Вещи из ткани огуречный узор. Пейсли или турецкие огурцы

Горошек, клетка, полоски, ромбы, «елочка»… Орнаменты окружают нас повсюду, являясь важными составляющими современного дизайна. Совершенно нейтральные на первый взгляд, на самом же деле паттерны организуют вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, задают определенные способы их восприятия, направляют движение взгляда, соотносят целое с его частями.

Можно сказать, что узоры вплетены в саму жизнь. Воплощенный в той иной форме, цвете и материале, паттерн поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка.


Мы не могли обойти без внимания такую важную тему, как узоры в дизайне. Причем, рассмотреть ее захотелось целостно и всеобъемлюще, охватывая как рисунки, распространенные в культуре многих стран и характерные сразу для нескольких культурных традиций, так специфические, редкие паттерны. Так родилась идея создания цикла статей об истории узоров и, недолго думая, назвать его «Д.Узор».


А право стать первым среди героев историй нового цикла выпало никому другому, как «турецкому огурцу». Что ж, экзотический восточный гость, широко известный еще и под названием «пейсли», посещает Д.Журнал впервые. Встречайте!


Многообразие орнамента каплеобразной формы, его пластичность и готовность к трансформациям стали причиной огромной популярности «турецкого огурца» в качестве принта, которым усеяна одежда, всевозможные аксессуары, канцелярские предметы, а также весь интерьерный дизайн. Он известен как индийский огурец, турецкий огурец или боб, но чаще всего в Европе его называют «пейсли» (Paisley), хотя на родине величают «бута», что в переводе с санскрита означает огонь.


Полемика о происхождении паттерна «пейсли» ведется до сих пор. Трудность заключается в его расшифровке и датировке первоначального происхождения. Ведь этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии способствовали перемещению символов, идей и стилей. Поэтому версий происхождения и символического значения пейсли существует несколько. Мы не будем вдаваться в научные дебри и кратко, в общих чертах перечислим самые главные из них.


Растительный орнамент, который изображает шишку, цветок и символизирует плодородие, богатство, достаток. В Иране изображение «турецкого огурца» - пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с изображением бута встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений.


Один из символов древнейшей религии зароастризма (или маздаизма). В данном варианте «бута» - это языки пламени, которые воплощают жизнь и вечность. Такое же название имеет и растение, цветки которого по форме напоминают символ бута и обладают будоражащим ароматом и наркотическими свойствами. В зароастрийских ритуалах его использовали в знак почтения зеленой богини Веги, Анахит, Митры, а позже Ахура Мазды.

В Индии и Пакистане рисунок связывают с формой косточки манго. Также обозначает он динамику, развитие, размножение, так как его форма напоминает проросшее зерно или эмбрион. Египетский узор, который изображает пшеничный колос, - знак бессмертия. А Дальний Восток сравнивает пейсли с половинкой знака Инь-Янь.

Такое множество версий дает возможность говорить уверенно только об одном: орнамент пришел с Азии, а если точнее - с Персии (современный Иран), хотя по некоторым источникам, как было замечено, из Индии. В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность, что можно сказать и об этом орнаменте.

Сам по себе орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.


Паттерн «турецкий огурец» можно назвать славным детищем британской мануфактуры и восточного влияния. Утверждают, что появился он во времена правления династии Сасанидов (ІІІ - VII век н.э.), а распространился к XVI-XVIII в. Производить восточные шали с данным принтом начали в средние века в Индии, а затем и в других восточных странах. В те времена он украшал регалии и одежду знати, появлялся на ювелирных украшениях, посуде, предметах домашнего обихода и религиозного культа. В этой же форме выпекались лепешки.

У пейсли была бурная история завоевания Европы, в разные времена он то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался. В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком.


Альфред Эдвард Шалон. Мать и двое детей (1812, Музей Джеффри в Лондоне, Великобритания)

До начала ХIХ века ключевым центром производства тканей с таким узором был шотландский город Пейсли, в честь которого орнамент и получил свое второе название. «Пейсли» или «пейслийский» - так и сегодня величают его в текстильной промышленности, в кругах дизайнеров и историков моды. В начале ХХ века производство ткани с таким орнаментом приостановилось: он постепенно начал выходить из моды.

Дэвид Боуи в костюме с элементами узора пейсли

Следующей волной популярности были времена хиппи - 1960-е года. По стилистике и цветовой гамме яркая восточная «капля» отлично подошла жизнерадостным и миролюбивым хиппи, пленив их своей насыщенностью, пестротой и магической формой. В те времена «турецкие бобы» можно было встретить где угодно, даже Джон Леннон украсил ими свой Роллс-Ройс.


Узор на тенте

В 1981 году дом моды Etro выпустил коллекцию декоративных тканей с «огуречным» принтом, подсмотренном основателем бренда Джироламо Этро в его путешествии по Индии. Орнамент, наносимый местными жителями на кашемир - paisley pattern (пейсли) - очаровал знаменитого антиквара, коллекционера, путешественника, эксперта в области красоты и основателя бренда Etro, и с тех пор принт украшал все его изделия: мебель, текстиль, парфюмерию, одежду и аксессуары.


Позже волну подхватила английская марка Cole&Son, дизайнерский дом Kenzo и многие-многие другие. Сейчас этот орнамент, воплощенный в насыщенных красках, этнических мотивах, оригинальных аксессуарах, по праву считается визитной карточкой Etro.


В дизайне интерьера он появляется на постельном белье, декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но и сами предметы повторяют их форму - пусть даже это сходство очевидно только для самих дизайнеров.

Вито Сельма (Филиппины). Кресло «Пейсли»

Его традиционная палитра - яркие насыщенные цвета. Благодаря своей универсальности он прекрасно подходит для любого интерьера, но не любой узор примет в свое окружение. Однотонный и ненавязчивый фон поможет «огурцу» проявить себя во всей красе, кроме того, достаточно сложно будет подобрать гармоничное сочетание узоров в интерьере.



Тем ценнее удачные находки и открытия, которые можно совершить, вооружившись фантазией и собственным чутьем. Узоров на свете так много, что с ними можно экспериментировать до бесконечности, объединяя в тех или иных цветовых и фактурных сочетаниях в интерьере, графическом дизайне, одежде, аксессуарах и многом-многом другом.

В современном fashion-мире принты стали ключевой приметой идентификации бренда. Видоизменяющиеся в ту или иную сторону формы изобретены уже много лет назад, и зачастую лишь работа с принтами позволяет выделиться из массы похожих вещей.

Среди многообразия рисунков на тканях совершенно особенное место отведено пейсли. Сказочный узор, в народе прозванный «огурцами» , представляет собой декоративный орнамент с основными элементами каплеобразной формы.

В мире моды этот принт является визитной карточкой марки Etro, но в текущем весенне-летнем сезоне «огурцами» одержимы и самые продвинутые дизайнеры, среди которых Раф Симонс для Jil Sander и Стелла Маккартни. Красота и многообразие пейсли очевидны, и тем интереснее узнать, что его история уходит в далекое-далекое прошлое.



Jil Sander весна-лето 2012



Stella McCartney весна-лето 2012

Широкое распространение мотив получил в XVI веке в Персии во время правления династии Сафавидов. Узором украшали царские регалии и одежду знатных персов, считая его символом плодородия, изобилия и гармонии. Со временем «огуречный» рисунок получил распространение в Индии, откуда и был привезен в Европу: возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани.

Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил свое название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. Производство тканей с пейсли продолжалось в Шотландии примерно 50 лет, а затем постепенно сошло на нет.



Альфред Стивенс, 1859; 1820-е


Актриса Иви Николсон, 1952



Christian Dior, 1954; Balenciaga, 1954



Vogue, июль 1957

Вновь свою популярность узор обрел лишь в 60-х, когда на экраны вышел фильм «Лето любви», а Джон Леннон обзавелся «роллс-ройсом», украшенным узором пейсли. Тогда же в мужской моде произвел фурор галстук-пейсли, который по сей день считается классическим образцом галстуков.



Мик Джаггер и Марианна Фэйтфулл




и Марианна Фэйтфулл



Модели Верушка и Мариса Беренсон




Шер и Клаудиа Кардинале


В 70-х пейсли ознаменовал собой эпоху хиппи. Рисунок пейсли стал визитной карточкой многих известных домов моды, среди которых Etro, Pucci, Missoni и многие другие.




Шарлотта Ремплинг и





Актриса Сэди Фрост


По сей день узор не теряет своей актуальности. Пережив века, он по-прежнему остается одним из самых востребованных и цитируемых орнаментов.



Редактор британского Vogue Алекса Чанг



Актриса Оливия Палермо и певица Флоренс Уэлч






Лондонский fashion-блоггер Сьюзи Баббл

Данный узор также называют «турецкий боб», «персидский кипарис», «турецкий или индийский огурец» и даже «слезы Аллаха». Его форма напоминает яичники, проросшую фасоль или эмбрион. В этом мотиве слышен гимн жизненной силе природы.

В Индии, например, считается, что турецкая форма является одним из символов развития, движения и энергии.

«Огурцами» не случайно украшается свадебное платье индийской невесты. Изображение «бута» или «восточного огурца» в Иране считается пожеланием счастья и благополучия жилищу. Персия является родиной символики, хотя узор можно было встретить и в Византии.
Распространился по азиатским странам, добрался до Индии с войсками Александра Македонского и развился до многообразных форм уже к XVIII веку, но символизировался изначально цветочный мотив, пальмовая ветвь или косточка плода манго, оставаясь одновременно энергетическим символом.

«Бута» в санскрите означает язык пламени и цветок степного кустарника, обладающий гипнотизирующим ароматом. В Европе и России стал популярным в позапрошлом веке благодаря восточной кашемировой ткани в «огуречном» мотиве.

В Италию и Францию кашемировая шаль с необычным орнаментом попала благодаря египетским походам Наполеона, а в Туманный Альбион - с привозами из Индии. Европейское сердце завоевали не только мягкость кашемира и витиеватый узор.

Фурор произвели и прямоугольные формы восточных платков- до этого традиционные европейские накидки имели треугольные формы.

Шаль пользовалась таким успехом, что в первой половине XIX века городке Пейсли был налажен имитационный выпуск (так появилось европейское название узора).

Ошеломляющий успех такой затеи заставлял шотландских портных первыми украшать свою продукцию «пейсли». Процветало производство больше полувека, но потом начало идти на спад, так как упал спрос. Второй всплеск интересов «огурцы» испытали к себе в семидесятых годах прошлого столетия во времена хиппи.

Пестрый орнамент подошел психоделическому настроению детей цветов. В итоге экзотический принт стал неизменным атрибутом хиппи. Характерные орнаменты украшали как детские коляски и машину Джона Леннона, так и сорочки с большими воротниками, брюки расклешенными, подкладку пиджаков, женских платьев, ткани костюмов.

Время психоделических революций ушло и «пейсли» осталось только украшением на банданах уличной группировки, получив новое название -print bandana. Мода прохладно относилась к этому принту до той поры, пока модный дом Etro не продемонстрировал в 1980 году коллекцию декоративной ткани с таким узором. Вдохновила эту работу поездка Джероламо Этро в Индию. И по сей день символикой знаменитого бренда остался «индийский огурец».



Пока Etro украшали восточными орнаментами свои творения, английский бренд Cole & Son выпустил хитовые коллекции обоев «пейсли», которые стали сразу же классикой. Затем любовью к огурцу воспылал Kenzo. Дальше на бута стали обращать внимание остальные модельеры и дизайнеры интерьеров таких известных марок, как J. W. Anderson, Jil Sander, Stella McCartne и другие.

Огуречный принт 2015

Сейчас этот пестрый восточный узор, который впервые покорил европейскую капризную моду еще в прошлом веке, не собирается покидать мировой подиум. Этим летом европейский текстильный гигант Carnet, неизменными клиентами которого считаются знаменитейшие Дома моды, предлагает сочетание тканей-компаньонов в «пейсли» из натурального льна и хлопка-шитья.

Нет необходимости сомневаться, что блузка или платье в таких знакомых «огурцах» приблизит вас к исполнению самого заветного желания и принесет счастье -такой сакральный смысл скрывается в данном старинном узоре.


Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли». В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком. На подлинную кашмирскую шаль можно любоваться часами, рисунок притягивает и завораживает. Вскоре мода на восточные шали проникла и в Россию. Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым "огуречным" рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также "турецким бобом", « слезой Аллаха», "индийским пальмовым листом", "персидским кипарисом". В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец». Так что же означает "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма - один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты. Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево, а кипарис - дерево священное. В Иране изображение "восточного огурца" - пожелание счастья, благополучия дому. Как видите, это очень доброжелательный знак.

Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута). Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда .В наше время орнаментом "индийский огурец" часто украшают банданы .

ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ
-это окаменевшее клише было вырезано из какого-то дерева с суперпрочной древесиной 150 лет назад (по словам продавца) для того, чтобы штамповать "огурцы" на индийских шалях.


Знатоки говорят, что в Индии эти огурцы никогда не рисовались абстрактно.Если присмотреться, вы увидите в ажурном узоре набор символов и, если вы умеете их читать, поймете "о чем огурец" и какому наряду эта шаль уместна.Куплено в антикварном магазине в Дели, хранится в частной коллекции художницы Наины Величко.

(Momordica charantia)

Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia ) — травянистая лиана семейства Тыквенные , широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана , вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями , 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками. Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией.У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными.У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу.Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца , чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой.Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.

http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?journalid=3707322&jpostid=126708276

Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или "боба", скрюченного,огурца", персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название "тус-тупи" и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами, и их схематические изображения служили раньше магическими символами - оберегами. Иное происхождение миндалевидной фигуры, встречающейся на кайме платков и шалей. Идентичные композиции встречаются на восточных шалях, которые в большом количестве привозились в Россию в конце XVIII века. В это время они были самой модной частью туалета аристократок. Производство восточных шалей впервые зародилось в средние века в Индии - Кашмире, а затем распространилось по другим странам Востока и перешло в начале XIX века в Европу и в Россию. Исследователи орнамента этих шалей происхождение такого узора ведут от цветочной ветки, которая изображается на предметах восточного прикладного искусства, в том числе и на тканях с корнями, прямым стеблем и несколько склоненным в сторону венчиком цветка. Затем этот мотив усложняется, обрастает цветочными и растительными орнаментами, но сохраняет общий абрис миндалевидной фигуры. На некоторых набивных шалях, наиболее точно воспроизводящих узоры восточных образцов, можно видеть внизу миндалевидных фигур орнаменты, отдаленно напоминающие корни растения. На мануфактуре Рубачёвых «огуречные» узоры вплетались в гирлянду каймы, заполняя всю поверхность ткани или создавая многолепестковый цветок. На мануфактуре Надежды Мерлиной выпускались шали, на которых узор «восточного огурца» выкладывался в форме букетов цветов. Похожие приёмы использования этого орнамента и сегодня используются на шалях, сделанных в Павловом Посаде .



Ешё одно инение: в Индии,не вполне компетентные источники вполне компетентно заявили, что это рисунок манго. Он, собственно, только так в Индии и рассматривается, вроде бы. Сложно подтвердить или опровергнуть эту информацию. Но рассуждая чисто логически, это единственное сравнительно приемлимое объяснение для этого мотива, и по форме, и по значению, которое манго имеет в Индии - там к нему относятся с большим пиитетом.(The Paisley print or the teardrop or the mango pattern- so many descriptions for a design that really gets around. The pattern originated in India and Persia but the name "Paisley" derives from an eponymous Scottish town. How so? The British East India Company and others returning from the colonies exported the pattern, especially seen on cashmere shawls, to the western world. And such was the demand, that textiles bearing the pattern were mass-produced and in the 1800"s, the town of Paisley became the leading producer of beautiful multicolored shawls bearing this design. And so with some modification, was born the Paisley pattern. (Source: wikepedia).


Как много версий происхождения этого орнамента. У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот ещёразные легенды:

1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» - бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает "семя манго".
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.

Paisley - довольно редкий узор персидского происхождения. Также известен под названиями турецкие огурцы, персидские огурцы, восточные огурцы, индийские огурцы. Традиция называть этот орнамент огурцом пришла, кстати сказать, из английского языка, но там используют не слово «cucumber», a «pickle» (=маленький солёный огурчик).

Описать словами орнамент Paisley сложно. В таком орнаменте присутствует характерный каплеобразный элемент-загогулинка, который называют бут. Буты могут быть повернуты в разных направлениях, обычно ассиметрично. Пространство, свободное от бут, может оставаться однотонным, а может заполняться другими декоративными элементами - фантазиями на «растительную» тему: цветы, листья… Сами буты обычно тоже заполняются разными мелкими и затейливыми декоративными штучками-элементам. Paisley даёт огромный простор для фантазии, и комбинаций в рамках этого узора может быть бесконечное множество.

История

Известно, что в Персии (Иране) орнамент пейсли использовался уже в третьем веке нашей эры. Предполагают, что и родился этот узор именно в Персии, но есть версия и об индийском происхождении. Широкое распространение в Средние века пейсли получил на территории нынешних Ирана, Индии, Пакистана, Азербайджана, а также государств Средней Азии. В Иране его использовали в том числе для украшения королевский регалий. При этом, конечно, узор не наносился принтом, как это происходит в большинстве случаев сейчас, а вышивался вручную - иногда золотыми нитями.

В Средней Азии, Индии и Иране узор популярен до сих пор; его используют не только для украшения одежды (преимущественно подарочной, свадебной, церимониально-торжественной), но и предметов домашнего обихода: ковров, занавесок, скатертей, а кроме того, ювелирных украшений и даже посуды.


В Европу одежда и прочие вещи с орнаментом пейсли начали ввозиться с начала XVII века. Они быстро завоевали популярность, и местные текстильные предприятия начали выпускать свои ткани с этим орнаментом, наносимым при помощи принта. Называть орнамент начали словом Paisley — по названию одноименного шотландского города, который стал центром производства тканей с этим орнаментом. В XIX веке объёмы производства таких тканей в Европе ещё возросли, однако через некоторое время узор из моды вышел.

Вновь завоевал популярность Paisley во второй половине 1960-х, когда в западном мире началось увлечение индийской культурой. Хиппи любили одежду с яркими занятными узорами. Узором Paisley в то время даже расписывали гитары! Что уж говорить о невероятно ярких психоделических галстуках, рубашках и даже брюках и пиджаках.


В 1970-х популярность пейсли вновь пошла на спад, но чуть позднее Джиммо Этро снова сделал этот узор известным и даже престижным. Paisley остается визитной карточкой компании Etro вот уже несколько десятков лет - причём, опять же, эта фирма производит не только одежду и аксессуары с этим узором, но и обувь, ткани, текстиль для дома.

В наши дни Paisley является относительно редким узором, хотя найти с ним одежду не проблема (но особенно это верно по отношению к аксессуарам). Орнаментом Paisley украшается как мужская, так и женская, и детская одежда. Особо любят этот узор (по моим личным ощущениям) итальянцы, но и фирмы из других стран проявляют к нему интерес и понемногу «вводят» в свои коллекции.

Разновидности

Сложно выделить какие-то конкретные разновидности пейсли. Узор можно дифференцировать по размеру бут (каплеобразных загогулин), по используемой цветовой гамме, по вариантам фонового оформления, по вариантам украшения бут… Конкретные разновидности выделить сложно, да и вряд ли в этом есть необходимость: в любом виде пейсли неофициален.

Цвета

Какие угодно! Могут превалировать яркие «огненные» цвета типа оранжевого, кораллового, красного, розового, жёлтого, а могут - более сдержанные: синий, голубой, белый, серый, черный. Красивее всего обычно выглядят комбинации холодных и теплых цветов. Иногда предмет одежды или аксессуар с пейсли весь выполнен в очень скромной цветовой гамме, а иногда наблюдается просто какое-то безумие цветов, вызывающее иногда рябь в глазах.

Когда носить

В неофициальной обстановке. Одежду с узором пейсли не стоит надевать на торжественные мероприятия, переговоры, собеседования, экзамены и так далее (исключением могут являться галстуки, но со скромным пейсли, без буйства цветов). Зато она очень хорошо подходит для вечеринок и просто для поднятия настроения в выходной день - или рабочий, если у вас нет дресс-кода.

Узор пейсли, сделанный в жизнерадостных ярких цветах - прекрасный вариант для весны и лета.

Сочетаемость

Тут надо смотреть конкретные варианты. Узор пейсли обычно плохо сочетается с одеждой и аксессуарами в клетку и полоску. Про какие-нибудь там скандинавские или «анималистические» узоры я вообще молчу. А вот с однотонными предметами одежды, конечно, одежда и аксессуары в пейсли могут сочетаться удачно. С другими пейсли могут быть как очень яркие и интересные сочетания, так и жутко раздражающие, невыразительные, диссонирующие…

Где купить одежду с узором Paisley и сколько она стоит

Классический вариант - это Etro, итальянская марка, итальянское производство. Но одежда, обувь и аксессуары Etro стоят очень дорого. В случае с рубашкой с ярким узором paisley стоит рассчитывать на 15-20 тысяч рублей (но простые не-пейсли варианты у них дешевле), в случае с пиджаком - на 50-60 тысяч, легкими туфлями или мокасинами - на 20 тысяч рублей. Фирменные магазины Etro есть в Москве (ГУМ, Весна, Петровский Пассаж, Смоленский Пассаж), Екатеринбурге (ТЦ Европа), Самаре, Санкт-Петербурге и Сочи. Подробнее о марке Etro читайте .

Бывают, конечно, и другие варианты. Например, аксессуары с орнаментом Пейсли можно отыскать в зарубежных интернет-магазинах и заказать оттуда. Цены, как правило, тоже будут не самые низкие, но бывают и приятные исключения (в случае с малоизвестными марками). Правда, ассортимент даже в крупном отдельно взятом интернет-магазине ограничен. Из того, что я нашел: галстук Turnbull&Asser (Made in England) в Mr-porter.com за 90 фунтов, галстук и рубашка Brooks Brothers в фирменном интернет-магазине Brooks Brothers.

У Brooks Brothers, кстати, галстуки с орнаментом пейсли есть, если не ошибаюсь, и в фирменном магазине в ГУМе - где-то по 6-7 тысяч рублей. Такие галстуки есть и у итальянских марок - например, у Pal Zileri они иногда встречаются (5,5-8 тысяч). Но это всё опять же варианты из верхнего ценового сегмента.

Если спуститься пониже, то стоит отметить российский интернет-магазин gents-stuff.ru, в котором имеются разные аксессуары с орнаментом пейсли: галстуки Fumagalli и Rosi&Ghezzi по 3-3,5 тысячи (made in Italy), платки Roda по 1300-1600 рублей (made in Italy), шарфы Rosi&Ghezzi по 5,5 тысяч (опять-таки итальянское производство).

Наконец, коллекции с орнаментом пейсли иногда выпускают марки сегмента выше среднего - скажем, Fred Perry (у них была соответствующая совместная коллекция с Drake’s). И аксессуары с таким орнаментом (обычно галстуки и шарфы) бывают у ещё более бюджетных брендов (среднего ценового сегмента) - в частности, у Henderson (российский бренд, производство в основном в Азии) сейчас в ассортименте есть несколько галстуков с пейсли по 1900 рублей, правда, весьма маловыразительных.


Данная статья написана в рамках .