Обелиск на соборной площади. Площадь Святого Петра: что за обелиск стоит в Ватикане

Площадь Восстания neznaiko wrote in January 20th, 2014

Наверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания. Первое, что видит гость - вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади - обелиск победы и здание гостиницы "Октябрьская" с надписью на фасаде "Город-герой Ленинград".


Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история. Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга. На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге. В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.
Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.
Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).


Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами


Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне - проспект), 1860-е

Саму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.


Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами


Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена . Гостиница потом называлась "Северной", "Большой Северной", а после революции стала "Октябрьской". В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.


Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года


Площадь Восстания, памятник Александру III

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.
В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.
Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом - работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.


ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год



Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 год

В послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.


Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.

В 1955 году была открыта станция метро "Площадь Восстания".


Открытие ст. м. "Площадь Восстания", 15 ноября 1955 года


Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. "Площадь Восстания", между 1960-1970 годами

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" был установлен в 1985 году.



Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.


Обелиск "Городу-герою Ленинграду", вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск "Городу-герою Ленинграду" являются в плане правильными пятиугольниками.
Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

В столице Франции недалеко от Тюильрийского сада и знаменитых Елисейских полей есть площадь Согласия, построенная в XVII веке, и по сей день восхищающая своим величием и красотой французов и гостей страны. Теперешнее название – площадь Согласия – является символом окончания смутных времен и начала движения к более мирному и прекрасному будущему.

История возникновения

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Ане Габриэль. В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика. Монарха очень любило купечество и старейшины Парижа за то, что он направил экономическое развитие страны в сторону улучшения, поэтому памятник ему стал подарком от главных лиц города.

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции. С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина. На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.


Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения. Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле. Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. На нем изображены древнейшие иероглифы (их возраст составляет 3600 лет).

Во-вторых, рядом с обелиском, по разные стороны, были установлены два фонтана, каждый высотой по 9 метров. Их автор – архитектор Гитторф, заслугами являются и другие постройки на площади, ставшие достопримечательностями площади и всей столицы Франции. «Фонтан Морей» и «Фонтан Рек» были украшены статуями мифологических персонажей и колоннами.

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный. Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Достопримечательности площади Согласия

Настоящим украшением Площади Согласия в Париже является Луксорский обелиск. Этот великолепный столб высотой в 23 метра высечен из розового гранита. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет.

Обелиск Луксора подарил Франции вице-король Египта Мехмет Али за расшифровку нанесённых на нём иероглифов одним учёным из этой страны. Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор». И, по распоряжению короля Луи-Филиппа I, установлен на Площади Согласия в октябре 1836 года. Для этого, были использованы сложные подъёмные механизмы, позволившие водрузить обелиск на специально изготовленный для него гранитный постамент.

Нужно отметить, что золотой наконечник появился на верхушке обелиска гораздо позже – в 1999 году. Для его изготовления было использовано около 1,5 кг чистого золота. Особенно красиво обелиск с золотым наконечником смотрится ночью, в свете фонарей и лучей прожекторов.
Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры». Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского.

Фонтаны Площади Согласия

Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. После установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них получил название Фонтан четырёх рек , а второй – Фонтан Морей . Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

Отдельных слов заслуживает замечательно выполненная иллюминация, которая в тёмное время суток искусно подсвечивает бьющие из фонтанов струи, делая это зрелище потрясающим.

Эти фонтаны отлично вписываются в общую архитектуру площади Конкорд, так ещё называют Площадь Согласия и замечательно освежают воздух в знойный день.

Статуи Площади Согласия

Площадь Согласия гордится своим обелиском с необычной историей, величественными фонтанами и искусно выполненными статуями, дышащими вековой историей.

8 городов — скульптурная группа на площади Согласия

Каждый угол Площади Согласия украшают своеобразные скульптуры, установленные при короле Луи-Филиппе, которые являются символами 8 главных французских городов:

  • Страсбурга;
  • Марселя;
  • Лиона;
  • Нанта;
  • Бордо;
  • Бреста;
  • Руана;
  • Лилля.

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.

В центре соборной площади Троице-Сергиевой Лавры, перед южным фасадом колокольни, возвышается характерное для эпохи классицизма сооружение — каменный обелиск. Он представляет собой утвержденный на высоком постаменте сужающийся кверху четырехгранный столп, сложенный из тесаного песчаника и завершенный медным золоченым шаром. На постаменте, со всех четырех сторон, укреплены четыре овальных медных доски с выбитыми на них текстами, перечисляющими заслуги Лавры перед Отечеством в «несчастливые для России времена» татарского ига, Смутного времени и стрелецких мятежей, когда Лавра «к сохранению отечества содействовала и спомоществовала» .

Обелиск был установлен по распоряжению митрополита Московского и священно-архимандрита Лавры Платона (Левшина) в 1792 г. , в год 400-летия памяти Преподобного Сергия Радонежского. Об этом узнаем из текста, выбитого на медной доске, закрепленной на западной стороне постамента:

В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры 1792 года .

Они на Небесах: им слава не нужна,

К подобным нас делам должна вести она.

Известно, что возводила обелиск артель крестьянина Олонецкого наместничества Гаврилы Каретина по договору заключенному с Лаврой в декабре 1791 г. и составленному в соответствии с наставлениями митрополита Платона.

Камни обелиска скреплялись между собой железом с заливкой свинцом, а швы между камнями замазывались цементом с добавлением мраморной муки. При взгляде на обелиск нетрудно заметить, что один из камней его четырехгранного столпа несколько отличается от прочих структурой и цветом. Согласно объяснению Каретина, данному митрополиту Платону, камнем иного «разбора» и цвета пришлось заменить камень, разбитый в дороге, при перевозке его в Лавру.

Находчивость подрядчика позволила исполнить контракт своевременно, и обелиск украсил центральную площадь Лавры ко дню чествования памяти Преподобного Сергия. В печатном описании Лавры за 1796 г. читаем:

«В 1792 году на открытом пространственном месте, между колокольнею и Троицким Собором, с одной стороны, а с другой, между Успенским Собором и Казначейскою линиею, поставлен каменный из дикого крупного и тесаного камня обелиск, вышиною в 14 аршин, на площадке с ступенькою, и с тумбою из того же тесанного камня. Верх обелиска окончен остроконечным мрамором, а на нем поставлен медный из огня золоченый шар. На том же обелиске, сверх тумбы, укреплены с трех сторон солнечные часы, с стрелками из огня золочеными, а на тумбе, со всех четырех сторон, вделаны четыре овальные из белого мрамора доски, на коих вырезаны кратко те достопамятности, коими в разные времена сия обитель прославилась, и какие от неё отечеству изъявляемы были услуги. Устроен сей обелиск тщанием и иждивением Преосвященного Митрополита Платона».

Первое время обелиск был окружен оградой из вкопанных в землю деревянных столбов. В 1823 г. была устроена новая ограда из снятых с лаврских башен и вкопанных в землю старинных чугунных пушек, соединенных коваными цепями. Сохранилось немало изображений обелиска со вкопанными вокруг него пушками.

В 1930-х годах беломраморные овальные доски с текстами и медный золоченый шар, венчавший обелиск, были утрачены, а солнечные часы сняты и помещены в экспозиции открывшегося на территории Лавры государственного музея. Утраты 1930-х годов были восполнены в 1950 г. , когда на вершине обелиска был установлен новый золоченый шар, а на постаменте закреплены точные копии старых беломраморных досок, но уже медные.

Капитальный ремонт обелиска был проведен в 2000 г. Главной проблемой была реставрация фундамента этого сооружения. Реставрация фундамента проводилась без разборки постамента обелиска: постамент «обхватили захватками» и приподняли на домкратах, что и позволило подвести под постамент обелиска новую плиту фундамента. Разобраны были лишь камни четырехгранного столпа; затем их собрали заново, на новом цементном растворе. В процессе реставрации были обновлены гранитные ступени обелиска и плиты кафедры перед его восточной стороной, поставлены на свои места новые солнечные часы - точные копии старых часов, позолочен венчающий обелиск медный шар.

Расположена Пьяцца делла Минерва.Она названа так в честь важной базилики - Санта-Мария-сопра-Минерва,один из главных храмов римско-католического доминиканского ордена.
Церковь,в свою очередь,обязана своим именем ошибке:считалось,что она была возведена на развалинах античного храма Минервы. Действительно храм Минервы где-то на Марсовом поле был,но место церкви занимал,скорее всего,храмовый комплекс Исиды и Сепариса.
Исида была египетской богиней,но римляне легко принимали в свой Пантеон иноземных богов.Культ Исиды и вообще увлечение Египтом при Августе стали очень модными в Риме.По истечении веков,время разрушило и похоронило эти языческие храмы,и в районе,прилегающем к нынешней церкви Санта-Мария-сопра-Минерва,нашли несколько египетских обелисков,которые возможно,попарно стояли перед входом в храм Исиды.Один,украшает сейчас фонтан перед Пантеоном,другой стоит на спине слона на площади Минерва.

Обелиск на спине слона,которого в Риме ласково называют "цыпленком Минервы"(pulcino della Minerva),относится к правлению фараона Априя(VI в.до.н.э;в Библии он упоминается под именем Хорфа).Историки предполагают,что обелиск был привезен в Рим из Гелиополя во времена императора Домициана.
Установить обелиск на площади перед церковью Санта-Мария-сопра Минерва,решил Папа Александр VII Киджи,так как во время его правления был найден обелиск в 1665 году.Папу восхитила находка с иероглифами символизирующие солнечный свет и,по его разумению,свет божественных знаний.
На пьедестале,в частности,написано - "Как знаки мудрого Египта(т.е.иероглифы) поддерживают слон,сильнейший из всех зверей,так и мудрость должна поддерживать крепкий ум".
По поводу установки обелиска на площади перед церковью Санта-Мария-сопра-Минерва был объявлен конкурс.В конкурсе приняли участие несколько известных архитекторов,в числе которых были Джан Лоренцо Бернини и священник доминиканского монастыря падре Доменико Палья.По проекту,представленном последним,обелиск должен был опираться на небольшие холмы (геральдический знак фамилии Киджи) и окружён четырьмя собаками - доминиканским символом,чей лозунг "собаки Господни",подчеркивал верность всевышнему.Но этот проект был отвергнут папой,а вот представленные работы Бернини пришлись ему по душе.Выбор папы пал на проект Бернини,где стоящий слон нёс всю тяжесть обелиска на своей спине.

По всей вероятности,на создание подобного образа Джан Лоренцо вдохновил мистический роман эпохи Возрождения"Гипнэротомахия Полифила",в котором главному герою во сне привиделся каменный слон с обелиском на спине,книга сопровождалась соответствующей иллюстрацией.Книга оказала большое влияние на культуру Возрождения,включая литературу,архитектуру и садово-парковое искусство.Большим любителем "Гипнэротомахии"был и философски образованный папа Александр VII.


Однако,завистливый падре Палья,чья идея была отвергнута,убедил комиссию и папу,что и этот монумент не будет устойчив из-за полого пространства у его основы.Мол,в таком воплощение,памятник станет неустойчивым и небезопасным, что,в свою очередь,повлечёт за собой обрушение обелиска.Бернини было предложено разработать более устойчивую основу для обелиска.

Бернини яростно выступал против любых нововведений, утверждая, что это лишь ухудшит внешний вид памятника и приводил в пример обелиск на площади Навона, установленный по его проекту в фонтане Четырёх рек".Там,более мощный и тяжелый обелиск,возвышался на скале,полой снизу.Но папа Александр VII решил,что для безопасности памятника дополнительная поддержка,всё-таки,необходима.
В результате, под брюхом слона появилась подпорка,которую Бернини попытался скрыть изящной попоной.Но в этом,окончательном проекте памятника реализованным в 1667 году его учеником Эрколе Феррара, Бернини не упустил возможность показать своё презрение доминиканцам.Задний,неприличный вид скульптуры,открывающийся посредством поворота слоновьего хвоста,был установлен непосредственно перед окнами доминиканского монастыря.
Ну а сам монумент,как и положено,украсили все признаки причастности папы Александра VII-го к установке этого обелиска - папский герб на пьедестале и геральдическая восьмиконечная звезда на вершине обелиска.

Бернини в жизни никогда слона не видел,и при работе опирался лишь на слова очевидцев,в результате чего получился округлый слон,больше похожий на упитанного поросенка.

В те времена слон в Европе был почти сказочной редкостью.Те немногие животные,которых с огромным трудом удавалось довести до королевских и папских дворов,быстро умирали от непривычного климата и неумелого ухода.Правда,в 9 в.н.э. при дворе Карла Великого несколько лет прожил подаренный легендарным халифом Гарун-аль-Рашидом слон по имени Абул-Аббас,а шесть столетий спустя при дворе папы Льва X жил белый слон Ганнон,подарок португальского короля Мануэля I.Сохранилась копия рисунка Рафаэля с изображением Ганнона На рисунке видно,что Ганнон был индийским слоном.
Новый памятник, римляне прозвали "porcino/porcellino della Minerva”, или поросенок Минервы.Это название со временем превратилось в современное название обелиска -"Пульчино делла Минерва" - цыплёнок Минервы, вероятно,из-за сходства двух слов в римском диалекте.
Существует легенда,что,если потереть хвост слона,на котором стоит обелиск,можно добиться определенного успеха в бизнесе и повышения по карьерной лестнице.А если сделать фотографию на фоне обелиска на Пьяцца Минерва,то жизнь будет наполнена счастливыми моментами.

Обелиск привезли в Рим из Египта во времена правления императора Калигулы в 37 году. Согласно описанию Плиния, происхождение его - из Гелиополя. Позже обелиск возвышался на Форуме Юлии Александрийской в Египте, а в Риме был установлен в центре Цирка Нерона. Обелиск оставался на установленном месте и после запустения Цирка, до периода образования там некрополя, а впоследствии - возведения древней Базилики Святого Петра.

В 1586 году по приказу папы Сикста V и под руководством архитектора Доменико Фонтана обелиск был перевезен и установлен в центре площади Собора Святого Петра.

Справка: установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в день 10 сентября 1586 года. Сначала обелиск поместили и закрепили на монолит, а затем с помощью специального сооружения, оснащенного лебедками и роликами положили на землю. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Распоряжения отдавались при помощи рупора, барабанов и сигнальных флажков. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы: “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, что бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Согласно легенде, в шаре на вершине обелиска, находился прах Цезаря. Возможно, ветры веков выдули его оттуда, потому что при перемещении обелиска там не обнаружили ничего, кроме городской пыли. Шар, однако, поместили в Капитолийские Музеи, а на его место был поставлен крест.

Обелиск является вторым по высоте после Латеранского. Его высота составляет 25,50 метров, а вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр. Он является единственным обелиском, который не был поврежден.

Спутниковая карта обелиска: