Схематическое изображение швов. Машинные швы. Обтачной шов «В раскол»

Практически ни одно создание швейного изделия не обходится без использования машинных швов. в основном выполняют временную функцию по по соединению деталей и тд., но завершающим этапом в работе часто является именно прокладывание машинных строчек, которые к тому же могут иметь назначение.

Машинные швы разделяются на группы в зависимости от величины наложения припусков на швы, количества машинных строчек, а так же скрепляемых слоев соединяемых материалов - то есть от общей конструкции. Четкой границы между группами машинных швов не имеется. Например, соединительный шов может быть так же отделочным и т. д. К тому же не исключена комбинация из различных швов. Более подробно классификацию стежков, строчек и швов можно рассмотреть в «ГОСТ 12807-2003 - Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов». Ниже представлены наиболее популярные и часто используемые машинные швы и строчки, в зависимости от своего назначения.

Соединительные машинные швы (для скрепления деталей)
Соединительный стачной шов

Соединительный стачной шов - для стачивания срезов, притачивания мелких деталей к более крупным, притачивания планок и т.д. Различают стачной взаутюжку и стачной вразутюжку. При стачном взаутюжку припуски шва (срезы) заутюживают в одну сторону, а при стачном вразутюжку - в разные стороны. Бывают как с обметанными срезами так и без.

Стачной взаутюжку
Стачной вразутюжку

Соединительный настрочной шов

Соединительный настрочной шов - для соединения деталей с накладыванием одна на другую, соединяя и закрепляя припуски шва и складок, направленных в одну сторону. Так же его часто используют для соединения деталей изделия из плотных тканей, с целью получения более тонкой толщины шва. Различают настрочной шов с открытыми срезами и настрочной шов с закрытым срезом.

Настрочной с открытыми срезами

Настрочной с закрытым срезом

Соединительный накладной шов

Соединительный накладной шов - для соединения прокладочных деталей, при настрачивании кокеток, накладных карманов. Различают накладной шов с открытыми срезами и накладной с закрытыми срезами.

Накладной с открытыми срезами

Накладной с закрытым срезом

Соединительный расстрочной шов

Соединительный расстрочной шов - для отделки, а так же соединения деталей изделия без допуска разутюживания швов (специфические материалы - кожа и т.д.).

Соединительный бельевой шов

Соединительный бельевой шов - для обеспечения прочности и эстетичности постельных принадлежностей, сорочек, блузок, а так же спортивного инвентаря, производственной одежды, белья, изделий из тонких тканей. Различают три вида бельевых швов: бельевой запошивочный, бельевой взамок и бельевой двойной (французский).

Бельевой запошивочный

Бельевой взамок

Бельевой двойной (французский)

Краевые машинные швы (для обработки краев и срезов от осыпания)
Краевой шов вподгибку

Краевой шов вподгибку - для обработки низа изделий, рукавов и прочих деталей из легкоосыпающихся тканей (при пошиве белья, верхней одежды и т.д.). Различают краевой вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом и вподгибку с окантованным срезом.

Вподгибку с окрытым срезом

Вподгибку с закрытым срезом

Вподгибку с окантованным срезом

Виды машинных швов

Данная классификация машинных швов в "Энциклопедии технологий и методик" приводится согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 12807-2003 введенному в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 года.

4. Классификация швов.

Классификация швов, применяемых при изготовлении швейных изделий, содержит восемь классов. Основным классификационным признаком соединяемых материалов является расположение слоев. Графическое изображение видов швов, их кодовое и условное изображения приведены в таблице 3.

Таблица 3. Графическое и условное изображения, кодовое обозначение швов.

Условные обозначения:

Сечение слоев материала в шве;

Срез слоя материала, тесьмы и др.;

Сквозной прокол слоев иглой;

Соединение деталей зигзагообразной строчкой;

Несквозной прокол слоев иглой;

Обметанный срез материала;

Сечение шнура.

4.1. Швы обозначают кодом, состоящим из пяти цифр. Первая цифра кода (от 1 до 8) обозначает класс шва; вторая и третья цифры (от 1 до 99) конкретизируют конфигурацию слоев материалов шва; четвертая и пятая цифры кода (от 1 до 99) определяют различия в местонахождении точек прокола иглы и (или) зеркальное изображение конфигурации слоев материала, представленной второй и третьей цифрами. Полное обозначение применяемого соединения состоит из кодового обозначения шва и стежка, разделенных косой чертой. Например 1.01.01/301 или 1.06.02/301.301.

4.1.1 Класс 1 - швы, образованные, как минимум, из двух слоев материала, ограниченных с одной и той же стороны и расположенных на разных уровнях. Любой другой слой шва ограничен с той же стороны или с двух сторон (рисунок 1).

Рисунок 1

4.1.2 Класс 2 - швы, образованные из двух и более слоев материала, ограниченных с разных сторон и расположенных на разных уровнях. Любой другой слой шва ограничен с одной или с двух сторон (рисунок 2).

Рисунок 2

4.1.3 Класс 3 - швы, образованные, как минимум, из двух слоев материала, один из которых ограничен с двух сторон. Любой другой слой шва ограничен с одной или с двух сторон (рисунок 3).

Рисунок 3

4.1.4 Класс 4 - швы, образованные, как минимум, из двух слоев материала, ограниченных с разных сторон и расположенных на одном уровне. Любой другой слой шва ограничен с одной или с двух сторон (рисунок 4).

Рисунок 4

4.1.5 Класс 5 - швы, образованные, как минимум, из одного слоя материала, не ограниченного с двух сторон. Любой другой слой шва ограничен с одной или с двух сторон (рисунок 5).

Рисунок 5

4.1.6 Класс 6 - швы, образованные из одного слоя материала, ограниченного с одной стороны (рисунок 6).

Рисунок 6

4.1.7 Класс 7 - швы, образованные, как минимум, из двух слоев материала, один из которых ограничен с одной стороны. Любой другой слой шва ограничен с двух сторон (рисунок 7).

Рисунок 7

Машинные швы подразделяются на соединительные, краевые и отделочные швы. В свою очередь, каждый из этих основных видов машинных швов имеют свою классификацию. Например, соединительный шов может быть стачным, надстрочным, накладным и т.д.
Если вам для уроков труда необходимо знать выполнение того или иного вида шва, или просто для саморазвития требуется таблица машинных швов, то можете воспользоваться информацией данной статьи.
Обратите внимание, что машинный шов и машинная строчка это разные понятия. Машинный шов подразумевает способ соединения или обработки края ткани, а машинная строчка - это способ, схема образования стежка швейной машиной.

Соединительные машинные швы

Стачной шов

Этот машинный шов применяется при соединении плечевых и боковых срезов, соединении лифа с юбкой, стачивании срезов рукавов, а также при втачивании рукава в пройму и т.п.
Детали складываются лицевыми сторонами, сметываем и стачиваем, отступив от среза на ширину шва.

Для выполнения выворотного шва детали нужно сложить изнаночными сторонами, уравнивая срезы, и стачать на расстоянии 0,3-0,4см от среза (А). Затем перегнуть детали по линии шва, обратив их лицо с лицом и стачать второй раз, отступая от края 0,5-0,7см (Б). При этом припуски первого шва оказываются закрытыми внутри второго.


Этот машинный шов применяется при пошиве белья, мужских сорочек, спортивной и спецодежды. Выполняется он следующим образом.

Детали сложить лицевыми сторонами, перепуская нижний срез на 0,5см от среза верхней детали (А). Шов расправить, обогнуть большим припуском меньший, отвернуть шов в сторону меньшего припуска, и настрочить строчкой на расстоянии 0,1-0,2см от сгиба припуска (В).

Краевые швы

Обтачной шов

Обтачной шов является разновидностью стачного шва и применяется для соединения таких деталей изделия, в результате вывертывания которых, шов расположится по их краю, а запасы его внутри, между деталями (воротник с подворотником, борта с подбортами, горловина с обтачкой и т.п.)

Детали складывают лицевыми сторонами внутрь и соединят стачным швом. Затем детали вывертывают на лицевую сторону, швы расправляют и выметывают с образованием переходного канта, позволяющего сделать шов незаметным снаружи. Переходный кант образуется за счет верхней детали, которая на 0,1-0,2см переходит на сторону нижней.

В тех случаях, когда обтачной шов выполняется без переходного канта, после соединения деталей строчкой рекомендуется развернуть их изнанкой верх, припуски шва разутюжить, а затем детали вновь сложить изнаночной стороной внутрь по машинной строчке и окончательно приутюжить.

При обтачивании бортов и при обработке воротников из неосыпающейся ткани ширина обычного шва равна 0,3-0-5см. Из осыпающейся ткани - 0,4-0,7см.

Машинный шов вподгибку с закрытым срезом


Шов вподгибку с открытым срезом применяется для подшивания низа изделия и рукавов в изделиях из плащевых и хлопчатобумажных тканей, а также при изготовлении белья (А).

Обрезной края изделия подгибают на изнаночную сторону на 0,7-1см, приутюживают, после чего весь припуск на подшивку низа перегибают на изнаночную сторону и закрепляют машинной строчкой у самого сгиба. Ширина внешнего подгиба шва определяется назначением изделия и берется в пределах 1,5-5см.

разновидностью этого машинного шва является "московский шов" (В) - застрачивание края детали двойной машинной строчкой. Такой шов дает возможность получить узкий подгиб (рубчик) и применяется главным образом при подшивании воланов, оборок, сильно расклешенного низа платья.

Шов вподгибку с открытым срезом

Шов вподгибку с открытым срезом (полумосковский шов) применяется при обработке внутренних краев подбортов и всевозможных обтачек (горловин, пройм, рукавов и др. деталей). Припуск на шов (0,75см) подгибают на изнаночную сторону и застрачивают на расстоянии 0,2см от сгиба (см. выше - Б).

При обработке краев воланов, рюшей, оборок шов выполняют строчкой зигзаг шириной 0,15-0,25см, прокладывая его по сгибу, а излишек ткани срезают до самой строчки (см. выше - Б).


Этот машинный шов иногда называют "Гонконг" (А) и используют его для обработки срезов деталей, которые в дальнейшем настрачиваются на другие детали (кокеток, лифа, накладных карманов и др.). Кроме того, этим швом обрабатываются края изделий из плотных тканей (край подгибки низа, край подборта пальто).

Выкраиваем полоску ткани шириной 2,5см (утроенная ширина окантовки плюс 1,5см) под углом 45 градусов к направлению нитки основы (долевой).
Приложим обтачку к обрабатываемому срезу изделия, совмещая лицевые стороны, притачиваем, срез изделия обернем обтачкой, прометаем и пристрочим с лицевой стороны в шов притачивания.
Открытый срез подшивки пальто, юбки из плотной ткани обрабатываем окантовочным швом (из подкладочной ткани) и подошьем к изделию вручную за каждый стежок машинной строчки.

Окантовочный шов с закрытым срезом

Это машинный шов часто называют "рулик" (см. схему выше - Б). Выполняется он также как и с открытым срезом, только обтачка кроится вдвое шире (5см).

Окантовочный шов с тесьмой

Окантовочный шов с тесьмой - это тоже, что и шов с закрытым срезом, но вместо полоски ткани используется готовая тесьма (косая бейка). Тесьмой огибают обрабатываемый срез, наметывают и прокладывают машинную строчку, захватывая оба края косой бейки.

Шить одежду вручную давно уже не выгодно. С помощью швейной машинки это происходит быстрее и качественнее. А разные виды машинных швов позволяют сделать изделие максимально прочным. Оно хорошо переносит не только длительную эксплуатацию, но и частые стирки. Главное - знать, в каком случае как надо шить.

Классификация швов

Еще в школе дети изучают разнообразные машинные швы. 7 класс даже разбирается на практике, как их выполнять с помощью швейной машинки.

Все швы делятся на три вида: соединительные, краевые и отделочные. Соединительные швы предназначены для того, чтобы скреплять между собой разные части будущего изделия. Такие считаются базовыми. Есть, конечно, среди них и совсем необычные, но они используются крайне редко.

Краевые швы призваны оформлять края изделия, чтобы они не растрепывались и не портили Они настолько же важны, как и соединительные. Хотя и есть некоторые техники, когда края оставляют не обшитыми. Но это частные случаи.

Отделочные швы редко соединяют части изделия или оформляют его края. Они призваны декорировать и создавать необычные эффекты. Отделочные швы машинные находятся где-то посередине между вышивкой и обычным швом.

Разновидности соединительных швов

В специальной литературе терминология машинных швов довольно обширна, а порой и немного синонимична. Один и тот же шов может иметь несколько названий, но технология его исполнения от этого не меняется.

Портные выделяют такие основные виды швов:

  • Стачной и обтачной используются для простого соединения двух деталей ткани.
  • Двойной выворотный шов уместен в постельном белье и детской одежде. Он имеет не такой грубый рубец, а края ткани, обработанные этим способом, не вытрепываются.
  • Расточной шов используется в тех местах, где границы соединения ткани необходимо максимально скрыть.
  • Запошивочный шов имеет два варианта. Чаще всего он встречается на Поэтому его второе название - джинсовый.
  • Настрочный шов необходим для того, чтобы максимально надежно скрепить две детали в том месте, где на них будет максимальная нагрузка.

Как видим, машинные швы очень разнообразны, и применяются они под конкретные задания. Для того чтобы они имели максимальную эффективность, необходимо правильно соблюдать технологию их выполнения.

Стачной и обтачной швы

Основные машинные швы, которыми соединяют детали швейных изделий - стачные и обтачные. По сути, это варианты одного шва, применяемые в разных целях.

Стачной шов основывается на ниточной соединительной строчке. При этом ширина самого шва напрямую зависит от качества и свойства ткани, а также от целей использования изделия. Шириной называют расстояние от края детали до строчки.

Его технология выглядит так: детали изделия складываются лицевыми сторонами друг к другу и прошиваются на определенном ранее расстоянии от края. Далее срезы можно разутюжить, то есть разложить на разные стороны и пригладить утюгом, либо заутюжить в одну сторону или на ребро.

Для воротников, хлястиков, клапанов карманов и манжет уместнее использовать обтачной шов. Сначала изделие прострачивается стачным швом. Потом с лицевой стороны необходимо изделие выметать так, чтобы получился небольшой кант - шириной 1-2 мм. Но это не аксиома. К примеру, обтачной шов может быть до 8 мм, если это осыпающаяся ткань. Таковы виды машинного шва, являющиеся основными для портных.

Джинсовый шов

Это очень прочный и надежный шов. Его видел каждый, у кого дома есть джинсы. А они есть у всех. В любом пособии вы найдете разные виды машинных швов, таблица которых всегда содержит и несколько разновидностей запошивочного (джинсового). Его преимущество еще и в том, что он одинаково красиво смотрится как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Технология его изготовления понятна и сравнительно проста. Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь. При этом нижняя должна выступать на расстояние около 1 см из-под верхней. Прострачиваем детали между собой на расстоянии около 7 мм от края верхней. Первый этап работы над швом завершен.

Нижний срез изделия необходимо подогнуть до самой строчки и накрыть верхним слоем ткани. Перевернув изделие на другую сторону, прострачиваем складку на расстоянии 1-2 мм от ее края с обеих сторон. У нас выйдет складка с двумя параллельными строчками, которые одинаково выглядят как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Другие соединительные машинные швы

Накладные швы широко применяются при соединении карманов или кокеток с изделием. Они имеют среднюю степень прочности. В то же время нуждаются в высоком уровне мастерства швеи, поскольку неровная строчка испортит внешний вид изделия.

Этот шов бывает двух видов: с открытым и закрытым краем. Для закрытого края деталь предварительно проглаживается и наметывается, чтобы облегчить работу с ней. Технология выполнения шва проста. На заранее намеченное место накладывается необходимая деталь и пришивается обычной или декоративной строчкой. Место пришивания хорошенько разглаживается.

Расстрочный шов относится к соединительно-декоративным. Он выполняется на основании стачного шва. Его ширина должна быть немного больше, поскольку с изнаночной стороны края шва разглаживаются и прошиваются параллельно основному. Расстояние при этом может быть любым. Главное, соблюсти два важнейших условия:

1) швы должны быть строго параллельны относительно середины;

2) расстояние от центрального шва к боковым должно быть идеально одинаковым.

Иначе весь декоративный эффект исчезнет, а будет только неаккуратное изделие.

Способы отделки краев

Немаловажно для любого изделия правильно отделать его края. В промышленных целях и у профессиональных портных для этих целей есть оверлок. Эта машина позволяет так обшить край, что он никогда уже не рассыплется. Но внешне это выглядит не очень аккуратно. Поэтому видимые края поддают дополнительной обработке.

В этих целях используют как подгибание ткани, так и ее окантовку. Это зависит от вида и структуры материала, с которым работает мастер. Также эксплуатационные характеристики накладывают свои особенности на обработку краев.

Чаще всего используют разнообразные швы в подгибку и окантовочные машинные швы. 7 класс в школах разбирает технологии основных из них. Поэтому каждой женщине примерно известно, как они выполняются и когда их лучше применять.

Иногда для придания большего декоративного эффекта можно объединять их с отделочными швами или декоративными строчками.

Швы в подгибку

Самые распространенные виды машинного шва для отделки края изделия - это разнообразные швы в подгибку. Начнем с самого простого - с открытым краем. Берем изделие и проглаживаем его края на изнаночную сторону. После этого прошиваем обычной или декоративной строчкой на расстоянии 5-7 мм от изгиба. Если имеем дело с осыпающейся тканью, то ее лучше сначала оверлочить. Этот вид шва используется, чтобы не утяжелять низ изделия. Но край всегда подвержен растрепыванию.

Двойной шов позволяет спрятать необработанный край внутрь. Для этого сначала проглаживаем край в направлении изнанки, а потом подгибаем и еще раз проглаживаем, пряча край внутрь. После этого прошиваем шов таким образом, чтобы прострочить оба слоя. Такой шов получается более надежным, но и объемным одновременно, что не очень хорошо для легких изделий.

Еще один вариант в подгибку - двойной шов прострачивается дважды, за 2-3 миллиметра от места нижнего изгиба, и такое же расстояние отступаем от верхнего внутреннего подгиба. Такой встречается в основном в брюках и джинсах, которые больше всего подвержены изнашиванию.

Окантовочные швы

Для горловины и низа рукавов в блузах порой нужна кардинально другая технология. Машинные швы здесь должны быть легкими и с минимальными рубцами, чтобы не натирать кожу. В таких случаях используются окантовочные швы.

Выполнить их без предварительной наметки довольно сложно, поскольку швее приходится следить за тремя краями. При этом кант подгибается внутрь, что существенно усложняет процесс.

Кант - это лоскут ткани, которым закрывается внешний край изделия. Его подбирают такой длины, чтобы хватило на отделку по всему периметру. С обеих сторон окантовочный лоскут проглаживается в направлении изнаночной стороны. Далее приметывается к изделию и прострачивается максимально близко к краю.

Немного усложненным вариантом выступает предварительная сборка края изделия в складки. В таких случаях кант просто необходим для того, чтобы добавить долговечность изделию. Но застрочить его намного сложнее, чтобы складки имели равномерный характер.

Декоративные швы

Пошить изделие - не проблема. Намного сложнее сделать его красивым, изящным и модным. Для этих целей существуют разные виды машинных швов. Таблица декоративных строчек всегда идет в комплекте к швейной машинке. Их использование уже существенно оживит изделие. Но можно прибегнуть и к более профессиональным способам. Для этого нужно проявить немного фантазии и швейного мастерства.

По сути, все декоративно-отделочные швы основываются на соединительных и краевых. Просто в их исполнении используются не совсем специфические для них приемы. Какие именно, рассмотрим ниже.

Усложненный крой

Все мы знаем, что, к примеру, блуза состоит из двух передних полочек и спинки. В этом нет ничего особенно декоративного. Чистая классика и скукота. Но те же полочки можно выкроить из двух и более деталей, а для их соединения использовать разные виды машинных швов, схемы которых мы рассмотрели выше.

Добавим немного "хулиганства" в манжетах. Пошьем их накладным швом, да еще и из нескольких лоскутов. При этом края последних немного растрепаем, как будто это небольшие заплатки. Конечно, такой прием получится лишь с натуральной тканью, которая практически не осыпается. Но это показывает главный принцип отделочных швов - не бойтесь экспериментировать.

Швейные машинки

Чтобы выполнять основные виды машинных швов, достаточно бытовой швейной машинки. К тому же в наборе с современными моделями часто идут дополнительные лапки и насадки, которые облегчают этот процесс. Некоторые из них даже позволяют выполнять небольшие вышивки, что немаловажно в процессе декорирования изделий.

В то же время некоторые мастерицы говорят, что ни одна современная модель не может сравниться с классическими советскими машинками. Это свидетельствует о том, что для качественной работы достаточно мастерства и немного профессиональной интуиции.