Отзыв-рассказ р.Б. Алены о своей жизни и Божьих чудесах в ней. Невероятный рассказ о реальных чудесах божьих

Что такое чудо? «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая...» — поется в церковном песнопении на праздник Успения Богородицы. То есть приснодевство Богородицы и Ее успение, когда Она после окончания Своей земной жизни была взята с телом на небеса, — явления сверхъестественные, побеждающие привычные законы, естества «уставы». И любое Божественное чудо — это преодоление обычных физических законов.

Но мы знаем, что Господь Сам Творец и Законодатель физических уставов и в Его власти, если нужно, эти законы отменить.

Чудеса — это сверхъестественное, Божественное вмешательство в нашу жизнь.

Многие чудеса Спасителя описаны в Евангелии. Он превращал воду в вино, исцелял расслабленных, прокаженных, глухих, слепых от рождения, воскрешал умерших, ходил по водам, пророчествовал и насыщал несколькими хлебами тысячи людей. Его последователи, ученики — святые апостолы — также совершали чудеса (об этом сказано в книгах Нового Завета). Многие чудеса описаны в житиях святых подвижников, почти в каждом житии повествуется о чудотворениях. Но и апостолы, и святые совершали чудеса не сами по себе, а силой Божией. Только Творец законов может преодолеть, изменить эти законы. Без Меня не можете делать ничего (Ин 15, 5). Но Господь часто дает Своим угодникам благодатные дары для помощи людям и прославления имени Божия.

Чудеса, знамения, случаи благодатной помощи совершались в истории Церкви постоянно, совершаются они в наше время и не перестанут происходить до скончания века, пока стоит Церковь Христова. Но и во времена Своей земной жизни, и сейчас Господь не совершает чудеса слишком часто. Иначе не будет места для подвига нашей веры. Чудеса, знаки силы Божией, нужны для укрепления веры, но их никогда не бывает слишком много. К тому же чудо надо заслужить, оно дается по вере просящего.

Но есть в жизни Православной Церкви чудеса, которые происходят постоянно, вот уже многие века. Они утешают нас, укрепляют и свидетельствуют об истинности нашей веры. Это чудо Благодатного огня, схождение облака на гору Фавор в день Преображения Господня, чудо святой крещенской воды, мироточение от святых икон и мощей.

И вообще, разве вся жизнь Церкви не есть одно сплошное чудо? Когда благодать Божия постоянно действует в Таинствах церковных, когда за каждой литургией происходит величайшее на земле чудо — претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя! Да и каждый христианин, имеющий опыт молитвы и духовной жизни, постоянно ощущает в своей жизни сверхъестественное присутствие Божие, Его крепкую и сильную руку помощи.

В поисках Бога автор испытал невероятные приключения в аномальной зоне, расположенной в окрестностях села «Молебка» Пермского края. Встреча с духовным миром явилось главным толчком к приходу к Отцу Небесному. 20-летний духовный опыт воплотился в книгу, наполненную удивительными случаями чудесного исцеления, изумительными фактами Божьей защиты в критических ситуациях, рассказами людей, побывавших на грани жизни и смерти, тайнами иного бытия.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бог творит чудеса и в наше время (В. А. Ерогов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Чудеса защиты Божьей

О защите и охране Божьей

Неоднократно Бог проводит нас через различные экстремальные ситуации в нашей жизни с целью проверить состояние нашего сердца в какой-то момент времени. Как мы поступим? Будем ли полагаться на свои мускулы, быстроту ног, помощь людей, или полностью будем уповать на Господа?

Заметил, что зачастую этот выбор обусловлен состоянием нашего сердца в конкретный момент времени. Если мы погружены в свои заботы, проблемы, полны негативных мыслей, то фактически мы выходим из сферы Божьего света, фактически лишаясь защиты и охраны Божьей, и у нас нет другого выбора, как только полагаться на свои силы.

Христос учил: «Будьте во мне, как Я в вас».

Пребывание во Христе – это хождение в Его свете, в Его любви. Это возможность всегда уповать на Бога в любой ситуации, доверяясь Его силе могущества и пребывая всегда в центре Его защиты и охраны. Непрерывная молитва в духе – один из инструментов Божьих, с помощью которого мы способны удерживаться в сфере Его Святого присутствия, полностью уповая на Его защиту и охрану нашей жизни. Много раз убеждался в этом лично.

Как-то раз возвращался домой с вечернего служения. Шел, наполненный Божьим присутствием, распевая негромко псалмы и прославляющие гимны.

Недалеко от дома в слабоосвещенном месте внезапно возникли две фигуры молодых людей, изрядно подвыпивших и ищущих повода покуражиться над кем-нибудь. Услышал трехметровый мат за своей спиной, успел разглядеть занесенный кулак.

Помню, как мои губы произнесли: – Будьте благословенны, – чем вызвал еще больший поток брани и топот ног сзади. Обернувшись, я очутился лицом к лицу со здоровым парнем с зверино-подобным выражением на лице. Дьявол умеет это достигать в людях. Знаю, что не в моих человеческих силах было противостоять по плоти, да и такая мысль даже не пришла в голову. Я возложил все свое упование на Господа, а Он все взял на Себя. Помню, как повторно благословил их обоих и, глядя в лицо парню напротив меня, громко произнес: – Парень, Бог любит тебя, Он знает твои проблемы и хочет тебе помочь.

Это говорил как бы ни я, а Бог, использующий мои губы. Мгновенно зверино-подобное лицо парня приняло какой-то растерянный, жалкий вид. На моих глазах он стал очеловечиваться. Он не мог произнести ни слова.

Я вынул из кармана церковный пригласительный лист и, протягивая ему, сказал: – Приходи по этому адресу, и Бог благословит твою жизнь. Он тупо смотрел, то на меня, то на лист бумаги, потом вдруг заплакал, стал жать мои руки, целовать меня, и в конце сказал: – Братишка, знай, что в этом районе ни одна душа не притронется к тебе, я тебе говорю.… На этом мы расстались. Я вернулся домой в радости, славя Бога. Это был хороший урок для меня.

Было многое и другое в моей жизни критических ситуаций, когда упование на Бога ограждало меня от посягательств дьявола, проявляясь при этом сверхъестественным вмешательством.

Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться? Пс 26:1

В центре Божьей защиты и охраны

«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Прит.15:3).

Помню, как-то возвращаясь поздно вечером домой с очередного служения, стал невольным участником следующего приключения.

Впереди меня шел молодой парень с двумя девушками. Неожиданно появились двое пьяных ребят, обогнавших трех впереди идущих молодых людей. Один из них встал перед ними, а другой неожиданно схватил двух девушек и поволок их по дороге, всячески издеваясь и оскорбляя их. Их попутчик от неожиданности не мог ничего сказать, а когда пытался заступиться за девушек, наиболее наглый из тех пьяных ребят достал из кармана куртки пистолет, по форме напоминающий «Макаров» и, направляя ему в лицо, стал угрожать расправой. Я видел при свете вечернего фонаря, как побелело лицо того молодого человека. Ситуация накалялась все больше и больше.

Помню, как я стоял на тротуаре недалеко от этой сценки и молился Богу. Я просил Бога взять эту ситуацию под контроль. Затем неожиданно для самого себя подошел к наиболее агрессивному парню и попросил его ради Христа оставить девушек в покое. Что-то говорил ему о любви Божьей, увещевал его. Он отвлекся от других и в ярости демонической обратил свой взор на меня. Помню, слова его напарника: – Не тронь отца, он ничего тебе плохого не сделал. Но парень в гневе размахнулся изо всей силы и ударил меня с расстояния локтя рукоятью пистолета в лицо. В это мгновенье что-то незримо встало между нами, и я почувствовал лишь легкое касание рукояти пистолета моей правой щеки. Далее он, что-то пробурчав про себя, оставил девушек и парня в покое и удалился в сторону вместе с напарником, как бы забыв обо всем.

Я пришел домой и рассказал о случившемся жене. Вскоре, минут через десять, пришел с улицы мой сын и стал рассказывать, что он видел. Он рассказал, как видел следующую сценку: несколько милиционеров скрутили двух парней и нещадно лупили их дубинками. По всем приметам это были те двое пьяных парней. Да, Господь Сам нашел способ воспитания незрелых людей. Что удивительно, я не чувствовал в данной ситуации ни страха, ни беспокойства за свою жизнь. Была полная уверенность, что Его защита и охрана надо мной и ситуация полностью под контролем Бога.

Милость Божья

Не устану удивляться милости Божьей и благости Его. Случай, который произошел со мной в 1975 году, в который раз говорит о любви Божьей к нам, людям.

…Молодой и беспечный, я передвигался на мотороллере по загородной магистрали. Чистое ровное шоссе, ни одной машины, теплое июньское солнце ласково обогревало своими лучами, притупляя бдительность и внимание. Ничто, казалось, не предвещало беды. Проехав 65 километров от города, решил возвращаться. Взглянул назад. Где-то вдалеке, сзади меня, маячил легковой автомобиль. Пошел на разворот от правой обочины. Завершая разворот, оглянулся назад. Господи, метрах в тридцати увидел надвигающуюся на меня машину, время, казалось, остановилось.

Как во сне, вижу силуэт машины, движущейся наперерез мне. Последняя мысль была: «Неужели так бывает». Удар. Меня выкинуло вверх. Инстинктивно успел сгруппироваться, дальше забытье. Очнулся, наверное, через минуту. Меня выкинуло на встречную обочину, мотороллер закинуло в кювет, метров семь от места столкновения. Помню, слегка шатаясь, встал, ощупал себя. Удивительно, ни одной царапины. Даже часы на руке остались целыми и продолжали идти. Легковой автомобиль «Жигули» находился в 37 метрах от места происшествия. Таким был тормозной путь по заключению экспертизы. Определили, что скорость машины в момент удара была где-то 90 км в час. Мой мотороллер при столкновении был заброшен аж на крышу автомобиля и выкинут в обочину силой удара на семь метров. В момент приземления было ощущение, будто чьи-то руки заботливо приняли меня и опустили на землю. Теперь понимаю, что это были руки Ангела-Хранителя.

Я еще был неверующим, но помню, как мои губы непроизвольно шептали: «Господи, спасибо Тебе. Благодарю за твою милость ко мне, за Твое спасение. Прости мне мою беспечность и мое неверие Тебе».

После этого случая что-то произошло со мной: я понимал, что не случайно оказался жив, была реально рука Божья на мне и милость Божья. Действительно, как говорят люди, испытавшие подобное, время приостанавливается. Бог заложил в нас такую способность, когда мозг имеет возможность молниеносно реагировать на критические ситуации. Сейчас ясно осознаю, что на каждого человека у Бога есть жизненный план, который необходимо реализовать. И как мы к этому отнесемся, что будем делать со своей жизнью, лежит на нашей ответственности. Спасибо Творцу за Его любовь и милость Божью ко всем живущим на этой земле.

Спаси и сохрани

Дорогой читатель, в продолжение темы «Защита и охрана Божья», предлагаю личное свидетельство о том, как Бог спасает людей, находящихся на краю гибели, по ходатайственной молитве за них. Снова возвращаюсь в далекие 90-е года прошлого столетия.


Помню, однажды знакомая по работе женщина попросила меня поговорить со своей шестнадцатилетней дочуркой, находящейся в трудном возрасте и в силу этого создающей определенные проблемы в семье.

Придя к ним домой, я познакомился с ее дочкой и в беседе ненавязчиво пригласил на воскресное церковное служение. Она дважды, вместе со своей подругой, приходила на воскресные собрания верующих и была в восторге от всего, что видела и слышала. Пообещала, что в следующее воскресенье обязательно придет в церковь.


Через неделю, как обычно, придя на дневное служение, и расположившись в привычном месте, поджидал эту девочку с ее подружкой.

Собрание началось, а их не было. По окончании служения, где-то в пятом часу вечера, отправился к трамвайной остановке, но что-то заставило меня идти пешком, затем это что-то ускорило мой шаг, переводя почти в бег. Помню, в уме отчетливо всплыл образ этой девочки. Как вспышка! И затем, ком в горле, застилающие глаза слезы, и откуда-то, из самой глубины моего естества ходатайственная молитва:

«Господи, спаси и сохрани!»

Не разбирая дороги, сотрясаемый изнутри невыразимым чувством сострадания, промчался несколько кварталов. А в сердце – та же мысль и на устах:

«Спаси и сохрани… спаси и сохрани… спаси и сохрани…». Шла самая настоящая духовная брань. Через какое-то время, успокоившись, отправился домой.


В следующее воскресенье, подходя к церкви, встречаю эту девчушку с подружкой.

– Что случилось? – был самый первый вопрос к ней. Она, отведя меня в сторону, поведала жуткую историю, случившуюся с ней в прошлый выходной.

– Понимаете, дядя Слава, я хотела придти на дневное служение, как обещала, но почему-то решила еще поработать, чтобы сделать больше выручки.

По ее словам, она занималась торговлей винно-водочных изделий в одной из частных точек. Так подрабатывала, чтобы не быть зависимой от матери.

Закончив все, возвращалась домой. Быстро темнело. В безлюдном месте была окружена группой из нескольких мужчин нерусского происхождения и под угрозой ножа затащена в подвальное помещение какого-то здания. Там была изнасилована всей группой.

Кто-то из мужчин, чтобы не оставлять следы насилия, уже намеревался прикончить ее, видела в его руке нож, но что-то остановило их.

Перекинувшись между собой незнакомыми фразами, молча удалились, оставив ее одну в темном грязном подвале.


С трудом выслушав ее трагедию, едва не плача, спросил:

– Когда это случилось?

– Примерно, в полшестого вечера, – был ее ответ.

Это где-то, через час после моей молитвы.


– Господи, что пришлось выдержать этой девчушке! Почему Ты допустил это? – сквозил в сердце моем вопрос.

И пришел ответ:

– Дитя мое, у этой девочки был выбор: находиться в собрании святых под моей охраной и защитой, или предпочесть греховное и суетное. Она выбрала второе.

Я не дал ей претерпеть сверх сил. Я оставил ей шанс для покаяния и примирения со Мной. Я побудил тебя молиться ходатайственной молитвой, чтобы связать дьявола и не позволить ему перейти границу дозволенного. Я очень дорожу ею…


Эта история, глубоко залегла в мою память. Мы люди, часто не понимаем, что творим. Но за все есть воздаяние, как написано:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7,8)

Пропавшая девочка нашлась

…Несколько лет назад ко мне обратилась с необычной просьбой знакомая, сестра по вере, проживающая неподалеку от меня. У соседки по подъезду пропала девочка-подросток. Ушла из дома, ничего не сказав, и почти двое суток никаких вестей от нее.

Моя знакомая вместе с заплаканной матерью той девочки пришли ко мне домой с просьбой помолиться об этой ситуации, а вдруг Бог через молитву прояснит положение вещей. Я не знал, что сказать несчастной женщине, поэтому сразу стал молиться и взывать к Богу, оградить подростка от злых и недобрых людей, поставить над ней защиту и охрану и привести ее домой к матери.

Не помню, сколько времени шла ходатайственная молитва, но только под конец вдруг пошли слова прославления и благодарения Богу за Его великую милость и благость, за Его любовь и милосердие к этой девочке. Необычайный мир наполнил мое сердце.

– Девочка жива и здорова, – помню, первое, что я сказал стоящим рядом женщинам и продолжал прославлять и славить Отца Небесного. Спустя какое-то время из меня потекли слова, как будто не я говорил, а кто-то другой:

– Девочка в полном порядке… через пять часов ждите ее дома. Я четко осознавал, что сам Дух Святой в тот момент давал информацию через слово знания. В сердце была полная уверенность в достоверности того, что я проговорил.

– Идите домой, и ждите, – сказал я просветлевшей матери той девочки.

Женщины, окрыленные надеждой, торопливо собрались и возвратились домой. Я остался один, продолжая размышлять о случившемся.

Где-то, поздно вечером, раздался телефонный звонок. В трубке услышал радостный и взволнованный голос моей знакомой сестры:

– Вячеслав, девочка нашлась. Она дома и в полном здравии. Как Вы просили, ее мама не стала укорять подростка и постаралась с любовью выяснить причину ухода дочери из дому. У них была конфликтная ситуация между собой, вот девочка и ушла из дому, бросив тем самым вызов матери. Была у какой-то подружки. Теперь, слава Богу, все устроилось. Они примирились между собой…

Вот какие случаи бывают в жизни, и хвала Богу, что Он, милостивый, не оставляет людей, но оказывает своевременную помощь и внимание к людям.

Цыганский гипноз

Многие люди встречались не раз за свою жизнь с таким феноменом, как «цыганский» гипноз, но не многие знают, что данный вид воздействия на волю человека относится к той же категории, что и гадание, волшебство, вызывание духов умерших, чревовещание, магия, и прочие демонические вещи, о которых упоминается в Священном Писании.

10 не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,

11 обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;

12 ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; (Втор.18:10-12)

Хорошо известно, что цыганское гадание не обходится без суггестивного воздействия на волю подопытного человека, так называемого «цыганского» гипноза со стороны гадалки, конечной целью которой является совершение мошеннических действий по отношению к введенному в транс человеку.

Что такое «цыганский» гипноз? Есть множество разновидностей гипноза. Цыганский же – лишь одна из этих разновидностей. Еще его называют «уличным гипнозом», так как он используется, в основном, в местах большого скопления народа. Специфическая особенность «цыганского» гипноза – это мгновенное вызывание транса различной степени у человека, подверженного воздействию, о чем он даже и не догадывается. В этот момент человек может спокойно «подарить» гадателю все свои драгоценности, будучи не способный адекватно воспринимать реальность.

Есть ли действенная защита от «цыганского» гипноза? Да, конечно. Это, во-первых, самому никогда не соглашаться на предложение «погадать», зная, что в глазах Бога гадание – это тяжкий грех. Во-вторых, просто игнорировать всяческие попытки гадалок вступить с Вами в контакт. В-третьих, мысленно проговаривать молитву «Отче наш».

Скажу сразу, что истинно верующему человеку никакое ментальное воздействие не страшно, так как само тело такого человека является храмом, в котором живет Святой Дух. А где Дух Святой, там свобода. Там нет места демоническим духам. «Цыганский» гипноз представляет опасность для людей, не утвержденных в вере, пытающихся в силу чрезмерного любопытства вторгнуться в те области духовного мира, в которые не должно вторгаться. Как правило, это молодые девушки и дети.

Помню, как-то я отдыхал на скамейке в городском скверике. Напротив меня сидели две молоденькие девчушки, лет по восемнадцать, видимо студентки, так как читали свои конспекты. Вскоре к ним подошли две цыганки среднего возраста, с ними еще был ребенок – девочка лет шести. Как-то так быстро случилось, что они оказались между девушками, и каждая цыганка занималась своим делом со своей жертвой.

Я начал внутренне молиться Богу за эту ситуацию. Вскоре замечаю, как одна из девчушек, находясь в состоянии транса, сначала выложила цыганке 100 рублей, через некоторое время «охотно» подарила золотое колечко, снятое с пальца левой руки. Ситуация раскручивалась, как в хорошем детективе. Слышу голос цыганки: – Деточка, у тебя такой красивый свитер, подаришь мне, всю правду о женихе твоем расскажу…

Вижу, девчушка покорно начала стаскивать с себя дорогой свитер. Тут я уже не выдержал, встал со скамейки и, глядя в глаза цыганке, произнес: – Именем Господа Иисуса Христа, дьявол, я повелеваю тебе оставить это место и убраться прочь. Всякий дух обольщения, гадания, дух демонического гипноза, пошел вон.

Я увидел страх в глазах цыганки, что-то с ней произошло. Она торопливо выложила все, что выудила у незадачливой девчушки и положила ей на колени.

Тогда я коснулся рукой девушки и сказал: – Приди в норму, возьми свои вещи, деньги и никогда больше не заигрывай с гаданием, потому что это грех в глазах Бога.

Девушка как бы очнулась от сна, посмотрела на меня, на свои вещи, на притихших цыганок и заплакала. Помню, напоследок она горячо поблагодарила меня за помощь. Ее подруга тоже вышла из состояния транса, и они вместе покинули это место. Цыганки также быстро ретировались вместе с ребенком.

Дорогой, читатель, возможно, ты сам побывал в такой ситуации и эта картина, описанная выше, тебе знакома. Знай, что Бог любит цыган, Он умирал на кресте и за них тоже. Но Бог ненавидит грех и всякую ложь, и всякий обман. Помни, что гадание, на руках ли, на картах, на кофейной гуще или на костях – есть тяжкий грех, и человек, увлеченный этим, пожнет соответствующие плоды в своей жизни.

Хранимая Ангелом

Помню, поздним вечером я возвращалась домой после окончания служения в домашней группе. Было темно, безлюдно, морозно. На мне была новая шубка, в руках дамская сумочка. За спиной, метров двадцать от меня, услышала чьи-то торопливые шаги. Кто-то догонял меня. Оглянувшись, разглядела при свете фонарей две темные рослые фигуры молодых людей. Они явно намеревались догнать меня. Сердце мое сжалось. Я мысленно подняла взор к Иисусу и воззвала к нему: «Помоги, Господи, спаси и сохрани меня…»

Оглянувшись, увидела, как эти молодые люди вдруг изменили свои намерения и отстали от меня. Вскоре они исчезли из виду. Я же благополучно добралась домой. Приметы этих подозрительных людей я сообщила по телефону в милицию. На следующий день меня пригласили на участок милиции для опознания. Придя по указанному адресу, я увидела задержанных, тех самых парней, что пытались догнать меня на пустынной улице в прошедший вечер. Я сразу их узнала. По словам работника милиции эти двое в прошедший вечер ограбили пожилую женщину, забрав у нее сумку и какую-то мелочь. Меня попросили опознать этих ребят. Я подтвердила, что видела их вчера, догоняющих меня и, внезапно изменивших свои намерения. Работник милиции обратился с вопросом к задержанным: «Почему вы ограбили бедную пожилую женщину, но не тронули эту, хорошо одетую девушку?» На что последовал ответ одного из задержанных: «Да, попробуй ее тронь, когда рядом с ней появились два здоровенных амбала!» В голосе парня явно ощущались нотки изумления и страха. Я отчетливо помню, что никаких здоровых парней рядом со мной не было. Но поняла, что Господь совершил необычное – приставил двух Ангелов Хранителей для моей защиты и охраны. Притом, сделал их видимыми только для преследователей. Я же Ангелов не видела. Видимо, Господь решил не смущать меня… Рассказ моей сестры был для всех нас изумительным свидетельством любви и заботы Господа Иисуса Христа к Своим детям.

Музыка детства

Как часто она звучит в нас воспоминаниями тех лет, когда легко и просто мы шли по жизни, не задумываясь о будущем, и не терзая себя прошлым.

Музыка детства. Это полузабытый вкус вареной кукурузы, это неповторимый запах черного хлеба над кружкой парного молока. Это воздушный змей, высоко парящий в безоблачном небе. Незабываемые вехи жизни. Они у каждого свои.

Возвращение в детство

В детской лодочке бумажной

По весеннему ручью

В позабытый день вчерашний

Воротиться я хочу.

Где оранжевые кони

Жмутся к розовой реке,

Где стоит, никем не тронут,

Хрупкий домик на песке.

…Пятьдесят пятый год прошлого столетия. Эпоха холодной войны с Западом.

Место моего проживания – город Орджоникидзе, нынешнее название – Владикавказ. Время частых учебных тревог. Незабываемый вой сирены в вечернее время над притихшим городом. Наглухо зашторенные окна домов.

Мы, шестилетки послевоенного периода, помним романтику тех дней, когда убегали тайком от родителей в поисках отстрелянных гильз на военном полигоне, расположенном далеко за городом.

Помню, босиком вышагивали километры по раскаленному от майского солнца асфальту военно-грузинской дороги.

Какие мы были счастливые, возвращаясь назад с карманами, набитыми пустыми гильзами. Усталые и голодные тянулись в свои жилища, предвкушая очередную встрепку от родителей за длительное отсутствие.

Музыка детства. Это я, бегущий по кукурузному полю с зажатой в руке сочной кукурузой, спасающийся от погони колхозного сторожа.

До сих пор помню этого молчаливого угрюмого всадника на черном коне в черной папахе, скачущего наперерез мне. О как билось мое сердечко в тот страшный миг! До сих пор помню этого апокалипсического всадника с разлетающимися полами темного халата, скачущего по безбрежному полю.


Музыка детства. Незабываемые купания в Тереке, бурной северокавказской реке. У нас, пацанов того времени, не было сотовых телефонов, компьютерных игр, но было нечто – музыка детства.

Благодарю Бога за мою чудесную бабушку, давно уже пребывающую по ту сторону бытия. Она первая сумела привить мне страх Божий и веру, что жизнь не прекращается со смертью человека.

Помню, как рассказывала мне об окаменевшей девушке, после того, как та кощунственно танцевала с иконой в руках, подчеркивая свое полное пренебрежение ко всему святому.

Я, несмышленыш того времени, помню, после ее рассказа решил поэкспериментировать: тайком, когда никого из старших не было дома, взял со стены бабушкину икону и с бьющимся от страха сердцем стал кружиться с нею по комнате, проверяя, случится что или не случится. Наверно, Господь смотрел на меня, салажонка, сверху и посмеивался: – Ну что взять с малыша! Вот такой был экспериментатор, да и сейчас не изменился, ну, конечно, с иконами не танцую, в другом направлении провожу эксперименты. Сейчас понимаю, как Бог любит нас, таких несовершенных!

Недавно был снят художественный фильм по реальным фактам тех лет. Называется фильм «Чудо».

Это как раз о той окаменевшей девушке, которую звали Зоя. Очень сильно поставлено, с подчеркиванием примет того далекого времени…

Как дети верят в чудо

Насколько дети верят в чудо, как работает детская молитва веры, и есть ли Ангел Хранитель у каждого из них? Попытаюсь осветить эти вопросы личным свидетельством из моего детства.

Вспоминаю далекую осень 1955 года. Место жительства – город Орджоникидзе (Владикавказ). Шестилетний пацан, не знающий ласки отца, я был окружен заботой со стороны любящих меня мамы и бабушки. Проживали в то время на краю города в снимаемом стареньком частном домике, отапливаемом дровами. Помню, мама с утра уводила меня в детский сад, а вечером после работы забирала меня домой. Детсад находился не близко от дома, где-то на расстоянии трех километров.

Как-то раз, не дождавшись мамы вечером, я самовольно, тайком покинул детсад, решив самостоятельно добраться домой. Вечерние сумерки в Северной Осетии наступают неожиданно быстро.

И вот, вижу себя, малолетку, вышагивающего по узким улочкам притихшего города. По пути домой прихватил на дрова какое-то бревнышко размером, примерно, с мой рост. В южных городах дефицит древесины, а топить печь чем-то надо. Откуда была такая сознательность? Видимо, от моей бабушки.

Волочу это тяжелое бревнышко, а силенок-то маловато. Какое-то время ориентировался по слабо освещенным названиям улиц. Потом вдруг понял, что заблудился. Неожиданно город погрузился во тьму. Яркие звезды выступили на небосводе. Иду, тащу это бревно, а в детском сердечке тревога и страх. Названия улиц какие-то чужие, незнакомые мне. Начинаю всхлипывать все громче и громче. Первые слезинки, как бусинки, стали выкатываться из моих глазенок. Так получилось, что бабушка посеяла в меня первые семена веры. Она всегда говорила мне, что есть Боженька, и что Он, любящий людей, всегда помогает им в трудных ситуациях, никогда не оставляет без внимания их просьбы, хранит их от зла.

И вот, волочу это проклятое бревно, а из сердечка моего течет, как ручеек, детская молитва веры: «Боженька, мой хорошенький, помоги мне, я заблудился, приведи меня за руку домой к маме и бабушке, я есть хочу…» А слезы все больше и больше текут из моих глаз, и бревно уже бросил, тяжеловатым оказалось для меня. Сколько времени прошло с момента моего начала странствования, не знаю. Только помню, что молитва веры текла из моих уст, чистая и непосредственная. Только дети верят так искренно, что чудо обязательно совершится, и что ни попросят у Бога, сбудется непременно. Недаром Иисус Христос повелевал ученикам Своим быть как дети в вопросах веры.

И вот чудо произошло! Внезапно около меня появился силуэт мужчины кавказской национальности.

– Мальчик, что ты плачешь и куда идешь? – последовал вопрос.

– Я потерялся, иду домой из детского садика, мама не пришла за мной, вот, не знаю куда идти, – отвечаю в ответ.

– А где ты живешь? – спрашивает мужчина.

– На улице Караван-сарая, дом такой-то…

Помню, он взял меня за руку и повел к трамваю. Оказывается, я шел в противоположном направлений от дома и оказался на самой окраине городе, около какой-то швейной фабрики. Мы сели в вагон трамвая, и я, мирно пристроившись на коленях моего спасителя, тихо посапывал, успокоенный и счастливый.

Финал был прекрасен. Где-то около часу ночи мой «Ангел Хранитель», вручив перепуганной родительнице ее бесценную пропажу в целостности и сохранности и, получив при этом поток благодарности, незаметно исчез, как и появился, в тишине ночного города.

И до сей поры, спустя много десятилетий, ломаю голову, – кто же был это – Ангел или человек? Но все чаще и чаще склоняюсь к первому варианту.

Алёна

Добавлено: 21.04.2017 05:54
Здравствуйте, меня зовут Алёна
Я хочу вам рассказать небольшую историю из моей жизни
когда мне было 5 лет, я начала задаваться вопросим, а есть ли Бог? Я подходила к маме и спрашивала » Мама, а Бог есть? кто ОН? » а мама мне говорила, ну дорогая, коммунистическая партия нас учила, что Бога нет, нет Его, это выдумки. … Я родилась в семье неверующих людей и полных атеистов, которые отрицали всё и вся, но я в душе верила, что Он есть и любит меня. когда мне было 9-10 лет, я как все обычные дети наверное, видела обычные сны, игрушки, книжки…
и вот однажды мне стали сниться страшные сны, их было много, но пару из них я опишу… (подробно по ссылке ниже)
… Он мне всё говорил, ну где Бог то твой? почему я его не вижу? а я ему говорила, ну когда тебя в гости приглашают ты идёшь в красивый дом с садом, например, видишь ли ты, что там за закрытой дверью? Нет. Ну так вот сердце наше, это как дверь к Богу, если дверь твоя закрыта, что ты увидишь?
Ибо Бог наш не на картинах и не на Иконах, Он прежде всего в серде нашем! Иисус Христос живой Бог и вездесущий. Он пришёл к нам из-за большой любви к людям, принял грехи наши от каждого из нас, умер и Воскрес и остался на небесах, а значит и по сей день Жив, и ещё вернётся (второе пришествие) согласно Библии. Не даром в Библии есть такая важная фраза » И создал Бог человека по образу и подобию своему » что-это значит? а то, что изначально Бог создал человека добрым, любящим, умеющим прощать, милосердным, таким как ОН сам. Это потом уже позже, человечество погрязло в убийствах. ненависти и разврате, и мы отошли от Бога. Ничто ненавидящее и озлобленное не может быть рядом с Богом. Зло и ненависть антипод добра. Люди кроткие смиренные ближе к Богу, когда человек исполняет заповеди Христа и особенно ту где есть «возлюби ближнего своего как самого себя» он приобретает качества Христа, то есть идёт ближе к первоисточнику к тому, каким человека создал Господь изначально. ну и конечно человек должен принять крещение и Христа как личного спасителя, исповедоваться в грехах, и ходить на исповеди очищать душу. Почитайте » Житие Святых » какие эти люди смиренные, любящие, кроткие и им за их любовь к другим людям, и за почитание Бога, и за Веру сильную, многим дары даны были, людей исцелять, многие видели грехи тайные и явные, многим являлась Богоматерь или Иисус. А почему, потому что они следовали заповедям и свет их любви ко всем и ко всему живому шёл из сердца их и Бог входил и жил в этом сердце. Помните слова из Библии, и по Вере вашей дано будет Вам, или когда Иисус исцелял больных, ученики его дивились, как может Он это делать и что Иисус им ответил? Что могу делать Я, то можете делать и вы. Это как раз то, о чем я написала выше про дары святых праведников. И ещё есть такие слова где Иисус говорит, если бы Веры вашей было хоть с горчичное зерно и вы бы сказали горе повернись, то она повернулась бы. когда мы любим Бога и чтим его, ещё не такие чудеса в жизни можно увидеть.
Всем желаю мира, добра любви и большой радости и свет Господа нашего Иисуса Христа пусть прибудет в каждом доме, в каждом сердце.
Полностью отзыв, большая история и рассказ о реальных чудесах Божьих в реальной жизни, размещен отдельно, вот здесь:

Для чего Бог совершает чудо. (О книге «Чудеса Божии»)

В Церкви всегда была благодать и совершались чудеса. Чудо неизменно привлекает внимание как верующих, так и не верующих в него. Неверующие пытаются опровергнуть его с помощью рассудка, называемого свт. Игнатием (Брянчаниновым) лжеименным разумом, доказать, что чудо – естественное явление, либо не известное науке, либо не объясненное пока наукой. Верующие же видят в нем действие сверхъестественной Силы.

Чудеса являются одним из свидетельств о Боге. Цель их – обратить неверующих к Богу, верных укрепить в вере. Но св. апостол предсказывает, что настанут промыслительные времена, когда пророчества прекратятся, языки умолкнут (1 Кор. 13; 8). Уже в IV в. свт. Иоанн Златоуст говорит, что чудеса оскудели. Причина заключается в том, что знамения – не для верующих, но для неверных (1 Кор. 14; 22). Апостольская проповедь сопровождалась многочисленными знамениями. Это было необходимо, т. к. она звучала в языческом мире, среди людей не знавших Истинного Бога. Ныне же, говорит свт. Иоанн Златоуст, Евангелие проповедано по вселенной, поэтому нужда в чудесах отпала и благовестие совершается другими средствами. Самое действенное из них – благочестивая жизнь христиан, исполнение ими евангельских заповедей. Особенно замечательна в этом отношении жизнь монахов, которая сама по себе является подлинным благовестием.

«Знамения Божии даны были в содействие слову Божию. Знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель – слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения – снисхождение к немощи человеческой»,– пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский.

При повсеместном оскудении святых чудотворцев, о котором писали еще древние Отцы, некоторые особенности имеет православная Греция. В Греции находится Святая Гора Афон, где Промыслом Божиим монашеская жизнь сохранилась до наших дней наименее поврежденной. На Св. Горе спасаются подвижники почти из всех православных народов. Вообще, влияние Афона на весь православный мир огромно, и вряд ли может быть до конца оценено. Но прежде всего его благотворное влияние испытывает на себе православная Греция. Поэтому многие греческие подвижники недавнего времени, особенно имевшие отношение к афонской духовной традиции, имели дар чудотворений.

Вот что пишет известный афонский старец, наш современник, схимонах Паисий (Эзнепидис, љ 1994) в предисловии к своей книге «Отцы-Святогорцы»: «Очень беспокоит меня совесть моя, что я, будучи новоначальным монахом, не составил подробных записей о жизни добродетельных отцов, которые подвизались на Афоне в недавнее время. Отцы того времени имели большую веру и простоту, и большинство из них было малограмотно, но, поскольку они имели смирение и подвижнический дух, их постоянно посещало Божественное просвещение, в то время как в наш век умножения знаний логика, к сожалению, поколебала самые основы веры в людях и наполнила души вопросами и сомнениями. Тогда же почти в каждом месте можно было услышать рассказы о чудесах, и это было совершенно естественно. Находясь в такой духовной атмосфере, я не мог представить себе, что пройдет немного времени и все изменится. Меня ни разу не посетила мысль записать для последующих поколений достопамятные события и чудеса».

Жития древних русских святых обилуют чудотворениями. Но при внимательном прочтении жизнеописаний святых XIX и XX вв. увидим, что, хотя они имели многоразличные дарования Духа Святаго, дар чудотворения при жизни имели немногие. Таковы судьбы Божии.

Окончательно чудеса не прекратятся, свидетельством чему служит пророчество Апокалипсиса о том, что два Божиих свидетеля – по объяснению Св. Отцов, это будут свв. пророки Энох и Илия – явятся в последние дни для обличения антихриста и будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, имея власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою (Апок. 11; 3, 6). Но по сравнению с первыми веками христианства, в последующие времена чудеса станут крайне редкими явлениями.

Современные православные издания публикуют множество чудесных случаев. Но, к сожалению, издатели, в погоне за некоей духовной сенсацией, не всегда проверяют их подлинность, и поэтому нередко чудеса оказываются сомнительными. Особенно часто такое случается в периодической печати.

Ни для кого не секрет, что современная Церковь едва ли не в большинстве своем состоит из неофитов, поэтому многие православные периодические издания, теле– и радиопрограммы недостаточно глубоки, поверхностно излагают события. Это естественное явление. Православная Церковь в России получила возможность говорить недавно, после десятилетий молчания. У истоков многих дореволюционных православных изданий стояли святые люди: либо непосредственно, либо благословив издателей на эту деятельность и рецензируя материалы. Однако преемственность православной журналистики, возникшей в XIX в., была прервана вакханалией пролеткульта. Мы начинаем все сначала.

В Церковь вступают молодые силы, люди, которые учатся. Они приносят с собой свои взгляды, не всегда зрелые, порой ошибочные. И это не удивительно; по-другому и не может быть. Нельзя требовать от рок-музыканта, впервые прочитавшего Евангелие, бросить гитару. Он будет продолжать петь, но его песни отразят его путь к Богу. Кинорежиссер не уйдет из кино, но его фильмы будут отражать духовные искания. Журналист, начавший ходить в храм, скорее всего, сочтет для себя великим благом работать в православной газете. Но такой человек многого еще не знает. В его статьях духовная жизнь отразится так, как он ее понимает, т. е. пока не глубоко. Ничего плохого в этом нет: лучше такие издания, чем никаких, и создание их нужно всячески приветствовать. Такие журналисты движимы бескорыстными, благородными побуждениями рассказать о Христе своим современникам, не знающим Бога. Пройдут годы, и они духовно вырастут, обретут опыт. Тогда их статьи или передачи получат целостность, законченность, глубину. Сейчас же с благодарностью примем то, что есть.

Мы говорим о недостатках, никоим образом не желая укорять православных журналистов и писателей, надеясь, что будем услышаны и правильно поняты. Хорошо было бы обратиться к опыту православной журналистики Поместных Православных Церквей тех стран, где вера не подвергалась преследованиям коммунистической власти: Греческой, Японской, Американской, Западноевропейской. Можно попытаться использовать и опыт отечественных дореволюционных периодических православных изданий, обратившись к уцелевшим томам «Душеполезного чтения», «Христианского чтения», «Духовного собеседника», подшивкам «Троицких листков» и «Афонских листков». Эти издания дышат глубокой церковностью, при этом публикуемые в них материалы лишены восторженности, экзальтации, имеют здравый характер.

Необходимо трезвое отношение к чудесам. Не только Божия благодать совершает знамения. Антихрист для утверждения своей власти над миром, как известно, будет широко пользоваться чудесами. Сатана всегда принимает вид Ангела света и его служители – вид служителей правды (II Кор. 11; 14-15). Среди прочих средств обольщения пользуются они и чудесами, стремясь произвести впечатление на зрителей и заставить их поклониться сатане. Ложные чудеса больше отталкивают, подавляют, чем приводят к познанию непостижимого. В Деяниях апостольских описан случай, когда одна служанка, одержимая бесом пытливости, говорила всем, что апостолы – рабы Бога Вышнего, которые возвещают путь спасения (Деян. 16; 16-18). Но апостол Павел изгнал беса, не желая, чтобы бесы пророчествовали. По объяснению святителя Иоанна Златоуста, святой апостол рассуждал, что, если бес способствует проповеди, значит, готовит какую-то кознь, как в действительности и произошло. Когда демон вышел, апостолы подверглись побоям. Святой Златоуст говорит, что, если бы беса не изгнали, обязательно случилось бы что-нибудь худшее.

Духовные писатели последнего времени, особенно свт. Игнатий Ставропольский, большое внимание уделяют обличению лжедуховности, крайне умножившейся в наше время. Лжедуховность обычно стремится привлечь к себе внимание лжечудесами. Святитель говорит, что это – диавольская уловка, цель которой – клевета на Православие. Но «ложь не может владычествовать долго» (свт. Игнатий). Нет ничего тайного, что не стало бы явным (Мк. 4; 22). Ложные чудеса рано или поздно разоблачаются, посрамляя тех, кто их совершал, и соблазняя тех, кто им поверил.

Господь обличал иудеев в суетном искании знамений и чудес: род сей, лукавый и прелюбодейный, знамения ищет, но знамение не дастся ему (Мф. 16; 4). Несмотря на величайшие чудеса: десять казней египетских, разделившееся Чермное море при исходе израильтян из Египта, огненный столп, предводивший их в пустыне, манна, падавшая с небес, падение Иерихонских стен и множество других,– еврейский народ, по свидетельству Священного Писания, остался жестоковыйным и неверующим, а впоследствии, при совершенных Господом Иисусом Христом многочисленных поразительных чудесах, каких никто другой не сотворил (Ин. 15; 24), отверг Мессию.

Свойственно искать чудес людям поверхностным, для которых чудо, кем бы оно ни совершалось, является только ярким зрелищем, эффектным шоу. Им, в сущности, безразлична истина, они не захотят потрудиться в исполнении евангельских заповедей для стяжания добродетелей. Христианство таких людей заключается в беседах за чашечкой кофе о «высоких материях». Святитель Игнатий пишет: «Слово Божие – знамение духовное, которое, будучи даровано человеку, удовлетворяет всем потребностям его спасения, соделывает пособие от вещественных знамений ненужным. Христианин, которому не известно такое свойство слова, обличает себя в холодности к слову, в незнании слова Божия или в мертвом знании по одной букве».

"Чудо не является лучшим способом проповеди. Бог ищет любви человека, произвольного, свободного следования за Ним. Чудо же может явиться неким насилием над чувствами и волей человека. Вера, пришедшая в результате чуда, если не будет подкреплена жительством по евангельским заповедям, рано или поздно станет суеверием или даже будет потеряна. Бог открывается человеку, живущему по совести, слушающему этот чудный голос в своей душе. Укрепляется в вере человек, когда жительствует по евангельским заповедям. Чтобы познать значение слова, должно исполнять его. Евангельские заповеди, будучи исполняемы, немедленно начинают преобразовывать, претворять, оживотворять человека, претворять его образ мыслей, его сердечные чувствования, самое тело: ибо живо слово Божие и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого, и проходит даже до разделения души и духа, членов и мозгов, и судит помышления и мысли сердечные (Евр. 4; 12)",– пишет свт. Игнатий.

Жительствуя по Евангелию, человек достигает единения с Богом. Такое жительство научает человека видеть мир, сотворенный Господом, как величайшее Божие чудо. Настоящий христианин не ищет чудес, излишни для него и гороскопы. «Тому, кто предал себя в волю Божию, уже незачем знать будущее» (свт. Игнатий). Тщательно, с великим трудом христианин ищет одного – исполнения воли Божией. Воля Божия сокровенна в заповедях Божиих. Настоящие христиане ищут подлинных свидетельств о Боге в примерах благочестивой жизни.

В беседе «О чудесах и знамениях» святитель Игнатий, в числе других, приводит пример из жития преп. Антония Великого, когда некоторый юный инок повелевал в пустыне диким ослам: «Когда Великий услышал об этом чуде, то выразил недоверенность к душевному устроению чудотворца; не замедлило прийти известие о горестном падении инока». Древние Отцы советуют при выборе духовного наставника руководствоваться ни чем иным, как благочестивой жизнью духовников: «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего – истинно смиренномудрых»,– пишет св. преп. Иоанн Лествичник.

Люди, бывшие в духовном общении с отцом Никоном, вспоминают, что батюшка часто повторял: «Того духовного руководства, в котором и я, и Вы одинаково нуждаемся, сейчас нет». Он никогда не требовал слушаться его во всем, высказывал свое мнение именно как мнение, предоставляя свободу поступить иначе в случае, например, изменения обстоятельств, и никогда ничем не связывал спрашивавших у него совета. Лишь один совет батюшка высказал категорично: «Если когда-нибудь кто-нибудь из священников Вам скажет: „Идите за мной, я Вас буду вести по духовному пути“,– бегите от него; этот человек в прелести». Видимо, такой духовник не представляет тяжести той ответственности, которую хочет на себя взять, потому что любой человек с присущими ему немощами – это прежде всего крест для пастыря. Сам же о. Никон действительно совершал чудеса и исцеления, о чем есть свидетельства, но скрывал это тщательнейшим образом.

Как пример исполнения евангельских слов: Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16; 31),– о. Никон приводил слышанный им в концлагере рассказ священника, бывшего до того в Саровских лагерях. Однажды летом заключенных послали что-то копать на реке, и они внезапно увидели, что на дне речки ясно изобразилась икона Спаса Нерукотворного. Все, кто был на работах, остановились, пораженные этим, перестали копать, стояли и смотрели. Охранники прибежали разбираться, в чем дело, растолкали всех и тоже увидели икону. Тогда они приказали рыть на этом месте, чтобы снять изображение. Но оно не исчезало. Тогда его стали забрасывать. Отец Никон говорил: «Если человек не хочет поверить, то никакое чудо его не убедит».

Не только святые люди, но всякий христианин, хотящий жить благочестиво в наши непростые времена, будет сокрывать себя, избегать начальственных должностей и видного положения, чтобы в безвестности работать Богу, временами общаясь с небольшим кругом близких по духу лиц. Нам известны некоторые священники, преимущественно из числа монашествующих, которые именно из этих соображений избегают учить и проповедовать, хотя, казалось бы, это их прямая обязанность. Они не стремятся к умножению числа духовных чад, ограничиваясь теми, кого Господь уже привел к ним, а своим главным делом полагают молитву. Они считают, что пастырь – это прежде всего предстоятель у престола Господня, совершитель Божественных Таин, молитвенник за своих духовных детей. Он настолько способен руководить другими, насколько сам преуспел в молитве и духовном делании. Святитель Игнатий пророчествовал, что в последние времена засилье фарисеев в Церкви настолько увеличится, что истинные рабы Божии, спасаясь от них, вынуждены будут скрываться так же, как Спаситель скрылся от Ирода в безвестном малолюдном Назарете.

Господь, прежде чем вознесся на небо, заповедал ученикам оставаться в Иерусалиме, пока не облекутся силою свыше (Лк. 24; 49). Этим обозначается таинственное пребывание внутри себя, пребывание преимущественно в молитве и трезвении, чтении Божественных и отеческих писаний. Оно должно продолжаться до тех пор, пока благодать Божия не осенит душу явным образом. Только тогда раб Божий, облеченный благодатью, сможет выйти на проповедь Евангелия. Проповедовать может только человек духовно сильный, апостол, посланный Богом.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Когда мы, на год или на несколько лет удалившись от своих родных, приобретем некоторое малое благоговение, или умиление, или воздержание, тогда суетные помыслы, приступивши, побуждают нас опять идти в отечество для назидания, и примера, и пользы многих, видевших некогда наши беззаконные дела. А если мы еще богаты даром слова и имеем сколько-нибудь духовного разума, тогда уже как спасителям душ и учителям советуют они нам возвратиться в мир, с тем чтобы мы благополучно собранное в пристанище бедственно расточили в пучине. Постараемся подражать Лоту, а не жене его; ибо душа, обратившись туда, откуда вышла, уподобится соли, потерявшей силу, и сделается неподвижною».

«Многие,– пишет преп. Исаак Сирин,– совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя. Творящих знамения, чудеса и силы в мире не приравнивай к безмолвствующим с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби более, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу». Очевидно, что здесь заповедуется предпочесть молитвенное делание даже тем, кто действительно способен обращать народы к Богу.

Допустима проповедь благочестивых мирян, которые, живя среди людей, все равно общаются с ними. Они не в состоянии нести монашеского молитвенного делания. Лучше говорить о Боге, чем празднословить. Мы немощные люди, но Господь так устроил, что и мы должны что-то делать в этом мире, хотя наши дела всегда бывают несовершенны и содержат примесь страстей. Для человека же монашеского устроения проповедовать – очень большая ответственность, большой труд, опасный в духовном отношении. Поэтому за некоторую деятельность лучше вообще не браться. Многие, очень многие, взявшись проповедовать, погибли сами.

Книга «Чудеса Божии» свидетельствует о том, как осторожно, с большой разборчивостью подходили к чудесам в Русской Церкви во времена еще не очень давние, однако отличавшиеся тем, что церковную жизнь определяли не неофиты, а люди духовно здравые, духовно опытные. Жизнь Церкви не есть только чудеса и знамения, духовная жизнь гораздо более глубока и многогранна. Чудеса и знамения, которыми должен прославляться Господь-Вседержитель, не должны служить на хуление имени Божия суеверными людьми.

Мы живем в благодатные времена духовного возрождения Православной России, которое должно, по пророчествам русских и славянских святых, перейти в проповедь ею слова Божия другим народам. «Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов»,– писал в 1925 г. одному из православных парижских священников известный подвижник и духовный писатель XX века митр. Вениамин (Федченков).

Семьдесят лет коммунистических гонений, которые по своим масштабам и кровопролитию превзошли все преследования Русской Православной Церкви в совокупности, были необходимы. В жизни любого христианина, стремящегося к духовному совершенству, по свидетельству Святых Отцов, необходим период искушения его непосредственно падшими духами. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мира и от человеков. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им в сем и будущем веке. Победитель в этой брани увенчивается особенными духовными дарованиями».Подобное происходит и с целыми христианскими народами. Период коммунистических преследований явился едва ли не самым плодоносным в истории Русской Церкви. За короткое время он дал стольких святых, скольких не дала вся предшествовавшая тысячелетняя история христианства на Руси. Да и в истории Вселенской Церкви никогда не являлось столько святых за такой короткий период.

Не было случайным и трехсотлетнее владычество язычников-татар на Руси. Как это ни парадоксально, оно промыслительно послужило к укреплению христианства, которое было принято большинством еще поверхностно, скорее, как обряд, о чем свидетельствовали бесконечные междоусобицы и остатки языческих верований среди простых людей. Народу, как и человеку, чтобы окрепнуть в вере, необходимо пройти через многочисленные страдания, искушения, испытания. Когда не на кого уповать и бессильны князи и сыны человеческие (Пс. 145; 3), остается только в покаянии молиться Вседержителю. Когда, волею Божией, приблизилось окончание монголо-татарского ига, Господь послал Руси преп. Сергия Радонежского. Послал именно тогда, когда преподобный стал нужен России. Раньше бы его не поняли, не приняли, и при всей своей духовности и святости, он не был бы замечен на Руси, остался бы мало кому известным. Игумен земли Русской стоял у истоков объединения русских земель, фактически -у истоков Русского Государства. Именно ученики преподобного Сергия, разошедшиеся во все концы Руси, духовно подготовили народ к объединению. И неизвестно, произошло ли бы оно вообще, если бы не было татарского ига.

В годы же коммунистических гонений, несмотря на страшные, невиданные испытания и бедствия, обрушившиеся на нашу Родину, народ, тем не менее, верил, что по окончании их наступит возрождение. Особенно поразительны слова и послания Святейшего Патриарха-исповедника Тихона, который нигде и никогда не говорит о близком конце света. Напротив, неоднократно Святейший Тихон пророчествует, что по окончании времени испытаний и очищения скорбями русского народа в России настанет духовный рассвет: «Как быстро и детски доверчиво было падение народа русского, развращаемого много лет несвойственной нашей христианской стране жизнью и учениями, так же пламенно и чисто будет раскаяние его, и никто не будет так любезен сердцу народному, как пастырь родной его матери Церкви, вызволившей его из египетского зла».

После периода просвещения отступившей от Бога России светом Христовой веры принятие русским народом Православия выразится прежде всего в том, что Евангелие станет основой жизни простых людей и возрождаемые ныне храмы вновь наполнятся молящимися. Постепенно православные, глубоко церковные люди займут подобающее место в управлении государством, встанут у истоков экономики, науки, культуры, политики, приобретут значительное влияние на вооруженные силы.

Видимо, тогда и исполнятся пророчества преп. Серафима и других святых о том, что в России будет православный Государь. Все это, может быть, и кажется невероятным, но еще десять-пятнадцать лет назад никто и представить себе не мог, что будут открыты храмы и монастыри, во всеуслышание зазвучит евангельская проповедь, свободно будут издаваться православные книги, священников будут приглашать в школы, на радио, телевидение, и станет обычным делом присутствие епископа или иерея на государственном собрании и освящение ими атомной подводной лодки или космического корабля. Поэтому мы верим, что сбудутся слова Святых Отцов о будущем великом предназначении России. Тогда понесут русские миссионеры слово Божие народам, не знающим Бога, и для утверждения веры среди малых сих совершат великие знамения и чудеса. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, и не знаешь, откуда приходит и куда идет (Ин. 3; 8). Аминь.