"Зимушка - зима". план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Открытое занятие в старшей группе «Зимушка-зима Познавательное занятие в старшей группе зима

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группе «Подарки зимы».

Цели:

-

Задачи:

Образовательные: расширять Развивающие: Воспитательные:

Оборудование: иллюстрации, карточки-схемы.

Воспитатель:

Посмотрите все сюда,
Отправляться в путь пора.

Воспитатель:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

Воспитатель : Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится? Ответы детей.

Воспитатель: А какие стихотворения о зиме знаете вы?

Дети: рассказывают стихи.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, какие приметы зимы вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Белая и холодная пришла зима на землю, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Ручьи и реки, озера зимой скованы льдом.Часто идет снег зимой. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый или липкий. Когда нет ветра, снег падает на землю медленно, большими хлопьями, покрывает все вокруг ровным белым покрывалом. Небо покрыто серыми облаками. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Деревья и кустарники стоят в лесу голые без листьев, только снег, который лежит на веточках, надежно защищает растения от холода. Утонул лес от снега. Лес кажется прозрачным. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград.Трудно зимой птицам и животным. Но звери холода не бояться. От лютой зимы их спасает густая пушистая шерсть. Но голодно им зимой, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки для птиц. С наступлением холодов люди начинают одеваться теплее: надевают теплые шапки, шарфы, шубы, варежки, штаны, валенки и сапоги.

Воспитатель: Назовите, какой первый зимний месяц наступил?

Дети: декабрь.

У декабря полно забот –
Как все успеть - не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!

Он должен елку нарядить!

Последний день сегодня

На праздник новогодний.

Воспитатель: Какие еще зимние месяцы знаете?

Дети: январь, февраль.

Воспитатель: И вторым к нам спешит в гости январь.

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

Воспитатель: А третьим к нам спешит в гости февраль.

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

Воспитатель: Ребята, а сейчас настало время нам немного отдохнуть.

Физминутка.

В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.

Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами будем отгадывать загадки, будьте внимательны.

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

Воспитатель: Правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

Загадка о зиме

Снег на полях, лед на реках,

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом.

Значит в гости к нам сама,

Кто пришла, скажи… (Зима)

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос.

Что на улице? (Мороз)

Воспитатель: Так что же нам приносит зима?

Дети: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки?

Детей: звездочки, цветочки.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, загадки и приметы о зиме.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение детский сад «Петушок»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Зима. Приметы зимы»

Выполнила: Андреева Анна Васильевна

Должность: воспитатель

Сургут, 2016г.

Цели:

- систематизировать и закрепить знания детей о зиме;

Познакомить детей с зимними месяцами.
Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять представления о зиме, её характерных признаках и зимних месяцах.
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения стихов, умение слушать воспитателя.
Воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в пейзажах зимней природы.

Оборудование: иллюстрации, карточки-схемы.
Методы и приемы:

словесный: беседа, чтение.

наглядный: показ иллюстраций.

Формы организации совместной деятельности:

Логика образовательной деятельности:

1.Организовывает детей

2.Показывает иллюстрации с изображением зимы и зимних примет

Посмотрите все сюда,
Отправляться в путь пора.

Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)

3. Задает вопросы:

Ребята, понравилось вам стихотворение?

О чем в нем говорится?

Задает вопросы:

А какие стихотворения о зиме знаете вы?

4.Задает вопросы:

Ребята, давайте вспомним с вами, какие приметы зимы вы знаете?

Рассказывает:

Белая и холодная пришла зима на землю, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Ручьи и реки, озера зимой скованы льдом.Часто идет снег зимой. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый или липкий. Когда нет ветра, снег падает на землю медленно, большими хлопьями, покрывает все вокруг ровным белым покрывалом. Небо покрыто серыми облаками. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Деревья и кустарники стоят в лесу голые без листьев, только снег, который лежит на веточках, надежно защищает растения от холода. Утонул лес от снега. Лес кажется прозрачным. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы около различных преград. Трудно зимой птицам и животным. Но звери холода не бояться. От лютой зимы их спасает густая пушистая шерсть. Но голодно им зимой, поэтому их надо подкармливать. Люди развешивают кормушки для птиц. С наступлением холодов люди начинают одеваться теплее: надевают теплые шапки, шарфы, шубы, варежки, штаны, валенки и сапоги.

5.Задает вопросы:

Назовите, какой первый зимний месяц наступил?

У декабря полно забот –
Как все успеть - не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает!

Он должен елку нарядить!

Последний день сегодня

Чтоб всех на свете пригласить

На праздник новогодний.

Декабрь – последний месяц года и первый месяц зимы.

Задает вопросы: Какие еще зимние месяцы знаете?

И вторым к нам спешит в гости январь.

Январь – начало года,

Силен его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки,

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

А третьим к нам спешит в гости февраль.

Февраль задумчивой и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на березе легкий иней

Прозрачно- дымный, как вуаль.

Еще ветра, еще морозы,

И снег искрится при луне

Но искры желтые мимозы

Лепечут сладко о весне.

Твое ли сердце белой птицей,

Взмахнув крылами, пола ниц?

Заря малиновое дымится…

Уходит время белых птиц.

6.Ребята, а сейчас настало время нам немного отдохнуть.

Физминутка

В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.

7.Ребята, теперь мы с вами будем отгадывать загадки, будьте внимательны.

Меня не растили.

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – угольки.

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

8. Правильно, вы отгадали первую загадку, из тех, что я вам приготовила, а теперь слушайте меня внимательно, я загадываю оставшиеся загадки.

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Бело коса, белолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром. (зима)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые. (снежинки)

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

Снег на полях, лед на реках,

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом.

Значит в гости к нам сама,

Кто пришла, скажи… (Зима)

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос.

Что на улице? (Мороз)

9.Так что же нам приносит зима?

ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.

10.Задает вопросы:

Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки?

11. Вот и закончилось наше

путешествие по зимнему времени года. Мы узнали названия месяцев, загадки и приметы о зиме.

Готовятся к НОД

Отвечают на вопросы

Дополняют друг друга

О снеге, зимней природе

Рассказывают стихи

Пурга, снег, иней, метель дни становятся короче, сильный мороз

Декабрь

Январь, февраль.

Ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.

Формировать правильное поведение в детском саду

Закреплять знания о зиме

Формировать речь

Формировать интерес к художественному слову

Сформировать

двигательную активность

Формировать логическое мышление

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г. Воркуты.

КОНСПЕКТ НОД

С детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Зима белоснежная».

Направление: «Познавательно-речевое направление».

Образовательная область: «Познание».

Воспитатель:

Добролюбова

Вера Владимировна

г. Воркута.

ТЕМА: «ЗИМА БЕЛОСНЕЖНАЯ».

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать наблюдательность, воображение, мышление. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Наблюдения на прогулке.

2.Чтение и заучивание стихов о зиме, весне, осени, лете.

3. Рассматривание иллюстраций о временах года.

4. Дидактические игры: «Какое это время года?», «Когда это бывает?», «Угадай, что лишнее?»

5. Рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов Левитана, Остроухова, Куинджи, Грабаря и др.

6. Рисование деревьев и кустарников, зимних пейзажей.

7. Отгадывание загадок о временах года.

МАТЕРИАЛ: пакет, репродукция с картины И. Грабаря «Февральская лазурь», репродукции с картин художников-пейзажистов о временах года, музыка Чайковского «Времена года», рисунки детей с изображением деревьев, ёлочек, белая гуашь, кисточки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Воспитатель: Ребята, друзья – школьники прислали вам пакет. Как вы думаете, что в нем может быть?

Ответы детей (дети стоят около воспитателя).

Воспитатель: (открывает пакет, вынимает карточки с загадками и читает записку) «Дорогие «почемучки», посылаем вам загадки про наше любимое время года. Попробуйте их отгадать. Ваши друзья». Вы любите отгадывать загадки? Попробуем отгадать их?

Ответы детей:

Воспитатель: (загадывает загадки)

1. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой)

2. Белое покрывало на землю упало (снег)

3. На дворе горой, а в избе водой (снег)

4.Зимой на земле лежал, а весной в реку убежал (снег)

5. Летало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло утекло (снег)

6. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

7. С неба звезды падают, лягут на поля,

Пусть под ними скроется черная земля,

Много, много звездочек тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло (снежинки)

8. Кто мостик на земле мостит, без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

9. Без досок, без топоров через речку мост готов,

Мост, как синее стекло – скользко, весело, светло (лед)

10.В воде не тонет, в огне не горит, сама вода на воде и по воде плавает (лед)

Воспитатель: Вы прекрасно справились с загадками. Садитесь и скажите, о каком времени года были загадки?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей:

Воспитатель: А какие ещё признаки зимы вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: (обобщает высказывания детей) Зимой холодно, мороз, бывают метели, вьюги. Падает снег. Снег падает снежинками, хлопьями, крупой. Водоемы (реки, озера) покрываются льдом. Земля – снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия (нет тепла, воды, мало света). Птиц мало. Многие улетели на юг, в теплые края. Остались только зимующие (вороны, сороки, куропатки, голуби, воробьи). Зимой самые короткие дни, длинные ночи. А у нас, на Севере, наступает полярная ночь.

II. Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, хорошо или плохо зимой?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо». Вначале вы скажете, почему хорошо зимой, а потом, почему плохо. Итак: Зимой хорошо – почему?

Ответы детей: (Можно покататься на лыжах, коньках, с горки на санках, поиграть в снежки, походить по снегу. Можно слепить снеговика. Зимой бывает Новый год. Дед Мороз приносит подарки, елки наряжают. Зимой красивые деревья, инеем покрыты, снежинки красивые).

Воспитатель: Зимой плохо, потому что…

Ответы детей: (много одежды надо одевать, нельзя купаться, загорать, холодно, мерзнут руки, лицо, нос и т.д.).

Воспитатель: У каждого времени года есть что-то хорошее, что-то плохое. Но, несмотря ни на что, зима – это прекрасное время года! Вы согласны со мной?

Ребята! Многие художники очень любили зиму и изображали ее на своих полотнах.

III. Воспитатель: Посмотрим, что нам еще прислали друзья? (Вынимает репродукцию картины И.Грабаря «Февральская лазурь»). Ребята, посмотрите, какую прекрасную картину прислали нам наши друзья. Она называется «Февральская лазурь» (лазурь – это синева, светло-синий цвет). Видите, как много светло-синего цвета на картине? Написал эту картину И.Грабарь. Посмотрите, какие великолепные березы, а какое небо! Лазоревое. (Дети стоя рассматривают картину. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года»).

Воспитатель: Когда художник увидел эти березы, которые сверкали на фоне голубого леса, он был поражен их красотой. О своих впечатлениях он написал так: «Вся природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». И художник сразу же запечатлел на своем полотне это чудо. 130 лет назад написал Грабарь эту картину, а люди до сих пор любуются, восхищаются красотой этого пейзажа.

(Музыка смолкает).

IV. Воспитатель: Садитесь поближе, посмотрите еще раз внимательно на картину и представьте, что вы находитесь среди этих берез. Что вы слышите?

Ответы детей: (трещат ветки, звенят на морозе, скрипит снег, сорока где-то стрекочет и т.д.).

Воспитатель: Что вы чувствуете? Что вам хочется?

Ответы детей: (покататься на лыжах, потрогать эти березки, походить по глубокому снегу).

Воспитатель: А теперь представьте, что вы не дети, а вот эти березки. О чем шепчутся ваши веточки?

Ответы детей: (холодно, какое красивое небо! Лазурное! Как ярко светит солнце. Как прекрасно!).

Воспитатель: молодцы! Вот видите, какое прекрасное время года зима! Как красиво зимой!

V. Воспитатель: А в пакете еще что-то есть! Посмотрите! Конверт и записка! (читает)

«Дорогие «почемучки»! мы рады, что вы тоже любите зиму и много знаете о ней. А не забыли ли вы другие времена года? Посылаем вам игру «Угадай, что лишнее?» надеемся, что вы так же хорошо справитесь с этой игрой, как справились с загадками!

Воспитатель: (Достает репродукции с картин художников о всех временах года) Художники изображали не только зиму, но и другие времена года!

(Дети рассматривают картины и определяют, какое время года изображено на той или иной репродукции. Затем на ковре играют в игру «Угадай, что лишнее?»)

Воспитатель: Молодцы, не забыли вы и лето, и осень, и весну.

VI. Воспитатель: А еще прислали вам ребята свои рисунки и просят вас угадать, какое время года на них изображено. Как вы думаете, какое это время года?

Ответы детей: (Лето – потому что елочка зеленая. Зима – дерево без листьев. Осень, весна – деревья без листьев.)

Воспитатель: (Елочка зеленая круглый год. Дерево без листьев и весной и поздней осенью. Весна? – ручейков нет и т.д.)

Какая-то непонятная картина. Давайте сделаем ее зимней! Что для этого нужно? Чего не хватает?

Ответы детей: (Снега)

Воспитатель: Давайте нарисуем снег.

(Дети сидят за столами и рисуют белой гуашью снег. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».)

VII . Воспитатель: Вот теперь у нас получилась зимняя картина. Вон сколько снега! Художники, как правило, называют свои картины. Вы сейчас тоже были художниками. Давайте как-нибудь назовем эти картины.

(Дети дают названия картинам: «Зима белоснежная», «Зима наступила», «Первый снег», «Снегопад» и т.д.)

Воспитатель: (вывешивает рисунки на стенде, дети рассматривают их, обмениваются впечатлениями) Дети, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей:

Воспитатель: А мне понравилось, как вы сегодня отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли, рисовали. Молодцы! Спасибо!


Татьяна Деревянко
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей о состоянии погоды зимой; о жизни зверей в холодное время года; закрепить знание геометрических фигур, умение из частей составлять целое; закрепить знание правил безопасного поведения зимой на реке.

Развивающая: развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты,сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах.

Словарная работа: снегопад, хлопья, заснеженные, снежная крупа, метелица, зимующие, льдинка.

Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление цветных льдинок; художественное творчество-рисование на тему: «Здравствуй, Зимушка-зима», лепка из соленого теста «Снеговик», аппликация «Елочка», «Снежинка», оригами «Зайчик»; создание мини-музея «Птицы», дидактические игры «Чей дом?», «Назови птицу», «Найди такую же снежинку», разучивание физкультминуток

Подготовка к занятию: снежинки-большая и маленькие, снежинки с веселыми и грустными лицами; карточки «Узнай чей след», «Поменяй зайчику шубку»; схема зайчика, набор геометрических фигур белого цвета; «волшебная палочка», материал синего цвета.

Слайды: Зимний лес, снежинки, звери в зимнем лесу и их следы, река Вологда зимой

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, художественное творчество, физическая культура.

Ход занятия: Обратить внимание на снежинку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела снежинка. Откуда она взялась? Как попала к нам в группу? (предположения детей). Вы знаете, это не простая снежинка, а волшебная. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Простая снежинка растаяла бы, потому что она из снега. На снежинке что-то написано, послушайте (чтение):

«Здравствуйте, меня зовут Снежинка. Я летала со своими сестричками, радуясь приходу зимы, но вдруг подул сильный ветер, он раздул все снежинки. Меня ветер занес к вам в группу, а где мои сестрички-снежинки, я не знаю. Помогите мне их найти, нас ждет домой мама-Тучка. Ребята, поможем Снежинке. Как мы можем ей помочь? Где мы можем поискать снежинок? (на улице, в лесу, на речке). Давайте сначала отправимся в лес. Какая зимой погода? Что нам нужно сделать перед прогулкой? (одеться). Какая одежда нам нужна? (имитация одевания).

Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, с помощью ее мы попадем туда, куда захотим (закрывайте глаза).

Раз, два, три, обернись и в лесу ты окажись!

Вот мы и в зимнем лесу. (на экране-зимний лес).Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, какая тишина, только снег поскрипывает под ногами (использовать мешочек- шуршалку).

Послушайте, какие замечательные слова о зиме написал русский поэт Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И уснул под нею крепко, непробудно (читает ребенок).

Ребята, с чем еще можно сравнить снег на деревьях и кустах? (С шапками, валенками, с шубами).

Откуда же берется снег? (зимой капли воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки). Форма снега зависит от погоды.

В безветренный морозный день снег летит большими снежинками, похожими на звездочки. Снежинки летят медленно и их можно рассмотреть. - Как называется явление, когда падает снег? (снегопад).

При слабом морозе снежинки похожи на маленькие шарики, говорят, идет снежная крупа.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Что такое хлопья? (множество слипшихся снежинок).

При сильном ветре летит снежная пыль, потому что ветер обломал у снежинок красивые лучики. Как называется такое явление? (снежная метель). Чем метель отличается от вьюги? (метель метет, а вьюга метет и воет). А еще бывает снежная поземка? Что это такое? (когда метель стелется по земле).

Ребята, выходите на полянку, покажем, как метет снежок.

Физкультминутка

Снег-снежок, снег - снежок по дороге стелется,

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег - снежок, снег - снежок, замело дорожки,

Снег - снежок, снег-снежок тает на ладошке.

Мы налепим снежков, вместе поиграем

И в друг друга снежки весело бросаем.

А сейчас давайте сядем на пенечки (садятся на стулья).

Ребята, а для чего нужен снег? Как он помогает животным? Посмотрите, на снегу какие-то следы. Как вы думаете чьи? Какие звери живут в лесу? (показ слайда). Почему здесь не видно медведя и ежа? Давайте мы угадаем, какому животному принадлежат следы (садятся за столы).

Игра «Узнай животное по следу» (работа с карточкой)

Давайте проверим, правильно вы выполнили задание или нет (берут карточку и встают к экрану). Назовите, чьи это следы? (лисьи, волчьи, беличьи). Чьи следы похожи?

Как животные приготовились к зиме? (поменяли шубки, приготовили запасы). Зачем они это делают? Посмотрите, все правильно на нашей картинке? (зайчик серый)

Вы знаете, все звери поменяли шубку, а заяц не успел. Какого цвета должна быть у него шубка зимой? Почему? Давайте поможем зайчику. Возьмите под стульями подносы и проходите за столы.

Работа с карточками: «Поменяй зайчику шубку»

Наш заяц не простой, а математический. Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит заяц? Сколько на схеме квадратов, кругов, овалов? Какой формы лапки у нашего зайчика? Поменяйте ему шубку (работа с карточками - выкладывают зайчика из геометрических фигур).

Ребята, вы помогли зайчику, теперь ему будет тепло, и его не заметят в снегу ни волк, ни лиса.

Физкультминутка про зайчика:

Из сугроба на опушке чьи –то выглянули ушки (показать ушки на голове

И помчался, скок-скок, скок белый маленький зверек. (прыжки)

Ветер у березок кружит, шевелит зайчишке уши. (махи перед собой)

Ветер, ветер, поиграй-ка, не догнать лихого зайки! (хлопки)

Сели на пеньки.

Обратить внимание на экран. Ребята, посмотрите на снежинки в лесу. Похожи они на нашу снежинку? Нет.

Давайте искать снежинки на речке.

Раз, два, три, обернись и на речке окажись. (волшебная палочка).

Слайд-река Вологда зимой.

Ребята, как называется река, которая протекает в нашем городе? Чем покрыта река зимой? Для чего реке лед? Кому он помогает? Обитатели реки благодарны морозу за ледяную крышу, которая защищает их от холода. Ребята, а что можно делать зимой на реке? Какие опасности могут ожидать человека на реке зимой? Давайте посмотрим, какие снежинки приземлились на речку? Похожи они на нашу снежинку? (нет).

Дети, а снежинка хочет поиграть с вами, она хочет, чтобы вы назвали, какая она.

Игра «Расскажи про снежинку» (Дети передают друг другу снежинку и называют прилагательные).

Не нашли мы снежинку на реке, пора возвращаться в детский сад.

Ра, два, три, обернись,в садике ты окажись! Давайте снимем одежду, чтобы нам не было жарко.

Не нашли мы сестричек - снежинок ни в лесу, ни на реке. Что же нам делать, как помочь снежинке? (предположения детей).

Посмотрите, сколько у меня маленьких снежинок. Я предлагаю составить из них снежинки, похожие на нашу. Работать будем в парах. Проходите к нашему голубому ковру, на нем мы и выложим снежинки. Посмотрите на снежинку и сравните ее с теми, которые выложили мы. Молодцы, ребята!

Мы помогли нашей снежинке обрести сестричек. А наше путешествие закончилось. Вам оно понравилось? Что понравилось, а что нет? У меня на столе много снежинок, если вам понравилось путешествие, то возьмите себе веселую снежинку, а если нет –грустную. Спасибо всем.

Елена Бородина
Занятие в старшей группе на тему «Зима»

Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зимние чудеса»

Занятия по теме "Зима "

Образовательная область : Речевое развитие

Вид образовательной деятельности : Развитие речи

Цель : Закрепление знаний детей о зиме.

Задачи :

Познавательные : Уточнить и обобщить знания детей о зиме, зимних признаках. Продолжать детей знакомить с цифрами.

Развивающие : Развивать связную речь детей, совершенствовать навыки словообразования, развивать речевое дыхание, артикуляционную и мелкую моторику; развивать зрительное внимание, восприятие, память и мышление. Способствовать развитию веры в вымысел, развивать воображение, фантазию, сообразительность, умение ориентироваться в ситуации.

Развивать умение сравнивать количество предметов, упражнять в количественном счете.

Воспитательные : Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развивать навыки общения друг с другом в разных ситуациях, вызвать радость от общения со сказкой.

Работа над формированием предпосылок УУД :

Тренировка мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение) Выполнение инструкций взрослого. Умение контролировать свои действия. Владение диалогической речью (интерактивная форма обучения, когда дети имеют возможность задавать и отвечать на вопросы)

Материалы и оборудование : Музыкальная композиция : «У леса на опушке.» , силуэты сугробов в виде животных, бумага, карандаш простой, ножницы, картинки из сказочных приключений Винни Пуха и его друзей, игрушка медвежонка, шапочка медвежонка, трафареты и силуэты домов.

Предварительная работа : рассматривание картин о зиме, беседа по ним; чтение художественной литературы о зиме.

Организационный момент :

Воспитатель : Придумано кем- то просто и мудро, при встрече здороваться : «Доброе утро!» (дети здороваются друг с другом и со взрослыми) . Ребята давайте поиграем в игру «Займи место» . Условие такое, я называю имя и номер стульчика, а вы занимаете места.

(Во время игры начинает играть музыка с нарастающей громкостью А. Вивальди «Зима » , затем песенка Зимы : «У леса на опушке, жила зима в избушке… » Во время звучания муз. произведений надеваю на руку белую «фату» и рисую лицо на ладони- это персонаж Зима )

Зима : Здравствуйте ребята! Я Зима ! Я люблю сучить пряжу и ткать холсты. Посмотрите, какой я соткала холст. (На фланелеграфе силуэт сугроба : бумага + вата)

Воспитатель : Как вы думаете, что на этом холсте изобразила зима ? (предположения детей)

Зима : Я вам ребятки пока не скажу. Вы сами догадаетесь, если поиграете со мной в игры. Вставайте в круг. Игра : «Передай снежинку» , условие- назвать «зимнее» слово. Снежинка холодная и если вы долго будете держать в руке, она растает. («зимние» слова : сугроб, валенки, снегопад, иней, санки, метель, мороз, снежинка и др.)

Воспитатель : Мы с тобой поиграли Зимушка –Зима , теперь и ты с нами поиграй. У нас есть волшебное окно, в котором мы все можем увидеть и даже все, эти твои «зимние» слова. Расскажите ребята, что вы сейчас там, в волшебном окне видите? (На фланелеграфе из полосок бумаги выложена рама окна, дети сочиняют воображаемые картины, истории, приключения на зимнюю тематику).

Зима : А вы видите в окне сугробы, которые намела моя помощница метель? Игра : «Ответь правильно» (воспитатель выкладывает на фланелеграфе силуэты зверей под цифрами; дети по очереди отвечают : «Первый сугроб похож на, Второй похож на… и т. д.) Мне кажется у меня совсем мало сугробов. Может вы мне поможете?

Воспитатель : Давайте ребята поможем Зиме, а то и вправду мало сугробов. Подойдем к столам и сделаем по одному сугробу с помощью чего? (на столах лежат бумага, карандаш и ножницы)

Дети выполняют задание : рисуют силуэт, вырезают. При выполнении очередности рисуют на своем сугробе цифру и выкладывают на полу.

Физминутка :

Метель намела сугробы, каждый сугроб особый. Каждый сугроб теперь словно уснувший зверь. Сугроб –верблюд, сугроб – лисица, Сугроб – медведь, сугроб жар – птица. Сугроб – кенгуру и сугроб леопард, Веришь не веришь, сплошной зоопарк. (во время проговаривания слов дети перешагивают через свои изготовленные сугробы)

Воспитатель : Дунул ветер, началась метель, разбросал сугробы на мелкие снежинки. Пляшут все снежинки, белые пушинки. (Дети изображают падающий снег, метель) Повертелись, покружились и на землю опустились. (воспитатель спрашивает детей, обращаясь выборочно) Где ты, Юра – снежинка приземлилась на землю? А ты Юля – снежинка, куда упала? и т. д. (после 4-5 ответов) Зиме так понравился ваш танец, что она поторопилась скорей на улицу. Но перед уходом она раскрыла мне тайну, что же изображено на холсте. Посмотрите в окно. (в окне на фланелеграфе картина : Винни Пух и его друг Пятачок лепят снеговика) А вот и сам Винни Пух! (в-ль достает игрушку медведя) Давайте его оживим и он расскажет нам о том, как они лепили снеговика. Какие вы знаете волшебные слова? (Произносят любые предложенные детьми волшебные слова) Что-то не получается. Что такое? Здесь какой то конверт, на нем написано : «Ребятам» . (в конверте сюжетные картинки с последующим действием) Наверно он хочет, что бы мы рассказали о его приключениях. Попробуем? (Каждому ребенку раздается по одной картинке с цифрами, дети встают по порядку и начинают составлять рассказ. Воспитатель помогает используя игру «Дополни предложение» )

Воспитатель : Молодцы ребята, вы очень интересно рассказали. (берет шапочку Винни Пуха) Стрелка, стрелка покрутись, в Винни Пуха превратись. (На кого указывает стрелка, тот превращается в Винни Пуха) . Ты теперь Винни Пух, поздоровайся с ребятами. Давайте с ним поиграем.

Игра : «Узнай по голосу» (выбранный ребенок отворачивается, водящий выбирает ребенка описывая его внешний вид. Задание тем, кто должен подать голос : Расскажи свое любимое стихотворение голосом ИА, Пятачка или Совы)

Воспитатель : А где живет Винни Пух? В сказке, а вы ребята где? В поселке. Давайте представим, что наш поселок переместился в сказку. Вот наши дома. (Раздаются детям силуэты домов) Там где Зима выткала холст – это сказка. Нам надо наши домики разместить в сказочный мир.

Игра : «Наложи домик к трафарету»

Воспитатель : Почувствовали, что вы в сказке? Винни Пух этому очень рад и на память о себе дарит вам фотографию со своими друзьями.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе совместно с родителями «Зимушка-зима» Интегрированное занятие по развитию речи, мастер-класс в старшей группе совместно с родителями «Зимушка-зима» Цель: Закрепление знаний.

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о транспорте. Задачи: Расширять и закреплять представления детей о транспорте,.

Цель занятия:Выявить у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности по разделу "Музыкальное воспитание". Программное содержание.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему «Зима, она какая». Цель: Создание условий для формирования представлений о.

Программное содержание:

  1. Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы. Уточнить словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.
  2. Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа : экскурсия в парк, на водоем, рассмтривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: В.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Дидактические игры : «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».

Продуктивная деятельность : «Деревья зимой», «Птицы на кормушке».

Методические приемы : беседа, рассказ взрослого, самостоятельная деятельность детей.

Методическое обеспечение : иллюстрации зимних пейзажей, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Используемое оборудование:

картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение? Какое у вас настроение?

Тогда у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:

С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .

Упражнение «Какая снежинка?» (подбор прилагательного к заданному слову).

Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая» и схема ответа на доске).

«Игра со снежинкой»

Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте положите снежинку на(правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много снежинок- что происходит снегопад.

«Беседа по картинкам»

В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная .)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов:

— Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима — просто чудесное время года!

— Что происходит с растениями, птицами, животными во время зимы.

(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы можем помочь растениям? Как живут животные и птицы зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой). Поэтому в нашей стране есть такая профессия — лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей — кормушки с сеном. Птицы прилетают из леса ближе к жилью людей. А как мы можем помочь птицам? Что придаёт зимней природе красоту?

«Дополни предложение»

Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят — все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей )

Эксперимент

— А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег — это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег — это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый ) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом) . Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Подвижная игра «Мы с тобой…»

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два – поймали,
Три – уроним,
Ой – сломали.

Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли, наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

Рисование (зубной пастой).

Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал. Ребята посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!