Где стоит памятник воину освободителю. Советские воинские мемориалы в берлине - берлин навигатор

Воинский мемориал в , ; крупнейший в Европе памятник советскому солдату. В нем захоронено более 7000 советских воинов. Высота сооружение составляет 12 м, а вес - примерно 70 тонн. Этот монументальный памятник включен в по версии нашего сайта.

Территориально он расположен в одном из крупнейших парков германской столицы, в Трептов-парке. Добраться до него из центра можно на городской электричке S-Bahn. Сойти нужно на остановке Treptower Park. После выхода из метро нужно немного пройти пешком в сторону Пушкинской аллеи.

Мемориал воину-освободителю был воздвигнут в 1947-49 гг. как символ победы советского народа над фашизмом. Центральным элементом комплекса является массивная фигура солдата с ребенком на руках. Известно, что прототипом скульптуры был солдат по фамилии Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина.

Над созданием скульптуры работали выдающиеся советские мастера. Еще один акцент в композиции сделан на громадный меч в другой руке солдата. Считается, что это тот же меч, который Родина-мать поднимает над собой в Волгограде. Перед бронзовой скульптурой солдата располагается мемориальное поле с братскими могилами.

У самого входа в памятный зал возвышается Родина-мать, скорбящая о своих погибших сыновьях. По бокам монумент окружают российские березки. В 2003 году скульптура воина была всецело отреставрирована, и теперь она обновленная встречает своих посетителей.

Фото достопримечательности: Монумент Воину-освободителю

8 мая 1949 года в Трептов - парке в Берлине был открыт памятник "Воин - освободитель". Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.

Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель». В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч. Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».

Существует четыре версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.

Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.

По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».

Считается, что прототипом фигуры солдата с ребёнком послужил сержант Николай Масалов, который в апреле 1945 года вынес немецкого ребёнка из зоны обстрела. В память о сержанте на мосту Потсдамер Брюкке в Берлине установлена мемориальная доска с надписью: «В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребёнка». Другим прототипом считается уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.

Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27 управления оборонных сооружений» советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Späth nursery). Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А. Г. Котиковым. В сентябре 1949 обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-й гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии. Уличные бои шли днем и ночью.
За час до начала артподготовки Николай Масалов в сопровождении двух ассистентов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Гвардейцы знали, что здесь, в Тиргартене, — перед ними главный бастион военного гарнизона германской столицы. Бойцы выдвигались к рубежу атаки мелкими группами и поодиночке. Кому-то предстояло форсировать канал вплавь на подручных средствах, кому-то прорываться сквозь шквал огня через заминированный мост.

До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Мут-тер, муттер...», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.
— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он...
Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний, — по-отечески тепло напутствовал его генерал.
— Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.
Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы. Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин, ощупывая руками каждую трещину. Совсем рядом, выбивая каменистую крошку, проносились пулеметные очереди. Смерть сверху, смерть снизу — и негде от нее укрыться. Уворачиваясь от смертоносного свинца, Николай нырнул в воронку от снаряда, будто в воды родной сибирской Барандатки.

В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты

совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков...

Николай Масалов пядь за пядью приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету. Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.
Вспоминает бывший комиссар 220-го полка 79-й гвардейской дивизии И.Падерин: «И исчез наш Николай Иванович. Он пользовался большим авторитетом в полку, и я боялся стихийной атаки. А стихийная атака, как правило, лишняя кровь, да еще в самом конце войны. И вот Масалов будто почувствовал нашу тревогу. Вдруг подает голос: «Я с ребенком. Пулемет справа, дом с балконами, заткните ему глотку». И полк без всякой команды открыл такой яростный огонь, что я, по-моему, за всю войну не видел такого напряжения. Под прикрытием этого огня Николай Иванович вышел с девочкой. Он был ранен в ногу, но не сказал...»
Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов».
Орудия, минометы, автоматы, карабины прикрывали Масалова шквальным огнем. Гвардейцы прицельно били по огневым точкам врага. Русский солдат встал над бетонным парапетом, закрыв собой от пуль немецкую девочку. В этот момент над крышей иссеченного осколками дома с колоннами поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи ударили по вражескому берегу, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно ударили пушки, началась артподготовка. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата, его человечности, которую он не растерял на дорогах войны.
Вспоминает Н.И.Масалов: «Перебрался я через нейтральную зону. Заглядываю в один, другой подъезд домов — чтоб, значит, сдать ребенка немцам, гражданским. А там пусто — ни души. Тогда я прямым ходом в свой штаб. Товарищи окружили, смеются: «Покажи, что за «языка раздобыл». А сами кто галеты, кто сахар девочке суют, успокаивают ее. Сдал ее с рук на руки капитану в накинутой плащ-палатке, который воды ей из фляжки давал. А потом я вернулся к знамени».

ЧЕРЕЗ несколько дней в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав несколько набросков, распрощался, и вряд ли Николай Иванович в тот момент представлял, зачем понадобился художнику. Вучетич не случайно обратил внимание на воина-сибиряка. Скульптор выполнял задание фронтовой газеты, подыскивая типаж для плаката, посвященного Победе советского народа в Отечественной войне. Эти эскизы и наброски пригодились Вучетичу позже, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника. После Потсдамской конференции глав союзных держав Вучетича вызвал к себе Климент Ефремович Ворошилов и предложил приступить к подготовке скульптурного ансамбля-памятника, посвященного Победе советского народа над фашистской Германией. Первоначально предполагалось поместить в центре композиции
величественную бронзовую фигуру Сталина с изображением Европы или глобусным полушарием в руках.
Скульптор Е.В.Вучетич: «Главную фигуру ансамбля смотрели художники, скульпторы. Хвалили, восхищались. Но я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение.
И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами его — фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлетнюю девочку».
Пришла пора продемонстрировать оба проекта под светом кремлевских люстр. На первом плане — монумент вождя...
— Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами?
Сталин указал мундштуком трубки в сторону полутораметровой фигуры.
— Это пока эскиз, — попытался кто-то заступиться.
— Автор был контужен, но не лишен языка, — отрывисто бросил Сталин и устремил взгляд на вторую скульптуру. — А это что?
Вучетич поспешно снял пергамент с фигуры солдата. Сталин осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал:
— Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?
Вспоминает Иван Степанович Одарченко: «После войны я еще три года служил в комендатуре Вайсензее. Полтора года выполнял необычное для солдата задание — позировал для создания монумента в Трептов-парке. Профессор Вучетич долгое время искал натурщика. Меня представили Вучетичу на одном из спортивных праздников. Он одобрил мою кандидатуру, и через месяц меня откомандировали позировать скульптору».
Строительство памятника в Берлине приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Было создано специальное строительное управление. К концу 1946 года набралось 39 конкурсных проектов. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора... Работы по сооружению памятника воину-освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Здесь была задействована целая армия специалистов — 7 тысяч человек. Мемориал занимает огромную площадь в 280 тысяч квадратных метров. Заявка на материалы озадачила даже Москву — черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора. Складывалась крайне затруднительная ситуация. Помог счастливый случай.
Вспоминает заслуженный строитель РСФСР Г.Кравцов: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как наши солдаты выбирают в развалинах зданий куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в ста километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера были припасены для строительства памятника победы...над Россией. Вот ведь как получилось...
При штурме Берлина погибли 20 тысяч советских воинов. В братских могилах мемориала в Трептов-парке, под старыми платанами и под курганом главного монумента, покоятся более 5 тысяч солдат. Вспоминает бывшая садовница Фрида Хольцапфель: «Нашей первой задачей было удалить с участка, предназначенного для памятника, кусты и деревья; на этом месте должны были вырыть братские могилы... А потом стали подъезжать машины с бренными останками погибших солдат. Я просто не могла сдвинуться с места. Всю меня словно пронзила острая боль, я заплакала навзрыд и ничего не могла с собой поделать. Мысленно я представляла себе в эту минуту русскую женщину-мать, у которой отняли самое дорогое, что у нее было, и теперь опускают в чужую немецкую землю. Невольно я вспомнила о сыне и муже, которые считались без вести пропавшими. Может быть, и их постигла такая же судьба. Вдруг ко мне подошел молодой русский солдат и сказал на ломаном немецком языке: «Плакать нехорошо. Немецкий камерад спит в России, русский камерад спит здесь. Все равно, где они спят. Главное чтобы был мир. Русские матери тоже плачут. Война для людей нехорошо!» Потом он еще раз подошел ко мне и сунул в руки какой-то сверток. Дома я развернула его — там лежали полбуханки солдатского хлеба и две груши...».
Вспоминает Н.И.Масалов: «О памятнике в Трептов-парке я узнал случайно. Спички в магазине купил, на этикетку глянул. Памятник воину-освободителю в Берлине работы Вучетича. Вспомнил, как он делал с меня набросок. Я никак не подумал, что в этом памятнике запечатлен тот бой за рейхстаг. Потом уж узнал: рассказал скульптору о случае на Ландвер-канале маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков».
Памятник завоевывал все большую популярность у людей из многих стран и порождал различные легенды. Так, в частности, считалось, что действительно советский солдат вынес немецкую девочку с поля боя во время перестрелки, но при этом был тяжело ранен и умер в госпитале. Одновременно с этим отдельные энтузиасты, которых не устраивала эта легенда, предпринимали неоднократные, но до поры безуспешные поиски неизвестного героя.

Монумент, установленный в Германии советскому воину-освободителю, который несёт на руках маленькую спасённую девочку, является одним из самых величественных символов Победы в Великой Отечественной войне.

Воин-герой

Внешний был изначально задуман художником А.В. Горпенко. Однако ключевой автор памятника воину-освободителю Е. В. Вучетич смог воплотить свою задумку в жизнь только благодаря решающему слову Сталина. Установку решено было приурочить к 8 мая 1949 года.

Архитектор Я. Б. Белопольский и инженер С. С. Валериус сделали основные наброски будущей скульптуры, однако ключевая часть работы легла на плечи скульптора Е.В. Вучетича, восхищённого подвигом солдата Николая Маслова, который самоотверженно боролся с немецкими оккупантами вплоть до столицы нацистского Рейха.

Именно подвиг рядового солдата, который не побоялся пройти под взрывами снарядов и летящими со всех сторон пулями для того, чтобы спасти маленькую немецкую девочку, сыграл решающую роль в создании памятника советским солдатам в Берлине. Монумент столь выдающемуся человеку должен был быть создан только столь же нестандартной личностью. Решено было установить скульптуру в Трептов-парке в качестве символа победы над фашизмом.

Лучший из лучших

Для того чтобы показать всему миру героический подвиг наших солдат, советское правительство разрешило установить памятник русским солдатам в Берлине. Трептов-парк получил вечное украшение в виде мемориального комплекса только после того, как на конкурсе, в котором участвовали около 33 индивидуальных проектов, были выбраны лучшие из лучших. Причём лидирующей позиции достигли в итоге только два из них. Первый принадлежал Е.В. Вучетичу, а второй - Я.Б. Белопольскому. За тем, чтобы памятник русским солдатам в Берлине был установлен с соблюдением всех идеологических норм, должно было проследить 27-е управление, отвечающее за армейские оборонные сооружения всего Советского Союза.

Поскольку работа была трудной и кропотливой, решено было задействовать более 1000 немецких солдат, отбывающих наказание в советских тюрьмах, а также более 200 рабочих немецкой литейной фирмы Noack, мозаично-витражной мастерской Puhl&Wagner и садоводов, работающих в товариществе Spathnursery.

Изготовление

Советские памятники в Берлине должны были постоянно напоминать немецким гражданам, что ждёт их народ в случае повторения столь ужасных деяний. Монумент решено было изготовить на заводе «Монументальная скульптура», располагающемся в Ленинграде. Памятник русским солдатам в Берлине превышал отметку в 70 тонн, что существенно затрудняло его транспортировку.

Из-за этого конструкцию решено было разделить на 6 основных составляющих и таким образом переправить их в берлинский Трептов-парк. Тяжёлая работа была завершена в первых числах мая под неустанным руководством архитектора Я. Б. Белопольского и инженера С. С. Валериуса, а уже 8 числа монумент был презентован всему миру. Памятник русским солдатам в Берлине достигает в высоту 12 метров и является на сегодняшний день ключевым символом победы над фашизмом в Германии.

Открытием мемориала в Берлине руководил А. Г. Котиков, являющийся генерал-майором Советской армии и выполняющим на то время роль городского коменданта.

Уже к середине сентября 1949 года памятник воину-освободителю в Берлине перешёл под контроль советской военной комендатуры магистрата Большого Берлина.

Реставрация

К осени 2003 года скульптура настолько обветшала, что руководство ФРГ вынесло решение о необходимости проведения в ходе которых памятник воину-освободителю в Берлине был разобран и отправлен на модернизацию. Проходила она практически в течение полугода, в результате чего уже в мае 2004 года обновлённая фигура советского героя вернулась на исконное место.

Автор памятника "Воин-освободитель"

Скульптор памятника Викторович Вучетич на сегодняшний день - наиболее известный монументалист советского времени.

Кто он, герой?

Памятник в Берлине был выполнен с использованием фигуры советского солдата — героя Николая Маслова, уроженца села Вознесенки. Проживал этот героический человек в Тульском районе Кемеровской области. Ему удалось во время штурма Берлина в апреле 1945 года спасти маленькую немецкую девочку. Во время проведения операции по освобождению Берлина от остатков фашистских формирований ей исполнилось всего 3 года. Она сидела в развалинах здания около тела погибшей матери и плакала навзрыд.

Как только среди бомбёжек образовалось небольшое затишье, плач услышали красноармейцы. Маслов, не задумываясь, пробрался по зоне обстрела за ребёнком попросив товарищей прикрыть его по возможности при помощи огневой поддержки. Девочку удалось спасти из-под огня, однако сам герой получил весьма серьёзное ранение.

Власти ФРГ не забыли о великодушии советского человека и дополнительно к монументу увековечили его память, повесив на Потсдамском мосту табличку, в деталях повествующей о его подвиге ради немецкого ребёнка.

Детали биографии

Николай Маслов провёл большую часть своей сознательной жизни в суровой Сибири. Все мужчины в его роду являлись потомственными кузнецами, поэтому будущее мальчика считалось изначально предопределённым. Его семья была достаточно большая, учитывая, что, кроме него, родителям приходилось воспитывать ещё пятерых детей - 3 мальчиков и 2 девочек. Вплоть до начала военных действий Николай работал трактористом в родном селе.

Как только ему исполнилось 18 лет, он был призван в ряды Советской армии, где с отличием окончил подготовительную школу миномётчиков. Ровно через год после того, как он впервые попал в армию, его полк впервые столкнулся с военными реалиями, попав под немецкий обстрел на Брянском фронте под Касторной.

Битва была очень долгой и тяжёлой. Советским солдатам трижды удавалось вырваться из фашистского окружения. Причём необходимо обратить внимание на то, что даже в такой непростой ситуации воины сумели уберечь ценой многих человеческих жизней знамя, которое они получили в Сибири в первые дни создания полка. Ребятам удалось выбраться из окружения в составе всего 5 человек, одним из которых и был Маслов. Все остальные осознанно отдали свои жизни в за жизнь и свободу Отечества.

Успешная карьера

Выживших переформировали, и Николай Маслов попал в легендарную 62-ю армию под командованием генерала Чуйкова. Сибирякам удалось одержать победу на Мамаевом кургане. Николая и его ближайших товарищей неоднократно засыпало обломками блиндажа вперемешку с комьями земли, летящими со всех сторон. Однако сослуживцы возвращались и откапывали их.

После участия в Сталинградских боях Николай получил назначение ассистентом в знаменный завод. Никто даже предположить не мог, что простой сельский парень дойдёт до самого Берлина в погоне за фашистами.

За все годы его пребывания на войне Николаю удалось стать опытным воином, в совершенстве владеющим оружием. Дойдя до Берлина, он с товарищами взял город в плотное кольцо. Его 220-й полк наступал вдоль к правительственной канцелярии.

Когда до начала штурма оставалось около часа, бойцы услышали из-под земли плач. Там на развалинах старого здания, прижавшись к трупу матери, сидела маленькая девочка. Всё это Николай узнал, когда под прикрытием товарищей смог пробиться к руинам. Схватив ребёнка, Николай бегом бросился обратно к своим, получив по дороге серьёзное ранение, которое не помешало наравне со всеми совершить воистину героический подвиг.

Описание памятника «Воин-освободитель»

Как только последний оплот фашизма был взят советскими солдатами, Евгений Вучетич встретился с Масловым. Рассказ о спасённой девочке подсказал ему идею создать памятник воину-освободителю в Берлине. Он должен был символизировать самоотверженность советского солдата, защищающего от угрозы фашизма не только весь мир, но и каждого отдельно взятого человека.

Центральную часть экспозиции занимает фигура солдата, который одной рукой держит ребёнка, а второй меч, опущенный к земле. Под ногами героя Советского Союза лежат обломки свастики.

Парк, в котором был установлен мемориал, знаменит уже тем, что там нашли упокой более 5 000 советских солдат. По начальной задумке на месте, где стоит памятник воину-освободителю, в Берлине должна была быть установлена скульптура Сталина, держащего в руках глобус. Тем самым символизируя, что советская власть держит весь мир под своим контролем и никогда больше не допустит угрозы фашизма.

Дополнительные факты

Не лишним будет заметить ещё и тот факт, что в знак победы над фашистской Германией Советский Союз выпустил монету номиналом 1 рубль, на обратной стороне которой был запечатлён труд Евгения Вучетича - «Воин-освободитель».

Данная задумка принадлежала напрямую знаменитому маршалу-герою Как только Потсдамская конференция подошла к концу, он вызвал к себе скульптора и попросил создать скульптуру, которая покажет, какой ценой достался мир и что ждёт любого, кто когда-либо покусится на его целостность.

Скульптор согласился, однако решил подстраховаться и создал дополнительный вариант скульптуры советского солдата с автоматом и ребёнком на руках. Сталин одобрил именно этот вариант, но автомат приказал заменить на меч, которым простой солдат разрубит последний символ фашизма, роль которого и играла свастика.

Нельзя сказать, что памятник воину-освободителю в Берлине является всего лишь прообразом Николая Маслова. Это цельный, собирательный образ всех солдат, которые самоотверженно защищали свою родину.

После того как в течение полугода кипела работа по созданию фигуры, «Воин-освободитель» стал возвышаться в Трептов-парке, причём увидеть его из-за существенной высоты можно в любой точке парка.

13.05.2015 0 15055


8 мая 1949 года в Берлине, в Трептов-парке , состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибших смертью храбрых при штурме столицы фашистской Германии. Монумент этот стал символом жертв, принесенных народами уже не существующего сегодня государства - Советского Союза - во имя освобождения Европы.

МОНУМЕНТ ИЗ ТРОФЕЙНОГО ГРАНИТА

Еще в 1946 году Военный совет группы советских оккупационных войск в Германии объявил конкурс на проектирование монумента воинам Красной армии, который предполагалось установить в бывшей столице Третьего рейха.

Творческий коллектив, создававший памятник-ансамбль в центре Европы, умело использовал возможности многоплановой объемно-пространственной композиции и удачно применил синтез трех искусств - скульптуры, архитектуры и живописи, чтобы увековечить бессмертный подвиг советских солдат. Величие идеи, вдохновившей художников, и мастерство скульптора Евгения Вучетича , архитектора Анатолия Горленко обеспечили им триумф: за идейно-художественное совершенство произведения им была присуждена Сталинская премия 1 -й степени.

Почему местом сооружения памятника стал Трептов-парк? Там были похоронены погибшие при штурме Берлина советские солдаты и офицеры, а после войны этот живописнейший район был излюбленным местом отдыха жителей города.

Сооружение ансамбля, занимающего территорию около 200 тысяч квадратных метров, началось в июне 1947 года. Строители под руководством главного инженера Михаила Чернина и производителя работ Николая Копорцева с огромным энтузиазмом трудились на столь знаковом объекте.

Для сооружения памятника потребовалось около 40 тысяч квадратных метров гранита, и здесь пригодились плиты, доставленные фашистами из оккупированной Голландии. Гитлер предполагал использовать их для монумента в честь победы над Россией.

На территории ансамбля были высажены десятки тысяч кустов и деревьев, уложено около 10 километров бордюрного камня.

Площадь каменной орнаментальной мозаики составила три тысячи квадратных метров, площадь рельефов на саркофагах - 384 квадратных метра. Из бронзы была отлита 13-метровая скульптура воина-освободителя, а из гранитного монолитного блока выполнена скульптура «Мать Родина». Также из бронзы отлили скульптуры коленопреклоненных воинов. Для оформления стен мавзолея потребовалось около 50 квадратных метров художественной смальтовой мозаики.

Немалые трудности представляло выполнение в больших масштабах и в чрезвычайно сжатые сроки скульптур и орнаментов из камня.

Особо скажем о создании монументальной 13-метровой статуи воина-освободителя. После выполнения Вучетичем модели статуи в масштабе 1/5 натуральной величины было произведено увеличение ее до размеров натуры. Затем со скульптуры сняли гипсовые формы и уже по ним на ленинградском заводе «Монумент-скульптура» отлили статую в бронзе. Любопытно, что лучшие немецкие фирмы, даже при кооперировании усилий нескольких заводов, брались отлить такую статую за срок не менее чем 6 месяцев. Ленинградцы выполнили эту работу за семь недель.

Вторая по значимости скульптура комплекса - «Мать Родина» (1967 год) в образе скорбящей женщины. В этой фигуре много невысказанной боли о погибших и вместе с тем гордости за героические делавоинов-освободителей. Монумент выполнен из цельного блока светлосерого гранита.

Третья часть (по структуре первая) комплекса стоит в Магнитогорске и называется «Тыл - фронту!» (1979 год). Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции.

Большое впечатление производит и главный вход ансамбля в Трептов - парке. На трех террасах, выложенных из светло-серого гранита, возвышаются обращенные друг к другу два монументальных приспущенных знамени, выполненных из красного полированного гранита. У подножия каждого знамени расположены бронзовые скульптуры коленопреклоненных воинов - боевых товарищей тех, кто покоится в братских могилах. Они как бы отдают последние воинские почести своим друзьям-одно-полчанам.

Эти знамена вместе с террасами представляют единый монументальный комплекс главного входа. На полированных поверхностях красного гранита знамен ясно читаются вырубленные на главном фасаде надписи на русском и немецком языках: «Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства».

Скульптурные воины крепко сжимают в руках оружие. Кажется, они только сейчас вышли из боя и дают клятву высоко держать славу русского оружия, славу знамен, пронесенных ими от стен Москвы, Ленинграда, Сталинграда до Берлина.

НА ПОСТУ У БРОНЗОВОГО ДВОЙНИКА

За время службы в группе Советских войск в Германии автору не раз приходилось бывать в берлинском Трептов-парке. И часто приходилось слышать: памятник поставлен гвардии старшему сержанту Николаю Ивановичу Масолову, бывшему знаменщику 220-го Запорожского гвардейского полка - многие сослуживцы видели, как он спас во время уличного боя в Берлине ребенка.

Конечно, памятник советскому солдату со спасенной немецкой девочкой на руках отражает не какой-то конкретный эпизод - в нем скульптор Вучетич воплотил обобще обобщенный образ советского солдата, который дошел до логова фашистов и спас Европу от гитлеровской чумы. А вот человек, который помог ваятелю воплотить задуманное, реален. Это рядовой Одарченко.

Первое знакомство Вучетича с солдатом произошло летом 1948 года. Иван Одарченк о был участником спортивных соревнований от комендатуры берлинского района Вайсензее. На стадионе этого города он и приглянулся скульптору своим ростом, добрым лицом и мягкой улыбкой.

Вскоре рядового Ивана Одарченко откомандировали в распоряжение особого подразделения - группы создателей монумента в Трептов-парке. Это они победили в международном конкурсе на лучший проект архитектурно-скульптурного ансамбля.

В последствии Иван Степанович вспоминал: «Почти полгода ходил я в ателье скульптора Вучетича. Вместе со мной позировали: сначала Марлена - дочка немецкого ваятеля Феликса Краузе, помощника Евгения Викторовича, потом Светлана - трехлетняя дочь советского коменданта Берлина генерал-майора Александра Георгиевича Котикова».

Когда лепка статуи (воина-освободителя) из глины в натуральную величину (11,6 метра) была завершена, Вучетич подарил на прощание рядовому Одарченко деталь рабочей модели: слепок головы воина-освободителя. В коллекции Ивана Степановича эта работа знаменитого ваятеля с авторским росчерком хранилась многие годы.

В последующем ветеран передал ее для постоянного экспонирования в Тамбовский областной краеведческий музей. 8 мая 1949 года Иван Степанович был в числе приглашенных на открытие мемориала в Трептов-парке.

После торжественных мероприятий творческая группа создателей монумента покинула Германию, но не закончилась служба рядового Одарченко. Его перевели в подразделение, которое охраняло Трептов-парк, и несколько раз он - живой солдат - стоял на посту у подножия своего бронзового двойника.

В 1960-1970-х годах Иван Степанович несколько раз посещал Трептов-парк вместе со старшим сыном, матерью - Дарьей Дементьевной. И его близкие своими глазами видели, как приезжают к монументу люди со всего света, чтобы почтить память русских солдат.

СУДЬБА ПРОТОТИПА

Сам Иван Одарченко родом из далекого казахстанского селения Ново-Александровка. Отец, мать, братья - все хлебопашцы. Старший Одарченко - Степан и сын его Петр ушли на фронт добровольцами еще в 1941 году. Иван заменил их на хлебном поле. Пятнадцатилетний подросток трудился от зари до зари - скидок на возраст в ту пору не полагалось.

Осень 1942 года принесла две похоронки. Первая тяжкая весть: «Погиб под Сталинградом рядовой Степан Одарченко», а затем под Смоленском сложил голову Петр.

Иван встал в строй защитников Отечества в январе 1944 года. Сперва был бронебойщиком 309-го запасного полка, затем - десантником 23-й воздушно-десантной бригады. Воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах, участвовал в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Вспоминая те годы, Иван Степанович подчеркнул: «Мы били остатки гитлеровской армии уже после того, как отметили Победу, 10, 11 мая... А потом - Берлин, Трептов-парк». Сменил Одарченко военную форму на гражданскую одежду лишь в 1950 году. Приехал к сестре в Тамбов погостить да так и остался в этом городе, женился. Вырастили с Верой Федоровной двоих сыновей. Сам фронтовик трудился на заводе, был токарем-фрезеровщиком. Хорошо работал. Внесен в «Книгу Славы города Тамбова».

На открытии памятника комендант города Берлина генерал-майор Александр Котиков сказал: «У дорогих нам могил мы чтим память славных сынов великого советского народа, память во-инов-героев, павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины, за жизнь и счастье трудящихся всего мира. Пройдут века, но не изгладятся в памяти народов великие битвы Советской армии... Этот памятник в центре Европы, в Берлине, будет постоянно напоминать народам мира, когда, кем и какой ценой была завоевана Победа...»

Материал подготовлен при содействии Военной исторической библиотеки Генштаба ВС РФ.

Петр ЛАВРУК, журналист (Санкт-Петербург), газета "Совершенно секретно"