7 месячный ребенок отказывается от прикорма. Что делать, если малыш отказывается есть прикорм. Прислушивайтесь к себе

Докорм и прикорм

Два очень часто употребляемых слова, требующих объяснения, поскольку это совсем не одно и то же.
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Принципиальное положение: докорм - это когда маминого молока не хватает, т. е. докорм имеет место только при смешанном вскармливании.
Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, - это и есть прикорм. Т. е. ребенка сознательно прикармливают, готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.
С учетом приведенных выше определений тему докорма можно считать исчерпанной. С тем, что давать, мы уже разобрались.

Теперь подробнее про прикорм. Итак, истинная суть прикорма состоит в том, что одной мамкиной сиськой всю жизнь сыт не будешь.
Когда начинать прикорм?
Родители, как мы уже упоминали, неоднократно (и от медицинских работников, и от друзей-соседей, и от бабушек-дедушек) будут выслушивать советы касательно того, что, дескать, уже пора - пора давать сок, пюре, желточек… Услышат они эти советы и в месячном возрасте, и в двухмесячном и т. д. Чем старше будет ребенок, тем большее число окружающих будут высказывать свое возмущение и указывать родителям на их жадность, леность и педагогическую несостоятельность. Окружающие не виноваты - все они хотят как лучше. Просто следует знать, что сама практика кормления грудных детей соками и желтками зародилась именно в те времена, когда без этого невозможно было обеспечить ребенка полноценным питанием.
В недалеком прошлом (какие-то 30-40 лет назад!) при отсутствии или нехватке материнского молока ребенок получал различные разведения молока коровьего или донорское молоко. И первое, и второе нуждалось в обработке - прежде всего, в кипячении. Большая часть витаминов при этом разрушалась. Неудивительно, что в этих условиях недостаток витаминов, железа, минеральных солей очень быстро проявлялся в виде различных болезней - гиповитаминозах1, снижении гемоглобина, плохой прибавке в весе, рахите, отставании в развитии. И в ответ на это возникли грамотные и разумные по тем временам рекомендации - и про соки, и про овощные пюре, и про желток, и про рыбий жир.
Нельзя забывать и о том, что особенности питания жителей страны победившего социализма не всегда позволяли обеспечить кормящую мать полноценными, качественными и разнообразными продуктами. В подобной ситуации - когда материнское молоко просто не могло удовлетворить всех детских потребностей - раннее назначение ребенку соков, пюре и желтков было вполне логичным и вполне оправданным.
Еще раз повторимся:
если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условий
до достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

По поводу сроков начала прикорма еще несколько дополнительных абзацев в качестве информации к размышлению.
Мнение автора вполне может показаться спорным, особенно с учетом того факта, что уже процитированное нами «Руководство по детской диететике» указывает: с месячного возраста следует давать яблочный сок, а с четырех месяцев - овощной отвар.
Изучая подобные инструкции, постоянно испытываешь глубочайшие сомнения. Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном напряжении умственной деятельности не удается понять - где «достает» витамины белая медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети не могут? Но допустить, что ошибся Создатель, автор не может.
И еще.
Наука о витаминах, их нехватке и необходимости коррекции естественного вскармливания возникла много лет назад, когда никто и слыхом не слыхивал про адаптированные молочные смеси.
Переделывать существующие инструкции и оспаривать мнения академиков от питания всегда было делом нелегким.
Помните: соки, овощные пюре, фруктовые каши - это не просто прикорм. Это очень серьезный бизнес.
В несчастной развивающейся стране, когда кормящая мать голодает и (или) однообразно питается (например, только рисом, или только финиками, или только рыбой, или только хлебом), давать ребенку витамины - вполне целесообразно.
Если на зарплату можно купить в неделю одно куриное яйцо - вполне логично дать четырехмесячной крохе четвертушку желтка. Но если можно купить десяток яиц - тогда лучше кормящей маме съесть глазунью из трех глаз.
Увидеть пользу от раннего прикорма нельзя. По большому счету, родители просто ставят на собственной совести жирную галочку, мол, мы сделали все как надо. Но вред видят тысячи - появление или усиление аллергических реакций, расстройства стула. Короче говоря, все при деле: академики пишут инструкции, промышленность выпускает соки, педиатры рекомендуют соки, мамы соки дают, дети соки пьют, педиатры лечат поносы и аллергию, мамы покупают лекарства и другие соки - «главное, ребята, сердцем не стареть»...

Как начинать прикорм?
Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Вначале несколько ложек (вариант - несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским молоком, смесью). Оценить реакцию - поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все нормально, то увеличиваем дозу. Что-то не так - повремените с этим продуктом и не начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение трех дней до и трех дней после любой профилактической прививки.
Если ребенок отказывается от какого-либо прикорма, не настаивайте! Его организм сам и лучше вас знает, надо или нет. Хотя обмануть Природу несложно. После мандаринового сока (например) малыш наверняка будет улыбаться. Вот только слишком вероятен тот факт, что спустя некоторое время всем членам семьи будет не до улыбок.
Следует также учесть, что прикорм это не только изменение состава пищи, но и изменение ее физических характеристик - т. е. от исключительно жидкой еды мы переходим к более плотной и часто неоднородной - со всякими там комочками и другими включениями. Отсюда потребность в ложечках, «слюнявчиках», чашечках, тарелочках и т. п.

Продукты для прикорма: с чего начать и как продолжить?

Ни педиатры, ни ученые-диетологи не имеют на этот счет единого, согласованного мнения, хотя состав и возможные варианты продуктов в целом определены и общепризнаны.
Это:
1) овощные пюре;
2) творог и кисломолочные продукты;
3) молочно-крупяные каши;
4) мясные (рыбные) блюда и яичный желток.
Каждый конкретный автор любых «питательных» рекомендаций вполне убедительно обосновывает правильность именно своей схемы. Рассмотрим следующий пример. По количеству железа, минеральных солей и витаминов овощные пюре заметно лучше, чем, к примеру, кисломолочные продукты. Напрашивается вывод - начинать с овощных пюре. С другой стороны, ребенок очень плохо переносит резкое изменение состава продуктов питания. Понятно, что между молоком и кисломолочными продуктами разница заметно меньше, чем между молоком и овощами. Следовательно, овощные пюре теоретически более полезны и более целесообразны, но практически вероятность кишечных расстройств, в свою очередь, будет заметно выше. Автор, будучи врачом практикующим, предлагает читателям определенный вариант действий. Главный, опять-таки практический, плюс именно этого варианта - наименьшая вероятность возникновения нежелательных реакций.
Итак, стратегия и тактика прикорма или, проще говоря, конкретная последовательность действий с пояснениями и комментариями.

Еще раз подчеркнем (да простят меня читатели за многократные повторения, но в силу важности вопроса иначе просто не получается): до шести месяцев темы прикорма не существует. Ничего! Нисколько! Кормим маму - качественно и разнообразно. Нет или не хватает молока - напрягаем материальные ресурсы семьи и покупаем хорошую адаптированную молочную смесь. Неважно, как эта смесь называется и не имеет значения, это смесь, так сказать, стандартная, или специальная смесь для проблемного ребенка - соевая, низколактозная2, гипоаллергенная, для недоношенных и т. п. Если у ребенка до шести месяцев возникли проблемы, требующие использования специальных смесей, - значит, выбор останавливаем на них (тех смесях, которые подошли) и никаких экспериментов не проводим.
Начнем с кисломолочных продуктов: оптимально - нежирный кефир или кефир с Что такое МОЛОЧНАЯ КУХНЯ? . Наилучшее время - второе кормление (интервал, ориентировочно, с 9 до 11 часов дня). Почему именно кисломолочные продукты? Потому, что нет принципиальной разницы по составу в сравнении с просто молочными продуктами. Потому, и это уже принципиально, что любые кисломолочные продукты вообще и кефир в частности содержат в себе кисломолочные бактерии. Кисломолочные бактерии, во-первых, антагонисты (проще говоря, враги) многих вредных микробов, способных вызывать кишечные инфекции, во-вторых, они образовывают вещества, активно участвующие в процессе пищеварения и как следствие его (пищеварение) улучшающие; в-третьих, они уменьшают нагрузку на самый слабый и незрелый орган ребенка - на печень.
Первый раз дадим совсем немного - две-три чайные ложки (и давать будем именно из ложки). Затем докормим привычным продуктом - маминым молоком из груди или смесью из бутылочки. В течение дня будем иметь возможность понаблюдать. При условии, что все в порядке, на следующий день увеличиваем дозу в два раза и так далее. Сие, как вы помните из курса школьной математики, называется геометрическая прогрессия. Ее особенность - все увеличивается довольно быстро: первый день - 10-15 мл, второй - 20-30 мл, третий - 40-60 мл, четвертый - 80-120 мл. Стоп. Если в любой день возникли любые проблемы или подозрения на проблемы - пауза. Дозу не увеличивать, может быть, даже уменьшить, ну а если проблемы реально беспокоят - так и вообще прекратить.
На четвертый-пятый день применения кефира прямо в него добавляем творог и хорошо размешиваем. Творог можно сделать самим (невелика наука), можно купить. Главное: уверенность в качестве - чистоте и сроках хранения. Первый день - одна ложка, второй - две и т. д., общее количество в возрасте шести-восьми месяцев - 30 г, после восьми месяцев - 50 г. И в кефир, и в смесь творога с кефиром можно добавить немного сахара. Решение - добавлять или нет - зависит от вкуса самого кефира и от того, согласен ли ребенок есть неподслащенный кефир.

Любые запреты на использование творога (наиболее частая мотивация - быстрое зарастание родничка, нельзя много кальция, а в твороге его много) не имеют под собой никакой логической основы. В 30 г творога количество кальция ориентировочно равно 47 мг, а в 50 г, соответственно, 78 мг. Сравните сами: в 100 г коровьего молока - 120 мг, в 100 г женского молока - 35-50 мг.

Таким образом, необходимо в среднем семь-десять дней для того, чтобы одно кормление было полностью заменено - 150 г кефира + 30 г творога. А все остальные кормления - по-прежнему основной продукт: молоко мамы или адаптированная молочная смесь. И в таком режиме, не дергаясь и упорно отбивая атаки советчиков, желательно провести три-четыре недели.
Начинаем заменять еще одно кормление - желательно самое последнее, перед ночным сном. Используем молочно-крупяные каши. Три вида наиболее рациональны - гречневая, овсяная, рисовая. Каши можно покупать - в продаже имеется преогромное количество молочных каш для детского питания, но можно готовить и самим. При самостоятельном приготовлении используем муку (рисовую, гречневую, овсяную); если же муки не купили - изготавливаем сами с помощью обычной кофемолки. В качестве основного растворителя чаще всего применяют обычное коровье молоко. В молоко добавляют муку и сахар. Следует отметить, что вместо коровьего молока многократно лучше использовать молочные смеси, предназначенные для детей старше шести месяцев (те самые «последующие формулы» с номером 2, про которые мы уже писали).
Рецепт: КАШИ
10 г (приблизительно 1,5 чайные ложки) соответствующей муки (гречневой, рисовой, овсяной) и 1/2 чайной ложки сахара растворяем в 20-30 мл кипяченой воды комнатной температуры. Полученный раствор при постоянном помешивании вливаем в кипящее молоко (количество молока - 100 мл). Варим 3 минуты. Готово. Поскольку сахар штука не стандартная, может быть, придется еще немного добавить.
Касательно приготовления каши на основе смеси. Варим кашу из соответствующей муки на воде, а когда остынет - добавляем смесь в половинной пропорции: т. е. если на 100 г воды необходимо 3 ложки смеси, то на 100 г каши на воде - 1,5 ложки. Вот и вся премудрость.
Читатели, скорее всего, удивятся, не обнаружив в списке рекомендуемых продуктов манной каши. А ведь именно каша из манной крупы и раньше, да и, пожалуй, сейчас, используется чаще всего и остается самой любимой, истинно народной детской кашей. Все в ней хорошо: цена, легкость приготовления, консистенция, вкус. И дети ее любят. Одна маленькая проблема: манная крупа богата клейковиной. Белок клейковины - на умном медицинском языке он называется глиадин - иногда провоцирует возникновение довольно серьезных болезней кишечника. Это происходит в ситуациях, когда имеется непереносимость глиадина. Имея в виду эту информацию, не следует, тем не менее, отрицать манную кашу. Просто безопаснее прикармливать кашами другими, а манную использовать чуть попозже - после восьми месяцев.
Итак, нам уже восемь месяцев. Мы едим четыре-пять раз в день: один раз кефир, один раз кашу и два-три раза основную еду - смесь или материнское молоко. Пришло долгожданное время овощей и фруктов. Прийти-то пришло, но мы ведь еще не выяснили - есть у нас зубы или нет. Если есть хоть один - нет вопросов, начинаем овощи. Если нет, что бывает нечасто, давайте еще чуть-чуть подождем. Для начала пробное кормление - как наше дитя вообще будет на овощи реагировать. Готовим овощной отвар. В первый день предлагаем 30-50 г, на второй - в два раза больше. Если все нормально, переходим на овощной суп или на овощное пюре и, постепенно увеличивая дозу, полностью заменяем овощами одно из кормлений.

Рецепт: ОВОЩНОЙ ОТВАР
Картофель + морковь + лук + капуста: мелко-мелко порезали, залили кипящей водой, закрыли крышкой и кипятим до полного разваривания. Процеживаем через марлю, еще раз доводим до кипения и наливаем в бутылочку. Пропорция, ориентировочно, такова: на 50 г овощей 100 мл воды.
Рецепт: ОВОЩНОЕ ПЮРЕ
Разные овощи порезали, добавили немного кипящей воды и тушим; по мере выкипания воды добавляем кипяток. Готовые к употреблению горячие овощи протираем через сито, добавляем горячее молоко и щепотку соли. Хорошо взбиваем и доводим до кипения. В готовое блюдо добавляем растительное масло. Овощей - 100 г (картофель - не менее 20 г); молоко - 25 г; растительное масло - 3 г.

Две-три недели кормим овощным блюдом (суп или пюре, не принципиально), затем, по аналогии с овощами, осуществляем пробу на мясо - варим суп не на воде, а на мясном бульоне (идеально - курица). Ежели проблем не возникло - непосредственно в суп добавляем протертое мясо, еще через пару дней, опять-таки непосредственно в суп, - круто сваренный желток куриного яйца - вначале 1/5 часть, затем побольше. В любом случае, до годовалого возраста больше половинки желтка не надо.
Теперь про фрукты. Мы дадим их в тот день, когда увидим первый «проклюнувшийся» зуб. А если этот зуб обнаружится до шести месяцев - потерпим. Начинать именно с соков вовсе не обязательно - совсем не хуже фруктовые пюре или мякоть печеного яблока. Соки и фруктовые пюре не заменяют основную еду, их дают в дополнение, после того, как покормили грудью или молочной смесью.
В девятимесячном возрасте три кормления полностью заменены прикормом. Повторим: один раз кефир + творог, один раз каша, один раз суп. Каши - самые разнообразные. Супы - самые разнообразные: и по составу овощей, и по виду мяса, лишь бы не очень жирное. Мы уже едим и желток, и растительное масло. Пьем соки - 30-50 г.
Что можно еще? В кефир и творог добавить толченое печенье. Картофельное пюре с молоком и с протертым мясом. Печеное яблоко. Хлебный мякиш в суп, а хлебную корочку и кусочек яблока можно дать в руку - пососать (погрызть). С 10 месяцев можно приготовить суп не на мясном, а на рыбном бульоне.
Как быть с основной едой, которая к 9-10 месяцам вроде бы и перестала уже быть основной? Понятно, что мы имеем в виду адаптированные молочные смеси и (или) материнское молоко. Если молоко у мамы есть, желательно до года хотя бы один раз в день ребенка кормить. После года это уже не имеет особого биологического смысла3. Качественные молочные смеси, которые по составу уж точно не хуже коровьего молока, вполне можно давать и до двух, и до трех лет.

Осуществляя любые «питательные» пробы и нововведения, помните:
наша главная задача - сохранить малышу здоровье, а чем ребенок старше - тем менее опасны для него эксперименты, связанные с питанием.
Но всегда будьте очень осторожны с генетически неродными продуктами (помните, в главе «Беременность» - чего не ела прапрабабушка, и нам не надо). Дети в малообеспеченных семьях реже болеют прежде всего потому, что не хватает средств на заморские деликатесы.

Детская печень - один из наиболее слабых органов и даже у абсолютно здорового и нормально развивающегося ребенка окончательно «дозревает» и становится, как у взрослого, где-то к 12-ти годам. Любые недопереваренные частицы (те самые, что вызывают аллергию) должны быть нейтрализованы и выведены из организма. И печени отводится в этом процессе первостепенная роль. По мере роста ребенка многие продукты, вызывавшие ранее сильнейшую аллергию, начинают вполне нормально переноситься - дозревает печень. Бабушки говорят: «перерос». Правильно говорят. Поэтому, если от шоколада, клубники или апельсинового сока у ребенка возникли признаки аллергии (сыпь, зуд, расстройство кишечника при нормальной температуре тела), это не значит, что малыш обречен на разлуку с шоколадом до конца своих дней. Потерпите. И не надо смотреть по сторонам, причитая: «Почему всем можно, а моему нельзя?»
Любой педиатр знает: по понедельникам дети болеют чаще. А знаете почему? Потому что в воскресенье ходят в гости к бабушкам, а мерилом любви у нас, к сожалению, принято считать еду.

При знакомстве малыша со взрослой пищей, проблемы с аппетитом могут возникнуть в любом возрасте, на любом этапе этого процесса.

Редко, когда всё проходит гладко и ребёнок с радостью встречает каждый новый продукт, который ему дают.

Чаще всего проблемы возникают на начальном этапе знакомства со взрослыми блюдами и, например, многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в 7 месяцев не ест прикорм.

Когда вводим прикорм?

Оптимальным для введения прикорма считается возраст 6 месяцев.

И это неслучайно.

Приблизительно к этому времени у малыша появляются признаки готовности приему твёрдой пищи. Важно как можно раньше начать обращать на них внимание:

  1. ребёнок проявляет интерес к тому, что кушают взрослые;
  2. тянет ручки к новым продуктам;
  3. пытается схватить, откусить или просит дать ему попробовать их.
  • Пищеварительная система становится всё более зрелой и подготовленной для усвоения еды более сложной консистенции по сравнению с грудным молоком;
  • Сам растущий организм подаёт сигналы к тому, что нуждается в новых питательных веществах и расширении рациона;
  • Также в возрасте полугода у ребенка ослабевает и постепенно уходит совсем рефлекс выталкивания пищи языком.

Всё это и есть признаки готовности к прикорму, которые заметны невооружённым глазом и указывают на то, что уже пора знакомить ребёнка с новыми продуктами.

Даже, если процесс приобщения к твёрдой пище проходит тяжело и не так позитивно, как вы ожидали, нельзя сводить его на нет, откладывать в долгий ящик и пускать всё на самотёк.

Нередко ребёнок в 7-8 месяцев и позже ещё плохо ест прикорм, но это поправимо. Главное – действовать аккуратно и с пониманием.

Почему ребёнок в 7 месяцев отказывается есть прикорм

Среди причин плохого аппетита можно выделить следующие:

Физиологические причины:

  1. Недомогание, заболевание, расстройство пищеварения;
  1. У малыша режутся зубки;

Необходимость жевать пищу вызывает дополнительную боль в этот непростой для грудничка период.

Поэтому неудивительно, что как раз в это время, в 6-7 месяцев, он не хочет есть прикорм. И это — тоже явление ситуативное, просто нужно немного подождать.

Психологические причины:

  • Прикорм вводится слишком рано (раньше 5-6 месяцев);

Некоторые женщины, по настоянию мам, бабушек или по другим причинам, начинают чуть ли не с 3 месяцев знакомить младенца с твёрдой пищей (иногда дают соки)

И это чаще всего имеет негативные последствия, поскольку детский организм ещё не готов к прикорму, ему пока вполне достаточно грудного молока (или смеси).

  • Прикорм дают после того, как приложат к груди;

Ребёнок в таком случае успевает насытиться маминым молоком и, конечно, отказывается от незнакомой еды.

  • Грудничок в 7 месяцев может не есть прикорм из-за того, что у него не сформирован пищевой интерес и его кормят отдельно от родителей;

Получается, что у него нет образца для подражания, его не включают в ситуации, когда взрослые показывают, как нужно есть, как это вкусно, как ведут себя за столом.

  • Малышу может не нравиться внешний вид, вкус или запах новых продуктов;

Что-то может показаться горьким, кислым или вообще безвкусным. Сильное влияние обычно оказывает негативный первый опыт знакомства с новым продуктом.

  • Может не нравиться консистенция блюда;

Например, если дать малышу сразу слишком твёрдую пищу или блюдо неоднородной консистенции (с комочками, с «непонятными» частичками и т. д.).

  • Ребёнок может перестать есть прикорм даже в 7-8 месяцев из-за того, что ему дают слишком большое количество пищи за один раз;

Объёмное блюдо нередко пугает и вызывает желание отказаться от него просто потому, что осилить его сложно.

  • Если грудничка заставляют силой есть то, что он не хочет, то это вызывает сопротивление с его стороны и формирует негативное впечатление о пище;
  • Нет разнообразия в пище. Когда дают одно и то же, это со временем надоедает. Читайте статью Как правильно кормить ребенка ?>>>;
  • Сбой в режиме питания и сна отрицательно сказывается на аппетите.
  • Если ребёнок мало двигается, то и аппетит может быть недостаточно хорошим;
  • Малыша во время кормления развлекают мультфильмами, игрушками и различными другими «делами», лишь бы он только что-нибудь съел.

Чего нельзя делать, если ребёнок в 7 месяцев не хочет есть прикорм

Распространённые ошибки в такой ситуации:

  1. Заставлять есть нелюбимые блюда и продукты;
  2. Развлекать любыми способами: то есть всячески отвлекать от процесса питания и способствовать тому, чтобы ребёнок неосознанно ел то, что ему дают;
  3. Продолжать кормить только грудным молоком, не давая твёрдую пищу;

Что делать, чтобы малыш стал лучше есть прикорм

  • Давайте новую пищу перед прикладыванием к груди, пока малыш ещё голодный;
  • Кушайте вместе с ребёнком, показывайте личным примером, как нужно есть, какой вкусной может быть пища, как вести себя за столом;
  • Терпение, терпение и ещё раз терпение! Иногда просто подождать – это лучшее решение. Особенно в ситуациях, когда малыш заболел или у него выявилась аллергия;
  • Давайте еду только когда ребенок попросит ее сам;
  • Сопровождайте кормление положительными эмоциями, хвалите малыша, будьте терпеливой и мягкой;
  • Если отказ касается каких-то конкретных продуктов, то исключите их из рациона грудничка на какое-то время. Предлагайте то, что он любит, чтобы подкрепить интерес к пище;
  • Ни в коем случае не принуждайте ребёнка к еде. Никакой пользы от этого не будет. А вот испортить пищевое поведение таким способом очень легко (также изучите статью: Почему ребенок не хочет есть, как привить интерес к еде >>>);
  • Пока хороший аппетит ещё не сформировался, не предлагайте большой объём блюда. Лучше дать добавки, если малышу оно понравится.

С помощью этого курса, вы шаг за шагом проведете работу над ошибками и научите своего малыша кушать много, хорошо и с аппетитом.

Анна спрашивает: «Ребенок 7 месяцев на грудном вскармливании (ГВ) отказывается есть прикорм: закрывает рот, положить что-то с ложки в рот тяжело, даже фруктовое пюре. Тогда как в ниблере яблоко и груша ей по душе (недавно дали после ввода овощей). Если в рот попасть, то более-менее глотает некоторые овощи или кашу. Как быть? Песни, танцы, мультики и т. п. не помогают».

Введение прикорма зачастую сопровождается трудностями: выталкиванием язычком новой пищи и категорическим отказом проглотить хотя бы ложечку.

Причиной может быть один или сразу несколько факторов.

  1. Малыш не готов к введению прикорма. Сроки введения в 6 месяцев рассчитаны на среднестатистического ребенка. О готовности подскажет удвоенный вес, появление первых зубов, умение сидеть, угасание рефлекса «выталкивания» новой пищи. Не у всех детей готовность к прикорму появляется к полугоду. К примеру, защитный рефлекс выталкивания может угасать у одних уже в 4 месяца, а у других сохраняться до 7 месяцев.
  2. Введение прикорма совпадает с недомоганием малыша. С 6 месяцев начинается прорезывание зубов. Что отражается на самочувствии малыша: температура, болезненные ощущения во рту, раздражительность. И это не лучшее время для знакомства с новой пищей.
  3. У ребенка не выражен пищевой интерес. Когда малыш во время кормления увлечен игрой (в вашем случае песни, танцы, мультики), но безразличен к предлагаемой пище. Протянутая ложка с едой во время веселых развлечений, напротив, может вызвать раздражительность и капризы.

Если готовность к знакомству с новой пищей зависит от физического развития ребенка, для появления пищевого интереса родителям нужно постараться. И здесь важно участие крохи в семейной трапезе в стульчике для кормления. Если при этом вы выражаете чувство удовлетворения от еды, со временем у ребенка появится интерес и желание попробовать предлагаемую пищу.

Прикорм вводится только перед кормлением грудью. Проголодавшийся ребенок охотнее попробует новое блюдо и откажется от него, если предварительно насытился грудным молоком.

Как вариант – можно отсрочить время кормления на 1-2 часа.

Неудачную попытку обычно повторяют через 7-10 дней.

Отказ от готового овощного прикорма из супермаркета не означает, что такое же пюре другого производителя или приготовленное своими руками будет отвергнуто.

И ещё: грудничок до года не нуждается в дополнительных соли или сахаре, поэтому не спешите давать каши и пюре по своему вкусу.

Цель прикорма при ГВ – лишь знакомство с новой пищей, отличающейся по вкусу и консистенции от материнского молока. Но основным источником питания до года по-прежнему будет грудное молоко.

Большинство мам с нетерпением ожидают, когда малышу исполнится полгода. Ведь в этом возрасте можно вводить прикорм, а значит, порадовать кроху новыми продуктами, заботливо приготовленными блюдами. В этом - суть материнской натуры, проявление любви, эволюционное стремление накормить, которое является вторым по значимости для сохранения человеческого рода после необходимости согреть.

В введении прикорма мама видит новые возможности для проявления ласки и заботы. Поэтому отказ со стороны малыша воспринимается с большим огорчением и даже опаской. При этом педиатры считают, что ничего экстренного не происходит.

Причины отказа от еды

С момента начала жизни ребенок получал вкусное и сладкое грудное молоко или безвкусную, но такую знакомую смесь. И вдруг в какой-то момент ему предлагают совершенно новую пищу. Ее вкус кажется неожиданным, необычным и не всегда привлекает ребенка.

При этом знакомство с новыми продуктами у деток на грудном и искусственном питании происходит по-разному.

  • Груднички знакомы со вкусами пищи. В грудном молоке, которое детки употребляют ежедневно, содержаться вкусовые нотки продуктов, употребляемых мамой. Поэтому при использовании их же в качестве ознакомительного питания риск отказа куда меньше, чем нетрадиционных продуктов для маминого стола. Кроме того грудное молоко содержит пищеварительные ферменты, помогающие пище усваиваться. Если после приема нового продукта у крохи не возникло проблем с пищеварением, он с большим удовольствием будет кушать такую пищу и на следующий день.
  • Искусственники знают только вкус смеси. Считается, что приучить к прикорму искусственника проще, так как он всю жизнь получает пищу «чужеродную». Но здесь не все однозначно. Адаптированная смесь обладает вкусом нейтральным, и, попробовав новый продукт, малыш может его просто «испугаться». Он в любом случае будет более насыщенным, специфичным. Он может показаться слишком кислым (если речь идет о фруктовом ингредиенте) или резким (овощное пюре из капусты, тыквы). При этом на сладкие вкусы малыши обращают внимание быстро, поэтому блюда из сладковатых овощей или промышленные кашки обычно кушают с удовольствием. Таким образом, развивается избирательная любовь к прикорму: незнакомые до этого со сладким вкусом (в отличие от грудничков), искусственники кушают сладкие фруктовые пюре и каши, но отказываются от мясных блюд, рыбы, творога.

Однако тип питания, которое получает ребенок, - лишь единичный аспект, влияющий на его отношение к прикорму. Куда более важными педиатры считают следующие факторы.

Физиологическая готовность к прикорму

Рекомендованные сроки по введению прикорма в шесть месяцев условны. У каждого малыша процесс «созревания» органов и систем происходит индивидуально и с разной интенсивностью. В частности, у деток на грудном вскармливании пищеварительная система становится более стабильной и зрелой для приема какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, как раз к полугоду. А вот у искусственников и малышей на смешанном питании этот процесс происходит дольше. Поэтому ранние попытки мамы предложить новую пищу приводят к тому, что ребенок не есть прикорм. Его организм попросту еще не готов к нему!

На физиологическую готовность должны указывать и такие факторы.

  • Малыш свободно сидит, держит ложку. Это важно с той точки зрения, что знакомство с прикормом должно происходить при непосредственном участии ребенка. Он не пассивный «зритель» процесса, он - его активный участник, который учится самостоятельно набирать в ложку пищу, доносить ее до рта, снимать ее губками и пережевывать.
  • Выталкивающий рефлекс уже угас. Примерно к полугоду у деток угасает рефлекс, побуждающий язык выталкивать любую густую и твердую пищу. Это говорит о том, что кроха физически готов к потреблению чего-то иного, чем молоко или смесь. Если все, что вы даете, вызывает рвоту или выталкивается изо рта язычком, вероятно, у вашего малыша угасание рефлекса еще не произошло. И с прикормом следует подождать.
  • Пищеварительная система реагирует нормально. Если употребление новых продуктов вызывает боль в животике ребенка, понос, повышенное газообразование, это говорит не о «нормальной реакции на незнакомую еду», а о том, что вы предлагаете ее ребенку рано, до момента созревания пищеварительной системы. Безусловно, малыш не может проводить ассоциаций дискомфорта в животике с каким-либо продуктом. Но интуитивно отказываться от такой «опасной» еды может вполне.

Если ребенок 6 месяцев не ест прикорм, значит, он еще физиологически не готов к нему. Маме следует подождать и сделать новую попытку через пару недель. Важно делать это лишь в тот момент, когда кроха полностью здоров. Плохое самочувствие при ОРЗ, прорезывании зубов в большинстве случаев служит причиной отказа от еды.

Психологические факторы

Консультанты по грудному вскармливанию уверены, что к прикорму ребенок должен быть готов и эмоционально. Процесс потребления пищи вызывает живой интерес и желание попробовать самому - вот что значит эмоциональная готовность.

В этом случае никаких проблем с употреблением новой еды не возникнет. Более того, ребенок будет хотеть ее кушать и получать от этого удовольствие. Причем разницы в типе питания в данном случае не существует: заинтересовать едой одинаково эффективно можно как грудничка, так и искусственника.

В каких признаках заключается психологическая готовность? Их несколько.

  • Ребенок интересуется едой. Если он сидит у мамы на коленках во время семейной трапезы, то пытается дотянуться до содержимого тарелки и отправить его в ротик.
  • Кроха протестует, когда не получает продукт. Именно продукт, а не столовый прибор или, например, салфетку. Существует большая разница в интересе пищевом, где целью малыша является употребление еды. И в интересе предметном, когда крохе просто хочется повертеть в руках ложку или попробовать на зуб мамину чашку.
  • Ребенок не успокаивается, пока не получит продукт. Его сложно отвлечь от желаемого игрой, другим способом. Даже получив грудь, он вновь возвращается к тому, с чего начал: требует приглянувшуюся ему еду.

Обычно пищевой интерес формируется в том случае, если ребенок с момента освоения навыка сидения регулярно проводит время за общим семейным столом. Когда он изо дня в день наблюдает, как ведут себя за столом члены его семьи, как они кушают разные продукты, как им это нравится, как они общаются между собой, проблема, что делать, если ребенок не ест прикорм, не возникает.

Базовые принципы

Всегда проще не допустить развития негативных явлений, поэтому остановимся на базовых принципах правильного прикорма.

  • Физиологическая готовность, пищевой интерес. Водить новые продукты следует только в том случае, если оба эти фактора наблюдаются у малыша.
  • Малыш здоров. Иногда бывает, что кроха активно кушал один или несколько продуктов, но вдруг ребенок перестал есть прикорм. При этом буквально «повис» на груди, ведет себя необычно, куксится, часто плачет. Причиной тому может служить болезненное прорезывание зубов, плохое самочувствие в результате заболевания, после вакцинации. После выздоровления привычный режим питания восстановится. Нужно лишь дать организму ребенка передышку на это время и не заставлять его есть.
  • Никакого насилия! Правильный прикорм - желанный. Если кроха отказывается от него, значит, у него нет пищевого интереса или в дело вступили физиологические факторы. Заставлять его кушать недопустимо, в противном случае факт приема пищи будет восприниматься им негативно. И проблема «накормить» станет образом питания в вашей семье.
  • Не перекармливайте. Распространена ситуация, когда ребенок начал пробовать какие-то продукты и даже стал хорошо кушать какой-то из них. И мама решает довести его до «рекомендованной нормы», ежедневно готовит 180 граммов пюре или каши и побуждает ребенка непременно съесть все, что было приготовлено. В результате через несколько дней малыш начинает отказываться от понравившейся ранее еды вовсе. И дело не в том, что ему не нравится вкус. А в том, что любимое раньше блюдо приобрело для него негативный окрас: ребенок уже был сыт и не хотел больше кушать, но пришлось по настоянию мамы съесть все, как «указано в нормах».

Существующие нормы, для удобства предлагаемые по месяцам в табличках, - вовсе не руководство к действию. Они дают общие рекомендации, какие продукты и в каком возрасте следует предлагать ребенку. И показывают, больше какой нормы ребенок не должен есть, чтобы избежать перекорма. При этом предусматривается, что в рационе обязательно сохраняются грудное молоко или смесь.


При грудном вскармливании

Что делать, если ребенок отказывается от прикорма при грудном вскармливании или, например, не есть овощной прикорм, ограничиваясь только кашей или фруктовым пюре? Ничего, отвечают консультанты по ГВ.

Согласно рекомендациям ВОЗ, главной пищей малыша до года должно оставаться грудное молоко. Его огромная польза сохраняется и в дальнейшем, до двух лет. Но сейчас, когда кроха не достиг и годовалого возраста, именно молоко служит его основным источником пищи. А любой прикорм, хоть мясной, хоть крупяной, носит ознакомительный характер.

В возрасте года малыш должен получать лишь двадцать пять процентов питательных веществ из сторонних продуктов, а основную массу - семьдесят пять процентов исключительно из грудного молока. Есть данные, что до восьмимесячного возраста молоко мамы покрывает абсолютно все пищевые и энергетические потребности ребенка. Пока вы кормите грудью по требованию, вы можете быть уверены, что ваш малыш обеспечен всем необходимым.

Поэтому даже если ребенок 9 месяцев плохо ест прикорм, расслабьтесь, не нервничайте, и действуйте по обстоятельствам. Нравится ему определенный вид кашки? Хорошо, вот его и кушайте. Попробовали кусочек мяса и выплюнули? Предложите его через неделю, а потом еще раз через неделю.

Восприятие еды формируется у малыша не в один момент. Исследования ученых показали, что склонность к тому или иному продукту возникает, если человек попробовал его достаточное количество раз. Не один и не два, а двенадцать-пятнадцать. Поэтому чтобы знакомство с мясом или, например, творогом состоялось, следует периодически давать его на пробу.

Правильные действия мамы, спокойное и внимательное отношение к потребностям и желаниям малыша дадут свои плоды. Обычно груднички начинают кушать весь спектр рекомендованных им продуктов далеко не в шесть или восемь месяцев, а в год и чуть старше. При сохранении грудного вскармливания это нормально.

При искусственном вскармливании

Конечно, ценность грудного молока для ребенка многократно выше, чем смеси. Но спешить переводить искусственника на взрослый стол также не стоит. До года именно смесь должна служить поставщиком необходимых веществ для его роста и развития, а другие продукты носят лишь ознакомительный характер.

«Не переживайте, если малыш не воспринимает иную пищу, - советует педиатр Татьяна Семенченя. - Получать удовольствие от еды он научится со временем, и только в том случае, если будет видеть достойный пример со стороны родителей. Не настаивайте на новых продуктах, остановитесь на чем-то одном».

  • Не стремитесь разнообразить меню. Нормально, если каждый день кроха будет кушать один вид фруктового пюре или каши. Не давайте его много, пусть количество составляет несколько чайных ложечек.
  • Убедитесь, что пища не горячая и не холодная. Такая обычно не нравится деткам.
  • Придерживайтесь режима. Каждый день предлагайте кашу утром в одно и то же время. А в обед - овощное пюре. Так вы сформируете привычку питаться правильными продуктами.
  • Наблюдайте за вкусами малыша. Обычно детки с удовольствием кушают гречневую и кукурузную каши. Малыши постарше любят овсянку. Одни уплетают кабачковое пюре, а другие кушают овощи в виде супчика. Вкусовые предпочтения являются отражением окружающей среды, в которой живет ребенок. Он с интересом относится к тому, что кушают родные, и с недоверием к незнакомым на вид блюдам.

Если ребенок не есть прикорм до года или объем его очень мал в общем рационе, паниковать не следует. Грудное молоко или смесь остаются основной пищей в этом возрасте. Другие продукты должны приносить ребенку радость, желание их попробовать, что обеспечивается формированием пищевого интереса и правильных пищевых привычек.

Всегда берите малыша за стол, не навязывайте еду, поощряйте инициативу по самостоятельному поеданию блюда. Постепенно он перейдет к обычному рациону вашей семьи. Но случится это ближе к полутора годам.

Последнее обновление статьи: 18.04.2018 г.

Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

Детский психолог

– важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать , и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или . Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.