанное в нем сквозное отверстие (нэцкэ в Японии изображается в виде двух иероглифов - «корень» и «прикреплять»). Необходимость появления такого способа ношения была вызвана тем, что в японском традиционном костюме отсутствовали карманы.

Широкое распространение в японской культуре нэцкэ получило в XVII веке. Возможно, одной из причин была «охота за мечами» - проведенная в 1588 г. операция сегуна Тоетоми Хидэеси по изъятию оружия и мечей у крестьян и горожан, которые до этого времени имели обычай носить мелкие предметы, прикрепив их к эфесу меча. Теперь от благородного оружия у многих японцев остались только брелоки.

Расцвет искусства изготовления нэцкэ, который стал отдельным видом творчества, совпал с началом периода Токугава (1603-1868). Нэцкэ стали настоящей жанровой скульптурой, хотя и малого размера - от двух до десяти сантиметров. Работы отличались высоким профессионализмом. Если в XVII в. производством нэцкэ занимались мастера различных специальностей: скульпторы, керамисты, резчики масок, художники по лаку и металлу, то в XVIII столетии появляется целая армия профессиональных резчиков - нэцукэси.

Возник самостоятельный вид искусства, совмещающий в себе особенности скульптуры и прикладного искусства и обладающий присущими только ему набором форм (катабори, кагамибута, мандзю), материалами (дерево, слоновая кость, олений рог, металлы, фарфор, янтарь и т. д.) и кругом сюжетов (исторический, литературный, бытовой, религиозный, театральный жанры, флора и фауна). Резчики нэцкэ часто черпали сюжеты для своих работ из японской истории. Наряду с религиозными и мифологическими сюжетами изображались исторические, театральные, литературные и бытовые реалии того времени.

По всей стране возникли центры резьбы: центральные школы в Эдо, Осака и Киото, провинциальные - в Гифу, Нагоя, Хида, Цу и Ямада. Появились знаменитые на всю Японию имена - Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масанао из Киото, Хиромори Мива из Эдо. Их творения формировали стили и направления целых школ. За исключением некоторых прослан ленных мастеров, мы мало знаем о резчиках нэцкэ. В письменных источниках XVIII-XIX в. содержатся отрывочные сведения о мастерах, все чаще - о материалах и формах, используемых в нэцкэ. Исключение составляет лишь сборник «Сокэн кисё», выпущенный в свет в 1781 году Инаба Цурю, торговцем мечами из Осаки.

Многочисленные сюжеты нэцкэ содержали в себе благожелательный подтекст и тем самым фигурки стали использовать, как обереги, амулеты и талисманы.

Популярность нэцкэ давно перешагнула границы Японии. На современных аукционах время от времени всплывают старинные резные японские брелоки. Стоить они могут очень дорого. Однако популярность таких предметов кроется не только в их относительной малочисленности и материальной ценности. В современном мире многие персонажи и предметы, которые изображали резчики нэцкэ, вошли в число общеизвестных символов и амулетов.

В Японии сложилось несколько традиционных театральных форм, среди которых широко известны Гигаку, Гедо, Но, Кабуки, Сато-кагура и некоторые другие. Практически во всех театральных постановках этих направлений использовались маски, поэтому и в нэцкэ изображение человека часто соседствует с маской. Особенно любопытны нэцкэ с вращающейся деталью, которая изображает лицо актера и одновременно его маску. Когда такую деталь поворачивают, создается впечатление, что актер надевает маску. Фигурку актера с маской можно подарить человеку, работа которого связана с театром. Маска является символом лицедейства, она скрывает истинные чувства, позволяет начать играть новую роль в жизни.


Аматерасу

Японская богиня солнца. О ней рассказывают древние японские легенды, изложенные в летописях «Кодзики» и «Нихон секи». В них говорится о божественных прародителях всего сущего на земле - брате и сестре Идзанаги и Идзанами. От их брака в море появились острова и родились духи, которые их заселили. Капли влаги из левого глаза Идзанаги породили богиню солнца Аматэрасу. Она считается главой остальных богов и прародительницей японских императоров. Верят, что фигурка богини способствует порядку и плодородию, привносит свет в жизнь каждого человека. Аматерасу - покровительница земледельцев. Ее изображение можно подарить любому человеку, работа которого связана с землей, сельским хозяйством.


Амитабха

Одно из воплощений Будды. В переводе с санскрита Amitabha - «безграничный свет». В Китае этот буддистский персонаж известен как Амитуо Фо. Японцы порой называют его просто Амидой.

Считается, что у Амитабхи был реальный прототип - царь, который отрекся от власти и стал монахом, взял себе имя Дхармакара. Обычно его изображают с деревянной чашей для подаяний. Дхармакара дал 48 обетов, но обещал не достигать нирваны, пока не поможет всем разумным существам достичь «земли счастья». Говорят также, что Амитабха создал свой собственный «рай» - поле сукхавати, находясь в котором могут возрождаться все страждущие существа, уверовавшие в него. В этом контексте фигурка Амитабхи - талисман надежды на лучшую жизнь, обретение счастья.


Архат

Архатами в буддизме называют людей, достигших вершин личностного развития и совершенства. В переводе с санскрита arhant «достойный». Архаты ведут суровую жизнь аскета, соблюдают духовную дисциплину и отличаются высоко моральным поведением. Архатам удается разорвать круг «колеса жизни» и достичь состояния нирваны. К архатам причисляют ближайших учеников и последователи Будды Шакьямуни. Резчики нэцкэ изображали архатов как монахов с чашей для подаяний символом нестяжательства и аскетической жизни. Из такой чаши может выглядывать дракон - символ внутренней энергии, укрощенной архатом. Фигурка архата способствует твердости духа. Архат является покровителем людей, вставших на путь самосовершенствования.

Баку

В Японии фантастическое животное баку изображается в виде существа, напоминающего своим обликом тапира. У него слоновий хобот, бивни слона, лапы тигра и бычий хвост. Образ баку был позаимствован японцами из китайской мифологии, где это существо считалось демоном, способным избавить человека от ночного кошмара. Широкое распространение образ «пожирателя дурных снов» получил в Японии в конце XVI в., когда один из военачальников сегуна Тоетоми Хидэеси привез из Кореи деревянное изголовье с изображением баку. Согласно поверьям, оно избавляло спящего от дурных снов. В наши дни фигурка Баку продолжает считаться талисманом, способным избавить человека от дурных сновидений.

Если дословно перевести с японского слово «нэцке», то получится «прикрепленное к основному». Как известно, японское платье-кимоно не имело карманов. И если женщины могли положить что-то в зашитую часть мешкообразного рукава, то мужчины были лишены этого удобства-у мужчин рукава прямые. Нэцке изначально служили для переноски предметов.

Впервые о нэцке упоминается в 1690 году. По форме они сначала напоминали круглую лепешечку рисового печенья и изготовлялись, как правило, из дерева. Чуть позже появились нэцке из лака в виде коробочек, а потом — и знаменитые ныне во всем мире маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости. фарфора -очень выразительные и тщательно отделанные.

Мечтательница

Большим спросом пользовались нэцке, изображавшие ремесленников за работой. Частая тема нэцке — фокуснки, народные сказители, бродячие актеры- лица у них веселы и лукавы. Любили делать нэцке и на темы японских сказок, легенд, где переплеталось реальное и фантастическое, смешное и трогательное, герои легенд, исторические персонажи, божества. Очень популярны были изображения семи богов счастья - Ситифукудзин.

Я ль на свете всех милее...?

Когда в XVIII веке распространился обычай курить табак, то трубки и кисеты подвешивались к поясу исключительно с помощью нэцке. К середине XVIII века появляются профессиональные резчики нэцке, которые ставили на своих работах свою печать и подпись. Расцвет искусства нэцке был связан с подъемом культуры страны. Художники передавали в миниатюрных фигурках подсмотренную жизнь японцев.

Веселый Будда

Как использовались нэцке? К одному концу шнура привязывали необходимый предмет, а другой конец затыкали за пояс и,чтобы он не выскальзывал, прикрепляли к нему нэцке — фигурку со специально сделанным в ней отверстием. Так путешественник брал с собой дорожную тушечницу (посуда с тушью), печать, а мастер чайной церемонии — набор принадлежностей для чая, купец — кошелек, ключи и маленькие счеты, самурай имел при себе коробочку с лекарствами, игроки и рыбаки — амулеты, гуляка — сосуд с саке.

К концу XVIII века нэцке уже ценятся за качество работы. Творческая фантазия мастеров была неистощимой, резьба — ажурной, профессиональная культура — высокой. Однако позже о нэцке в Японии почти забыли. И теперь о них помнят во всем мире только как о предмете коллекционирования