Этапы развития античной культуры. Основные периоды развития античной философии. Римский этап античной философии

Основные этапы
развития Античной
философии

Философия Древней Греции и Древнего Рима

Античная философия – совокупность
учений, развивавшихся в Древней
Греции и Древнем Риме с конца VII в.
до н.э. и до VI в. н.э.
Натурофилософский
(досократичексий) период VII – V вв.
до н.э.
Классический (сократический) V – IV
вв. до н.э.
Эллинистический IV в до н.э. – VI в.
н.э.

1) Натурофилософия

Зарождение философии происходит в греческих полисах
(городах-государствах) Малой Азии.
Главная черта натурофилософского этапа –
космоцентризм. Основной вопрос – о первоначале (из
чего всё возникло и куда всё уходит).
Пытаясь установить первоначало сущего, мыслители
выходят на уровень абстрактных понятий (субстанция,
материя, мышление, душа и др.).
Растёт категориальный аппарат, и развивается абстрактнотеоретическое мышление.

Милетская школа

Фалес (624-548 гг. до н. э.)
философ, математик,
астроном.
«Всё есть вода»: всё
образуется из воды путем её
затвердевания /замерзания,
а также испарения; при
сгущении вода становится
землей, при испарении
становится воздухом.
Причина образования/
движения - дух,
«гнездящийся» в воде.
(Вода – аналогия.
Первовещество обладает
понятными человеку
свойствами воды).

Милетская школа.

Анаксимандр (610-540 гг. до
н.э.) Источник
происхождения всего сущего
– некое бесконечное,
«нестареющее» начало –
апейрон (беспредельное) которому присуще
непрерывное движение.
Апейрон - неопределённое,
беспредельное и
бесконечное
первовещество;
бескачественная материя.

Милетская школа

Анаксимен (585-525 гг. до
н.э.) Первооснова мира –
воздух.
Мир возникает из
«беспредельного» воздуха,
и всё многообразие вещей
есть воздух в различных
своих состояниях.
Воздух – начало и тела, и
души; боги также
происходят из воздуха;
душа воздушна, жизнь есть
дыхание.

Гераклит (544-483 гг. до н. э)
Огонь есть начало,
первоначальная
материальная причина мира,
живая и разумная сила.
Логос - разумный принцип,
управляющий миром; вечная
и всеобщая необходимость,
устойчивая закономерность,
закон перехода из небытия
в бытие.
(Огонь важен скорее как
символ, нежели как
первоэлемент – аналогия с
золотом: «Под залог огня
все вещи, и огонь [под
залог] всех вещей, словно
как [под залог] золота -
имущество и [под залог]
имущества - золото»).

Пифагорейцы

Пифагор (570-490 гг. до н. э.) В основе всего – число, как определение
соотношения вещей в Космосе.
Мир познаваем в той мере, в какой апейрон (беспредельное)
организовано числом и пределом. Познать мир - значит познать
управляющие им числа.
(Освобождение души путём нравственного и физического очищения с
помощью учения о круговороте переселений души - метемпсихозе.
Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или
животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права
вернуться обратно на небеса).

10. Элейская школа

Ксенофан (570 – 478 гг. до н.э.)
Всё есть одно.
Бог внутренне присущ миру. Бог –
это природа (пантеизм –
обожествление природы). Он
причина всего конечного,
высшее единство в основе
которого – мысль. Мысль бога
движет миром, как мысль
человека движет телом.
Парменид (540/515 - 470 гг. до
н. э.) развивает понятие
пантеистического мира-бога
в понятие бытия,
неделимого и неизменного.

11. Элейская школа

Зенон (490 - 430 гг. до н. э.) Развивал
учение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их
движения и доказывая немыслимость чувственного
бытия вообще.
Апория - трудноразрешимая проблема, неразрешимое
противоречие (апории «Дихотомия», «Ахилл и
черепаха», «Стрела»).
(Зенон не отрицал движения. Он доказывал, что оно не мыслимо
само по себе, вне контекста идеи о единстве, вечности и
бесконечности бытия. Единое бытие противостоит
чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению).

12. Метафизический материализм. Атомисты

Левкипп (V век до н. э.) ввёл
понятия атома («неделимого») как
мельчайшей невидимой частицы, и
понятие пустоты, в которой атомы
движутся. Создал учение о
детерменизме
(«ни одна вещь не происходит
попусту, всё по необходимости»)
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) в
основе всего лежит атом –
неделимая частица вещества,
обладающая истинным бытием, не
разрушающаяся и не возникающая.
Он лишён содержания но имеет
определённую форму и величину.

13. 2) Классический период

В классический период натурофилософию и
космоцентризм оттесняют этика и
антропоцентризм. Познание и объяснение
действительности начинается не с макрокосма
(вселенной), а с микрокосма – человека.

14. Софисты

«Учителя мудрости», платные преподаватели красноречия.
Главное не истина, а искусство побеждать в спорах.
Продемонстрировали переменчивость, неоднозначность
понятий об образах действительности, относительность
истины, используя т.н. софизмы –рассуждения,
кажущиеся правильными, но содержащие скрытую
логическую ошибку и служащие для придания видимости
истинности ложному утверждению.
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, и несуществующих, что они не
существуют»;
«Все есть таким, каким оно кажется нам»;
«О всяком предмете можно сказать двояко и
противоположным образом».

15. Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)
Философия – учение о том, как следует жить. Поэтому её
объект прежде всего человек, а затем всё остальное.
Исходная установка: «Познай самого себя» - поиск
знания и добродетели.
Метод познания – диалектика – искусство достижения
истины посредством рассуждения, диалога, спора.
Диалектика=
ирония+майевтика.

16. Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон (427-347 гг. до н.э.)
Создатель системы объективного идеализма – учения об
эйдосах.
Эйдос (идея)
Изменчивый мир вещей – проекция вечного мира идей в наших
умах. Любая вещь является лишь отражением своей идеи,
может стремиться к ней, но никогда не достигнет её.
Демиург - божественный создатель чувственно воспринимаемого
космоса.

17. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему
философии, охватившую все сферы человеческого развития:
социологию, философию, политику, логику, физику, поэтику.
Бог – некоторая сущность, вечная неподвижная и отделённая от
чувственных вещей, которая является их Перводвигателем,
формой и целью.
Истинное знание, согласно Аристотелю,
достигается не с помощью чувственного
восприятия или путем опыта, а благодаря
деятельности ума, который обладает
необходимыми способностями для
достижения истины.

18. 3) Эллинистический этап

Кризис античного общества стал проявляться с IV в. до н.э.
Основные проблемы – этические. Мыслители искали
ответы на вопросы: Как жить? Как выжить? Что такое
счастье?
Особенности:
Скептицизм
Мистицизм
Морализаторство
Эклектизм (смешение стилей, направлений)
Этап стал мостом между древностью и средневековьем.

19. Эпикуреизм

Эпикур (342-270 гг. до н.э.) Эвдемонизм. Цель философии –
помочь человеку обрести счастье.
Для достижения счастья необходимо:
Отказаться от потребностей (потребности влекут страдания);
Атараксия (спокойствие души, избавление от страхов);
Дружба (уход в
частную жизнь).
«Не бойся смерти: пока ты
жив - её нет, когда она
придёт, тебя не будет».

20. Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.) Стоицизм

Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.)
Стоицизм
Основной тезис: «Жить, согласно с природой, и это то же
самое, что жить согласно добродетели». Ориентир не на
приятную, а на праведную жизнь.
Мир это живой организм, управляемый Логосом
(божественным законом). Человеческая судьба является
проекцией логоса, поэтому не нужно спорить с судьбой и
её испытаниями.
«Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также
и тот, кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе,
и радость, и другие чувства».
Эпиктет

21. Скептицизм

Философское направление,
выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления,
особенно сомнение в
надёжности истины.
Пиррон: «Ничто в
действительности не является
ни прекрасным, ни
безобразным, ни
справедливым, ни
несправедливым, так как в
себе все одинаково
(безразличное), и поэтому оно
не в большей степени одно,
чем другое».

22. Кинизм

(«собачья философия»)
основатели Антисфен, Диоген:
наилучшая жизнь заключается
в избавлении от условностей и
искусственностей, в свободе от
обладания лишним и
бесполезным.
Основные принципы:
Аскесис – ограничение
потребностей;
Апедевсия – отстранённость от
культуры и общества;
Автаркия – способность к
независимому существованию.
«Торжество над самим собой есть
венец философии».
Диоген

23. Особенности античной философии

Космоцентризм;
Натурофилософский характер;
Синкретичность научно-философского знания;
Разработка понятийно-категориального
аппарата и основополагающих концепций
(типов философских систем);
Этическая направленность (этика
добродетелей, а не долга и ценностей);
Функциональность (философия призвана
помочь людям в реальной жизни).

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.

Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь в 7-6 вв. до н.э. родилась европейская философия. Древнегреческая культура породила демократическую форму организации общественно-политической жизни. Полисы (города-государства) были устроены на принципах независимости не только от внешнего, но и от внутреннего властителя, что исключало обожествление власти. Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием науки, риторики, логики. В отличие от восточной философии, для древнегреческой философии характерно понимание человека как свободного, независимого индивидуума, творческой индивидуальности . Приоритетной стала такая характеристика человека, как разум .

Основные этапы развития античной философии:

1).Натурфилософский, или досократический, период (VII-V вв. до н.э.). Основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира (натурфилософия), поиски первоначала всего сущего.

Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп).

2).Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса.

Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); возникают материализм (учение Демокрита об атомах как основе мира) и идеализм (учение Платона об идеях как основе мира); интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветитель­ская деятельность (софисты и Сократ).

3).Эллинистический период (конец IV-II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью гре­ков и во главе с соратниками А.Македонского и их потомками.

Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Пла­тона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура.

Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного чело­века (физическое – киренаики, моральное – Эпикур).

4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).

Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную; влияние на античную философию философии покорённых народов (Востока, Северной Африки и т.д.); близость философии, философов и государственных институтов (Се­нека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); внимание к проблемам человека, общества и государ­ства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности); преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их пре­вращение в средневековую христианскую философию.

СОФИСТЫ И СОКРАТ

Развитие античной философии шло по рационалистическому пути, рука об руку с развитием риторики и логики. В др. Греции приоритетной стала такая характеристика человека, как разум с его познавательной способностью, активностью, критичностью, динамизмом, творческим беспокойством . Демократическая форма организации общественно-политической жизни древней Греции, непосредственное участие граждан в управлении делами государства создали благоприятную атмосферу свободной критики, обмена мнениями, дискуссий. Это сделало востребованными культуру мышления и речи, умение логично излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.

Софисты (мудрецы, искусники) – учителя риторики и «мудрости»; за плату обучали искусству красноречия. В центре их внимания уже не вопросы о первоначале и строении космоса, а вопросы практического влияния на мнение людей, способности доказательства или опровержения. Софисты утверждали, что законы устанавливаются самими людьми, незыблемых истин нет, все знания относительны и можно доказать или опровергнуть все что угодно. (Протагор: о любой вещи можно высказывать различные, даже противоположные, мнения, и все они равноправны и истинны. «Человек есть мера всех вещей…».) Софисты утверждали неразличимость добра и зла, ставили под сомнение существование богов, справедливость законов государства, разумность решений, принимаемых на демократических собраниях.

Сократ (ок. 470 – 399 гг. до н. э.) – ученик софистов; принял их иронию, но отверг их релятивизм и скептицизм. Человек, по Сократу, может отличать более обоснованные и приемлемые суждения от менее обоснованных, менее приемлемых. Это возможно посредством преодоления наивной веры в непогрешимость своего мнения при диалоге, обсуждении,споре. Сократ называл свой метод «майевтикой» (повивальное искусство, родовспоможение) и «диалектикой» (умением вести беседу, спор). Девиз Сократа – «Познай себя». Сократ развивал «этический рационализм» (причиной дурных действий человека является его незнание истины, блага). Сократ был учителем Платона.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы.

Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания.

Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап - период расцвета греческой философс кой мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию.преображению, одухотворению человека. Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии - эллинистический - характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Космологизм античной философии

Космологизм античной философии заключается в том, что взамен мифологической идеи «порождения» она привнесла идею причинности. Первые древнегреческие школы и направления были тесно связаны с мифологией. Мифология ставила вопрос: «В силу каких причин возникло все существующее?» И причину происхождения мира видела за пределами природы, вверяя ее воле богов. Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют ее часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования).

Первоначало мира или «архе», греки ищут в самой природе, в чем-то достаточно определенном и конкретном. Это определенное слито у них с какой-либо конкретной стихией. Понятием природа «фюсис» - охватывалось все существующее: что было, есть и будет; все возникающее, развивающее, развивающееся и погибающее. Но в античном мире считалось, что должна быть первооснова существующего - субстанция, которая постоянна, из которой все возникает. Древний грек для этого выделял и обособлял какую-то часть природы, помещая ее над всеми остальными. Фалес (ок. 624-547 гг.до н.э.) утверждал, что начало сущего - вода. Анак-симандр считал первоначалом «апейрон», Анаксимен - воздух. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) впервые в философии поставил вопрос о сущности мира. Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Демокрита, Левкиппа, Эпикура. Первоосновой мира объявляется атом - материальная неделимая частица, причина и сущность всего существующего. Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются, соединяются, образуя своеобразные сочетания. Таким образом, была высказана идея микроструктуры мира, предпринята попытка объяснить возникновение тел благодаря различному сочетанию атомов, а уничтожение тел благодаря тому, что соединения распадаются.

Античная диалектика

Диалектика в Античности

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ теоретического мышления.Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милейские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин ”Д.” Первоначально этим термином (dialektike techne - “искусство диалектики”) обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2)искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия,возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает ”Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как торжественное и неизменное. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и приходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство является по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

Философия Гераклита .Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется».Г.считал, что для изменения имеются причины. Он занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Г говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Г считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Считал, что миром правит закон, необходимость. Этот закон природный.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение

идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих

изменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы

абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно

обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

Главный источник движения- внутренние противоречия.