Некоммерческие общества. Особенности разных видов нко, их различия и цели создания

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

3. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

3.1. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

4. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом некоммерческой организации, она может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Бюджетное учреждение с согласия собственника вправе передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника) денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Государственные бюджетные учреждения, являющиеся государственными академиями наук, вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений и собственников закрепленного за ними федерального имущества в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в уставный капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника).

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Консультации юриста по ст. 24 Закона О некоммерческих организациях

Задать вопрос:


    • Ответ юриста:
  • Илья Нармацкий

    Экономика. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?ПОЧЕМУ?

    • Некоммерческие организации , в том числе некоммерческие партнерства, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона 7-ФЗ, п. 1 ст....

    Игорь Авиловичев

    Виды фондов как некоммерческих организаций. Большое спасибо всем за помощь. Я надеюсь, что кто-нибудь всё-таки ответит на вопрос о ВИДАХ (!!!) фондов как некоммерческих организаций. Пожауйста, помогите. Это вопрос контрольной работы.

    • Ответ юриста:

      Классическими разновидностями фонда как организационно-правовой формы некоммерческой организации следует признать благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях) . Негосударственные пенсионные фонды, созданные в соответствии с федеральными законами для осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фондов в соответствии с заключенными с ними договорами, а также деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, считаются не фондами, а особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций социального обеспечения (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах"), хотя их правовое положение весьма близко к статусу обычного фонда. Вместе с тем деятельность таких фондов связана с исключительно коммерческим использованием денежных средств граждан и распределением между ними полученных в результате доходов. Поэтому их некоммерческая природа вызывает серьезные сомнения. В то же время Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, вопреки названию, являются не фондами, а представляют собой самостоятельные финансово-кредитные государственные учреждения.

    Мария Зайцева

    Подскажите пожалуйста где взять правила регистрации некоммерческого благотворительного фонда!???

    • В налоговой наверно.

    Мария Куликова

    у какой формы НКО может быть один учредитель?

    • Ответ юриста:

      Практически у любой: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Статья 15. Учредители некоммерческой организации 1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Константин Селевачев

    К какому виду организации приравнивается некоммерческое партнерство. - к какому виду организации приравнивается некоммерческое партнерство для налоговой отчетности - где посмотреть по каким документам оно отчитывается перед налоговой инспекцией

    • Ответ юриста:

      Некоммерческие организации, в том числе некоммерческие партнерства, ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-

В категорию самых распространенных организационных структур России входят компании . И, хотя их формирование не связано с бизнесом и получением дохода, НКО имеют отношение к мероприятиям, приносящим прибыль. В чем заключена основная деятельность НКО – рассмотрим в нашем материале.

Основы

Некоммерческие объединения не имеют права заниматься бизнесом с целью получения дохода, однако таковая деятельность, направленная на достижение целей организации, не запрещена (Закон № 7-ФЗ РФ гл. 4). Россия на законодательном уровне поощряет формирование НКО, государством предусмотрены специальные льготы для некоммерческих структур. Определение организаций такого формата прописано в ст. 50 ГК РФ.

Создание НКО направлено на ведение основной деятельности, которая поддерживается государством с целью реализации социальных программ. К относятся:

  • . Основные задачи организаций – услуги в области права, спорта, науки, здравоохранения, образования (ст. 123.24 Закона № 51-ФЗ).
  • . Материальной базой выступают паевые взносы. Компания создается на условиях членства, а деятельность направлена на получения услуг (товаров) для собственных потребностей организации (ст. 123.2 Закона № 51-ФЗ).
  • Фонды. Работа организаций направлена на цели, полезные обществу. Объединения такого типа не имеют членства, а их основной инструмент – использование имущества и средств, сформированных учредителями (ст. 123.17 Закона № 51-ФЗ).
  • Общественные и религиозные объединения. Создаются на основе единства взглядов учредителей. Деятельность структуры направлена на реализацию основных целей участников НКО (ст. 123.26 Закона № 51-ФЗ).
  • Государственные корпорации. Основателем организации выступает государство. Работа организации направлена на выполнение общественных, управленческих или социальных задач (ст. 123.21 Закона № 51-ФЗ).
  • Некоммерческие партнерства. Создаются гражданами РФ или юридическими субъектами. Объединение основано на членстве участников НКО (ст. 8 Закона № 7-ФЗ РФ).
  • Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). НКО создаются с целью защиты имущественных прав (ст. 123.8 Закона № 51-ФЗ).

Что особенного?

Все направления организаций некоммерческого формата имеют особенности, отличающие их от стандартных коммерческих компаний. Работа организаций этой формы ориентирована на социальные цели, объединению не обязательно формирование юридического лица, есть некоторые ограничения в процессе .

Предпринимательская деятельность с целью получения дохода законодательно запрещена, однако предоставление платных, управленческих услуг, проведение обучающих программ и образовательных мероприятий не воспрещается. Главное условие – поток прибыли должен направляться на достижение задач, ради которых создана конкретная структура НКО.

В отличие от коммерческих структур, некоторые формы НКО действуют без официальной регистрации. К ним относятся общественные движения, фонды, структуры самодеятельности. В этом случае объединения лишены прав юридических лиц и не выступают как субъекты гражданских правоотношений.

Не каждая некоммерческая организация может быть признана банкротом в стандартной процедуре. Процесс ликвидации НКО не действует на политические партии, учреждения, религиозные общины, так как в этих структурах отсутствует раздел имущества. Несмотря на то, что конкретного срока существования НКО нет, законодательно допускается формирование компании некоммерческого типа с ограниченным периодом действия.

Сферы деятельности

В зависимости от структуры организаций, основная сфера деятельности НКО охватывает такие направления:

  • Здравоохранение.
  • Благотворительность.
  • Социальная защита.
  • Образование.
  • Правовая защита.
  • Культура.
  • Религия.
  • Экология.
  • Жилищные проблемы.
  • Отношения межнационального характера.
  • Аналитика.
  • Сферы профессионального уровня.
  • Развитие гражданской обороны населения.

Согласно действующему законодательству РФ, НКО могут заниматься одним или несколькими видами деятельности, направления которых оговорены в (Закон № 7-ФЗ, ст. 24).

Главные позиции

Организация некоммерческого типа выступает субъектом, объединяющим граждан для участия в решении проблем социального и общественного назначения. Принципы создания и существования НКО должны соответствовать сфере деятельности и основам организации.

Существование НКО основывается на поддержании таких принципов:

  1. Самоконтроль. Внутри объединения ведется контроль за направлением деятельности, проводится систематическая оценка ее качества.
  2. Общественная польза. Организация реализовывает и поддерживает интересы общества, привлекает внимание власти и СМИ к проблемам социального характера.
  3. Сотрудничество. НКО развивает партнерские связи с заинтересованными субъектами ради реализации целей объединения.
  4. Ответственность. Объединение ответственно перед целевой аудиторией, обществом и должно учитывать последствия своей работы для окружающей среды, граждан, других объединений.
  5. Правовые нормы. Деятельность НКО не противоречит законодательству, подчиняется учредительным документам организации.
  6. Доступность. Информация о деятельности, миссиях и доходах объединения открыты для заинтересованных граждан. НКО может закрыть доступ к данным, разглашение которых может отрицательно повлиять на ее существование, если это не запрещено законодательством.
  7. Свобода действий. Объединение свободно в выборе направления деятельности и методе реализации его целей. НКО открыто выражает свою позицию и поддерживает ее в отношении общественных проблем.
  8. Демократическое управление. Главенство НКО информирует членов о миссиях, правовых условиях и задачах организации. Работа ведется на принципе взаимного уважения и демократии. Члены НКО имеют право открыто обсуждать вопросы, касающиеся целей и работы организации.

НКО может закрыть доступ к данным, разглашение которых может отрицательно повлиять на ее существование, если это не запрещено законодательством.

Организация некоммерческого типа не использует свои преимущества, дискриминирующие другие организации. Действия или бездействие НКО не должны приводить к негативным результатам или ущемлению прав других компаний.

Заключение

Некоммерческие организации преследуют конкретную цель, улучшающую положение отдельных социальных групп. Основная деятельность НКО должна строго подчиняться учредительным документам компании, поддерживать принципы ее существования и работать на благо общественности.

Сегодня многие слышали про некоммерческие организации, которые сокращённо именуются НКО, но смутно представляют что это такое. Давайте попытаемся разобраться, что такое НКО, чем они занимаются, какие технологии используют в своей работе и кто, собственно, в них работает, кому нужна их деятельность и кто их поддерживает.

По закону

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Деятельность НКО охватывает самый широкий спектр вопросов жизнедеятельности современного человека. В законе указывается, что:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ был введён п. 2.1, который выделил особую группу социально ориентированные НКО (СО НКО), т.е. НКО, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации. Отметим, что ни государственные корпорации, ни государственные компании, ни политические партии не могут быть социально ориентированными НКО, точнее иметь этот юридический статус.

Для того, что НКО стала СО НКО необходимо, чтобы в учредительных документах организации были прописаны нижеперечисленные виды деятельности, ну и, соответственно, на практике организация занималась такими вопросами. Статья 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организация» определяет перечень видов деятельности СО НКО:

  1. социальная поддержка и защита граждан;
  2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. охрана окружающей среды и защита животных;
  5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; (пп. 10 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 325-ФЗ)
  12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. (пп. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 172-ФЗ)

Формы НКО

С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой все юридические лица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК).

Корпоративные юридические лица (корпорации)
- это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Таким образом, теперь НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • общественных организаций , к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (гл. 3 §6 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) , к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты (гл. 4 §6 ГК РФ);
  • казачьих обществах , внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (гл. 6 §6 ГК РФ);
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (гл. 3 §6 ГК РФ).

Унитарные юридические лица - это юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:

  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды (гл. 1 §7 ГК РФ);
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (гл. 2 §7 ГК РФ);
  • автономных некоммерческих организаций (гл. 3 §7 ГК РФ);
  • религиозных организаций (гл. 4 §7 ГК РФ).

Меры поддержки

  1. финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  2. предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  3. осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  4. предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Также орган государственной власти и орган местного самоуправления могут передавать во владение и (или) в пользование СО НКО государственное или муниципальное имущество, которое должно использоваться только по целевому назначению.

На практике такая мера поддержки развита недостаточно, так как цель деятельности муниципалитета позиционируется как «привлечение прибыли в казну», а деятельность некоммерческого сектора не может быть направлена на получение прибыли. Поэтому, передавать муниципальную собственность в аренду СО НКО не выгодно, если применять в качестве меры деньги. Есть и другая точка зрения со стороны чиновников, которая заключается в том, что раз учредители НКО приняли решение о её создании, значит они должны позаботиться и о том, чтобы у организации было своё помещение. Такая точка зрения отчасти опирается на статью 26. анализируемого закона, где в качестве источников формирования имущества НКО указываются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Собственная предпринимательская деятельность

Законом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности НКО но «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах». Необходимо, чтобы деятельностью НКО, приносящая прибыль, отвечала целям создания некоммерческой организации.

Но, порой, на практике складывается такая ситуация, когда общественники не готовы выходить на рынок со своими услугами и причин для этого много. Основная из них - это не готовность изменить свое мировоззрение. Традиционный общественник делает добрые дела, делает это потому, что такова его потребность, такова суть его духовного мира. И он сталкивается с тем, что необходимо оказывать эту услугу - «делать добрые дела» за деньги, то есть за определённый процент. Эта ситуация похожа на то, что сейчас происходит в системе образования: учителям настойчиво объясняют, что их задача - не воспитывать и обучать ребёнка, а предоставлять «образовательную услугу», где учитель выступает в качестве продавца. Такой подход является для многих людей, служителей по своей натуре, неприемлемым.

В тоже время, услуги, которые производят НКО, должны быть стандартизированы и систематизированы тем или иным образом, особенно это важно, когда необходимо производить расчёт стоимости этой услуги. Государство ожидает, что НКО будут производить свои услуги минимум на 20-30% дешевле, чем в среднем на рынке услуг. При этом, если НКО получается субсидию от органа власти в Карелии, то она обязывается оказывать заявленную услугу бесплатно для населения региона.

Кадровый вопрос - Кто работает в НКО

В социальном партнерстве очень важно стремление добиваться результата. Одно дело - отстаивать политические права и заниматься болтологией, другое дело решать практические задачи на местности. Важно, не подменять деятельность органов власти, помощью волонтёров и лидеров НКО, а совместными усилиями решать проблемы.

При этом, сегодня ощущается неготовность бОльшей части НКО к систематической практической деятельности, направленной на решение проблем. Вместо этого, организации реализуют серии мероприятий, часто не связанных друг с другом. И только по истечении определённого времени, организация начинает обозначить стратегические цели деятельности своей НКО. Нередко пересмотр целей деятельности НКО приводит и к её реорганизации, и к её ликвидации.

Для того, чтобы деятельность НКО перешла на другой уровень: от небольших, почти спонтанных проектов к системный работе - необходимо иметь подготовленные кадры, которые способны не только организовать мероприятие, но и обладают достаточными управленческими компетенциями. В условиях карельской реальности, практически ничем не отличающейся от средних показателей по России, чаще всего в НКО, которые созданы для решения социально-экономических вопросов, трудятся волонтёры, люди, по своему типу эмоциональные, которых интересуют вопросы служения обществу. Эти люди, как правило, работники социальной сферы: образования и науки, культуры и искусства. За исключением профессиональных объединений и НКО, которые по своей сути являются коммерческими организациями, но зарегистрированы в форме НКО.

Помимо принятия стратегически важных решений, руководитель НКО должен быть подготовленные как в правовом, экономическом, так и социально-политическом поле. Согласно действующему законодательству, руководитель НКО несёт ответственность, как руководитель юридического лица. При чём, деятельность НКО в российских реалиях зависит целиком и полностью от её руководителя. Так как работа, как правило, не систематизирована, процессы не отлажены, коммуникации происходят спонтанно и каждый раз повторяется одна и та же ситуация, возникают одни и те же сложности, совершаются одни и те же ошибки. Функциональные обязанности специалистов НКО не определены и часто сам руководитель в одном лице выполняет функции и бухгалтера, и организатора, и лектора и т д.


Он и бог, он и жнец, он и жрец.

Выводы

На сегодняшний день, подготовка профессиональных кадров для некоммерческого сектора проводится как силами самих НКО (как российских, так и иностранных), так и в некоторых вузах на специальности «социальная работа». Но эта работа носит не системный характер и не обеспечивает постоянного притока кадров в сферу некоммерческого сектора, так как работа в НКО, в большинстве случаев, не приносит большого дохода.

Представляется, для того, чтобы некоммерческий сектор стал реальным партнёром государства в решении ключевых социально-экономических вопросов, необходимо создание условий для его постоянного совершенствования. Это, как мы уже говорили, и подготовка и переподготовка профессиональных кадров, понятная и чёткая система финансирования, система мер имущественной, административной и информационной поддержки. До тех пор, пока в системе НКО нет инфраструктуры, очень сложно говорить о развитии отрасли.

Сами НКО должны больше работать со средой - как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения системной работы, повышать доверие населения к своей деятельности и выходить на долгосрочное планирование и сотрудничество. Привлечение как добровольцев, так и включение новых членов в свои организации – один их механизмов для развития некоммерческого сектора. Люди уже созрели для того, чтобы переходить от обсуждения проблем местного сообщества к их решению.

Объединение НКО в союзы и ассоциации также может приносить определённые результат, так как при объединении усилий результат становится более значимым. Даже сейчас мы видим результаты от слаженной работы ресурсных центров НКО, но количества таких ресурно-методических центров, особенно в регионах, явно не достаточно.

Основная деятельность некоммерческой организации – это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана, и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Например, в уставе фонда социальных научных исследований целесообразно указать, что основной целью создания фонда является поддержка инициативных научных проектов в социальной сфере. В соответствии с этой целью главными задачами фонда могут быть:

Содействие развитию научных исследований;

Содействие повышению научной квалификации ученых;

Содействие установлению научных контактов и распространению информации в области социальных научных исследований в Российской Федерации и за рубежом;

Поддержка международного научного сотрудничества в области научных исследований.

Для решения возложенных на него задач фонд, в частности, должен выполнять следующие функции:

Разрабатывать и утверждать нормативные документы, определяющие порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов научных исследований, порядок проведения экспертизы проектов и предложений, а также другие необходимые для его деятельности документы;

Организовывать экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований;

Осуществлять финансирование отобранных проектов и контролировать использование выделенных на них средств;

Осуществлять в установленном порядке издательско-полиграфическую деятельность, выпуск и распространение печатной и аудиовизуальной продукции, информационных и других материалов.

Как следует из российского законодательства, практики функционирования отечественных некоммерческих организаций, к понятию основной деятельности не применяется четких требований.

Опыт показывает, что наибольшего успеха добиваются те некоммерческие организации, которые ведут несколько видов деятельности. Например, в сфере высшего образования это может быть осуществление учебно-методической, научно-исследовательской, информационной, консалтинговой и других видов деятельности.

Отдельные виды деятельности могут вестись некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Это касается в первую очередь некоммерческих организаций, действующих в сфере медицины, образования, издательской деятельности и др.

На некоторые виды деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие организации, законодательством устанавливаются ограничения. Например, российское законодательство запрещает некоммерческим фондам участвовать в деятельности хозяйственных товариществ. Такого же рода ограничения могут устанавливаться учредительными документами некоммерческой организации.

Ведение основной деятельности – главная функция некоммерческой организации. Именно эта деятельность поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении кредитов и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая в большинстве случаев сводится к реализации важнейших социальных программ.

Если некоммерческая организация совершает сделку, которая противоречит целям деятельности, определенным в ее учредительных документах, то такая сделка может быть признана судом недействительной в соответствии со ст. 173 Гражданского кодекса РФ.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Рассмотрим основные признаки предпринимательской деятельности, вытекающие из приведенного определения.

1. Предпринимательская деятельность представляет собой систематическую, целенаправленную и самостоятельную деятельность. Самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности означает осуществление ее своей властью и в своем интересе, то есть указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Необходимая предпосылка признания воли некоммерческой организации в сфере предпринимательского оборота - наличие у организации статуса юридического лица. Почти все некоммерческие организации обладают правами юридического лица; лишь общественным объединениям предоставлено право не регистрироваться. Соответственно, в случае отсутствия регистрации общественное объединение не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

2. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Предпринимательским риском является риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, а также риск неполучения ожидаемых доходов.

3. Прибыль представляет собой конечную цель осуществления предпринимательской деятельности, является одним из ее необходимых признаков. Поэтому для коммерческой организации предпринимательская деятельность должна быть основным видом деятельности, для некоммерческой - неосновным. Однако в некоторых ситуациях трудно определить, является ли основная деятельность организации исключительно предпринимательской или непредпринимательской: один и тот же вид деятельности может быть направлен одновременно и на достижение целей создания некоммерческой организации, и на извлечение прибыли. Например, некоммерческая организация, в качестве цели создания которой определено развитие физической культуры и спорта, может осуществлять свою деятельность на платной, то есть на прибыльной, основе. В этом случае вся деятельность организации, являясь по сути предпринимательской, одновременно реализует и общественно полезную цель - развитие физической культуры и спорта.

При создании некоммерческой организации учредителями или участниками должны быть определены основной и дополнительные виды деятельности, отраженные в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Они определяются исходя из содержания тех целей, ради которых создана некоммерческая организация .

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом. Лицензионные виды деятельности осуществляются только после получения лицензии в порядке, установленном законодательством.

Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на указанных в ней условиях. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, они требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер, так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности. Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением их условий.

Условия лицензии включают, прежде всего, количественные показатели, технические параметры, временные, территориальные и иные границы осуществления лицензируемого вида деятельности. Другие условия могут относиться к самому юридическому лицу и содержать перечень полномочий, составляющих его компетенцию по осуществлению лицензируемого вида деятельности. Иногда закон требует, чтобы при осуществлении лицензируемого вида деятельности некоммерческая организация не занималась какой-либо другой деятельностью. Такой вид деятельности становится исключительным для одного субъекта предпринимательства.

Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В указанный перечень включены те из них, которые относятся к авиационной и медицинской технике, шифровальным средствам, электронным цифровым подписям, средствам защиты и получения конфиденциальной информации, вооружению и военной технике, опасным производственным объектам, взрывчатым материалам, нефтегазовой, фармацевтической промышленности, перевозкам и транспорту, инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, аудиторской и иным видам деятельности. Другие виды деятельности, в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами. Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования;

Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

При реорганизации некоммерческой организации законодательство не предусматривает возможности переоформления лицензии на новое юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации.

Некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация . Предпринимательской деятельностью признаются :

1) производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, приносящие прибыль и отвечающие целям создания НКО;

2) приобретение и реализация ценных бумаг;

3) реализация имущественных и неимущественных прав;

4) участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Так же могут устанавливаться ограничения на осуществление некоммерческими организациями пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций предполагает участие организации в различных договорных отношениях, совершение ей юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т.д. Все юридические действия некоммерческая организация совершает от своего имени на свой риск. Необходимым условием участия некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее. Следует отметить, что некоммерческая организация вправе заниматься как одним видом деятельность, к примеру, участвовать на рынке недвижимости в качестве риэлтора, так и заниматься сразу несколькими видами деятельности, и в том, и в другом случае это должна быть не запрещенная законодательством РФ деятельность и соответствующая целям деятельности организации .

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

В ходе осуществления экономической деятельности некоммерческие организации в пределах своей компетенции могут сотрудничать со всеми заинтересованными предприятиями, общественными и научными организациями, органами законодательной и исполнительной власти, зарубежными и международными организациями и иными юридическими и физическими лицами.

Организация вправе самостоятельно определять направления своей деятельности, стратегию культурного, эстетического, экономического, технического и социального развития.

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.