Начало реставрационных работ. Принципы поведения работников при ремонте помещений православного храма

Р еставрация
и некоторые принципы содержания храма

на примере организации реставрационных работ

Доклад на Собрании духовенства Павлово-Посадского церковного округа Московской епархии 5 февраля 2009 года

(скачать в формате Word)

Церковная реставрация храма (храмового комплекса) является процессом воссоздания авторского замысла в современности. Для нас с вами это означает что, приступая к реставрации храма или храмового комплекса, мы должны максимально точно представлять себе всю историю архитектурного развития реставрируемого храма. Такое представление может сложиться на основании серьезного историко-архивного исследования, проведенного компетентным лицом или организацией.

В качестве примера необходимости такого исследования можно привести проект реставрации Богородицерождественского храма Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. В прошедшем году в Консультативно-экспертный совет при епархиальном отделе по реставрации и строительству Московской епархии был представлен масштабный проект реставрации этого храма, предусматривающий воссоздание древнего храма (1408-1420), но большего по площади, и соединение его гульбищем с храмом Рождества Богородицы (1547).

Проект был выполнен на очень хорошем уровне. Но после продолжительного обсуждения совет принял решение рекомендовать правящему архиерею отклонить этот проект, так как он не учитывал тот первоначальный авторский замысел, который был воплощен при строительстве этого уникального памятника Х VI века и был выявлен при проведении научной реставрации в 60-ые годы ХХ века.

Существует отличие церковной реставрации от исторической. Признавая безусловную ценность научной реставрации, тем не менее, необходимо отметить существующий внутренний конфликт церковного подхода и музейной системы охраны памятников. Самым ярким примером такого рода непростых взаимоотношений является так называемое «совместное использование» уникальных храмов Московского Кремля. Перед каждым богослужением, совершаемым в этих храмах, происходит освящение алтаря, так как в обычные дни алтари используются музейными работниками как служебные кабинеты. При служении литургии Преждеосвященных Даров, Святые Дары освящаются в Елоховском соборе и доставляются в эти храмы перед совершением литургии. После же совершения богослужений, едва патриарх покидает храм, по всему храму мгновенно возникают музейные таблички и ограждения, а в алтари входят музейщицы со своими вещами.

Принципами церковной реставрации является преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика и функциональности храма. Благочинность и удобство совершения богослужений для нас имеют большее значение, чем для музейных работников. Однако не прибегать к их профессиональным знаниям будет слишком самонадеянным. Вопиющим примером такой самонадеянности служит грубый, утилитарный подход настоятеля к реставрации церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной под всемирно известной звонницей Ростовского Кремля. По распоряжению настоятеля, вопреки нормам государственного законодательства и церковной традиции, в церкви, являющейся памятником культуры Федерального значения XVII века, были пробиты пять, никогда не существовавших, дверных проемов, растесан дверной проем входа в церковь, пробиты ниши под окнами для радиаторов отопления, стесаны, в нижней части, утолщения стен. После проведения этих работ церковь навсегда утратила свой изначальный интерьер. Более того, утрачена несущая способность здания. Над церковью находится знаменитая звонница, вес только колоколов, которой более 60 тонн. За самоуправство, приведшее кпричинению ущерба, памятнику истории и культуры всероссийского значения возбуждено уголовное дело по статье 243, часть 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


Восстановление и благоукрашение храма мы должны рассматривать как форму христианской проповеди, способ воспитания прихожан в Духе Заповедей Божиих, возможность привития любви к храму, воспитание православного вкуса и такта. И напротив, обезображенный безвкусной реставрацией или росписью храм может стать и часто становится препятствием в обретении Богооткровенной, а не народной веры для еще чувствующих фальшь людей.

Проведение реставрации храма (храмового комплекса)

имеет следующие этапы:

1. Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;

2. Эскизный проект реставрации в объеме установленном правящим архиереем;

3. Благословение правящего архиерея на реставрацию;

4. Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры МО;

5. Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и настоятельским надзором;

6. Акт приемки реставрационных работ;

7. Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации.

Роль настоятеля в реставрации храма .

Реставрация сложный процесс, требующий высокого профессионализма и большого количества времени. Настоятелю храма в процессе реставрации уместно ответственно взять на себя функции организатора всех работ, но не прораба-исполнителя. Ответственность настоятеля подразумевает необходимость знания истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, основ экономики и финансов, наличия художественного вкуса и такта. К сожалению, в настоящее время отдельные священники высказывают, на наш взгляд, довольно сомнительное мнение, что при проведении реставрации или росписи храма каждый настоятель в состоянии отреставрировать или расписать храм на свой вкус, тем самым, отрицая христианскую эстетику как учение о прекрасном, преображенном естестве. Можно напомнить, что подобный вздор еще в XIX веке высказывал в своей статье «Разрушение эстетики» двадцатилетний нигилист Д.И.Писарев (1840-1868), непререкаемый авторитет для Ульянова-Ленина. В частности Писарев утверждал: прекрасное для каждого человека есть то, что соответствует его личному вкусу. Следовательно, эстетика как наука, не может существовать: она должна быть заменена физиологией и гигиеной.

Реставрация храма, основная расходная статья содержания храма.

Стоимость профессиональных и качественныхреставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.

Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:

1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае

силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а так

же дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в

соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов истроительных организаций. Но необходимо помнить, - «Кто платит тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, не церковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.

2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и тем более деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода.

Составляющие реставрационного фонда прихода:

А. Собственные средства прихода - очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно, глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.

Б.Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале, благотворители могут стать прихожанами наших храмов. Эти средства формируются из:

· Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц.

· Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.).

· Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части.

· Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей стоящей переднастоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом, за разрушение храмов и монастырей.

Расход средств на проведение реставрационных работ.

Договариваясь с исполнителями тех или иных работ нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией, нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них. Важное качество любого руководителя, в нашем случае настоятеля, как организатора и руководителя реставрационных работ, чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам, надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно, воздерживаться от предоплат. Не заработанные деньги, особенно в церкви, развращают. Настоятель, предоставляя работу, должен знать в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться, эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, что бы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало в свою очередь нормам, хотя бы естественного приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.

Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Окончание реставрационных работ.

Еще только приступая к реставрации храма необходимо понимать, что через 3-5, максимум через 7 лет естественно возникнет необходимость в очередной реставрации, поэтому окончание реставрационных работ достаточно условно. Тем не менее, окончание этапа должно быть четко осознаваемо. Это позволит правильно подвести итоги и достойно подготовиться к следующему строительному сезону. Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме.

Поданный рапорт правящему архиерею, об окончании реставрационных работ, будет свидетельствовать оцерковном понимании настоятелем, процесса реставрации храма, как послушания.

Протоиерей Сергий Шумилов

Последний раз реставрация Храма Всех Святых на Кулишках проводилась в 1995 году, тогда была завершена полная комплексная реставрация объекта - памятника государственного значения. Данная работа была отмечена на Московском конкурсе реставраторов дипломом.

Однако исследования, проводимые после реставрации, показали на ряд изменений в подземном пространстве Храма. В процессе исследований выяснилось, что за всю многовековую историю своего существования церковь ушла в землю в среднем на 3,5 метра. Наросший культурный слой превратил нижний ярус Xрама в подвал. В храме появились множественные трещины на стенах, сводах, арках, разрывы живописи стен храма, при взгляде на храм с площади видно явное отклонение колокольни от стены Храма к западу на один градус. В течение 2008 года это отклонение увеличилось особенно заметно.

В связи с аварийным состоянием памятника архитектуры в июле 2002 года были приглашены сотрудники Межобластного Научно-Реставрационного Художественного Управления и за счет средств Храма проведено обследование здания.

В настоящее время церковь, благодаря своему живописному и красочному стилю, является одним из лучших памятников архитектуры на Славянской площади и стоит на государственной охране под № 64. Однако мощный культурный слой, скрывший нижний ярус церкви, значительно исказил художественную выразительность её первозданного облика.

С 2005 года активное участие в судьбе Xрама принимают: Росохранкультура, Москомнаследие, Мэрия. Для проведения обследования конструкций Храма Всех Святых на Кулишках Мэрия направила ГУП «НИИМосстрой».

Научным руководителем уникальных работ по реставрации Храма является профессор РГГРУ Евгений Меркурьевич Пашкин, за что выражаем ему искреннюю благодарность. Проектирование и производство работ ведёт организация ООО «Реконфисс-Ярославль».

К моменту начала реставрационных работ были собраны все разрешающие документы, каждый этап был согласован с соответствующими государственными органами. С более полным материалом можно ознакомиться в разделе «Начало реставрационных работ» .

Работы по реставрация Храма Всех Святых на Кулишках разделены на три этапа, что обеспечит стабилизацию здания и сохранит памятник архитектуры.

Этапы реставрации Храма:

Этап 1. Стабилизация памятника (завершен во втором квартале 2010 года):

  • усиление фундамента;
  • установка железобетонных свай, бетонных балок, ростверков (ростверк - это часть фундамента сооружения, распределяет нагрузку на основание, в том числе свайное).

По окончании указанных работ осадки здания прекратились, что свидетельствует о технической эффективности принятых проектных решений.

Этап 2. Укрепление стен (получена вся разрешающая документация):

  • устройство функциональной щели по периметру здания;
  • исследование стен;
  • санация и реставрация стен.

Комментарий доктора д.г.-м.н., профессора кафедры инженерной геологии РГГРУ Е.М. Пашкина по проведению II этапа реставрационных работ Храма Всех Святых на Кулишках. Читать комментарий полностью .

Этап 3. Подъем храма (будет возможен после завершения 2 этапа).

В связи с тем, что культурный слой представляет историческую ценность, на объекте постоянно велись археологические исследования.

Работы по выявлению захоронений проводились с благословления настоятеля Московского подворья Александрийской Православной Церкви при Храме Всех Святых на Кулишках, митрополита Киринского Афанасия и при непосредственном участии археологических служб города Москвы.

По окончании работ, останки будут захоронены на территории Храма, с соблюдением всех православных обрядов, а над ними - установлена мраморная мемориальная плита и крест.

Приход выражает сердечную благодарность руководству компании ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп » в лице Гальчева Филарета Ильича и Григорова Кузьмы Анастасовича за безвозмездный благотворительный взнос на выполнение реставрационных работ Храма Всех Святых на Кулишках.

Виды храма

На проведение реставрационных работ на храме Рождества Богородицы в Бутырской слободе.


Без преувеличения, этот храм можно назвать самым несчастным храмом XVII века в Москве. В последние 25 лет десятки изуродованных московских церквей были восстановлены и реставрированы, а этот незаурядный памятник, объект культурного наследия федерального значения, один из лучших образцов русского «узорочья», до сих пор пребывает в состоянии обезображенного обрубка, со снесенными завершениями и разрушающимся декором фасадов. Огромное большинство москвичей и вовсе не подозревает о существовании памятника, отгороженного от Бутырской улицы заводским корпусом 1970-х гг. Былая красота буквально погребена под грудами битого кирпича, поздними пристройками и наслоениями.


Но вот, похоже, и для храма Рождества в Бутырках наступают светлые времена. Согласно условиям конкурса, работы должны быть проведены до 30 сентября 2015 года. Начальная цена контракта – чуть менее 20 млн рублей. Итоги конкурса будут подведены 11 августа 2015 года.

Финансироваться эта реставрация будет из федерального бюджета, поскольку она была включена в организационно-финансовый план федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» на 2015 год.



Согласно конкурсной документации, руководителем авторского коллектива проекта реставрации храма, разработанного в реставрационно-строительной компании «Архитектурное наследие», является Е.Н. Киселева.

Работы августа – сентября 2015 года, судя по техническому заданию, станут начальным этапом возрождения церкви Рождества в Бутырках. В перечень работ по данному госконтракту входят «усиление существующих фундаментов буроинъекционными сваями», «цементация фундаментов и контакта "фундамент-грунт"», «инъектирование и косвенное армирование кирпичной кладки стен и сводов».


В проектной документации приводятся подробности, небезынтересные специалистам: укрепление стен в местах образования вертикальных трещин будет произведено «методом косвенного армирования углепластиковой арматурой (типа sika CarboDur BC Ø6 мм) с инъектированием отверстий современными высокопрочными ремонтными смесями специализированного назначения (типа sika Rock Fill 10). Усиление кирпичных стен, в местах образования вертикальных трещин, производится косвенным армированием углепластиковой арматурой (типа sika CarboDur BC Ø6 мм) с инъектированием отверстий современными высокопрочными ремонтными смесями специализированного назначения (типа sika Rock Fill 10)».



Как поясняют авторы, применение углепластиковой арматуры вместо стальной вызвано «необходимостью предотвращения коррозии арматуры в теле кирпичной кладки»; к тому же «высокие прочностные характеристики» позволяют применять арматуру меньшего диаметра и за счет этого уменьшить количество и диаметр отверстий в кирпичной кладке.

Первоочередным реставрационным работам предшествовало изучение состояния храма (силами ОАО «ИНЖГЕОТОП»). Общее состояние кирпичных несущих стен XVII столетия признано работоспособным, в отдельных местах - «ограниченно работоспособным». Надежность и монолитность кладки признаны удовлетворительными. Однако «эксплуатация поврежденного здания недопус­тима и представляет угрозу, так как существует опасность обрушения от­дельных деревянных перекрытий».


Поскольку проект предусматривает восстановление мощного пятиглавия храма, необходимо усилить фундаменты и стены, в которых встречаются многочисленные «биопоражения» и трещины. Наружные фасады страдают выветриванием кладки – до 8 см в глубину. Также наблюдается «повсеместное разрушение кладки стен корневой системой растений», «обширные участки разрушения кирпичного и белокаменного декора», «биопоражение карнизных участков стен по всему периметру храма». Облик фасадов церкви искажен также многочисленными оконными проемами советского времени. Сохранились основания барабанов глав храма, фрагменты живописных композиций в интерьерах.



Стены и перекрытия ХХ века, разделяющие историческое пространство здания, устроенные для производственных нужд, по проекту подлежат - в дальнейшем - демонтажу.


Одновременно Минкультуры объявило конкурс на осуществление технического надзора за реставрацией

В 2012-2013 гг. была проведена по проекту Н.И. Даниленко реставрация (с воссозданием утраченного шатра) колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках. Эти работы были впоследствии отмечены дипломом конкурса «Московская реставрация-2013». В 2013 г. были выделены бюджетные средства на разработку проектной документации по восстановлению самого храма.


Досье . Пятиглавый храм Рождества Богородицы в столичной Бутырской слободе был построен в 1682-1684 гг. на средства расквартированного в ней Бутырского полка. У пятиглавой церкви было два придела - Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. С основной частью соединялась обширная трапезная, в которую вели три крыльца–паперти. Отдельно была поставлена шатровая колокольня, одна из лучших в городе, как, впрочем, и сама церковь.

В 1935 г. храм был закрыт и передан заводу Глававиапрома. Внутреннее пространство оказалось разделено на 3-5 этажей. Храм был превращён сначала в склад, а затем в заводской цех: на первом этаже стояло оборудование для термических, компрессорных и литейных цехов, на втором – для сборки, на третьем – под куполом - размещались библиотека и архив. В начале Великой Отечественной войны были снесены завершение колокольни, пятиглавие храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни, выходившие на Бутырскую улицу. В 1970 г. между храмом и колокольней был построен новый заводской корпус.

В 2000 году было издано правительственное распоряжение о возвращении храма верующим, но выполнялось оно более чем неспешно. Поначалу прихожане получили в свое распоряжение остаток колокольни (и обратили его в храмик, пристроив апсиду). Затем верующие получили несколько помещений в здании самой церкви, вход в которые вел через проем, прорубленный в древней апсиде храма.



06.03.2017

Какая главная проблема у батюшки, который реставрирует храм в глубинке? Где найти средства. Однако если ограничить все заботы поиском денег, восстановительные работы могут сделать состояние храма еще более плачевным, а то и вовсе превратить историческое здание в непонятный новодел. Да и при строительстве церкви встречается столько подводных камней, что порой это ставит в тупик не сведущего в архитектуре священника. Что это за подводные камни, как их обойти? Рассказывает архитектор-реставратор Андрей Сергеевич Тутунов.

Цементный ликбез

Так сложилась жизнь, что я в основном опекаю епархии, которые расположены далеко от Москвы, не самый ближний край. Есть четкая закономерность: чем дальше от столицы, тем больше произвола в вопросах реставрации.

Первое, против чего воюют все реставраторы: наши провинциальные батюшки предпочитают штукатурить храмы цементом. Однако это просто гибель для строения: оштукатуренный снаружи цементом храм простоит еще максимум 50 лет, потом он будет просто разваливаться в труху. Категорически нельзя использовать при реставрации чистый цемент. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что, например, выкладывается на цементном растворе часть храма, а через четыре-пять лет она просто вся отпадает, потому что у цемента нет связи с молекулами извести.

Необходим своего рода ликбез, минимальный набор правил для «выживания» храма при ведении реставрации. И первые из этих правил – нельзя использовать цемент на фасады, нельзя использовать цемент в кладке.

Кроме того, у нас батюшки очень любят ставить при ремонте в храме пластиковые окна. Делать это противопоказано, поскольку пластиковое окно работает как термос, и это губит храм. Переплеты окон должны быть только деревянные. Тут, кстати, есть маленькая ловушка: не слишком добросовестный подрядчик нередко говорит священнику, что рамы нужно обязательно делать из дуба. Это неправда. В императорской России, по нашему опыту, примерно 85-90% окон и дверей были изготовлены из сосны. Так что если вам говорят, что обязательно нужно делать только из дуба, что ничего другого нельзя, не верьте. Если у вас есть хорошая сосна и это дешевле, можете изготавливать из нее.

Еще одна регулярно встречающаяся ошибка. Когда батюшка получает храм, которому требуется ремонт или реставрация, он, пытаясь собственными силами сделать необходимые работы, прежде всего, начинает с выбрасывания остатков старой кровли, окон, дверей и так далее. Однако ничего выбрасывать нельзя – следует все аккуратно под навесом складывать. Особенно это относится к окнам, дверям и, если кровля была криволинейная, к криволинейным стропилам. Потому что в 95 процентах случаев это или тут же сжигается рядом с храмом, или вывозится на помойку, а потом реставратору или, если нет реставратора, самому батюшке приходится изобретать форму кровли храма.

Модные цвета

Следующая проблема – у нас обожают красить храмы в непонятные цвета. Еще государь император Александр I утвердил определенные цвета окраски фасадов зданий в Российской империи. При реставрации старинных храмов надо соблюдать эти правила, а не творить все, что угодно.

Кроме того, у нас обожают делать синие крыши. Говорю вам со всей ответственностью как реставратор: в императорской России все крыши были или зеленые, или красно-кирпичного цвета. Других цветов не было. Поэтому покрывать храм ярко-синей крышей – это грубейшее реставрационное нарушение, как и покраска в синий цвет всего храма. Между тем в одной из епархий мне довелось увидеть, что практически все храмы имеют этот «модный» цвет.

Также хотел бы остановиться на ошибке, которую можно встретить повсеместно, – покраске куполов в голубой цвет. Это, можно сказать, чисто советское явление. В императорской России не красили главы храмов в светло-голубой цвет никогда.

При реставрации церкви надо искать подлинные цвета, в которые она была окрашена изначально. Подскажу: их, скорее всего, можно найти в «складках» – скажем, под подоконником, в углах здания. И уже на основании полученных таким образом сведений можно будет принимать решение о выборе краски.

Продолжая «цветную» тему, можно упомянуть о стремлении некоторых батюшек покрывать деревянные рамы бесцветным или тонированным лаком. Это абсолютно неверно – переплеты окон и двери практически всегда красили в белый или светло-серый цвет.

Неправославный купол?

«Человеческий фактор», с которым приходится сталкиваться реставраторам: у нас среди провинциального духовенства господствует убеждение, что существует только одна правильная форма креста. Будь храм в стиле ампир или барокко – нет, все равно ставьте только восьмиконечный крест. Пытаешься доказать, что крест был другой формы, характерной, скажем, для ампира, но в ответ слышишь: «Нет, я не позволю, этот крест не православный». Однако Русская Православная Церковь признает любую форму креста равновеликой, поэтому, если архитектор-реставратор говорит, что нужно поставить четырехконечный, а не восьмиконечный крест, значит, нужно ставить именно такой.

Порой доходит до абсурда. Однажды ко мне приехала представительница одного из монастырей и сказала, что она хочет на храме «православную форму» главы. Вы когда-нибудь слышали о православной форме главы? Я никогда не слышал, честно говоря. Оказывается, имеется в виду купол в форме луковицы. Проект храма в этом монастыре утверждал митрополит Филарет Московский, вот теперь я на ампирный храм должен был поставить по пожеланию этой монахини луковичную главу в стиле XVII века?

Во всех этих вопросах, полагаю, важную роль могли бы играть епархиальные древлехранители.

Стандарты и большемеры

Закон о размерах кирпича был принят только в 1847 году, до этого каждый делал кирпич, какой хотел. Есть много храмов XVII-XVIII вв., стены которых сложены из так называемого большемерного кирпича. Для сравнения: толщина современного кирпича – 65 мм, у большемера этот параметр может составлять 85 мм. Меня батюшки регулярно спрашивают: «А можно, мы современными кирпичами заменим вот эти большемеры?» Отвечаю совершенно официально: нет, этого делать нельзя, это нарушение всех реставрационных норм, это нарушение конструктивной прочности и нарушение эстетики.

Да, если у вас храм построен из крупного кирпича, вам будет очень тяжело и дорого проводить реставрацию, потому что сейчас кирпичные заводы берут за одну штуку большемерного кирпича 100-110 рублей, иначе им невыгодно их изготавливать. Но если ваш храм сложен из большемера, к сожалению, деваться некуда, вам придется обращаться на завод и заказывать под реставрацию кирпичи нужной толщины.

Ловушки строительства

Немало проблем возникает и во время строительства новых храмов. Тут очень часто неопытные батюшки попадают в ловушку недобросовестных архитекторов. Какие это ловушки? Например, современные архитекторы очень часто, чтобы продать вам проект, показывают вид храма с высоты птичьего полета, потому что это очень красиво. Сразу же от этого отказывайтесь. Ни у кого из нас крыльев никогда не вырастет, мы все ходим по земле, поэтому, если они хотят дать чертеж, пусть дают вид снизу, а не сверху. Я уже шесть или семь раз встречался с ситуацией, когда батюшки приносят бумаги: «Вы посмотрите, как он красиво выглядит сверху». Спасибо, не надо, тем более, что благодаря современной компьютерной графике сейчас можно создать любую картинку. Чтобы «впихнуть» проект, недобросовестный архитектор создаст красивое изображение, рядом деревья, кусты, какую-нибудь решеточку, и все это в перспективе. А вы потребуйте от него, как было в XIX веке, просто три фасада: восточный, западный, и, скажем, южный. Ортогональные чертежи. И тогда вы сразу же увидите реальную картину, как будет ваш храм выглядеть, а не как он смотрится на красивой картинке.

Что еще можно сказать касательно новых храмов? В ста процентах случаев (я построил немного, всего лишь шесть храмов и пять часовен, но все-таки это уже определенный опыт) священник при заказе проекта завышает площадь, которая ему нужна. Батюшки очень слабо ориентируются в этом вопросе, поэтому говорят, например: «Мне нужен храм площадью четыреста квадратных метров». Я отвечаю: «А Вы знаете, что четыреста квадратных метров – это храм на тысячу человек?» и вижу удивленные глаза собеседника.

Необходимая площадь храма рассчитывается таким образом: на квадратный метр – три человека. Вы берете количество прихожан, которые будут собираться в церкви, делите это число на три, добавляете примерно 20% на амвон, подсвечники и аналои, считаете необходимую площадь алтаря и в общем итоге получаете ту площадь храма, которая вам нужна.

Обычная ошибка, допускаемая неверующими архитекторами, которые слабо себе представляют, как происходит церковная служба, состоит в неправильном определении размера алтаря. По моим расчетам, минимальная необходимая площадь – пять метров шириной, четыре метра глубиной. Это минимум, в котором священнику более-менее удобно служить. Меньше – это уже теснота.

Хотел бы предостеречь при строительстве новых храмов от экономии на электрооборудовании. К сожалению, стало общим местом посылать условного дядю Васю на ближайший рынок, там покупать какие-то провода, какие-то штепсели, какие-то розетки, а потом все это взрывается.

Крестильня: не все так просто

Строительство крестильни – такая, вроде бы, малая деталь при возведении храма, однако и тут немало подводных камней. Прежде всего, основная ошибка при строительстве современных крестилен – купель обязательно хотят сделать в форме креста. При этом нельзя забывать о травмобезопасности, чтобы, если человек упадет в купель, он не рассек себе лоб или висок об острый угол.