Танкистки, летчицы и ППЖ – что еще мы не знали про женщин на войне. Что происходило с советскими женщинами в фашистской оккупации

Что делали фашисты с пленными женщинами? Правда и мифы относительно зверств, которые чинили немецкие солдаты над красноармейцами, партизанками, снайперами и другими особами женского пола. Во время ВОВ на фронт отправлялось много девушек-добровольцев, на фронт был отправлен почти миллион особо женского пола, причем почти все записывались добровольцами. Женщинам на фронте было и без того намного сложнее, чем мужчинам, но когда они попадали в лапы к немцам, начинался настоящий ад.

Также немало страдали женщины, оставшиеся под оккупацией в Белоруссии или на Украине. Иногда им удавалось относительно благополучно пережить немецкий режим (воспоминания, книги Быкова, Нилина), но без унижений тут не обходилось. Еще чаще – их ждал концлагерь, изнасилования, пытки.

Казнь через расстрел или повешение

С пленными женщинами, воевавшими на должностях в Советской армии, поступали достаточно просто – их расстреливали. А вот разведчиц или партизанок, чаще всего, ожидало повешение. Обычно – после долгих издевательств.

Больше всего немцы любили раздевать пленных красноармеек, держать их на морозе или гонять по улице. Это пошло еще от еврейских погромов. В те времена девичий стыд был очень сильным психологическим инструментом, немцы удивлялись, как много среди пленных девственниц, поэтому активно использовали подобную меру, чтобы окончательно раздавить, сломить, унизить.

Прилюдная порка, избиения, карусельные допросы – тоже одни из излюбленных методов фашистов.

Изнасилования всем взводом нередко практиковались. Однако, это в основном происходило в небольших подразделениях. Офицеры это не приветствовали, им это запрещалось, поэтому чаще этим занимались конвойные, штурм-группы при задержаниях, либо при закрытых допросах.

На телах убитых партизанок (например, знаменитой Зои Космодемьянской) были обнаружены следы пыток и надругательств. Им отрезали груди, вырезали звезды, и так далее.

Сажали ли немцы на кол?

Сегодня, когда одни идиоты пытаются оправдать преступления фашистов, другие стараются нагнать побольше страху. Например, пишут, что пленных женщин немцы сажали на кол. Никаких документальных или фото-свидетельств этому нет, да и просто вряд ли гитлеровцам хотелось тратить на это время. Они считали себя «культурными», поэтому акции устрашения проводили в основном через массовые расстрелы, повешения, либо общее сжигание в избах.

Из экзотических видов казней можно упомянуть разве что «газваген». Это специальный фургон, где людей умерщвляли при помощи выхлопных газов. Естественно, использовали их и для устранения женщин. Правда, подобные машины недолго прослужили нацистской Германии, поскольку фашисты после экзекуции вынуждены были подолгу их отмывать.

Лагеря смерти

В концлагерь военнопленные советские женщины попадали наравне с мужчинами, но, конечно, доходило их до подобной тюрьмы намного меньше начального количества. Партизанок и разведчиц обычно вешали сразу, а вот медсестер, врачей, представительниц мирного населения, которые были по национальности еврейками или имели отношение к партийной работе, могли угнать.

Фашисты женщин не очень жаловали, так как работали они хуже мужчин. Известно, что нацисты проводили медицинские эксперименты над людьми, женщинам вырезались яичники. Известный нацистский доктор-садист Йозеф Менгеле стерилизовал женщин рентгеном, испытывал на них возможности человеческого тела по противостоянию высокому напряжению.

Известные женские концлагеря – Равенсбрюк, Освенцим, Бухенвальд, Маутхаузен, Саласпилс. Всего лагерей и гетто фашисты открыли более 40 тысяч, казни были поставлены на поток. Хуже всего приходилось женщинам с детьми, у которых изымали кровь. Истории про то, как мать упрашивала медсестру вколоть ребенку яд, чтобы его не мучили опытами, до сих пор приводят в ужас. Но для фашистов анатомирование живого младенца, введение в ребенка бактерий и химикатов было в порядке вещей.

Вердикт

В плену и концлагерях погибло около 5 миллионов советских граждан. Женщин среди них было больше половины, однако, военнопленных вряд ли набралось бы даже больше 100 тысяч. В основном, с представительницами прекрасного пола в шинелях расправлялись на месте.

Конечно, нацисты ответили за свои преступления, как полным своим поражением, так и казнями в ходе Нюрнбергского процесса. Но хуже всего было то, что многие после концлагерей фашистов направлялись уже в лагеря сталинские. Так, например, нередко поступали с жительницами оккупированных областей, работницами разведки, связистками и т. д.

Около 12% населения оккупированных территорий в той или иной мере сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками.

Педантичные немцы нашли работу для всех желающих. Мужчины могли служить в полицейских отрядах, а женщины шли посудомойками и уборщицами в солдатские и офицерские столовые. Впрочем, честным трудом зарабатывали далеко не все.

Горизонтальное предательство

К «половому» вопросу на оккупированных территориях немцы подошли со свойственной им пунктуальностью и расчетом. В крупных городах были созданы публичные дома, сами фашисты называли их «бордель-хаусами». В таких заведениях трудилось от 20 до 30 женщин, а за порядком следили солдаты тыловой службы и военная полиция. Никаких налогов или податей немецким «смотрящим» сотрудницы домов терпимости не платили, все заработанное девушки уносили домой.

В городах и деревнях при солдатских столовых организовывались комнаты для свиданий, в которых, как правило, «работали» женщины, трудившиеся тут же посудомойками и уборщицами.

Но, по наблюдениям тыловых служб вермахта, созданные публичные дома и комнаты для свиданий не справлялись с объемом работ. Напряжение в солдатской среде росло, вспыхивали ссоры, которые заканчивались смертью или ранением одного солдата и дисбатом для другого. Проблема была решена возрождением на оккупированных территориях свободной проституции.

Чтобы стать жрицей любви, женщина должна была зарегистрироваться в комендатуре, пройти медицинское освидетельствование и сообщить адрес квартиры, где она будет принимать немецких солдат. Медицинские обследования были регулярными, а заражение оккупантов венерической болезнью каралось смертной казнью. В свою очередь, немецкие солдаты имели четкое предписание: при сексуальных контактах в обязательном порядке использовать презервативы. Заражение вензаболеванием было весьма серьезным преступлением, за которое солдата или офицера разжаловали и отправляли в дисбат, что почти приравнивалось к смертному приговору.

Денег за интимные услуги славянские женщины на оккупированных территориях не брали, предпочитая натуральную оплату - консервы, буханку хлеба или шоколад. Дело было не в моральном аспекте и полном отсутствии меркантильности у сотрудниц домов терпимости, а в том, что деньги в период военных действий особой ценности не имели и кусок мыла обладал гораздо большей покупательской способностью, чем советский рубль или оккупационные рейхсмарки.

Наказали презреньем

Женщины, которые работали в немецких домах терпимости или сожительствовали с немецкими солдатами и офицерами, открыто порицались соотечественниками. После освобождения территорий сотрудницы военных борделей часто бывали биты, их стригли наголо и при любом удобном случае поливали презрением.

Кстати, местные жители освобожденных территорий очень часто писали доносы на таких женщин. Но позиция властей оказалась иной, ни одного дела за сожительство с врагом в СССР заведено не было.

«Немчиками» в Советском Союзе называли детей, которые рожали женщины от немецких захватчиков. Очень часто младенцы появлялись на свет в результате сексуального насилия, поэтому судьба их была незавидна. И дело вовсе не в строгости советских законов, а в нежелании женщин растить детей врагов и насильников. Но кто-то мирился с ситуацией и оставлял детей оккупантов в живых. Даже сейчас на территориях, захваченных немцами в период Второй мировой войны, можно встретить пожилых людей с типично немецкими чертами лица, которые родились во время войны в глухих деревнях Советского Союза.

Никаких репрессий в отношении «немчиков» или их матерей не было, что является исключением. Например, в Норвегии женщины, уличенные в сожительстве с фашистами, подвергались наказаниям и преследовались по закону. Но больше всего отличились французы. После падения фашистской империи за сожительство с немецкими солдатами и офицерами было репрессировано около 20 тысяч француженок.

Гонорар в 30 серебренников

С первого дня оккупации немцы вели активную пропаганду, выискивали людей, которые были недовольны советской властью, и склоняли их к сотрудничеству. На захваченных советских территориях издавались даже свои газеты. Естественно, журналистами в таких изданиях работали советские граждане, которые стали добровольно работать на немцев.

Вера Пирожкова и Олимпиада Полякова (Лидия Осипова ) стали сотрудничать с немцами чуть ли не с первого дня оккупации. Они были сотрудниками профашистской газеты «За Родину». Обе были недовольны советской властью, а их семьи в той или иной мере пострадали во время массовых репрессий.

Газета «За родину» — оккупационная немецкая двухцветная газета выходившая с осени 1942 года до лета 1944 года. Источник: ru.wikipedia.org

На врагов журналистки работали добровольно и всецело оправдывали любые действия своих хозяев. Даже бомбы, которые фашисты сбрасывали на советские города, они называли «освободительными».

Обе сотрудницы при приближении Красной армии эмигрировали в Германию. Никакого преследования со стороны военных или правоохранительных структур не было. Более того, Вера Пирожкова в 90-е годы вернулась в Россию.

Тонька-пулеметчица

Антонина Макарова является самой известной женщиной-предательницей Второй мировой войны. В возрасте 19 лет комсомолка Макарова оказалась в «Вяземском котле». Из окружения вместе с молодой санитаркой выходил солдат Николай Федчук . Но совместное скитание санитарки и бойца оказалось недолгим, Федчук бросил девушку, когда они добрались до его родной деревни, где у него была семья.

Дальше Антонине пришлось двигаться в одиночку. Поход комсомолки завершился на Брянщине, где ее задержал полицейский патруль печально известной «Локотской республики» (территориальное образование русских коллаборационистов). Пленница приглянулась полицаям, и они взяли ее к себе в отряд, где девушка фактически выполняла обязанности проститутки.

Самое главное, что мы должны знать о женщинах в Красной армии, — это то, что служило их там достаточно много, и они сыграли весьма важную роль в разгроме фашизма. Отметим, что не только в СССР женщин призывали в армию, в других странах тоже, но только у нас представительницы прекрасного пола участвовали в боевых действиях, служили в боевых частях.

Исследователи отмечают, что в разные периоды в рядах Красной армии служило от 500 тысяч до 1 миллиона женщин. Это достаточно много. Почему женщин стали призывать в армию? Во-первых, среди представительниц прекрасного пола изначально были военнообязанные женщины: медики, прежде всего, пилоты гражданской авиации (не так уж и много, но все-таки). И вот, когда началась война, тысячи женщин на добровольных началах стали вступать в народное ополчение. Правда, их довольно быстро отправили обратно, поскольку установки — призывать женщин в армию — не было. То есть, еще раз уточним, в 1920—1930-х годах женщины в частях Красной армии не служили.

Только в СССР в годы войны женщины принимали участие в боевых действиях

Собственно, призыв женщин в армию начался весной 1942 года. Почему именно в это время? Не хватало людей. В 1941 — начале 1942 годов советская армия понесла колоссальные потери. Кроме того, на оккупированной немцами территории находились десятки миллионов человек, среди которых — мужчины призывного возраста. И когда в начале 1942 года составили план формирования новых воинских соединений, то выяснилось, что людей не хватает.

Женщины из подразделения народного ополчения на военных занятиях, 1943 год

В чем была идея призыва женщин? В том, чтобы женщины заменили мужчин на тех позициях, где они могли их действительно заменить, а мужчины отправились в боевые части. По-советски это называлось очень просто — добровольная мобилизация женщин. То есть теоретически женщины шли в армию добровольно, на практике это было, конечно, по-разному.

Были описаны параметры, каких женщин следует призывать: возраст — 18−25 лет, образование не ниже семи классов, желательно, чтобы были комсомолками, здоровыми и так далее.

Признаться честно, статистика по женщинам, которых призывали в армию, очень скудная. Более того, долгое время она находилась под грифом секретности. Только в 1993 году удалось кое-что прояснить. Вот некоторые данные: в войсках ПВО служило около 177 тысяч женщин; в войсках местной противовоздушной обороны (ведомство НКВД) — 70 тысяч; связисток было почти 42 тысячи (это, между прочим, 12% всех войск связи в Красной армии); медиков — свыше 41 тысячи; женщин, которые служили в ВВС (в основном в качестве вспомогательного персонала) — свыше 40 тысяч; 28,5 тысяч женщин — это повара; почти 19 тысяч — водители; в ВМФ служила почти 21 тысяча; в ЖДВ — 7,5 тысяч и около 30 тысяч женщин несли службу в самых разных ипостасях: скажем, от библиотекарей, например, до снайперов, командиров танков, разведчиц, летчиков, военных пилотов и так далее (о них, кстати говоря, больше всего и написано, и известно).

Возраст и образование были основными критериями отбора

Надо сказать, что мобилизация женщин проходила через комсомол (в отличие от призывников мужского пола, которые числились на учете в военкоматах). Но, конечно, призывали не только комсомолок: их бы просто не хватило.

Что касается организации быта женщин в армии, то каких-то сверхновых решений предпринято не было. Постепенно (не сразу) их обеспечили формой, обувью, какими-то предметами женского туалета. Жили все вместе: и простые крестьянские девушки, «многие из которых стремились как можно скорее забеременеть и отправиться домой живыми», и интеллектуалки, которые читали Шатобриана перед сном и сожалели, что книги французского писателя в оригинале никак не достать.


Советские летчицы обсуждают прошедший боевой вылет, 1942 год

Нельзя не сказать о мотивах, которыми руководствовались женщины, когда шли на службу. Мы уже упоминали о том, что мобилизация считалась добровольной. Действительно, многие женщины сами рвались в армию, досадовали, что не попали в боевые части. Например, Елена Ржевская, известная писательница, жена поэта Павла Когана, еще до призыва, в 1941 году, оставив дочь родителям мужа, добилась того, что ее взяли на фронт переводчицей. И Елена прошла всю войну, вплоть до штурма Берлина, где она участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.

Другой пример — штурман эскадрильи Галина Джунковская, впоследствии Герой Советского Союза. В детстве Галина умудрилась засунуть себе в ухо вишневую косточку, поэтому на одно ухо она не слышала. По медицинским показаниям ее не должны были взять в армию, но она настояла. Доблестно служила всю войну, была ранена.

Однако другая половина женщин оказалась на службе, что называется, под давлением. В документах политических органов жалоб на нарушение принципа добровольности масса.

Походных жен имели даже некоторые представители высшего командования

Коснемся довольно щепетильного вопроса — вопроса интимных отношений. Известно, что за время войны немцы создали целую сеть военно-полевых борделей, большая часть из которых располагалась на Восточном фронте. По идеологическим соображениям в Красной армии ничего подобного быть не могло. Однако оторванные от своих семей советские офицеры и солдаты все-таки заводили так называемых походно-полевых жен из числа женщин-военнослужащих. Даже некоторые представители высшего командования имели подобных сожительниц. Например, маршалы Жуков, Ерёменко, Конев. Двое последних, кстати, во время войны на своих боевых подругах женились. То есть бывало по-разному: и романтические отношения, и любовь, и принуждение к сожительству.


Советские женщины-партизанки

В данном контексте лучше всего процитировать письмо Елены Дейчман, медсестры, студентки Московского института философии, литературы и истории, которая добровольцем пошла в армию еще до призыва. Вот что она пишет своему отцу в лагерь в начале 1944 года: «Большинство девушек — и среди них есть хорошие люди и работники — вышли здесь в части замуж за офицеров, которые живут с ними и заботятся о них, и все-таки, это временные, непостоянные и непрочные браки, т. к. каждый из них имеет дома семью и детей и не собирается их бросать; просто трудно жить человеку на фронте без ласки и одиноко. Я в этом отношении исключение, и за это, я чувствую, меня особенно уважают и отличают». И продолжает: «Многие мужчины здесь говорят, что после войны они не подойдут и разговаривать с военной девушкой. Если у нее есть медали, то они, мол, знают за какие «боевые заслуги» медаль получена. Очень тяжело сознавать, что многие девушки заслужили своим поведением такое отношение. В частях, на войне, нам надо быть особенно строгими к себе. Мне не в чем упрекнуть себя, но иногда я с тяжелым сердцем думаю, что может быть кто-нибудь, кто не знал меня здесь, увидев меня в гимнастерке с медалью, обо мне также скажет с двусмысленным смехом».

За подвиги около ста женщин были награждены высшими наградами

Что касается беременности, то эта тема воспринималась в армии как вполне нормальное явление. Уже в сентябре 1942 года было принято специальное постановление о снабжении беременных женщин-военнослужащих всем (по возможности, конечно) необходимым. То есть все прекрасно понимали, что стране нужны люди, надо как-то замещать все эти гигантские потери. Кстати, за первое послевоенное десятилетие вне брака родилось 8 миллионов детей. И это был выбор женщин.

Есть один очень любопытный, но в то же время трагический сюжет, связанный с этой темой. В знаменитом Таманском гвардейском авиаполку служила Вера Белик, штурман. Она вышла замуж за летчика из соседнего полка и забеременела. И вот перед ней встал выбор: или закончить воевать, или со своими боевыми подругами идти дальше. И она сделала аборт (аборты, конечно, были запрещены в СССР, но, в общем, во время войны на это смотрели сквозь пальцы) втайне от мужа. Была страшная ссора. А в одном из последующих боевых вылетов Вера Белик погибла вместе с Татьяной Макаровой. Летчицы сгорели заживо.


«Леди Смерть», снайпер Людмила Павличенко, 1942 год

Говоря о мобилизации женщин в Красную армию, невольно возникает вопрос: удалось ли руководству страны решить поставленные задачи? Да, конечно. Только подумайте: за подвиги в годы Великой Отечественной войны около ста женщин были удостоены звания Героя Советского Союза (в основном это были летчицы и снайперы). К сожалению, большинство из них посмертно… Вместе с тем нельзя забывать о женщинах-партизанках, подпольщицах, медиках, разведчицах, о тех, кто не получил большой награды, но совершил настоящий подвиг — прошел войну и внес свой вклад в победу.


Многие советские женщины, служившие в Красной Армии, готовы были покончить с собой, чтобы не попасть в плен. Насилие, издевательства, мучительные казни – такая судьба ждала большую часть пленных медсестер, связисток, разведчиц. Лишь немногие оказывались в лагерях военнопленных, но и там их положение зачастую было даже хуже, чем у мужчин-красноармейцев.

Во время Великой Отечественной в рядах Красной Армии сражалось более 800 тысяч женщин. Немцы приравнивали советских медсестер, разведчиц, снайперов к партизанам и не считали их военнослужащими. Поэтому германское командование не распространяло на них даже те немногие международные правила обращения с военнопленными, которые действовали в отношении советских солдат-мужчин.


В материалах Нюрнбергского процесса сохранился приказ, действовавший на протяжении войны: расстреливать всех «комиссаров, которых можно узнать по советской звезде на рукаве и русских женщин в форме».

Расстрел чаще всего завершал череду издевательств: женщин избивали, жестоко насиловали, на их телах вырезали ругательства. Тела нередко раздевали и бросали, даже не задумываясь о погребении. В книге Арона Шнеера приведено свидетельство немецкого солдата Ганса Рудгофа, который в 1942 году увидел мертвых советских санитарок: «Их расстреляли и бросили на дорогу. Они лежали обнаженные».

Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо» цитирует воспоминания одной из женщин-военнослужащих. По ее словам, они всегда держали для себя два патрона, чтобы застрелиться, а не попасть в плен. Второй патрон – на случай осечки. Эта же участница войны вспоминала, что произошло с пленной девятнадцатилетней медсестрой. Когда ее нашли, у нее была отрезана грудь и выколоты глаза: «Ее посадили на кол... Мороз, и она белая-белая, и волосы все седые». В рюкзаке у погибшей девушки были письма из дома и детская игрушка.


Известный своей жестокостью обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн приравнивал женщин к комиссарам и евреям. Всех их, согласно его распоряжению, полагалось допрашивать с пристрастием и затем расстреливать.

Женщины-военнослужащие в лагерях

Тех женщин, кому удавалось избежать расстрела, отправляли в лагеря. Там их ожидало практически постоянное насилие. Особенно жестоки были полицаи и те военнопленные-мужчины, которые согласились работать на фашистов и перешли в лагерную охрану. Женщин часто давали им «в награду» за службу.

В лагерях зачастую не было элементарных бытовых условий. Заключенные концлагеря Равенсбрюк старались по возможности облегчить свое существование: голову мыли выдававшимся на завтрак эрзац-кофе, сами тайно вытачивали себе расчески.

Согласно нормам международного права, военнопленных нельзя было привлекать к работам на военных заводах. Но к женщинам это не применяли. В 1943 году попавшая в плен Елизавета Клемм попыталась от имени группы заключенных опротестовать решение немцев отправить советских женщин на завод. В ответ на это власти сначала избили всех, а потом согнали в тесное помещение, где нельзя было даже двинуться.


В Равенсбрюке женщины-военнопленные шили обмундирование для немецких войск, работали в лазарете. В апреле 1943 года там произошел и знаменитый «марш протеста»: лагерное начальство хотело наказать непокорных, которые ссылались на Женевскую Конвенцию и требовали обращения с ними как с военнослужащими, попавшими в плен. Женщины должны были маршировать по территории лагеря. И они маршировали. Но не обреченно, а чеканя шаг, как на параде, стройной колонной, с песней «Священная война». Эффект от наказания получился обратным: женщин хотели унизить, а вместо этого получили свидетельство непреклонности и силы духа.

В 1942 году под Харьковом в плен попала санитарка Елена Зайцева. Она была беременна, но скрыла это от немцев. Ее отобрали для работы на военном заводе в городе Нойсен. Рабочий день длился 12 часов, ночевали в цехе на деревянных нарах. Кормили пленных брюквой и картошкой. Трудилась Зайцева до родов, принять их помогли монахини из расположенного недалеко монастыря. Новорожденную отдали монахиням, а мать вернулась на работу. После окончания войны матери и дочери удалось воссоединиться. Но таких историй со счастливым концом немного.


Только в 1944 году вышел специальный циркуляр начальника полиции безопасности и СД об обращении с военнопленными-женщинами. Их, как и других советских пленных, надлежало подвергнуть полицейской проверке. Если выяснялось, что женщина «политически неблагонадежна», то статус военнопленной с нее снимался и ее передавали полиции безопасности. Всех остальных направляли в концлагеря. Фактически, это был первый документ, в котором женщин, служивших в советской армии, уравнивали с военнопленными-мужчинами.

«Неблагонадежных» после допросов отправляли на казнь. В 1944 году в концлагерь Штуттгоф доставили женщину-майора. Даже в крематории над ней продолжали издеваться, пока она не плюнула немцу в лицо. После этого ее живой затолкали в топку.


Бывали случаи, когда женщин отпускали из лагеря и переводили в статус гражданских рабочих. Но сложно сказать, каков был процент действительно отпущенных. Арон Шнеер замечает, что в карточках многих военнопленных-евреек запись «отпущена и направлена на биржу труда» на самом деле означала совсем иное. Их формально отпускали, но на самом деле переводили из шталагов в концлагеря, где и казнили.

После плена

Некоторым женщинам удавалось вырваться из плена и даже вернуться в часть. Но пребывание в плену необратимо их меняло. Валентина Костромитина, служившая санинструктором, вспоминала о своей подруге Мусе, побывавшей в плену. Она «страшно боялась идти в десант, потому что была в плену». Ей так и не удалось «переступить мостик на причале и взойти на катер». Рассказы подруги производили такое впечатление, что Костромитина боялась плена даже больше, чем бомбежки.


Немалое количество советских женщин-военнопленных после лагерей не могло иметь детей. Нередко над ними ставили эксперименты, подвергали принудительной стерилизации.

Те, кто дожил до конца войны, оказывались под давлением со стороны своих же: нередко женщин упрекали в том, что они выжили в плену. От них ожидали, что они покончат с собой, но не сдадутся. При этом в расчет не принималось даже то, что у многих в момент пленения не было при себе никакого оружия.

В годы Великой Отечественной было распространено и такое явление как коллаборационизм.
Вопрос о том, и сегодня является предметом изучения для историков.

11:20 , 14.07.2017


Изнасилования во время вооруженных конфликтов всегда имели военно-психологическое значение как средство запугивания и деморализации противника.

В то же время насилие над женщинами выступало как манифестация сексистского (то есть сугубо мужского) и расистского синдромов, которая набирает особую силу в масштабных стрессовых ситуациях .

Военные изнасилования отличаются от изнасилований, совершенных в мирное время. Сексуальное насилие во время войны или в ходе вооруженного конфликта может иметь двойное значение, если осуществляется в больших масштабах. Оно служит не только для унижения конкретного лица, которое его испытывает, но и для демонстрации народу государства-противника, того, что его политические лидеры и армия не способны защитить его. Поэтому такие акты насилия, в отличие от осуществляемых в повседневной жизни, происходят не тайком, а публично, нередко даже с принудительным присутствием других людей .

В общем выделяют три черты, которые отличают военное сексуальное насилие от изнасилований совершенных в мирное время. Первая - это публичный акт. Враг должен видеть, что происходит с его «собственностью», потому насильники нередко насилуют женщин перед их собственным домом. Это акт против мужа (символически отца нации или лидера противника), а не акт против женщины. Вторая - групповое изнасилование. Боевые товарищи совершают его в одной команде: каждый должен быть как другие. Это отражает постоянную групповую необходимость укреплять и воспроизводить солидарность. Иными словами, пить вместе, гулять вместе, насиловать вместе. Третья - убийство женщины после сексуального насилия .

Доступные исследователям документы свидетельствуют о массовых изнасилованиях солдатами Вермахта женщин на захваченных территориях. Однако определить реальные масштабы сексуальной преступности во время войны, вызванной оккупантами на территории СССР сложно: прежде всего из-за отсутствия обобщающих источников. Кроме того, в советское время на этой проблеме не акцентировали внимание и не велся учет таких жертв. Определенные статистические данные могли дать обращения женщин к врачам, но они не обращались за помощью к медикам, боясь осуждения общества.

Еще в январе 1942 года народный комиссар иностранных дел СССР В. Молотовотмечал: «Нет границ народному гневу и возмущению, которые вызывают во всем советском населении и в Красной армии бесчисленные факты подлых насилий, подлого глумления над женской честью и массовых убийств советских граждан и гражданок, которые совершают немецко-фашистские офицеры и солдаты... Везде озверевшие немецкие бандиты врываются в дома, насилуют женщин, девушек на глазах у родных и их детей, глумятся над изнасилованными... ».

На Восточном фронте среди солдат Вермахта было достаточно распространенным групповое сексуальное насилие над женщинами. Но не только немецкие солдаты занимались этим в годы оккупации, не гнушались таким поведением и их союзники. Особенно в этом, по словам свидетелей оккупации, «отличились» венгерские военные. Не остались в стороне от таких преступлений и советские партизаны.

Во Львове в 1941 году 32 работницы швейной фабрики были подвергнуты насилию, а затем убиты германскими штурмовиками. Пьяные солдаты затягивали львовских девушек и молодых женщин в парк им. Костюшко и насиловали. Ужасные сцены сексуального унижения пришлось пережить еврейским женщинам во время погрома 1 июля 1941 во Львове.

Разъяренная толпа не останавливалась ни перед чем, женщин и девушек раздевали, гоняли в нижнем белье по улицам города, что, разумеется, унижало их достоинство и наносило, кроме физических, еще и психологические травмы. Например, очевидцы рассказывали такой случай: участники погромов раздели двадцатилетнюю еврейскую девушку, воткнули ей в вагину дубинку и заставили маршировать мимо почты в тюрьму на Лонцкого, где в то время проводились «тюремные работы».

О массовом изнасиловании женщин и девушек в селах Галичины говорится в сводке украинских повстанцев октября 1943:

«21 жовтня 1943 р. почалася в Долинщині пацифікація. Пацифікацію переводить відділ Зондерайнзацу СД в силі 100 чоловік, зложений виключно із самих узбеків під проводом працівника Поліції Безпеки в Долині поляка Яроша. Відділ узбеків приїхав біля 16 год. вечора до села Погорілець та счинивши страшну стрілянину хотіли ловити людей. Люди почали тікати хто куди мав змогу. Всі мужчини втекли в ліс. Узбеки кинулися по господарствах та почали стріляти і ловити кури й гуси, а по хатах шукати за маслом, сиром, яйцями, м’ясом та в першу чергу за самогонкою відтак силою примушували жінок варити й приладжувати їжу їм. Поївши добре й закропившись моцно самогоном забралися по дівчат і молодиць. Насилували там де зловили. Було кільканадцять випадків знасилування в присутності родичів, яких стероризувавши порозставлювано по кутках, а на дочках у найбільш рафінований спосіб заспокоювано свої звірські інстинкти. Про кількість випадків знасилування годі довідатися бо знасилуванні соромляться признаватися. Подібну пацифікацію переведено дотепер у селах: Ілемня, Грабів та Лопянка».

Причиной таких действий повстанцы называли малое количество людей, желающих ехать в Германию из этих сел, и действия партизан в регионе.

Не меньшие сцены сексуальных насилий совершали на Западной Украине и советские партизаны. Об этом свидетельствует множество отчетов отрядов УПА, однако для иллюстрации изнасилований красными партизанами женщин все же стоит приводить советские источники - они более достоверны и, главное, объективны, ведь отчеты УПА и воспоминания свидетелей в определенной степени могли «перегибать палку» в этом аспекте. Документы «Украинского штаба партизанского движения» свидетельствуют о сексуальном насилие над мирным населением со стороны «народных мстителей».

Интересный момент: в отчетах партизанских соединений, дислоцированных на Сумщине, Черниговщине, Киевщине упоминаний об изнасиловании женщин мало, они начинают появляться с редкой периодичностью во время рейдов в Западную Украину. Объясняется это отношением советских партизан к этому политически «ненадежному» региону и недружественным восприятием советов со стороны здешнего населения.

Подавляющее большинство галичан считали их врагами и поддерживали украинских повстанцев. Не стоит отбрасывать и то, что партизаны во время рейда не слишком беспокоились о своей репутации, понимали, что, видимо, не скоро вернутся к местам своих преступлений. Находясь на той же территории, стоит думать, о налаживании нормальных отношений с населением, чтобы иметь возможность получать от него продукты питания или одежду. Во время рейда можно было все это взять силой.

Достаточно тщательно сексуальное насилие описано в докладной записке бывших партизан соединения им. Буденного В.Буслаева и Н.Сидоренко на имя руководителя НКВД УССР С.Савченко.

В документе, в частности, говорится:

«В селе Дубовке, под Тарнополем, была изнасилована женщина в возрасте 40-45 лет партизанами Гардоновим, Панасюком, Мезенцевым, командиром отряда Бубновым и другими. Фамилия пострадавшей неизвестна. В селе Верхобуж, под Бродами, старшина Мезенцев пытался изнасиловать девушку и ее мать 65 лет, вывел на улицу ночью и под страхом оружия требовал согласия. Поставил к стене и стрелял из автомата над головами, после чего изнасиловал...

В одном селе, названия не помню, под Снятином, старшина Мезенцев, напившись пьяным, достал пистолет и пытался изнасиловать девушку, которая убежала, тогда он изнасиловал ее бабушку, которой было 60-65 лет... Командир взвода Бублик Павел сам лично и на это подстрекал бойцов, занимался продажей лошадей водки, которые перед отъездом забирал обратно...

Систематически пил, делал самостоятельно незаконные обыски и требовал водку у населения. Делал это всегда с оружием в руках, стрелял в квартирах, запугивал населения. В селе Бисков (в Карпатских горах) в квартире штаба соединения поваром штаба были обстреляны окна, кухонная посуда и потолок за то, что хотел изнасиловать хозяйку, но она убежала. После чего он справил свою нужду на столе...

Грабежи проводились, обычно, при обысках под предлогом - нет ли «шпионов» или «бандеровцев», а обыску, как правило, подвергались такие места, где могли быть часы и другие ценные вещи. Такие вещи, как часы, бритва, кольца, дорогие костюмы просто безапелляционно забирались. О приближении советского партизанского соединения населения обычно знало за 30-40 км. И в последние дни можно было встретить села, оставленные с одними дедами, или вообще пустые дома».

Конечно, руководство НКВД потребовало объяснений от командования Буденновского соединения. В рапорте командир отряда «За Киев» капитан Макаров объяснил все просто. Все факты отрицал, а партизан, которые написали записку, обвинил в измене Родине (жалобщики оставили отряд и вышли в тыл Красной армии) и связям с бандеровцами. Кстати, это довольно распространенный вид отписок командиров партизанских отрядов в случае обвинений их в мародерстве, пьянстве или сексуальном насилии. (Парадокс - получалось, что Макаров не подозревал, что в его отряде есть двое бандеровцев, а «прозрел», только когда они написали докладную записку о нарушениях в подразделении). Дело, вероятно, «замяли». По крайней мере не удалось проследить его дальнейший ход из-за отсутствия документов с указанием вынесенных фигурантам наказаний.

Как видим, женщины в годы войны нередко становились жертвами изнасилований со стороны солдат противоборствующих сторон. В послевоенное время им очень трудно было возвращаться к полноценной жизни. Ведь в СССР они не получали должной медицинской помощи, в случаях беременности не могли избавиться от плода - в Советском Союзе аборты были запрещены законом. Многие, не выдержав этого, накладывали на себя руки, кто-то переехал на другое место жительства, пытаясь таким образом обезопасить себя от пересудов или сочувствия людей и попытаться забыть пережитое.

ПРИМЕЧАНИЯ

Кьопп Г. Зачем я родилась девочкой?: сексуальные «подвиги» советских освободителей. - М. 2011. - с.138-139.

Мещеркина Е.Массовые изнасилования как часть военного этоса // Гендерные исследования военного этоса. - 2001. - №6. - с. 258.