Чем питаются монахи? Полное меню. Почему ест мясо убежденный сторонник вегетарианства Его Святейшество Далай-лама XIV

На вопрос Почему православным можно есть мясо, а монахам - нет. Вообще никогда, а не только в пост? заданный автором Прослужить лучший ответ это Милая Ирина, это древняя традиция русского монашества. Традиция полезная (нетрудно понять почему) , но не всеобщая. Сейчас в России есть много монахов и епископов, которые мясо едят и совсем не скрывают этого.
Я молюсь за покойного иеродьякона Каллиста. Он был очень простым и добрым человеком из деревни. Его, монаха, арестовали и стали сильно избивать. На допросах его спрашивали: А ты ведь плохо говорил о Сталине и советской власти? ! Он как ребёнок в простоте сердца отвечал: Да нет. Я никогда этого не говорил. Его морили голодом и избивали несколько дней, не давали ему спать. Потом "подсадная утка" (тайный агент НКВД из заключенных) подсказал ему: а ты признай. Он признал. Ему дали есть КОЛБАСУ, назначили 6 лет тюрьмы и отправили в лагерь рубить и валить лес. Этот простой и искренний монах ел мясо и не сомневался, потому что он иначе умер бы. Нынешние некоторые монахи и епископы едят мясо, видимо, по другой причине. Не нам их осуждать.
Кстати, для вас будет, видимо, удивительным узнать, что греческое духовенство и некоторые греческие монахи курят. И в Греции это воспринимается как вполне нормальное явления. А вот в России это не принято среди духовенства и монахов.

Ответ от Дух нетварен и отличен от тела [гуру]
без вегетарианства святым очень трудно стать. Мясо и афродизиак, и мертвое тело и обман для желудка-лежит 3 часа в животе и создает иллюзию сытости.
Это для кого сказано: " бесы (страсти) только постом и молитвой изгоняются? "
Наверное отведавшие (тем более если постоянное тайноедение келейное) мяса иноки убегают в мир.
Ведь очень просто посмотреть как себя чувствует человек и чего он достигает в духовной жизни в соответствии со своею диетою.


Ответ от Евровидение [гуру]
монах отрекается вообще от жизни по страстям. Он вступает как бы в Воинство Небесное. Если же подходить формально, то обетов можно выделить три: обет послушания – отказ от жизни по своему хотению; обет нестяжания – отказ от личной собственности; и обет безбрачия – отказ от семейной жизни. В идеале разрыв этих связей с «миром» должен дать человеку свободу для духовного делания, отрезать все житейские попечения. Инок руководствуется словами Самого Спасителя: «…Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» . В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.
Неядение монахами мяса – это традиция. Но она также рождена духовным опытом. Настоящие подвижники хорошо знали тесную связь духа с телом. Через тело можно влиять на душу и послабления телу сразу расслабляют дух. Понимание поста в православии основано именно на знании этой связи.
Для монахов пост никогда не был самоцелью, только средством. Но очень сильным и действенным. Поэтому мясо – как самый «горячащий кровь» продукт – прямо запрещалось многими монашескими уставами.


Ответ от Наособицу [гуру]
Человек, который стал монахом, дал обет Богу постнического жития, следовательно у него всегда пост....

Здравствуйте! Меня волнует такой вопрос: почему Православная Церковь не запрещает употреблять в пищу мясо животных? Разве это не жестоко, что люди лишают их жизни, чтобы получить удовольствие от еды, потому что им нравится есть мясо? Ведь можно утолять голод другими продуктами, растительного происхождения или даже животного (яйца, молоко…), но не так, чтобы при этом создания Божии погибали. Почему Церковь не призывает к вегетарианству? И еще интересно, почему в Православии мясо нельзя есть только монахам? Как объясняется этот запрет?

Виктор

На письмо читателей отвечает протоиерей Андрей ЗИЛОТОВ.

Церковь Христова – любящая, добрая и рассудительная мать. Она не налагает на своих чад бремена тяжкие и неудобоносимые. Да, доказано, что для здоровья, а также для духовного преуспеяния более полезна растительная пища. Но человечество уже шесть тысяч лет употребляет мясо. И на это есть Божие благословение.

До потопа люди питались только растительной снедью. Но это не уберегло их от развращения: Земля растлилась пред Богом и наполнилась земля злодеяниями (Быт. 6, 11), – сказано в Библии. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Писание говорит: „растлеся земля". Да и не просто сказало: „растлеся земля", но – „пред Богом, и наполнися земля неправды". Словом „растлеся" оно означило все пороки их, потому что нельзя сказать, чтобы они были виновны в одном или двух грехах; нет, они совершали все беззакония в великом множестве. Поэтому Писание и присовокупило: „наполнися земля неправды". Не просто и не случайно они предавались нечестию; нет, они делали каждый грех с великим напряжением».

Отсюда видно, что вкушение или невкушение мяса – не есть добро или зло само по себе. Зло – это нарушение заповедей Божиих.

Истребив грешников потопом, Господь дал святому Ною новые заповеди, в числе которых содержалось разрешение питаться мясом: Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте (Там же. 9, 3–4). Златоустый святитель пишет: «Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа <…>. Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, то же самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав [Адаму] власть над всем и дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав [Ною] благословение и сделав его страшным для зверей, и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: „всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все". С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса – не для того, чтобы через это возбудить людей к чревоугодию, но т. к. они должны были животных приносить в жертву и через это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и через это освобождает их от всякого недоумения. „Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все". Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: „точию мясо в крови души да не снесте". Что же означают эти слова? Что такое „мясо в крови души"? Это значит удавленина, потому что кровь есть душа животного».

Таким образом, на вкушение мяса есть благословение от Господа. А все, что всеблагой Бог благословляет, не может быть злом. И еще хочется заметить, что нередко сентиментальные личности, недоумевающие по поводу мясоедения, совершенно равнодушны к гораздо более страшным злодеяниям, чем убийство животных. Ежегодно в нашей стране жестоко умерщвляют миллионы неродившихся младенцев. А сколько людей гибнет от наркомании!.. Но мало кто из мирских людей деятельно участвует в борьбе с этим злом. Лишь Церковь Христова в лице своих служителей, слава Богу, обличает детоубийство и прочие гнусные современные беззакония, вопиющие к Богу об отмщении.

Церковь установила посты, во время которых верующие воздерживаются от мяса, а в особо строгие периоды – и от рыбы. И это – золотая середина между вегетарианством индуистским (или для здоровья) и обжорством ради удовольствия. К тому же Церковь учит употреблять пищу по необходимости. Поэтому убивать животных для развлечения и наслаждения – конечно, грех. А по нужде, чтобы подкреплять телесные силы – нет греха.

В житии преподобного Макария Желтоводского описан случай, как он вместе с паствой, спасаясь от татаро-монголов, много дней шел лесом, а был Великий Пост. Попался им в лесу лось, но ради поста преподобный не благословил его трогать, обнадежив, что Бог пошлет путникам снедь на разговение. Когда же Пост закончился, по произволению Божию этот лось сам прибежал к людям, и они насытились мясной пищей.

Теперь что касается монашествующих. Монашеский устав дал преподобному Пахомию Великому Ангел. И среди его предписаний был такой пункт, как строгий пост, подразумевающий запрет на вкушение мяса.

А объясняется все просто. Монахи приходят в обитель для того, чтобы обрести духовное совершенство. Пост – одно из средств, помогающих достичь этой цели. Поэтому монашество – это постническое житие. Преподобный Григорий Синаит пишет: «Познав из опыта, я утверждаю, что монах никогда не имеет нравственного совершенства без следующих добродетелей: поста, воздержания, бодрствования, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача и смирения. Эти добродетели друг друга рождают и охраняют. Непрерывный пост, иссушая плотскую страсть, рождает воздержание, воздержание производит бодрствование, бодрствование – терпение, терпение – мужество, мужество – безмолвие, безмолвие – молитву, молитва – молчание, молчание – плач, плач – смирение, смирение, наоборот, – плач».

Итак, ни монахи не согрешают, не употребляя мяса, ни миряне – вкушая его не ради удовольствия, а для удовлетворения необходимой потребности в пище.

Начнем с обетов. Сколько и какие обеты дают монахи? Не интересовался этим вопросом в других Поместных Церквах, в РПЦ все очень просто. Откроем в Большом Требнике «Последование малыя схимы, сиреч мандии» (так называется чинопоследование монашеского пострига) и начнем читать.

Первый вопрос, который слышит от духовника постригаемый: «Что пришел еси…?» («Зачем пришел?»). И отвечает: «Желая жития постнического, честный отче». Тем самым подчеркивая, что пост является основой жизни монаха 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году (366 в високосном). Безусловно, православный пост это не «духовная диета» и гастрономическая его составляющая (воздержание от тех или иных продуктов) далеко не цель поста. Но, тем не менее, не являясь достаточной составляющей поста, воздержание от тех или иных продуктов является необходимой частью поста. И прещения, которым подвергаются нарушители пищевого поста, которые мы упомянем чуть ниже, могут показаться даже чересчур суровыми. Но для нас пока важно то, что первая цель, ради которой монах принимает постриг - жизнь в непрестанном посте . Можно, конечно, подумать, что строгость образа жизни монаха уже есть форма поста, но не будем забегать вперед. Читаем Требник дальше.

Из диалога духовника и постригаемого мы узнаем какие обеты дает монах: 1) поста; 2) безбрачия; 3) послушания; 4) нестяжания; 5) соблюдение Устава; 6) терпение скорбей (см. еще http://www.uspenie.by/чинопоследования-пострижения-в-рясо/). Обращает внимание то, что обет о посте выделен отдельно. Он отделен от обетов безбрачия, послушания, нестяжания. Отдельно следует отметить обет о соблюдении Устава. В Требнике, который можно скачать по первой ссылке, его почему-то нет. А в цитате из Требника по второй ссылке есть. Это не принципиально для рассматриваемого здесь вопроса, хотя и не маловажно. Не принципиально потому, что Типикой - общецерковный Устав литургической жизни каждого христианина. В данном случае под литургической жизнью подразумевается не участие в Евхаристии а весь строй молитв, постов, богослужений каждого дня и каждой недели в течении всего года.

Собственно, к посту, предписанному Уставом монахам, и перейдем. Но для начала сделаем небольшой исторический и географический экскурс вместе с профессиональным знатоком церковного Устава - Михаилом Николаевичем Скабалановичем.

По словам свт. Епифания (кон. III века - начало IV века), «одни из них (монахов) воздерживаются от всяких мяс и четвероногих и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра; другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего: иные воздерживаются и от птиц и употребляют только сыр и рыбу: иные не вкушают и рыбы, а только сыр; другие не едят и сыра» (Излож. веры, 23. Цит. По Скабаланович М. Н. «Толковый Типикон»). Михаил Николаевич, подчеркнув, что в Египте воздержание от мяса было полным, приводит слова Кипрского святителя, из которых становится ясно, что даже самые «свободные» в выборе монахи допускали в пищу лишь мясо птиц и рыб. О четвероногих даже речь не идет. Так же из слов свт. Епифания можно сделать вывод о том, что строгость пищевого поста для монахов в той или иной области, в том или ином монастыре регламентировалась местной традицией.

Еще одна цитата из «Толкового Типикона»: «Мясо, конечно, не употреблялось, но случайное или по нужде вкушение его не считалось осквернением. Прп. Пахомий укорил заведующих больницей братий за отказ дать больному монаху по его просьбе говядины и велел купить для него козленка». Как мы видим, отсутствие мяса в рационе монахов является чем-то само собой разумеющимся. Лишь в исключительных случаях делается снисхождение.

Для всей РПЦ местной традицией является традиция, закрепленная в действующем Типиконе . Вот к нему и перейдем.

П.П.С. Самое забавное оправдание монастырской кулинарной вольницы, которое доводилось слышать, звучит примерно так: «Послабление? Так времена ж последние, вот и послабление». 1) Не совсем понятно, что следствие, а что причина. 2) Это желание наесться перед смертью? Один знакомый монах, отправляясь после Литургии на трапезу, часто говорил в шутку: «Ну, что братия? Души свои мы уже погубили, пойдемте хоть тело спасем». В каждой шутке есть доля шутки. 3) Господь тайно открыл монахам, что времена уже совсем-совсем последние? Ну, прямо завтра грядет? И дал при этом тяжелые срочные поручения?

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.

- Отец Дионисий, расскажите нам о посте. Сегодня христиане уже не так соблюдают посты, как это было раньше. Каждый постится, как ему хочется…

Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.

Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост - это Божественная благодать.

И посмотри, ведь пост выхолостили уже давно. Еще в те времена, когда я был маленьким, в школе, Великим постом постились только на первой седмице да на Страстной, а в промежутке между ними разрешалось есть все. Но это далеко от истины , а если ты отошел от истины, значит, мы уже начали хромать. Прихрамываешь сначала на одну ногу, затем на обе ноги, пока не скажешь вовсе: «Да ну его, Бог его знает! Буду жить как все».

Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания - и Бог поможет нам.

Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?

Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики - ведь тогда между нами не было разделений, - но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.

В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет - тогда ем».

В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?

Итак, я сказал вам это для примера. Ведь посмотри, когда человек начинает спускаться с горы, он чуть ли не бежит, ибо, когда идешь вниз, труднее остановиться. Доходит до того, что человек говорит: «А зачем мне поститься? В Писании же написано: что выходит из человека, то и оскверняет его, а что входит в человека, это его не оскверняет» .

Да, это так - да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать?

Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.

Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!

Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки - этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств - этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь - он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.

То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», - чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.

И этим ты посрамляешь врага, потому что если ты не идешь исповедаться, то страсти, занесенные им в твою душу и сердце, разрушат тебя. А когда никак не можешь найти священника, то исповедуйтесь друг другу, как говорят святые апостолы , чтобы хотя бы так получить помощь и исцелиться, ибо по-другому ты не можешь исцелиться .

- Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?

Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.

Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.

Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему - он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.

Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.

Поэтому бодрствуйте и молитесь, чтобы войти в Царство Божие , то есть не спи столько, сколько хочет того тело, но будем смирять его молитвой и постом, чтобы не разжигались в нас страсти.

А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?

Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.

Мясо - не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.

Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, - вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.

1078 0

Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.

Преподобный Паисий Святогорец

1. Он без конца все постился и постился, вспоминает Екатерина Патера о тогда еще маленьком мальчике, будущем афонском святом Паисие Святогорце.

– «Дитя мое, ты сегодня что-нибудь кушал?» – однажды спросила женщина.

– Нет. А как я могу есть, когда моя мать все варит в одной кастрюле: и мясное, и постное. Кастрюля впитывает в себя мясо, и я не могу есть даже постную пищу, которая в ней приготовлена.

–Дитя мое, но ведь твоя мать такая чистюля, она хорошо моет посуду водой с золой…

– Нет, я из этой посуды есть не могу.

2. После армии преподобный Паисий также не ел мяса, оправдываясь перед другими тем, что оно якобы вызывает у него отвращение. На самом деле он избегал мясной пищи для того, чтобы приучить себя к условиям монашеской жизни.

3. Святой Паисий как-то о себе вспоминал: «Когда я сидел на дворе и ел два помидора с кусочком сухаря, я стал размышлять о благодеяниях Божиих… Неожиданно ко мне подошел молодой человек, который несколько дней назад просил, чтобы я принял его в послушники. Чтобы он не видел меня плачущим, я сразу же вошёл в свою келию, умыл лицо и, прибравшись, пошёл открывать калитку. Очевидно, соблазнившись моей задержкой, он говорит мне: «Так что, так, э? И ты считаешься аскетом! Мясо ел и, как только меня заметил, сразу скрылся, чтобы я не увидел тебя. Теперь-то я понял, кто ты на самом деле!» Ошарашенный таким обвинением, я рассмеялся и не пытался оправдаться. Удивился я только тому, как он легко поддался плохим помыслам».

4. Однажды к старцу Паисию пришли три охотника. Они попросили у святого поесть фасоли. Но так как у них с собой было в мешке мясо, то они оставили его за оградой монастыря на дереве, потому что преподобный Паисий не разрешал печь мясо в монастыре.

5. Святой Паисий размышлял о мясе: «Несчастные мирские люди питаются мясом, а сил у них все равно нет: у них дрожат ноги, поститься они не могут, а все потому, что они живут с душевной тревогой и волнением и внутри у них без остановки вырабатывается желчь и желудочный сок. Когда человек упорядочит себя внутренне, его будет питать даже небольшое количество пищи».

Старец Дионисий (Игнат)

1. «Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом. Но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы легче было бороться с плотскими страстями».

Преподобный Силуан Афонский

1. Святой вспоминал о своем детстве следующее. Однажды в пятницу, забыв о посте, он наварил свинины и отнес её в поле, где шла жатва. Отец будущего святого перекрестился и начал есть сваренное мясо. Только через полгода он сказал с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты накормил меня в поле свининой? А ведь была пятница. Знаешь, я ел мясо, как падаль». Мальчик ахнул: «Что же ты не сказал мне?»

– «Не хотел тебя смутить», – ответил отец.

Спустя много лет, святой Силуан говорил: «Вот такого старца я хотел бы иметь. Он никогда не раздражался, был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, чтобы поправить меня, не смутив при этом!»

Старец Неофит Караманлис

1. Он молился на Святой Горе Афон 88 лет. Не говоря уже о мясе, в его монашеский рацион не входили яица, рыба и даже растительное масло. Его Устав предполагал полное воздержание от масла даже в Масленицу, Рождество и Пасху. Пасхальными яйцами у них был отваренный картофель, покрашенный в красный цвет.

Святитель Григорий Палама

1. Святой Григорий вспоминал о себе: «Внук великого эмира прислал к нам своего человека. После того, как мы уселись, мне подали фрукты, ему – мясо. Во время еды он спросил, неужели я никогда не ем мяса и почему. Тогда я ответил ему на это, что так полагается».

Преподобный Никодим Святогорец

1. Как-то он писал: «Гибельно желать пищи насладительной, сладкой и вкусной... Научись этому примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню. За это Бог попустил израильтянам подвергнуться великому наказанию и смерти».

Напомним, что в VII веке византийский цар Ираклий пообещал, что если Бог поможет ему в войне против персидского царя Хозроя, то он запретит употребление мяса на неделе, которая предшествует Великому посту.

Святые отцы также советовали отказаться от мяса, чтобы люди не тяготились телом, внезапно переходя от многоядения и мяса к строгому посту.

Подготовительная неделя к Великому посту в народе называется «Масленица» или сырная неделя.

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter