Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Задачи:- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Ход занятия
Педагог:
Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на стульчики.
Дети:
здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог:
Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети:
Ёж.
Педагог:
Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети:
У него острые иголки и его нельзя погладить.
Педагог:
А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети:
Ёж увидел гриб.
Педагог:
Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети:
В этом предложении 3 слова.
Педагог:
Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети:
Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог:
Давайте прохлопаем каждое слово. А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети:
Предложение состоит из слов.
Педагог:
Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети:
Три слова в предложении.
Педагог:
Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети:
Три прямоугольника.
Педагог:
Посмотрите на нашу схему внизу, чем она отличается от первой схемы?
Дети:
Во второй схеме есть черточка над первым словом и точка в конце.
Педагог:
Прямоугольник с чёрточкой означает начало предложения, а точка – конец предложения. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
Педагог:
А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. Что изображено на этой картинке? (Ёж несёт яблоко)
. Сколько слов в этом предложении?
Дети:
Ёж несёт яблоко. Три слова.
Педагог:
Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Найдите правильную схему для предложения: «Ёж несёт яблоко». Поставьте рядом с этим предложением галочку. А теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Все правильно выполнили задание? Как вы думаете почему первая схема нам не подходит?
Ответы детей.
Педагог:
Все справились с заданием? Нарисуйте на своих карточках смайлик. Давайте ещё поиграем в игру «Посчитай не ошибись»
. Я буду называть предложение, а вы прохлопайте его, а затем назовите количество слов.
Наступила поздняя осень.
Ласточки пропали.
Выпал первый снег.
Скоро наступит Новый год.
Дети считают слова, хлопая в ладоши, и называют их в порядке следования предложений.
Педагог:
Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети:
Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог:
Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.
Надежда Москалюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
: «Цветик-Семицветик»
МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение) Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»
Подготовила : воспитатель Москалюк Н. В. 2015 год.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА : «Цветик-Семицветик»
Возраст : подготовительная к школе группа .
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи :
Образовательные :
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Формировать умение делить слова на слоги.
Воспитывающие :
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.
карточки с рисунками.
Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.
Организация детей : в кругу, за столами;
Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Структура :
1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»
2. Работа по теме занятия : - 2 задание
3 задание
4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»
6 задание «Игра Звуковые домики» .
7 задание
3. Итог занятия . Ход :
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?
Ответы детей.
1 Задание «Отгадай загадку и опиши»
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.
На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :
1. Наступила долгожданная весна.
2. Дети пошли гулять в парк.
(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)
Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.
Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?
3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)
Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.
Какие звуки обозначаются синим цветом?
Какие звуки обозначаются красным цветом?
Сколько звуков в слове «МАРТ» ?
Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.
Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку
4. Физкультминутка :
Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :
5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .
Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно.
7 Задание «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?
Дети. В середине слова.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?
Дети. В конце слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности детей в подготовительной логопедической группе по теме «Путешествие по сказке».
Цель занятия:
- Систематизировать знания детей по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.
- Закрепление навыков чтения.
- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза,
- Закрепление навыков умения ориентироваться в слове
- Развитие смысловой стороны речи.
Коррекционные:
- Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
- Активизация зрительной функции прослеживания.
Развивающие:
- Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.
- Развитие логического мышления.
Воспитывающие:
- Воспитание умения работать коллективно.
- Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
Методы:
- Наглядный.
- Словесный.
- Практический.
- Игровой.
Приёмы:
- Сюрпризный и игровой моменты.
- Создание проблемной ситуации.
- Показ и рассматривание иллюстраций.
- Беседа.
- Художественное слово.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
- Рассматривание иллюстраций по сказке.
- Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.
Оборудование:
Сказочный конверт с письмом; предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».
Ход занятия:
Вводная часть.
Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно, от кого она?
В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!» и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.
Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)
Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».
Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.
Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)
Картинки расположены на фланелеграфе.
Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)
Основная часть.
Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.
Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
А вот и печка стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Молчит печка, не отвечает.
Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.
Задание №1.
Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)
Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)
А какие есть еще звуки? (согласные звуки)
Логопед читает стихотворение.
Звуки эти разные гласные, согласные:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А у согласных свой характер:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Задание №2.
У печки есть еще одно задание. Определить, какой первый звук в слове: гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.
Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.
Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.
Задание №1.
Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)
Задание №2.
Составьте слова из слогов, но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)
Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.
Задание №3.
А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)
Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.
Задание №4.
Яблонька предлагает вам еще одну игру — «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука {Р} в досказанных словах по карточкам-схемам.
Лесники ее домой взять не захотят.
Ей не скажешь «Кошка, брысь»,
Потому, что это ….рысь.
Я взял муку, я взял творог
Испек рассыпчатый ….пирог.
Кто альбом раскрасит наш
Ну конечно ….карандаш.
Где обедал воробей
В зоопарке у ….зверей.
Пальчиковая гимнастика.
Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.
Закрепление умения составлять предложения по схеме.
Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)
Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.
Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.
Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)
Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.
Заключительная часть.
Игра «В гости к Бабе – Яге».
Чтение текста.
Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба-Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)
Теперь мы можем забрать Иванушку.
Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.
Литература:
- Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
- Наталия Нищева: Любимые сказки: Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Сусликова Лариса Станиславовна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.:
Незнайка!
В.:
Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).
Задание № 1. «Найдите слово»
В.:
Избушка, в которой живет сторож?
Д.:
Сторожка!
В.:
Украшение в ушах?
Д.:
Сергии!
В.:
Твердая застежка на поясе?
Д.:
Пряжка!
В.:
Часть стола или стула?
Д.:
Ножка!
В.:
Дети, что мы с вами назвали?
Д.:
Слова.
В.:
Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.:
Слова.
В.:
Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.:
Это предложение.
В.:
Из чего состоит наше предложение?
Д.:
Предложение состоит из слов.
В.:
Сколько слов в предложении?
Д.:
Три слова.
В.:
Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.:
В конце предложения ставиться точка.
В.:
С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.:
Начало предложения пишется с большой буквы.
В.:
А теперь составим схему нашего предложения.
В.:
Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.
Задание № 2. «Работа со слогами».
1. Деление слов на слоги.
— В.:
На что делятся слова?
— Д.:
На слоги.
— В.:
Что такое слог?
— Д.:
Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
— В.:
Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
— В.:
Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
— В.:
Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
— В.:
Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
— Д.:
Луковица!
— В.:
А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.
Физкультминутка.
А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.
Задание № 3. «Работа со звуками».
1. Игра со словом «лесок».
— В.:
Сколько слогов в слове «лесок».
— Д.:
Два слога.
— В.:
Из каких звуков состоит первый слог?
— Д.:
Звуки «Л», «Е».
— В.:
Из каких звуков состоит второй слог?
— Д.:
Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
— В.:
Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
— Д.:
Звук «К».
— В.:
По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
— Д.:
Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
— В.:
Дети, что же такое звук?
— Д.:
Звук мы произносим и слышим.
— В.:
А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
— Д.:
Буква.
— В.:
А что же такое буква?
— Д.:
Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
— В.:
Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
— В.:
Дети, какие бывают звуки?
— Д.:
Гласные и согласные.
— В.:
Кто расскажет о гласных звуках.
— Д-:
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
В.:
Кто расскажет о согласных звуках.
д.:
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.
В.:
Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.:
Твердые и мягкие.
В.:
Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.:
«а», «о», «у», «ы», «э».
В.:
Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.:
«я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.:
Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.
Задание № 4. «Уменьшить все предметы».
В.:
Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.:
Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.