Что такое характер для детей. Тема: “Что такое характер”. Существуют ли «чистые» типы характера

Характер (от греческого charakter - черта, признак, примета, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления («Психологический словарь» под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова).

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем.

По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора. Первый - биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент - это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом. Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера - социальный. Этот фактор включает в себя:


  • Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;
  • Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.
Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится. Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться...

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:


  • Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • Ребенок - это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.
Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик - довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями - удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности - он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика - помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик - склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» - то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников - это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник - сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник - это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, - социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик - увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики - яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, - это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?


  • С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок - это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем - его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • Задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком - потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • И, наконец, самое главное - нужно любить и уважать своего ребенка! Он - это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста .

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли ? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке .

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

Отрицательные качества характера (список)

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь. Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!

В психологии существует направление, которое изучает возрастные изменения личности. Возрастная или психология развития отслеживает изменение качеств личности, мыслительных способностей и эмоциональной сферы. Эта наука уже вобрала в себя множество полезных для родителей знаний. Одно из них - это ответ на вопрос, в каком возрасте, какие черты характера воспитывать.

Считается, что ребенку на каждом из этапов развития проще привить то или иное качество личности. Родители могут воспитать в ребенке социально важные черты характера: , желание помогать ближнему, ответственность перед семьей, самостоятельность, чистоплотность. Главное знать, в какой именно момент развития какое качество прививать.

Возраст и качественные изменения

Приведем основные периоды развития и черты характера, умения, которые в это время легче (быстрее и эффективнее) привить ребенку.

0-1 - ориентация в окружающем мире

Задача родителей - совместными усилиями научить пользоваться предметами, выполнять простейшие действия, чтобы позже ребенок смог усвоить разные виды деятельности. А также обеспечить комфортные условия для развития.

1,5-3 года - «Я сам!»

Формируется самостоятельность (учим справляться без помощи взрослых); умение общаться, налаживать контакт, соблюдать правила поведения в обществе. Прививаем позитивные формы общения и социально важные качества (сочувствие, взаимопомощь), воспитываем через игры и с помощью опыта (общение в кругу сверстников);

3-7 лет - период бурного развития

В это время формируется:

1)формируется образ своего тела - самое время воспитывать целомудрие, стыдливость, чистоплотность, научить заботиться о теле (правила гигиены);

2)происходит половая идентификация - ребенок начинает осознавать свою принадлежность к полу - важную роль в воспитании в этом возрасте сыграет отец для мальчика, а мать для дочери (всячески демонстрируйте и разъясняйте малышу половые различия, прививайте на своем примере качества личности, соответствующие половой роли в современном обществе);

3)формируется привычка трудиться - упор делаем на способность планировать, воспитываем самоконтроль (даем поручения, поощряем или порицаем);

4)в момент скачка в развитии ребенок начинает задавать множество вопросов «Почему?» (5-6 лет), на которые взрослым нужно отвечать, чтобы не отбить интереса к новому, неизведанному, непонятному, а, наоборот, развить такое полезное качество как любознательность.

8-13 - познавательность

Все время уделяется учебе и развивающим играм (секциям, кружкам). Задача родителей мотивировать детей на получение новых знаний и умений, поддерживать их интерес к разным занятиям, не навязывая свое мнение. Так ребенок сможет проявить свои истинные способности, заложенные в генах.

13-17 лет - подростковый возраст

Идет процесс осознания себя, сравнения со взрослыми, формируются ценности. Мысли наполнены противоречиями. Чем больше вы расскажите ребенку о мире, о взаимоотношениях, нормах поведения, тем проще ему будет найти свое место и определиться с собственными взглядами. Рассказывайте интересно, завлекайте, шокируйте.

17-19 лет - старший школьник

Идет процесс профессиональной ориентации. Помогите ребенку выбрать профессию по способностям и интересам.

Помните, черты характера вашего ребенка зависят от заложенных генетически задатков, но в большей степени от ваших усилий в процессе воспитании.

Как воспитывать. Пример воспитания самостоятельности

Наверняка, каждый родитель замечал, что в возрасте 1,5-3 лет начинается период «Я сам!». Дети отгоняют родителей и пытаются сделать все сами: помыть стеклянную (!) посуду, одеть ботинки, помыть вместо мамы пол, постряпать тесто грязными (!) руками и т.д.

Этот период в развитии идеально подходит для воспитания ответственности перед семьей.

  • Первое правило: нельзя пресекать инициативу, дайте малышу сделать то, что он собрался, ведь он хотел помочь. Пусть и не уклюже, пусть не вовремя. Переделаете после, когда он не будет видеть.
  • Второе: подсказывайте, как и что он может сделать, направляйте. Объясняйте мягко и спокойно, с воодушевляющими интонациями в голосе.
  • Третье: хвалите, когда у вашего чада начинает получаться. А если не получается, объясните, что ничего страшного в этом нет, что он обязательно научится. И покажите ещё раз.
  • Четвертое. Не корите себя: «я воспитываю раба». Вы действуете так в интересах ребенка - растите самостоятельную и ответственную личность.
  • Пятое - исключение из правил. Многие родители уже поняли, что запрещать в этом возрасте действовать самостоятельно нельзя, так можно навсегда отбить охоту делать что-то самому. И зачем, если есть родители, которые готовы до конца своей жизни тебя обслуживать? И все же даже современные мамы и папы не идут до конца: из-за нехватки времени и сил мы стараемся сделать что-то быстрее, не подпускаем малыша и при этом ещё можем брякнуть - «отойди, не мешай». В крайнем случае, если вы не хотите, не можете, торопитесь, не отталкивайте ребенка, отправьте его делать что-то другое, что он уже умеет делать (чему вы его уже научили) и объясните, что так он вам больше поможет. А, например, посуду вы помоете вместе в следующий раз, завтра. Только сдержите своё слово.
  • Шестое - сложные задания для мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте можно доверить самые сложные задания, требующие хорошей координации движений. Вы удивитесь, но дети способны даже стряпать идеальные по форме пельмени, схватывая на лету процесс лепки (развивается мелкая моторика, стимулируются мыслительные способности).

Воспитание - сложный процесс. Наберитесь терпения, чем быстрее вы ему все покажете, тем раньше закончатся его вопросы, и он начнет действовать самостоятельно, помогая вам во всем. Ваши усилия не пройдут даром.

На каждом из возрастных этапов ребенок нуждается в поддержке родителей. Наблюдайте за индивидуальными изменениями в его развитии (они могут отличаться от стандартных и это нормально). Поддерживайте свое чадо в его стремлении к самостоятельности, в его новых начинаниях, с уважением относитесь к его интересам, незабывайте прививать социальные черты характера, чтобы воспитать гармоничную личность.

Нет плохому поведению Борба Мишель

Сильные стороны и положительные качества ребенка

Отметьте качества, которые, по вашему мнению, наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Запишите их в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой план. Добавьте новые определения в перечень.

Визуальные способности

Черчение

Фотография

Запоминание деталей

Рисование

Живое воображение

Зрительное представление

Чтение карты

Ориентирование

Способность к творчеству

Логика и мышление

Способность к работе с компьютером

Организованность

Способности к решению задач

Абстрактное мышление

Математика и цифры

Логические игры

Расшифровка кодов

Здравомыслие

Способности к наукам

Сообразительность

Быстрая обучаемость

Острая память

Понятливость

Телесная сфера

Исполнительские наклонности

Вживание в роль

Гармоничность движений

Сценическое мастерство

Какой-либо вид спорта

Физическая сила грациозность

Выносливость

Телесная гармония

Ловкость

Координация движений Музыкальные способности

Игра на музыкальных инструментах

Ритмика

Запоминание мелодий

Сочинение музыки

Чтение нот

Восприятие музыки

Личность и черты характера

Способность к творчеству

Инициативность

Целеустремленность

Терпеливость

Надежность

Отзывчивость

Смелость

Внимательность

Трудолюбие

Легкая приспособляемость

Добродушие

Ответственность

Благородство

Уверенность

Независимость

Аккуратность

Решительность

Правдивость

Проницательность нежность

Зрелость открытость

Расторопность

Оптимизм

Преданность

Серьезность

Честность

Дисциплинированность

Привязанность

Сила характера

Добросовестность

Социальные навыки

Дружелюбие

Лидерство

Стремление помочь

Добродушие

Увлечение спортом

Вежливость

Порядочность

Уступчивость

Умение быть в команде

Умение выполнять что-либо в коллективе

Умение делиться

Способность к сопереживанию

Чуткость

Способность к примирению

Веселость обаятельность

Способность к поддержке

Остроумие

Умение слушать

Привлекательность

Лингвистические способности

Богатый словарный запас

Умение хорошо говорить запоминание фактов

Умение творчески писать

Диспуты

Умение шутить, смешить

Умение рассказывать

Внешность

Аккуратность

Привлекательность

Статность осанки

Особые черты

Отношение к природе

Склонность наблюдать

Любовь к животным

Любознательность

Любовь к туризму

Развивающее коллекционирование

Из книги Застенчивый малыш автора Богачкина Наталия Александровна

5. Положительные стороны застенчивости Как и все в жизни, застенчивость имеет две стороны медали. Мы рассмотрели отрицательные стороны застенчивости, но, несомненно, у нее есть и свои плюсы. Часто родители застенчивых детей беспокоятся о том, найдут ли их дети свое место

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Положительные стороны греха У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них – смирение. Франсуа де Ларошфуко Выше мы разбирали, чем плоха гордость и чем так привлекательно смирение, но это был взгляд на предмет обсуждения лишь с одной стороны. Но,

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Положительные качества личности Вторая труба для отвода «жидкости» из «накопителя переживаний» - это положительные качества личности, такие как доброта, добродушие, веселость, оптимизм и т. п. Человек может быть очень привязан к чему-то земному, т. е. иметь множество

Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

Как воспитать положительные качества Итак, что же нужно знать для успешного формирования тех качеств, которыми обладает ваш идеал?Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с мудрого совета Алексея Максимовича Горького: «Когда природа лишила человека его способности

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Положительные стороны Такие люди привлекают внимание окружающих к потенциальным проблемам и опасностям, играя роль канареек в шахте. В старые времена шахтеры брали с собой под землю канареек в клетках, чтобы проверить качество воздуха. Если птица умирала, они

Из книги автора

Положительные стороны Зависимый человек настолько полагается в своей жизни на других, что всегда готов на компромисс, и с ним легко договориться. Он ценит окружающих и нуждается в их обществе (хотя и проявляет порой чрезмерную требовательность). Он всегда согласен

Из книги автора

Положительные стороны Как и те, кто страдает повышенной тревожностью, люди данной категории предвидят грозящие опасности, поэтому могут предупредить о них всех окружающих. Зачастую они обладают прекрасными организаторскими способностями, хотя работать под их

Из книги автора

Положительные стороны Перфекционисты обычно трудолюбивые и лояльные сотрудники. Они готовы работать сверхурочно и брать на себя дополнительные обязанности. Трудятся чрезвычайно производительно и обычно очень пунктуальны. В доме у них все работает как отлаженный

Из книги автора

Положительные стороны Пессимисты могут вовремя предупредить окружающих о надвигающихся неприятностях. Порой они легче переносят трудности, потому что не ожидают ничего

Из книги автора

Положительные стороны Такие люди заставляют окружающих следить за своими словами. Если научить их немного большей сдержанности, они сумеют отстоять свои позиции.Ниже мы приводим несколько примеров поведения чрезмерно чувствительных людей.Работая в небольшом

Из книги автора

Положительные стороны Действия таких людей довольно предсказуемы. Они отличаются безусловной преданностью и

Из книги автора

Положительные стороны Собственники зачастую демонстрируют отличные навыки общения (но не длительных отношений) и обладают рядом других привлекательных черт. Чтобы угодить близкому человеку и добиться его расположения, они могут быть прекрасными

Из книги автора

Положительные стороны Навыки стратегического манипулирования могут быть применены с пользой для дела. Такие люди могут обладать хорошей наблюдательностью и аналитическим складом ума. Они хорошо подмечают сильные и слабые стороны оппонентов, что может принести

Порой родителей застает врасплох реакция ребенка на что-либо, они теряются и не понимают, чем вызвана буря эмоций или напротив, проявления замкнутости, отчужденности и апатичности. Иногда действительно бывает трудно разобраться в том, что стало причиной такого поведения: характер ребенка или его темперамент.

Темперамент - это врожденное свойство. Выявить тип темперамента ребенка можно, понаблюдав за ним и за тем, быстро или медленно возникают реакции возбуждения и торможения, насколько хорошо он может концентрироваться на одном предмете, насколько энергичен и активен, имеет ли желание контактировать с окружающими или сконцентрирован на себе и своем внутреннем мире.

Характер - он формируется постепенно, на него влияет и тип темперамента, и воспитание, и социальный опыт. Он является совокупностью стойких черт, которые определяют отношение к себе, окружающим, к деятельности и проявляется в поведении.

Поведение ребенка-холерика:

Эти детки отличаются неуравновешенностью, вспыльчивостью, сильными, но кратковременными эмоциями, настроение у них часто меняющееся, хотя, по большей части, они бодрые и энергичные. У них громкая речь. Слабое терпение, от этого сами часто наживают себе проблем. Однако юные холерики хорошо адаптируются к окружающей среде.

Холерики отличаются повышенной агрессивностью, часто сами провоцируют конфликтные ситуации с другими детьми и родителями, капризничают, требуют скупить все игрушки в Украине , причем только игрушки оптом, и негативно реагируют на критику и отказ в потакании.

Это страстные натуры, склонные к полному «погружению» в очередное свое увлечение (а меняются их увлечения часто). Редко чего-то боятся и склонны переоценивать свои силы и возможности.

Поведение детей-холериков - это прежде всего повышенная раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, неумение совладать с собой. Они очень медленно и тяжело успокаиваются.

Поведение ребенка-сангвиника

Маленькие сангвиники - дети уравновешенные и жизнерадостные. Однако их интересы, как и у холериков, кратковременные, поверхностные. Им постоянно необходимы новые впечатления. Очень хорошо себя чувствуют в коллективе, миролюбивые, достаточно терпеливы, адекватно воспринимают критику в свой адрес (или просто пропускают ее мимо ушей). Сангвиники редко становятся зачинщиками конфликтов и проявляют агрессию в редких случаях.

Такие дети не любят риск, но любят, когда нужный результат достигается быстро. Несколько переоценивают свои возможности: даже если это касается первой попытки взобраться на диван, то малыш не будет настойчиво пытаться взобраться наверх, он просто найдет себе какую-нибудь подставку, чтоб не тратить лишних усилий.

У сангвиников очень быстро развивается воображение благодаря таким врожденным качествам, как подвижность, живость, быстрая смена эмоций. Они с легкостью преодолевают трудности и приспосабливаются к новым условиям, со всеми находят общий язык. Однако они часто не в состоянии доводить дело до конца из-за недостаточной целеустремленности.

Поведение ребенка-флегматика

Это уравновешенные, не очень эмоциональные дети, настроение в основном устойчивое без особых проявлений радости или печали. Они обладают огромным терпением и сдержанностью, настойчиво, хоть и медленно, идут к своей цели.

Они не любят перемен, медленно адаптируются к новому окружению, некоммуникабельны, но и не конфликтны, с самого раннего возраста могут проявлять педантизм и «занудство».

Это терпеливые, спокойные, целеустремленные детки, которые вяло проявляют свои чувства. Им сложно переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой, сложно привыкать к новым людям и к новым условиям, хотя по ним этого может быть и не заметно.

Их пассивность и слабая внешняя активность вызывают немало трудностей в общении со сверстниками и родителями.

Поведение ребенка-меланхолика

Юные меланхолики очень неуравновешенные личности, глубоко и долго переживают все события, настроение очень неустойчивое, в основном, пессимистическое и плаксивое. Они часто обижаются и замыкаются в себе.

У них слабое терпение, при возникновении трудностей часто впадают в истерику. Что-то новое могут воспринять как радостно, так и наоборот, негативно-пессимистично.

В сложных ситуациях чувствуют себя растерянными, им свойственны высокий уровень тревожности и подавленности, они пытаются избегать любых преград, склонны к страхам.

Такие дети легко поддаются внушению, они не уверены в себе и нерешительные, ищут опоры и защиты у более сильных. Выбирая между общением и одиночеством, отдадут предпочтение последнему.

Любое поведение ребенка обусловливается многими факторами: начиная с темперамента, формирования на его основе черт характера и т.д. Единого верного подхода к воспитанию ребенка, увы, не существует, равно как и подхода к преодолению трудностей в их поведении. Каждому родителю придется стать исследователем и «первопроходцем», и методом проб и ошибок найти подход к своему ребенку. И помочь ему таким образом успешно преодолевать в будущем любые трудности и преграды.