Успенский собор киево печерской. Успенский собор киево печерской лавры. Звон, который слышен на километры

Национальный Киево-Печерский культурный заповедник - это уникальный исторический памятник, основанный ещё в XI в. Он является духовной сокровищницей, социальным, культурным и просветительским центром. Это важное культурное наследие для всего человечества. Киево-Печерская Лавра считается одним из уделов Богородицы. Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор).

По свидетельству Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства.

О первоначальном убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — с изображением Богородицы Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись.

Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Но только ли время было причастно к разрушениям храма?


2. Успенский собор. Современный вид.

Первое серьёзное повреждение собора зафиксировано в 1096 г., когда к Киеву подошли печенеги. В 1230 г. храм пострадал от землетрясения, но вскоре был отстроен. В 1240 г., в годы татаро-монгольского нашествия, церковь снова пострадала. Захватчики разрушили крепостные стены вокруг монастыря, а Собор ограбили — забрали украшения, церковную утварь, сняли крест, разрушили иконостас. Купол и своды храма обвалились. Сохранилась только часть алтарных мозаик. И только в 1470 г. на средства киевского князя Симеона Олельковича храм был полностью восстановлен. Крымские татары под началом Менгли-Гирея наведались в Киев и ограбили Успенский собор в 1482 году.

В 1718 году случился пожар. В 1729 году Успенский собор в Киеве восстанавливают и украшают заново в стиле украинского барокко (об особенности этого стиля можете прочитать онлайн в книге «АллатРа»).

С приходом советской власти Свято-Успенский собор постигла та же участь, что и большинство сооружений культового предназначения. В 1926 г. проведение службы запретили, к 1930 году был закрыт монастырь. Успенскому собору уготовано было стать музеем атеизма.

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Правдоподобность этой версии подтверждает тот факт, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции.

Известно также о высказывании высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание народа, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию» (Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор, статья Евгения Павловича Кабанца, ведущего научного сотрудника отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.).

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в. (то есть в стиле украинского барокко!).

Это далеко не полный список событий, которые пришлось «пережить» главному храму Киево-Печерской Лавры. Буквально с самого основания его пытались разрушить, перестроить, изменить внутреннее и внешнее убранство. Почему? Это святыня, которая всегда оставалась символом единства и веры.

В 12 номере газеты “Сэнсэй” за 2013 год была опубликована статья “Чудесный случай исцеления”, в которой киевлянин Александр, работающий экскурсоводом по Киеву, рассказал следующее:

"В Лавре, кстати, после перестройки даже когда-то приезжали тибетские монахи и утверждали, что в их книгах написано, что есть три святых города - Иерусалим, Лхаса и Киев. Они говорили, что такого неба открытого больше нет нигде в мире - в Киеве восходят ввысь сто столбов света. Раньше было больше - пока не взорвали Успенский собор. А сейчас этот пучек света поднимается только от Пещер".

Но есть ещё один факт из истории Успенского собора, который заслуживает внимания! Согласно Киево-Печерского патерика, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. В источнике Исконных Знаний, книгах Анастасии Новых, есть по этому поводу такие строки:

"— Так вот, Дамиан лечил людей молитвой, помазывая больных елеем. А, к примеру, другой ученик Агапита — Алипий вместо елея использовал краски. Он был иконописец. Ещё будучи юношей, Алипий помогал грекам расписывать Успенский собор в Печерском монастыре. А потом и сам стал писать иконы. Агапит же научил его, как с помощью молитвы и красок можно лечить кожные заболевания у людей, к примеру те же язвы, гнойные раны.
— А как их можно лечить с помощью красок? — изумился Костик.
— Ну как? Краска же имеет жидкую основу. Это те же масла, которые смешивают с красителями. Плюс ещё сами красители обладают дополнительными лечебными свойствами, что, естественно, усиливает общий оздоровительный эффект. Ведь раньше использовались натуральные красители, не то что нынешняя химия. Некоторые красители имеют хорошие антибактериальные свойства, к примеру тот же краситель синего цвета индикан, получаемый из растения индигоноски. Кроме того, в те времена зачастую использовались красные и жёлтые краски, которые, благодаря своим компонентам растительного и животного происхождения, обладали антисептическим, противовоспалительным, ранозаживляющим действием.
— Получается, что Алипий сочетал профессию художника с профессией врача? — подытожил Николай Андреевич.
— Совершенно верно, дабы приносить людям максимальную пользу, — подтвердил Сэнсэй. — Кстати, Агапит поведал Алипию и немало секретов по поводу его первой «профессии». Он рассказывал ему о сочетании цветовых гамм красок, их влиянии на психику человека, поведал и о системе изображения пространственных и временных соотношений…
— Не понял, — изумился Николай Андреевич. — Это что, в одиннадцатом веке Агапит поведал Алипию тонкости психологии цветовосприятия и системы изображения пространственных и временных соотношений?
— Я думаю, Алипий тоже бы удивился, если бы узнал, что эти простые истины станут наукой только через тысячу лет, — усмехнулся Сэнсэй. — Но всё это цветовосприятие по большому счёту не суть важно. Главное, чему Агапит уделял особое внимание, так это как сотворить невидимый эффект от изображения. Ибо Агапит утверждал, что икона не должна идеализировать образ, дабы не создавать из данного образа идола для слепого людского поклонения. Но она должна была быть одухотворённой. Главное не как и на чём писался образ, на куске дерева или росписи на стене, но в каком духовном состоянии пребывал человек, написавший её. Ибо, пребывая в особом состоянии сознания, когда человек предельно абстрагируется от своего Животного начала и максимально проявляет своё Духовное, в икону закладывается особая сила. Она способна ввести созерцателя данной иконы в особое состояние сознания, возбудить ощущения реальности присутствия божественного и породить в человеке духовный всплеск или, как говорят сегодня, осуществить «подзарядку». И чем чище помыслы и стремления художника к Богу, тем мощнее будет ощущаться данный эффект, который, благодаря своему положительному заряду, способен духовно преображать человека, я уже не говорю о том, что нормализовать его физическое здоровье. Ибо физическое здоровье в первую очередь зависит от духовного. Причём такой всплеск силы, порождённый Верой художника, будет стабильно сохраняться на протяжении тысячелетий.
— Тысячелетий? А почему так происходит? — поинтересовалась Татьяна.
— Потому что для настоящей духовной силы в действительности не существует ни времени, ни пространства.
— А это распространяется только на иконы? — полюбопытствовал Костик.
— Это распространяется на любое художественное произведение. Ведь дело не в деревянной доске, покрытой красками, как говорил Агапит, не в холсте, не в скульптуре и не в книге, а в той внутренней силе, которая закладывалась в данное произведение".

Очевидно, что наши предки знали о важности духовного развития Личности, о значимости передачи духовных Знаний для будущих поколений! Первостепенным в росписи соборов и храмов для них была не красота внутреннего или внешнего убранства, а та духовная сила, которая закладывалась автором в его творения.

Послужил ли именно этот факт причиной многочисленных разрушений и изменений Успенского собора? Пусть каждый сам даст ответ на этот вопрос…

Успенский собор Киево-Печерской лавры, парадный фасад

Официальное название: Успенский собор Киево-Печерской лавры, Собор Успения Пресвятой Богородицы

Адрес: г. Киев, ул. Лаврская, 15

Дата постройки: 1073

Основная информация:

Успенский собор Киево-Печерской лавры - один из древнейших храмов Киевской Руси, уникальный памятник архитектуры, а также усыпальница многих выдающихся личностей. На протяжении многих веков он был одной из самых почитаемых святынь Православной Церкви, а также является обязательным пунктом любой экскурсии в Киево-Печерскую Лавру .

История:

История успенского собора в Киеве . Успенский собор в Киево-Печерской Лавре стал первым храмом на территории лаврского монастыря, который был сооружен из камня. До его возведения, службу отправляли в деревянной церкви, названной в честь Успения Божией Матери, которая была расположена непосредственно над пещерами.

Если ссылаться на "Патерик Печерский", закладка Успенского собора сопровождалась многочисленными знамениями и знаками. Первый камень собора заложили в 1073-м году. в торжественной обстановке. Присутствовал даже преподобный Феодосий со всеми Печерскими монахами. Князь Святослав не только даровал землю для строительства церкви и 1000 гривен золотом, но и собственноручно выкапывал ров для создания фундамента.

В июле 1077 года все работы по строительству храма были завершены. Внутренние работы, работы по его прокладке и застройке крещальни, в том числе и часовни, продолжались вплоть до 1089-го года. Окончательно, храм был освящен в 1089 году, и его освящение было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

В конце одиннадцатого века, недалеко от северной стены Успенского собора, на расстоянии порядка 1,5 м и на средства боярского сына Захария была сооружена церковь Иоанна Предтечи. Главной святыней храма и его украшением была икона Успения Пресвятой Богородицы.


За свою богатую и многовековую историю церковь множество раз подвергалась разрушению.

В 1722 - 1729 годах собор заново украсили и перестроили. Стены церкви были оштукатурены и чудесно расписаны. Росписи были исполнены мастерами и художниками лаврской иконописной мастерской.

После того, как Успенский собор был восстановлен в 1729-м году, его архитектура оставалась без существенных изменений вплоть до 1941-го года. С приходом гитлеровцев в Киев во время оккупации, Успенский собор был разграблен, а 3-го ноября 1941-го года храм был взорван, отступающими войсками красной армией. Во время войны, с главного храма Киево-Печерской лавры, в Германию вывезли множество материальных и художественных ценностей, в том числе серебряные Царские врата, 120 серебряных риз, драгоценные оправы, украшавшие алтарь и жертвенник, 3 серебряные гробницы и несколько Евангелий в окладах. Только небольшую часть этих уникальных и невероятно ценных произведений искусства были возвращены.

Разрушение и, практически, полное уничтожение собора, нанесло чрезвычайно ощутимый и непоправимый ущерб не только самому архитектурному ансамблю Заповедника, но и всему историческому облику города в целом. Согласно Указу Президента Украины от 9 ноября 1995, Успенский собор был полностью отстроен и реконструирован в 1999-2000 годах.

Восстановленный Успенский собор был освящен Предстоятелем Православной Церкви Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000. Со времени освящения церкви, в ней проходят торжественные богослужения и литургии в дни крупных и значимых церковных праздников.

Сияющий золотом обновленный Успенский собор дополнил и завершил ансамбль Соборной площади. Своей мощной структурой он восстановил утраченное равновесие сооружений архитектурного комплекса Верхней территории Киево-Печерской лавры.

Интересные факты:

Считается, что именно после построения Успенского собора на Руси началось почитание святой Богородицы

Бытует версия, что Успенский собор был взорван войсками красной армии в целях скрыть массовые ограбления в соборе

Успенский собор на карте Киева:

Достопримечательность на карте:

Достопримечательности:

Центральный храм Киево-Печерской Лавры - это Успенский собор. Фото Ярослава Синченко.

Facebook

Twitter

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Этот собор в 18 веке называли Небеси Подобной церковью. Это был один из самых красивых монастырских храмов, а строился он изначально в 11 веке, и до середины 12 века считался образцом культовых сооружений монастырского типа. Конечно, выглядел он тогда совсем не так, как сегодня. Это было прямоугольное одноэтажное трехнефное здание с одним куполом. Внешне сооружение казалось розоватым из-за материала, из которого было построено. В церкви были богатейшие интерьеры с фресками, мозаикой и предалтарными мраморными колоннами. Разрушался он в течение веков, как и весь архитектурный ансамбль Лавры. Поэтому каждый раз, когда его перестраивали, вокруг изначальной церкви делали небольшие постройки на некотором расстоянии от нее. И уже после пожара 18 века, когда сюда приехал московский архитектор Васильев, он все построечки объединил под одной крышей. Поэтому размеры собора увеличились практически в два раза. Изменил храм полностью и свой внешний облик. Он стал уже квадратным, двухэтажным, его венчают семь грушевидных позолоченных куполов, на всех фасадах – фронтоны, заполненные лепкой и настенной живописью. На западном фасаде на этих фронтонах изображены Антоний и Феодосий Печерский и те чудеса, которые они совершали, и то, что они сделали для Лавры в свое время.

Сейчас Успенский собор выглядит так Фото: Ярослав Синченко

В соборе стояло семь красиво расписанных в стиле украинского барокко иконостасов. В Успенском соборе также до 300 захоронений известных исторических и церковных, политических деятелей. Там захоронен основатель Киево-Могилянской академии Петр Могила, сюда были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но, к сожалению, они не сохранились после разрушения собора в 1240 году.

Через два часа после того, как был сделан этот снимок, Успенский собор взорвали Фото: Ярослав Синченко

Успенский собор всегда был центром всей архитектурной композиции лавры, люди всегда восхищались его красотой. Но, к сожалению, 3 ноября 1941 года, В день, когда Лавру посещал президент Словакии Йозеф Тисо и сопровождавшие его германские генералы, храм был взорван. Взрыв прогремел только через два часа после того, как президент со спутниками покинули Лавру. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто именно взорвал собор и уничтожил этот замечательный архитектурный памятник.

До 1998 года на центральной площади Лавры была только одна часть Успенского собора, фундаменты 18 века и 12 века и несколько стен. Больше не было ничего. Фото: Ярослав Синченко

Благодаря тому, что в архивах сохранились все необходимые материалы, а город Киев смог собрать средства для постройки нового храма, в ноябре 1998 года началась его реконструкция. Закончилась она уже в августе 2000 года. И 28 августа была проведена первая праздничная литургия в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так что сегодняшний Успенский собор это точная копия его предшественника. Это доказывают фотографии прошлого века.

В восточной части Успенского собора находится алтарь, прикрытый совершенно чудесным иконостасом. Его вырезали наши полтавские мастера также в стиле украинского барокко. И здесь храмовая икона – Успение Пресвятой Богородицы. Также по традиции справа и слева находятся иконы Богородицы и Иисуса Христа. А дальше они меняются согласно каждому ряду (именной, апостольный). В промежутках находятся праздничные иконы (они меньше размером). Всего 69 икон, которые писались львовскими художниками (среди них и сын Нины Матвиенко). Длина иконостаса – 25 метров, а высота – 22,5 метра. Пять с половиной килограммов сусального золота ушло на то, чтобы украсить иконы. Средства на воссоздания частично выделила Германия – 220 тысяч дойчмарок. Фото: Ярослав Синченко

Конечно же, в соборе есть не один иконостас. Однако, остальные меньше размером. В соседнем наблюдаем интересную вещь - две центральные иконы отделены друг от друга дьяконской дверью. Поэтому изображение праведного Авеля – это не храмовая икона. Она следующая – это святой Стефан. В некоторых церквях иконы находятся рядышком, а в некоторых отделяются. Это зависит от размеров иконостаса.

Еще один, меньший иконостас Успенского собора. Фото: Ярослав Синченко

Успенский собор уже почти отреставрирован – большая часть работ проведена. Кстати, в центральном пределе церкви находится захоронение Петра Могилы, но сейчас оно закрыто.

ГЛАВНАЯ ЛАВРСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

На Соборной площади архитектор Шедель в первой половине 18 века сделал две очень интересные постройки. Так, за сквериком находится резиденция митрополитов и в начале 20 века к ней пристроили Благовещенскую церковь (также ее называли Митрополичьей). Здесь жили митрополиты до января 1918 года. Когда большевики вошли в Киев, последний из них Владимир Богоявленский был арестован и расстрелян. В 1923 в помещении был открыт Музей культуры и быта. А уже в 1973 году был открыт музей украинского декоративно-прикладного искусства, который работает до сих пор. Там представлены богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства.

Рядом с покоями митрополитов мы видим двухэтажный корпус – это бывшая трапезная, которая была построена в конце 19 века известным киевским архитектором Владимиром Николаевым в стиле эклиптика. На первом этаже была трапезная, куда собирались монахи (трапеза длилась около двух часов), а на втором этаже находились келейные помещения и кухня. Ряжом с трапезной палатой обязательно находилась церковь, потому что до и после трапезы нужно совершать благодарственную молитву. Сегодня трапезная церковь у нас не просто музейный объект, это и действующая церковь, где проводятся важные монастырские обряды.

Самой лучшей своей работой архитектор Шедель считал главную Лаврскую колокольню. Об этой колокольне в 18 веке он сказал: "Сея звонница в Киево-Печерской Лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей России и в Европе другой не обыщется, и навеки оная звонница стоять будет".

Интересно, что слова архитектора оказались пророческими. Потому что колокольня действительно никогда не разрушалась. Она строилась с 1731 по 1745 годы. Пять миллионов штук кирпича ушло на ее строительство. Ее высота – 96 метров 52 сантиметра. Глубина гранитного фундамента разная со всех сторон, но приблизительно - семь метров. Толщина стены – восемь метров, и диаметр – 29 метров. Здесь четыре яруса, каждый из которых оформлен по-своему. Наверху огромный купол площадью в 510 квадратных метров, и на нем три килограмма сусального золота. Крест, завершающий постройку, в высоту - четыре с половиной метра. Еще одна интересная особенность – на четвертом ярусе в колокольне стоят восемь групп полуколонн Кориинского ордена, и над каждой группой находится герб Российской империи – коронованные двуглавые керамические позолоченные орлы. Из-за высоты колокольни они кажутся небольшими, но в действительности размах крыльев каждого из них – около двух метров. Там же находятся часы-куранты, которые были установлены в четвертом ярусе колокольни в декабре 1903 года. Куранты, привезенные из Москвы, весят 4,5 тонны. Слышим мы их каждые 15 минут и каждый час. Сам механизм часов невиден – он закрыт в металлическом каркасе. Колокола, которые звонят на службу и после службы, находятся ярусом ниже. А публичная библиотека была расположена во втором ярусе. А внизу был архив монастыря.

Сейчас колокольня находится на реставрации. Фото: Ярослав Синченко

Колокольню обычно реставрирую каждый 20-25 лет, на ней даже имеются таблички с указанными датами реставрации. Поскольку это была одна из самых высоких построек города Киева в свое время, (помните, как Голохвастов говорил: "Когда ты поднимаешься на Лаврскую колокольню, то оттуда люди кажутся такими маленькими, как мыши, то бишь крысы"), то становится понятна фраза киевлян о том, что кто не поднимался на Лаврскую колокольню, тот Киева не видел. Оттуда действительно можно было увидеть весь город и левый берег, который до середины 20 годов считался Черниговской губернией, где находились рабочие поселки.

Из колокольни (которая, правда, сейчас реставрируется и не принимает посетителей), можно увидеть не только весь Киев, но и всю Лавру:

Можно увидеть, к примеру, видовую насыпную площадку, которая появилась только в 18 веке, когда Петр 1 приказал строить здесь крепость, имея намерение защищать Киев от шведов. И насыпная площадка служила в качестве наблюдательного пункта.

Зеленое здание со шпилем около позолоченных куполов (около берега Днепра) – это церковь Спаса на Берестове. Она строилась в 12 веке, потом в начале 18 века видоизменилась – стала крестообразная. А в 19 веке архитектор Миленский достроил к ней колокольню в стиле классицизм. Только на примере этой церкви мы можем представить себе, как менялись архитектурные стили.

Отсюда хорошо видна Соборная площади и Успенский собор, также трапезная и Трапезная церковь. Рядом с трапезной - бывшая иконописная школа (зеленая крыша). За Успенским собором видим здание с керамическими розетками – это бывшая типография. Сейчас там музей книг и книгопечатания Украины. Второе здание левее за каштанами, там где фонтан – это бывшая пекарня, называемая ковнеровским корпусом в честь каменных дел мастера Степана Ковнера. Это бывший крепостной монастыря, в последствии получивший вольную. С колокольни также хорошо видна крепостная стена, в которую встроены две церкви.

Перед нами внизу покои митрополита (в доме на пригорочке с зеленой крышей, на которой видна антенна) и церковь Благовещенская, и нижняя территория, окруженная крепостной стеной. Она такая же большая, как и верхняя. Там есть и хозяйственные помещения, и гостиницы, и кафе, и келии, и мастерские. Там и фруктовые сады, и резиденция митрополита, и академия. То есть, это территория уже действующего монастыря. А вот пещеры находятся уже ближе к воде.

Пещеры сегодня – это место паломничества. Сюда приходят молиться, в основном. Пещеры вообще однотипные – только глубина разная. Объясняется это тем, что одни пещеры в холме, другие – в овраге. Общая их протяженность около одного километра, но между собой под землей они не соединяются. Метр – полтора метра ширина коридоров пещер. Максимальная высота – два с половиной метра. В 18 веке пещеры укрепили, защитили от обвалов и расписали. На полах лежат такие же чугунные плиты, как в Троицкой церкви, только другой формы. В подземных церквях стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди братьями Брызгуновыми в 18 веке. Святые мощи лежат в гробницах. Над каждой гробницей висит икона святого и табличка с его именем. По традиции, останки нужно закрывать. Поэтому все закрыто, только там, где лежат нетленные мумифицированные останки, открытые руки. В пещеры сегодня нужно ходить со свечкой, чтобы увидеть, что там есть.

Эта церковь – одна из самых поздних построек на территории Лавры, она датируется 19 веком. Архитектура здесь совершенно другая - это псевдо-византийский стиль. Эту церковь сравнивают с Софийским собором в Византии, в Константинополе.

Возле входа в трапезную видим две оградки. Там, где стоит крест – это захоронение Петра Столыпина, а рядом находится захоронения Искры и Кочубея, о которых Пушкин пишет в своей поэме о Полтавке.

В самой церкви отмечаем небольшой притвор и отсутствие нефов. Это большое помещение – восьмигранник. В сравнении с Троицкой церковью здесь намного меньше композиций и более темная цветовая гамма. Иконостас в храме очень красивый – резьба в мраморе, это очень сложная техника. А храмовая икона – Антоний Феодосий Печерский.

Огромное чугунное паникадило, украшающее свод церкви, было подарено монастырю Николаем Вторым, последним российским царем, в конце 19 века. Весит оно одну тонну и 200 килограмм. Фото: Ярослав Синченко

Кстати, в церкви есть подпольное отопление и старинные колориферы. Почему отопление? Потому что рядом трапезная, куда монахи и зимой, и летом приходили каждый день и проводили здесь по несколько часов.

Наверху, на втором этаже, были келейные помещения, а кухня – рядышком. Полы здесь не сохранилось, помещение оформлено в стиле российского модерна. В последний раз здесь реставрировали все в 70 годах, в преддверии Олимпийских игр. Тогда в трапезной был выставочный зал, а в церкви проходили концерты камерной музыки – там очень хорошая акустика. А сегодня здесь проходят богослужения – это музейная и действующая церковь.

Когда в церкви идет служба, певчие стоят возле киото. Обычно, если храм большой, то хор стоит напротив алтаря (там обычно есть балконы), а если простая служба, то певчие находятся в неприметных специально отведенных местах.

А в этом помещении монах кушали Фото: Ярослав Синченко

Для того, чтобы посмотреть всю Лавру, нужно очень много времени. Ведь о каждом здании можно говорить очень долго – Лавра многое видела и многое пережила. Но в любые времена она поддерживала и помогала людям. Поэтому неудивительно, что паломники сюда идут из разных мест и из разных стран.

НА ЗАМЕТКУ

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 09:30 до 18:00. Заповедник работает без выходных, в летний период - до 20:00. Вход на территорию платный (25 гривен). Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.

Напомним, что посетить виртуальную обзорную интернет-экскурсию по Национальному заповеднику Киево-Печерская Лавра вы сможете, заглянув в наш материал .

9 октября 1941 г. высший руководитель СС и полиции «Южная Россия» обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн получил секретную шифротелеграмму из Берлина.

«Тайно. Фюрер приказал, чтобы священники, монахи - местные верующие или служители культа - не могли иметь доступа в монастырь, который находится на территории цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не может быть чем-то вроде места паломничества или религиозной святыни. Охрану (монастыря) следует передать полиции и после передачи разрушить его. Верховное Главнокомандование Вермахта, Штаб оперативного руководства, Отдел обороны страны (4-QU) № 02316-41, подписал Шеф Орпо из комендатуры G 2 (01) № 526-41 (G)».

Приказ исходил из самых верхних эшелонов политического руководства Третьего Рейха - он был подписан непосредственным начальником Еккельна, руководителем Ordnungspolizei, имперской полиции общественного порядка, оберстгруппенфюрером СС Куртом Далюге, который отвечал за охрану Гитлера и высших нацистских сановников и в силу этого - за выполнение их самых секретных и деликатных поручений. Как стало известно позднее, зловещее распоряжение насчет «монастыря в Киеве» было санкционировано самим рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, верховным начальником всей германской полиции, после посещения им главной ставки Гитлера в Восточной Пруссии - Вольфшанце.

Скрытая подоплека происходящего стала понятна Еккельну чуть позже, после прибытия в Киев доверенного лица и ординарца Гиммлера штурмбанфюрера СС Гельмута Дёрнера. Он был снабжен особыми полномочиями от рейхсфюрера и привез инструкции по осуществлению тайной операции, которую предстояло провести при содействии рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Вот тогда-то и выяснилось, что кроется за пристальным вниманием нацистских главарей к старинному монастырю на днепровских кручах. Формальным поводом для совершения кощунства послужила...диверсия на Видовой площадке Верхней лавры. Немцы беспечно устроили там наблюдательный пост и толпами ходили туда, чтобы полюбоваться днепровскими далями. Однако на второй день оккупации Киева, 20 сентября 1941 г., когда нацистская пропаганда самоуверенно вещала, что «враг повергнут и уже никогда не поднимется», советским саперам удалось подорвать на площадке целую артиллерийскую батарею во главе с ее командиром оберстом Гансом-Генрихом фон Зейдлицем-унд-Голау.

По сложившейся в немецкой армии традиции погибшим офицерам посмертно присваивали очередное воинское звание. Поэтому в донесении, отправленном в рейхсканцелярию 7 октября 1941 г., Зейдлиц именуется уже генералом. Тем самым он оказался самой значительной военной жертвой вермахта за все время осады Киева и последующей двухлетней оккупации города. Кроме того, взрывы в Лавре явились прелюдией «минной войны», охватившей вскоре украинскую столицу. Все это, несомненно, нанесло сильнейший морально-психологический удар по честолюбию захватчиков и их вере в собственную неуязвимость. Прослеживается прямая связь между событиями в Киеве в последней декаде сентября 1941 г. и исступленной реакцией на них Гитлера.

Дальнейшие действия немецкой стороны были продиктованы самыми примитивными представлениями о мщении в духе средневекового принципа Vergeltung (расплата), повсеместно культивируемого в Третьем Рейхе. Поскольку непосредственные исполнители диверсии оказались недосягаемыми, была применена испытанная тактика перенесения агрессии на материальные или символические объекты, в данном случае - бесценные памятники культуры. Решение совершить надругательство над Успенским собором полностью вписывалось в эту варварскую систему. Оккупанты особенно не таились, что главным мотивом их дикарского поступка была тривиальная месть. Отто Кляйн, сотрудник зондерштаба изобразительного искусства, занимавшегося изъятием художественных ценностей в Музейном городке, впоследствии вспоминал: «От одного солдата я узнал, что целая рота солдат была подорвана русскими, и в качестве возмездия за это было запланировано подорвать Успенский кафедральный собор в Лавре».

И все-таки решающим основанием при совершении этого злодеяния для нацистов послужили, скорее всего, идеологические соображения. Еще 29 сентября 1941 г. Гитлер заявил в беседе с Борманом и Розенбергом, что Германия не заинтересована в существовании в Украине единой сильной Церкви. По зловещей иронии судьбы как раз накануне ему было доставлено самое первое донесение о взрывах в центре Киева и диверсии в Лавре. Можно предположить, что именно после этой депеши «монастырь на цитадели Киева» стал восприниматься в Берлине как очаг зарождающегося патриотического и национально-освободительного сопротивления и ассоциироваться с враждебными антигерманскими силами.

Следует отметить, что многие высокопоставленные нацисты впоследствии трактовали события в Печерском монастыре именно в таком ключе. Альберт Шпеер, министр вооружения Третьего Рейха, был уверен, что «рейхскомиссар Украины Эрих Кох решил уничтожить символ ее национальной гордости и приказал взорвать церковь». Еще один свидетель - Фридрих Хайер, офицер Вермахта в сане евангелического священника, со слов офицеров киевского отделения военной разведки (Абверштелле) утверждал, что «скорее всего, за акцией стояли руководитель Партийной канцелярии Мартин Борман и рейхcкомиссар Эрих Кох, которые преследовали цель лишить Украину ее идеологического центра, чтобы, если церковь и будет вновь восстановлена, то уже не будет пробуждать исторических воспоминаний...».

Об идеологической подоплеке провокации сообщает и Эдвин Грюцнер, технический инспектор одной из воинских частей, дислоцированных в оккупированном Киеве. Он успел посетить Лавру до взрыва и вновь побывал там вскоре после трагедии: «Через несколько дней до нас дошли слухи, что в Лаврском монастыре взорвался пороховой склад. Но как? Лишь недавно Хардер и я побывали там, мы рассматривали мумии в гробницах, а также прославленную церковь. Для гранаты взрывчатых веществ там просто не было места. Но все же, когда мы пришли туда снова, то поняли, что там было место и для взрывчатки. Мы выглядели пристыженными перед обломками памятника культуры. Эсесовцы вновь доказали немецкую непоколебимость. Намного позже мы узнали, что церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Символ украинской национальной гордости должен был быть уничтожен».

Подготовка взрыва в Лавре получила широкую огласку в различных военных и гражданских ведомствах Третьего Рейха и даже вызвала серьезную озабоченность у их служащих. Уже 13 октября 1941 г. чиновник центрального аппарата Министерства восточных оккупированных территорий д-р Отто Бройтигам составил специальный меморандум, в котором предупреждал о негативных последствиях данной акции:

«Под монастырем в киевской крепости, который должен быть подвергнут разрушению, очевидно, имеется в виду знаменитая «Лавра», древнейший монастырь России и Украины. [...]

Разрушение территории монастыря чрезвычайно задело бы как национальные, так и религиозные чувства, и тем самым нанесло бы тяжелейший удар нашей политике в Украине. Ввиду того, что там захоронено множество монахов, такое действие могло бы рассматриваться как кощунственное осквернение кладбища.

Коммунисты не осмелились прикоснуться к Лавре и даже, примерно до 1935 г., пускали туда монахов.

Мировая общественность, наверное, очень сильно отреагировала бы на разрушение Лавры.

Поэтому следовало бы подумать над тем, чтобы сохранить Лавру как памятник архитектуры значительной культурно-исторической ценности, но не возрождать ее в качестве монастыря».

Но к этому предостережению никто и не думал прислушиваться. 18 октября Еккельн издал приказ о выселении из Верхней лавры всех ее жильцов и запрете доступа туда музейных сотрудников. В последующие недели из Успенского собора в страшной спешке вывозились экспонаты, которые отбирались немецкими «экспертами» по произвольному принципу; к слову, ценнейшее собрание икон (коллекции Харитоненко и Порфирия Успенского) было изъято целиком, но большая часть церковной утвари и шитья, напротив, оставлены на произвол судьбы как «идеологически вредные для национал-социалистского мировоззрения».

Словно в оправдание предстоящей акции, руководитель Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнгард Гейдрих издал 31 октября 1941 г. секретную директиву об отношении к Православной церкви и ее святыням. В этой директиве он предостерегал о «большой политической опасности и опасности в области мировоззрения», которую может вызвать возрождение религиозной жизни на оккупированных территориях, и призывал противостоять этой тенденции путем «закрытия находящихся в восточных областях Церквей, зараженных еврейскими догматами», при помощи «определенных умений».

Какими «умениями» собирались воспользоваться нацисты в Киеве, выяснилось на секретном совещании, проведенном по приказу Гиммлера в конце октября 1941 г. На нем в присутствии Еккельна, Дёрнера и Коха обсуждались конфиденциальные вопросы, связанные с использованием... «плана минирования города Киева». Судя по всему, на этой встрече шла речь о сроках проведения «отплатных действий» в Лавре и распределялись роли их участников. К самой грязной работе по выполнению «приказа фюрера» были привлечены солдаты из зондеркоманды 4а, входившей в состав печально известной айнзацгруппы С, недавно отличившейся в Бабьем Яру. Свидетели видели, как они затаскивали в Успенский собор какие-то тяжелые ящики, и шеф зондеркоманды штандартенфюрер СС Пауль Блобель чуть ли не в открытую говорил, что это взрывчатка.

Вместе с тем пропагандистское прикрытие операции оказалось дилетантским. Организаторы провокации не сумели подыскать непротиворечивого объяснения случившемуся. В донесениях в Берлин взрыв в Успенском соборе был представлен как неудачное покушение советских подпольщиков на словацкого президента Тисо. Однако во избежание дипломатического скандала эта версия не получила официального подтверждения; более того, в местной прессе замалчивался даже приезд словацкой делегации в Киев. Взамен киевлянам была предложена совершенно иная трактовка событий. Накануне трагедии в окрестностях Лавры были расклеены объявления, в которых извещалось о предстоящих работах... по разминированию собора. В целях безопасности обитателям ближайших кварталов было приказано на сутки покинуть свои жилища. Сразу после взрыва немцы пытались оправдать разрушение храма необходимостью уничтожения неизвлекаемого заряда. Таким образом, большинство киевлян были прекрасно осведомлены, кто на самом деле подорвал храм, пользуясь благовидным предлогом.

Степан Скрипник, будущий предстоятель Украинской автокефальной церкви, пытался по свежим следам выяснить обстоятельства трагедии. Много десятилетий спустя он написал об этом следующее: «Всі старожили й свідки київських вибухів свідчили, що викликали їх заложені большевиками міни. Положили вони їх і під головну лаврську церкву. Оповідали, що німці знали про це та виключили на деякий час струм до тих мін, а пізніше, забравши з церкви, в якій був музей, безцінні скарби, довели до вибуху». От киевлян скрыли лишь то, что советская взрывчатка была трофейной, и в храм ее занесли сами немцы.

Педантично исполняя пресловутый «приказ фюрера», оккупанты не ограничились уничтожением Успенского собора, а приступили к систематическому разрушению построек монастырского комплекса. При помощи так называемой Разборочной конторы в течение двух лет ими было полностью уничтожены или сильно повреждены 33 корпуса Верхней лавры, а также все расположенные здесь храмы. Посетив Печерский монастырь 22 июня 1942 г., гауляйтер Эрих Кох не удержался от язвительной реплики: «Все это будет взорвано. Тут будут возведены постройки для фюрера». Даже накануне своего бегства из Киева осенью 1943 г. нацисты не отказались от этих варварских замыслов. Циничную оценку этих намерений высказал немецкий архивист Вольфганг Артур Моммзен, оставивший 10 октября 1943 г. следующую запись в своем дневнике: «...гебитскомиссар Киева и руководитель СС Киева договорились уничтожить Лавру, потому что она была национальной украинской святыней. Какая ограниченность и тупость! Работы уже начались в значительном объеме, и было бы счастьем, если бы русские разбомбили Лавру целиком, чтобы таким путем было скрыто это преступление против культуры». Показательно, что служащие СД еще в январе 1944 г. пытались получить в штабе 75-й дивизии Вермахта подтверждение о завершении работ по разрушению Печерского монастыря.

И в заключение несколько слов о том, откуда получена изложенная выше информация, и почему она не была предана огласке раньше. Часть документов сохранилась лишь в виде микрофотокопий, которые в качестве военных трофеев попали в архивы Британии и США из западной зоны оккупации. Другие источники, вроде пресловутого приказа Гитлера от 9 октября 1941 г., представляют собой тексты радиоперехватов, добытых дешифровщиками из британской Правительственной школы кодов и шифров в Блетчли-Парке (графство Бакингемшир). Многие документы оказались засекреченными в годы холодной войны и идеологического противостояния двух общественных систем. В Советском Союзе в свою очередь тщательно скрывали сведения, полученные в ходе дознания по делу немецких военнопленных и интернированных лиц, в частности протоколы допросов Фридриха Еккельна, на которых он полностью сознался в своем соучастии в подготовке взрыва Успенского собора.

К сожалению, широкой огласке этих сведений в настоящее время мешают уже современные идеологические мифологемы и общественные предрассудки. Кампания по «нормализации немецкой истории», начавшаяся в ФРГ в середине 1990-х гг., не способствует правдивому освещению трагических событий Второй мировой войны. Отечественные историки и журналисты тоже невольно или сознательно оказались заложниками данной ситуации, предлагая в своих работах вымышленные «реконструкции» событий, основанные на откровенных домыслах. В этих обстоятельствах возникает своеобразная правовая коллизия. Немецкая сторона проявила исключительную щепетильность в расследовании военных преступлений 70-летней давности, в которых были замешаны граждане Федеративной Республики. Вспомним хотя бы деятельность прокуратуры Гамбурга, которая затратила 30 лет для реабилитации собственных граждан по делу о «матче смерти». Так, может, общественным организациям Украины стоит обратиться к немцам с иском по поводу разрушения Успенского собора, чтобы добиться, наконец, исчерпывающих объяснений по поводу этого преступления века?

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») - главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

История создания

В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды - Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение

Руины Успенского собора после взрыва в 1941 году

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма, среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

Существует версия об авторстве советских диверсантов, основанная на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители [нет в источнике ] . В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва называется покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты [неавторитетный источник? ] .

Правдоподобность этой версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин, но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Восстановление

Тыльная сторона воссозданного Успенского собора

После освобождения Киева храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Освятили его 24 августа 2000 года. Изначально собор не был расписан, работы по росписи храма начались в 2013 году и на данный момент еще не завершены.

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое - больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре - орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе - Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.